--PAGE_BREAK--
Введение
В настоящее время все больше компаний нуждаются не только в организации бухгалтерского и налогового учета, но и в его постоянном контроле, так как даже самый опытный бухгалтер или управленец может ошибаться, и эти ошибки могут обернуться колоссальными убытками и нанести непоправимый вред компании. Избежать многих неприятностей помогает аудит.
Особое значение в настоящее время приобретает аудит финансовых результатов.
Целью проверки финансовых результатов является установление соответствия применяемой предприятиями методики учета операций по формированию и использованию финансовых результатов нормативным документам, действующим в Российской Федерации. Это необходимо для установления достоверности конечного финансового результата и бухгалтерской (финансовой) отчетности во всех существенных аспектах.
Основными задачами данного вида аудита являются следующие:
- Оценка соответствия бухгалтерской (финансовой) отчетности данным синтетического и аналитического учета составляющих конечного финансового результата.
- Подтверждение соответствия оформленных предприятием бухгалтерских операций действующему законодательству в области бухгалтерского учета.
- Проверка правильности формирования и отражения прибыли (убытка) от продаж.
- Проверка правильности формирования и отражения прибыли (убытка) от прочих доходов.
- Проверка правильности формирования и использования чистой прибыли.
Цель курсовой работы является исследование методики аудиторской проверки финансовых результатов.
Для реализации цели поставлены следующие задачи:
1. рассмотреть теоретические основы аудита финансовых результатов;
2. исследовать методику аудита финансовых результатов.
В работе были использованы нормативные акты и федеральное законодательство, труды ученых в области аудита и бухгалтерского учета.
1.Сущность аудита финансовых результатов и их нормативное правовое регулирование
1.1.Цель и информационная база аудита финансовых результатов
Цель аудита финансовых результатов и распределение прибыли – установление достоверности отражения в учете и отчетности прибылей и убытков предприятия, законности распределения и использования прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после налогообложения. Это необходимо для установления достоверности конечного финансового результата и бухгалтерской (финансовой) отчетности во всех существенных аспектах.
Основными задачами данного вида аудита является:
1. Оценка соответствия бухгалтерской (финансовой) отчетности данным синтетического и аналитического учета составляющих конечного финансового результата;
2. Подтверждение соответствия оформленных предприятием бухгалтерских операций действующему законодательству в области бухгалтерского учета;
3. Проверка правильности формирования и отражения прибыли (убытка) от продаж;
4. Проверка правильности формирования и отражения прибыли (убытка) от прочих доходов;
5. Проверка правильности налогообложения прибыли;
6. Проверка текущего использования прибыли, ее распределения и проверка прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, фондов, резервов;
7. Проверка и подтверждение отчетности о финансовых результатах.
Информационная база:
1. Право устанавливающие документы:
· Учредительные документы;
· Положение об учетной политике организации;
· Протоколы собраний учредителей.
2. Первичные документы:
· Документы, служащие основанием для отражения в учете операций по продаже (оказанию) услуг, по учету затрат на производство (оказание) услуг (утв. Постановлениями Госкомстата России от 30.10.97 г. №71А и от 28.11.97 г. №78);
· Документы, служащие основанием для одобрения и отражения в учете хозяйственных операций, связанных с формированием и использованием финансовых результатов;
· Отчеты кассира с приложенными первичными документами (приходные и расходные кассовые ордера, платежные ведомости, квитанции и др.);
· Выписки банков по рублевым и валютным счетам с приложенными первичными документами (счета, платежные поручения, авизо и др.).
3. Регистры учета:
· Журнал-ордер№1 и Ведомость по счету 50;
· Журнал-ордер№2 и Ведомость по счету 51;
· Журнал-ордер№8 по счетам 76,68;
· Журнал-ордер№10 по счету 96;
· Журнал-ордер№11 по счетам 90,91;
· Журнал-ордер№12 по счету 84;
· Журнал-ордер№15 по счету 99;
· Главная книга.
4. Отчетность:
· «Бухгалтерский баланс» форма №1;
· «Отчет о прибылях и убытках» форма №2;
· Декларация по налогу на прибыль;
· Декларация по налогу на имущество.
5. Документы организации бухгалтерского учета:
1.2.Нормативно-правовое регулирование учета финансовых результатов
Таблица 1 Нормативно-правовое регулирование аудита финансовых результатов
Наименование законодательного или нормативного документа
Анализ документа применительно к объекту учета
I. Законодательный уровень регулирования
Гражданский кодекс РФ, часть 1 и 2.
Гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников.
Налоговый кодекс РФ, часть 1 и 2
Настоящий Кодекс устанавливает систему налогов и сборов, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации
II. Нормативный уровень регулирования
ПБУ 9/99 «Доходы организации», утв. Приказом МФ РФ от 06.05.99 г. №32н.
Посредствам данного ПБУ, производиться классификация доходов для целей финансового и налогового учета.
ПБУ 10/99 «Расходы организации», утв. Приказом МФ РФ от 06.05.99 г. №33н.
Посредствам данного ПБУ, производиться классификация расходов для целей финансового и налогового учета.
ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность» организации, утв. Приказом МФ РФ от 06.07.99 г. №43н.
Правила оценки показателей отчетности по каждой статье баланса.
План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, утв. Приказом МФ РФ от 31.10.2000г.
Приведена характеристика синтетических счетов и открываемых к ним субсчетов: раскрыта их структура и назначение, экономическое содержание обобщаемых в них фактов хозяйственной деятельности.
ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», утв. Приказом МФ РФ от 30.12.99 г. №107н.
Настоящее Положение устанавливает основы формирования (выбора и обоснования) и раскрытия (придания гласности) учетной политики организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации (кроме кредитных организаций и бюджетных учреждений).
ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль», утв. Приказом МФ РФ от 19.11.2000 г.
Нормативная проверка правильности отражения налога на прибыль в бухгалтерской отчетности
III. Методический уровень регулирования
Приказ Минфина России от 22.07.2003г. №67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций».
Бухгалтерская отчетность как единая система данных о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении составляется на основе данных бухгалтерского учета.
Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (Приказ МФ РФ №34н от 29.07.98г.)
Положение определяет порядок организации и ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской отчетности юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, независимо от их организационно-правовой формы (за исключением кредитных организаций и бюджетных учреждений), а также взаимоотношения организации с внешними потребителями бухгалтерской информации.
IV. Организационный уровень регулирования
Учетная политика
Регулирует правила ведения учетной политике организации, а также отнесение доходов и расходов
График проведения инвентаризации
Проверка реальной стоимости учтенных на балансе ТМЦ, в суммы денежных средств
График документооборота
Регулирует перечень работ по созданию, проверке и обработке документов, с указанием должностей и сроков выполнения работ
Технология обработки учетной информации
Регулирует перечень работ по сверке первичных документов с установленными, учетной политикой, регистрами учета.
Рабочий план счетов
Счета, установленные учетной политикой организации, согласно выбранной методики учета.
2. Методика проведения аудита финансовых результатов
2.1. Организация проведения аудита финансовых результатов
Перед началом проведения аудита аудиторская организация должна в полной мере ознакомиться с деятельностью экономического субъекта.
Аудитору необходимо изучить деятельность организации и среду, в которой она осуществляется, включая систему внутреннего контроля, в объеме, достаточном для выявления и оценки рисков существенного искажения финансовой (бухгалтерской) отчетности, явившегося следствием ошибок, а также достаточном для планирования и выполнения дальнейших аудиторских процедур.
Аудиторские процедуры, осуществляемые с целью приобретения знаний о деятельности аудируемого лица, относятся к процедурам оценки рисков, потому что определенная информация, полученная путем выполнения таких процедур, может быть использована аудитором в качестве аудиторских доказательств при оценке рисков существенного искажения финансовой отчетности. Аудитор имеет право также запланировать выполнение процедур проверки по существу или тестов средств контроля параллельно с процедурами оценки рисков, если посчитает такой подход эффективным.
Аудитор должен выполнять следующие процедуры оценки рисков в целях ознакомления с деятельностью аудируемого лица и со средой, в которой она осуществляется, включая систему внутреннего контроля:
запросы в адрес руководства или других сотрудников аудируемого лица; аналитические процедуры; наблюдение и инспектирование.
Несмотря на то, что большая часть информации, которую аудитор получает путем запросов, может быть получена от руководства аудируемого лица и тех, кто отвечает за составление бухгалтерской отчетности, запросы, направленные сотрудникам аудируемого лица, в частности производственному персоналу, внутренним аудиторам и другим сотрудникам с различными административными функциями, могут быть полезными в обеспечении аудитора различными точками зрения при выявлении рисков существенного искажения информации.
Для того чтобы адекватно интерпретировать смысл информации, полученной в ходе аудита, аудитор должен продумать вопрос о том, какие именно документы следует получить и насколько они необходимы для пополнения его знаний о деятельности проверяемого экономического субъекта.
Также аудитор может получить знания о деятельности аудируемой организации из следующих источников:
· официальные публикации в юридических изданиях, профессиональных, отраслевых и региональных журналах и монографиях;
· статистические данные, официальные отчеты экономических субъектов, банковские отчеты;
· нормативные и законодательные акты, регламентирующие деятельность проверяемого экономического субъекта;
· учредительные документы, протоколы собраний совета директоров и акционеров, контракты и договоры, бухгалтерская отчетность прошлых периодов, планы и бюджеты, положение о бухгалтерии, учетной политике, документообороте; рабочий план счетов и проводок; схема организационной и производственной структур;
· осмотр цехов, складов и служб проверяемого экономического субъекта, а также опрос персонала, непосредственно не связанного со сферой учета;
· идентификация филиалов и структурных подразделений, выделенных на отдельный баланс; хозяйственных операций, методов учета и налогообложения в них;
· результаты работы с привлеченными специалистами — экспертами;
· материалы налоговых проверок и судебных процессов.
Аналитические процедуры могут помочь выявить необычные операции или события, а также показатели, коэффициенты и тенденции, которые могут свидетельствовать о возможных проблемах, имеющих значение для финансовой (бухгалтерской) отчетности и аудита.
При выполнении аналитических процедур в качестве процедур оценки рисков аудитор приблизительно оценивает показатели ожидаемых результатов деятельности и вероятные соотношения. В случае если сопоставление этих показателей ожидаемых результатов деятельности с учтенными суммами или коэффициентами, рассчитанными на основе учтенных сумм, приводит к необычным или неожиданным соотношениям, аудитор учитывает эти результаты при выявлении рисков существенного искажения информации.
Работы при проведении аудита бухгалтерской отчетности можно разделить на три последовательных этапа: ознакомительный; основной; заключительный. На каждом этапе должны быть выполнены определенные процедуры проверки.
1. Этап. Ознакомительный. На этом этапе проводится аудиторская проверка окончательных записей по итогам отчетного года и проверяется, как закрывается результат от обычных видов деятельности.
На данном этапе аудита необходимо установить, были ли проведены организацией определенные учетные работы, которые предшествуют составлению бухгалтерской отчетности.
Перед составлением годового отчета в каждой организации проводятся инвентаризация основных видов ценностей и обязательств, списание выявленных отклонений по назначению и корректировке затрат со списанием калькуляционных разниц и закрытием ряда операционных счетов.
В ходе проверки закрытия счетов необходимо установить:
— сделаны ли корректировочные записи по суммам цеховых расходов, исчислена ли себестоимость услуг вспомогательного производства, сделаны ли корректировочные записи по каждому производству и закрыты ли аналитические счета по счету 23 «Вспомогательные производства»;
— распределены ли расходы будущих периодов, сделана ли корректировка общепроизводственных и общехозяйственных расходов и закрыты ли счета 97 «Расходы будущих периодов» (по затратам, относимым на издержки текущего года), 25 «Общепроизводственные расходы»;
— исчислена ли себестоимость продукции основных отраслей производства и списаны ли выявленные отклонения. Сделана ли корректировка затрат и закрыты ли субсчета к счету 20 «Основное производство»;
— произведена ли корректировка затрат и закрыты ли счета 29 «Обслуживающие производства и хозяйства» (по субсчетам собственно обслуживающих производств);
— списаны ли затраты по завершенным процессам и сделаны ли корректировочные записи на счетах вложений во внеоборотные активы и основные средства;
— определены ли финансовые результаты, сделаны ли корректировочные записи и закрыты ли счета 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы»;
— распределена ли прибыль и списан ли убыток на счет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» и закрыт ли счет 99 «Прибыли и убытки».
2. Этап. Основной. Аудитор обобщает всю полученную информацию и оценивает влияние выявленных отклонений. Проверяется правильность формирования и использования различных фондов и резервов созданных в организации, сопутствующих учредительных документов и положений.
На основном этапе аудита бухгалтерской отчетности необходимо изучить состав и содержание бухгалтерской отчетности. В настоящее время организации представляют в обязательном порядке квартальную и годовую бухгалтерскую отчетность.
В состав годовой бухгалтерской отчетности входят: форма N 1 «Бухгалтерский баланс»; расшифровка отдельных прибылей и убытков расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами по налогам, сборам и обязательным платежам; форма N 2 «Отчет о прибылях и убытках»; форма N 3 «Отчет об изменениях капитала»; форма N 4 «Отчет о движении денежных средств»; форма N 5 «Приложение к бухгалтерскому балансу»; пояснительная записка; аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности организации (если она подлежит в соответствии с федеральными законами обязательному аудиту). При изучении состава и содержания форм бухгалтерской отчетности организации выясняются:
· их соответствие требованиям нормативных документов:
· наличие всех установленных форм;
· полнота их заполнения;
· присутствие необходимых реквизитов.
Кроме того, осуществляется арифметический контроль показателей и проверяется их взаимозависимость.
При анализе достоверности показателей аудитору следует изучить результаты инвентаризации, проводимой перед составлением годового отчета. Все расхождения с данными бухгалтерского учета, а также все ошибки и нарушения, выявленные в ходе инвентаризации, должны быть исправлены и отражены в соответствующих учетных регистрах до представления годового отчета. Суммы статей баланса по расчетам с финансовыми, налоговыми органами должны быть согласованы с ними и тождественны. Целесообразно проконтролировать соответствие данных по всем счетам главной книги показателям бухгалтерской отчетности.
Проверяя правильность оценки статей отчетности, аудитор должен удостовериться в соблюдении следующих принципиальных положений при ее составлении:
отражение в отчетности стоимости имущества и обязательств должно производиться в рублях; оценка имущества и обязательств должна осуществляться путем суммирования произведенных расходов; зачет между статьями активов и пассивов, статьями прибылей и убытков не допускается (кроме случаев, специально оговоренных в нормативных документах); отражение в бухгалтерском балансе числовых показателей должно осуществляться в нетто-оценке, т.е. за вычетом регулирующих величин; методики формирования показателей отчетности должны соответствовать требованиям нормативных документов; при наличии отклонений их следует раскрыть в пояснительной записке с указанием причин и результата, который эти отклонения оказали на формируемые показатели отчетности.
При проверке бухгалтерского баланса аудитору необходимо обратить внимание на формирование стр. 145 «Отложенные налоговые активы». По данной строке учитывается сумма, сформированная по счету 09 «Отложенные налоговые активы». По стр. 515 «Отложенные налоговые обязательства» отражается кредитовое сальдо по счету 77 «Отложенные налоговые обязательства», не списанное на конец отчетного периода.
3. Этап. Заключительный.На этом этапе формируется аудиторский отчет и вместе с другими рабочими документами предоставляется заказчику проверки. Озвучиваются ошибки, допущенные при ведении учета.
продолжение
--PAGE_BREAK--