Реферат по предмету "Бухгалтерский учет и аудит"


Бухгалтерский учет в антикризисном управлении Основы бухгалтерского учета

БАШКИРСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ И УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Учебно-методический центр
Программа профессиональной переподготовки
«Антикризисный менеджмент»
Контрольная работа
Бухгалтерский учет в антикризисном управлении
Основы бухгалтерского учета
Группа 3 — 2002 г.
_____________________________
Уфа – 2002



План:
План:
Система бухгалтерского учета. Закон «О бухгалтерском учете».
Предмет и основные объекты бухгалтерского учета. Методы бухгалтерского учета.
Нормативное регулирование бухгалтерского учета.
Основные правила ведения бухгалтерского учета.
Организации, влияющие на развитие бухгалтерского учета в России.
Список использованной литературы
Система бухгалтерского учета. Закон «О бухгалтерском учете».
Отличительной особенностью бухгалтерской системы является ее документальность, сплошной и непрерывный учет счета, двойная запись.
Закон «О БУ» принят 21.11.96 №129-ФЗ в ред. 2002г. ст. 1 данного Закона определяет Бухгалтерский Учет как упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.
Объекты БУ:имущество организаций, их обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельности.
Законом «О бухгалтерском учете определены основные задачи Бухгалтерского Учета:
формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности — руководителям, учредителям, собственникам имущества организации, а также внешним — инвесторам кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности;
обеспечение информацией необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства РФ при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами нормативами и сметами;
предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.
Понятия, используемые Федеральным Законом: синтетический учет — учет обобщенных данных бухгалтерского учета о видах имущества, обязательств и хозяйственных операций по определенным эконом. признакам, который ведется на синтетических счетах бухгалтерского учета.
Аналитический учет — учет, который ведется в лицевых, материальных и иных аналитических счетах бухгалтерского учета, группирующих детальную информацию об имуществе, обязательствах и о хозяйственных операциях внутри каждого синтетического счета.
План счетов бухгалтерского учета – систематизированный перечень синтетических счетов бухгалтерского учета.
Бухгалтерская отчетность — единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам.
Предмет и основные объекты бухгалтерского учета. Методы бухгалтерского учета.
Предмет бухгалтерского учета ограничивается рамками хозяйствующего субъекта, это система наблюдения, измерения, регламентации, обработки и получения информации в стоимостной оценке об имуществе, обязательствах и хозяйственных операциях хозяйствующего субъекта.
Таким образом предмет бухгалтерского учета – производственно-хозяйственная и финансовая деятельность экономического субъекта, оцененная в денежном выражении.
Финансово-хозяйственная деятельность складывается из:
формирования источников, необходимых для деятельности. Источники могут быть финансовыми и материальными.
размещения привлеченных и сформированных средств: создание производственных запасов, затрат на производство продукции, реализации продукции, взаимоотношений с бюджетом в части налогообложения и иные хозяйственные операции.
Главная цель бухгалтерского учета— анализ, интерпретация и использование информации для выявления тенденций развития предприятия, выбора различных альтернатив, принятия управленческих решений.
Объекты БУподразделяются на 2 категории:
1.Объекты обеспечивающиепроизводственно-хозяйственную и финансовую деятельность:
— имущество предприятия (ОС и оборотные средства, НМА, финансовые вложения), т.е. его активы;
Источники образования этого имущества СК (УК, ДК, РК, фонды специального назначения, резервы), т.е. капитал.
2.Объекты составляющие производственно-хозяйственную и финансовую деятельность:
А) — хозяйственные и финансовые процессы
— ФХЖ, влияющие на финансовое положение экономического субъекта
Б) — финансовые результаты (прибыль и убыток)
— ДЗ и обязательства предприятия сторонним предприятиям (кредиты банков, займы, КЗ)
— хозяйственные операции, вызывающие изменения в составе имущества и обязательств.
Операции являются ФХЖ. Они могут быть двухсторонними т.е. совершаться между независимыми партнерами (купля-продажа) и односторонними (износ ОС, потери от стихийных бедствий).
В процессе БУ решаются основные задачи:
формирование полной и достоверной информации о хозяйственных процессах и результатах деятельности предприятия;
обеспечение контроля за наличием и движением имущества и рациональным использованием производственных ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;
своевременное предупреждение негативных явлений в финансово-хозяйственной деятельности;
Метод бухгалтерского учета — ведение учета финансово-хозяйственных операций на основе натуральных измерителей в денежном выражении путем сплошного, непрерывного, документального и взаимосвязанного их выражения.
Основными методами бухгалтерского учетаявляются :
Документирование– первичное отражение влияния свершившихся ФХД на состояние объекта бухгалтерского учета. Первичные документы составляются на каждую операцию.
Инвентаризация– один из обязательных приемов бухгалтерского учета, проведение которой регламентируется Федеральным Законом «О бухгалтерском учете», Положением «По ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации», «Методическими указаниями о инвентаризации имущества и финансовых обязательств». Она проводится с целью сопоставления фактического наличия ценностей с данными бухгалтерского учета.
Существуют обязательные ситуации для проведения инвентаризаций:
При передаче в аренду;
При смене организационно-правовой формы;
При составлении годовой бухгалтерской отчетности;
При смене материально-ответственного лица;
При установлении фактов хищений, порчи ценностей;
В случае стихийных бедствий;
При ликвидации предприятия.
Различают полнуюи частичнуюинвентаризацию. Полная охватывает все категории средств, частичная – отдельные категории (ДС в кассе, материалы, товары и т.д.)
Стоимостная оценка— способ выражения объектов бухгалтерского учета в обобщающем денежном измерителе. Т.е. все показатели должны оцениваться в едином показателе, в качестве которого принято брать денежный. Цель оценки – определение фактической себестоимости свершившегося ФХЖ. Разновидностью его является калькуляция – определение себестоимости единицы ТП на основе учета.--PAGE_BREAK--
Бухгалтерские счета– способ группировки объектов наблюдения, позволяющий отразить не только начальное и конечное состояние, но и сами изменения происходящие с объектами БУ. Счета открываются на каждый вид активов, обязательств, доходов, расходов, капитала, а также на них выявляется и распределяется финансовый результат.
Двойная запись– метод отражения хозяйственных операций в системе бухгалтерских счетов. Все хозяйственные операции в системе БУ учитываются дважды один раз по Дебету одного или нескольких счетов, другой – по Кредиту одного или нескольких счетов. Суммы Дебетовых и Кредитовых оборотов по каждой операции всегда равны между собой.
Балансовое обобщение– позволяет сопоставить имущество предприятия (его активы) с источниками его образования (капитал собственный и обязательства) исчисленными в стоимостном выражении на определенную дату (как правило, на конец отчетного периода).
Нормативное регулирование бухгалтерского учета.
Система нормативной документации по регулированию БУ в РФ состоит из 4 уровней:
1 уровень:
1)Основные правообразующие документы: ГК, Законы на основании которых созданы предприятия, Налоговый кодекс, ФЗ «О бухгалтерском учете» №129-ФЗ от 21.11.96 (в редакции ФЗ от 23.07.1998г. № 123-ФЗ и от 28.03.2002г. № 32-ФЗ).
2) Документы, принятые Правительством РФ, которое согласно ст.5 ФЗ «О бухгалтерском учете» осуществляет общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в РФ: Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации № 170-н, которые устанавливают единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета. Дают определение бухгалтерского учета, определяют его объекты и задачи, порядок организации и ведения бухгалтерского учета, состав бухгалтерской отчетности, порядок оформления первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, а также порядок оценки имущества и обязательств предприятия, состав и сроки представления бухгалтерской отчетности, сроки хранения документов.
2 уровень: Национальные стандарты учета. ПБУ 1/98 «УП», ПБУ 2/94 «Учет договоров на капитальное строительство»; ПБУ 3/2000 «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте», ПБУ 4/99 «БО», ПБУ 5/98 «Учет МПЗ», ПБУ 6/97 «Учет ОС», ПБУ 7/98 «События после отчетной даты», ПБУ 8/98 «Условные ФХД», ПБУ 9/99 «Доходы», ПБУ 10/99 «Расходы», ПБУ 11/2000 «Информация об аффилированных лицах», ПБУ 12/2000 «Информация по сегментам», ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи»; ПБУ 14/2000 «Учет НМА».
Положение о составе затрат на производство и реализацию ТП, включаемых в себестоимость ТП, и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при н/о прибыли №552 от 5.08.92г (с последующими изменениями и доп.), другие Федеральные Законы, указы Президента РФ и Постановления Правительства РФ.
3 уровень: Важнейшими элементами системы нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности в РФ являются «План счетов бухгалтерского учета финансово–хозяйственной деятельности предприятия» и инструкция по его применению. Эти документы составляют основу организации бухгалтерского учета на всех предприятиях, независимо от подчиненности, форм собственности, организационно–правовой формы, ведущих учет методом двойной записи. План счетов представляет собой схему регистрации и группировки ФХЖ в бухгалтерском учете и содержит наименования и коды счетов. В Инструкции к плану счетов приведена краткая характеристика синтетических счетов и открываемых к ним субсчетов, раскрыты их структура и назначение, порядок учета наиболее распространенных операций. Инструкции, методические рекомендации, указания (типовые методические рекомендации по планированию и учету себестоимости строительных работ, методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств и др.).
4 уровень: Документы, разрабатываемые предприятиями в области учета (приказ об учетной политике предприятия; приказ о документообороте; договоры о материальной ответственности и др.)
Ежегодно Минфин издает приказ «О типовых формах квартальной бухгалтерской отчетности и указания по их заполнению» и «О годовой бухгалтерской отчетности организаций».
Отдельные аспекты БУ регулируются ГК, Законом «Об АО» и др.
Наряду с нормативными актами, утвержденными Минфином РФ, обязательных к исполнению всеми организациями рекомендации по отражению отдельных учетных операций, содержатся в инструкциях ГНС РФ.
Основные правила ведения бухгалтерского учета.
В части IIПоложения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации предусмотрены «Основные правила ведения бухгалтерского учета, которые включают в себя:
Требования к ведению бухгалтерского учета, предусматривающие ведение учета путем двойной записи (о чем уже упоминалось выше, как о методе бухгалтерского учета) на основе рабочего плана счетов, в валюте РФ, на русском языке. Предусматривается, что организация формирует учетную политику на принципах обособленности, непрерывности деятельности, последовательности применения учетной политики, временной определенности фактов хозяйственной деятельности. Основными требованиями к учетной политике являются полнота, осмотрительность, приоритет содержания перед формой, непротиворечивость и рациональность.
Документирование хозяйственных операций– все хозяйственные операции должны оформляться оправдательными документами, которые служат первичными учетными документами на основании которых ведется бухгалтерский учет. Первичные документы содержат обязательные реквизиты, должны соответствовать унифицированным формам первичной учетной документации, перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов, утверждает руководитель организации по согласованию с главным бухгалтером. Документы, которыми оформляются операции с денежными средствами, подписываются руководителем организации и главным бухгалтером или уполномоченными лицами. Без подобной подписи вышеуказанные документы считаются недействительными. Первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения хозяйственной операции, либо непосредственно по ее окончании. Создание первичных учетных документов, порядок и сроки их передачи для отражения в бухгалтерском учете производятся в соответствии с утвержденным в организации графиком документооборота. Внесение исправлений в кассовые и банковские документы не допускается. В остальные учетные документы исправления вносятся лишь по согласованию с лицами, ихсоставившими и подписавшими, и должны подтверждаться их подписью.
Для контроля и упорядочения обработки данных в организациях могут составляться сводные учетные документы. Первичные и сводные учетные документы могут составляться на бумажных и машинных носителях информации (в данном случае составляются бумажные копии данных документов).
Регистры бухгалтерского учета. Предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в первичных документах. Регистры могут вестись в журналах, на отдельных листах и карточках, в виде машинограмм, на машинных источниках информации. Формы регистров разрабатываются и рекомендуется Министерством финансов РФ, органами, имеющими право регулирования бухгалтерского учета, федеральными органами исполнительной власти, при условии соблюдения общей методологии бухгалтерского учета. Хозяйственные операции отражаются в регистрах в хронологической последовательности и группируются по соответствующим счетам бухгалтерского учета. При хранении регистров обеспечивается их защита от несанкционированных исправлений. Содержание регистров и внутренней бухгалтерской отчетности является коммерческой тайной – лица, получившие доступ к информации, содержащейся в регистрах и внутренней бухгалтерской документации, обязаны хранить коммерческую тайну.
Оценка имущества и обязательств.Имущество, обязательства и иные факты хозяйственной деятельности для отражения в учете и отчетности подлежат оценке в денежном выражении. Оценка имущества, приобретенного за плату, осуществляется путем суммирования фактически произведенных затрат на его покупку; имущества полученного безвозмездно – по рыночной стоимости на дату оприходования; имущества, произведенного в самой организации – по стоимости его изготовления. Записи в бухгалтерском учете по валютным счетам организации, а также по операциям в валюте должна производиться в рублях по курсу Центробанка. Учет имущества, обязательств и хозяйственных операций допускается вести в суммах, округленных до целых рублей.
Инвентаризация имущества и обязательств. В целях обеспечения достоверности данных учета и отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой подтверждается их наличие, состояние и оценка. Порядок проведения инвентаризации определяется руководителем организации, за исключением случаев, в которых проведение инвентаризации обязательно (обязательные случаи проведения инвентаризации перечислены ранее). Выявленные в результате инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета отражаются на счетах бухгалтерского учета в следующем порядке:
а) излишек имущества приходуется по рыночной стоимости на дату проведения инвентаризации и соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты у коммерческой организации или увеличение доходов у некоммерческой организации;
б) недостача имущества и его порча в пределах норм естественной убыли относятся на издержки производства или обращения, сверх норм — за счет виновных лиц – в случае неустановления виновных или отказа суда во взыскании с них убытков – убытки списываются на финансовые результаты у коммерческой организации или увеличение расходов у некоммерческой организации.
Организации, влияющие на развитие бухгалтерского учета в России.
­— Государственная дума Российской Федерации. Принимает законы и постановления, регулирующие экономику страны, что в свою очередь корректирует основные принципы организации бухгалтерского учета.
— Правительство Российской Федерации. Принимает постановления, регламентирующие финансовые вопросы предпринимательства, затрагивающие порядок ведения и организации бухгалтерского учета на территории России.
— Министерство финансов РФ. Проводит организационно — методологическую работу по совершенствованию бухгалтерского учета, разрабатывает и утверждает формы финансовой отчетности, осуществляет контроль за качеством бухгалтерского учета. Управление методологии бухгалтерского учета и отчетности разрабатывает и издает нормативные акты по бухгалтерскому учету и отчетности, которые являются обязательными для исполнения всеми предприятиями и учреждениями на территории России.
— Главное управление федерального казначейства Министерства финансов РФ. Cоздано указом Президента РФ от 8 декабря 1992 года N 1556. Имеет право проводить проверку денежных документов, регистров бухгалтерского учета, отчетов и иных документов предприятий всех форм собственности по зачислению, перечислению и использованию средств Республиканского бюджета РФ.
— Министерство экономики РФ. Участвует в координации работ по внедрению международных стандартов бухгалтерского учета.
— Министерства и ведомства России и республик, входящих в состав РФ. Эти министерства по согласованию соответственно с министерствами финансов России и республик, входящих в состав РФ, могут устанавливать специализированные формы бухгалтерской отчетности для предприятий и учреждений дополнительно к типовым.
— Государственный комитет по статистике. Разрабатывает типовые учетные формы, а также согласовывает материалы, подготовленные Министерством финансов РФ. Принимает участие во внедрении международных стандартов бухгалтерского учета в статистику предприятий.
— Государственная налоговая инспекция. Осуществляет контроль за выполнением инструктивных материалов бухгалтерского учета и определяет объем и сроки представления отчетности.
— Центральный банк РФ. Издает нормативные акты по бухгалтерскому учету и отчетности в банках.
— Госстрахнадзор РФ и Федеральная инспекция по надзору за страховой деятельностью. Разрабатывает и утверждает систему счетов бухгалтерского учета финансово — хозяйственной деятельности и формы отчетности страховых организаций.
— Международный консультативный комитет по бухгалтерскому учету и аудиту. Cовершенствование системы счетов бухгалтерского учета, пересмотр финансовой отчетности, разработка рекомендаций по стандартам бухгалтерского учета.
— Ассоциация бухгалтеров и аудиторов РФ. Независимая общественная организация, объединяющая бухгалтеров и аудиторов. Вырабатывает предложения по принятию нормативных документов, затрагивающих все вопросы бухгалтерского учета.
— Ассоциация бухгалтеров и аудиторов СНГ. Независимая общественная организация. Готовит проекты нормативных документов по проблемам бухгалтерского учета и аудита.
— Центр ООН по транснациональным корпорациям. Оказывает консультационное и экспертное содействие Правительству России по переходу на международные стандарты учета.
Список использованной литературы
Макарьева В.И. Учёт в условиях рынка. — М.: Финансы и статистика, 1999.
Козлова Е.П. и др. Бухгалтерский учёт. — М.: Финансы и статистика, 2001.
3. Новый план счетов бухгалтерского учёта. — М.: Инфра-М, 2002.
Кондраков Н.П. Бухгалтерский учёт. — М.: Инфра-М, 1997.
Кирьянова З.В. Теория бухгалтерского учета. — М.: Финансы
и статистика ,2002.
Энтони Роберт, Джеймс Рис. Учет: ситуации и примеры — М.: Финансы и статистика, 1999.
Б.Нидлз, Х.Андерсон, Д.Колдуэлл. Принципы бухгалтерского учета — М.: Финансы и статистика, 1997.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.