Реферат по предмету "Бухгалтерский учет и аудит"


Становление аудиторской деятельности в Российской Федерации

--PAGE_BREAK--
2.СТАНОВЛЕНИЕ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2.1.   Этапы становления аудиторской деятельности в Российской федерации. 

         В России аудиторская деятельность и профессия аудитора в их современном виде появилась  сравнительно недавно в связи  с экономическими преобразованиями в стане в настоящее время.  Между тем, как  отмечает известный специалист  в области аудита, контроля и ревизии профессор Данлевский Ю.А, попытки создать в России  институт аудита предпринимались в1889, 1912 и 1928 годах, но все они закончились провалом. 

         Четвертая попытка, предпринятая в конце 80-х годов, оказалась,  как  наиболее  успешной.

         За прошедший период развития и становление аудита в России прошло несколько этапов.[17]

         Первый этап (1987 -1993 гг.) характеризовался,  с одной стороны, директивным характером создания  аудиторских организаций  (1987 год- создание первой аудиторской организации «Интераудит»),  с другой – стихийным  характером  зарождения аудиторской деятельности (подготовка кадров, неупорядоченная выдача  первых сертификатов  и лицензий  в период 1990-1993 гг.);

         Второй этап (декабрь 1993 года до принятия Федерального закона «Об  аудиторской деятельности» август 2001 года) -  период становления российского  аудита, в процессе которого большую роль сыграли Временные правила аудиторской деятельности, утвержденные Указом Президента РФ  от 22 декабря 1993 года, Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении нормативных документов по регулированию аудиторской деятельности» от 6 мая 1996 года и ряд других документов.

           Была начата и проводилась  работа  по аттестации аудиторов и лицензированию  аудиторской деятельности,  созданы аудиторские общественные объединенные объединения и аудиторские формы, начата работа по проведению обязательных  аудиторских проверок и оказанию сопутствующих аудиту услуг.

         За период 1994-2001 годов Центральной аттестационно-лицензионной  аудиторской комиссией  было выдано 23600 лицензий, в том числе аудиторским организациям – 14700  и индивидуальным  аудиторам – 8900.  Число действующих лицензий составило около 8900, в том числе по общему аудиту – 7700, аудит инвестиционных  институтов, аудиту страховщиков – 266.

         За тот же период  комиссией утверждено к выдаче почти 36500 квалифицированных аттестатов составило 24900.[15]

         За годы, прошедшие после введения Указа Президента Российской Федерации  от 22.12.1993г., заложившего основу для деятельности российского аудита, накоплены опыт, достаточный для того, чтобы видеть, что аудит, как вневедомственный контроль, по настоящему может быть профессиональным и объективным, когда осуществляется независимо от какого-либо  давления со стороны, а аудиторы свободны в выборе объектов и методов контроля.

         К этому времени созрели условия для усиления роли и регулирования аудиторской деятельности профессиональных объединений аудиторов.  Во всяком случае, вопросы подготовки и аттестации аудиторов, разработки правил (стандартов) аудиторской  деятельности, осуществления в значительной части контроля за качеством работы аудиторов могут и должны решаться такими объединения.

         В п.2 Постановления Правительства РФ от 6 мая 1994 года №482 «Об утверждении нормативных документов по регулированию аудиторской  деятельности в Российской Федерации»  содержится указание на то, что в целях  обеспечения дополнительных гарантий независимо аудиторских фирм при осуществлении ими аудиторской деятельности аудиторские фирмы осуществляют свою деятельность  при условии, если в их уставном капитале (уставном фонде) доля, принадлежащая аттестованным аудиторам и (или) получившим лицензию аудиторским фирмам,  составляет не менее 51%.

В Постановлении Правительства РФ от 27 апреля 1999 года №472 «О лицензировании отдельных видов  аудиторской  деятельности в Российской Федерации,  (пункте 9) содержится, что  для выдачи лицензии аудиторской организации требуется  уставной капитал (уставной фонд), заявленный в учредительных документах,  составлял не менее 100-кратного минимального размера оплаты труда,  установленного  федеральным законом  (на дату  государственной регистрации аудиторской организации).

                  На втором этапе становления аудиторской деятельности  в России были разработаны 37 российских правил  (стандартов) и одна методика.

         Для становления и развития российского аудита большую роль сыграли созданные в течении 1996 – 2000 годов российскими научными и практическими работниками российские правила (стандарты) аудиторской деятельности. Они позволили создать единую базу аудита, четко интерпретировать международные принципы в российскую действительность, подготовить российских аудиторов, способствовали принятию Закона «Об аудиторской деятельности».  Российские правила (стандарты) включают 11 групп, из них 10 групп соответствуют группам международных стандартов, 11-я группа имеет название «Образование и подготовка кадров» и включает стандарты  «Образование аудитора» и «Программы квалифицированных экзаменов, порядок сдачи этих экзаменов, формирование экзаменационных комиссий и регламент их работы»[13]

         Третий этап  аудиторской деятельности в России начался после принятия  Федерального закона «Об аудиторской деятельности (от 7 августа 2001 года в редакции Федерального закона от 14 декабря 2001 года). Принятие Федерального закона подтвердило окончательное становление  аудита в России,  позволило принять ряд нормативно правовых актов по  регулированию аудиторской деятельности в России, сделать шаг по пути интеграции российского аудита в международную аудиторскую систему.

         Сейчас в этой сфере бизнеса занято около 30 тысяч аттестованных  аудиторов, действуют несколько тысяч аудиторских фирм,  созданы профессиональные объединения аудиторов.

         Имеющиеся данные о деятельности крупнейших отечественных аудиторско- консалтинговых фирм  свидетельствуют о неуклонном росте их доходов.  При этом  две трети доходов  приходится на собственно аудит (то есть проверки достоверности), а остальная часть – на консультации и другие аудиторские  услуги.

         По мере развития  аудита, роста профессионализма  аудиторов и накопления ими опыта работы идет наращивание консалтинговых услуг и не только по налоговым и юридическим вопросам, но и  касающимся выработки более эффективных систем управления хозяйствования.

         Таким образом, аудит приобретает все большее значение для решения насущных проблем привлечения инвестиций, укрепления финансов и подъема экономики страны.

         Однако дальнейшее развитие аудита требует укрепления его нормативной базы, сохранения основополагающих принципов  аудиторской деятельности, без которых аудит утрачивает свою независимость и самостоятельность, становится разновидностью ведомственного контроля.

         В последнее время появляются законодательные и другие нормативные акты, делаются заявления руководителей отдельных аудиторских организаций, касающихся регулирования аудиторской деятельности, которые не соответствуют и противоречат сложившейся в нашей стране нормативной правовой базе аудита. Тем самым  нарушаются основополагающие принципы аудита, меняются его назначение и цели, ставятся под сомнение критерии оценки качества аудита. Это подрывает доверие к еще  только формирующейся в России системе регулирования аудиторской  деятельности, дезориентирует аудиторов, принижает их ответственность и авторитет.

         Возникновение таких недостаточно продуманных  и согласованных между собой правовых нормативных документов, подрывающие принципиальные устои еще неокрепшего отечественного аудита,  происходит из слабости государственного финансового контроля, в частности ведомственного контроля.  До тех пор, пока  не будут возникать желание компенсировать его за счет аудита.     [14]

        
2.2.       
Современное состояние аудита в Российской Федерации – качественно новый этап его становления

В последние годы наряду с развитием бухгалтерского учета, экономического анализа, государственного финансового контроля произошло становление новой формы независимого финансового контроля – аудита. Вступил в действие Федеральный закон «Об аудиторской деятельности», разработаны общие принципы и федеральные правила(стандарты) аудиторской деятельности, принят кодекс этики российских аудиторов, подготовлены и аттестованы российские аудиторы, разработана концепция развития аудиторской деятельности на среднесрочную перспективу [ 1   ] Общие основы концепции аудита изложены в ряде научных работ [2]. Предпосылками действенности концепции аудита являются:

·        Качественные стандарты аудиторской деятельности, соответствующие Международным стандартам аудита;

·        Четкие правила независимости аудиторских организаций и аудиторов;

·        Непреложное следование аудиторских организаций и аудиторов Кодексу профессиональной этики;

·        Единые квалифицированные требования к аудиторам независимо от того, в какой отрасли или сфере экономики они ведут деятельность4

·        Высокий квалифицированный уровень (в том числе в области международных стандартов финансовой отчетности) аудиторов, обеспечиваемый системой аттестации и повышения квалификации, включая квалификационный экзамен;

·        Контроль качества работы аудиторских организаций и аудиторов со стороны прежде всего профессиональных общественных объединений;

·        Эффективная система государственно – общественного надзора за аудиторскими организациями и аудиторами.

Аудит сложился как самостоятельная функциональная наука [1] и практика, имеющая специфическую сущность, определенные связи с другими науками. Аудит представляет собой функциональную науку о методах и приемах независимого финансового контроля. Он взаимосвязан с такими функциональными науками, как бухгалтерский учет (финансовый и управленческий), анализ хозяйственной деятельности по данным учета и отчетности, оперативное управление (регулирование, координация и мониторинг планов); финансовый контроль, включая разные его формы. В систему финансового контроля аудит входит как независимый финансовый контроль наряду с другими составляющими: общегосударственным финансовым контролем, бюджетно-финансовым, ведомственным финансовым контролем, общественным контролем.[3]. Аудит как наука представляет собой систему знаний о методах и приемах независимого финансового контроля. Аудит как практика – вид управленческой деятельности, сводящийся к независимому финансовому контролю ведения бухгалтерского учета и оценке бухгалтерской (финансовой) отчетности. Следовательно, именно принцип независимости определяет основную сущность аудита, этим он отличается от других видов контроля и является самостоятельной научной (и учебной) дисциплиной и практикой.  

Метод аудита как общий подход к исследованию базируется, как и в других науках, на диалектике. Ее основные черты – единство анализа и синтеза. Изучение показателей в их взаимосвязи, в развитии и т.д., которые определяют методологию и методику аудита. Методология – учение о структуре. Логической организации, методах и средствах деятельности, поскольку последнее становится предметом осознания, обучения и рационализации. Методология аудита как науки принимает форму предписаний и норм, в которых фиксируются содержание и последовательность как определенных видов деятельности, так и описаний фактически выполненной деятельности. Методика аудита – совокупность специальных приемов, т.е. конкретных процедур, расчетов, математических моделей, сопоставлений, применяемых для обоснования мнения о степени достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности необходимо получить достаточные доказательства в целях формулирования обоснованных выводов, на которых обосновывается мнение аудитора. Аудиторские доказательства получают в результате выполнения процедур по существу и проведения тестов средств внутреннего контроля. В отличие от комплексной проверки, т.е. аудита, описание исследования отдельных элементов, составных частей финансовой отчетности или разделов бухгалтерского учета можно определить как методику проведения аудиторской прверки.  

Новый этап в становлении  аудита начался совсем недавно,  а само  становление  необоснованно  затянулось по вине государственной власти.  Вопрос этот может быть спорным, но реалии в российской действительности в области аудита подтверждают начало и вместе с тем качественно, отличающегося  третьего этапа становления. 

         В настоящее время Советом по аудиторской деятельности одобрены шесть методических рекомендаций:

·        по сбору аудиторских доказательств в конкретном случае (инвентаризация)

·        по сбору аудиторских доказательств при проверке правильности формирования страховых резервов;

·        по проверке налога на прибыль и обязательств перед бюджетом при проведении аудита и оказания сопутствующих услуг;

·        по сбору аудиторских доказательств достоверности показателей материально- производственных запасов в бухгалтерсколй отчетности;,

·        по сбору аудиторских доказательств при проверке расчетов по налогу на добавленную стоимость;

·        по организации внутрифирменного контроля качества аудиторских услуг.

В области стандартизации аудиторской деятельности в течение 2002 – 2006 гг. Правительством РФ принят 31 федеральный стандарт. [15]

Федеральный закон «Об аудиторской  деятельности» — основной документ, регулирующий сферу аудиторских отношений на  этапе становления аудиторской деятельности.

         Федеральный закон включает 22 статьи, в которых отражены основные понятия и аспекты аудиторской деятельности, сопутствующих аудиту услуг, определены права и обязанности аудиторских организации и индивидуальных аудиторов, а также права и обязанности аудируемых лиц и (или) лиц, заключивших договор оказания  аудиторских услуг.

           Закон отражает две правовые категории «аудит» и «аудиторская деятельность», а с юридической точки зрения между ними важно провести фактическое различие, так как возможно  понимание аудиторской деятельности, как в узком, так и в широком смысле (аудиторская деятельность юридически значимое  действие аудиторской организации).

         Три статьи закона посвящены вопросам управления аудиторской деятельностью, включая описание уполномоченного федерального органа государственного регулирования аудиторской деятельности.

         В соответствии с законом «Об аудиторской деятельности» руководство аудиторской деятельностью возложено на уполномоченный федеральный орган государственного регулирования аудиторской деятельности – это Министерство Финансов РФ.  Основными исполнителями аудиторской деятельности  выступают аудиторские организации и индивидуальные аудиторы.

         В законе определена ответственность за  нарушение законодательства Российской Федерации об аудите. В соответствии  с Федеральным законом  должны быть приведены в соответствие все нормативные акты по аудиторской деятельности (по аттестации, лицензированию и другое) в Российской Федерации.

 Обратившись к вопросу об ответственности аудиторской организации  (индивидуального аудитора).  Аудиторская деятельность, аудит  специфичны и вопрос   об ответственности субъектов такой предпринимательской  деятельности,  безусловно, должен быть  решен еще на  этапе становления аудита.   Закон  в настоящее время разрешил  часть проблемы ответственности, но  как  обычно, для  современного российского законодателя, в целом не отличающегося наличием  правовых знаний на уровне профессионализма.

Лицензирование аудиторской деятельности – это  метод контроля государства за соблюдением законодательства в области аудита.  В соответствии со статьей 17 Закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08.08.2001 года аудиторская деятельность относится к видам деятельности, на осуществление которых  требуются лицензии, далее Правительством РФ принято  Постановление «О лицензировании аудиторской деятельности» от 29.03.2002 года, которым утверждено Положение о лицензировании аудиторской деятельности.

         В соответствии со статьей 17 Закона «Об аудиторской деятельности» лицензирование  аудиторской деятельности, в том числе порядок выдачи, приостановления и аннулирования лицензий, осуществляется в соответствии с законодательством РФ о лицензировании отдельных видов деятельности.

         Лицензия на осуществление аудиторской деятельности выдается сроком на 5 лет, который по заявлению лицензиата может продлеваться на пять лет неограниченное количество раз. Осуществляет лицензирование Министерство финансов  РФ.

         Положительным моментом Закона  можно считать наличие в нем нормы  статьи 14 о создании системы  внутреннего и внешнего контроля качества работы  аудиторских организаций и индивидуальных  аудиторов, что  весьма актуально  в условиях  российской  действительности, так  это позволит более  рационально подходить  к решению задач, поставленных перед аудиторами в ходе  осуществления или проверки  ревизии финансовой  отчетности.  Проведение внутренней проверки качества оказываемых услуг  возлагаются на  сами  аудиторские фирмы и  индивидуальных  аудиторов, проведение внешней проверки  поручается внешним проверяющим,  в роли  которых  могут  выступать  уполномоченный  федеральный орган и аккредитованные  профессиональные аудиторские объединения в отношении  участников таких объединений (например, аудиторские союзы).  Уклонение же от проведения внешней проверки качества или  не предоставление  проверяющим всей необходимой документации или иной требуемой информации может  послужить  основанием для аннулирования (отзыва)  лицензии на осуществление аудиторской организации или индивидуального аудитора.[17]

На основании всего изложенного можно сделать несколько выводов:

1.     Принятие  Федерального закона, посвященного аудиту, упрощает, или по крайней мере, делает возможным дальнейшее законодательное развитие основ функционирования  аудиторов в России, что  крайне важно  для проявления профессионалов,  занимающихся аудиторской деятельностью и оказывающих эффективную помощь аудируемым лицам.

2.     Становлению аудита главным образом способствует обоснованный с юридической точки зрения подход к определению правовых основ аудиторской деятельности  и позволяет решить многие спорные вопросные моменты.

3.      Отсутствие стабильного правового регулирования, казуистичность многих положений подзаконных актов об аудиторской деятельности  в настоящий момент не позволяют сделать вывод о возникновении реально независимого и эффективного института аудита.
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ АУДИТА И АУДИТОРСКИХ ОТНОШЕНИЙ.

                   Для решения проблемы окончательного становления аудита  в России  с использованием комплексного подхода необходимо расчленить всю проблему на ряд составляющих  и  сформулировать  некий комплекс  взаимосвязанных задач.  При этом  следует сделать  некоторое значимое пояснение:  по моему мнению,  взаимосвязанность  относится не столько к внутренней взаимосвязи задач, а в первую очередь и главным образом  в том, что каждая из задач  и все в целом  служат достижению одной цели,  все они решаются на одном и том же правовом поле.

 На основе вышеизложенного следует сформулировать следующие задачи:

— задача  дальнейшего совершенствования  федеральных и внутрифирменных  стандартов аудита;

-  задача максимально возможного приближения российского аудита к  международным стандартам с учетом нашей  национальной  специфики  развития  рыночных отношений;

-   задача привлечения развития и оказания государственной поддержки аудиторским союзам и  аудиторским ассоциациям.

         В ходе  реализации комплексного подхода совершенствования  становления  и развития аудита вполне возможно  будут  сформулированы и другие задачи, но что несомненно, будет окончательно  сконструирован, создан  российский институт аудита.

         Комплексный подход  — это не нечто новое, не стандартное при решении самых разнообразных  проблем и не только проблемы становления аудита.  Необходимо отметить  вместе с тем, что  в нашем случае комплексный подход обеспечит использование  ресурсов, подчас не используемых или  недостаточно используемых.  Такими ресурсами являются:

         — ресурс законодательства;

         — информационный ресурс в виде зарубежного опыта;

         — внутрифирменный ресурс (совершенствование  внутрифирменных   стандартов,  создание и                разработка общепринятого кодекса чести   аудиторов и так далее);

         -  ресурс независимых общественных объединений (ассоциаций) аудиторов, аудиторских                  союзов и тому подобное.

         Подводя итог,  сформулируем  вывод:

— комплексное решение улучшения, совершенствования становления и  дальнейшего развития аудита – это  наиболее  перспективный и сравнительно  быстрый  вариант решения проблемы.

 Комплексное  решение проблемы становления аудиторской деятельности в России должно быть возложено на один из федеральных органов. Создание нового уполномоченного органа просто экономически не целесообразно и противоречит  проводимой в стране административной реформе.[17]

         Наличие  единого федерального координирующего центра позволит концентрировать  усилия квалифицированных специалистов, быстро  решать  многие  организационные  вопросы и вопросы  совершенствования аудита, аудиторских отношений.  Таким  федеральным центром может быть Министерство Юстиции РФ, либо  Министерство Финансов РФ.   Минфин предпочтительнее,  так как  аудит по своей  сути – это  финансовый контроль.

         Следующее предложение практического характера   состоит в том, что  опять-таки  на уровне федерального центра необходимо создать государственный орган, либо учреждение которое осуществляет  мониторинг законодательных актов.  При  этом задачи этого  «центра мониторинга»   по соображениям целесообразности должна быть шире, нежели анализ   нормативно-правовых актов в области аудита. Центр мониторинга  нормативно-правовых  актов работает в интересах целого государства. Такого центра в России до настоящего времени не было.  Его создание  не только нужно для совершенствования существующего законодательства, но и для  исключения появления не доработанных, не продуманных в правовом  отношении, то есть другими словами юридически  не выверенных актов Федерального собрания, иных уполномоченных органов государства.  Этот  центр мониторинга должен стать  неким  инструментарием в области  проведения нормативно-правовых  актов в соответствие с требованиями  сложившейся внутри -российской ситуации во всех сферах  и областях общественной, экономической жизни (в том числе в сфере оказания  аудиторских услуг) и так далее.[16]

         В пользу  создания центра мониторинга  нормативно-правовых актов можно один  убедительный довод, созвучный  выстраивающимся рыночным  отношениям  в современной России: непродуманный закон вреден экономически.

         Очень важный и может быть главный вопрос претворения в жизнь любого  практического  предложения  — это финансовое обеспечение.  Известно, что  бюджет страны, некогда мощной супердержавы мира в основном  наполняется за счет пока что «неиссякаемого» потока нефтедолларов и при этом  меньше бюджета Нью-Йорка. Рассчитывать  можно только  на внебюджетные  средства.  Возникает вопрос,  как и где их взять. Проблема может  быть решена широким привлечением к претворению в жизнь  комплексной программы по становлению аудиторских отношений в России  самих аудиторов, аудиторских союзов, ассоциаций и так далее.  На первом этапе из числа их  представителей  и представителей Минфина, как  заинтересованного государственного органа, необходимо создать  общероссийский Попечительский совет содействия реализации комплексной программы.  На этот Совет и должна быть возложена задача  привлечения внебюджетных средств. Таким образом, будет задействован  мощный резерв – ресурс самих предпринимательских структур аудита и общественных объединений.[15]

         Выгодность вложения финансовых средств в процесс окончания  и дальнейшего развития аудита, аудиторских отношений в России,  по моему мнению, очевидна.  При этом Попечительский совет будет  заниматься не только привлечением финансовых  средств, но осуществлять  жесткий контроль, за их расходованием.

 Качество федерального закона «Об аудиторской деятельности»  в ходе  написания курсовой работы было  подвергнуто анализу.  Вывод – закон имеет  множество недостатков. 

         Суммируем и сведем в едино все  вышеизложенное в виде  выводов:

1.Для обеспечения  скорейшего становления аудиторской деятельности в Российской Федерации  и ее позитивного  развития  в перспективе  необходимо на государственном уровне разрабатывать и претворить  в жизнь комплексную программу.

2.Комплексная программа позволит объединить усилия государства и предпринимателей.

3.Главными направлениями усилий  по становлению аудиторских отношений  в рамках  комплексной программы можно считать:

— мониторинг законодательства  в сфере аудиторской деятельности;

— использование потенциала, ресурсов становления аудиторских отношений,  в том числе ресурсов законотворчества, информационных союзов и ассоциаций и других объединений аудиторов, ресурсов государства;

-  привлечение финансовых внебюджетных средств.

4. Наличие  существенных недостатков  становления аудиторской деятельности, излишнее затягивание этого процесса  свидетельствует  о системных ошибках, которые  могут  быть устранены в кратчайший срок только при системном подходе, решением комплексных  задач в ходе реализации специализированной программы  на федеральном уровне.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.