Содержание
Введение
Глава 1.Теоретические основы аналитического учета затрат на производстве
1.1Аналитический учет затрат на производстве
1.2Производственный учет затрат
Глава 2.Практические основы аналитического учета производственных затрат в ОАО «ОЗМК»
2.1 Краткаяхарактеристика ОАО «ОЗМК»
2.2Аналитический учет материалов
2.3Аналитический учет основных средств и их амортизация
Глава 3.Пути совершенствования аналитического учета затрат напроизводстве в ОАО «ОЗМК»
Заключение
Списокиспользованной литературы
Введение
Себестоимость продукции – выраженные в денежной форме затратына ее производство и реализацию. В условиях перехода к рыночной экономикесебестоимость продукции является важнейшим показателемпроизводственно-хозяйственной деятельности предприятия. Исчисление этогопоказателя необходимо для оценки выполнения плана по данному показателю и егодинамики; определения рентабельности производства и отдельных видов продукции; выявлениярезервов снижения себестоимости продукции; определения цен на продукцию;обоснования решений о производстве новых видов продукции и снятия спроизводства устаревших.
Управление себестоимостью продукции предприятий – планомерныйпроцесс формирования затрат на производство всей продукции и себестоимостиотдельных изделий, контроль за выполнением заданий по снижению себестоимостипродукции, выявления резервов ее снижения. Основными элементами системыуправления себестоимостью являются прогнозирование и планирование, нормированиезатрат, учет и калькулирование, анализ и контроль за себестоимостью. Все онифункционируют в тесной взаимосвязи друг с другом.
Основные задачи бухгалтерского учета затрат на производствои калькулирования себестоимости продукции – учет объема, ассортимента икачества произведенной продукции, выполненных работ и оказанных услуг иконтроль за выполнением плана по этим показателям; учет фактических затрат напроизводство продукции и контроль за использованием сырья, материальных, трудовыхи других ресурсов, за соблюдением установленных смет расходов по обслуживаниюпроизводства и управлению; калькулирование себестоимости продукции и контрольза выполнением плана по себестоимости; выявление резервов снижениясебестоимости продукции.
Учет затрат на производство и калькулирование себестоимостипродукции являются составной частью общей единой системы бухгалтерского учета.
Цель данной работы – аналитический учета затрат напредприятии.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующиезадачи:
- изучение теоретические основы аналитического учета затратна производстве;
- изучить процедуру учета затрат на ОАО «ОЗМК»;
- рассмотреть возможность оптимизации учета затрат на данномпредприятии.
Глава 1. Теоретические основы аналитического учетазатрат на производстве
аналитический учет затрата производственный
1.1 Аналитический учет затрат на производстве
Промышленное предприятие включает целый ряд звеньев,самостоятельных и взаимодействующих систем со специфическими особенностями,участвующих в производстве и связанных общей задачей. Одну из таких системпредставляют бухгалтерский учет, налоговый учет, анализ и аудит. Этиэкономические звенья объединены в единую систему не только по общей целевойнаправленности (как функций управления), но и по стадиям реализации (подготовкаинформационной базы, анализ и оценка, формирование элементов налогообложения,исправление ошибок с участием аудита).
Методически все эти звенья и направления объединяеткомплексный анализ на основе бухгалтерского учета, который являетсяинформационной базой аудиторской проверки. Учетно-аналитическая система вшироком смысле — это система, базирующаяся на бухгалтерской информации,включающей оперативные данные, статистическую, техническую, социальную и другиевиды информации.
Таким образом, в настоящее время в России действуютпонятия бухгалтерского (финансового) учета, управленческого учета и налоговогоучета. Соответственно выделяются категории финансового и управленческогоанализа. Кроме того, существуют финансовый аудит (аудит финансовой отчетности),управленческий аудит и налоговый аудит.
При современном уровне развития рыночных отношенийпроисходит процесс активной интеграции традиционных методов учета, анализа,нормирования, контроля и аудита в единую учетно-аналитическую систему полученияданных и обработки информации, в частности в учетно-аналитическую системузатрат на производство. Данная система ориентируется на достижение как текущихцелей учета затрат и получения прибыли, так и на глобальных стратегическихцелей. При этом на первый план выходит системное, комплексное решение проблем.
Учетно-аналитическая система затрат включает этапы:сбор информации, обработка данных, формирование отчетных документов. В итогесоставляются бухгалтерские балансы и приложения к ним. Более подробно данныйпроцесс представлен ниже.Виды учетных документов Методы анализа Оперативные документы
Сравнение с нормативом
Проверка достоверности данных по затратам
Логическая оценка показателей
Журнал регистрации
хозяйственных операций
Проверка хронологии записей
Сравнение данных журнала с данными первичных документов
Группировка хозяйственных операций по видам затрат на производство Бухгалтерские записи
Группировка операций по счетам затрат
Оценка операций, влияющих на сальдо счета 20 «Основное производство»
Учетные регистры
(журналы-ордера,
ведомости) Сравнение соответствия данных, приведенных в регистрах Оценка конечных данных по каждой записи, особенно величины незавершенного производства Главная книга
Свод данных из журналов и ведомостей
Оценка сводных данных по сгруппированным счетам затрат Баланс Сравнительный анализ динамики и структуры затрат Приложения к балансу Сравнение с нормативными, плановыми документами и в динамике, факторный анализ состава себестоимости
1.2 Производственный учетзатрат
Производственным учетом называется составление внутреннихотчетов, предназначенных для использования аппаратом управления при планировании,осуществлении контроля и принятии решений.
Важнейшим аспектом содержания внутренних отчетов являютсяанализ и управление затратами. В этом смысле производственный учет представляетсобой сочетание управленческого и финансового учета.
Производственный учет (независимо от вида деятельности)имеет следующие основные функции:
- регистрация затрат и представление отчетов (в том числеклассификация, обобщение, сообщение и пояснение данных о затратах длявнутреннего и внешнего пользования);
- определение, или оценка величины затрат (по конкретнымпродуктам, услугам или подразделениям данной организации);
- управление стоимостью (получение точных данных о себестоимостипродукта и использование их управленческим персоналом для принятия решений потаким узловым вопросам, как назначение цены, состав продукции, технологияпроизводства);
- анализ затрат (исследование данных о затратах,представление их в виде информации, пригодной для управленческого планированияи контроля, принятия решений краткосрочного и долгосрочного действия).
Затраты — показатель прошлой или будущей способности вовлеченияэкономических ресурсов в производственный процесс в интересах достиженияпоставленной цели.
Планирование затрат — это процесс определения целей какорганизации в целом, так и ее отдельных подразделений в форме постановкипроизводственных задач и средств для их выполнения.
Планы конкретизируются в сметах (показатели плана вденежном выражении). Например, смета расходов — это план ожидаемых затрат;смета перспективных доходов — это план поступлений и издержек будущего периода.
В любой смете заложена возможность осуществления контроля(путем сравнения фактических затрат с запланированными), определения отклоненийи их анализ.
В процессе контроля затрат сначала устанавливаются стандарты-нормативырасходов (например, нормативные затраты и запасы). По этим данным можноопределять показатели эффективности.
Затем выявляются различия между плановыми и фактическимипоказателями. Это позволяет определить неблагоприятные тенденции, установитьпричины отклонения от плана и внести соответствующие коррективы.
Задачей бухгалтерского управленческого учета являетсясоставление отчетов второй и третьей групп, информация которых предназначенадля собственников предприятия (организации), где проводится учет, и егоуправляющих (менеджеров), т.е. для внутренних пользователей бухгалтерскойинформации. Эти отчеты должны содержать информацию не только об общемфинансовом положении предприятия, но и о состоянии дел непосредственно вобласти производства. Содержание отчетов может меняться в зависимости от ихцелевого назначения и должности администратора, для которого они предназначены,например: анализ себестоимости изделия — с целью определения себестоимостипродукции; сметы — для планирования будущих операций; текущие оперативныеотчеты центра ответственности (производственного участка) — для оценкирезультатов его работы; отчеты о понесенных затратах — для принятиякраткосрочных решений; анализ сметы капитальных вложений — для целейдолгосрочного планирования и т.д. Менеджеры нуждаются в информации, котораяпоможет им в принятии решений, контроле и регулировании управленческойдеятельности. К такой информации можно отнести, например, продажные цены,затраты на производство, спрос, конкурентоспособность, рентабельность товаров,выпускаемых их предприятием.
Управленческий учет — это прежде всего постоянная работа сфинансовой информацией.
Таким образом, управленческий учет — это учетный методосуществления предприятием функций планирования, контроля и принятия решений.
В отличие от анализа затрат в управленческом учете используютсядополнительная документация, например, финансовые отчеты (в том числе отчеты одвижении денежных средств).
Организация учета затрат на производство продукцииоснована на следующих принципах:
- неизменность принятой методологии учета затрат на производство икалькулирования себестоимости продукции в течение года;
- полнота отражения в учете всех хозяйственных операций;
- правильное отнесение расходов и доходов к отчетным периодам;
- разграничение текущих затрат на производство и капитальныевложения;
- регламентация состава себестоимости продукции.
Управленческий учет представляет собой систему учета,планирования, контроля, анализа данных о затратах и результатах хозяйственной деятельностив разрезе необходимых для управления объектов, оперативного понятия на основеразличных управленческих решений в целях оптимизации финансовых результатовдеятельности предприятия. Т.П. Карпова характеризует управленческий учет какпроцесс, ограниченный рамками предприятия, который готовит для руководителейразных уровней управления информацию для планирования, собственно управления иконтроля за деятельностью структурных подразделений и предприятия в целом. Помнению М.А. Вахрушиной, управленческий учет можно определить каксамостоятельное направление бухгалтерского учета предприятия, котороеобеспечивает ее управленческий аппарат информацией, используемой дляпланирования, управления, контроля и оценки предприятия в целом, а также ееструктурных подразделений. Ч.Т. Хорнгрен рассматривает управленческий учет сточки зрения его субъективности и конфиденциальности. По его мнению, именноэтот вид учета несет основную нагрузку обеспечения принятия управленческихрешений и им занимаются профессионалы высокого класса.
Управленческий учет не представляет собой учет вузком смысле как систему сбора, регистрации и обобщения информации. Это,скорее, система управления предприятием, интегрирующая различные подсистемы иметоды управления и подчиняющая их достижению единой цели.
Бухгалтерский (финансовый) учет формирует данные, наоснове которых ведется управленческий учет (учет затрат на производство,контроль за ними и прогнозирование прибыли). Эти виды учета имеют своиособенности:Бухгалтерский (финансовый) учет Управленческий учет Связан с результатами деятельности предприятия Связан с процессом формирования, контроля и планирования затрат Предназначен для внешних пользователей Предназначен для внутренних пользователей Регулируется системой норм, требований, правил, принципов Самостоятельно регулируется на каждом предприятии в соответствии с потребностями менеджеров высшего и среднего звена Распространяется не на отдельные подразделения фирмы, а на деятельность предприятия в целом
Большое внимание уделяется оценкам будущих периодов
Содержится больше информации в неденежном выражении
Меньше внимания обращается на точность данных
Отчеты представляются ближе к дате реального события
В отличие от бухгалтерского учета, который базируетсяна фундаментальном принципе «двусторонности» (каждая сумма отражаетсяметодом двойной записи по дебету и кредиту соответствующих счетов), налоговыйучет базируется на принципе односторонних записей:
доходы, фиксируемые в регистрах учетаналогооблагаемых доходов, формируют доходную часть налоговой отчетности;
расходы, фиксируемые в регистрах учета расходов,учитываемых при исчислении налога на прибыль, формируют расходную частьналоговой отчетности.
В результате в налоговом учете формируется база дляналогообложения прибыли в виде доходов за минусом расходов.
Финансовый анализ предполагает комплексную оценкудеятельности организации на основе использования ряда показателей. Такая оценкавключает выбор наиболее значимых для конкретной организации или группыорганизаций показателей, исчисляемых на основе бухгалтерских отчетных данных ианализа их динамики, ранжирования по степени значимости, изучение влияния навеличину комплексного анализа. Финансовый анализ позволяет судить обэффективности и надежности деятельности организации и ее руководящего состава.В рамках финансового анализа проводится «горизонтальное»сопоставление статистического баланса и исчисляемых показателей за несколькоотчетных периодов, а также «вертикальное» сопоставление деятельностиданной организации с другой.
Финансовый анализ можно рассматривать как способнакопления и использования данных бухгалтерского учета, целями которогоявляются:
- оценка текущего и перспективного финансового положенияорганизации;
- определение возможности и целесообразности темпов развитияорганизации;
- выявление доступных источников средств и реальной возможности ихмобилизации;
- прогноз положения организации на рынке капитала.
Финансовый анализ является частью общего, полногоанализа хозяйственной деятельности, который состоит из двух тесновзаимосвязанных разделов: финансового анализа и производственногоуправленческого анализа. Разделение анализа на финансовый и управленческийобусловлено сложившимся на практике разделением системы бухгалтерского учета вмасштабе организации на финансовый учет и управленческий учет. Такое разделениеанализа несколько условно, потому что внутренний анализ может рассматриватьсякак продолжение внешнего анализа, и наоборот.
Финансовый анализ базируется на данных бухгалтерскогоучета и вероятностных оценках будущих факторов хозяйственной жизни. Он являетсясущественным элементом финансового менеджмента и аудита. Практически всепользователи финансовых отчетов организаций применяют методы финансовогоанализа для принятия решений по оптимизации своих интересов.
Основной целью финансового анализа является получениенебольшого числа ключевых (наиболее информативных) параметров, дающихобъективную и точную картину финансового состояния организации, его прибылей иубытков, изменений в структуре активов и пассивов, в расчетах с дебиторами икредиторами.
Результаты финансового анализа позволяют выявитьуязвимые места, требующие особого внимания, и разработать мероприятия по ихликвидации.
Характерными особенностями финансового анализаявляются:
- множественность субъектов анализа, пользователей информации одеятельности предприятия;
- разнообразие целей и интересов субъектов анализа;
- наличие типовых методик анализа, стандартов учета и отчетности;
- ориентация анализа только на публичную, внешнюю отчетностьорганизации;
- ограниченность задач анализа как следствие предыдущего фактора;
- максимальная открытость результатов анализа для пользователейинформации о деятельности организации.
В задачи финансового анализа затрат на производствовходят:
- проверка обоснованности плана по себестоимости, прогрессивностинорм затрат;
- оценка выполнения плана и изучение причин отклонений от него,динамических изменений;
- выявление резервов снижения себестоимости;
- изыскание путей их мобилизации.
Управленческий анализ охватывает все виды учетнойинформации, которая собирается и обрабатывается для внутреннего пользованияруководством.
Особенностями управленческого анализа являются:
- ориентация результатов анализа на свое руководство;
- использование всех источников информации для анализа;
- отсутствие регламентации анализа со стороны;
- комплексность анализа, изучение всех сторон деятельностиорганизации;
- интеграция учета, анализа, планирования и принятия решения;
- максимальная закрытость результатов анализа в целях сохранениякоммерческой тайны.
Анализ затрат на производство и реализацию продукциипредставляет собой объективно необходимый элемент управления производством, втом числе и затратами.
Необходимо сохранить целостность анализа затрат приусловии децентрализованной обработки информации, т.е. соединить процессобработки информации по себестоимости с процессом принятия решения. При этомбудут оцениваться не только результаты, но и ход хозяйственной деятельности,экономических процессов и возможности влияния на них путем принятияуправленческих решений в оперативном режиме.
Глава 2. Практические основыаналитического учета производственных затрат в ОАО «ОЗМК»
/>2.1 Краткая характеристикаОАО «ОЗМК»
Орский завод металлоконструкций проектирует и изготавливает комплектныебыстровозводимые здания для складских и промышленных помещений, торговых испортивных комплексов, выставочных и развлекательных центров, боулинг-клубов,ангаров для авиатехники, станций технического обслуживания автомобилей,автосалонов, гаражей, зернотоков и зернохранилищ, мельниц, птичников. Восновную номенклатуру завода входят также строительные металлоконструкции,профнастил, стеновые панели.
Отличительной особенностью работы Орского заводаметаллоконструкций является точное исполнение требований Заказчика. Послеполучения от Заказчика технического задания на разработку с указаниемосновных параметров здания и его функционального назначения, специалисты заводав кратчайшие сроки проработают варианты конструкции и фасадов, рассчитаютстоимость комплекта, определят объем необходимого транспорта для отгрузки.Применяемые архитектурные и дизайнерские решения по компоновке и оформлениюзданий позволяют гармонично вписать их в архитектурный облик населенных пунктови промышленных объектов. Сотрудничество с ведущими проектными институтами ипроектно-конструкторскими фирмами дает возможность снизить материалоемкостьконструкций и стоимость поставляемых зданий.
Стабильно высокое качество и конкурентоспособность выпускаемой продукциидостигается благодаря использованию современного оборудования и новейшихтехнологий, эффективной организации производственной и коммерческойдеятельности.
ОАО «ОЗМК» является самостоятельным предприятием, имеет самостоятельныйбаланс, расчетный и иные счета в учреждениях банка, печать со своимнаименованием, бланки.
ОАО «ОЗМК» является самостоятельным плательщиком налогов.
Форма бухгалтерского учета на предприятии журнально-ордерная. Графикомдокументооборота предусмотрено составление отчетов по пятидневкам, т.е.первичные документы, составленные в течение любой пятидневки, комплектуются вобщий отчет.
Отчеты сдаются в бухгалтерию, где бухгалтер проверяет и обрабатывает их,а также делает разноску в компьютер в связи с тем, что учет в ОАО «ОЗМК»автоматизирован.
В конце отчетного периода в компьютерной сети создаются журналы-ордера покаждому ведущемуся счету, а затем путем копирования формируется Главная книга.
Премирование работников ОАО «ОЗМК» за основные результатыхозяйственно-финансовой деятельности производится ежемесячно.
Таблица 2.1 Оценка результативности финансово-хозяйственной деятельности
Направление
анализа Показатель 2005 г. 2006 г. 2007 г.
Изменение
06 с 05 г.
Изменение
07 с 06 г.
Оценка
прибыльности 1. Балансовая прибыль 4406 15064 30154 10658 15090 2. Чистая прибыль 4406 11216 21306 6810 10090 3. Выручка от реализации 120081 217964 444270 97883 226306 4. Рентабельность общая 2% 4% 7% 2% 3% 5. Рентабельность основной деятельности 9% 9% 11% 0% 2%
Оценка
динамичности 1.Оборачиваемость активов 0,58 0,84 1,53 0,26 0,69 2. Оборачиваемость оборотных средств 177,84 191,03 119,34 13,20 -71,70 3. Потребность в доп. внешнем финансировании -165198,53 -291868,08 -683388,35 -126669,55 -391520,26 4.Продолжительность операционного цикла 187,02 197,43 124,25 10,40 -73,17 5.Продолжительность финансового цикла 186,69 197,00 123,99 10,32 -73,01 6.Коэффициент погашаемости дебиторской задолженности 0,04 0,27 0,06 0,23 -0,21
Оценка эффективности
использования
экономического потенциала 7.Рентабельность авансированного капитала 0,02 0,04 0,07 0,02 0,03 8.Рентабельность собственного капитала 0,03 0,08 0,13 0,05 0,06
Как показывает анализ структуры оборотных активов, оборотные средстваувеличились на 56334 тыс. руб. с 59319 до 115663 или на 94,9 %. Это увеличениепроизошло в основном из-за увеличения запасов сырья и материалов и дебиторскойзадолженности. При этом доля просроченной дебиторской задолженности в суммекраткосрочной дебиторской задолженности снизилась с 31% до 5%, т.е. образовавшаясясумма дебиторской задолженности является ликвидной.
Удельный вес оборотных средств в стоимости имущества предприятия в анализируемомпериоде возрос на 15.6 % с 29.3 до 44.4 % (см. приложение 2) .
Запасы сырья, материалов и других аналогичных ценностей увеличились на14452 тыс. руб.
Запасы готовой продукции на складе уменьшились на 4824 тыс. руб. с 13546до 8722 или на 35.6 %. Это объясняется большой отгрузкой, произведенной в 4 кв.2006г.
Объем дебиторской задолженности и НДС увеличился на 44496 тыс. руб. с18829 до 63325. При этом его доля в стоимости всего имущества увеличилась на15.3 % с 9.0 до 24.3 %.
Остатки краткосрочных финансовых вложений не изменились, а остатки денежныхсредств незначительно уменьшились.
Все эти признаки говорят нам о том, что в течение 2005 – 2006 гг. ОАО«ОЗМК» придерживалось агрессивной политике управления текущими активами.
Эти выводы подтверждаются и значениями показателейоборачиваемости оборотных средств и рентабельности активов за 2005 — 2006 гг, которыедостаточно низки./>2.2 Аналитический учет материалов
Основа бухгалтерского учёта – отражение хозяйственных операцийна счетах. По степени детализации учёта счета подразделяются на синтетические ианалитические.
Аналитический учет – это отражение движения средств предприятияи их источников с детальным представлением сведений (конкретное наименование,единица измерения, количество, цена, сумма и т.д.) на аналитических счетах(ведомости, журналы, карточки учета, справки и т.д.).
Аналитический учёт затрат на производство каждоепредприятие организует в соответствии с характером производственного процесса,а также особенностями выпускаемой продукции или выполняемых работ. Основываясьна общих правилах ведения бухгалтерского учёта, бухгалтерия предприятияобеспечивает весь управленческий персонал информацией, необходимой дляконтроля, анализа, управления и планирования хозяйственной деятельности.
Предприятия порой очень существенно отличаются одно от другогопо технологическому процессу, по организационной структуре, по взаимосвязи ивзаимозависимости между отдельными структурными подразделениями. Отличительныеособенности предприятия в первую очередь проявляются в организациипроизводства, которая обусловлена технологией изготовления продукции. Поэтомусодержание, объем, вид и форму представления информации, необходимой дляуправления процессом производства, каждое предприятие формирует самостоятельно.При этом особенно важное значение имеет правильная организация исвоевременность учёта затрат по видам продукции (работ, услуг) иподразделениям, т.е. правильная организация аналитического учёта.
Данные аналитического учёта используют при составлениивнутренней отчетности, которая строится на информации о видах, количестве,цехах-изготовителях, статьях затрат выпускаемой продукции.
В 25 главе Налогового кодекса РФ устанавливается новоепонятие прямых затрат на производство продукции, работ, услуг. Теперь в суммупрямых затрат включаются материальные затраты, расходы на оплату труда (включаяотчисления органам Социального Страхования) и сумма начисленной амортизации наОсновные средства, занятые в сфере производства. Все эти расходы по окончании отчетногопериода в полном размере включаются в учетную цену готовой продукции.
Аналитический учет материалов на ОАО «ОЗМК» начинается с«карточки складского учета материалов» (типовая межотраслевая форма № М-17),которая составляется на основании первичных документов на поступлениематериалов на склад и на отпуск материалов со склада. Учет ведется посебестоимости каждой единицы материалов. Материалы принимаются и учитываются пофактической себестоимости приобретения, т.е. по сумме всех расходов до моментаих получения без учета НДС уплаченного за них.
Перемещение материалов внутри производства (между складом ицехом) документируется путем составления «требования-накладной» (типоваямежотраслевая форма №М-11) на отпуск материалов со склада в цех и на возвратнеиспользованных материалов из цеха на склад.
По окончании отчетного периода составляется «ведомостьучета сырья и материалов по счету 10» (табл. 2.2) путем перенесения итогов «карточекскладского учета материалов». Затем на ведомости делаются бухгалтерскиепроводки на итоги движения материалов за отчетный период и через них данныепереносятся в Главную Книгу, а затем в Баланс.
Аналитический учет заработной платы на ОАО «ОЗМК» начинаетсяс «лицевого счета работника» (типовая межотраслевая форма № Т-55) в которуюзаписываются необходимые сведения о работнике (семейное положение, разряд,оклад, стаж работы, время поступления на работу, дату рождения и т.д.), всевиды начислений и удержаний из заработной платы за каждый месяц.
Путем перенесения последних записей из «лицевых счетовработников» составляется «расчетно-платежная ведомость» (типовая межотраслеваяформа № Т-49), которая исполняет следующие функции: накопительного документа вмесяц начисления заработка для исчисления налогов и сборов в бюджеты и фонды;расходного кассового ордера, по которому в следующем месяце выплачиваетсязаработная плата; стороннего гаранта соблюдения права работника на исполнениеобязанности со стороны работодателя по выплате заработной платы.
На основании итоговых строк месячных расчетно-платежныхведомостей составляется итоговый квартальный «журнал-ордер с ведомостью посчету 70» на итоге которого делаются бухгалтерские проводки, через которыеданные о начислениях и удержаниях работников переносятся в Главную Книгу, азатем в Баланс.