Реферат по предмету "Философия"


Сознание как предмет философского анализа

Министерство образования и наукиРоссийской ФедерацииФедеральное агенство по образованиюГОУ  ВПОВсероссийский заочныйфинансово-экономический институт Учётно-статистический факультет

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по философии на тему №27:Сознание как предмет философского анализа
                                                            Челябинск — 2007

Содержание
 
Введение. 3
1. Материальное и идеальное. Основные характеристики икачества              
    сознания и предпосылки его возникновения и развития. 4
2. Структура сознания. Сознание и язык. 4
3. Что такое бессознательное как феномен психики? Объясните                      
     соотношениепонятий: психика – сознание – бессознательное. 4
Заключение. 4
Список литературы… 4
 

Введение
Проблемасознания всегда привлекала при­стальное внимание философов, ибо определе­ние места и роли человека в мире, специфики его взаимоотношений с окружающей его дей­ствительностьюпредполагает выяснение при­родычеловеческого сознания. Для философии эта проблема важна и потому, что те илииные подходы к вопросу о сущности сознания, о характере его отношения к бытию затрагива­ют исходные мировоззренческие и методоло­гические установки любого философского на­правления. Естественно, что подходы эти бы­вают разные, но все они по существу всегда имеют дело с единой проблемой: анализом сознания как специфически человеческой фор­мы регуляции и управления взаимодействием человека с действительностью. Эта форма ха­рактеризуется прежде всего выделением чело­века как своеобразной реальности, как носи­теля особых способов взаимодействия с окру­жающим миром, включая и управление им.
Тема«Сознание как предмет философского анализа» является актуальной, так каксознание выступает как ключевое, исходное философское понятие дляанализа всех форм проявления духовной и ду­шевной жизни человека в их единстве и цело­стности, а также способов контроля и регуля­цииего взаимоотношений с действительнос­тью, управления этими взаимоотношениями.
Цель: Рассмотреть сознание как предметфилософского анализа
Задачи:
1. Рассмотреть материальное и идеальное.Основные характеристики и
    качества сознания и предпосылки еговозникновения и развития
2. Раскрыть структуру сознания. Сознаниеи язык
3. Выяснить Что такое бессознательноекак феномен психики?
4.Объяснить соотношение понятий: психика– сознание –   бессознательное

1. Материальное и идеальное. Основныехарактеристики и качества сознания и предпосылки его возникновения и развития
В наукедолгое время широкое распространение имело дуалисти­ческое представление о сознании и мозге. Сознание рассматри­валось как нечто надфизическое, лежащееповерх мозга или в его «порах».
Сознаниемыслилось как некое активное существо, пользующееся мозгом как орудием дляреализации своих целей. Оно как бы пер­сонифицировалось и мыслилось как человек в человеке. Счита­лось, что между духовно-идеальным иматериальным лежит про­пасть,для преодоления которой у нас нет ни моста, ни крыльев.
Со­знание — субъективный образ объективного мира. Субъек­тивность образа — не произвольное привнесение чего-то от субъ­екта. Будучи отражением действительности, образ несуществует и не может существоватьвне конкретно-исторической личности со всемиее индивидуальными особенностями. Он зависит от развития нервной системы и мозга, от состояния организма вцелом, от бо­гатства или бедности практического опыта людей, от уровня исто­рического развития знаний человечества[1].
Субъективностьобра­за, за исключением случаев патологии, обманаи заблуждений, не являетсясвидетельством слабости человеческого сознания. Имен­но это обеспечивает возможность познания человеком объектив­ного мира. Если бы образ предмета не былсубъективным, а был бы его материальным отражением, то никакое познание не былобы возможным.
Идеальностьобраза состоит лишь в том, что он несводим ни к определенным внешним объектам, ни к материальнымфизиоло­гическим процессам в мозгу. Последние строятобраз, но не явля­ются им. Физиологические процессы головного мозга выступаюткак носители идеального содержания лишь в том случае, когда их результат соотносится человеком с объектомотражения. Именно отнесенность мозговых процессов к объективному миру и делает эти процессы психическими, идеальными. Идеальное — это данность объекта субъекту. И подавляющее большинство людей осознает вещи, себя, свои мысли, абсолютноне подозревая, что творится в самоммозгу. И это потому, что человеку (да и жи­вотному) даны не физиологические состояния его мозга, а внешний мир — объект.
Различиемежду материальным и идеальным выражается и в том, что законы мышления не совпадают с законами техфизичес­ких, химических и физиологических процессов,которые происходят в этовремя и в этой связи в мозгу и которые составляют матери­альную основусознания. Далее, одни и те же физиологические ме­ханизмы осуществляют не толькоразные, но и прямо противопо­ложные мысли.
В пределах теории познаниямысль, сознание, идеальное про­тивоположныматериальному, а за этими пределами их нельзя про­тивопоставлять как абсолютные противоположности. 
Сознание существует нетолько как нечто принадлежащее дан­ному субъекту, но и в виде формобщественного сознания, зафик­сированныхсредствами языка. Нельзя отрицать реальности сознания: душа — это особаяформа бытия сущего. Такой реальностью является и вся духовная куль­тура общества и внутренний духовный мир каждогочеловека. Мысль действительна. Но еедействительность идеальна. Для вся­когодругого человека мое сознание существует как реальность, ко­торую он воспринимает через чувственные формы ееобнаружения: поступки, слова, жесты,мимику.
Дляпонимания души важным является следующее определение идеальности: идеальноеесть нечто противоположное материальному, но такое, которое в то жевремя сохраняет свое совечноеединство с ним. Когда мыговорим, что душа имматери­альна,т.е. нечто идеальное, мы имеем в виду ее смысловую сущ­ность во всем составе ее компонентов —сознании, самосознании, чувствах,воли, разума, памяти и т.п., но для понимания сути дела мы допускаем условную аналогию между душой и словом. Можно ли слово мыслить лишь в чистом виде смысла? Смыслслова немыслим вне своей материальной оболочки знака — в виде потоков членораздельных звуков или различного роданачертаний в письменной речи. Нам представляется, что и душа, будучи связаннойс деятельностью человеческого мозга,имеет вместе с тем и свое специфическое материальное облачение втончайшую «ткань» биопо­ля, ауры, что придаетей относительно самостоятельное бытие, на чем издревле строитсядопущение бессмертия души. Можно, види­мо,мыслить ауру как некое подобие эфира — этого тончайшего вида материи. Идея эфира, возникнув в древниевремена, сохраня­ет свой неистребимый характер по сию пору[2].
Сознание— одна из форм проявления нашейдуши, при этом очень существенная форма, преисполненная глубокого содержания.
Сознание— это выс­шая,свойственная только людям и связанная с речью функ­ция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражениидействительности, в предварительном мыслен­ном построении действий и предвиденииих результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека[3].
Сознание— результат  длительного  развития  человеческого общества. Элементыпсихической и сознательной деятельности имеются уже у высших, особенно стадных, животных, использую­щих звуковую сигнализацию и жесты для обменаинформацией, но настоящеечеловеческое сознание появляется не как простое продолжение и усложнение психической деятельности этих животных, а вследствие глубоких принципиальныхизменений. Основой этихизменений явился труд.
Многообразиеинформации, которую должны были переда­вать друг другу наши предки, требовало таких знаков, каждый из которых сообщал бы не ободном-единственном предмете или действии, а об объектах различных, но обладающих общими чер­тами и потому требующих одинаковой реакции состороны чело­века. Знак долженбыл быть общим для определенного класса объектов и общим для всех участников трудового процесса. Представить себе наглядно то общее, что имеется во всех случаях, когдаподбегают, прячутся, ударяюти т. п., совершенно отвлекаясь от многочисленных разли­чий между этими актами, можно лишь оченьтуманно или вовсе невозможно. Вполне наглядными при таком отражении остаются лишь знаки, посредством которых участникиобщения передают их другдругу.
Отражениетого общего, что есть в целом классе явлений (бег вообще, удар вообще, скала вообще), приотвлечении от различий междуявлениями данного класса, отражение зависимостей, свя­зей между явлениями дается в мышлении.Мышление — важ­нейшаяособенность человеческого сознания. Звуковая же систе­ма знаков, посредством которой создаютсятакие отражения и припомощи которой осуществляется общение, называется язы­ком. Таким образом, коллективный трудтребовал образования мышленияи языка, возникновение и развитие которых неотде­лимы друг от друга.
Всякийраз, когда люди неправильно отражали существующие в объективной дей­ствительности связи, их попытки овладеть имитерпели неудачу. Миллиардыраз повторялись такие попытки, то удачные, то бес­плодные, пока не сформировалось умениеотражать события и их взаимосвязи так, как они имеют место в действительности.Наши предки стали овладевать обычными, на каждомшагу встречаю­щимися, повторяющимися связями. Так возникли умозаключения, т. е. выведение из некоторыхизвестных исход­ныхпосылок определенного нового знания на основе связей, ко­торые называются логическими. С течениемвремени способность логичноумозаключать укоренилась, так как многие поколения на практике убедились, что логические связисоответствуют отно­шениями взаимодействиям между самими событиями, действия­ми или вещами. Возникла присущая человеческомумышлению логика.
Такимобразом, сознание со всеми его атрибутами (ощу­щениями, мышлением, логикой и т. д.), возникшее впроцессе чрезвычайнодлительного превращения стада животных в челове­ческое общество и порожденное, как и язык, общественной трудовой деятельностью, представляет собой(как и язык) явле­ниеспецифически общественное[4].
 
2. Структура сознания. Сознание иязык
Структурасознания. В структуресознания наиболее отчетливовыделяются прежде всего такие моменты, как осознание вещей, а такжепереживание, т.е. определенное отноше­ние ксодержанию того, что отражается. Ощущения,восприятия, представления, понятия,мышление образуют ядро со­знания. Однакоони не исчерпывают его структурной полноты: оно включает в себя и акт внимания как свой необходимый компо­нент. Именно благодаря сосредоточенности вниманияопределен­ный круг объектов находится в фокусе сознания.
Богатейшая сфераэмоциональной жизни человеческой личнос­ти включает в себя собственно чувства,представляющие собой от­ношения к внешнимвоздействиям (удовольствие, радость, горе и др.), настроения, или эмоциональное самочувствие (веселое, подавленноеи т.д.), и аффекты (ярость, ужас, отчаяние и т.п.). Чув­ства, эмоции сутькомпоненты структуры сознания.
Сознание не ограничиваетсяпознавательными процессами, на­правленностьюна объект (внимание), эмоциональной сферой. Однако сознание — это несумма множества составляющих его элементов, аих интегральное, сложно-структурированное целое.
Воснове всех психических процессов лежит память — способность мозга запечатлевать, сохранять ивоспроизводить информацию.
Движущей силой поведения исознания людей является по­требность — состояние неустойчивости организма как сис­темы, его нужды в чем-то. Такое состояние вызывает влечение, поисковую активность, волевое усилие. Когдапотребность находит свой предмет, товлечение переходит в хотение, желание. Воля —это факт сознания, егопрактическое обнаружение. Воля — это нетолько умение хотеть, желать, это психический процесс, выражающийся в действиях, направленных наудовлетворе­ние потребности. Качественные сдвиги в характере потребнос­тей — это основные вехи в эволюции психики от ееэлементарных форм до высшего уровня сознания. 
Человеческие чувства — этофакт сознания, отражение мира и выражение отношения человека к удовлетворениюили неудовле­творению его потребностей,интересов, соответствия или несоот­ветствиячего-либо его представлениям и понятиям. Ничто в нашем сознании не совершается вне эмоциональной окраски, имеющей громадный жизненный смысл. Эмоциональныйстимул заставляет организовыватьнаши мысли и действия для достижения определенной цели[5].
Сознаниеи язык образуют един­ство:в своем существовании они предполагают друг друга, как внутреннее, логически оформленное идеальное содержание пред­полагает свою внешнюю материальную форму. Языкесть непо­средственная деятельность мысли, сознания. Он участвует в про­цессемыслительной деятельности как ее чувственная основа или орудие. Сознание не только выявляется, но и формируется с помо­щью языка. Наши мысли строятся в соответствии снашим языком и должны емусоответствовать. Справедливо и обратное: мы орга­низуем нашу речь в соответствии с логикой нашей мысли.
Связьмежду сознанием и языком не ме­ханическая,а органическая. Их нельзя отделить друг от друга, не разрушая того и другого.
Посредствомязыка происходит переход от восприятий и пред­ставленийк понятиям, протекает процесс оперирования понятия­ми. В речи человек фиксирует свои мысли, чувства и благодаря этому имеет возможность подвергать их анализу каквне его лежа­щий идеальный объект. Выражая свои мысли и чувства, человекотчетливее уясняет их сам: он понимает себя, только испытав на другихпонятность своих слов. Язык исознание едины. В этом единстве определяющей стороной является сознание,мышление: будучи отражениемдействительности, оно «лепит» формы и дик­тует законы своего языкового бытия.Через сознание и практику структураязыка в конечном счете отражает, хотя и в модифициро­ванном виде, структурубытия. Но единство — это не тождество: сознаниеотражает действительность, а язык обозначает ее и вы­ражает в мысли. Речь — это не мышление.
Язык исознание образуют противоречивое единство. Язык влияет на сознание: егоисторически сложившиеся нормы, спе­цифичные укаждого народа, в одном и том же объекте оттеняют различные признаки. Однако зависимость мышления от языка не явля­етсяабсолютной, как считают некоторые лингвисты: мышление детерминируется главнымобразом своими связями с действи­тельностью,язык же может лишь частично модифицировать форму и стиль мышления.
Языквлияет на сознание, мышление и в том отношении, что он придает мысли некоторую принудительность,осуществляет своего рода«тиранию» над мыслью, направляет ее движение по каналам языковых форм, как бывгоняя в их общие рамки постоянно пере­ливающиеся, изменчивые, индивидуально неповторимые, эмоцио­нальноокрашенные мысли.
Но невсе выразимо с помощью языка. Тайны человеческой души настолько глубоки, что невыразимы обычнымчеловеческим языком: здесь нужна и поэзия, и музыка, и весь арсенал символи­ческих средств[6].

3. Что такое бессознательное какфеномен психики? Объясните соотношение понятий: психика – сознание –бессознательное
Психоаналитическаяфилософия ориентирована наизучение человека не состороны или, точнее, извне, а изнутри, с позиций выявления внут­ренних детерминант развертывания человеческойдеятельности. Выне­сениевнешнего мира за скобки психоаналитического исследования осу­ществляется не посредством принципиальногоповорота к нему спиной, а лишьучетом его психологической значимости для человека. Специфика психоаналитической философии состоит в том,что во внимание прини­маетсяпсихологическое значение внешнего мира.
Вфилософских системах прошлого человек рассматривался, как пра­вило, в качестве сознательногосущества. Допущениебессознательного необходимо и закономерно, так как жиз­ненный опыт свидетельствует о существованиитаких психических про­цессов,которые не могут быть названы сознательными. Отождествление психики с сознанием нарушает психическуюнепрерывность и ввергает в неразрешимые трудности психофизическогопараллелизма. Поэтому, согласно Фрейду, более целесообразно исходить издопущения бессоз­нательного психического как некой реальности, с которойнеобходимо считаться и которуюследует изучать.
Одно изосновных психоаналитических положений сводится к тому, что собственнодеятельными в психическом смысле признаются те пси­хологические процессы, которые сами по себебессознательны, а не про­цессы,составляющие содержание сознания. Для Фрейда, всякий психи­ческий акт существует сначала вбессознательном и только затем может оказаться в сфере сознания. Переход в сознание — не обязательный процесс. Далеко не все психические актыстановятся сознательными[7].
Бессознательноехарактеризуется действительностью, выявляемой не столько при описаниибессознательных процессов как таковых, сколь­ко при раскрытии динамики их функционирования в человеческойпсихике.
С однойстороны, в ходе описания психических процессов, не явля­ющихся сознательными, обнаруживается скрытое, латентное бессозна­тельное. Егохарактерным признаком является то, что представление, будучи сознательным в какой-то момент, перестаетбыть таковым в сле­дующее мгновение,но может вновь стать сознательным при наличии условий, способствующих переходу бессознательного в сознание.
С другойстороны, динамика развертывания психических процессов свидетельствует о наличиив человеческой психике какой-то противо­действующей силы, препятствующейпроникновению бессознательных представленийв сознание. Состояние, в котором данные представле­ния находятся до их осознания, называется вытеснением,а силу, способствующую вытеснению этих представлений— сопротивлением. Ус­транениесопротивления возможно лишь на основе психоаналитичес­ких процедур, с помощью которыхсоответствующие бессознательные представления могут быть доведены до сознания.
Вклассическом психоанализе, следовательно, бессознательное пред­стает в качестве двух самостоятельных и несводящихся друг к другу пси­хических процессов. Согласно Фрейду, имеетсядвоякое бессознательное: скрытое, но способное статьсознательным, и вытесненное, которое само посебе не может стать сознательным. Первый вид бессознательного он называет предсознательное, второй — вытесненноебессознательное. Отсю­да — идея Фрейда о топике человеческой психики,состоящей из бессоз­нательного,предсознательного и сознания.
Нарядус топическим представлением о бессознательном, осуществляется структурное деле­ние психики, которая теперь понимается каксостоящая из трех слоев, илиинстанций, — Оно, Я, Сверх-Я.
Бессознательное Оно представленоу Фрейда в качестве того унасле­дованногочеловеческой организацией глубинного слоя, в недрах кото­рого копошатся скрытыепсихические образования, напоминающие со­бой старых демонов и выражающие безотчетные влечения человека. Сознательное Я — посредник между Оно и внешниммиром, инстанция, предназначенная для содействия во влиянии этого мирана бессознатель­ную деятельность индивида. Сверх-Я—инстанция, олицетворяющая собой какимперативы долженствования, так и запреты морально-нрав­ственного, социокультурного исемейно-исторического происхождения[8].
Неменее сложными оказываются и отношения между Я и Сверх-Я. Имея двойное лицо, на одном из которых лежитпечать долженствова­ния, а на другом — лик запретов, Сверх-Я, так же, как иОно, может властвовать над Я, выступая в роли либосовести, либо бессознательного чувства вины.
Считалось,что в ходе эволюци­онногоразвития у человека вырабатываются и формируются защитные механизмы, позволяющие ему приспосабливатьсяк внешнему миру. Фрейд не отрицаеттаких возможностей разрешения конфликтов, или, точнее, предупреждения возникновения их. В этой связион выдвигает представ­ленияо принципе удовольствия и принципе реальности, которыми человек руководствуется в своей жизнедеятельности.
«Принципудовольствия» — внутренне присущая человеку програм­ма функционирования психических процессов, всоответствии с кото­ройбессознательные влечения автоматически направляются в русло по­лучения максимального удовольствия. «Принципреальности» — внешний коррективв протекании психических процессов, обусловленный необ­ходимостью считаться с требованиями окруженияи задающий ориенти­ры на поиск таких путей достижения первоначальной цели,которые бы застраховываличеловека от различных потрясений и перегрузок, связан­ных с невозможностью непосредственного исиюминутного удовлетво­рения влечений. Однако, считает Фрейд, эффективные поотношению к внешней реальности такие защитные механизмы не всегда способству­ютразрешению глубинных конфликтов.
«Принцип реальности» заставляетчеловека считаться с внешней не­обходимостью. Но бессознательные влеченияоказывают сопротивление реальному миру,противятся налагаемым извне ограничениям. Тем самым создается благодатная почва для возникновения внутрипсихическихконфликтов. Правда, между сознанием и бессознательнымнаходится страж, своего рода «цензура», пропускающая в сознание лишьнекоторые пред­ставления о желаниях ивытесняющая, загоняющая в бессознательное все социально неприемлемые порывы. Но эти защитные механизмы порой создаютлишь видимость разрешения внутрипсихических конфликтов, поскольку вытесненные в бессознательное желаниямогут в любой момент вырватьсянаружу, став причиной очередной человеческой драмы.
Вклинической практике постоянно приходится сталкиваться с подоб­ной ситуацией,когда, благодаря механизмам вытеснения своих желаний, человек лишь формально справляется свнутренними конфликтами. На самомделе он попросту отстраняется от действительности, погружается в созданный имиллюзорный и фантастический мир. Уход от неудовлет­воряющей реальности завершается, по выражению Фрейда, «бегством вболезнь». Невротические заболевания — типичный пример такого «бег­ства вболезнь», свидетельствующий о неудачных попытках разрешения человеком своих внутренних конфликтов.
Лучшийвыход из положения — это мобилизация человеком всех своих сил с целью сознатель­ного, а не бессознательного разрешениявозникающих в жизни конфликтов. Такая мобилизация собственных сил предполагает осознание человекомсвоих бессознательных влечений. Психоанализ иявляется тем средством, благода­ря которому может быть оказана помощь нуждающимся людям в переводе бес­сознательного в сознание. «Там, где было Оно,должно быть Я» — такова ос­новнаямаксима классического психоанализа[9].
Заключение
Несмотряна огромные усилия, затраченные философией и другими науками, проблема человеческого сознания (индивидуального и общественного) далека от своего решения. Много неясного таят в себе механизмы, функ­ции, состояния, структура и свойствасознания, его взаимоотношенияс деятельностью и лич­ностьюиндивида, пути его формирования и развития, связи с бытием. Важно подчеркнуть, что вопрос о взаимоотношении сознания и бытия не сводится к вопросу о первичности и вторичности, хотя и исходит из этого. Изучение отношения сознания и бытия включает исследование всех его многообразных и исто­рически меняющихся типов и форм, то есть в некотором роде это «вечный вопрос». «Веч­ный» не в смысле невозможности доказатель­ного его решения, а в том смысле, что разви­тие форм человеческой жизнедеятельности, прогресс культуры и науки постоянно услож­няют и изменяют конкретные формы отноше­ния сознания и бытия и ставят множество про­блем перед философской мыслью.

Список литературы
 
1. Введениев философию. Под ред. Фролова И.Т. – Республика, 2007. – 623 с.
2. НижниковС.А. Философия: Курс лекций. – М.: Издательство «Экзамен», 2006. – 383 с.
3. Современныйфилософский словарь / Под ред. д.ф.н., проф.                           В.Е.Кемерова, 2006. – 608 с.
4. СпиркинА.Г. Философия. — М.: Гардарики, 2007.-736 с.
5. Философия. Отв.редактор В.Д. Губин, Т.Ю. Сидорина, В.П. Филатов. – М.: ТОН – Остожье, 2006. –704 с.
6. Философия:Учебник для вузов/Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. – М.: Культура,2007. – 368 с.
7. Философияв вопросах и ответах/Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. — М.: ЮНИТИ-ДАНА 2003. –475 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Политические взгляды Ж-Ж Руссо
Реферат Цех разлива пива под давлением
Реферат «Свобода воли» общие условие любого вида социальной ответственности личности в обществе. Вправе для характеристики ответственности есть юридическое понятие
Реферат Автореферат диссертации на соискание степени
Реферат Управление цикловой автоматикой
Реферат Малый бизнес становление и развитие в России
Реферат Понятие информации. Свойства информации. Обработка информации
Реферат Ответственность за вред, причиненный актами правоохранительных органов и суда
Реферат Роль эпизода в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души» «Чичиков у Ноздрёва».
Реферат Произведение Грибоедова "Горе от ума" — комедия или трагедия?
Реферат Анализ развития коммерческого кредита в современной России состояние проблемы перспективы
Реферат Финансовый анализ эффективности системы управления качеством
Реферат Ирландская республиканская армия 1919 1922
Реферат Биологические аспекты научения животных
Реферат Personal Diet And Activity Modifications Essay Research