Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Тульский государственный университет»
Кафедра «Финансы и менеджмент»
Курс «Бухгалтерское дело»
Контрольно – курсовая работа на тему:
«
Место службы внутреннего аудита на предприятиях и организациях. Роль службы внутреннего аудита в системе управления предприятием
»
Выполнил:
Руководитель: к.т.н., доц. кафедры ФиМ Сорвина О.В.
Тула 2011
Содержание
Введение
Одним из наиболее действенных инструментов, позволяющим выявить возможности повышения эффективности бизнеса, и, следовательно, одним из конкурентных преимуществ компании может стать внутренний аудит.
Еще до недавних пор внутренний аудит в компании во многих случаях играл роль «золушки», которая выполняет нелегкую и не всегда чистую работу и которую по большому счету никто не любит. Но постепенно подобное отношение чудесным образом изменилось. Сегодня внутренний аудит в моде — многие руководители и собственники хотели бы внедрить его у себя в компаниях, часто не вполне осознавая, насколько огромен его потенциал. Между тем перед внутренним аудитом ставятся все более масштабные задачи, повышаются требования к нему и, соответственно, растет нагрузка на внутренних аудиторов. В некоторых случаях к внутреннему аудиту начинают относиться как к палочке-выручалочке, которая все сможет исправить.
Во многих случаях исполнительное руководство склонно рассматривать внутренний аудит как ресурс, решающий управленческие задачи по построению системы контроля. Это не может не вызывать опасений по поводу объективности внутреннего аудита, поскольку в этом случае внутренним аудиторам предстоит фактически оценивать то, что они сами разрабатывают и внедряют. Внутренний аудит может оказывать консультационную поддержку на этапе разработки систем/процедур и этим приносить неоценимую пользу компании, но не должен нести ответственность за создание и поддержание системы контроля.
Целью моей курсовой работы является рассмотрение роли и места службы внутреннего аудита в управлении предприятием. В связи с данной целью были поставлены следующие задачи:
определить цели и задачи службы внутреннего аудита
изучить предпосылки создания и способы организации внутреннего аудита
исследовать роль службы внутреннего аудита на предприятии
определить место внутреннего аудита в системе управления организацией
исследовать способы оценки службы внутреннего аудита
рассмотреть дальнейшие перспективы внутреннего аудита
Опираясь на поставленную цель и задачи, моя работа разбита на три логических составных блока. В первой части определяются основные понятия внутреннего аудита, задачи и приоритеты, рассматриваются предпосылки создания. Вторая часть посвящена роли и месту службы внутреннего аудита на предприятии, рассказывается о способах оценки ее эффективности. В третьей части рассматриваются дальнейшие перспективы развития службы внутреннего предприятия.
Глава 1 Сущность внутреннего аудита 1.1 Понятие, цели и задачи службы внутреннего аудита
Аудит — независимая экспертиза финансовой деятельности компании, фирмы, проводимая профессионалами (аудиторами) путем проверки соблюдения установленного порядка ведения бухгалтерского учета, соответствия хозяйственных и финансовых операций законодательству, полноты и верности отражения показателей деятельности предприятий в финансовой отчетности. Аудит выполняется аудитором, назначенным руководством компании в соответствии с требованиями национального законодательства. Результаты аудита служат основанием для принятия квалифицированных управленческих решений. С помощью аудита клиенты компании получают подтверждение реальности опубликованных данных о деятельности компании.[3]
Различают внешний и внутренний аудит. Внешний аудит осуществляют независимые специализированные аудиторские фирмы либо внешние аудиторы. Внутренний аудитор назначается обычно общим собранием акционеров или решением руководства. Аудиторы по своему усмотрению выбирают время проведения аудита и распределяют по срокам его отдельные стадии. Взаимодействие сторон регламентируется и определяется договором на проведение аудита, который должен заключаться с аудитором, выбранным владельцами (собственниками) компании.
В соответствии с Федеральным законом от 30.12.2008 N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» целью внутреннего аудита как особого вида аудиторской деятельности является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности.[1] Применительно к внутреннему аудиту данную цель можно трансформировать как контроль за формированием достоверной финансовой (бухгалтерской) отчетности. Внутренний аудит есть деятельность по предоставлению независимых и объективных гарантий и консультаций, направленных на совершенствование хозяйственной деятельности организации. Он помогает организации, достичь, поставленные цели, используя систематизированный и последовательный подход к оценке и повышению эффективности управления рисками, контроля и системы корпоративного управления.
Организация, цели, роль и функции внутреннего аудита, определяются руководством и (или) собственником экономического субъекта в зависимости от организационно-правовой формы и сложившейся системы управления, содержания и специфики деятельности, объемов финансово-экономической деятельности и состояния внутреннего контроля.[7]
Целями организации системы внутреннего контроля на предприятии являются:
осуществление упорядоченной и эффективной деятельности предприятия включая рентабельность и защищенность от убытков
обеспечение соблюдения политики руководства каждым работником предприятия
обеспечение сохранности имущества
поддержание хороших отношений с регулирующими органами
Процесс внутреннего контроля, который исторически служил в качестве механизма для минимизации случаев мошенничества, хищений или ошибок, приобрел более широкий характер, охватив все разнообразные риски, связанные с деятельностью предприятий. В настоящее время признано, что эффективный процесс внутреннего контроля играет важнейшую роль в способности фирмы выполнять поставленные цели и сохранять финансовую жизнеспособность.[5]
Учитывая современные условия деятельности, претерпевают изменения роль и методы осуществления внутреннего аудита:
Смещаются акценты в деятельности внутренних аудиторов, которые все большее внимание обращают на предоставление руководству информации о проблемах в осуществлении функций объекта аудита и обеспечении им достижения целей деятельности
Необходимость оперативного выявления и реагирования на проблемные ситуации требует мобильности и информированности внутреннего аудита, адекватного масштабам и рискованности деятельности
Назрела необходимость перехода внутреннего аудита к клиенториентированным отношениям с руководством и аудируемыми объектами, который должен приносить очевидную пользу как организации в целом, так и ее составной части, и, следовательно, сглаживать исторически сложившийся конфликт интересов проверяемых и проверяющих
Требуется повышение информированности высшего менеджмента и руководителей среднего звена управления о содержании внутреннего аудита, его обособленном положении в системе управления организацией в целом с точки зрения, как руководства организации, так и внешних аудиторов, органов надзора и финансового контроля[10]
Необходимость принятия руководством предприятия на себя ответственности за организацию формирования и совершенствования эффективной системы внутреннего контроля и ответственности руководителей структурных единиц организации за создание и совершенствование элементов внутреннего контроля в сфере его ответственности
Необходимо использовать возможности повышения кадрового потенциала организации для развития внутреннего контроля и внутреннего аудита, опирающихся на современные программно-технические средства, позволяющие постепенно сужать сферу применения методов контактного аудита и расширять возможности для применения дистанционного аудита
Современный внутренний аудит способен и должен выполнять разнообразные и масштабные задачи. Внутренний аудит оценивает систему внутреннего контроля в части достоверности информации, соблюдения законодательства, сохранности активов, эффективности и результативности деятельности отдельных операционных и структурных подразделений и компании в целом, оценивает эффективность системы управления рисками и предлагает методы контроля рисков, оценивает соответствие системы корпоративного управления компании принципам корпоративного управления (Рисунок 1).[11]
/>
Рисунок 1 — Задачи подразделения внутреннего аудита
1.2 Предпосылки создания и способы организации внутреннего аудита
В настоящий момент существуют реальные предпосылки для создания органов внутреннего аудита, которые образуют две группы — предпосылки необходимости и предпосылки организационные (таблица 1).
Таблица 1 — Предпосылки создания органов внутреннего аудита
Предпосылки необходимости
Организационные предпосылки
Наличие законодательно регламентированной контрольной функции вышестоящих звеньев по отношению к нижестоящим
Отсутствие реально существующего регламентированного органа внутреннего контроля на любом уровне организационной структуры
Наличие многоуровневой управленческой, организационной структуры предприятия
Наличие законодательных предпосылок для создания органа внутреннего контроля
Рост объемов деятельности и диверсификация ее видов
Существование еще не забытых традиций функционирования ведомственного контроля
Отсутствие регламентации взаимодействия и взаимосвязи между ведомственными контрольными органами различных уровней
Реальное функционирование различных органов контроля, выполняющих определенные функции внутреннего контроля в системе и по вертикальной, и по горизонтальной составляющим
Отсутствие единой концепции организации внутреннего контроля
Реальное функционирование различных структурных и функциональных подразделений, выполняющих функции, присущие внутреннему аудиту
Потребность в профессиональном консалтинге
Вопросы организации внутреннего аудита должны решаться индивидуально для каждого предприятия с учетом специфики его деятельности. Однако, говоря о наиболее общих требованиях и подходах, существующих в России и за рубежом, можно выделить основные три подхода (рисунок 2).[9]
Первый подход — это создание собственного подразделения внутреннего аудита. Данный вариант обладает следующими преимуществами[8]:
сотрудники компании хорошо знакомы с внутренней организацией компании и отраслевыми особенностями бизнеса
когда аудиторские задания выполняют штатные сотрудники, то полученные навыки и опыт остаются внутри компании
руководство компании может использовать внутренний аудит как «площадку» для профессионального роста и карьерного развития будущих управленческих кадров
Второй способ организовать внутренний аудит — это использовать аутсорсинг (англ. outsourcing — выполнение всех или части функций по управлению организацией сторонними специалистами), т.е. полностью или частично передать функции внутреннего аудита специализированной компании или внешнему консультанту.
Наконец, третий вариант — ко-сорсинг. Он заключается в том, чтобы создать органы внутреннего аудита в рамках компании, но в некоторых случаях привлекать экспертов специализированной компании или внешнего консультанта.
/>
Рисунок 2 — Организационная форма подразделения внутреннего аудита
Не всем предприятиям, как считают эксперты, целесообразно создавать собственное подразделение внутреннего аудита.[14] Потенциальные преимущества использования аутсорсинга и ко-сорсинга включают:
возможность использовать услуги экспертов в различных областях
-доступ к высокопрофессиональным аудиторским кадрам
гибкость в вопросе привлечения аудиторских ресурсов (например, при внедрении новой системы или необходимости провести внеплановый аудит не придется расширять штат внутренних аудиторов или отвлекать ресурсы от выполнения других проектов)
доступ к передовым технологиям и методикам проведения внутреннего аудита
К аутсорсингу и ко-сорсингу прибегают различные организации. Это могут быть как небольшие фирмы, к примеру, малые и средние предприятия, у которых нет достаточных финансовых ресурсов для создания собственного внутреннего аудита, так и крупные компании. Последним такие услуги, как правило, нужны для аудита какой-либо специфической области (например, информационные технологии или капитальное строительство). Кроме того, дополнительные аудиторские ресурсы могут потребоваться в пиковые периоды нагрузки на штатных аудиторов.[12]
Глава 2 Место и роль службы внутреннего аудита в управлении предприятием 2.1 Роль службы внутреннего аудита на предприятии
Насколько внутренний аудит нужен собственникам бизнеса? Чем внутренний аудит может быть полезен менеджерам компании? Решение о том, необходим ли в компании внутренний аудит, принимают собственники и высшее исполнительное руководство компании. Решение это определяется многими факторами, к которым относятся разделение функций владения и управления бизнесом, размеры и структурная разветвленность компании, географический разброс ее активов, уровень рисков, присущих деятельности компании.[15]
Конечно, необходимость внутреннего аудита для компании должна диктоваться экономической целесообразностью. Для небольших компаний в наличии функции внутреннего аудита, вероятно, нет необходимости. Однако с ростом размеров компании и усложнением процессов управления у собственников-менеджеров может сложиться иллюзия, что, несмотря на все изменения, деятельность компании находится под контролем. Но на самом деле, руководство уже не в состоянии контролировать ситуацию во всей полноте. Тогда внутренний аудит оказывается, весьма полезен.
Если в компании функции владения и управления разделены — собственники занимаются вопросами определения стратегии и направлений развития компании, не вникая в детали ведения дел, а для управления компанией нанимают квалифицированных менеджеров, — актуальным для собственников становится вопрос контроля состоянием дел в компании, деятельностью менеджмента. Как говорится, доверяй, но проверяй.
В основе развития теории корпоративного управления лежит именно эта проблема – так называемая проблема принципала-агента. Она заключается в том, что собственник, владея собственностью, ею не управляет, а менеджер, хотя и управляет собственностью, не владеет ею. При этом устремления и действия менеджмента отнюдь не всегда отвечают интересам самих собственников. В этом случае внутренний аудит становится неотъемлемым компонентом системы корпоративного управления в качестве одного из наиболее действенных инструментов контроля со стороны собственников над деятельностью наемного руководства компании. [16]
Внутренний аудит необходим не только собственникам, но и менеджменту компании. Задача менеджеров — управлять бизнесом, достигая поставленных целей наиболее эффективным образом. Успешность выполнения этой задачи зависит в значительной степени от двух факторов:
обладает ли менеджер информацией, необходимой для принятия правильных управленческих решений
существует ли эффективная система контроля выполнения принятых решений
Сами менеджеры, для которых управление бизнесом является частью повседневной работы, не всегда способны объективно оценить ситуацию. Даже если менеджер считает, что эффективно контролирует все процессы, у него, как правило, нет времени и специфических навыков для сбора и структурирования соответствующей информации. Внутренний аудит в силу своей специфики обладает информацией по всем аспектам деятельности компании и инструментарием для обобщения и анализа данных. Поэтому тесное взаимодействие со службой внутреннего аудита повышает эффективность принятия решений менеджментом. Именно внутренний аудит является тем объективным источником информации, помогающим менеджеру по-новому, «не замыленным глазом» посмотреть на вещи и оценить качество выполнения принятых управленческих решений.
Роль внутреннего аудита особенно важна для холдинговых компаний и компаний с разветвленной филиальной сетью. Значимость внутреннего аудита в этом случае определяется необходимостью для головной/материнской компании получать своевременную и объективную информацию о деятельности филиалов/дочерних компаний. А они, в свою очередь, также получают немалую пользу от внутреннего аудита.[19]
во-первых, происходит ознакомление в рамках всей компании с лучшими практиками в работе отдельных подразделений, носителем которых, в силу специфики своей деятельности, является внутренний аудит.
во-вторых, внутренний аудит способствует более глубокому пониманию в филиалах/дочерних компаниях политик и процедур головной/материнской компании.
2.2 Сколько нужно органов контроля
Внутренний аудит является составной частью системы внутреннего контроля компании. Будучи частью целого, внутренний аудит оценивает эффективность системы в целом. Таким образом, он играет роль обратной связи, которая делает систему устойчивой и позволяет настраиваться в зависимости от происходящих изменений. [18]
Сколько и какие органы контроля иметь в компании – определяется, в первую очередь, требованиями законодательства. Например, для акционерных обществ законодательством предусмотрено наличие совета директоров (наблюдательного совета) и ревизионной комиссии. Собственники и менеджмент компании, исходя из своих потребностей, могут создавать и другие органы контроля. Выбор богатый: контрольно-ревизионная служба, служба внутреннего контроля, служба внутреннего аудита, служба безопасности, отдел контроля качества. Другое дело, что, подчас, по-разному называющиеся органы контроля в значительной мере дублируют работу друг друга. Это, как правило, приводит к экономической неэффективности их деятельности.
Немалую роль в принятии решения о структуре органов контроля играет состояние контрольной среды в компании и, если говорить более широко, уровень развития ее корпоративной культуры.
Если системы внутреннего контроля и управления рисками не выстроены или работают неэффективно, поле деятельности для внутреннего аудита очень сильно сужается, поскольку задача внутреннего аудита — оценить эффективность этих систем. В данном случае первоочередной задачей для менеджмента компании является проектирование и внедрение системы контроля. Этим занимаются службы внутреннего контроля или контрольно-ревизионные службы.[17]
Поскольку построение системы внутреннего контроля есть процесс трудоемкий и длительный, наличие в компании отдельного контрольно-ревизионного подразделения (контрольно-ревизионной службы) является объективной необходимостью на определенном этапе. Данное подразделение приобретает особую значимость, если у руководства компании нет возможности и/или желания строить эффективную систему контроля и создавать высокоразвитую корпоративную культуру.
В данном случае контрольно-ревизионное подразделение будет фокусироваться на выявлении ошибок и злоупотреблений, исполняя роль корпоративного полицейского в «чистом виде». Но следует помнить, что ревизионная деятельность, по своей сути, направлена на ретроспективу, т. е. на уже произошедшие события и их последствия. Внутренний аудит ориентирован на перспективу, т. е. на анализ будущих событий, которые могут неблагоприятным образом сказаться на деятельности отдельных подразделений и/или компании в целом.
Иначе говоря, ревизия оценивает последствия уже материализовавшихся рисков, в то время как внутренний аудит оценивает возможность и предлагает пути снижения рисков и/или негативных эффектов их воздействия. Наличие в компании контрольно-ревизионного подразделения ни в коей мере не означает ненадобности во внутреннем аудите. Все определяется тем, на каком этапе своего развития находится компания и в каком направлении, с точки зрения внутренней корпоративной культуры, она будет двигаться. [20]
Хотелось бы заметить, что во многих случаях исполнительное руководство склонно рассматривать внутренний аудит как ресурс, решающий управленческие задачи по построению системы контроля. Это приводит к неэффективному использованию потенциала внутреннего аудита и не может не сказаться на степени его объективности при последующей оценке надежности и эффективности системы контроля. Другое дело, что внутренний аудит может стать лучшим помощником менеджмента в вопросе построения системы контроля, оказывая консультационную поддержку в ходе разработки (внедрения) политик и процедур контроля.
2.3 Место внутреннего аудита в системе управления организацией
В процессе функционирования отдел внутреннего аудита взаимодействует практически со всеми отделами и службами организации. Так как к внутреннему аудиту предъявляются более жесткие требования по сравнению с внешним аудитом, внутренний аудит довольно тесно связан с учетно-аналитическими, производственными и управленческими процессами. Поэтому в качестве отдельного этапа его организации предлагается определение места СВК и степени ее интеграции с другими отделами и службами (рисунок 3).[17]
/>
Рисунок 3 –
Место внутреннего аудита в системе управления организацией
Внутренний аудит в отношении бухгалтерской службы решает следующие задачи:
контроль полноты данных, отраженных в системе бухгалтерского учета
проверка правомерности, обоснованности, эффективности совершенных хозяйственных операций
установление адекватности системы бухгалтерского учета
проверка состояния средств контроля
группировка оперативной и отчетной информации в интересах администрации и в виде, доступном для ее понимания
Однако на принятие управленческих решений, а значит, и на их результат влияет не только достоверность, но и форма подачи информации. Система бухгалтерского учета формализует информацию, т.е. кодирует ее таким образом, чтобы работа с ней была наиболее эффективной. Замечу, что в данном случае пользователь этой информации должен обладать соответствующей квалификацией. Управленческий персонал в своей работе сталкивается с потоком разнообразной информации, часть из которой не может быть адекватно воспринята из-за своей специфичности. В результате взаимодействия внутреннего аудита и системы бухгалтерского учета создаются не только достоверные, но и пригодные для рассмотрения кругом заинтересованных лиц, не имеющих глубоких бухгалтерских знаний, данные.[15]
Важным следствием этого, по моему мнению, является тот факт, что информационный обмен отдела внутреннего аудита и других служб и отделов организации, в том числе и системы бухгалтерского учета, должен строиться на взаимонаправленных потоках информации, которые служат базой для осуществления и контрольных, и аналитических, и консалтинговых функций внутреннего аудита. Это касается первичной и агрегированной информации, а также оперативных, плановых, нормативно-справочных данных, классификаторов технико-экономической информации, систем документации (унифицированных и специальных) и пр.
По итогам определения места внутреннего аудита в системе управления организацией могут быть пересмотрены, уточнены его цели и задачи, а также «точки приоритетов» в целях повышения эффективности управления.
2.4 Создание собственной службы внутреннего аудита
При организации СВА, прежде всего, необходимо определить ее подчиненность. И в России, и за рубежом используются различные подходы в этом вопросе. Наилучшим вариантом считается функциональное подчинение руководителя СВА комитету по аудиту совета директоров, либо напрямую совету директоров компании. В этом случае достигается высокий уровень независимости внутренних аудиторов от исполнительного руководства, что позволяет, при прочих равных условиях, максимально использовать потенциал СВА. Если данный вариант по каким-либо причинам не может быть реализован, то следует, чтобы подразделение внутреннего аудита подчинялось высшему должностному лицу компании (президенту, генеральному директору) (рисунок 4). [19]
/>
Рисунок 4 — Функциональное подчинение подразделения внутреннего аудита
Однако вопрос подчиненности руководителя службы внутреннего аудита как способа обеспечения независимости внутреннего аудита является одним из наиболее дискуссионных в практике деятельности как российских, так и иностранных внутренних аудиторов.
На вопрос «кому должен подчиняться внутренний аудит, чтобы быть максимально эффективным?» нет универсального ответа. Ответ определяется сочетанием многих факторов, среди которых выделим профессионализм совета директоров и компетентность менеджмента, характер взаимоотношений и степень взаимодействия совета директоров и исполнительных органов компании, уровень развития корпоративной культуры в компании.[13]
Немаловажным является и то, какие задачи решает в компании внутренний аудит. Если его основная задача состоит в осуществлении контрольно-ревизионной деятельности, то логичным представляется подчинение высшему исполнительному руководству компании, поскольку в данном случае служба внутреннего аудита есть инструмент контроля над деятельностью менеджмента со стороны высшего исполнительного руководства.
В случае если внутренний аудит рассматривается как компонент системы корпоративного управления, позволяющий совету директоров (комитету по аудиту) эффективно выполнять свои обязанности, оправданным видится подчинение службы внутреннего аудита именно совету директоров (комитету по аудиту). Как я уже говорила, в этой ситуации совет директоров (комитет по аудиту) способствует обеспечению максимальной степени независимости службы внутреннего аудита от менеджмента компании. Со своей стороны служба внутреннего аудита (наряду с внешним аудитором) позволяет совету директоров сохранять достаточную степень независимости от менеджмента в вопросе получения информации о деятельности компании. Очевидно, что эти вопросы взаимосвязаны, поскольку роль объективного источника информации для совета директоров (комитета по аудиту) внутренний аудит сможет выполнять лишь при условии максимальной независимости от исполнительного руководства (включая вопросы назначения на должность, вознаграждения, оценки работы руководителя и сотрудников службы внутреннего аудита и т.п.).[13]
2.5 Оценка эффективности внутреннего аудита
Одним из начальных этапов процесса планирования общего аудита является оценка СВК, основная цель которой — уточнение вида, времени проведения и объема аудиторских процедур, поскольку структура или функционирование определенных элементов СВК могут увеличивать или уменьшать вероятность наличия существенных ошибок или искажений в проверяемой финансовой отчетности.
Как же оценить эффективность внутреннего аудита? Эта задача весьма нетривиальна. Дело в том, что, во-первых, результат не всегда измерим количественно. Во-вторых, эффективность зависит не только от самих аудиторов, но, в значительной степени, от последующих действий заказчиков (клиентов). И, в-третьих, играет роль субъективизм оценок заказчиков (клиентов). [18]
Для анализа продуктивности аудита следует использовать качественные и количественные показатели. Они должны определять динамику выполнения годового плана по внутреннему аудиту и затраты СВА по проектам. Кроме того, система показателей должна позволять оценить степень удовлетворенности заказчиков (клиентов) от выполненной аудиторами работы.
Каждая компания сама определяет критерии эффективности деятельности СВА. Состав и целевые значения показателей устанавливает начальник СВА по согласованию с руководством. При этом основные заказчики (совет директоров и высшее исполнительное руководство) могли бы оценивать деятельность СВА по трем-четырем показателям. С другой стороны, руководитель СВА мог бы оценивать деятельность возглавляемой службы по большему числу показателей. К показателям эффективности деятельности внутреннего аудита могут относиться, например, следующие (рисунок 5): [20]
выполнение утвержденного плана аудитов
количество выявленных значительных рисков
процент принятых и выполненных менеджментом аудиторских рекомендаций
экономический эффект от внедрения рекомендаций
количество повторных аудиторских рекомендаций,
удовлетворенность заказчиков (клиентов) аудита
/>
Рисунок 5 — Показатели оценки эффективности деятельности подразделений внутреннего аудита
Наряду с процедурой периодической оценки эффективности службы внутреннего аудита, должна существовать программа повышения качества ее работы. К проводимым в рамках этой программы мероприятиям относятся[15]:
текущий контроль (мониторинг) качества внутренних аудитов. Его проводят руководитель и менеджеры СВА в ходе проведения аудитов. Мониторинг направлен на то, чтобы деятельность внутренних аудиторов соответствовала процедурам и регламентам компании и самой СВА. Также он позволяет руководителю СВА удостовериться в том, что аудиторы выполняют аудиторские задания на должном профессиональном уровне
внутренние оценки, проводимые не реже одного раза в год руководителем и менеджерами СВА. Их цель — выявить собственными силами резервы для совершенствования деятельности каждого внутреннего аудитора и всей службы в целом
внешние оценки, проводимые не реже одного раза в 5 лет. Их осуществляют структуры, которые по отношению к службе внутреннего аудита являются сторонними. В этом качестве обычно выступают авторитетные внешние консультанты или аудиторы. Внешние оценки особенно ценны тем, что позволяют получить «взгляд со стороны» на качество работы внутреннего аудита
Стоит отметить, что подход к повышению качества внутреннего аудита должен быть комплексным. Только выполнение всех вышеперечисленных мероприятий будет в наибольшей степени способствовать совершенствованию работы СВА.
Глава 3 Дальнейшие перспективы развития внутреннего аудита
Внутренний аудит помогает организации достигать поставленных целей путем внедрения систематизированного подхода к оценке и повышения эффективности процессов руководства, контроля и управления рисками. Сегодня это становится все более и более актуальной темой. И если в мире подготовка внутренних аудиторов уже поставлена на твердую основу, то в Россию профессия только приходит.[15]
Профессия внутреннего аудита в России развивается не слишком активно. Отсутствует законодательная база, определяющая место внутреннего аудита в российской экономике и механизмы его взаимодействия с государственными органами. Не существует российских стандартов профессиональной деятельности внутренних аудиторов. Нет российского Кодекса профессиональной этики, саморегулируемых общероссийских профессиональных объединений. Кроме того, отсутствует система подготовки, переподготовки, повышения квалификации и сертификации внутренних аудиторов.
Но тем не менее внутренний аудит не отошел на задний план, а, наоборот, приобретает все большую актуальность.
Меры госорганов
Министерство финансов Российской Федерации подготовило новую редакцию Федерального закона «О бухгалтерском учете». В нем обозначено обязательное наличие в хозяйствующих субъектах ежегодно подвергаемых обязательному внешнему аудиту систем внутреннего контроля. [18]
Правительством РФ был утвержден стандарт № 29 «Рассмотрение работы внутреннего аудита». Он предусматривает возможность взаимодействия внутренних и внешних аудиторов при проведении обязательного аудита финансовой отчетности хозяйствующих субъектов.
С 1 января 2006 г. вступил в действие Приказ Федеральной службы по финансовым рынкам № 04-1245/пз-н «Об утверждении Положения о деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг». Он указывает на обязательное наличие Комитета по аудиту в компаниях, работающих на рынках ценных бумаг. Такой комитет определяет процедуры внутреннего контроля финансово-хозяйственной деятельности эмитента. Контроль выполнения этих процедур должно осуществлять отдельное структурное подразделение, сообщающее о выявленных недостатках Комитету по аудиту. [18]
Меры инициативных групп
Кроме мер, принимаемых на государственном уровне, существуют также общественные движения. Специалисты объединяются в профессиональные объединения под эгидой общих идей по формированию профессии. Они вкладывают свои силы и время, чтобы развивать направление внутреннего аудита.
Так, например, НП «Институт внутренних аудиторов» перевело на русский язык и разместило на своем сайте международные стандарты внутреннего аудита и Кодекс профессиональной этики, разработанные Институтом внутренних аудиторов (США). Институт на системной основе проводит для всех желающих семинары по повышению квалификации по наиболее актуальным проблемам внутреннего аудита и осуществляет сертификацию внутренних аудиторов по программам НП «ИВА» (США). [19]
НП «Ассоциация внутренних аудиторов и контролеров», учрежденное представителями внутреннего контроля и аудита компаний большого бизнеса, разработало учредительные документы и зарегистрировало их в установленном порядке. Под руководством группы специалистов из НП «Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России» разрабатываются программа и методические материалы для подготовки внутренних контролеров в хозяйствующих субъектах, определенных в проекте ФЗ «О бухгалтерском учете».
ООО «Институт профессиональных финансовых менеджеров» (Россия) организовал в 40 учебных центрах подготовку и проведение аттестации внутренних аудиторов по программам Института профессиональных финансовых менеджеров (Великобритания) на русском языке. Число аттестованных специалистов уже исчисляется сотнями. [17]
Экономические факторы
Но одними этими мерами профессию внутреннего аудитора развить в России в минимально быстрые сроки не удастся. Необходим экономический интерес, некие факторы стимуляции в экономической среде страны. Такие факторы, как показывает практика, уже существуют. Так, наличие служб внутреннего аудита создает реальные предпосылки успешного развития бизнеса, в связи с появлением возможностей [16]:
на выгодных условиях привлекать инвестиции путем повышения качества финансовой (бухгалтерской) отчетности хозяйствующего субъекта;
эффективно управлять использованием материальных и трудовых ресурсов хозяйствующего субъекта и проводить эффективную ценовую политику.
у собственников – контролировать деятельность топ-менеджмента по соответствию его действий целям бизнеса хозяйствующего субъекта, а у топ-менеджмента – эффективность работы филиалов и структурных подразделений хозяйствующего субъекта.
Бизнес растет и дифференцируется. Собственник перестает быть управленцем и уже не может контролировать дела. Это возможно только при наличии штатного аудитора. Службы внутреннего аудита создаются по инициативе именно собственников. [14]
Необходимость во внутреннем аудите ощущается и при привлечении иностранных инвестиций. МБРР и МФФ требуют, чтобы годовые отчеты публичных компаний-заемщиков содержали проверенный внешним аудитором отчет о внутреннем контроле, в котором должна содержаться информация:
о деятельности руководства компании по созданию и обеспечению функционирования адекватной бизнесу структуры внутреннего контроля, а также процедур формирования финансовой отчетности
об оценке эффективности структуры внутреннего контроля компании и процедур, применяемых ею по отношению к финансовой отчетности
Компании Ernst&Young и PricewaterhouseCoopers провели исследования, которые показали, что востребованность внутреннего аудита в российской экономике растет высокими темпами.
Так, согласно результатам исследований компании Ernst&Young 75% респондентов, собственников хозяйствующих субъектов, планируют увеличение инвестиций в организацию системы внутреннего аудита, поскольку убедились в ее эффективности для успешного ведения бизнеса.
Что касается дальнейших перспектив развития процедуры внутреннего аудита, то по исследованию компании Ernst & Young большое число респондентов хотели бы, чтобы их службы внутреннего аудита уделяли больше внимания таким задачам, как оценка бизнес-рисков, эффективности деятельности, бизнес-процессов и факторов, связанных с информационными технологиями.[13]
По данным опроса, проведенного Институтом внутренних аудиторов, вот на что, по мнению респондентов, будет распространяться дальнейшее развитие служб внутреннего аудита (рисунок 6) .
/>
Рисунок 6 – Перспективы развития внутреннего аудита
Из представленной диаграммы можно увидеть — «поддержка внешнего аудита» и «содействие менеджменту в создании системы внутреннего контроля» — далеко не все рассматриваемые здесь вопросы.
Хочется также отметить, что там, где есть ИСО 9001 или другие родственные системы менеджмента, процедура внутреннего аудита обязательна. Следовательно, в любом случае тратятся время и деньги на эти процедуры. Вопрос: какую выгоду можно получить от этих инвестиций. Как минимум — безболезненное прохождение процедуры внешнего аудита. Как максимум — действительное улучшение деятельности организации. А значит, имеет смысл расширять функции внутреннего аудита, избрать для себя третью стратегию. [2]
Построение системы аудита в соответствии с методологией ИСО 19011 представляет достаточно продуманный и эффективный инструмент при проведении внутренних аудитов. Кстати, и в самом этом стандарте сказано: «Несмотря на то, что настоящий международный стандарт применим для аудитов систем менеджмента качества и/или менеджмента окружающей среды, его пользователи могут рассмотреть возможность адаптации или распространения содержащегося в нем руководства (указаний) на другие типы аудитов, включая аудиты других систем менеджмента», а также: «Кроме того, любые другие лица или организации, заинтересованные в мониторинге соответствия требованиям, например, спецификациям (техническим требованиям к продукции) или законодательным и нормативным требованиям (предписаниям), могут найти для себя полезными руководство (указания), содержащееся в настоящем международном стандарте» [3].
Сегодня наличие внутреннего аудита в организациях рассматривается как важный фактор эффективности вне зависимости от того, есть в организации внедренная система менеджмента качества (экологии и т.д.) или нет. Наличие системы внутреннего аудита повышает доверие инвесторов и других заинтересованных сторон, повышает их уверенность в рациональном использовании компанией ресурсов, сохранности активов, оптимизации компанией рисков деятельности, прозрачности компании, а также в соответствии организации деятельности компании лучшим практикам корпоративного управления. А в пределе получаем эволюцию от классического аудита СМК к объединению внутреннего аудита системы, бизнес-процессов организации с внутренним аудитом всех видов деятельности (в том числе финансовых). И вектор развития, как мне кажется, в ближайшее время будет направлен именно в эту сторону.[17]
Заключение
Организация службы внутреннего аудита на предприятии призвана не просто контролировать работу различных звеньев предприятия, а ежедневно применять налаженную систему мероприятий, имеющих целью предотвратить случайные и умышленные ошибки и искажения, своевременно обеспечивать достоверной информацией руководство, чтобы весь комплекс проводимых мероприятий способствовал в дальнейшем принятию руководством предприятия правильных управленческих решений для повышения эффективности экономики организации на основе сбора и обработки данных полученных в ходе выполнения своих обязанностей службой внутреннего контроля.
Развитие аудиторской деятельности в России, ее стандартизация, использование зарубежного опыта позволили обобщить информацию о сущности и значении аудиторской деятельности, ее регулировании в нашей стране, функционировании служб внутреннего аудита на предприятии, основных этапах и методах аудиторской проверки.
Внутренний аудит представляет собой важную функцию управления, которая охватывает учет, анализ и контроль, сравнивает и оценивает фактически достигнутый результат с поставленными целями и задачами предприятия.
Внутренний аудит систематически контролирует деятельность всех объектов управления, выявляет причины отступления от стандартов, отклонения от целей, поставленных перед конкретным объектом, что способствует оперативному устранению выявленных нарушений.
В результате проверки, анализа и консультирования со стороны внутреннего аудита предприятие будет подготовлено к проверке внешними аудиторами, налоговой инспекцией и другими органами внешнего контроля.
Список использованной литературы
Федеральный закон Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»
ИСО 19011:2002 Руководящие указания по проведению аудитов систем менеджмента качества и/или систем менеджмента окружающей среды
ИСО 9001:2000 Системы менеджмента качества. Требования
Постановление Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. N 696 «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности»
Андреев В.Д. Внутренний аудит: учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2008.
Белбожецкий И.А. Бухгалтерский учет и внутренний аудит. — В 2-х частях. — М.: Бухгалтерский учет, 2006.
Бурцев В.В. Организация внутреннего аудита / В.В. Бурцев // Финансовый менеджмент. – 2005. – № 6.
Контроллинг как инструмент управления предприятием / Под ред. Н.Г. Данилочкиной. — М: Аудит, ЮНИТИ, 2009.
Зекунов А.Г., Дубицкий Л.Г., Логинов С.Г. Внутренний аудит качества. Учебное пособие — Москва: АСМС, 2004.- 107 с.
Пашкина И. Внутренний аудит и контроль финансово-хозяйственной деятельности организации. – М.: Дашков и Ко, 2009.
Пугачев В.В. внутренний аудит и контроль. Учебник ГРИФ УМО. – М: Дело и сервис (ДиС), 2010.
Филипьев Д.Ю. Внутренний аудит: мифы и реальность / Учет и контроль. – М.: Финансы. – 2007. — №1.
Хорохордин Н.Н. Служба внутреннего аудита: этапы создания, цели и задачи // Аудиторские ведомости. — 2007. — № 10.
Институт внутренних аудиторов [Электронный ресурс] Режим доступа www.iia-ru.ru/
Аудит модерн [Электронный ресурс] Режим доступа auditmodern.ru/public_sonin2.php
Роль службы внутреннего аудита в компании [Электронный ресурс] Режим доступа www.fd.ru/reader.htm?id=25568
Внутренний аудит [Электронный ресурс] Режим доступа quality.eup.ru/SERTIFIC/audit-need.htm
Система внутреннего аудита: нетрадиционный подход [Электронный ресурс] Режим доступа www.psj.ru/saver_people/detail.php?ID=23465
Роль внутреннего аудита в системе управления предприятием [Электронный ресурс] Режим доступа www.rusnauka.com/10_NPE_2008/Economics/28572.doc.htm
Методические подходы к внедрению внутреннего аудита в систему управления предприятием [Электронный ресурс] Режим доступа www.fin-buh.ru/text/103851-1.html
Журнал «Менеджмент» [Электронный ресурс] Режим доступа www.mevriz.ru/articles/2002/4/1038.html
П.Б.К. юридический центр [Электронный ресурс] Режим доступа www.pbk-spb.ru/docs/1-audit-01.htm
Роль внутреннего аудита в системе управления экономическим субъектом [Электронный ресурс] Режим доступа quality.eup.ru/SERTIFIC/rolaud.htm