СОДЕРЖАНИЕ
Введение.
1. Краткаяхарактеристика хозяйства.
2. Существующиеспособы уборки.
3. Анализприменяемых способов уборки.
4. Выборнаиболее рациональных способов уборки зерновых культур.
5. Технологическийпроцесс комбайна Дон-1500.
6. Комплектованиеорганов и подсчет потребного количества машин.
7. Расчетпотребного количества автопоездов КАМАЗ 55102.
8. Организацияработ на уборке зерновых нераздельным способом уборки.
9. Экономическоеобоснование применяемого способа уборки.
10. Техника безопасности.Правила пожарной безопасности.
11. Экологическоеобоснование предлагаемой технологии.
Заключение.
Литература.
ВВЕДЕНИЕ
В стране происходятреальные перемены, связанные с ломкой прежнего механизма управления хозяйствоми заменой его рыночными методами. В 2005 году ООО «Нива» добилось приростапроизводства сельскохозяйственной продукции по сравнению с 2004 годом, однакопо сравнению с наивысшими показателями 80-х годов прошлого столетия отставаниезначительное. Выращивание зерновых культур является сложным технологическимпроцессом. В настоящее время выращивание зерновых идет по интенсивнойтехнологии, урожайность возрастает до 50 ц с га и более, поэтому применениеуборочного комбайна Дон-1500Б РМС-10 является актуальным, так как применениекомбайнов СК-5 Нива М-1 при высокой урожайности невозможно из-за потерь.
1. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРМСТИКА ХОЗЯЙСТВА
ООО «Нива Терновскогорайона Воронежской области организовано на базе совхоза «Есиповский».
Центральная усадьбанаходится в селе Есипово на территории Есиповского административного округа в200 км от областного центра и в 10 км от районного центра села Терновка. Землирасполагаются на востоке Воронежской области. Продукция сельскохозяйственногопроизводства вывозится: молоко на «Есиповский» молочный завод; зерновые – наООО «Терновский мукомольный завод» в село Терновка; сахарная свекла — наЖердевский сахарный завод, находящийся в г Жердевка Тамбовской области в 10 км;подсолнечник на переработку сдается на Новохоперский масло-экстракционный заводв г Новохоперск, находящийся в 110 км.
В колхозе имеется дветракторно-полеводческие бригады, механизированный ток, приспособленнаямеханическая мастерская, склад ГСМ, и склад запчастей.
Имеется животноводческаяотрасль МТФ на 300 дойных коров, СТФ на 300 голов свиней. Продукцияживотноводства поставляется на ООО НП «Борисоглебский мясоконсервный завод» в гБорисоглебск в 80 км.
Имеет следующую структурупосевных площадей:Таблица№1 Наименование культуры Посевная площадь, га Урожайность, ц/га Озимая пшеница 1100 33 Рожь 660 20 Подсолнечник 800 11 Яровые зерновые 600 16 Зерно-технические 460 14 Сахарная свекла 400 205 Кукуруза на силос 250 250 Горох 200 11 Пар 1700 - Итого 6170 -
В хозяйстве устойчиваядевятипольная система севооборота. Из приведенных данных видно, что хозяйствоимеет развитое производство полеводческой продукции. Для возделывания имеетсяследующая сельскохозяйственная техника.Таблица№2 Наименование Марка Количество Тракторы
К-701 Л
Т-150К
ДТ-75 МВ
Т-70
МТЗ-80
Т-40
4
4
11
2
14
2 Автомобили
КАМАЗ 55102
ЗИЛ ММЗ 45-54
ГАЗ-САЗ 3507
ГАЗ 3301
4
3
30
2 Комбайны
РМС-10
СК-5
КСК-100
КС-6 10,1Б
12
4
2
4 Сельскохозяйственные машины
БМ-6
КСС-2,6
Полесье
Холмер
4
2
1
1 Плуги
ПЛН-8-35
ПЛН-5-35
ПЛН-4-35
4
4
11 Культиваторы
КПС-4
УСМК-5,4
КРН-5,6
20
5
4 Сеялки
СЗ-3,6
СУПН-8
СТВ-12
18
6
4
2. СУЩЕСТВУЮЩИЕ СПОСОБЫ УБОРКИ ЗЕРНОВЫХ
В 2005 годузерново-колосовые культуры убирали раздельным способом, прямым комбинированием.В Центрально-Чернземной зоне наиболее распространенным способом являетсяраздельный способ, который используется при уборке посевов имеющий густотустеблестояния не менее 300растений на 1 м2, при их высоте не ниже 60см.
Скашевание хлебов в валкипри этом способе начинают в фазе середины восковой спелости, что соответствуетвлажности зерна 25-35 %.
Прямым комбайнированиемубирают равномерно созревшие посевы, а также участки, на которых имеется подсевмноголетних трав. Уборку хлебов начинают в начале фазы полной спелости, когдавлажность зерна не превышает 20-25 %. Сроки начала уборки тем или иным способомопределяют для каждого поля.
Жатвенные агрегатыкомплектуют из рекомендаций для применения в зоне валковых жаток исоответствующих энергетических средств. Прицепные жатки ЖВС-6 агрегатируют стракторами класса 1,4, а навесные жатки ЖРБ-4,2 С, ЖВН-6А, ЖСК-4А ссамоходными зерноуборочными комбайнами.
Для прямогокомбайнирования, подбора и обмолота валков комбайны комплектуют барабанными илиполотенно-транспортными подборщиками, а также специальнымиплатформами-подборщиками.
Недостатком существующейтехнологии при раздельной уборке является большое количество используемойтехники, что при рыночных отношениях невозможно. В ООО «Нива» имеется достаточноеколичество зерноочистительных машин и механизированные тока для последующейдоработки зерна.
Современные комбайныДон-1500 позволяют снизить потери зерна при обмолоте, могут убирать хлебаповышенной влажности, в отличие от СК-5 Нива, поэтому предлагается однофазныйспособ уборки или иное его название прямое комбайнирование. Обмолот хлебов накраю поля в Центрально-Черноземной зоне происходит на небольших участкахуборочным комбайном Полесье-3000.
3. АНАЛИЗ ПРИМЕНЯЕМЫХ СПОСОБОВ УБОРКИ
В хозяйстве имеется 12комбайнов Дон-1500, 4 комбайна Нива, что позволяет производить уборку зерновыхкультур вовремя и в лучшие агротехнические сроки. В основном СК-5 неиспользуется из-за срока давности эксплуатации и является резервом.
Для отвоза зернаиспользуются автопоезда КАМАЗ 55102, которых в хозяйстве – 4, для подстраховки,на случай поломки, могут использоваться другие автомобили, например ЗИЛ ММЗ4554.
Для проведенияорганизационных мероприятий по подготовки поля к уборке нужны трактора сплугом, трактор МТЗ-80 с водораздатчиком, автопередвижная мастерская сосваркой, оперативная машина. Из таблицы
№ 2 видно, что имеетсятехника в достаточном количестве.
Звено техническогообслуживания имеет следующую структуру: автомобиль АПМ а небольшим наборомзапчастей, инструментов и приспособлений, передвижная САК, передвижнойзаправочный агрегат.
Звено бытовогообслуживания обеспечивает доставку хлеборобам питания в поле.
Обмолоченное зернодоставляется на зерноочистительный ток, который располагает погрузчикомЗПС-100-2 ЗМ-100 – 2 шт.
Имеетсязерноочистительные машины ОВС-20 ЗАВ – 40 в количестве 2 шт.
Вся техника для очисткизерна находится за сроками эксплуатации, часто выходит из строя.
Одна передвижнаяэлектросварка, одна машина АПМ, недостаток запчастей не могут обеспечитьбыстрый и своевременный ремонт.
Одна машина дляоперативных перевозок затрачивает много времени для сбора и доставки людей крабочему месту, что является недостатком при уборке зерновых культур.
Затягивание сроков уборкиможет отрицательно сказаться на качестве зерна и его урожайности.
Так, например: припрорастании зерна в колосе при обильной влажности переводит его изкондиционного в фуражное и реализуется по более низким ценам.
Неровные дороги к полюувеличивают продолжительность рейса автомобилей, снижает производительностьтруда, что ведет к дополнительным материальным затратам.
4. ВЫБОР НАИБОЛЛЕЕ РАЦИОНАЛЬНОГО СПОСОБАУБОРКИ ЗЕРНОВЫХ КУЛЬТУР
Учитывая опыт передовыххозяйств Воронежской области по уборке зерновых культур, а также финансовые возможностии наличие техники в хозяйстве, считаю наиболее рациональным применение прямогокомбайнирования, которое по сравнению с раздельным способом уборки исключаетоперацию скашевания в валки, то есть является более эффективным. Предлагаемаяуборка комбайном Дон-1500 Ростовского завода Россельмаш по сравнению скомбайном СК-5 Нива более производительна на прямом комбайнировании, за сменуубирает 23 га, что почти в 3 раза больше, чем комбайн СК-5 Нива.
Применение большегрузныхавтомобилей так же является эффективным.
5. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС КОМБАЙНАДОН-1500
Технологический процесскомбайна Дон-1500 протекает следующим образом:
Полосу стеблей убираемойкультуры, отделяемую делителем от хлебостоя, захватывают лопости мотовила иподводят к режущему аппарату. Срезанные стебли подаются с мотовила к шнекужатки. Шнек, имея спирали правого и левого направления, перемещает срезанныестебли от краев к центру жатки, где расположен пальчиковый механизм.Пальчиковый механизм шнека захватывает их, а также стебли, непосредственнопоступающие на него, и направляет в окно жатки, из которого масса отбираетсябитером проставки и передается к транспортеру.
Наклонная камера, котораянаправляет ее в приемную камеру молотилки.
В молотильном аппаратемасса обмолачивается и большая часть зерна и мелких соломенных фракций выдаетсячерез решетчатое подбарабанье на транспортную доску. Из молотильного аппаратахлебная масса выходит в виде двух фракций – соломенного и зернового вороха.Соломенный ворох, содержащий в основном крупную солому, и часть зерна попадаетна самотряс, на котором отделяется оставшееся зерно и мелкие соломистыечастицы, а солома по самотрясу поступает к копнителю. При сходе с самотрясасолома захватывается граблинами соломонабивателя и направляется в камеру копнителя.По мере наполнения копнителя растет усилие подпрессовки соломы, котороевоздействует на клапан аварийного заполнения и включает сигнал полногозаполнения копнителя. Если механизатор почему-либо не заметил этого сигнала ине сбросил копну, то включается автомат сброса копны.
Зерновой ворох,выделенный через подбарабанье, а также зерно и мелкие соломенные частицы,выделенные на самотрясе, поступают на транспортную доску, которая подает этотворох на очистку.
На решетах очистки,оборудованных вентилятором, зерно обдувается и окончательно очищается отсоломистых примесей. Чистое зерно, прошедшее через оба решета, поступает поскатной доске решетного стана в зерновой шнек и транспортируется элеватором вбункер.
Недомолоченные колоски,сходящие с нижнего решета вместе с примесью свободного зерна и половы, попадаютв колосовой шнек и перемещаются шнеком и элеватором к автономномудомолачивающему устройству, где выделяется оставшееся зерно.
Образовавшийся последомолота ворох, поступает в горловину распределительного шнека, которыйсбрасывает его на конец транспортной доски. При этом труднообмолачиваемыеколоски могут несколько раз циркулировать по контуру «домолот — очистка», покане произойдет их полный вымолот.
Мелкая соломистая частьтранспортируется воздушным потоком и решетами к половонабивателю, которыйподает ее в камеру копнителя или в шнек половооборотника – измельчителя.
При использованиинавесного измельчителя солома с соломотряса поступает непосредственно наизмельчающий аппарат и после измельчения молотковыми ножами выбрасывается черездефлектор в тележку или на поле. При этом она проходит через нижний люк илопатки разбрасывателя, которые можно устанавливать в одно из двух положений:для выбрасывания на поле или укладки в валок.
Комбайны Дон-1500 прикомплектации соответствующими приспособлениями могут использоваться на уборкекукурузы, подсолнечника, сои, сорго, крупяных культур, семенных трав.
В этом случаетехнологический процесс в молотилке комбайна практически не изменяется. Всерабочие органы остаются на месте. Однако, чтобы усилить воздействие этихрабочих органов на убираемую культуру с учетом ее свойств их подвергаютнекоторой доработке. Так, например, при уборке семенных трав, на переднюю частьподбарабанья молотилки устанавливается специальная сетка, которая способствуетлучшему вытиранию семян, а в очистку вводят семенное решето, что улучшает сходв нижний полосовой шнек.
При уборке кукурузыфункции молотильного аппарата остаются теми же, но для улучшениятехнологического процесса пространство между бичами перекрывают специальнымищитками, а для повышения эксплуатационной надежности соломотряса так жезакрывают щитками его первый и второй каскады.
Наибольшее изменениежатвенная часть претерпевает при уборки кукурузы и подсолнечника, для которыхприменяют принципиально новые приспособления.
Уборка некоторых другихкультур требует доработки шнека и мотовила. Так при уборке сорго на трубыграблин устанавливают специальные лопасти, обтянутые с одной стороны полотном,что способствует значительному снижению потерь зерна.
При уборке люпина намотовила монтируются граблины с удлиненными пальцами.
Обмолоченное зерновыгружается в автопоезд камаз55102, который отвозит погруженное зерно на механизированный ток, используетсяс прицепом и перевозит одновременно 23 тонны зерна. Высота бортовувеличивается, что позволяет увеличить объем кузова. Разгрузочное устройствопозволяет открывать и закрывать борта автоматически, что сказывается напроизводительности.
Привезенное автопоездомзерно разгружается на площадку, а затем погрузчиком ЗПС-100 грузится вавтомобиль ГАЗ-САЗ 35-07 и отправляется на доочистку на механизированный токЗАВ-40.
Очищенное зерно буртуетсяв ворох и хранится на крытом току для его последующей реализации.
6. КОМПЛЕКТОВАНИЕ АГРЕГАТОВ И ПОДСЧЕТПОТРЕБНОГО КОЛИЧЕСТВА МАШИН
Уборка зерновых культурсложный технологический процесс и в нем участвует до 90 % всегомашинно-тракторного парка. Работа идет по плану, но не всегдапогодно-климатические условия позволяют уложиться в агротехнические сроки,поэтому приходится увеличивать продолжительность рабочего дня. Хлеборобыиспользуют каждую погожую минуту. Задача технического персонала – сделатьправильный расчет потребного количества комбайнов и автомобилей для отвозазерновой части урожая. В данном случае комбайнов РМС-10 и автопоездов КАМАЗ55102.
Производим расчет поформуле:
Wс= 0,1 × Bр × Vр × Tр,где
Wс — сменная производительность комбайна;
Bр – рабочая ширина захвата;
Vр – рабочая скорость – 6 км/ч;
Tр – время нахождения в работе из расчета восьмичасовойрабочий день.
Определяем Tр по формуле;
Tр = Тсм × t,где
Тсм — времясмены – 8 часов;
t — коэффициент сменности, учитывающийзатраты время на обед ЕТО и ТО – 0,85
Tр = 8 × 0,85 = 6,8 час.
Определяем рабочую ширинузахвата жатки:
Вр = Вт× t, где
Вт — техническая ширина жатки;
t — коэффициент захвата, исключающиепотерю стеблей 0,95.
Вр = 6 × 0,95 = 5,7 м.
Определяем сменнуюпроизводительность:
Wс = 0,1 × 5,7 × 6 × 6,8 = 23 га/смену.
Определяем потребноеколичество комбайнов по формуле:
/>, где
n – количество комбайнов;
V – убираемая площадь зерновыхкультур, га;
Wсм – сменная производительность, 23 га;
Др – числорабочих дней – 14.
Определяем убираемуюплощадь под зерновыми культурами:
V = Vп + Vр + Vя, где
Vп — площадь под пшеницу – 1100 га;
Vр — площадь под рожь – 660 га;
Vя — площадь под яровые.
V = 1100+ 660 + 600 = 2360га.
/>/>
/>Принимаем 8комбайнов.
/>Из таблицы № 2видно, что хозяйство имеет достаточное количество комбайнов по предлагаемойтехнологии нераздельной уборки.
7. РАСЧЕТ ПОТРЕБНОГО КОЛИЧЕСТВААВТОПОЕЗДОВ КАМАЗ 55102
Определяем валовый сборзерновых в день по формуле:
/>, где
8 – количество комбайнов;
Wс – суточная производительность одного комбауна, 23 га;
t — урожайность;
Др – числорабочих дней на уборке.
Расчет потребногоколичества автопоездов:
Для озимой пшеницы изтаблицы № 1:
t — 33 ц/га;
Vn – 1100 га
Определяем количестворабочих дней на уборке пшеницы:
/>дней.
Определяем количестворабочих дней на уборке ржи:
/>дня.
Определяем количестворабочих дней на уборке яровых зерновых:
/>дня.
Определяем валовый сборна уборке озимой пшеницы в день:
Wсп = 8 × Wо × t = 8 × 23 × 33 = 607,2 т.
Определяем валовый сборна уборке ржи в день:
Wсп = 8 × Wо × t = 8 × 23 × 16 = 295 т.
Определяем объем кузоваавтосамосвала КАМАЗ 55102.
VА = p × l × h, где
p — ширина;
l длина;
h – высота.
VА = 2,2 × 5 × 1,5 = 16,5 м3.
Определяем объем кузоваприцепа:
Vп = 2,2 × 4,5 × 1,5 = 14,5 м3.
Определяем полный объемавтопоезда:
V= VА +Vп = 16,5 + 14,5 = 31 м3.
Определяем количествоперевозимого зерна за один рейс по формуле:
P = V × t, где
t — коэффициент наполнения 1 м3для зерна 0,8
P = 31 × 0,8 = 24,8 т.
Определяемпродолжительность рейса автопоезда КАМАЗ 55102:
Тр = Т1+ Т2 + Т3, где
Т1 — времядвижения в оба конца;
Т2 — времязагрузки;
Т3 – времявзвешивания и выгрузки.
Определяем Т1по формуле:
/>, где
2 – количество рейсов,
l – расстояние – 5 км;
Vср – средняя скорость движения – 30км/ч.
/>час.
Определяем время загрузкиавтопоезда по формуле:
/>, где
V1 + Vn – полный объем кузова;
Vб – объем бункера 6 м3;
0,8 – время погрузки иподъезда к комбайну.
/>час.
Определяем времявзвешивания и выгрузки:
Т3 = Твз+ Твыг, где
Твз — времявзвешивания;
Твыг – времявыгрузки,
Т3 = 0,08 +0,08 = 0,16 час.
Определяемпродолжительность рейса автопоезда:
Тр = 0,33 +0,41 + 0,16 = 0,9 час.
Определяем потребноеколичество рейсов автопоездов для уборки озимой пшеницы в день по формуле:
/>рейса.
Определяем потребноеколичество автопоездов для перевозки озимой пшеницы в день:
/>, где
nн – количество рейсов;
Т – продолжительностьрейса – 0,9 час;
Vр – время смены — 7 часов.
/>
Принимаем 4 автопоезда.
Определяем количестворейсов для перевозки ржи:
/>рейсов.
Определяем количествоавтопоездов на уборке ржи:
/>.
Принимаем 2 автопоездадля перевозки ржи.
Определяем количестворейсов для уборки яровых зерновых:
/>рейсов.
Определяем количествоавтопоездов для уборки яровых зерновых:
/>.
Принимаем 2 автопоезда.
Из расчетов получено,что для уборки озимой пшеницы в течении 6 дней потребуется 4 автопоезда.
Для уборки ржи в течении3,6 дней потребуется 2 автопоезда.
Для уборки яровых зерновыхв течении 3,3 дней потребуется 2 автопоезда.
8. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТ НА УБОРКЕ ЗЕРНОВЫХНЕРАЗДЕЛЬНЫМ СПОСОБОМ УБОРКИ
Перед началом уборкиустанавливают очередность полей 4 культур с учетом фазы спелости зерна.
Высокопроизводительная икачественная работа уборочно-транспортного комплекса зависит от организационныхи технических мероприятий, используемых в хозяйстве.
Уборку зерновыхпроизводят по эпатовскому методу, то есть все 12 комбайнов и 4 автопоезда, атакже звено по техническому обслуживанию и ремонту находятся, на одном убираемомполе, так как этот метод показал себя с наилучшей стороны и используется нетолько в хозяйстве, а и по всей России на протяжении более 20 лет. Он исключаетпростой комбайнов и транспорта, сокращает сроки ремонта и техническогообслуживания.
Используются современныесредства связи, что позволяет увеличить производительность труда.
На одном полесосредотачиваются: пожарная машина, трактор с плугом, автопередвижнаямастерская, сварочный аппарат, обслуживающий медицинский персонал, водовозы иповара.
Применениевысокопроизводительной техники позволило снизить все затраты, по сравнению скомбайнами СК-5 Нива и использование на перевозках автомобилей малойгрузоподъемности.
Комбайны РСМ-10 по своимэксплуатационным качествам могут вести прямое комбайнирование на всехсельскохозяйственных культурах и являются высокопроизводительными машинами.Однако требуется повышенная организация работ, исключающий простой на отвоззерна, поэтому более предпочтителен автопоезд КАМАЗ 55102. Большегрузныйавтосамосвал, выпущенный специально для уборки сельскохозяйственных культур,для эксплуатации которых требуются выравненные дороги.
Перед началом уборкиполевые дороги выравниваются автогрейдером, в полях делаются прокосы, края поляопахиваются для предотвращения попадания на поля постороннего транспорта, атакже от воспламенения посевов от искры, случайно выброшенной сигареты.
Поля опахиваютсятрактором с плугом, что позволяет уберечь урожай от огня. Для проездаавтотранспорта делаются прокосы, чтобы исключить потери урожая на колее.
Перед началом уборки наполе разбивают временный полевой стан для технического обслуживания комбайнов иавтотранспорта, а также для приема пищи и удовлетворения санитарно бытовыхнужд.
При прямомкомбайнировании зерновая часть урожая набирается в бункер и выгружается в кузовподъезжающего автомобиля с прицепом. Для исключения потерь зерна при обмолоте иперевозке наиболее уязвимые места в комбайне и кузове автомобилягерметизируются строительной пеной.
Погруженное зерно транспортируетсяна расстояние от 3 до 7 км, поэтому для расчетов берется среднее расстояние – 5км на механизированный зерноток, где взвешивается, регистрируется иразгружается на асфальтированную крытую площадку. Устройство выгрузкиавтосамосвала КАМАЗ 55102 позволяет водителю выгрузить зерно не выходя изкабины автомобиля, что положительно влияет на условия и производительностьтруда.
Обобщение передовогоопыта работы уборочных комплексов и обслуживания их специализированным звеномговорит о том, что многое зависит от наличия квалифицированных кадров, отприменения современных способов передвижения и связи и нового современногооборудования для технического обслуживания комбайнов и автомобилей в поле.
Наиболее перспективнымявляется организация ТО и Р звеньями в межсменное или ночное время, когдаостанавливается весь уборочно-транспортный конвейер. Это дает возможностьквалифицированно провести техническое обслуживание, отдохнуть комбайнерам, чтоспособствует их более производительной работе днем.
Поэтому целесообразносделать вторую смену второго звена, которое начинало бы свою работу с 17 часови продолжало до 12 часов ночи.
Рабочий день в звенеобычно начинается с ежесменного технического ухода за тракторами и машинами.Механизаторы очищают машины от пыли и грязи, смазывают узлы и детали всоответствии с заводскими инструкциями, выявляют и устраняют мелкиенеисправности. В устранении выявленных поломок и неисправностей принимаютучастие мастера-наладчики. Периодический технический уход за тракторами и комбайнамизвено проводит после выработки или определенного количества часов поднагрузкой. Время проведения такого ухода определяется по мото-счетчику числомотработанных часов или количеству израсходованного горючего.
Во время техническогоухода агрегат заправляют горючим, маслом и водой.
После проведениятехнического контроля агрегаты выезжают в поле.
Здесь на загоне проверяютрегулировку машин и, при необходимости, вносят соответствующие поправки вустановку рабочих органов. Во время работы уборочно-транспортного звена на поленаходятся передвижная электросварка и автомобиль «технического ухода» с запасомнеобходимых запасных частей и двумя мастерами-наладчиками. Звено бытовогообслуживания должно обеспечить всех рабочих горячим питанием и вагончиком для кратковременногоотдыха. При выборе направления движения агрегатов учитывают направление пахотыи посева. Направление движения жатвенных агрегатов должно совпадать снаправлением пахоты, что способствует работе на повышенных скоростях. Намассовых пониклостях и полеглостях стеблестоя основным показателем направленияявляется направление полеглости.
Способ движения агрегатоввыбирают исходя из размеров и конфигурацию поля, принятого направлениядвижения, типа применяемых уборочных машин.
При скашевании зерновых ввалки применяют следующие основные способы движения способы движения жатвенныхагрегатов: загонный по часовой стрелке — на полях прямоугольной формы с длинойгона более 600 м.
Загонный против часовойстрелки с расширением прокосов используют на участках с длиной гона 400-600 м.Скашевание начинают с прокоса между смежными загонами и последовательнорасширяют его, выкашевая их длинные стороны. Когда ширина прокосов достигаетширины каждой из оставшихся нескошенных частей первого и второго загонов, докашиваютс обеих сторон сначала первый, а затем второй загоны.
Челночный способ движенияприменяют в том случае, когда нужно образовать сдвоенные валки одной жаткой.
Круговой способ движенияиспользуют на полях с небольшой длиной гона и неправильной конфигурации. Егопреимуществом является уменьшение холостого хода на поворотах.
На прямом комбайнированиичаще всего рекомендуются круговой и загонный способы движения.
Загонный способцелесообразно применять на прямоугольных участках с длиной гона более 500 м.Участки с длиной гона до 500 метров лучше убирать вкруговую с беспетлевымиодносторонними поворотами, а длинные – вкруговую с прокосами под углом 450.круговой способ также целесообразно использовать на небольших полях сложнойконфигурации.
При уборке полеглыххлебов направление движения выбирают под углом 30-450к направлениюполегания. В случае сплошного одностороннего полегания наиболее целесообразнодвижения агрегатов поперек полегания при направлении колосьев вправо по ходудвижения.
На участках с различнымнаправлением полегания можно использовать движение вкруговую.
Поле разбивают на загоныс таким расчетом, чтобы агрегат или группа агрегатов работали в течениеодного-двух дней. Целесообразное соотношение ширины и длины загона составляет1-5-10. Участки полей с полеглым стеблестоем выделяют в отдельные загоны, дажеесли они небольшие по площади по сравнению с остальными загонами. На неровныхполях длинные стороны загонов ориентируют вдоль уклона.
Поля непрямоугольнойформы размечают таким образом, чтобы продольные стороны были параллельными.Участки, на которых хлеба созревают позднее, чем на основной части поля, такжевыделяют в отдельные загоны.
При раздельной уборкеколосовых культур поворотные полосы и угловые прокосы готовят за 2-3 дня доначала массового скашивания в валки.
Обкосы и прокосы междузагонами полей осуществляются в одни и те же агротехнические сроки.
Боковые стороны полей прираздельном способе уборки и торцевые стороны при прямом комбайнированииобкашивают в период восковой зрелости зерна в соответствии с правилами пожарнойбезопасности. Обычно боковые обкосы проводят двумя проходами жатки-прокосчика.
Первый проход выполняютпротив часовой стрелки на низком срезе. Таким же образом выполняют прокосымежду загонами.
К началу массовой косовицывсе валки на поворотных полосах, обкосах и прокосах обмолачивают комбайном,укладывающим их по поверхности поля.
За несколько дней доначала уборки, определяют основные маршруты движения уборочной техники, которыене должны совпадать с маршрутами автотранспорта.
Заехав в загон,подготовленный к уборке, регулируют рабочие органы, в соответствии с конкретнойхарактеристикой стеблестоя.
После первых пробныхпроходов агрегата, отмечают недостатки в его работе и соответствующимирегулировками устраняют их.
При первом пробномпроходе важно правильно выбрать скоростной режим работы агрегатов, добиваясьминимальных потерь при максимально возможной производительности. Поэтому,проехав 50-100 метров, останавливают агрегат и проверяют качество его работы.
Если потери вышедопустимых, скорость движения уменьшают, а при необходимости дополнительнорегулируют жатки, молотилки и очистители.
Особенно важен правильныйвыбор скоростного режима при обмолоте выращенного по интенсивной технологиивысокоурожайных хлебов, так как в этом случае возможны повышенные потери зерна.В этих условиях необходимо работать на такой скорости, при которойобеспечивается допустимая характеристикой подача хлебной массы в молотилку.
Регулируют агрегаты вполе не менее трех раз в день, а в дождливую погоду и чаще, что связано сизменением влажности убираемой хлебной массы.
Качество уборочных работоценивают величиной допустимых потерь зерна и не зерновой части урожая. Приэтом определяют фактические общие потери за жатвенным или комбайновым агрегатом.Качество работы жаток при раздельной уборке оценивают по высоте среза, потерямсвободного зерна, срезанного и не срезанного колоса, характеру укладки стеблейв валок. Качество работы жаток при прямом комбайнировании оценивают также, какпри раздельной уборке.
Потери за подборщикомоценивают по величине потерь свободного зерна о зерна в неподобранных колосьях.
Общую потерю зерна закомбайном определяют как сумму потерь зерна за жаткой и молотилкой.
При оценке работыкомбайнов учитывают величину дробления и чистоту бункерного зерна.
9. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕПРИМЕНЯЕМОГО СПОСОБА УБОРКИ
Себестоимость затратуборки 1 тонны зерновых культур подсчитываем по формуле:
/>, где
З – затраты;
Т – стоимость топлива;
А- амортизация;
Стр – текущийремонт;
Сто –техническое обслуживание;
Тр – стоимостьтранспортных работ;
Оп –общепроизводственные затраты;
Ох –общехозяйственные работы;
Впр – валоваяпродукция, т.
Определяем заработнуюплату комбайнера по 9 разряду, ставка 127,12 руб за 1 га по формуле:
/>, где
Sп – площадь под пшеницу – 100 га;
Sр – площадь под рожь – 660 га;
Sя – площадь яровых – 600 га;
П – производительностькомбайна за смену – 23 га;
р – тарифная ставкакомбайнера, 127,12 руб.
/>руб
Определяем оплату трудашоферов на перевозке зерна из-под комбайнов по формуле:
Зш = W × h × p, где
W — валовый сбор;
h – расстояние, 5 км;
p – оплата труда 0,2 руб т/км.
Определяем валовый сборзерновых культур по формуле:
W = Wп + Wр + Wя, где
Wп — валовый сбор пшеницы, т;
Wр — валовый сбор ржи, т;
Wя – валовый сбор яровых, т.
Определяем валовый сборпо культурам по формуле:
Wп = Sп × Vп, где
Sп — площадь, га;
Vп – урожайность, т
Wп = 1100 × 3,3 = 3690 т;
Wр = 660 × 2,0 = 1320 т;
Wя = 600 × 1,6 = 960 т.
Определяем валовый сбор:
W = 3630 + 1320 + 960 = 5910 т.
Определяем оплату трудашоферов по перевозке:
Зш = 5910 × 5 × 0,2 = 5910 руб.
Определяем оплату трудана уборке зерновых:
З = 13044 + 5910 = 18954руб.
Определяем стоимость ГСМна уборке зерновых по формуле, для комбайнов:
Тк = S × Нр × 10, где
S – площадь, га;
Нр – нормарасхода РСМ-10 – 18 кг/га;
10 – цена в рублях за 1кг.
Тк = 2360 × 18 × 10 = 424800 руб.
Определяем стоимость ГСМна перевозке зерна КАМАЗ 55102;
/>, где
FА – объем перевозок, км;
Нр – нормарасхода ГСМ на 100км с грузом 45 кг/100 км;
10 – цена ГСМ, руб;
100 – расстояние 100 км.
Определяем объемперевозок:
/>, где
W – валовый сбор;
V – грузоподъемность, т – 24,8;
2h – расстояние 5 км в оба конца.
/>км.
/>руб
Определяем стоимость ГСМна уборке зерновых.
Т = Тк + ТА= 424800 + 10755 = 435555 руб.
Определяем затраты наамортизационные отчисления:
А = Ак + АА,где
Ак — амортизационныеотчисления на комбайны;
АА –амортизационные отчисления на автомобили.
Ак = h × H × S, где
h — количество комбайнов – 8 шт;
H — норма амортизационных отчислений на1 га – 105 руб;
S – убираемая площадь – 2360 га.
Ак = 8 × 105 × 2360 = 1982300 руб.
Определяем нормуамортизационных отчислений из расчета 1 руб за 1 е/км по формуле:
АА = h × W × 1, где
W – валовый сбор, 5910 т;
h – расстояние с грузом – 5 км.
АА = 5910 × 5 × 1 = 29550 руб.
А = 1982300 + 29550 =2011950 руб.
Определяем затраты на ТОи Р по формуле:
Стр = Ск+ СА, где
Ск – затратыдля комбайнов;
СА – затратыдля автомобилей.
Определяем затраты на ТОи Р для комбайнов.
Ск = hп × Нк × S, где
hп – количество машин – 8;
Нк — нормаамортизации 100 руб/га;
S – площадь, 2360 га.
Ск = 8 × 100× 2360 = 1888000 руб.
Определяем затраты на ТОи Р для автомобилей из расчета 2 руб за 1 т/км:
СА = W × h× 2
СА = 5910 × 5× 2 = 59100 руб.
Определяем полные затратына ТО и Р на уборке зерновых:
Стр = 1888000+ 59100 = 1947100 руб.
Определяем прочие прямыезатраты по формуле:
Зпп = (З + Т +А + Стр + Сто) × 10 %
Зпп = (18954 +435555 + 2011950 + 1947100) × 0,1 = 441357 руб.
Определяем общебригадныезатраты по формуле:
Зоб = (Зот+ ЗГСМ + ЗА + Зтр + Зпп) × 5 % = (18954 + 435555 + 2011950 +1947100 + 441357) × 0,05 = 242230 руб.
Определяемобщехозяйственные траты:
Зох = (Зот+ ЗГСМ + ЗА + Зр + Зпп + Зоб)× 20 % = (18954 + 435555 + 2011950 +1947100 + 441357 + 242740) × 0,2 = 1020000 руб.
Определяем полные затратына уборку зерновых культур:
З = 18955 + 435555 +2011950 + 1947100 + 441357 + 242730 + 1020000 = 6117663 руб.
Определяем себестоимостьодной тонны зерна на уборке:
/>руб.
Закупочная цена 1 ттоварного зерна в 2005 году колебалась от 2900 руб до 4500 руб за тонну взависимости от времени закупок и количества зерна.
Сумма затрат на уборкесоставляет 50 % от предыдущих затрат.
Определяемрентабельность:
/>%.
На 1 рубль затрат – 40копеек чистой прибыли.
Предложенная технологиявыгодна.
10. ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ. ПРАВИЛАПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
1. При эксплуатациикомбайна необходимо соблюдать следующие основные правила по техникебезопасности.
К работе на комбайнедопускаются только лица, имеющие специальную подготовку по устройству иправилам работы на комбайне и удостоверение на право управления комбайном, атакже прошедшие инструктаж по технике безопасности .
Перед пуском двигателярычаг переключения скоростей устанавливается в нейтральное положение. При этомнеобходимо убедиться, что механизм привода рабочих органов комбайна выключен иникому не угрожает. Подают звуковой сигнал. Нельзя включать двигатель приоткрытом копнителе.
Трогаясь с местаосвобождают стояночный тормоз и подают звуковой сигнал. При транспортныхпереездах управляют комбайном только сидя в кабине. Перед включением рабочихорганов так же подают звуковой сигнал.
Панели капота двигателядолжны быть закрыты и надежно зафиксированы, а приводы защищены кожухами.Проводя работы под жатвенной частью или платформой, следует разместить нагидроцилиндрах подъема жатки предохранительные упоры, а также установить врабочее положение опорные винтовые домкраты.
При работе на жатке подподнятым мотовилом на гидроцилиндры подъема мотовила крепят предохранительныйупор. Мотовило располагают обычно на сошках.
Необходимо постоянноследить за исправностью тормозов и рулевого управления.
В кабине должна бытьаптечка со всеми необходимыми медикаментами.
После остановки комбайнаперемещают рычаг переключения передач в нейтральное положение. Выключаютмеханизм выключения молотилки и затягивают стояночный тормоз. Максимальнодопустимый уклон при работе и транспортировки комбайна – 10 %. При этомскорость движения не более 3-4 км/час.
Перед проведением работпо регулировке копнителя и после переоборудования его для укладки соломы ввалок закрывают вентель гидроцилиндров.
Во время перегоновкомбайна на местности с неровным рельефом, а также при перевозки жатки натележке за комбайном днище копнителя переводят в транспортное положение. Приотъединении жатки с проставкой от наклонной камеры или жатвенной части отмотовила фиксируют механизм уравновешивания платформы, установив штыри в ремнирычагов.
ЗАПРЕЩАЕТСЯ:
· находиться на комбайне посторонним лицам:
· включать задние фары в моментдвижения машины по дороге;
· стоять вблизи неогражденных передач;
· ремонтировать или регулироватьсборочные единицы при включенном двигателе;
· работать под комбайном, жаткой илиплатформой, если под его колеса не поставлены упоры;
· выполнять работы под комбайном,жаткой или платформой-подборщиком в то время, когда они подняты и незафиксированы от возможного опускания;
· использовать не исправный инструмент;
· проверять механизм копнителя приналичие людей вблизи заднего клапана;
· перевозить грузы в камере копнителя ив бункере;
· проталкивать зерно руками, ногой,лопатой или другими предметами при выгрузке из бункера;
· оставлять заполненный соломойкопнитель во время переездов и продолжительных стоян ках;
· буксировать комбайн с включеннойпередачей и переключать передачи при его движении;
· одевать развивающуюся одежду иработать без головного убора;
· обгонять транспорт в вечернее иночное время, а также работать без электрического освещения;
· оставлять инструменты на полу кабины;
· движение комбайна под уклон накатом;
· работать при ослабленном креплениикаких-либо сборочных единиц и агрегатов;
· пользоваться тормозами при положениирукоятки управления гидравлического привода ходовой части;
· находится в бункере при включенномдвигателе.
2. при эксплуатациикомбайна необходимо соблюдать следующие правила пожарной безопасности;
· изучить правила пожарнойбезопасности и строго соблюдать их;
· постоянно следить за техническимсостоянием комбайна и наличием исправных противопожарных средств: двухогнетушителей на задней площадке обслуживания двигателя, двух лопат подплощадкой входа в кабину и двух швабр на жатке;
· не допускать утечки рабочих жидкостейиз системы питания, а также смазочной и гидросистем;
· заправлять топливный бачок пусковогодвигателя только при неработающем двигателе и холодной выпускной трубе;
· ежедневно и своевременно очищать отнамотавшейся соломистой массы валок, рабочих органов, датчики и рычагиуправления датчиком;
· сдержать комбайн в чистоте;
· следить. Чтобы мелкий ворох нескапливался в горячих местах двигателя;
· контролировать крепление вращающихсячастей во избежания возникновения трения;
· не допускать перегрева подшипников;
· затягивать деревянные подшипники навалу соломонабивателя копнителя;
· очищать засорившиеся топливопроводытолько при остывшем двигателе после перекрытия подачи топлива;
· ремонтировать комбайн вдали отхлебного массива;
· заправлять топливные баки на дорогахили пахоте при заглушенном двигателе с помощью заправочного агрегата;
· временно прекращать работу комбайновпри сильном ветре;
· заземлить комбайн;
· включать механизм привода наклоннойкамеры плавным перемещением рычага управления в кабине, не допуская резкихрывков.
11. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРЕДЛАГАЕМОЙТЕХНОЛОГИИ
При нераздельном методеуборки меньше утрамбовываеися почва за счет уменьшения количества проходов. Накомбайне Дон-1500 и автомобиле КАМАЗ 55102 применяются дизельные двигатели,которые по сравнению с карбюраторными меньше загрязняют окружающую средувыхлопными газами СО2.
Техническое обслуживаниеи ремонт исключают попадания в почву горюче смазочных материалов, так какпроводится в специально отведенном месте на пункте технического обслуживания.
Ежедневный техническийконтроль позволяет добиться исключения потерь масла из гидросистемы.
Считают данный способуборки экологически безопасным.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В разработанном мноюпроекте на тему «Переоборудование зернового комбайна РМС-10 Дон 1500 на прямоекомбайнирование зерновых культур в ООО «Нива» Терновского района» япроанализировал существующие методы уборки и предложил современный метод уборкипо «Эпатовскому» методу, то есть вся уборочная техника сосредотачивается наодном убираемом поле. Описал технологический процесс комбайна Дон-1500.произвел комплектование на уборке 8 комбайнов, 4 автопоезда КАМАЗ 55102 дляотвоза зерна.
Разработал организациюработ на уборке. Дал экологическое обоснование предлагаемой технологии уборкизерновых культур.
Рассчитал себестоимостьзатрат и рентабельность выращивания зерновых культур. Она составила 40% на 1 кгзерна.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙЛИТЕРАТУРЫ
1. А.Ф.Морозов «Зерноуборочные комбайны».
2. В.ВСтефановский «Эксплуатация комбайнов Дон».
3. Ю.А.Песков «Зерноуборочные комбайны «Дон»».
4. Журналы«Сельский механизатор».