Реферат по предмету "Бухгалтерский учет и аудит"


Аудит денежных средств в МУП Водоканал

--PAGE_BREAK--На этапе знакомства и оценки систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля в качестве основных методов получения аудиторских доказательств аудитор применяет опрос, проверку арифметических расчетов, соблюдения   правил учета операций, прослеживание, наблюдение, проверку документов. Важным методом получения информации должно стать непосредственное наб-людение за сотрудниками, которые выполняют учетную и контрольную работу.
3. Нормативное регулирование бухгалтерского учета и налогообложения при расчетах с поставщиками и подрядчиками
Основными нормативными документами по учету денежных средств, рас-четов являются:
1.  Гражданский кодекс Российской Федерации. Части I-II.
2.  Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 г. № 129-ФЗ.
3.  Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. Утверждено приказом Минфина РФ от 29.07.98г. №3 4н (24.03.2000г).
4.  План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности  предприятия и Инструкция по его применению. Утверждены Приказом Мин-фина РФ от 31.10.2000 г. № 94н.
5.      Методические рекомендации о порядке формирования показателей бухгалте- рской отчетности организации. Приказ Минфина РФ от 28.06.2000 г. № 60-н.
Учет денежных средств регулируется следующими нормативными доку-ментами:
1.  Положение по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимос- ть которых выражена в иностранной валюте». Утверждено приказом Минфи-на РФ от 10.01.2000 г. № 2н (ПБУ 3/2000).
2.  Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязате -льств. Утверждены приказом Минфина РФ от 13.06.95 г. № 49.
3.  Положение «О безналичных расчетах в Российской Федерации». Утверждено Центробанком РФ 12.04.2001г. № 2-п (изм. от 06.11.2001г.)
4.  «Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации». Инструкция Центробанка РФ от 04.10.93 г. № 18. (ред. от 26.02.96г.)
5.  «Положение о правилах организации наличного денежного обращения на тер -ритории РФ». Приказ Центробанка РФ от 05.01.98 г. № 14-П.
6.  Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организа-ции». ПБУ 4/99. Утверждено приказом Минфина РФ от 06.07.99 г. № 529.
7.  Положение о правилах организации наличного денежного обращения на тер-ритории Российской Федерации. Утверждено ЦБ РФ № 14-П от 22.01.99 г.
Нормативными документами, регулирующими учет расчетных операций, являются:
1.  Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обяза-тельств. Утверждены приказом Минфина РФ от 13.06.95 г. № 49.
2.  «Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в Рос-сийской Федерации между юридическими лицами». Указание Центробанка РФ от 07.10.2001 г. № 375-У.
3.  «Об изменении норм возмещения командировочных расходов на территории РФ». Приказ Минфина РФ от 06.07.2001 г. за № 49н с изменениями от 01.01. 2002 г.
4.  «О применении счетов-фактур при расчетах по налогу на добавленную стои-мость» письмо МНС РФ от 21.05.2001 г. № ВГ-6-03/404.
5.  Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации». ПБУ 9/99. Ут-верждено приказом Минфина РФ от 06.05.99 г. № 32н.
4. Аудит денежных средств и расчетов 4.1 Учет и аудит кассовых операций Предприятия, независимо от организационно-правовых форм при осущес-твлении операций с денежной наличностью должны руководствоваться Поряд-ком ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденным реше-нием совета директоров Банка России от 22.09.93 г. №40.
Денежные средства в кассу предприятия получают с расчетного счета ст-рого на определенные цели. Денежные средства не могут быть использованы не по назначению. Предприятия могут хранить в кассе денежные средства только в пределах установленного лимита. Лимит определяется банком, обслуживаю-щим предприятие, по согласованию с руководителем. Сверх установленного лимита денежные средства могут храниться только для выдачи заработной пла-ты, пособий, но не более 3-х рабочих дней.
Выполнение кассовых операций производится кассиром. Он является ма-териально-ответственным лицом. При поступлении на работу с кассиром в обя-зательном порядке должен быть заключен договор о полной материальной от-ветственности. Прием и выдачу наличных денег кассир осуществляет на осно-вании первичных документов типовой межведомственной формы. Прием нали-чных денег осуществляется по приходным кассовым ордерам, которые обязате-льно должны быть подписаны главным бухгалтером. Выдача наличных денеж-ных средств из кассы производится по расходным кассовым ордерам, которые подписываются главным бухгалтером и руководителем предприятия. Приход-ные и расходные кассовые ордера после осуществления операций по ним под-писываются кассиром.
Расходные и приходные кассовые ордера являются первичными докумен-тами. Они выписываются в бухгалтерии предприятия. До передачи в кассу пре-дприятия приходные и расходные кассовые ордера регистрируются в бухгалте-рии в специальных журналах регистрации кассовых ордеров, отдельно по при-ходу и отдельно по расходу. Кассир после принятия к исполнению кассовых ор-деров производит записи в кассовую книгу. Кассовая книга – это регистр анали-тического учета операций с наличными денежными средствами. Записи в кас-совую книгу производятся под копирку. Второй экземпляр является отчетом ка-ссира, отрывается и сдается в бухгалтерию. В конце дня кассир должен подсчи-тать итог операций по приходу и расходу и вывести остаток. Отчет кассира с приложенными приходными и расходными кассовыми ордерами передается в бухгалтерию.
Синтетический учет операций по кассе ведется на счете 50 «Касса» – счет активный, основной, денежный.
Основные проводки по движению денежных средств в кассе предприятия:
1. Получено в кассу  с расчетного счета: Дт 50 «Касса» Кт 51 «Расчетный счет».
2. Получена наличными выручка от реализации: работ, услуг, продукции, това-ров: Дт 50 «Касса» Кт 90/1 «Выручка».
3. Сдан в кассу остаток подотчетной суммы: Дт 50 «Касса» Кт 71 «Расчеты с подотчетными лицами».
4. Получено в кассу в возмещение задолженности по недостаче: Дт 50 «Касса» Кт 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям».
5. Получено наличными от дебиторов: Дт 50 «Касса» Кт 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».
6. По объявлению на взнос наличными внесено на расчетный счет: Дт 51 «Рас-четный счет» Кт 50 «Касса».
7. Выдано под отчет: Дт 71 «Расчеты с подотчетными лицами» Кт 50 «Касса».
8. Выдана из кассы заработная плата персоналу предприятия: Дт 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» Кт 50 «Касса».
9. Выдано наличными в погашение кредиторской задолженности: Дт 76 «Расче-ты с разными дебиторами и кредиторами» Кт 50 «Касса».
10. Выдано наличными за счет средств органов социального страхования: Дт 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» Кт 50 «Касса».
Не реже одного раза в месяц должна проводиться ревизия кассы. Резуль-таты ревизии оформляются актом. Излишки, выявленные в кассе, зачисляются в доход предприятия: Дт 50 «Касса» Кт 91/1 «Прочие доходы».
Недостача относится на материально-ответственное лицо (кассира).
В учете составляются следующие проводки: 1. При обнаружении недостачи: Дт 94 «Недостачи, потери от порчи  ценностей» Кт 50 «Касса».
2. Выявленная недостача относится на материально-ответственное лицо: Дт73/3 «Расчеты по возмещению материального ущерба» Кт 94 «Недостачи, потери от порчи  ценностей».
3. Внесено наличными в кассу в погашение задолженности по недостаче: Дт 50 «Касса» Кт 73/3 «Расчеты по возмещению материального ущерба».
4. Удержано из заработной платы в погашение недостачи: Дт 70 «Расчеты с пер-соналом по оплате труда» Кт 73/3 «Расчеты по возмещению материального ущерба».
Целью аудиторской проверки кассовых операций является установление соответствия применяемой в организации методики учета и налогообложения операций по движению наличных денежных средств действующим в Российс-кой Федерации в проверяе­мом периоде нормативным документам для форми-рования мнения о достоверности бухгалтерской от­четности во всех существен-ных аспектах.
Кассовые операции целесообразно проверять сплошным методом.
Аудиторская проверка кассовых операций в МУП «Водоканал» организу-ется в такой последовательности:
•    инвентаризация кассы и обследование усло­вий хранения денежных средств:
•    проверка правильности документального оформления операций;
•    проверка полноты и своевременности опри­ходования денежных средств;
•    аудиторская проверка правильности списа­ния денег в расход;
•    проверка соблюдения кассовой и финансо­вой дисциплины;
•    проверка правильности отражения операций на счетах бухгалтерского учета;
•    оформление результатов проверки.
Источниками информация аудита кассовых операций являются:
§  Кассовая книга;
§  Отчеты кассира;
§  Приходные и расходные кассовые ордера (ПКО, РКО);
§  Авансовые отчеты. Список подотчетных лиц;
§  Выписки банка;
§  Справка банка об установленном лимите остатка денег в кассе;
§  Чековые книжки;
§  Хозяйственные договоры (в том числе с банками);
§  Договоры о материальной ответственности;
§  Документы по ККМ;
§  Книги кассира-операциониста;
§  Журнал (книга) регистрации ПКО и РКО;
§  Журнал (книга) регистрации выданных доверенностей;
§  Журнал (книга) регистрации депонированных сумм;
§  Журнал (книга) регистрации платежных (расчетно-платежных) ведомостей;
§  Приказы руководящего органа;
§  Акты ревизии кассы, акты инвентаризации;
§  Учетная политика в части документооборота;
§  журнал-ордер № 1 и ведомость № 1 по учету кассовых операций;
§  Главная книга;
§  баланс предприятия (ф. № 1), 2-й раздел актива;
§  Отчет о движении денежных средств (ф. № 4).
Прибыв на место проверки, аудитор может сразу провести инвентариза-цию денежных средств, храня­щихся в кассе. Ее проводят в присутствии кассира и главного бухгалтера организации. Результаты инвентаризации оформляют ак­том, который подписывают кассир и главный бух­галтер организации. Акт яв-ляется письменным аудиторским доказательством, и его данные необхо­димы аудитору для дальнейшей проверки.
Одновременно с инвентаризацией проводит­ся проверка условий хранения денежных средств, в ходе которой, аудитору необходимо выяснить:
•    обеспечена ли сохранность денег при доставке из банка;
•    имеется ли для хранения денег и других цен­ностей в кассе сейф или несгораемый шкаф;
•    застрахована ли касса организации;
•    соблюдаются ли правила хранения ключей от сейфа;
•    соблюдается ли установленный лимит хране­ния денежной наличности по отдельным да­там.
Аудитор проверяет полноту и своевремен­ность оприходования денег, по-лученных по каждо­му чеку из банка, путем сверки идентичных сумм, записан-ных в корешках чеков, и выписок банка. Чековые книжки, корешки использова-нных чеков, а также неиспользованные чеки должны хра­ниться у главного бух-галтера. Направления использования денежных средств и их целевое назначе-ние организация определяет по своему усмотрению.
Аудитор должен тщательно проверить полноту оприходования выручки от реализации продукции основного производства, услуг вспомогательных и обслуживающих производств, жилищно-коммунального хозяйства. При этом следует сверить записи в кассовой книге, приходных кассовых ордерах с отче-тами, накладными и счетами по реализации продукции (работ, услуг).
Все случаи неполного набора документов по кассовым операциям долж-ны быть за­фиксированы аудитором. По ним подсчитывают итог, который соиз-меряют с кредитовым оборотом посчету 50 «Касса».
Проверим правильность формирования показателя «Денежные средства» в бухгалтерском балансе МУП «Водоканал» на 01.01.05 г.
Остаток на начало дня 30.12.04 г. по отчету кассира составил 2932,98 руб. К отчету кассира за день приложены следующие первичные документы:
— приходный кассовый ордер № 1411 от 30.12.04 г. на сумму 1355,20 руб. (приложение 1), основание – реализация сырья, отражено – Дт 50 «Касса» Кт 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»;
— расходный кассовый ордер № 1074 от 30.12.04 г. на сумму 238,18 руб. (приложение 2), основание — выдача сумм подотчет, отражено — Дт 71 «Расчеты с подотчетными лицами» Кт 50 «Касса»;
         — расходный кассовый ордер № 1075 от 30.12.04 г., платежная ведомость от 30.12.04 г. на сумму 2050,00 руб., основание – выдана зарплата Городиловой О.Г., отражено – Дт 70 «Расчеты с персоналам по оплате труда» Кт 50 «Касса».
Остаток на конец дня составил 2000 руб., он также нашел отражение в от-чете кассира (см. приложение 3), кассовой книге и регистре учета – аналити-ческой ведомости по счету 50 «Касса» за 30.12.04 г.
Сальдо на конец периода в Главной книге по счету 50 «Касса» равно 2000 руб.
4.2 Учет и аудит операций по расчетному счету В соответствии с Законом Российской Федерации «О предприятиях и пре-дпринимательской деятельности» каждое предприятие вправе открывать в лю-бом учреждении банка расчетный счет и другие счета для хранения денежных средств и осуществления всех видов расчетных, кредитных и кассовых опера-ций. Расчетные счета открываются предприятиям, имеющим статус юридичес-кого лица и находящимся на самостоятельном балансе.
Порядок открытия расчетного счета регламентирован инструкцией Цент-рального банка Российской Федерации, в соответствии с которой, каждой орга-низацией может быть открыт расчетный счет в одном или нескольких банках по его выбору. Клиенты вправе открывать необходимое им количество расчетных счетов. Для их открытия в банк предоставляются следующие документы:
1)  заявление на открытие счета;
2)  копии устава и учредительного договора, заверенные нотариально;
3)  нотариально заверенная копия свидетельства о регистрации предприя-тия;
4)  карточка с образцами подписей распорядителей кредитов (руко­водитель предприятия и главный бухгалтер), оттиском печати предприятия, заверенной нотариусом в двух экземплярах;
5)  справки о постановке на учет (налоговой инспекции, пенсионного фон-да, органов социального страхования и обеспечения).
После открытия расчетного счета банк присваивает ему определенный номер, который указывается во всех расчетно-платежных документах, переда-ваемых в банк. На расчетном счете сосредотачиваются денежные средства, за-численные в форме выручки от реализации продукции, банковских кредитов и прочих поступлений. С расчетного счета производятся перечисления поставщи-кам за продукцию, финансовым органам, различным кредиторам, погашаются банковские кредиты, а также выдаются наличные для выдачи заработной платы и других расходов. Выдачу денег или безналичные перечисления с расчетного счета банк осуществляет с согласия владельца расчетного счета. Однако, в оп-ределенных случаях, законодательством предусмотрено списание денежных средств с расчетного счета в бесспорном порядке (взыскание просроченных платежей в бюджет, по исполнительным листам, приказом государственного арбитража), банк может списать проценты за пользование кредитом, проценты по просроченным ссудам, плату за расчетно-кассовое обслуживание.
Периодически банк выдает владельцу счета выписки с расчетного счета. Выписка с расчетного счета — второй экземпляр лицевого счета организации, открытого ему банком. В ней показывается остаток на начало периода, движе-ние за отчетный период с разбивкой по каждой операции и конечный остаток. Выписка с расчетного счета является регистром аналитического учета операций по расчетному счету. К ней прилагаются все документы, по которым произво-дится зачисление и списание сумм. Полученные выписки с приложенными до-кументами в бухгалтерии подвергаются тщательной проверке. На полях прове-ренной выписки проставляются коды счетов, которые корреспондируют со сче-том 51. Выписки из расчетного счета служат основанием для учетных записей по синтетическому счету 51 «Расчетный счет». Это счет активный, основной, денежный.
    продолжение
--PAGE_BREAK--В бухгалтерском учете составляются следующие проводки:
1. Получены на расчетный счет деньги из кассы предприятия: Дт 51 «Расчетный счет» Кт 50 «Касса».
2. Зачислена на расчетный счет выручка от реализации продукции: Дт 51 «Рас-четный счет» Кт 90/1 «Выручка».
3. Зачислена на расчетный счет выручка от реализации прочих активов Дт 51 «Расчетный счет» Кт  91/1 «Прочие доходы».
4. Зачислены на расчетный счет кредиты банка: Дт 51 " Расчетный счет" Кт 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» Дт 51 «Расчетный счет» Кт 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам».
5. Получены на расчетный счет штрафы, пени, неустойки: Дт51 «Расчетный счет» Кт 91/1 «Прочие доходы».
6. Зачислено от дебиторов в погашение долгов: Дт 51 «Расчетный счет» Кт 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».
7. Выдано по чеку наличными в кассу предприятия: Дт 50 «Касса» Кт 51 «Расче-тный счет».
8. Перечислено в погашение задолженности поставщикам: Дт 60 «Расчеты с по-ставщиками и подрядчиками» Кт 51 «Расчетный счет».
9. Перечислено в погашение задолженности бюджету по налогам: Дт 68 «Расче-ты по налогам и сборам» Кт 51 «Расчетный счет».
10. Перечислено в погашение задолженности органам социального страхования и обеспечения: Дт69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» Кт 51 «Расчетный счет».
11. Перечисление в погашение задолженности по  кредиту: Дт 66, 67 «Расчеты по кратко- долгосрочным кредитам и займам» Кт 51 «Расчетный счет».
      Источники информации:
§  платежное поручение (кому перечислено);
§  платежное требование (был акцепт – оплата с согласия предприятия или нет, целесообразность требования);
§  сводное платежное поручение и требование-поручение;
§  корешки чековой книжки на получение наличных денег;
§  журнал-ордер №2 (заполняется на основании выписки и платежных поруче-ний – выписка выдается банком, если есть движение на расчетном счете);
§  главная книга.
Целью аудиторской проверки операций на рас­четном, валютном и других счетах в банке явля­ется формирование мнения о достоверности бухгалтерской отчетности по разделу «Денеж­ные средства» и соответствии применяемой ме­тодики учета денежных средств на счетах в бан­ке действующим в Российской Федерации нор­мативным документам. Ведется проверка полноты и правильнос-ти синтетического учета операций по расчетному счету. Такая проверка прово-дится по каждому счету, открытому в банке.
Если по договору банковского счета преду­смотрена выплата банком про-центов за пользо­вание денежными средствами, аудитор должен проверить, на-числяет ли организация доходы ежемесячно или отражает их по факту зачисле­ния процентов на расчетный счет.
При аудите операций по расчетному счету аудитор также проверяет:
• порядок ведения учетных регистров;
• ведутся ли регистры синтетического уче­та по каждому расчетному счету, отк-рыто­му в банке, составляется ли сводный ре­гистр;
• своевременность отражения в регистрах синтетического учета операций по движе­нию денежных средств на расчетном счете; производятся ли записи в учетные регистры по каждой выписке банка;
• тождественность записей в учетных регист­рах и в выписке банка.
Проверяя полноту зачисления денежных средств, перечисленных покупа-телями и заказ­чиками в оплату поставленных материально-производственных запасов, выполненных работ и оказанных услуг, необходимо сверить записи по дебету счета 51 «Расчетный счет» с креди­товыми записями учетных регист-ров по счетам 90 «Продажи» или 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредито­рами ».
Поступление денежных средств от финансо­во-кредитных организаций в виде кредитов проверяют путем встречной сверки записей по регистрам бухгал-терского учета по счетам 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам», 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам»,  51 «Рас­четный счет»,  55«Специа- льные счета в банках», а также сверки выписок и приложен­ных к ним докуме-нтов. Особое внимание аудитор должен уде­лить проверке полноты оприходова-ния налич­ных денежных средств, сдаваемых в кассу банка (кредитной организа-ции). Для этого про­водят встречную проверку записей с данны­ми учетного регис-тра по кредиту счета 50 «Касса ». Перечисление де­нежных средств с расчетного счета в погашение задолженности поставщикам следует анализи­ровать в разде-ле аудита расчетных операций по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчи-ками», чтобы установить, насколько реально и обоснованно они использованы.
Детальной проверке должны быть подверг­нуты операции по счету 51 «Ра-счетный счет» в сопоставлении со счетами учета затрат (20 «Основное производс-тво», 26 «Общехозяйст­венные расходы », 25 «Общепроизводственные рас­ходы» и др.), так как в дан­ном случае может быть сокрыто перечисление средств за невыпол-ненные работы, неоказан­ные услуги.
Пересекающейся процедурой проверки операций по расчетному счету явля­ется проверка списания денежных средств со счета и полноты оприходо-вания наличных де­нег в кассу. Аудитор должен проверить:
• приложена ли к выписке банка по операции снятия наличных денег квитан-ция к при­ходному кассовому ордеру;
• тождественность записей в регистрах синте­тического учета по кредиту счета 51 «Рас­четные счета» и дебету счета 50 «Касса». Выявленные в ходе проверки операций по расчетному счету нарушения аудитор фиксирует в рабочей докуме-нтации  и отражает в справке (отчете) по результатам данного раздела аудиторс-кой проверки.
Рассмотрим порядок отражения движения денежных средств на расчет-ном счете МУП «Водоканал»». У предприятия открыт один расчетный счет в Кувандыкскос ОСБ.
Согласно выписки из лицевого счета за 31.12.04 г. в Кувандыкском ОСБ остаток денежных средств на начало дня 31.12.04 г. на счете МУП «Водоканал» составлял 1555,2 руб. За день 31.12.04 г. по счету были произведены следую-щие операции:
— списано со счета комиссия банка по платежному поручению № 865 от 31.12. 04 г. (приложение 4) в размере 24 руб., отражено — Дт 91 «Прочие доходы и рас-ходы» Кт 51.
Остаток на конец дня составил 1531,2 руб., он также нашел отражение в вы-писке банка и регистре учета – аналитической ведомости по счету 51.
4.3 Учет и аудит расчетов с поставщиками и подрядчиками Для обобщения информации о расчетах с постав­щиками и подрядчиками предназначен счет 60 «Рас­четы с поставщиками и подрядчиками».
Учет на счете 60 ведется методом начисления, т. е. все операции, связан-ные с расчетами за приоб­ретенные материальные ценности, принятые работы или потребленные услуги, отражаются независимо от времени оплаты.
Счет 60 «Расчеты с поставщиками и подряд­чиками» кредитуется на стои-мость принимаемых к бухгалтерскому учету товарно-материальных ценно­стей, работ, услуг в корреспонденции со счетами учета этих ценностей или счетами учета соответствующих затрат.
За услуги по доставке материальных ценно­стей (товаров), а также по пе-реработке материалов на стороне записи по кредиту счета 60 «Расчеты с постав-щиками и подрядчиками» производятся в корреспонденции со счетами учета производствен­ных запасов, товаров, затрат на производство.
Аналитический учет по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчика-ми» ведется по каждому предъявленному счету, а расчетов в порядке плано­вых платежей ­­– по каждому поставщику и подряд­чику. Построение аналитического учета должно обеспечить возможность получения необходимых данных по:
• поставщикам по акцептованным и другим расчетным документам, срок оп-латы которых не наступил;
• поставщикам по неоплаченным в срок рас­четным документам; поставщи-кам по неот­фактурованным поставкам;
• авансам выданным;
• поставщикам по полученному коммерческо­му кредиту и др.
Сальдо по счету 60 без учета сальдо по субсче­ту «Расчеты по авансам вы-данным» может быть толь­ко кредитовым.
Счёт 60 «Расчёт с поставщиками и подрядчиками» корреспондирует со счетами:
1.  Оприходование патентов, лицензий и других нематериальных активов: Дт 04 «Нематериальные активы» Кт  60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками».
2.  Оприходование материальных ценностей, начисление стоимостных услуг по их доставке: Дт 07 «Оборудование к установке», 10 «Материалы», 41 «Товары» Кт 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками».
3.  Начисление задолженности на приобретение машин и оборудования, за вы-полнение строительных работ и оказание услуги: Дт 08 «Капитальные вложе-ния» Кт 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками».
4.  Начисление к уплате стоимости выполняемых работ и услуг: Дт 20, 23, 25, 26, 28, 44, 97  Кт 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками».
5.  Возврат излишне перечисленных сумм: Дт51, 52 «Расчётный, валютный счёт»
Кт 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками».
6. Отражение убытков от списания дебиторской задолженности с просрочены-ми сроками исковой давности, начисление штрафов, неустоек и других санк-ций, присуждённых судом или признанных предприятием к уплате: Дт 91/2 «Прочие расходы» Кт 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками».
7. При поступлении различных материальных ценностей обнаружена их недос-тача (до оприходования) в пределах норм естественной убыли или принятая по вине предприятия, его работников: Дт 94 «Недостачи и потери от порчи ценнос-тей» Кт 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками».
Аудиторская проверка операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками проводится по следующим направ­лениям:
• проверка наличия и правильности оформления договоров;
• проверка полноты и правильности оприходова­ния полученных материальных ценностей (ра­бот, услуг);
• проверка своевременности и правильности оплаты за материальные ценности   (работы, услуги).
Аудитор устанавливает, прежде всего, наличие договоров поставки продук-ции и других хозяйст­венных договоров на оказание услуг и выполнение работ, а также правильность оформления догово­ров. Договоры должны соответствовать требовани­ям действующего законодательства.
Сделки, осуществляемые сторонами умышлен­но без соблюдения установлен-ной ГК РФ формы, не в полном объеме или несвоевременно, считают­ся ничтожны-ми (недействительными). Аудиторы выясняют, нет ли подобных сделок в проверяе-мой организации.
Далее необходимо получить доказательства, что расчеты с поставщиками и подрядчиками за полу­ченные материальные ценности (работы, услуги) отражены в полном объеме, в соответствующем пе­риоде, правильно оценены и отражены в учетных регистрах.
Сопоставляя данные первичных документов с данными договора, заказа, счета-фактуры, проектно-сметной документацией, аудитор получает подтвержде-ние о полноте, своевременности и правиль­ности оприходования полученных мате-риальных ценностей (работ, услуг).
При проверке оплаты счетов поставщиков и по­дрядчиков аудитор устанавли-вает:
• подтверждены ли операции по погашению за­долженности соответствующими платежными документами (квитанциями к приходным кас­совым ордерам, выпис-ками банка и платежны­ми поручениями, актами зачета взаимных тре­бований, век-селями, чеками и т. п.);
• подлинность и правильность оформления пла­тежных документов (наличие всех обязательных реквизитов, выделение сумм НДС отдельной строкой, штампы банка, заверенный перевод документов на иностранных языках и т. п.);
• соответствие данных платежных документов данным учетных регистров по сче-ту 60 «Расче­ты с поставщиками и подрядчиками»;
• соответствие данных регистров по счету 60 ре­гистрам по счетам 50, 51, 52, 60, 62, 71, 76. Проверяя погашение задолженности в порядке взаимных расчетов, аудитор устанавливает наличие оснований для взаимных расчетов (договор, письмо одной из сторон с просьбой произвести оплату в порядке взаимных расчетов), сумму и дату погаше­ния задолженности, а также правильность отраже­ния в учетных регистрах.
В ходе аудиторской проверки своевременности и полноты расчетов с поста-вщиками и подрядчиками установлено, что учет расчетов с поставщиками и под-рядчиками осуществляется на счете 60. Также установлено, что бухгалтерский уч-ет на предприятии ведется в соответствии с действующими нормативными доку-ментами. Данные учетных регистров бухгалтерского учета расчетов с поставщи-ками и подрядчиками правильно перенесены в главную книгу, а бухгалтерские ба-лансы составлены на основе остатков на счетах Главной книги. Расчеты предприя-тия подтверждены соответствующими документами. Данные отчетов о прибылях убытках соответствуют данным Главной книги и журналов-ордеров.    
Завершая проверку расчетов с поставщиками и подрядчиками, аудитор обоб-щает выявленные от­клонения и несоответствия и уточняет предварите­льную оцен-ку реальности сальдо.
4.4 Учет  и аудит расчетов с покупателями и заказчиками Для обобщения информации о расчетах с покупателя­ми и заказчиками в новом Плане счетов предназначен счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчи-ками».
Счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчи­ками» дебетуется в корреспон-денции со счетами 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы» на сум­мы, на которые предъявлены покупателям расчет­ные документы.
Счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчи­ками» кредитуется в корреспо-нденции со счетами учета денежных средств, расчетов на суммы посту­пивших платежей (включая суммы полученных авансов) и т. п. На счете 62 также отра-жаются сум­мы полученных авансов и предварительной оплаты. Их учет должен вестись обособленно на отдельном субсчете «Расчеты по полученным авансам» счета 62. Аналитический учет должен быть организован по каждому получен-ному авансу.
Аналитический учет по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» ведется:
•  по каждому предъявленному покупателям (заказчикам) счету;
•  при расчетах плановыми платежами – по каждому покупателю и заказчику.
 Построение аналитического учета должно обеспечивать возможность по-лучения необходимых данных по:
• покупателям и заказчикам по расчетным до­кументам, срок оплаты которых не наступил;
• покупателям и заказчикам по неоплаченным в срок расчетным документам.
Счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» корреспондирует со  сче-тами:
1.  Отражена стоимость отгруженных товарно-материальных ценностей, выпол-ненных работ и оказанных услуг на момент перехода права собственности: Дт 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» Кт 90/1 «Выручка».
2.     Отражена сумма задолженности покупателей в связи с реализацией им осно-вных средств, излишних материальных ценностей, и прочего имущества: Дт 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» Кт  91/1 «Прочие доходы».
3.     Отражен возврат покупателям излишне полученной у них суммы: Дт62 «Рас-четы с покупателями и заказчиками» Кт 50, 51, 52 счета денежных средств.
4.     Поступили платежи от покупателей и заказчиков за реализованную им про-дукцию, работы, услуги: Дт 50, 51, 52 счета денежных средств Кт 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».
5.     Зачтены суммы полученных от покупателей авансов: Дт 62, субсчет «Авансы полученные» Кт 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».
При аудиторской проверке операций по расчетам с покупа­телями и заказчика-ми устанавливают тождество данных регистра по счету 62 «Расчеты с покупате­лями и заказчиками » с Главной книгой и взаимосвя­занными регистрами. Записи по дебету счета 62 сверяются с записями по кредиту счетов 90, 91,  60, 99.
В ходе аудиторской проверки МУП «Водоканал» установлено, что данные регистра по счету 62 соответствуют данным Главной книги и взаимосвязанным регистрам. 
Если законом или договором купли-продажи не предусмотрен особый порядок перехода права соб­ственности на товар, то по общему правилу право собственнос-. 51, 52 счета денежных средств________________________________________________________________________________________________ти переходит от поставщика к покупа­телю в момент отгрузки товаров и отражается запи­сью Дт 62 «Расчеты с покупателями и заказчи­ками», Кт 90 «Продажи» независимо от того, какой порядок учета выручки принят для целей налогообложения — «по оплате» или «по отгрузке». Сопоставлением дат от­грузки по первичному документу и регистру сче­та 62 контролируется своевременность отражения операций.
    продолжение
--PAGE_BREAK--При проверке документальной обоснованности операций устанавливается соответствие формиро­вания цены товара (продукции, работ, услуг) усло­виям дого-вора, а также правильность сумм НДС и других элементов счетов, предъявляемых покупате­лям. Полнота и своевременность оплаты счетов по­купателями устанавли-вается путем взаимной сверки данных корреспондирующих счетов 50, 51, 52 и про-слеживания записей в регистрах аналитического учета.
В ходе проверки анализируются факты просро­ченной дебиторской задолжен-ности покупателей с установлением истребованной и неистребованной задолжен-ности. По фактам списания дебиторской задолженности аудитор выясняет обосно-ванность и правильность отражения. Суммы неистребованной кредитором задол-женности подлежат списанию по истечении 4 месяцев со дня фактического полу-че­ния предприятием-должником товаров – как без­надежная дебиторская задолжен-ность – на убытки предприятия, за исключением случаев, когда в его действиях от-сутствует умысел. При проверке в МУП «Водоканал» не выявлены факты списания просроченной дебиторской заложенности.
Аудитор проверяет наличие доказательств фак­тов истребования дебиторской задолженности (предъявление иска в арбитражный суд не позднее 4 месяцев с мо-мента отпуска товаров, работ, услуг, документы об оплате госпошлины, признание дол­жника банкротом, постановление правоохранитель­ных органов о прекращении уголовного дела и т. п.).
Истребованная дебиторская задолженность мо­жет числиться на балансе до ис-течения срока иско­вой давности — 3 года (ст. 196 ГК РФ).
В ходе аудиторской проверки своевременности и полноты расчетов с поку-пателями и заказчиками установлено, что учет расчетов с покупателями и заказчи-ками осуществляется на счете 62. Также установлено, что бухгалтерский учет на предприятии ведется в соответствии с действующими нормативными документа-ми. Данные учетных регистров бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками правильно перенесены в главную книгу, а бухгалтерские балансы сос -тавлены на основе остатков на счетах Главной книги. Расчеты предприятия подт-верждены соответствующими документами. Данные отчетов о прибылях убытках соответствуют данным Главной книги и журналов-ордеров.  
4.5 Учет и аудит расчетов с подотчетными лицами В процессе работы предприятия могут возникнуть хозяйственные расхо-ды, которые не могут быть оплачены с расчетного счета или из кассы. К этим расходам относятся закупка в торговле необходимых канцелярских товаров или других материальных ценностей, оплата услуг или товаров, реализуемых част-ными лицами или сторонними организациями, командировочные расходы и т.д.
При возникновении необходимости в таких операциях сотруднику предп-риятия выдаются наличные деньги под отчет с последующим отчетом о произ-веденных расходах. Учет расчетов с подотчетными лицами ведется на счете 71 «Расчеты с подотчетными лицами». По отношению к балансу – это активно-пас-сивный счет, сальдо которого отражает сумму задолженности подотчетных лиц предприятию или сумму невозмещенного перерасхода. По дебету записывают-ся суммы, выданные под отчет, и возмещение перерасхода. По кредиту суммы списанной задолженности подотчетных лиц согласно утвержденных авансовых отчетов и суммы, сданные в кассу, неиспользованные подотчетными лицами.
В учете составляются следующие проводки по счету 71 «Расчеты с подот-четными лицами»:
1. Выдано под отчет на хозяйственные нужды, командировочные расходы: Дт 71 «Расчеты с подотчетными лицами» Кт 50 «Касса».
2. Подотчетные суммы использованы на производственные нужды: Дт 25, 26 «Общепроизводственные, общехозяйственные расходы» Кт 71 «Расчеты с под-отчетными лицами»
3. Подотчетные суммы израсходованы на приобретение материалов, товаров: Дт 10, 41 «Материалы», «Товары» Кт 71 «Расчеты с подотчетными лицами». Дт 19 «Налог на добавленную стоимость» Кт 71 " Расчеты с подотчетными лицами".
4. Взнос неиспользованных подотчетных сумм в кассу: Дт 50 «Касса» Кт 71 «Ра-счеты с подотчетными лицами».
5. Удержан из заработной платы долг по подотчетным суммам: Дт70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» Кт 71 «Расчеты с подотчетными лицами».
Аудит операций по расчетам с подотчетными лицами чаще всего проводится сплошным способом. Проверка обоснованности выдачи авансов под отчет заключа-ется в установлении соблюдения тре­бований Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации в части выдачи авансов под отчет на хозяйственно-операци-онные нужды. При этом аудитор устанавливает, соответствуют ли при­казу руково-дителя круг лиц, получающих под отчет авансы, а также размеры и сроки предоста-вляемых авансов.
При проверке расходных кас­совых ордеров, подтверждающих выдачу денег под отчет, обращается внимание на полноту заполнения всех реквизитов и, в частно-сти, на отражение осно­ваний для выдачи авансов. Выдача денег под отчет должна производиться при условии полного отчета конкретного подотчетного лица по ра-нее выданно­му авансу.
Проверка своевременности представления аван­совых отчетов осуществляется путем сопоставления фактических сроков представления авансовых отче­тов со сро-ками, предусмотренными в командиро­вочном удостоверении или в приказе руково-дителя. Согласно Порядку ведения кассовых операций (п. 11) лица, получившие на-личные деньги под от­чет, обязаны не позднее 3 рабочих дней по ис­течении сро-ка, на который они выданы, или со дня возвращения их из командировки предъяви-ть в бух­галтерию отчет об израсходованных суммах и про­извести окончательный расчет по ним. Если аудитор установил несоблюдение этого порядка, то необходи-мо далее проверить выполне­ние требований плана счетов об отражении подотчет-ных сумм, невозвращенных в установленные сроки, на счете 94 «Недостачи и поте-ри от порчи ценностей» (Дт 94, Кт 71) и последующее списание этих сумм. Провер-ка документальной обоснованности ис­пользования подотчетных сумм осуществляет-ся путем установления наличия и правильности офор­мления документов, подтвер-ждающих расходова­ние подотчетных сумм, и их последующего отражения.
При  проверке  авансовых отчетов  обращается внимание на соблюдение уста-новленного предель­ного размера расчетов наличными денежными сред­ствами, осу-ществляемых от имени организации, т.е. юридического лица. Суммы по первичным доку­ментам (накладная, счет-фактура, квитанция к при­ходному кассовому ордеру, акт выполненных работ и т.п.) сравниваются с лимитом, установленным ЦБ РФ. При этом следует проверить, не производились ли выплаты в адрес одного поста-вщика в один день по данному счету, накладной, договору. Такие выплаты сумми-руются и сравниваются с лимитом.
В ходе аудиторской проверке в МУП «Водоканал» установлено, что на пред-приятии соблюдаются сроки предоставления авансовых отчетов, не выявлено слу-чаев предоставления авансовых сумм под отчет лицам не отчитавшимся по ранее выданным авансам.  
Прослеживая корреспонденцию счетов, указан­ную в авансовых отчетах, ауди-тор обращает внима­ние на характер произведенных затрат:
• расходы, связанные с производственной деяте­льностью (Дт 20-26, 44, Кт 71), следует отражать на счетах учета затрат;
• расходы социального и непроизводственного назначения (Дт 84, Кт 71) списыва-ют­ся за счет собственных средств предприятия;
• расходы капитального характера (Дт 08, Кт 71) и расходы, связанные с приоб-рете­нием МПЗ, включаются в покупную стоимость (Дт 10,  15, 16, Кт 71).
Аудит расчетов с подотчетными лицами по командировкам предполагает приз-нание факта слу­жебной командировки и проверку обоснованно­сти и правильности Расходов, связанных с команди­ровкой.
Проверяя авансовые отчеты по командировкам, аудитор устанавливает нали-чие командировочного удостоверения с указанием цели командировки с соответст-вующими отметками о выбытии и прибы­тии; первичных документов, подтверждаю-щих рас­ходы. Авансовые отчеты должны быть утверждены руководителем предпри-ятия.
Проверка осуществляется путем сопоставления данных авансового отчета с данными приложенных к отчету первичных документов и расчета суточных. Аудитор подтверждает правильность определения срока командировки (по данным отметок о прибы­тии и убытии в командировочном удостоверении), размера суточных в преде-лах установленных норм и сверх норм. Расходы по проезду к месту команди­ровки и обратно определяются по данным прило­женных проездных документов воздушно-го, желез­нодорожного, водного и автомобильного транспорта общего пользования.
Затраты за пользование постельными принад­лежностями должны быть подт-верждены соответст­вующей справкой или отметкой, сделанной на би­лете.
Расходы на проживание возмещаются команди­рованному на основе подтверж-дающих документов и в полном размере относятся на себестоимость. В целях на-логообложения данные расходы прини­маются только в пределах действующих норм не более 550 руб. в сутки. В размере 50 % от стоимости места за сутки возмещаются расходы за бронирова­ние мест в гостинице. При отсутствии подтвержда­ющих доку-ментов оплата найма жилого помещения возмещается по норме 12 руб. Оплата су-точных – 100 руб. за каждый день нахождения в командировке.
Целесообразность оплаты других расходов, на­пример, телефонных счетов, ус-танавливается на основе подтверждающих документов. При этом определяется прои-зводственный характер расходов и правомерность отнесения их на себестоимость. С этой целью устанавливается наличие распечатки счетов за переговоры и соответст-вие номеру служеб­ного телефона организации. Расходы непроизводст­венного характе-ра, возмещенные подотчетному лицу, должны списываться за счет собственных сред-ств (Дт 84, Кт 71) и включаться в со­вокупный доход работника для удержания подо-ход­ного налога. Аудитору следует провести арифмети­ческую проверку командирово-чных расходов в пре­делах норм и сверх норм.
Проверка отражения в учете расчетов с подо­тчетными лицами проводится прослеживанием за­писей корреспондирующих счетов в авансовых от­четах и регист-ре по счету 71 «Расчеты с подотчет­ными лицами». Затраты на командировки, связан-ные с производственной деятельностью, включаются (в соответствии с Положением о составе затрат) в себестоимость и отражаются на счетах учета расходов с выделе-нием сверхнормативных расходов.
Выявленные при проверке несоответствия и от­клонения отражаются в рабочих документах аудитора. При обобщении результатов проверки определя­ется влияние выявленных отклонений на показатель себестоимости и прибыль, на величину начислен­ных налогов (подоходный, НДС, на прибыль).
4.6 Уровень существенности и аудиторский риск Основной целью аудита является установление досто­верности бухгалтер-ской отчетности МУП «Водоканал» и соответствия совершенных ими финансо-вых и хозяй­ственных операций нормативным актам, действующим в Российс-кой Федерации. Аудиторская организация в ходе проведения проверок не долж-на устанавливать достовер­ность отчетности с абсолютной точностью, но обяза-на уста­новить ее достоверность во всех существенных отношениях.
Под достоверностью бухгалтерской отчетности во всех существенных от-ношениях понимается такая степень точно­сти показателей бухгалтерской отче-тности, при которой ква­лифицированный пользователь этой отчетности оказы-вает­ся в состоянии делать на ее основе правильные выводы и принимать прави-льные экономические решения. Существен­ность информации – это ее свойство, которое делает ее способной влиять на экономические решения разумного по-льзователя такой информации.
Аудитор обязан принимать во внимание две стороны cущественности в аудите: качественную и количественную. С качественной точки зрения аудитор должен использовать свое профессиональное суждение для того, чтобы опреде-лить, носят или не носят существенный характер отмеченные в ходе проверки отклонения порядка совершенных МУП «Водоканал» финансовых и хозяйст-венных операций от требований нормативных актов, действующих в Российс-кой Федерации. С количественной точки зрения аудитор должен оценить, пре-восходят ли по отдельности и в сумме обнаруженные отклонения (с учетом прогнозируемой величины неотмеченных отклонений) количественный крите-рий – уровень существенности.
Под уровнем существенности понимается то предель­ное значение ошиб-ки бухгалтерской отчетности, начиная с которой квалифицированный пользова-тель этой отчетности с большой степенью вероятности перестанет быть в состо-я­нии делать на ее основе правильные выводы и принимать правильные эконо-мические решения.
При нахождении абсолютного значения уровня суще­ственности аудитор должен принимать за основу наиболее важные показатели, характеризующие достоверность отчет­ности МУП «Водоканал»», подлежащего аудиту, да­лее на-зываемые базовыми показателями бухгалтерской от­четности.
Для нахождения уровня существенности можно использовать следующую таблицу № 4.1.
Таблица № 4.1 — Определение единого уровня существенности по бухгалтерской отчетности МУП «Водоканал» за 2004 год.
Наименование базового показателя
Значение базового показате-ля бухгалтерской отчетности проверяемого экономическо-го субъекта, тыс. руб.
Доля (%)
Значение, применяе-мое для нахождения уровня существен-ности, тыс. руб.
Балансовая прибыль предприятия
54
5
2,7
Валовый объем реализации без НДС
18143
2
362,86
Валюта баланса
21882
2
437,64
Собственный капитал
17870
10
1787
Общие затраты предприятия
22681
2
453,62
Уровень существенности рассчитывается следующим образом. По итогам финансового года в МУП «Водоканал», подлежащем проверке, определяются фи-нансовые показатели, перечисленные в первом столбце таблицы. Их значение за-несено во второй столбец в тех денежных единицах, в которых подготовлена бух-галтерская отчетность. От этих показателей берутся процентные доли, которые оп-ределены внутренней инструкци­ей аудиторской фирмы и применяются на постоя-нной основе, приведенные в третьем столбце таблицы, и результат зано­сится в че-твертый столбец.
Аудитор должен проанализировать числовые значения, записанные в четве-ртом столбце. В том случае, если какие-либо значения сильно отклоняются в боль-шую и (или) мень­шую сторону от остальных, он может отбросить такие зна­чения. На базе оставшихся показателей рассчитывается средняя величина, которую мож-но для удобства округлить, но так, чтобы после округления ее значение изменило-сь бы не более чем на 20% в ту или иную сторону от среднего значения. Данная величина и является единым показателем уровня существенности, который может использовать аудитор в своей работе.
Процедура нахождения уровня существенности, все арифметические расче-ты, усреднения, округления и причины, на основании которых аудитор исключил какие-либо значения из расчетов, должны быть отражены в рабочей документации проверки. Конкретное значение уровня существенности должно быть одобрено по окончании этапа планирования аудита руководителем аудиторской проверки.
Среднее ариф­метическое показателей в столбце 4 составляет:
(2,7 + 362,86 + 437,64 + 1787 + 453,62) / 5 = 608,76 тыс. руб.
Наименьшее значение отличается от среднего на:
(608,76 – 2,7) / 608,76 ∙ 100% = 99,56%.
 Наибольшее значение отличается от среднего на:
(1787 – 608,76) / 608,76 ∙ 100% = 193,55%.
Поскольку и в том и в другом случаях отклонение наибольшего и наимень-шего показателей от среднего и от всех остальных является значительным, прини-маем решение отбросить значения 2,7 тыс. руб. и 1787 тыс. руб. и не использовать их при дальнейшем усреднении.  Находим новую среднюю величину:
(362,86 + 437,64 + 453,62) / 3 = 418,04 тыс. руб.
Наименьшее значение отличается от среднего на:
(418,04 – 362,86) / 418,04 ∙ 100% = 13,2 %.
Наибольшее значение отличается от среднего на:
(453,62 – 418,04) / 418,04 ∙ 100% = 8,51 %
Поскольку значение 362,86 и 453,62 тыс. руб. отличаются от среднего незна-чительно принимаем решение при дальнейших расчетах их оставить. Новое сред-нее арифметическое составит:
Полученную величину допустимо округлить до 418 тыс. руб. и использовать данный количественный показатель в качестве значения уровня существенности. Различия между значением уровня существенности до и после округления состав-ляет:
(418,04 — 418) / 418,04 ∙ 100% = 0,01%, что находится в пределах 20%.
Аудиторский риск получается из равенства:
    продолжение
--PAGE_BREAK--Ар = Нр * Рк * Рн,
где Ар – аудиторский риск,
       Нр – неотъемлемый риск (25 %),
       Рк — риск средств контроля (60 %),
       Рн — риск необнаружения.
Риск необнаружения, определяем исходя из того, что допустимый при проверке аудиторский риск составляет 5 %.
Рн = Ар/(Нр*Рк) = 0,05/(0,25*0,60) = 0,33 или 33%.
5. Совершенствование аудита денежных средств и расчетов с использованием компьютера
Внедрение и использование компьютерных технологий обработки учет-ной информации явилось одним из наиболее значительных достижений науки и управления. Система субъекта хозяйствования существенно влияет на методи-ки ревизии и аудита. Аудитор на стадии подготовки к проверке хозяйствующе-го субъекта должен изучить организационно-техническое обеспечение контро-ля и определить необходимость привлечения для исследования его надежности технических специалистов. В процессе исследования системы компьютерной обработки данных могут быть установлены особенности алгоритма системати-зации информации, влекущие ее искажение.
Компьютерная обработка данных в организации имеет место в случаях, когда с помощью компьютерной техники осуществляется обработка значитель-ных объемов ученой информации независимо от следующих факторов:
Ø компьютер используется организацией самостоятельно или по договору с третьей стороной;
Ø компьютер используется организацией для обработки экономической инфор-мации во всех аспектах хозяйственной деятельности и ее учета или только для автоматизации обработки информации по отдельным фактов хозяйствен-ной деятельности, отдельным участкам учета.
При проведении аудита в системе компьютерной обработки данных сохра няются цель аудита и основные элементы его методологии. Наличие компьютер ной обработки данных существенно влияет на процесс изучения аудитором сис-темы учета организации и сопутствующих ему средств внутреннего контроля.
Аудитору желательно иметь представление о техническом, программном, математическом и других видах обеспечения компьютерной техники, а также системах обработки экономической информации. В случае отсутствия у аудито-ра необходимых для этого знаний, следует использовать работу эксперта в об-ласти информационных технологий. А также аудиторской организации целесо-образно иметь библиотеку наиболее распространенных систем компьютерной обработки данных и прилагать усилия к изучению особенностей их практичес-кого применения.
Аудитор должен изучить и оформить в виде рабочего документа все су-щественные вопросы организации обработки учетных данных в системе ком-пьютерной обработки данных организации, отразив в нем следующие положе-ния:
Ø организационная форма обработки данных, например: обработку данных осу-ществляет специальное подразделение или компьютеры установлены на рабо чих местах бухгалтерского персонала и обработка данных осуществляется не -посредственно бухгалтерами; обработку данных организация осуществляет самостоятельно третья сторона по заключенному с ней договору;
Ø форма бухгалтерского учета;
Ø разделы и участки учета, функционирующие в среде компьютерной обработ-ки данных;
Ø система компьютерной обработки данных размещена на одном или нескольк-их компьютерах;
Ø обработка данных ведется локально на каждом компьютере или применяется сетевой вариант;
Ø обеспечение архивирования и хранения данных;
Ø передача данных производится: с использованием каналов связи, через внеш-ние носители или происходит ввод данных с клавиатуры.
В условиях компьютерной обработки данных большое значение необхо-димо придавать качеству учетных данных. Информация в электронной системе учета должна отражаться своевременно, в полном объеме и с достаточным уро-внем детализации. При исследовании компьютерной обработки данных особое внимание следует уделить установлению в ней рисковых зон. Этого можно дос-тичь при проведении процедур тестирования электронной системы учета.
На начальном этапе аудитор производит тестирование вводной информа-ции. Необходимость тестирования вызвана тем, что даже самая совершенная система электронной обработки информации не даст реальных результатов, ес-ли исходные данные не отражают по существу совершенные хозяйственные операции.
Аудитору необходимо также проверить полноту и правильность регист-рации исходных данных в компьютер­ной системе. Полнота ввода информации означает, что все необходимые данные, содержащиеся в первичных докумен-тах, включены в систему обработки. Правильно зарегистрированными данными можно считать те, которые по форме соответствуют принятым в системе элект-ронной обработки данных обозначениям и терминам, а по содержанию несут точную информацию о хозяйственной операции или факте хозяйственной дея-тельности и способе ее обработки.
Также аудитор должен оценить возможности системы компьютерной об-работки данных в части:
Ø гибкого реагирования на изменения хозяйственного, налогового или иного за -конодательства с точки зрения настройки программного обеспечения;
Ø формирования бухгалтерской и внутренней управленческой отчетности;
Ø осуществления аналитических процедур;
Ø расширения функций компьютерной системы.
Аудитор должен оценить квалификацию бухгалтерского персонала в об-ласти компьютерной обработки данных, в частности: имеют ли специалисты соответствующее высшее или среднее специальное образование, или прошли курс обучения в области информационных технологий, или изучение системы компьютерной обработки данных происходило самостоятельно.
При проведении аудиторской проверки учета денежных средств и расче-тов в системе компьютерной обработки данных, аудитор проверяет, составляю-тся ли в данной системе все необходимые документы, такие как: счета–факту-ры, приходные и расходные кассовые ордера, закрепляются ли ТМЦ за материа -льно ответственными лицами, все ли документы отмечаются в журналах регис-трации и т.д.
6. Аудиторское заключение В ходе аудита все действия аудиторов направлены на достижение главной цели аудиторской проверки – формирование объективного мнения о достовер-ности бухгалтерской отчетности экономического субъекта. Это мнение и соста-вляет содержание аудиторского заключения.
Аудиторское заключение – это документ с юридическим статусом для всех юридических и физических лиц, органов государственной власти и управ-ления, органов местного самоуправления и судебных органов. Заключение ау-диторской организации (аудитора) по результатам проверки, проведенной по решению органов дознания, приравнивается к заключению экспертизы, назна-ченной в соответствии с процессуальным законодательством РФ.
Аудиторское заключение по результатам обязательного аудита составляе-тся в соответствии с требованиями российского правила (стандарта) аудиторс-кой деятельности «Порядок составления аудиторского заключения о бухгалтер-ской отчетности» и требованиями других правил (стандартов).
Аудиторское заключение должно быть составлено на русском языке, сто-имостные показатели в нем выражены в валюте Российской Федерации (руб.). Исправления не допускаются.
Аудиторская организация обязана предоставить аудиторское заключение только экономическому субъекту в согласованном количестве экземпляров и в обусловленные сторонами сроки.
Форма, содержание и порядок представления аудиторского заключения определяется федеральным стандартом аудиторской деятельности «Аудиторс-кое заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности». Этот стандарт был утвержден постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. № 696.
Согласно пункту 4 данного стандарта, в аудиторском заключении должны указываться:
1.  следующие сведения об аудиторе:
  — организационно-правовая форма и наименование;
  — ее местонахождение;
  — номер и дата о государственной регистрации;
  — номер, дата предоставления лицензии на осуществление аудиторской деяте- льности и наименование органа, предоставившего лицензию, а также срок действия лицензии;
  — членство в аккредитованном профессиональном аудиторском объединении;
2.  следующие сведения об аудируемом лице:
  — организационно-правовая форма и наименование;
  — местонахождение;
  — номер и дата о государственной регистрации;
  — сведения о лицензиях на осуществляемые виды деятельности;
3.  вводная часть;
4.  часть, описывающая объем аудита;
5.  часть, содержащая мнение аудитора.
К аудиторскому заключению должна быть приложена установленная зако -нодательством бухгалтерская отчетность экономического субъекта, в отноше-нии которой проводился аудит.
Каждая страница аудиторского заключения подписывается аудитором, проводившим проверку, и заверяется его личной печатью. При проведении про-верки аудиторской фирмой аудиторское заключение, кроме того, подписывает-ся в целом руководителем аудиторской фирмы и заверяется печатью аудиторс-кой фирмы.
В ходе аудиторской проверки могут быть выявлены существенные нару-шения в установленном порядке ведения бухгалтерского учета. Они находят от-ражение в аудиторском заключении.
Выводы и предложения
В дипломной работе проведено исследование, целью которого являлась изучение аудита денежных средств и расчетов.
Объектом исследования в работе является МУП «Водоканал».
Бухгалтерский учет в МУП «Водоканал» ведется в соответствии с «Поло-жением о бухгалтерском учете и отчетности в РФ». Внутрихозяйственный кон-троль сохранности и использования денежных средств в хозяйстве осуществля-ет руководитель и главный бухгалтер. Он введется в соответствии с Порядком о ведении кассовых операций в Российской Федерации.
Главный бухгалтер подбирает на должность кассира, заключает с ним до-говор о материальной ответственности. Руководитель предприятия обеспечива-ет условия сохранности денег в кассе, а также при транспортировке их из банка в банк.
На МУП «Водоканал» применяется журнально-ордерная форма учета де-нежных средств с использованием программы 1С-Бухгалтерия 7.7, заполняются все необходимые первичные документы и регистры по учету денежных сред-ств и расчетов. На предприятии применяются наличные и безналичные расчеты (расчетными чеками, платежными поручениями).
При аудите учета денежных средств необходимо в первую очередь обра-тить внимание на правильность оформления первичных документов, их соотве-тствие договору.
При аудите денежных средств можно порекомендовать проведение анали-за отчета о движении денежных средств. Достоинство аналитических данных формы №4 в том, что он позволяет оценить общие суммы поступлений и плате-жей и обращает внимание аудитора на те статьи, которые формируют наиболь-ший приток и отток денежных средств.
Основным приемом осуществления внутрихозяйственного контроля дене-жных средств является инвентаризация денег в кассе. Ее проводят внезапно один раз в месяц. Результаты инвентаризации наличия денежных средств офор-мляют актом инвентаризации.
В результате анализа состояния учета и внутрихозяйственного контроля сохранности и использования денежных средств в МУП «Водоканал» выявлены следующие недостатки:
·        Нарушаются рекомендации по охране и транспортировке денежных сред-ств из банка в организацию.
·        Дубликаты ключей от сейфа и помещения кассы хранятся в сейфе главно-го бухгалтера.
·        Имеются случаи подписи руководителем и главным бухгалтером незапо-лненных чеков и выдачи их кассиру для самостоятельного заполнения при получении денег в банке.
·        Разрешается производить прием и выдачу денег по кассовым ордерам до конца текущего года.
·        Проверку отчета кассира проводит бухгалтер расчетной группы.
Денежные средства являются основой благосостояния каждого предприя-тия, поэтому контроль за их хранением и использованием должен быть хорошо организован.
Программа аудита
МУП «Водоканал»
с 01.01.2004 по 31.12.2004
2-16
Сидоров В.В.
Амурцева Е.И.
4%
3
Проверяемая организация
Период аудита
Количество человеко-часов                   
Руководитель аудиторской группы
Состав аудиторской группы
Планируемый аудиторский риск
Планируемый уровень существенности

Перечень аудиторских процедур по разделам аудита
Период проведения
Исполнитель
Рабочие документы
Примечание (рекомендуемые приемы проверки)
1
инвентаризация кассы и обследование условий хранение денег
10.01.2005
Сидоров В.В.
Амурцева Е.И.
отчет кассира, акт инвентаризации
Прослеживание,
подтверждение
2
Проверка правильности документального оформления операций
10.01.2005
Сидоров В.В.
Амурцева Е.И.
приходные, расходные кассовые ордера
Прослеживание,
Подтверждение
3
Проверка полноты  и своевременности опри-ходования денежных средств
10.01.2005
Сидоров В.В.
Амурцева Е.И.
корешки чеков, выписки банка
Прослеживание, сверка
4
проверка правильности списания денег в расход
10.01.2005
Сидоров В.В.
Амурцева Е.И.
расходные кассовые ордера и приложен-ные к ним документы
Прослеживание
5
проверка соблюдения кассовой и финансо­вой дисциплины
12.01.2005
Сидоров В.В.
Амурцева Е.И.
Подтверждение
6
проверка правильности отражения операций на счетах бухгалтерского учета
12.01.2005
Сидоров В.В.
Амурцева Е.И.
Аналитические данные к сч. 50 «Касса», регистры бухгалтерского учета 
Сопоставление
Подтверждение
7
проверка порядка веде-ния учетных регистров по счету 51
12.01.2005
Сидоров В.В.
Амурцева Е.И.
Регистры бухгалтерс-кого учета, журнал-ордер, ведомость по счету 51
Выборочная проверка, сопоставление
ведутся ли регистры синтетического уче­та по каждому расчетному счету, открыто­му в банке, составляется ли сводный ре­гистр
12.01.2005
Сидоров В.В.
Амурцева Е.И.
выписки банка, регистры синтетического учета
Прослеживание
8
проверка своевременно-сти отражения в регист-рах синтетического уче-та операций по движе-нию денежных средств на расчетном счете
12.01.2005
Сидоров В.В.
Амурцева Е.И.
регистры синтетического учета по счету 51, выписки банка
Прослеживание
тождественность запи-сей в учетных регист­рах и в выписке банка
12.01.2005
Сидоров В.В.
Амурцева Е.И.
регистры синтетичес-кого учета по счету 51, выписки банка
сопоставление
Наличие подтверждаю-щих документов на приобретение ТМЦ, работ, услуг.
10.01.2005
Сидоров В.В.
Амурцева Е.И.
Договоры, письма, счета-фактуры, приходные документы
Прослеживание,
подтверждение

Перечень аудиторских процедур по разделам аудита
Период проведения
Исполнитель
Рабочие документы
Примечание (рекомендуемые приемы проверки)
Проверка полноты опри-ходования материальных ценностей материально-ответственными лицами
12.01.2005
Сидоров В.В.
Амурцева Е.И.
Счета, приходные акты, накладные
Выборочная проверка, сопоставление
проверка своевременно-сти и правильности оп-латы за материальные ценности   (работы, услуги).
14.01.2005
Сидоров В.В.
Амурцева Е.И.
счета-фактуры, платежные поручения
сопоставление, 
прослеживание
Проверки начальных остатков по статьям учета расчетов с поку-пателями и заказчиками
14.01.2005
Сидоров В.В.
Амурцева Е.И.
Бухгалтерский баланс, регистры учета
Сверка
заключены ли договора поставки продукции
14.01.2005
Сидоров В.В.
Амурцева Е.И.
договора, счета-фактуры
сопоставление, 
прослеживание
реальность задолжен-ности покупателей
14.01.2005
Сидоров В.В.
Амурцева Е.И.
акт инвентаризации расчетов
сопоставление, 
прослеживание
правильность ведения аналитического учета по счету 62 “Расчеты  с покупателями и заказчиками”
14.01.2005
Сидоров В.В.
Амурцева Е.И.
регистры аналитического учета по счету 62
сопоставление, 
прослеживание
правильность составле-ния бухгалтерских проводок по счету 62
14.01.2005
Сидоров В.В.
Амурцева Е.И.
Регистры синтетического учета
сопоставление, 
прослеживание
соответствие записей аналитического учета по счету 62 записям в журнале-ордере №11, главной книге и балансе
14.01.2005
Сидоров В.В.
Амурцева Е.И.
журнал-ордер, баланс, главная книга
сопоставление, 
прослеживание
имеются ли приказы (распоряжения) о нап-равлении работников в командировку
14.01.2005
Сидоров В.В.
Амурцева Е.И.
приказы (распоря-жения) о направле-нии работников в командировку
сопоставление, 
прослеживание
правильность возме-щения командировоч-ных расходов (суточ-ные, квартирные, стоимость проезда)
14.01.2005
Сидоров В.В.
Амурцева Е.И.
авансовые отчеты и приложенные к ним документы
сопоставление, 
прослеживание
имеется ли команди-ровочное удостовере-ние с отметкой в месте пребывания в командировке
14.01.2005
Сидоров В.В.
Амурцева Е.И.
авансовые отчеты, командировочные удостоверения
сопоставление, 
прослеживание
правильность и своевременность составления авансовых отчетов
14.01.2005
Сидоров В.В.
Амурцева Е.И.
авансовые отчеты, командировочные удостоверения
сопоставление, 
прослеживание
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.