Реферат по предмету "Бухгалтерский учет и аудит"


Управление дебиторской и кредиторской задолженностью в условиях мирового финансово-экономического кризиса

РОССИЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ
им. Г.В. ПЛЕХАНОВА 
ФИЛИАЛ В г. ТАШКЕНТЕ
 
КАФЕДРА «ФИНАНСЫ И КРЕДИТ»
 
Рекомендована к защите
«___»___________2009г.
                                                                                      ___________________                                                          
                                                                                       зав. кафедрой
        
НАЖМИДДИНОВ ХУРШИД БАХОДИРОВИЧ 

УПРАВЛЕНИЕ ДЕБИТОРСКОЙ И КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ В УСЛОВИЯХ МИРОВОГО ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА
 
ВЫПУСКНАЯ КВАЛЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
 
на соискание степени бакалавра экономики
по направлению 080100.62 – «Экономика»,
специализация «Финансы и кредит»
 
 
 
Научный руководитель:
Д.э.н. проф. Рузиев Д.Т.
 
ТАШКЕНТ — 2009ВВЕДЕНИЕ
 
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ И КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕНОСТЬЮ.
1.1 Понятия о дебиторской и кредиторской задолженности. Принципы организации учета расчетных операций.
1.2  Порядок проведения взаимной выверки дебиторской и кредиторской задолженности между хозяйствующими субъектами 
1.3 Инвентаризация дебиторской и кредиторской задолженности, информация в бухгалтерской отчетности
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ И КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ.
2.1 Учет расчетов с разными дебиторами и кредиторами  
2.2 Раскрытие информации о расчетах дебиторской и кредиторской задолженности в бухгалтерской отчетности
2.3 Отчетность по дебиторской и кредиторской задолженностям
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ И КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ.
3.1 Современное состояние дебиторской и кредиторской задолженности в ООО «СамАвто»
3.2 Основные направления по совершенствованию управления дебиторской и кредиторской задолженностью.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 
ПРИЛОЖЕНИЯ
 
 
 
 
 
ВВЕДЕНИЕ
         Важной частью хозяйствующих субъектов является дебиторская и кредиторская задолженность. Осуществляя деятельность предприятия, с переходом на рыночные отношения, важнейшими проблемами является управление дебиторской и кредиторской задолженностью. Состояние бухгалтерской информации связано с оперативностью и качеством данных направлений.
Оперативность и качество управления дебиторской и кредиторской задолженностью зависит от того, на сколько рационально организован бухгалтерский учет на предприятии и как эффективно осуществляется деятельность бухгалтерской службы.
Рациональная организация бухгалтерского учета включает в себя целый комплекс мероприятий по оптимальному построению учетного процесса и позволяет более эффективно осуществлять оперативное руководство хозяйственной деятельностью предприятия с целью его перспективного развития.
Системные преобразования в экономике Узбекистана затрагивают множество проблем. Так в докладе Президента республики Узбекистан И.А. Каримова на заседании Кабинета Министров, посвященному итогам социально-экономического развития страны в 2008 году и важнейшим приоритетом углубления экономических реформ в 2009 году1 отмечено, что «…в 2009 году приоритетной остается задача дальнейшего ускоренного развития сферы услуг и малого бизнеса как важнейшего фактора обеспечения занятости, повышения качества жизни населения». При этом Президент акцентирует внимание на то, что «…мобильный характер малого бизнеса, его способность относительно легко приспосабливаться к изменениям конъюнктуры рынка и запросов потребителя, делает его незаменимым инструментом создания новых рабочих мест и повышения доходов населения в период мирового экономического кризиса». 
_____________________
1Каримов И.А. Дальнейшая модернизация обновления страны – требование времени. // Народное слово, № 33, 34 от 14.02.2009г.
Основной целью работы является изучение вопросов состояния и управления дебиторской и кредиторской задолженностью. В связи с этим, необходимо решить следующие задачи:
-         сущность дебиторской и кредиторской задолженностей;
-         учет расчетов с разными дебиторами и кредиторами;
-         информация, связанная с расчетами дебиторской и кредиторской задолженностью;
-         анализ дебиторской и кредиторской задолженности;
-         состояния управления дебиторской и кредиторской задолженностей на примере предприятия.
Источниками информации для написания данной выпускной работы послужили законы, нормативные акты РУз, постановления и указы Президента РУз, а также учебная и периодическая литература таких авторов как Бабаев Ю.А., Вещунова Н.Л., Гулямова Ф.Б., Захарин В.Р., Ковалев В.В., Козлова Е.П., Кондраков Н.П., Пошерстник Н.В. и другие.
В процессе изучения и выполнения данной работы использовались статистические, монографические и другие методы экономического направления и анализа.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ И КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕНОСТЬЮ.
 
1.1 Понятия о дебиторской и кредиторской задолженности. Принципы организации учета расчетных операций.
Понятие дебиторской и кредиторской задолженности.  Поддебиторской понимают задолженность других организаций, работников и физических лиц данной организации (задолженность покупателей за купленную продукцию, подотчетных лиц за выданные им под отчет денежные суммы и др.). Организации и лица, которые должны данной организации, называются дебиторами. 
Кредиторской называют задолженность данной организации другим организациям, работникам и лицам, которые называются кредиторами. 
Кредиторов, задолженность которым возникла в связи с покупкой у них материальных ценностей, называют поставщиками. Задолженность по начисленной заработной плате работникам организации, по суммам начисленных платежей в бюджет, внебюджетные фонды, в фонды социального назначения и другие подобные начисления называют обязательствами по распределению. Кредиторы, задолженность которым возникла по другим операциям, называют прочими кредиторами. 
В бухгалтерском балансе дебиторская и кредиторская задолженности отражаются по их видам. 
Дебиторская задолженность отражается в основном на счетах 4000 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 4300 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», а кредиторская — на счетах 6000 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 4300 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». 
По истечении срока исковой давности дебиторская и кредиторская задолженности подлежат списанию. Общий срок исковой давности установлен в три года. Для отдельных видов требований законом могут быть установлены специальные сроки исковой давности, сокращенные или более длительные по сравнению с общим сроком. 
Срок исковой давности начинает исчисляться по окончании срока исполнения обязательств, если он определен, или с момента, когда у кредитора возникает право предъявить требование об исполнении обязательства. 
Дебиторская задолженность по истечении срока исковой давности списывается на уменьшение прибыли или резерва сомнительных долгов . 
Списание задолженности оформляется приказом руководителя и следующими бухгалтерскими записями: 
 Списанная дебиторская задолженность не считается аннулированной. Она должна отражаться на забалансовом счете 007 «Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов» в течение пяти лет с момента списания для наблюде­ния за возможностью ее взыскания в случае изменения имущественного положения должника. 
При поступлении средств по ранее списанной дебиторской задолженности дебетуют счета учета денежных средств (5000, 5100, 5200) и кредитуют счет 9500,9600 «Счета учета доходов и расходов»одновременно на указанные суммы кредитуют забалансовый счет 007 «Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов». 
Кредиторская задолженность по истечении срока исковой давности списывается на финансовые результаты 
Расчеты между предприятиями через банк посредством расчетного счета могут совершаться в двух формах: путем безналичных перечислений и в виде платежей наличными деньгами.
Бухгалтерский учет в области учета денежных средств, расчетов и кредитов должен обеспечить:
— своевременное и правильное производство необхо­димых расчетов, как путем безналичных перечислений, так и наличными деньгами;
— полное и оперативное отражение в учетных регистрах наличия и движения денежных средств и расчетных опе­раций;
— соблюдение действующих правил использования де­нежных средств по назначению в соответствии с лимита­ми, сметами;
— организацию и проведение в установленные сроки инвентаризаций денежных средств и состояния расчетов;
— контроль за наличием и сохранностью денег в кассе, на расчетном и других счетах в банках;
— контроль соблюдения расчетно-платежной дисциплины, своевременности перечисления сумм за материальные ценности и услуги, а также средств, полученных в порядке кредитования.
Порядок проведения безналичных расчетов на террито­рии республики определяет Положение о безналичных расчетах в Республике Узбекистан (per. МЮ РУз 15.04.2002 г. № 1122).
Безналичные расчеты при проведении расчетных операций производятся:
— платежными поручениями;
— платежными требованиями;
— аккредитивами;       
— инкассовыми поручениями;
— чеками. Безналичные расчеты могут осуществляться также по банковской корпоративной карточке.
Форма расчетов между плательщиками и получателем средств определяется договором (соглашением).
Платежное поручениепредставляет собой поручение клиента обслуживающему его банку о перечислении определенной суммы со своего счета на счет получателя (см. образец 8).
Расчеты платежными поручениями производятся чаще всего при предоплате, когда покупатель сначала перечисляет деньги, затем получает у поставщика товар. Платежное поручение выписывается обычно в двух экземплярах, если плательщик и получатель обслуживаются в разных банках, и в трех экземплярах, если плательщик и получатель обслуживаются в одном банке (см. схему 1).
Схема   1
/>
 
Расчеты платежными требованиями производятся при последующей оплате, когда поставщик отгрузил товар, выполнил работы и оказал услуги и требует от плательщика уплаты определенной суммы (см. образец 9). Иначе эта фор­ма расчетов называется акцептной. Поставщик, имея не­обходимые документы об отгрузке товара, выписывает платежное требование и сдает его в свой банк на инкассо (на востребование платежа). Банк поставщика пересылает его в банк покупателя для акцепта и взыскания платежа (см. схему 2).
Акцепт— это согласие плательщика на оплату или гарантирование оплаты денежных, расчетных, товарных документов или товара. Он должен быть предоставлен в банк при одногородних расчетах — в течение трех дней, при иногородних — в течение пяти дней после получения тре­бования учреждением банка. Плательщик имеет право отказаться от оплаты, если товары или услуги не заказаны, установлена недоброкачественность или некомплектность товаров, не согласована цена товаров. Отказ должен быть мотивирован и в письменной форме представлен в банк.
 
 
 
Схема 2 
/>
 
Аккредитив— поручение банка покупателя иногороднему банку поставщика производить оплату счетов поставщика за отгруженные товары или оказанные услуги на ус­ловиях, предусмотренных в аккредитивном заявлении покупателя (см. схему 3 и образец 1).
Существуют следующие виды аккредитивов: покрыты (депонированные) и непокрытые (гарантированные).
Покрытыми (депонированными) считаются аккредитивы, при открытии которых банк-эмитент перечисляет собствен­ные средства плательщика в распоряжение банка постав­щика (исполняющий банк) на весь срок действия обяза­тельств банка-эмитента.
Непокрытый (гарантированный) аккредитивоткрывается в исполняющем банке при наличии прямых коррес­пондентских отношений с банком-эмитентом путем предоставления ему права списывать всю сумму аккредитива с открытого у него корсчета банка-эмитента при выполнении поставщиком всех условий аккредитива.
 
 Расчеты аккредитивами
Схема 3
/> 
Покрытые и непокрытые аккредитивы могут быть отзывными или безотзывными.
Отзывной аккредитивможет быть изменен или аннулирован банком-эмитентом без предварительного согла­сования с поставщиком (например, при несоблюдении условий, предусмотренных договором).
Безотзывной аккредитивне может быть изменен или аннулирован без согласия поставщика, в пользу которого он открыт.
Расчеты инкассовыми поручениями применяются при списании средств со счета плательщика в бесспорном порядке (образец 2).
 
Инкассовые поручения могут выставлять:
налоговые органы — о взыскании не внесенных в срок налогов и налоговых платежей (пени, штрафы) в государственный бюджет;
внебюджетные фонды — о взыскании недоимок, если это предусмотрено законодательством;
таможенные органы — по выданным им исполнительным документам;
другие органы согласно законодательству.
При расчетах чеками (схема 9) отгрузка продукции практически совпадает со временем ее оплаты. Для этого предприятие получает в своем банке чековую книжку для осуществления расчетов. Списание средств чеками производится путем предоставления в банк реестра чеков в двух экземплярах и самих чеков. Чеки действительны в течение десяти дней. Бланки чеков брошюруются в книжки, ко­торые являются бланками строгой отчетности. Лимит че­ковой книжки обозначает общую предельную сумму, на которую могут быть выписаны чекодателем и подлежат оплате банком чеки.
 
Схема 3
/>
Чековые книжки могут быть лимитированные и нелимитированные.
При получении лимитированной чековой книжки составляется проводка:
Д-т 5520                        К-т 5110    
Оплата счетов поставщиков чеками из лимитированной чековой книжки отражается записью:
Д-т 6010, 6990               К-т 5520
Получение нелимитированной чековой книжки бухгалтерскими записями не оформляется.
В настоящее время в Республике Узбекистан расчеты по чековым книжкам временно не применяются.
Банки при расчетах с клиентами и проведении своих операций могут использовать мемориальные ордера.
В случаях, когда банк выступает плательщиком, мемориальные ордера заверяются подписью руководителя банка, главного бухгалтера и бухгалтера, ведущего данный банковский счет.
При недостаточности денежных средств на счете предприятия банк переводит его на картотеку № 2 и лишает права самостоятельного распоряжения своими средствами. Списание средств с расчетного счета в этом случае производится в порядке очередности, установленной законодательством. В исключительных случаях производится выдача средств на неотложные нужды в порядке, установленном соответствующими нормативными документами.
Периодически (ежедневно или в другие установленные банком сроки) предприятие получает из банка выписку с расчетного счета. Содержание операции в ней заменяется условным кодом. Она выдается после осуществления операций по расчетному счету. К выписке прикладываются все оправдательные документы.
При бухгалтерской обработке выписки следует иметь в виду, что банк выступает как должник предприятия, по­скольку он хранит денежные средства и использует их в своем обороте. Поэтому остатки средств и поступления за­писываются по кредиту лицевого счета, так как эти суммы показывают долг банка предприятию, а выдача и пере­числение денег — по дебету, так как долг банка в этом случае уменьшается. Следовательно, для банка расчетный счет предприятия — пассивный. Для предприятия этот счет активный, поэтому бухгалтер будет записывать эти опе­рации на счет 5110 «Расчетный счет» в обратном порядке. Выписка банка проверяется бухгалтером и на полях ка­рандашом указывается шифр корреспондирующих счетов. Эти же счета указываются в документах, приложенных к Списке. Исправления, подчистки, помарки в банковских выписках не допустимы. />Для учета наличия и движения денежных средств на расчетном счете предприятия в национальной валюте Республики Узбекистан используется активный денежный счет 5110 «Расчетный счет» (Приложение А).
По дебету счета 5110 отражаются хозяйственные опе­рации по поступлению средств на расчетный счет с кредита разных счетов в зависимости от характера поступления, по кредиту — хозяйственные операции по списанию средств с расчетного счета в дебет разных счетов в зависимости от направления расхода.    
 
1.2Порядок проведения взаимной выверки дебиторской и кредиторской задолженности между хозяйствующими субъектами  
Выверка дебиторской и кредиторской задолженности осуществляется хозяйствующими субъектами по состоянию на 1 июля 2008 года в месячный срок совместно со специалистами обслуживающих банков, налоговых и финансовых органов, органов статистики.
Ответственность за сбор и предоставление информации возлагается на территориальные Главные управления Центрального банка.
Координацию работы министерств, ведомств, концернов, корпораций, ассоциаций и холдинговых компаний по проведению взаимной выверки дебиторской и кредиторской задолженности и внесения предложений по итогам этой работы осуществляют отраслевые экспертные комиссии.
Основными задачами отраслевых экспертных комиссий являются:
контроль за обеспечением полноты охвата всех хозяйствующих субъектов и качественного проведения выверки дебиторской и кредиторской задолженности;
обобщение результатов проведенной выверки дебиторской и кредиторской задолженности; внесение на рассмотрение Правительственной комиссии по совершенствованию механизма расчетов и укреплению дисциплины платежей в бюджет предложений по итогам проделанной работы и о нереальных к взысканию размеров взаимной задолженности.
Руководители хозяйствующих субъектов, министерств и ведомств  несут персональную ответственность за своевременное и качественное проведение выверки и реальности отражения срочной и просроченной дебиторской и кредиторской задолженности, а также составления актов сверок по взаимным долгам (Приложение А).
            Для ускорения проведения выверки взаимных задолженностей и составления актов сверок хозяйствующие субъекты с выездом на место осуществляют сверки своей задолженности с хозяйствующими субъектами, имеющими кредиторскую задолженность.
Руководители и главные бухгалтеры хозяйствующих субъектов на основании журналов ордеров или мемориальных ордеров, сверенных с главной книгой, заполняют сведения о дебиторской и кредиторской задолженности по счетам.
После проведения окончательной выверки дебиторской и кредиторской задолженности на хозяйствующих субъектах заполняются сведения по приложениям к настоящему Порядку. В этих сведениях отдельной строк


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Разработка хлебозавода по производству ржано-пшеничного хлеба мощностью 15 т сут
Реферат Переход к терапии атипичными антипсихотическими средствами
Реферат Расчет на прочность деталей газовых турбин
Реферат Моделирование конкурентоспособности товара на современном рынке
Реферат Расчет и конструирование одноступенчатого редуктора
Реферат Разработка и обоснование нового вида деятельности ОП "Спецстройтех" ООО "Межрегионгаз"
Реферат My Trip To The Dominican Republic Essay
Реферат Разумный замысел во Вселенной
Реферат Разработка автоматизированного блока управления пневмокамерным насосом
Реферат Редуктор цилиндрический
Реферат Расчет технологической детали Втулка
Реферат Homeless Essay Essay Research Paper Homeless EssayOne
Реферат Ремонт монтаж и эксплуатация на металлургических заводах
Реферат Eskimos Essay Research Paper peoples of Alaska
Реферат Розрахунок косозубої передачі