Реферат по предмету "Бухгалтерский учет и аудит"


Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности 2

--PAGE_BREAK--1. Рассчитаем выручку от продаж по структуре прошлого года и в ценах отчетного года.
Vi = ki прошл.г. * цi отч.г.
изделие А: VА = 3200 * 174 = 556800 тыс.рублей
изделие В:  VВ = 46500 * 95,8 = 445470 тыс.рублей
изделие С:  VС = 2000 * 140,05 = 280100 тыс.рублей
итого: Vрасчетное 1 = 556800  + 445470 + 280100 = 1282376 тыс.рублей
2. Определим выручку от продаж по структуре отчетного года в ценах прошлого года
Vi = ki отч.г. * цi прошл.г.
изделие А: VА = 3960 * 157,8 = 624888 тыс.рублей
изделие В: VВ = 4400 * 96,8 = 425920 тыс.рублей
изделие С: VС = 4000 * 139,1 = 556400 тыс.рублей
итого: Vрасчетное 2 =  624888 + 425920 + 556400 = 1607215 тыс.рублей
4. Определим влияние факторов на изменение выручки от продаж
а) влияние изменения количества проданной продукции
ΔVколичество = Vрасчетное 1 – Vпрол.г. = 1282376 – 1233280 = 49096 тыс. рублей
б) влияние изменения структуры проданной продукции
ΔVструктуры = Vрасчетное 2 – Vрасчетное 1 = 1607215 – 1282376 = 324839 тыс. руб.
в) влияние изменения цены проданной продукции
ΔVцены = Vотч.г. – Vрасчетное 2 = 1670760 – 1607215 = 63545 тыс. рублей
5. Общее влияние рассмотренных факторов на изменение выручки
ΔV = ΔVколичество + ΔVструктуры + ΔVцены = 49096 + 324839 + 63545 = 437480 тыс. рублей
Можно заключить, что рост выручки произошел как за счет изменения количества проданной продукции, так и за счет изменения цены и структуры.
Задание № 6 Используя информацию отчета по форме № 2 «Отчет о прибылях и убытках» и результаты маркетингового исследования спроса на изделия A, B, C, D и E (Приложение 4), разработаем часть бизнес-плана по реализации продукции организации на следующий год. Расчеты обобщим в таблице 6.
Таблица 6
№ п/п
Наимено-вание изделий
Спрос на изделие,  шт.
Средняя цена, тыс. руб.
Плановые показатели
Уровень рентабельности
Себестои-мость единицы изделия на будущий период, тыс. руб
Себестоимость объема продаж обеспеченного спросом, тыс. руб
Объем продаж исходя из спроса на продукцию, тыс. руб
Целесообразный объем продаж на будущий период, тыс. руб.
1
Изделие А
4150
175,5
160
664000
728325
728325
1,096875
2
Изделие В
4500
96,2
91,4
411300
432900
432900
1,052516
3
Изделие С
4300
142
125
537500
610600
610600
1,136
4
Изделие D
3800
82
80,1
304380
311600
24600
1,02372
5
Изделие Е
3000
116


348000


Итого
19750
2431425
1796425
            * — Сопоставление спроса с возможностью организации выпуска указанных изделий в будущем отчетном периоде позволило сделать вывод, что изделие D может быть выпущено в количестве 300 шт., а для выпуска изделия Е в ОАО нет соответствующих условий.
Анализируя результаты, отраженные в таблице 6, приходим к выводу, что среди изделий, планируемых к продаже в следующем году, нет убыточных.  Наиболее рентабельным является производство изделия «С», где на 1 рубль затрат приходится 1,136 рубля дохода. Немного менее рентабельным является выпуск изделия «А», где рентабельность составляет 1,097 руб. на 1 руб. затрат. На третьем месте по уровню рентабельности изделие «В», доход на 1 руб. затрат составляет 1,053 рубля. Изделие — «D» наименее рентабельно – 1,024 руб. на 1 руб. затрат, при этом следует учитывать, что предприятие не сможет удовлетворить спрос на данную продукцию, что сократит возможную выручку на 287000 тыс. руб.
Поскольку предприятие не  имеет соответствующих условий для выпуска изделия «Е», то рассчитать его рентабельность не возможно. Поскольку спрос на данное изделие имеется, то можно сказать, что ОАО недополучит 348000 тыс. руб.
Задание № 7 По данным формы № 2 «Отчет о прибылях и убытках» и справки № 2 «Переменные и постоянные расходы в составе затрат на проданную продукцию» можно определить точку безубыточности и запас финансовой прочности предприятия.
Таблица 7 Критический объем продаж за отчетный год и на планируемый объем продаж, обеспеченный спросом № п/п
Показатель
За отчетный год
На планируемый период, обеспеченный спросом
1
Выручка от продаж
1670760
1796425
2
Переменные затраты
1085994
3
Постоянные затраты
530530
4
Прибыль от продаж
54236
5
Маржинальный доход в составе выручки от продаж
584766
6
Уровень (доля) маржинального дохода в выручке от продаж, коэффициент
0,35
7
«Критическая точка» объема продаж
1515800
8
Запас финансовой прочности
154960
9
Уровень запаса финансовой прочности в объеме продаж, %
9,2748
1. Маржинальный доход определяем как разницу между выручкой от продаж и переменными затратами.
2. При помощи маржинального анализа определяем долю маржинального дохода в выручке от продаж.
Доля МД =  МД / V
На эту величину делим условно-постоянные расходы и получаем точку безубыточности в стоимостном выражении.
         3. Далее определяем запас финансовой прочности в абсолютном выражении путем вычитания из выручки от продаж критического объема продаж.
Таким образом, точка безубыточности на предприятии ОАО «Агат» в отчетном году составила 1515800 тыс. рублей, что свидетельствует о том, что фактический объем продаж в отчетном году был безубыточным и рентабельным. Запас финансовой прочности в отчетном году составил 154960 тыс. рублей.
Запас финансовой прочности следует поддерживать на нормативном уровне (60–70%) на случай хозяйственных затруднений и ухудшения конъюнктуры рынка. В рассматриваемом предприятии данный уровень значительно ниже нормативного показателя. Это позволяет сделать вывод о том, что необходимо наиболее полно использовать резервы повышения объема продаж и снижения себестоимости продукции.

АНАЛИЗ ЗАТРАТ И СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ Задание № 8 Структуру затрат предприятия ОАО «Агат» за прошлый и отчетный периоды рассмотрим в таблице 8.
Таблица 8
Сопоставление затрат на реализацию продукции в поэлементном разрезе за отчетный и прошлый годы
№ п/п
Наименование элемента затрат по обычным видам деятельности
За отчетный год
За прошлый год
Отклонение    (+,-)
тыс. руб.
%
тыс. руб.
%
тыс. руб.
%
1
Материальные затраты
696150
46,30
656000
57,50
40150
6,12
2
Затраты на оплату труда
376200
25,02
297360
26,07
78840
26,51
3
Отчисления на социальные нужды
97550
6,49
77240
6,77
20310
26,29
4
Амортизация
56820
3,78
48320
4,24
8500
17,59
5
Прочие затраты
276964
18,42
61864
5,42
215100
347,70
6
Итого
1503684
100
1140784
100
362900
31,81
Анализируя таблицу 8 можно сделать вывод, что в отчетном году по сравнению с прошлым годом расходы предприятия возросли на 362900 тыс. рублей или на 31,81%. В составе всех элементов затрат произошли некоторые изменения. Так в отчетном году на 40150 тыс. рублей или на 6,12% по сравнению с прошлым годом увеличились материальные затраты, их доля в общей сумме затрат уменьшилась с 26,07% до 25,02%. Сумма затрат на оплату труда выросла на 78840 тыс. рублей или на 26,51%, а их доля в общей сумме затрат снизилась на 1,05% по сравнению с прошлым годом. Отчисления на социальные нужды возросли в отчетном году на 26,29% или на 20310 тыс. рублей,  а их доля в общем составе затрат снизилась на 0,28%. Амортизация в отчетном году по сравнению с прошлым годом возросла на 17,59% или на 8500 тыс. рублей, но несмотря на это доля ее в составе общих затрат уменьшилась на 0,46%. Прочие затраты увеличились на 215100 тыс. рублей в отчетном году по сравнению с прошлым годом и это увеличение составило 347,7%, а их доля в составе общих затрат значительно увеличилась – на 13%. Таким образом, значительно увеличилась не только величина прочих затрат, но и их доля в общем объеме затрат, что безусловно сказалось на общем увеличении затрат в отчетном году по сравнению с предыдущим.
Задание № 9 Динамику себестоимости реализованной продукции охарактеризуем в таблице 9.
 Таблица 9
Вспомогательные расчеты к построению индексов затрат на 1 руб. продаж
№ п/п
Показатель
Услов-ное обозна-чение
Изделие А
Изделие В
Изделие С
Итого
Прош-лый год
Отчет-ный год
Прош-лый год
Отчет-ный год
Прош-лый год
Отчет-ный год
Прош-лый год
Отчет-ный год
1
Количество, шт.
Q
3200
3960
4650
4400
2000
4000
9850
12360
2
Цена, тыс. руб.
P
157,8
174
96,8
95,8
139,1
140,05
Х
Х
3
Стоимость, тыс. руб.
QP
504960
689040
450120
421520
278200
560200
1233280
1670760
4
Себестоимость единицы продукции, тыс. руб.
Z
149,3
156
87,36
89,21
128,4
123,35
Х
Х
5
Себестоимость продукции, тыс. руб.
QZ
477760
617760
406224
392524
256800
493400
1140784
1503684
6
Себестоимость объема продаж отчетного года при себестоимости единицы прошлого года, тыс. руб.
Q1Z0
Х
591228
Х
384384
Х
513600
Х
1489212
7
Стоимость продаж отчетного года в ценах предыдущего года, тыс. руб.
Q1P0
Х
624888
Х
425920
Х
556400
Х
1607208
Затраты на 1 рубль реализованной продукции определяем по формуле:
Затр = ΣQ*P / ΣQ*Z
1. Определим затраты на 1 рубль реализованной продукции в прошлом году
Затр0=  ΣQ0*Z0/ ΣQ0*P0= 1140784/ 1233280= 0,925 руб.
2. Определим затраты на 1 рубль реализованной продукции в отчетном году
Затр1 =  ΣQ1*Z1 / ΣQ1*P1 = 1503684/ 1670760= 0,900 руб.
3. Рассчитаем затраты на 1 рубль реализованной продукции отчетного года при себестоимости единицы продукции и ценах прошлого года
Затр1 = ΣQ1*Z0/ ΣQ1*P0= 1489212/ 1607208 = 0,927 руб.
4. Рассчитаем затраты на 1 рубль реализованной продукции отчетного года при себестоимости единицы продукции отчетного года и ценах прошлого года
Затр2 = ΣQ1*Z1 / ΣQ1*P0= 1503684/ 1607208 = 0,936 руб.
5. Определим влияние на затраты на 1 рубль реализованной продукции различных факторов:
а) изменение структуры реализованной продукции
ΔЗатрQ = Затр1 –  Затр0= 0,927 – 0,925 = 0,002 руб.
б) изменение себестоимости реализованной продукции
ΔЗатрP = Затр2 –  Затр1 = 0,936 – 0,927 = 0,009 руб.
в) изменение цен реализованной продукции
ΔЗатрZ = Затр1 –  Затр2 = 0,900 – 0,936 = — 0,036 руб.
г) общее влияние всех факторов
ΔЗатр = 0,002 + 0,009 – 0,036 = — 0,025 руб.
Таким образом, себестоимость реализованной продукции в отчетном году снизилась на 0,025 руб. на руб. продаж. Это произошло в результате изменения структуры реализованной продукции – увеличение на 0,002 руб. на руб. затрат, изменения цен в сторону увеличения – на 0,009 руб. на руб. затрат, но наибольшее влияние оказало снижение себестоимости за счет изменения цен реализованной продукции, позволившего снизить себестоимость на 0,036 руб. на руб. затрат.
Несмотря на то, что себестоимость единицы продукции А увеличилась, благоприятным образом на себестоимость реализованной продукции сказалось повышение цены на данные изделия. Себестоимость единицы продукции С снизилось при том, что возросла цена. Тем не менее себестоимость изделия  В повысилась при том, что произошло снижение цены на данное изделие, что негативно сказалось на себестоимости продаж данного вида продукции.
Задание № 10 Определим степень влияния отдельных факторов на основные виды используемых в производстве материалов, а также резервы их снижения. Для проведения анализа используем таблицу 10.
Таблица 10
Исходные данные для анализа влияния факторов на уровень материальных затрат
№ п/п
Наименование материалов
Количество израсходованного материала, т
Цена, тыс. руб.
Стоимость израсходованного материала, тыс. руб.
Отчетный год
Прошлый год
Отчетный год
Прошлый год
Отчетный год
Прошлый год
1
Материал вида Х
1964
1720
87,5
86
171850
147920
2
Материал вида У
985
970
212
210
208820
203700
3
Материал вида Z
1100
1080
148,8
146
163680
157680
4
Материал вида W
920
900
165
163
151800
146700
6
Итого
Х
Х
Х
Х
696150
656000
Стоимость израсходованного материала определяется умножением количества этого материала на себестоимость его заготовления.
МЗ = q * s
1. Определим, как на стоимость материала вида X повлияло изменение количества его расходования и изменение себестоимости его заготовления в отчетном году по сравнению с прошлым периодом.
а) изменение количества израсходованного материала
ΔМЗq = q1 * s0– q0* s0=  168904 – 147920 = 20984 тыс. рублей
б) изменение себестоимости заготовления материала
ΔМЗs = q1 * s1 – q1 * s0= 171850 – 168904 = 2946 тыс. рублей
в) общее влияние факторов
ΔМЗ = ΔМЗq + ΔМЗs = 20984 + 2946  =  23930 тыс.рублей
2. Аналогичные расчеты произведем для материала вида Y
а) изменение количества израсходованного материала
ΔМЗq = q1 * s0– q0* s0=  206850 – 203700 = 3150 тыс. рублей
б) изменение себестоимости заготовления материала
ΔМЗs = q1 * s1 – q1 * s0= 208820 – 206850 = 1970 тыс. рублей
в) общее влияние факторов
ΔМЗ = ΔМЗq + ΔМЗs = 3150 + 1970 =  5120 тыс.рублей
3. Материал вида Z
а) изменение количества израсходованного материала
ΔМЗq = q1 * s0– q0* s0=  160600 – 157680 = 2920 тыс. рублей
б) изменение себестоимости заготовления материала
ΔМЗs = q1 * s1 – q1 * s0= 163680 – 160600  = 3080 тыс. рублей
в) общее влияние факторов
ΔМЗ = ΔМЗq + ΔМЗs = 2920  + 3080 =  6000 тыс. рублей
4. Материал вида W
а) изменение количества израсходованного материала
ΔМЗq = q1 * s0– q0* s0=  149960 – 146700 = 3260 тыс. рублей
б) изменение себестоимости заготовления материала
ΔМЗs = q1 * s1 – q1 * s0= 151800 – 149960 = 1840 тыс. рублей
в) общее влияние факторов
ΔМЗ = ΔМЗq + ΔМЗs = 3260 + 1840 =  5100 тыс. рублей
5. Итого по всем материалам, используемым в производстве
а) изменение количества израсходованного материала
ΔМЗq = 20984 + 3150 +  2920 + 3260 = 30314 тыс. рублей
    продолжение
--PAGE_BREAK--б) изменение себестоимости заготовления материала
ΔМЗs =  2946 + 1970 + 3080 + 1840 = 9836 тыс. рублей
в) общее влияние факторов
ΔМЗ = ΔМЗq + ΔМЗs = 30314 + 9836  = 40150 тыс. рублей
Таким образом, стоимость израсходованного материала на предприятии в отчетном году выросла по сравнению с предыдущим годом на 40150 тыс. рублей. Это произошло как за счет роста количества израсходованного материалов, так и за счет увеличения цены на материал.
При рассмотрении каждого вида материала, делаем вывод, что увеличение себестоимости заготовления было по всем видам материалов,  при этом наибольший рост произошел у материала Х – на 23930 тыс. рублей, а наименьший – у материала W, на 5100 тыс. руб. Так же следует заметить, что рост себестоимости за счет увеличения количества израсходованных материалов превышает рост себестоимости за счет увеличения цены по всем видам материалов. Общее влияние двух факторов (изменение себестоимости заготовления материала и количества израсходованного материала) привело к увеличению стоимости израсходованных материалов.
Задание № 11 Для определения степени влияния отдельных факторов на уровень затрат по оплате труда воспользуемся данными cо стр. 35 (сумма затрат на оплату труда).
1. Затраты на оплату труда (ЗОТ):
а) предыдущий год ЗОТ0= 297360 тыс. рублей
б) отчетный год ЗОТ1 = 376200 тыс. рублей
2. Определим среднюю заработную плату, приходящуюся на одного работника
з/п1 работника = ЗОТ / N
а) предыдущий год: з/п1 работника 0= 297360 / 9440 = 31,5 тыс. руб.
б) отчетный год: з/п1 работника 1 = 376200 / 10450 = 36 тыс. руб.
3. Определим какими были бы затраты на оплату труда при средней заработной плате, приходящейся на одного работника на уровне прошлого года и численности работников отчетного года:
ЗОТ1 = з/п1 работника 0* N1 = 31,5 * 10450 = 329175 тыс. рублей.
4. Определим влияние отдельных факторов на уровень затрат по оплате труда:
а) изменение численности работников
ΔЗОТчисло работников = ЗОТ1 – ЗОТ0= 329175 – 297360 =  31815 тыс. рублей
б) изменение средней заработной платы, приходящейся на одного работника
ΔЗОТз/п 1 работника = ЗОТ1 – ЗОТ1 = 376200 – 329175 = 47025 тыс. рублей
в) общее влияние факторов
ΔЗОТ = ΔЗОТчисло работников + ΔЗОТз/п 1 работника = 31815 + 47025 = 78840 тыс. рублей
Таким образом, в отчетном году на предприятии ОАО «Агат» произошел рост затрат по оплате труда на 78840 тыс. рублей по сравнению с прошлым годом. Данный рост произошел из-за увеличения средней заработной платы, приходящейся на одного работника, под воздействием которой ЗОТ возросли на 47025 тыс. рублей, а так же за счет увеличения численности работников на 1010 чел., которое привело к росту ЗОТ на 31815 тыс. рублей.
Величина отрицательно повлиявших факторов явилась резервом снижения затрат по оплате труда.
При расширении использования аналитических данных бухгалтерского учета возможно более полное отражение влияния различных факторов на уровень затрат по оплате труда (фонд оплаты труда).
Под фондом оплаты труда (ФОТ) понимается вся сумма выплат работникам организации, определяемая по тарифам, окладам, сдельным расценкам (включая прогрессивные доплаты, надбавки, премии, материальные поощрения и т.п.). Величина ФОТ зависит от трех основных факторов:
— численность работающих;
— среднечасовая заработная плата;
— количество часов, отработанных и оплаченных за анализируемый период.
  Каждый из перечисленных факторов, в свою очередь, может быть представлен как ряд взаимодействующих показателей. Так, численность работников зависит от общей численности работающих и структуры персонала. На среднечасовую заработную плату оказывают воздействие изменения минимального размера оплаты труда, квалификационного состава работающих, норм времени и норм выработки. Изменение количества отработанных часов можно рассматривать с учетом количества отработанных дней, средней продолжительности рабочего дня, потерь и непроизводительных затрат рабочего времени.
Фонд заработной платы может включать в себя переменную и постоянную части.
1) Постоянная часть фонда заработной платы включает зарплату рабочих-повременщиков, специалистов и служащих, младшего обслуживающего персонала, а также все виды доплат. Она зависит от численности работников (ЧР), количества отработанных дней одним работником в среднем за год (Д), средней продолжительности рабочего дня (П) и среднечасовой заработной платы (ЧЗП). Для факторного анализа постоянной части фонда заработной платы может быть использована следующая модель:
ЗП = ЧР * Д * П * ЧЗП.
2) Переменная часть есть фонд заработной платы по сдельным расценкам и премии за высокие производственные результаты. Она зависит от объема производства продукции (VВП), его структуры (УДi), удельной трудоемкости (ТЕi) и уровня среднечасовой оплаты труда (ОТi). Модель общей суммы заработной платы здесь такая:
ЗПобщ = Σ (VВПобщ * УДi * ТЕi * ОТi).
Анализ использования ФОТ: для этого можно установить соответствие между темпами роста производительности труда (среднегодовой выработки на одного работающего или основного работника) и темпами роста среднегодовой заработной платы одного работающего или основного работника. Для расширенного воспроизводства, получения необходимой прибыли и рентабельности важно, чтобы темпы роста производительности труда опережали темпы роста его оплаты. Если этот принцип не соблюдается, то происходит перерасход фонда заработной платы, повышение себестоимости продукции и уменьшение суммы прибыли.
Задание № 12 Анализ доходов и расходов ОАО «Агат» проведем по данным формы № 2 «Отчет о прибылях и убытках». В этой форме содержится информация обо всех доходах и расходах за предыдущий и отчетный годы. Анализ состава, структуры и динамики доходов и расходов обобщим в таблице 11.
Таблица 11
Состав, структура и динамика доходов и расходов
№ п/п
Показатель
Отчетный год
Прошлый год
Изменение(+,-)
Сумма, тыс.руб.
% к итогу
Сумма, тыс.руб.
% к итогу
Сумма, тыс.руб.
% к итогу
1
Выручка (нетто)
1670760
96,000
1233280
94
437480
135,473
2
Проценты к получению
33580
1,929
39400
3,003
-5820
85,228
3
Доходы от участия в других организациях






4
Прочие операционные доходы
10275
0,590
12900
0,983
-2625
79,651
5
Внереализационные доходы
25760
1,480
26420
2,014
-660
97,502
6
Всего доходов
1740375
100
1312000
100
428375
132,651
7
Себестоимость продукции
1503684
91,358
1140784
93,005
362900
131,811
8
Управленческие расходы
50040
3,040
29970
2,443
20070
166,967
9
Проценты к уплате
28640
1,740
15600
1,272
13040
183,590
10
Прочие операционные расходы
19206
1,167
4296
0,350
14910
447,067
11
Внереализационные расходы
34236
2,080
21136
1,723
13100
161,980
12
Налог на прибыль и иные аналогичные платежи
10111
0,614
14800
1,207
-4689
68,318
13
Всего расходов
1645917
100
1226586
100
419331
134,187
14
Превышение доходов над расходами
94458
85414
9044
110,588
Доходы организации в отчетном периоде по сравнению с предыдущим периодом увеличились на 439615 тыс. рублей, что составило рост на 32,651%. Наибольший удельный вес в доходах занимает выручка от продаж (94% в прошлом году  и 96% в отчетном году). На втором месте стоят проценты к получению (3,003 % в прошлом году  и 1,929 % в отчетном году). Удельный вес внереализационных доходов составляет (2,014% в прошлом году  и 1,48% в отчетном году).
Расходы организации увеличились на 419331 тыс.рублей, т.е. на 34,187%. Наибольший удельный вес в расходах занимает себестоимость продукции (93,005% в прошлом году и 91,358% в отчетном году). Далее стоят внереализационные  расходы (1,723% в прошлом году и 2,08% в отчетном году). Остальные расходы еще менее значительны.
Используя данные формы № 2, можно оценить состав и динамику элементов формирования прибыли от продаж и чистой (нераспределенной) прибыли, т.е. конечные финансовые результаты деятельности организации. Как свидетельствует информация таблицы 10, выручка от продажи продукции является основным источником доходов ОАО «Агат». В отчетном году выручка от продаж увеличилась по сумме на 35,473%, и увеличилась по структуре на 2%. Одновременно с ростом выручки наблюдается увеличение показателя себестоимости по сравнению с прошлым  годом по сумме на 31,811%, но наблюдается сокращение ее по структуре на 1,646 %.
Превышение роста выручки от продаж над показателем себестоимости повлияло на разницу между доходами и расходами – она увеличилась по сравнению с предыдущим годом на 10,588%, или на 9044 тыс. руб.
На изменение прибыли оказали отрицательное влияние следующие факторы:
— снижение прочих операционных доходов на 20,349%;
— увеличение прочих операционных расходов на 347,067%;
— снижение внереализационных доходов на 2,498%;
— увеличение внереализационных расходов на 61,98%.
— снижение процентов к получению на 14,772%;
— увеличение процентов к уплате на 83,59%;
АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОРГАНИЗАЦИИ Задание № 13 Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. Чем больше величина прибыли и выше уровень рентабельности, тем эффективнее функционирует предприятие, тем устойчивее его финансовое состояние.
Существуют следующие показатели прибыли:
— валовая (маржинальная) прибыль – разность между выручкой (нетто) и прямыми производственными затратами по реализованной продукции;
— прибыль от реализации продукции, товаров, услуг – разность между суммой маржинальной прибыли и постоянными расходами отчетного периода;
— общийфинансовый результат до налогообложения – финансовые результаты от реализации продукции, работ и услуг, доходы и расходы от финансовой и инвестиционной деятельности, внереализационные доходы и расходы;
— чистая прибыль – та ее часть, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты всех налогов, экономических санкций и прочих обязательных отчислений.
  Рентабельность – это относительный показатель, определяющий уровень доходности бизнеса. Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, инвестиционной и т.д.); они более полно, чем прибыль характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или потребленными ресурсами.
Существуют следующие показатели рентабельности:
— рентабельность продаж определяется как отношение прибыли от реализации продукции (работ, услуг) к выручке от реализации (без налогов). Рентабельность продаж исчисляется для всей проданной продукции или для отдельных изделий. Показывает сколько прибыли приходится на единицу реализованной продукции.
— рентабельность активов – это отношение прибыли до налогообложения к среднегодовой стоимости активов предприятия. Имеет важное значение для обобщающей оценки эффективности использования вложенных в предприятие средств.
— рентабельность собственного капитала исчисляется путем отношения чистой прибыли к среднегодовой стоимости собственного капитала организации. Позволяет определить эффективность использования инвестированных собственниками средств в предприятие и сравнить ее с альтернативными источниками получения дохода. В странах с развитой рыночной экономикой рентабельность собственного капитала служит важным критерием при оценке уровня котировки акций на фондовой бирже.
— рентабельность доходов – это отношение чистой (нераспределенной) прибыли к общей величине доходов.
— рентабельность расходов исчисляется путем отношения чистой (нераспределенной) прибыли к сумме расходов предприятия.
Задание № 14 Динамику балансовой прибыли предприятия проанализируем с использованием таблицы 12.
Таблица 12 Анализ показателей прибыли и факторов, повлиявших на чистую прибыль № п/п
Наименование показателя
2003г.,
тыс. руб.
2004г.,
тыс. руб.
Отклонения(+,-)
Сумма тыс.руб.
%
А
Б
1
2
3
4
1
Валовая прибыль
92496
167076
74580
80,63
2
Прибыль от продаж
23976
54236
30260
126,21
3
Операционная прибыль (убыток)
32404
-3991
-36395
-112,316
4
Внереализационная прибыль (убыток)
5284
-8476
-13760
-260,409
5
Прибыль (убыток) до налогообложения
61664
41769
-19895
-32,264
6
Налог на прибыль
14800
10111
-4689
-31,682
7
Чистая прибыль (убыток)
46864
31658
-15206
-32,447
8
Изменение чистой прибыли отчетного периода за счет:
х
х
х
9
а) изменения прибыли до налогообложения
х
х
-19895
х
10
б) изменения суммы налога на прибыль и других аналогичных обязательных платежей
х
х
4689
х
Показатели финансовых результатов (прибыли) характеризуют абсолютную эффективность хозяйствования предприятия по всем направлениям его деятельности: производственной, сбытовой, снабженческой, финансовой и инвестиционной. Они составляют основу экономического развития предприятия. Показатели прибыли являются важнейшими в системе оценки результативности и деловых качеств организации, степени его надежности и финансового благополучия как партнера.
В отчетном периоде произошло уменьшение общей суммы балансовой прибыли на 19895 тыс. рублей. Данное снижение прибыли является результатом снижения таких ее составляющих, как операционная прибыль и внериализационная прибыль, несмотря на то, что прибыль от продаж в отчетном периоде по сравнению с прошлым годом увеличилась. Увеличение прибыли от продаж произошло  за счет  роста валовой прибыли.  На величину балансовой прибыли значительное влияние оказало снижение операционной прибыли вследствие того, что операционные расходы имели более высокий темп роста по сравнению с операционными доходами. Также на величину балансовой прибыли значительное влияние оказало снижение внереализационной  прибыли вследствие того, что внереализационные расходы превышают внереализационные доходы.
В отчетном году наблюдается уменьшение текущего налога прибыль, что позволило увеличить чистую прибыль на 4689 тыс. рублей. Тем не менее за счет изменения прибыли до налогообложения чистая прибыль снизилась на 19895 тыс. руб. В результате предприятие получило снижение суммы чистой прибыли отчетного года на 15206 тыс. рублей по сравнению с прошлым  годом.
Задание № 15 Проанализируем характер изменений прибыли от продаж за отчетный период и определим степень влияния различных факторов на ее изменение. Расчеты произведем при помощи таблицы 13.
Таблица 13
Анализ факторов, повлиявших на изменение прибыли от продаж
№ п/п
Показатель
Прошлый год, тыс. руб.,
Σ Q0Z0, Σ Q0P0
Отчетный год при прошлогодних ценах и себестоимости единицы продукции, тыс. руб., Σ Q1Z0, Σ Q1P0
Отчетный год, тыс. руб.,
Σ Q1Z1, Σ Q1P1
1
Выручка (без НДС)
1233280
1489212
1670760
2
Себестоимость
1140784
1607208
1503684
3
Прибыль
92496
-117996
167076
    продолжение
--PAGE_BREAK--Поскольку главную часть прибыли до налогообложения составляет прибыль от основной деятельности, то ее подвергают особому анализу. Изменение прибыли от продаж зависит от многих факторов. Мы же ограничимся наиболее существенными из них.
Прибыль предприятия в отчетном году по сравнению с прошлым годом  увеличилась на  437480 тыс. рублей. На динамику суммы прибыли могли оказать влияние следующие факторы:
— изменение объема продаж продукции;
— изменение структуры продаж продукции;
— изменение отпускных цен на продукцию;
— изменение себестоимости проданной продукции;
Определим степень влияния каждого из перечисленных факторов на изменение величины полученной предприятием прибыли.
1. Влияние изменения объема продаж продукции
ΔПQ = П0* ΔТ /100
где: П0– прибыль предыдущего года;
       ΔТ – темп прироста объема выручки от продажи.
ΔТ = ΣQ1*P0: ΣQ0*P0* 100% – 100%
В нашем примере ΔТ = 1489212: 1233280 * 100% – 100% = 20,75%.
Тогда влияние изменения объема продажи на полученную предприятием прибыль составит ΔПQ = 92496 * 20,75 / 100 = 19194,9 тыс. рублей
2. Влияние изменения структуры продаж
Влияние изменения структуры продаж на полученную предприятием прибыль составит ΔПструктура = 117996 – (92496 + 19194,9) = 6305,1 тыс. рублей
3. Влияние на величину прибыли от изменения отпускных цен на продукцию может быть определено как разность между стоимостью от реализации в действующих ценах и стоимость от реализации продукции отчетного года в ценах прошлого года.
ΔПZ = ΣQ1* Z1 – ΣQ1* Z0= 1670760 – 1489212= 63552 тыс. рублей
4. Влияние себестоимости проданной продукции на величину прибыли можно определить путем сравнения фактической себестоимости проданной продукции отчетного года с себестоимостью продукции, проданной в отчетном году исходя из уровня затрат прошлого года.
ΔПр = ΣQ1* Р1 – ΣQ1* Р0= 1503684 – 1607208 = 14472 тыс.рублей.
Между уровнем себестоимости и прибылью существует обратная зависимость, т.е. чем ниже себестоимость проданной продукции, тем выше полученная предприятием прибыль, и наоборот.
5. Определим общее влияние факторов
ΔП = ΔПQ + ΔПструкрура – ΔПP + ΔПZ = 19194,9 + 6305,1 – 14472 + 63552 = 74580 тыс.руб.
Задание № 16 Рассчитаем коэффициенты эксплуатационных затрат и рентабельности (прибыльности) производственной деятельности. Данные для расчетов возьмем из формы № 2 «Отчет о прибылях и убытках».
1. Коэффициент эксплуатационных затрат рассчитаем как отношение себестоимости реализованной продукции к сумме выручки за нее:
КЭЗ = Себестоимость / V
где V – выручка.
а) прошлый год  КЭЗ прошл.г. =1140784 /1233280 = 0,925
б) отчетный год  КЭЗ отч.г. = 1503684/1670760= 0,900
2. Рентабельность производственной деятельности определим по формуле:
ρПД = Пр / V
где: Пр – валовая прибыль.
а) прошлый год  ρПД прошл.г. = 92496/1233280 = 0,075
б) отчетный год ρПД = 167076/1670760= 0,100
3. Рассмотренные показатели являются дополняющими друг друга, т.е. в сумме они составляют единицу.
а) прошлый год КЭЗ прошл.г. + ρПД прошл.г. = 0,925 + 0,075 = 1
б) отчетный год КЭЗ отч.г. + ρПД отч.г. = 0,900 + 0,100 = 1
Задание № 17 Определим рентабельность производственной деятельности. Результаты расчетов показаны в таблице 14.
Таблица 14
Анализ рентабельности производственной деятельности
№ п/п
Показатель
За отчетный год
За предыдущий год
Изменение (+,-)
1
Выручка (нетто), тыс. руб.
1670760
1233280
437480
2
Себестоимость (из ф. № 2), тыс. руб.
1503684
1140784
362900
3
Валовая прибыль, тыс. руб.
167076
92496
74580
4
Рентабельность производственной деятельности, коэффициент
0,1
0,075
0,025
Влияние факторов:
Х
Х
Х
5
оборачиваемости инвестиционного капитала (раз)
Х
Х
-0,020
6
доходность инвестиций.
Х
Х
0,045
Для определения рентабельности производственной деятельности используем формулу:
ρПД = ВПр / V
где: ВПр – валовая прибыль; V – выручка.
Если умножим числитель и знаменатель дроби на один и тот же показатель (СК – инвестиционный капитал), то получим мультипликативную модель рентабельности производственной деятельности с новым набором факторов:
ρПД = ВПр*СК / V*СК = СК/V * ВПр/СК = lСК * dСК
где: lСК – оборачиваемость инвестиционного капитала
       dСК – доходность инвестиций.
Теперь можно определить влияние оборачиваемости инвестиционного капитала и доходности инвестиций на рентабельность производственной деятельности. Воспользуемся методом цепных подстановок.
1. Рассчитаем значения рентабельности производственной деятельности:
а) рентабельность производственной деятельности в предыдущем году
ρПД 0 = 92496/1233280= 0,075
б) расчетное значение рентабельности производственной деятельности в отчетном году при прошлогодней доходности инвестиций
ρПД 1 = 92496/1670760 = 0,055
в) рентабельность производственной деятельности в отчетном году
ρПД 1 = 167076 /1670760 = 0,01
2. Определим влияние различных факторов на рентабельность производственной деятельности:
а) оборачиваемость инвестиционного капитала
ΔρПД l = ρПД1 — ρПД0= 0,055 – 0,075 = — 0,020
б) доходность инвестиций
ΔρПД d = ρПД 1 — ρПД1 = 0,1 – 0,055 = 0,045
в) общее влияние факторов
ΔρПД = ΔρПД l + ΔρПД d = 0,045 — 0,020 =  0,025
В отчетном году рентабельность производственной деятельности по сравнению с прошлым годом повысилась. Данное повышение произошло в результате увеличения доходности инвестиций. Негативно повлияло снижение оборачиваемости инвестиционного капитала. При принятии управленческих решений следует учитывать данные расчеты с целью увеличения в будущем оборачиваемости инвестиционного капитала, что приведет к еще большему увеличению рентабельности производственной деятельности.
Задание № 18 Определим рентабельность активов и факторов, повлиявших на ее изменение. Степень влияния каждого из факторов отразим в таблице 15.
Таблица 15
Анализ рентабельности активов и факторов, влияющих на нее
№ п/п
Показатель
Отчетный год
Предыдущий год
Изменение                         (+,-)
1
Прибыль до налогообложения
41769
61664
-19895
2
Активы
1330680
1056120
274560
3
Рентабельность активов
0,031
0,058
-0,0270
Влияние факторов:
Х
Х
Х
4
выручки от продаж на 1 руб. доходов
Х
Х
0,0012
5
доходов  на 1 руб. активов
Х
Х
0,0031
6
рентабельности продаж
Х
Х
-0,0313
* — Среднее значение активов за предыдущий год принимаем равным их значению наначало отчетного года
Детерминированная модель зависимости рентабельности активов от факторов, воздействующих на ее изменение имеет следующий вид:
ρА = (N/Дох) * (Дох/A) * (P/N)
где: N/Дох — доля выручки от продаж на 1 руб. доходов;
        Дох/A — доля доходов  на 1 руб. активов;
        P/N – рентабельность продаж.
          Используя способ абсолютных разниц, рассчитаем влияние на рентабельность активов различных факторов по следующим формулам:
а) влияние доли выручки от продаж, приходящейся на 1 руб.доходов
Δ ρАN/Дох = Δ(N/Дох) * (Дох/A)0* (P/N)0= (1670760/1740375 – 1233280/1312000) * (1312000/1056120) * (61664/1233280) = 0,0012
б) влияние доли доходов на 1 руб. активов
Δ ρАДох/A = (N/Дох)1 * Δ(Дох/A) * (P/N)0= (1670760/1740375) * (1740375/1330680 – 1312000/1056120) *(61664/1233280) = 0,0031
в) влияние рентабельности продаж
Δ ρА P/N = (N/Дох)1 * (Дох/A)1 * Δ(P/N)= (1670760/1740375) * (1740375/1330680) *(41769/1670760 — 1740375/1330680) = — 0,313
Таким образом, у предприятия наблюдается падение рентабельности активов. Данное падение произошло в результате: снижения рентабельности продаж. Предприятие имеет резерв  повышения показателя рентабельность активов, путем повышения его составляющих,  оказавших  отрицательное влияние.
Задание № 19 Определим динамику рентабельности собственного капитала и факторов, повлиявших на нее в таблице 16.
Таблица 16
Анализ рентабельности собственного капитала
№ п/п
Показатель
Отчетный год
Прошлый год
Изменение                 (+,-)
1
Чистая прибыль
31658
46864
-15206
2
Собственный капитал
62494
46690
15804
3
Рентабельность собственного капитала
0,5066
1,0037
-0,4972
Влияние факторов:
Х
Х
Х
4
финансового рычага
Х
Х
-0,0616 
5
коэффициента оборачиваемости
Х
Х
0,0738
6
рентабельности продаж
Х
Х
-0,5093
* — Среднее значение собственного капитала за предыдущий год принимаем равным его значению на начало отчетного года
Рассчитаем рентабельность собственного капитала по формуле:         
ρСК = P/СК
Если последовательно умножим числитель и знаменатель дроби на одни и те же показатели (N – выручка и ЗК – заемный капитал), то получим мультипликативную модель рентабельности собственного капитала с новым набором факторов:
ρСК = (ЗК/СК) * (N/ЗК) * (P/N)
где: ЗК/СК – финансовый рычаг;
        N/ЗК – коэффициент оборачиваемости заемного капитала;
        P/N – рентабельность продаж.
Используя способ абсолютных разниц, рассчитаем влияние на рентабельность активов различных факторов по следующим формулам:
а) влияние финансового рычага
ΔρСКЗК/СК = Δ(ЗК/СК) * (N/ЗК)0* (P/N)0= (1268186/62494 – 1009430/46690) * (1233280/1009430) * (46864/1233280) =  – 0,0616
б) влияние коэффициента оборачиваемости заемного капитала
ΔρСКN/ЗК = (ЗК/СК)1 * Δ(N/ЗК) * (P/N)0= (1268186/62494) * (1670760/1268186 – 1233280/1009430) * (46864/1233280) = 0,0738
в) влияние рентабельности продаж
ΔρСКP/N = (ЗК/СК)1 * (N/ЗК)1 * Δ(P/N)= (1268186/62494) * (1670760/1268186) * (31658/1670760 – 46864/1233280) = – 0,5093
г) общее влияние всех факторов
ΔρСК = ΔρСКЗК/СК + ΔρСКN/ЗК + ΔρСКP/N = – 0,4972
Таким образом, рентабельность собственного капитала ОАО «Агат» в отчетном году упала по сравнению с предыдущим годом. Это произошло в результате снижения рентабельности продаж и показателя финансовый рычаг.

АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ Задание № 20 Операционный (производственный) рычаг показывает степень чувствительности прибыли организации к изменению объема производства. Определим операционный рычаг по формуле:
Упроизв.л. = ΔТP /ΔТQ
где: ΔТP – темп изменения прибыли от продаж, %
       ΔТQ– темп изменения объема реализации в натуральных единицах, %
ΔТP = ΔP/P = (54236 – 23976)/23976*100 = 126,21%
ΔТQ= ΔQ/Q = (4850 – 4430)/4430*100= 25,48 %
Упроизв.л. = 126,21 / 25,48 = 4,95
Теперь определим финансовый рычаг по формуле:
Уфин.л. = ΔТЧР /ΔТР
где: ΔТЧР – темп изменения чистой прибыли,%
ΔТЧР = ΔЧP/ЧP = (31658 – 46864)/46864= – 32,45 %
Уфин.л. = – 32,45 / 24,69 = – 1,27
Финансовый рычаг характеризует относительное изменение чистой прибыли при изменении прибыли от продаж.
Производственный и финансовый левериджи обобщаются категорией производственно-финансовый левериджа:
Упроизв-фин.л. = Упроизв.л. * Уфин.л.
Упроизв-фин.л. = 4,95 * (-1,27) = – 6,31
Задание № 21 Платежеспособность предприятия – это способность своевременно и в полном объеме погашать свои обязательства по платежам перед бюджетом, банками, поставщиками и другими юридическими и физическими лицами в рамках осуществления нормальной финансово-хозяйственной деятельности. Предприятие считается платежеспособным, если соблюдается следующее условие:
ОА ≥ КО
где: ОА – оборотные активы (раздел II баланса);
        КО – краткосрочные обязательства (раздел V баланса).
Для ОАО «Агат» данное неравенство на начало и на конец отчетного года не выполняется:
747684
Это означает то, что предприятие нельзя считать достаточно платежеспособным.
На практике платежеспособность предприятия выражается через ликвидность его баланса – способность активов предприятия трансформироваться в денежную форму без потери своей балансовой стоимости. Основная часть оценки ликвидности баланса – установить величину покрытия обязательств предприятия его активами, срок трансформации которых в денежные средства (ликвидность) соответствует сроку погашения обязательств (срочности возврата).
Для осуществления анализа активы и пассивы баланса классифицируются по следующим признакам:
— по степени убывания ликвидности (актив);
— по степени срочности оплаты обязательств (пассив).
          Для определения ликвидности баланса группы актива и пассива сравниваются между собой. Условия абсолютной ликвидности следующие:
А1 ≥ П1
А2 ≥ П2
А3 ≥ П3
А4 ≤ П4
где: А1 – наиболее ликвидные активы (как правило деньги);
       А2 – быстро реализуемые активы (теоретически все, что можно реализовать менее чем за год, практически – в течение одного операционного цикла);
       А3 – медленно реализуемые активы;
       А4 – трудно реализуемые активы (внеоборотные активы);
       П1 – наиболее срочные обязательства;
       П2 – краткосрочные пассивы;
       П3 – среднесрочные и долгосрочные пассивы;
       П4 – постоянные (устойчивые) пассивы (собственный капитал).
Обязательным условием абсолютной ликвидности баланса является выполнение первых трех неравенств. Четвертое неравенство носит балансирующий характер – его выполнение свидетельствует о наличии у предприятия собственных оборотных средств. Теоретически дефицит средств по одной группе активов компенсируется избытком по другой. Однако на практике менее ликвидные активы не могут заменить более ликвидные средства. Поэтому если любое из неравенств имеет знак, противоположный зафиксированному в оптимальном варианте, то ликвидность баланса отличается от абсолютной.
Определим ликвидность ОАО «Агат» с помощью формы № 1 на конец отчетного года:
А1 = 30321    ≥   П1 = 336900 (не выполняется)
А2 = 313317+68340 = 381657     ≥   П2 = 683286 (не выполняется)
А3 = 430090+182 = 430272    ≥   П3 = 248000
А4 = 488430  ≤   П4 = 62494
Первое и второе неравенство не соблюдаются, т.е. наиболее ликвидные и быстро реализуемые активы значительно меньше наиболее срочных обязательств и краткосрочных пассивов соответственно. Третье неравенство соблюдается – медленно реализуемые активы больше долгосрочных обязательств. Таким образом, недостаток ликвидности по первой и второй группам компенсируется избытком ликвидности по третьей группе. Последнее неравенство выполняется, т.е. величина собственного капитала больше стоимости труднореализуемых активов.     Очевидно, что баланс предприятия недостаточно ликвиден.
Задание № 22 Такой показатель как соотношение дебиторской и кредиторской задолженности показывает сколько дебиторской задолженности приходится на каждый рубль кредиторской задолженности.
Если дебиторская задолженность больше кредиторской, это является возможным фактором обеспечения высокого уровня коэффициента общей ликвидности. Одновременно это может свидетельствовать о более быстрой оборачиваемости кредиторской задолженности по сравнению с оборачиваемостью дебиторской задолженности. В таком случае в течение определенного периода долги дебиторов превращаются в денежные средства, через более длительные временные интервалы, чем интервалы, когда предприятию необходимы денежные средства для своевременной уплаты долгов кредиторам. Соответственно возникает недостаток денежных средств в обороте, сопровождающийся необходимостью привлечения дополнительных источников финансирования.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Основные технико-экономические и финансовые показатели предприятия "Каростройсервис" за последние три года и прогноз на перспективу
Реферат Автореферат разослан "12" мая 2010 г
Реферат The Disease State Of Chlamydia Essay Research
Реферат Способы и методы защиты информационных ресурсов
Реферат Разработка и исследование системы автоматического регулирования и управления уровня жидкости в сборнике открытого типа
Реферат Алгоритмы выделения контуров
Реферат Сочинский Художественный музей: история создания, деятельность, фонды
Реферат Китай в период раннего средневековья: строй, политика, культура
Реферат Поэтические игры с пустотой московского концептуализма (эксперименты Д.А. Пригова)
Реферат Криминальная тематика на страницах казахстанских газет
Реферат Личность Сократа
Реферат Агрессия Р. Мэй (глава из книги Сила и невинность)
Реферат Чума плотоядных болезнь Карре 2
Реферат Организация и методика налогового консультирования
Реферат Событийный маркетинг в стратегии продвижения бренда (на примере GSM-MAX)