Гипероглавление:
КОНТРОЛЬ И РЕВИЗИЯ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ
ЛЕКЦИЯ № 1. Понятие и сущность контроля
1. История становления и развития контроля и ревизии
Развитие контрольных органов
2. Сущность, роль и функции контроля в управлении
3. Виды контроля
Государственный
Негосударственный
5. Роль и функции контроля в управлении экономикой
6. Характеристика эффективного контроля
7. Нормативно-правовое регулирование контроля на современном этапе
ЛЕКЦИЯ № 2. Внешний и внутренний контроль
1. Взаимосвязь и отличия внешнего и внутреннего контроля
Внутренний аудит
Внешний аудит
2. Взаимосвязь внутреннего управленческого контроля и ревизии
3. Основные задачи и направления внешнего финансового контроля
государственные организации
негосударственную сферу экономики
коммерческие ор-
ганизации и граждан
Финансовый контроль государственных организаций
негосударствен
ной сферы экономики и граждан
8. Методы и источники получения знаний о деятельности экономического субъекта
9. Этапы внутреннего контроля
10. Принципы системы внутреннего контроля
принципов внутреннего контроля организации
11. Составляющие системы внутреннего контроля
Система внутреннего контроля
включать в себя
12. Классификация системы внутреннего контроля
13. Цели и организация внутреннего контроля
14. Порядок проверки смет (бюджетов),
центров затрат, ответственности и бюджетирования
Центр возникновения затрат
Центр ответственности
Управленческий контроль
ЛЕКЦИЯ № 3. Финансовый контроль
1. Понятие финансового контроля
3. Составляющие финансового контроля
систему финансового контроля входят:
Внутренний контроль:
В обязанности внутренних контролеров
4. Основные задачи и направления внутреннего финансового контроля
функционирования системы внутреннего контроля
5. Контроль над финансовыми вложениями
Финансовые вложения
7. Принципы организации финансового контроля и его классификация
8. Организация и задачи финансового контроля в РФ
9. Классификация финансового контроля
ЛЕКЦИЯ № 4. Виды аналитических процедур
президентский контроль
аудиторский контроль
общественный финансовый контроль
субъектам проведения
3. Контроль над выполнением планов сбыта
4. Методы проверки учета затрат на производство
5. Проверка учета нематериальных активов
6. Внутренний контроль и система мер по ограничению риска хозяйственной деятельности
ЛЕКЦИЯ № 6. Сущность и понятие ревизии
1. Понятие, цель и задачи ревизии
задачей ревизии
2. Ревизия как инструмент контроля
3. Организация проведения ревизии
4. Основания и периодичность проведения ревизии
5. Направления ревизионной проверки
6. Подготовка и планирование проведения ревизии
7. Основные этапы и последовательность ревизии
8. Документирование ревизии
9. Выводы и предложения по материалам ревизии
10. Реализация результатов ревизии
11. Подготовительный этап ревизии
12. Права и обязанности ревизионной комиссии
13. Ревизия денежных средств и операций с ними
ЛЕКЦИЯ № 7. А удиторская деятельность
1. Сущность и цели аудита
2. Договор в аудиторской деятельности
Договор на проведение аудиторской проверки
3. Обязательный аудит
Обязательный аудит
4. Основополагающие принципы аудита
Управленческий аудит
6. Понятие аудиторской деятельности
Аудиторская деятельность
Аудиторская организация
7. Аудиторский риск, его связь с информационной базой и существенностью
8. Содержание предварительного планирования аудита
9. Подготовка общего плана и программы аудита
10. Документирование аудита
11. Система финансового контроля и внутренний аудит
13. Внутренний аудит в системе управления организацией
Внутренний аудит
14. Аудит расчетов с поставщиками, подрядчиками, дебиторами и кредиторами
15. Внутренний аудит деятельности банка
ЛЕКЦИЯ № 8. Контроль над расчетами
1. Контроль над расчетами с прочими дебиторами и кредиторами
2. Контроль над расчетами по оплате труда
3. Контроль над расчетами по совместной деятельности
4. Контроль над расчетами с бюджетом и внебюджетными доходами
5. Проверка учета основных средств
6. Контроль операций по поступлению, выбытию и износу основных средств
7. Контроль над учетом производственных запасов
8. Контроль над внешними расчетными операциями
9. Организация ревизионной работы
на объектах разных организационно-правовых форм
и форм собственности
10. Контроль над операциями с подотчетными суммами
11. Контроль кассовых операций
12. Контроль и ревизия расчетных и кредитных операций
--PAGE_BREAK--
продолжение
--PAGE_BREAK--
5. Роль и функции контроля в управлении экономикой
Государство осуществляет воздействие на сферу финансовых отношений через налоговую политику, регламентацию кредитных отношений, регулирование финансового рынка.
В сферу непосредственного государственного управления финансами входят и функции контроля.
Формально объектом финансового контроля являются финансовые показатели, но, так как они регламентируют процесс формирования, распределения, перераспределения и использования финансовых ресурсов, фактически объектом финансового контроля становится весь процесс производственно-хозяйственной деятельности. Этим и определяется большая роль контроля в системе управления. Установление действенного, системно организованного контроля всех уровней выступает важным фактором успешного социально-экономического развития страны.
В использовании и управлении государства имеется больше средств, чем мобилизуется в бюджете. Поэтому оно должно иметь правовую базу и соответствующий механизм обеспечения целевого и эффективного использования всех принадлежащих ему средств и контроля над тем, как это делается. В то же время государство не может безразлично относиться и к тому, как ведутся дела на предприятиях и в организациях негосударственной формы собственности. Таким образом, государство должно располагать такими формами финансового контроля, которые позволили бы эффективно контролировать предприятия всех форм собственности.
Как показывает опыт, слабость государственного контроля отрицательно сказывается на всей системе управления, что является одним из факторов сложившегося сегодня тяжелого положения в экономике России.
Таким образом, контроль является важнейшей функцией государственного управления. В переходной экономике роль контроля многократно возрастает. Это связано с принципиальной особенностью рыночной экономики по сравнению с командно-
12
--PAGE_BREAK--
Ревизия — средство, как правило, внешнего контроля, — направлена в интересах внешних пользователей — лиц, заинтересованных в данных результатов ревизии. Осуществляется с целью подтверждения достоверности учетных процессов и отчетности.
Ревизия осуществляется как в плановом, так и во внеплановом порядке. Ревизия организаций любых форм собственности по мотивированным постановлениям, требованиям правоохра-
21
--PAGE_BREAK--
8. Методы и источники получения знаний о деятельности экономического субъекта
Основными методами получения знаний о деятельности экономического субъекта являются:
1) изучение общеэкономических условий деятельности проверяемого экономического субъекта;
2) анализ особенностей региона, влияющих на деятельность субъекта;
3) учет отраслевых особенностей сферы деятельности экономического субъекта;
4) знакомство с организацией и технологией производства;
5) сбор информации о персонале экономического субъекта, ассортименте выпускаемой продукции, методах ведения бухгалтерского учета, его автоматизации;
6) сбор информации о структуре собственного капитала, анализ размещения и котировок акций;
31
--PAGE_BREAK--
13. Цели и организация внутреннего контроля
Цель внутреннего контроля — обеспечение соблюдения всеми сотрудниками предприятия своих должностных обязанностей в соответствии с целями организации. Цель внутреннего контроля во времени непрерывна, перманентна и достигается только на короткое время. Внутренний контроль организуется исходя из целей и задач управления предприятием. Государством регламентируются только основные направления внутреннего контроля — порядок проведения инвентаризаций, правила организации документооборота, рекомендации по организации аналитического учета, определение должностных обязанностей управленческого персонала и некоторые другие. При организации и осуществле-
40
--PAGE_BREAK--
3. Составляющие финансового контроля
Система финансового контроля включает в себя систему бухгалтерского учета, контрольную среду, отдельные средства контроля.
Система бухгалтерского учета состоит из учетной политики предприятия, структурного подразделения, ответственного за ведение учета и подготовку бухгалтерской отчетности, распределения обязанностей и полномочий между учетными работниками, организации подготовки, оборота, хранения документов, регистров, отражающих хозяйственные операции, порядка отражения этих операций, форм и методов обобщения данных регистров, средств автоматизации в ведении учета и подготовки отчетности.
Контрольная среда — это осведомленность и практические действия контролеров, направленные на установление и поддержание системы финансового контроля; включает в себя распределение ответственности и полномочий, порядок осуществления финансового контроля, внешние факторы.
Правильное распределение полномочий даст оправданное и целесообразное разделение труда, сэкономит ресурсы, исключит дублирование функций, позволит полнее и тщательнее провести контроль.
Внешние факторы — случаи оказания давления на процесс проведения финансового контроля, злоупотребления. Средства контроля — методы и правила, разработанные для получения уверенности, что совершенные операции зарегистрированы полностью, точно в соответствии с действующим законодательством, что все нарушения обнаруживаются быстро и ясны последствия данных нарушений — их влияние на достоверность данных учета и отчетности.
В систему финансового контроля входят:
1) управленческо-финансовый контроль, осуществляемый всеми структурными подразделениями предприятия;
2) отдельные независимые от учетно-финансовой службы специализированные подразделения внутреннего аудита. На промышленных предприятиях центрами ответственности
являются отдельные цеха, участки, бригады, возглавляемые их руководителями, которые несут ответственность за результаты их работы.
50
--PAGE_BREAK--
7. Принципы организации финансового контроля
и его классификация
Основными принципами являются независимость и объективность, компетентность и гласность. Независимость контроля должна быть обеспечена финансовой самостоятельностью контролирующего органа, более длительными по сравнению с парламентскими сроками полномочиями руководителей органов государственного контроля, а также их конституционным характером. Объективность и компетентность подразумевают неукоснительное соблюдение контролерами действующего законодательства, высокий профессиональный уровень работы контролеров на основе строго установленных стандартов проведения ревизионной работы. Гласность предусматривает
59
--PAGE_BREAK--
3. Контроль над выполнением планов сбыта
Контроль выполнения планов продаж продукции состоит в проверке:
1) правильности планирования реализации продукции, правильности распределения заданий по отчетным периодам;
2) соответствия между текущими и перспективными планами;
3) фактов нарушений планов, а также порядка и сроков изменения уже утвержденных планов; а также того, вносились ли в этих случаях изменения в соответствующие плановые показатели;
4) выполнения планов важнейших, приоритетных видов реализуемой продукции;
70
--PAGE_BREAK--
Цель ревизии — осуществление контроля над соблюдением законодательства РФ при осуществлении организациями хозяйственных и финансовых операций, их обоснованностью, наличием и движением имущества, использованием материальных и трудовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами. Основной задачей ревизии является проверка финансово-хозяйственной деятельности организации по следующим направлениям:
1) соответствие осуществляемой деятельности учредительным документам;
2) обоснованность расчетов сметных назначений;
3) исполнение смет расходов;
4) использование бюджетных средств по целевому назначению;
5) обеспечение сохранности денежных средств и материальных ценностей;
6) обоснованность образования и расходования государственных внебюджетных средств;
7) соблюдение финансовой дисциплины и правильности ведения бухгалтерского учета и составления отчетности;
8) обоснованность операций с денежными средствами и ценными бумагами, расчетных и кредитных операций;
9) операции с основными средствами и нематериальными активами;
10)полнота и своевременность расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами;
79
--PAGE_BREAK--
7. Основные этапы и последовательность ревизии
В ревизионной работе следует выделить следующие этапы:
1) подготовительный;
2) проведение ревизии;
3) оформление результатов ревизии;
4) реализация результатов ревизии;
5) контроль над выполнением решений, принятых по результатам ревизии. Результат ревизии во многом зависит от ее подготовки еще
до выезда на объект. Подготовительный этап ревизии заключается в сборе информации о ревизуемом субъекте, т. е. изучаются акты предыдущих ревизий, докладные записки, приказы и постановления по результатам проведенных ревизий, вообще все, что относится к данному предприятию. Также изучаются данные годовой и промежуточной бухгалтерской отчетности предприятия, данные налоговой отчетности (расчеты и декларации). На основании собранной информации определяются задачи ревизии, подготавливается план проведения ревизии, руководитель ревизионной группы проводит ознакомительную работу на основании информации о предприятии, а также производит постановку конкретных задач ревизии перед членами ревизионной группы.
89
--PAGE_BREAK--
13. Ревизия денежных средств и операций с ними
Ревизия денежных средств и операций с ними предполагает проверку порядка ведения кассовых операций.
Ревизия кассы производится ревизором в присутствии лица, которому поручено вести кассу, и главного бухгалтера или его заместителя немедленно после предъявления полномочий на проведение ревизии. На время ревизии все кассовые операции прекращаются. В процессе проверки материально ответственное лицо по кассе обязано составить отчет об операциях кассы за текущий день, вывести по кассовой книге остаток денег на день ревизии и на последнем отчете, дать расписку, что все приходные и расходные кассовые документы включены в отчет и к моменту ревизии кассы неоприходованных и не списанных в расход денег не имеется.
Необходимо проверить наличие письменных договоров о материальной ответственности с лицами, которые ведут кассы, а также с лицами, на которых приказами руководителей учреждений, обслуживаемых централизованными бухгалтериями, возложены обязанности по выдаче заработной платы, пособий по временной нетрудоспособности, премий и др. Денежное наличие проверяется путем полного перерасчета всех денег, находящихся в кассе. После этого ревизор сопоставляет наличие денежных средств с остатком, отраженным в кассовой книге и отчете кассира.
Выданные из кассы суммы по частным распискам считаются недостачей. В случае выявления излишка или недостачи денег в кассе ревизор должен установить причину их возникновения. В этих целях лицо, ответственное за ведение кассы, обязано дать объяснения, а ревизор должен проверить достоверность объяснений. На обнаруженные излишки денежных средств составляется приходный кассовый ордер, который заносится в кассовую книгу, а излишки сдаются в доход бюджета. При выявлении в ходе ревизии недостачи наличных денег должны быть приняты меры к взысканию.
После проверки денежной наличности проверяются бланки документов строгой отчетности (бланки трудовых книжек, вкла-100
--PAGE_BREAK--
Управленческий аудит — это изучение деловых операций с целью выработки рекомендаций по экономичному и эффективному использованию ресурсов, достижению конечного результата и выработки политики организации.
Управленческий аудит должен помогать руководителям в выполнении их функций и приводить к повышению прибыльности организации. Официальные методические положения не учитывают важного момента — оценки конкурентоспособности и рыночной привлекательности выпускаемой продукции. Естественно, сам по себе анализ конкурентоспособности продукции, методов ее продвижения на рынке не решает задачу восстановления платежеспособности, но мероприятия, связанные с повышением ее качества и спроса на нее, — это единственно надежный, перспективный путь выхода из зоны неплатежеспособности или банкротства. Данная задача может быть реализована аудиторской службой, в составе которой будут не только специалисты по бухгалтерскому учету, анализу, оценке, но и маркетологи, специалисты по менеджменту и психологии управления.
Одна из основных задач аудита — достоверность учета финансовых результатов деятельности организации, ее имущественного и финансового состояния. Потребителями информации при этом являются в основном внешние пользователи.
Аудит — это деятельность, направленная на уменьшение предпринимательского риска, процесс уменьшения до приемлемого уровня информационного риска для пользователей финансовых отчетов. В условиях рыночной экономики аудит выполняет две основные функции:
1) поставщика достоверной, проверенной финансовой информации пользователям;
2) гаранта финансовой деятельности организации, когда в случае финансовых потерь вследствие использования информации, заверенной аудитором, но оказавшейся недостоверной, аудитор возмещает потери клиентам.
109
--PAGE_BREAK--
10. Документирование аудита
Вопросы, связанные с документированием аудита, регулируются следующими стандартами: «Документирование аудита», «Планирование аудита», «Порядок составления аудиторского заключения о бухгалтерской отчетности».
Аудиторская организация и индивидуальный аудитор должны документально оформлять все сведения, которые важны с точки зрения представления доказательств, подтверждающих аудиторское мнение, а также доказательств того, что аудиторская проверка проводилась в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности. Под термином «документация» понимаются рабочие документы и материалы, подготавливаемые аудитором и для аудитора либо получаемые и хранимые аудитором в связи с проведением аудита. Рабочие документы могут быть представлены в виде данных, зафиксированных на бумаге, фотопленке, в электронном виде или другой форме.
Рабочие документы используются:
1) при планировании и проведении аудита;
2) при осуществлении текущего контроля и проверке выполненной аудитором работы;
3) для фиксирования аудиторских доказательств, получаемых в целях подтверждения мнения аудитора. Аудитор должен отражать в рабочих документах информацию
о планировании аудиторской работы, характере, временных рамках и объеме выполненных аудиторских процедур, их результатах, а также о выводах, сделанных на основе полученных аудиторских доказательств. В рабочих документах должно содержаться обоснование аудитором всех важных моментов, по которым необходимо выразить свое профессиональное суждение, вместе с выводами аудитора по ним. В тех случаях, когда аудитор рассматривал сложные принципиальные вопросы или высказывал по каким-либо важным для аудитора вопросам профессиональное суждение, в рабочие документы следует включить факты, которые были известны аудитору на момент формирования выводов, необходимую аргументацию.
Объем документации аудиторской проверки должен быть таков, чтобы в случае, если возникает необходимость передать работу другому аудитору, не имеющему опыта работы по этому заданию, новый аудитор смог понять проделанную работу и обоснованность решений, выводов прежнего аудитора.
118
--PAGE_BREAK--
ЛЕКЦИЯ № 8. Контроль над расчетами
1. Контроль над расчетами с прочими дебиторами
и кредиторами
Контроль над расчетами с прочими дебиторами и кредиторами включает в себя проверку учетных записей и данных в отчетности по счету 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».
Методы, применяемые для контроля расчетов, идентичны методам проверки внешних расчетов и включают в себя анализ расчетных операций. Контролер-ревизор должен оценить правомерность осуществления расчетных операций с использованием счета 76. Для этого необходимо изучить нормативно-правовую базу, инструкцию по применению плана счетов.
Контролер проверяет корректность бухгалтерских проводок. При контроле операций по претензиям следует выяснить сроки возникновения задолженностей и порядок предъявления претензий, причины возникновения претензий, порядок исполнения претензий, своевременность и правильность оформления документов на претензию, порядок гашения претензии по выпискам банка, проверяются документы на поставку ТМЦ в счет претензии, списание безнадежных долгов и порядок признания их безнадежными.
Контролируются правильность и обоснованность удержания сумм по исполнительным листам, для этого сверяются данные учета с расчетно-платежными ведомостями и другими документами — основаниями для удержания. Устанавливаются своевременность и полнота перечисления сумм по исполнительным документам. При контроле расчетов по имущественному и личному страхованию проверяют исчисленные суммы страховых платежей, порядок их начисления в корреспонденции со счетами учета затрат на производство или другими источниками страховых платежей, проверяют полноту и своевременность перечисления сумм страховых платежей в корреспонденции со счетами учета денежных средств.
Контролеру необходимо проверить порядок списания в дебет счета 76 потерь по страховым случаям, порядок и правильность
129
--PAGE_BREAK--
7. Контроль над учетом производственных запасов
Контроль над движением материалов начинается с проверки сумм, отражаемых в сопутствующих им документах (чеки, счета, акты-справки, накладные на внутреннее перемещение), приходных ордерах, карточках складского учета материалов. Суммы в денежной оценке всех поступающих на предприятие материалов определяются дебетовыми оборотами по одноименному счету 10 «Материалы».
В случае выбытия материалов (отпуск их в производство, на сторону для переработки, реализации) сверяются суммы в карточках (при соответствующих расходах) с суммами в документах на расход материалов (лимитно-заборные карты, требования, расходные накладные) либо же с суммами, отраженными в отче-
139
--PAGE_BREAK--