КЛАССИФИКАЦИЯСЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ МАШИН
КЛАССИФИКАЦИЯ ТРАКТОРОВ
сельскохозяйственнаямеханизм машина трактор
Трактором называютколесную или гусеничную самоходную машину, предназначенную для передвиженияприцепных или навесных сельскохозяйственных и дорожных машин, а также прицепов.Рабочие органы и механизмы этих машин могут приводиться в действие от двигателятрактора через вал отбора мощности (ВОМ).
Тракторы применяют насельскохозяйственных, строительных и дорожных работах, на лесоразработках, приосушении к орошении земель, для транспортировки грузов.
Чтобы выполнить большоеколичество разнообразных по своему характеру работ, народному хозяйству нужнытракторы различных типов. Совокупность моделей тракторов, выпускаемых дляудовлетворения потребностей народного хозяйства, образует типаж тракторов.Классификационный показатель типажа —тяговый класс. Современный типаж тракторовсостоит из тяговых классов, каждый из которых отличается от другого значениемноминального тягового усилия. Такое усилие трактор может реализовать на стерне(чернозем или суглинок) нормальной влажности и плотности при условии, чтобуксование движителей не превышает значений, указанных в разделе J Л.
В сельскохозяйственномпроизводстве наибольшее применение получили тракторы девяти классов с тяговымусилием 2; 6; 9; Ы; 20; 30; 40; 50; 60 кН.
Каждый класс содержитодну основную (базовую) модель трактара и несколько ее разновидностей(модификаций). Последние используют для выполнения специальныхсельскохозяйственных операций. По конструкции модификация представляет собойвидоизмененную модель базового трактора, сохраняющую его основные агрегаты,т.е. имеющую высокую степень единообразия (унификации).
Сельскохозяйственныетракторы классифицируют по следующим признакам:
по назначению — общегоназначения, универсальнопропашные, специализированные;
по типу ходовой части —колесные и гусеничные;
по типу остова — рамные,полурамные, безрамные.
Автомобили классифицируютпо следующим основным признакам. По назначению различают пассажирские, грузовыеи специальные автомобили.
Пассажирские автомобили,вмещающие не более восьми человек с учетом водителя, называют легковыми, а дляперевозки более восьми человек — автобусами. Легковые автомобили выпускают сзакрытыми и открывающимися кузовами. Автобусы делят по месту их эксплуатации нагородские, междугородные и туристические.
Грузовые автомобилиразличают по грузоподъемности, т. е. по массе груза, который можно перевезти вкузове. Ее указывают в технической характеристике автомобиля для дорог ствердым покрытием. В зависимости от характера использования автомобили могутбыть общего назначения с неопрокидывающимся бортовым кузовом,специализированные (самосвалы, цистерны, контейнеровозы и т.д.) и тягачи (дляпостоянной работы с прицепами и полуприцепами). Автомобилитягачи и общегоназначения в сцепке с прицепом (полуприцепом) называют автопоездами.
На автомобиляхустанавливают дизельные, карбюраторные, газовые и электрические двигатели.
По приспособленности кдорожным условиям различают автомобили дорожной (нормальной) проходимости (дляработы главным образом на дорогах с твердым покрытием и сухих грунтовых) иповышенной проходимости (для движения по плохим дорогам и в условияхбездорожья).
Автомобили дорожнойпроходимости имеют привод на одну ось (два ведущих колеса), а повышеннойпроходимости — на две оси (четыре ведущих колеса) или при наличии несколькихосей — на тричетыре оси (шесть—восемь ведущих колес).
Все автомобили условнообозначают колесной формулой; где первая цифра — общее число колес, а вторая —число ведущих колес, причем сдвоенные ведущие колеса считают за одно колесо.Например, автомобиль типа 4x2 имеет четыре колеса, из них два ведущих, а типа4x4 — также четыре колеса, все ведущие.
ОСНОВНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ИСИСТЕМЫ ДВИГАТЕЛЯ
Основные механизмы исистемы двигателя. Поршневой двигатель внутреннего сгорания состоит изкорпусных деталей, кривошип ношатунного и газораспределительного механизмов,систем питания, охлаждения, смазочной, зажигания и пуска, регулятора частотывращения. Устройство четырехтактного одноцилиндрового карбюраторного двигателяпоказано на рисунке 1.4.
Кривошипношатунныймеханизм (КШМ) преобразует прямолинейное возвратнопоступательное движениепоршня во врашательное движение коленчатого вала и наоборот.
Механизмгазораспределения (ГРМ) предназначен для своевременного соединениянадпоршневого объема с системой впуска свежего заряда и выпуска из цилиндрапродуктов сгорания (отработавших газов) в определенные промежутки времени.
Система питания служитдля приготовления горючей смеси и подвода ее к цилиндру (в карбюраторном игазовом двигателях) или наполнения цилиндра воздухом и подачи в него топливапод
КЛАССИФИКАЦИЯ ДВИГАТЕЛЕЙ
Классификация двигателей.Поршневые двигатели классифицируют по следующим признакам:
по способу воспламенениягорючей смеси —от сжатия (дизели) и от электрической искры;
способу смесеобразования—с внешним (карбюраторные и газовые) и внутренним (дизели) смесеобразованием;
способу осуществлениярабочего цикла — четырех и двухтактные;
виду применяемого топлива— работающие на жидком (бензин или дизельное топливо), газообразном (сжатый илисжиженный газ) топливе и многотопливные;
числу цилиндров —одно имногоцилиндровые (двух, трех, четырех, шестицилиндровые и т.д.);
расположению цилиндров—однорядные, или линейные (цилиндры расположены в один ряд), и двухрядные, илиVобразные (один ряд цилиндров размещен под углом к другому).
На тракторах иавтомобилях большой грузоподъемности применяют четырехтактные многоцилиндровыедизели, на автомобилях легковых, малой и средней грузоподъемности—четырехтактные многоцилиндровые карбюратор'Ные и дизельные двигатели, а такжедвигатели, работающие на сжатом и сжиженном газе.
МЕХАНИЗМГАЗОРАСПРЕДЕЛЕНИЯ
В четырехтактныхдвигателях применяют клапанные механизмы газораспределения, клапаны которых открываюти закрывают впускные и выпускные отверстия. Различают два типа клапанныхмеханизмов газораспределения: с подвесными клапанами, расположенными в головкецилиндров, и с боковыми клапанами, размешенными в блоккартере. Механизмгазораспределения с подвесными клапанами, применяемый в дизелях и большинствекарбюраторных двигателей, работает следующим образом. Коленчатый вал приводитво вращение через шестерни распределительный вал 1. При поворотераспределительного вала его кулачок своим выступом поднимает толкатель 2, авместе с ним и штангу 3. Коромысло 6, установленное на оси 5, поворачиваетсявокруг нее и отжимает клапан 70ВНИЗ. Открывается отверстие канала в головкецилиндров, а пружина 5, предварительно сжатая (чтобы удержать клапан в закрытомположении), еще более сжимается. Когда выступ кулачка выходит изпод толкателя,давление на клапан прекращается и он под действием пружины плотно закрываетотверстие канала в головке цилиндров.
Механизмгазораспределения с подвесными клапанами обеспечивает лучшее наполнениецилиндров и позволяет достигать более высоких степеней сжатия, чем механизм сбоковыми клапанами. Поскольку в таком механизме камера сгорания компактна,понижаются тепловые потери через ее стенки и, следовательно, уменьшаетсяудельный расход топлива.
Чтобы изменение размеровпри нагревании деталей механизма газораспределения не нарушало плотной посадкиклапана в гнезде, между торцом стержня клапана с коромыслом должен быть зазор(Л = 0,2...0,5 мм), который регулируют болтом 4.
КРИВОШИПНОШАТУННЫЙМЕХАНИЗМ
. Кривошипношатунныймеханизм состоит из неподвижных деталей цилиндров 13 или блока цилиндров сголовкой 12, картеров двигателя и маховика, подвижных деталей — поршней /5 споршневыми кольцами и пальцами 16. шатунов 17, коленчатого вала 19 сподшипниками и маховика 18. В зависимости от расположения цилиндров различаютрядные и Vобразные двигатели. Все цилиндры рядных двигателей расположенывертикально в один ряд, а Vобразных — в два ряда с наклоном (развалом).
Остов двигателя — этосовокупность неподвижных деталей, соединенных между собой. Внутри и снаружиостова расположены детали механизмов и систем двигателя. В автотракторныхдвигателях основной деталью остова служит блоккартер Остов двигателя с помощьюопор крепят к раме трактора или автомобиля.
Верхняя часть блоккартерапредставляет собой блок цилиндров, нижняя — картер. Сверху блок цилиндровзакрывают головкой. Головки крепят к блоккартеру шпильками или болтами. Междублоккартером и головкой устанавливают уплотнительную прокладку. Снизу к картерутакже через уплотнительиую прокладку крепят поддон.
На внешней поверхностипоршня нарезаны кольцевые канавкипол компрессионные (верхние) и маслосъемные(нижние) кольца. Поршневые кольца, обеспечивающие создание компрессии вцилиндре двигателя, называют компрессионными, а снимающие излишнее масло состенок цилиндра — маслосъемными.
Поршневые пальцы служатдля шарнирного соединения поршня с шатуном. Их выполняют в виде гладкихцилиндрических стержней.
Шатун преобразуетвозвратнопоступательное движение поршня во вращательное движение коленчатоговала. Соединяя поршень с коленчатым валом, шатун передает последнему усилие отдавления газов и инерционные силы. В верхнюю головку шатуна запрессовываютлатунную или бронзовую втулку, в нижнюю (разъемную) головку шатуна — вкладышишатунного подшипника. Шатунные подшипники обеспечивают снижение трения иинтенсивности изнашивания шейки коленчатого вала во время работы двигателя.
Коленчатый валпреобразует усилия, воспринимаемые от поршней через шатуны, во вращающий моменти передает его механизмам трансмиссии и другим механизмам двигателя. Коленчатыйвал состоит из коренных и шатунных шеек. Коренные и шатунные шейки соединяютсямежду собой щеками и образуют колена (кривошипы). Коренными шейками валустанавливают в подшипники скольжения, расположенные в перегородках блоккартерадвигателя, а к шатунным шейкам присоединяют нижние головки шатунов. В Vобразныхдвигателях с каждой шатунной шейкой соединяют два шатуна.
СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ
Для обеспечениянеобходимого температурного состояния двигатель оборудован рядом устройств,механизмов и приборов, объединяемых в систему охлаждения.
В двигателях применяютдва способа охлаждения: жидкостное и воздушное. В первом случае теплота отстенок цилиндров передается жидкости, которая сообщает ее воздуху, а во втором— непосредственно в окружающую среду (воздух).
В системе жидкостногоохлаждения происходят следующие процессы. Вода, заполняющая водяные рубашки 9 вблоккартере и с? в головке цилиндров, омывает стенки цилиндров и камер сгоранияи, нагреваясь, охлаждает детали работающего двигателя. Нагретая воданаправляется в специальный охладитель / (радиатор), где отдает теплоту вокружающую среду. Охлажденная в радиаторе вода вновь поступает в водянуюрубашку двигателя. Таким образом, в системе охлаждения происходит непрерывнаяциркуляция воды. В термосифонной системе охлаждения циркуляция жидкостипроисходит в результате разности плотностей горячей и охлажденной жидкости.Такую систему применяют сейчас только в пусковых двигателях.
Температура охлаждающейводы работающего двигателя должна находиться в пределах 80...95 «С.
В системе охлажденияпринудительного типа центробежный насос 17 нагнетает воду в рубашкублоккартера и головку цилиндров двигателя, из которой нагретая вода вытесняетсяв радиатор 1, охлаждается и по патрубку возвращается к насосу.
Подобная схема характернадля систем охлаждения большинства двигателей.
Интенсивность циркуляцииводы в системе охлаждения и потока воздуха, создаваемого вентилятором, зависитглавным образом от частоты вращения коленчатого вала двигателя. Поэтому, чтобыпри понижении температуры окружающего воздуха и уменьшении нагрузки двигательне переохлаждался, используют различные устройства, регулирующие тепловой режимдвигателя: термостат 14, шторки 3 или жалюзи радиатора. Принудительная системаохлаждения, постоянно сообщающаяся с атмосферой, называется открытой, асистема, отделенная от атмосферы специальным паровоздушным клапаном 13,—закрытой. В закрытой системе охлаждения испарение воды меньше, поэтому ееприменяют во всех автотракторных двигателях.
В системе воздушногоохлаждения теплота от деталей двигателя отводится в результате обдуваоребренных цилиндров и головок воздухом. У двигателей небольшой мощности,устанавливаемых на мотоциклах, детали охлаждаются встречным потоком воздуха придвижении. Двигатели тракторов и автомобилей с воздушным охлаждением оборудованывентиляторами для принудительного обдува деталей.
От работы системы питаниясущественно зависят мощность, экономичность, надежность, безотказность идолговечность работы двигателя в различных условиях эксплуатации, токсичностьотработавших газов.
Системы питаниякарбюраторных двигателей и дизелей существенно различаются способамисмесеобразования, воспламенения и сгорания. Так, в карбюраторном двигателетопливо из бака 2 засасывается диафрагменным насосом 4, проходит фильтр грубойочистки 3 и подается насосом в фильтр тонкой очистки и далее в поплавковуюкамеру карбюратора 8. При вращении коленчатого вала и перемещении поршней в цилиндрахдвигателя в карбюраторе создается разрежение. Вследствие этого в карбюраторзасасываются топливо и воздух. Топливо распыливается в потоке воздуха ииспаряется, образуя горючую смесь. Далее горючая смесь по впускномутрубопроводу 9 поступает в цилиндры и там сгорает. Отработавшие газы отводятсяв выпускной трубопровод 11, проходят глушитель 12 и выбрасываются в окружающуюсреду. В системах питания карбюраторных двигателей топливный насос подает в1,5...2 раза больше топлива, чем необходимо для работы двигателя при полнойнагрузке. Избыточное топливо возвращается через жиклер 6 и отводящийтопливопровод в бак, обеспечивая хороший отвод пузырьков пара и воздуха.
В системе питания дизеля подачаи очистка воздуха и удаление отработавших газов, по существу, не отличаются отаналогичных процессов в системе питания карбюраторного двигателя. Принципиальносистема отличается приборами топливоподачи и смесеобразования, основными изкоторых являются топливный насос высокого давления 5 и форсунка 7
Из топливного бака / потопливопроводу через фильтр грубой очистки 2 топливо засасывается подкачивающимнасосом 3 и подается через фильтр тонкой очистки в полость насоса высокогодавления 5, с помощью которого топливо дозируется, подается по топливопроводувысокого давления и через форсунку 7 впрыскивается в цилиндр. Излишкиподаваемого топлива из полости насоса высокого давления по трубопроводу 6возвращаются в бак.
Простейший карбюраторсостоит из поплавковой камеры 2 с поплавком 1, запорной иглы 4, жиклера /2 сраспылителем 9, диффузора 8, дроссельной 10 и воздушной 7 заслонок исмесительной камеры 11. Топливо из бака по топливопроводу 3 поступает впоплавковую камеру 2 и заполняет ее. Когда уровень топлива в поплавковой камередостигнет верхнего предела, поплавок 1 прижмет запорную иглу 4 к ее седлу ипоступление топлива прекратится. При понижении уровня поплавок опустится и иглаоткроет доступ топливу в поплавковую камеру.
Из поплавковой камерытопливо через жиклер 12 поступает в распылитель 9, выходное отверстие которогонаходится в горловине диффузора 8. Чтобы топливо не вытекало из распылителя принеработающем двигателе, выходное отверстие распылителя расположено на 1...2ммвыше уровня топлива в поплавковой камере.
Во время такта впуска приоткрытых воздушной 7 и дроссельной ./Озаслонках разрежение из цилиндрапередается в смесительную камеру И и вызывает в ней движение воздуха внаправлении, указанном стрелками. Разрежение в смесительной камере можнорегулировать дроссельной Юн воздушной 7заслонками.
Воздух, всасываемый вцилиндр двигателя, последовательно проходит через воздухоочиститель 6, патрубоки диффузор 8. Так как проходное сечение в горловине диффузора уменьшается,скорость воздуха в ней возрастает и разрежение увеличивается. Вследствиеразницы между атмосферным давлением в поплавковой камере и разрежением вдиффузоре топливо фонтанирует из распылителя. Струи воздуха движутся черездиффузор со скоростью, примерно в 25 раз большей скорости капель топлива,поступающих из распылителя. Поэтому топливо распыливается на более мелкие каплии, смешиваясь с воздухом, образует горючую смесь, которая поступает в цилиндрдвигателя. В результате распыливания поверхность соприкосновения частиц топливас воздухом увеличивается, топливо интенсивно испаряется.
Простейший карбюратор неможет изменять состав горючей смеси в зависимости от различных режимов работыдвигателя. Поэтому в конструкцию современного карбюратора включены следующиедополнительные устройства: пусковое; холостого хода (для работы двигателя нахолостом ходу и малых нагрузках); главное дозирующее (обеспечивает постоянствообедненного, т. е. экономичного, состава смеси в широком диапазоне среднихнагрузок); экономайзер (обогащает смесь в режиме больших нагрузок за счетподачи дополнительного количества топлива в смесительную камеру); ускорительныйнасос (обогащает смесь при резком открытии дроссельной заслонки).
.В системе питаниядвигателей, работающих на сжатом и сжиженном газах, как и в карбюраторномдвигателе, смесь такого газа с воздухом приготавливается в карбюраторесмесителе.У таких двигателей предусмотрена кратковременная работа и на бензине.
Горючая смесь в дизеляхобразуется внутри рабочих цилиндров. В конце такта сжатия в цилиндры дизеля подвысоким давлением через форсунку впрыскивается топливо, которое распыливается исамовоспламеняется вследствие высокой температуры сжатого воздуха.
Основной агрегат системыпитания дизелей — топливный насос 5. Он служит для подачи топлива поддавлением к форсункам (в определенный момент) и дозирования топлива в соответствиис режимом работы двигателя. Большинство автотракторных двигателей имеетсекционные (рядные или Vобразные) топливные насосы. Каждая насосная секцияработает следующим образом.
При движении внизплунжера /0 топливо с момента открытия отверстия б в гильзе 4 поступает внадплунжерное пространство. При движении плунжера вверх в начальный периодтопливо вытесняется из гильзы через отверстие 6. Когда верхняя кромка плунжера10 перекроет это окно, в надплунжерном пространстве гильзы начинает повышаться давление.Под действием повышенного давления открывается нагнетательный клапан / итопливо по топливопроводу подается в форсунку.
При дальнейшем движенииплунжера отсечная кромка 7 открывает отверстие 6 и топливо вытекает изнадплунжерного пространства (это пространство высокого давления) черезпродольный паз 9, кольцевую выточку 8 и боковое отверстие 6. Давление внадплунжерном пространстве резко падает, и под действием избыточного давления втопливопроводе нагнетательный клапан 1 прижимается к седлу 2. В результатеэтого разъединяются плунжерное пространство и топливопровод.
Цилиндрический поясокнагнетательного клапана 1 называют разгрузочным… Количество подаваемоготоплива зависит от активного (рабочего) хода плунжера. При повороте плунжера походу часовой стрелки (если смотреть сверху) подача уменьшается, а против ходачасовой стрелки—увеличивается. Если плунжер повернуть так, что продольный паз 9плунжера будет находиться против ад* верстия 6, то подачи топлива не будет
СМАЗОЧНАЯ СИСТЕМА
По способу полвода маслак трущимся поверхностям деталей различают смазочные системы разбрызгиванием,под давлением и комбинированные.
Смазываниеразбрызгиванием и за счет добавления масла в бензин применяется в пусковыхдвигателях тракторов. В смазочной системе под давлением предусмотрен подводмасла ко всем трущимся деталям под давлением с помощью насоса, только такуюсистему в автотракторных двигателях не применяют. Комбинированную смазочнуюсистему применяют во всех автотракторных двигателях. Эта система обеспечиваетподвод масла под давлением к наиболее нагруженным и ответственным деталям.Трущиеся поверхности менее нагруженных деталей или деталей, к которым затрудненподвод масла под давлением (поршень, цилиндр, зубья распределительных шестерени др.), смазываются разбрызгиванием.
Комбинированная смазочнаясистема работает следующим образом. Из поддона картера 11 масло через сеткумаслозаборника 10 засасывается масляным насосом 8 к направляется к фильтру 18.Очищенное масло охлаждается в масляном радиаторе 16 и поступает по трубке 17вглавную масляную магистраль/Из этой магистрали масло проходит по сверлениям вблоке к коренным и шатунным 5 подшипникам коленчатого вала 7и в канал 24 кшейкам распределительного вала. Далее по сверлениям в распределительном иколенчатом валах масло идет ко всем шейкам. Масло, попавшее в полости шатунныхшеек, смазывает шатунные подшипники. От первого коренного подшиий.! ника маслопоступает к промежуточной шестерне и втулке шестерни топливного насоса.
От одной из опорных шеекраспределительного вала масло пульсирующим потоком через канал 25 попадает вовнутреннюю полость коромысел 26 и через отверстия в них смазывает втулкикоромысел. Вытекая из втулок и разбрызгиваясь, масло попадает на трущиесяповерхности остальных деталей механизма газораспределения (клапаны,регулировочные болты, штанги, толкатели, кулачки распределительного вала),смазывает их и стекает в поддон картера.
Давление маслаконтролируют с помощью манометр»1/?, установленного на щитке приборов в кабинетрактора.
Нормальный режим работысмазочной системы поддерживают три автоматически действующих клапана:предохранительный 12, клапантермостат 14 и сливной 13.
В качестве фильтра можноприменять масляную реактивную центрифугу или сменный бумажный фильтрующийэлемент. На некоторых двигателях применяют и тот и другой фильтр.Предохранительный клапан 12 обеспечивает частичный слив масла в поддон // призначительном увеличении давления масла, нагнетаемого масляным насосом 8 привпуске и в начале работы двигателя, когда оно еще не прогрелось и поэтому имеетповышенную вязкость. Клапантермостат 14 отключает радиатор 16, когда маслохолодное. Когда температура масла становится выше нормальной, клапанавтоматически закрывается, направляя горячее масло в радиатор 16 дляохлаждения. Сливной клапан 13 поддерживает в главной масляной магистралиопределенное давление масла при его рабочей температуре 80...95 °С. В некоторыхдвигателях вместо редукционного клапана установлен кранпереключатель, имеющийдва положения: 3 (зима) и Л (лето
Рабочий циклчетырехтактного дизеля. В отличие от карбюраторного двигателя в цилиндр дизелявоздух и топливо вводятся раздельно.
Такт впуска. Поршень движетсяот в. м. т. к н. м. т. впускной клапан открыт, в цилиндр поступает воздух.
Такт сжатия. Оба клапаназакрыты. Поршень движется от н. м. т. к в. м. т. и сжимает воздух. Вследствиебольшой степени сжатия (порядка 14… 18) температура воздуха становится вышетемпературы самовоспламенения топлива.
В конце такта сжатия приположении поршня, близком к в. м. т., в цилиндр через форсунку начинаетвпрыскиваться жидкое топливо. Устройство форсунки обеспечивает тонкоераспыливание топлива в сжатом воздухе.
Топливо, впрыснутое вцилиндр, смешивается с нагретым воздухом и оставшимися газами, образуетсярабочая смесь. Большая часть топлива воспламеняется и сгорает, давление итемпература газов повышаются.
Такт расширения. Обаклапана закрыты. Поршень движется от в. м. т. к н. м. т. в). В начале тактарасширения сгорает остальная часть топлива.
Такт выпуска. Выпускнойклапан открывается. Поршень движется от н. м. т. к в. м. т. и через открытыйклапан выталкивает отработавшие газы в атмосферу.
Далее рабочий циклповторяется.
РАБОЧЕЕ ОБОРУДОВАНИЕ. ГИДРАВЛИЧЕСКАЯНАВЕСНАЯ СИСТЕМА
В состав гидравлическойнавесной системы входят масляный насос, распределитель, гидроцилиндры, бак длямасла, запорные и разрывные устройства и маслопроводы, механизм навески, а втракторах МТЗ80 и МТЗ82—дополнительно гидроувеличитель сцепного веса (ГСВ) ирегулятор глубины обработки почвы.
МЕХАНИЗМ НАВЕСКИ
Механизм навескипредназначен для соединения трактора с сельскохозяйственными машинами иорудиями. Конструкция навесного устройства показана на рисунке 1.33. Наповоротный вал 4 устройства надеты рычаг 3, соединенный со штоком 2гидроцилиндра 1, и два подъемных рычага 5, которые связаны регулируемыми тягами9 с нижними продольными тягами 8. Концы тяг 8 соединены с осью Юн рамой7навесной машины. К корпусу заднего моста трактора шарнирно прикрепленарегулируемая по длине центральная тяга 6.
Различают трехточечную идвухточечную схемы навесного устройства. Трехточечная схема образуется, когдавнутренние концы продольных тяг 8 расставлены и нижние тяги механизма навескиобразуют с рамой орудия жесткую трапецию. Такую схему используют, например, приработе трактора с культиваторами, сеялками и другими широкозахватными машинами.Двухточечная схема получается в результате присоединения внутренних концовпродольных тяг к одной головке, которую устанавливают на нижней Вал отборамощности (ВОМ) предназначен для привода рабочих органов агрегатируемых страктором передвижных или стационарных машин. По месту расположения на трактореВОМ могут быть задние, боковые и передние. Все тракторы оборудованы заднимиВОМ, тракторы МТЗ — дополнительно боковым ВОМ, а самоходные шасси Т16М—передним ВОМ.
По скоростному режимуразличают ВОМ с постоянной и переменной частотой вращения (синхронные). У ВОМ спостоянной частотой вращения она зависит не от включения передачи, а от частотывращения коленчатого вала двигателя. У синхронных ВОМ частота вращенияпропорциональна поступательной скорости трактора. Тракторы МТЗ80, МТЗ82, Т150 иТ150К оборудованы двухскоростным ВОМ с частотой вращения выходного вала 540 и1000 мин'. Большинство тракторов оборудовано односкоростным ВОМ с частотойвращения 540 мин', а тракторы К700 и К701 —с частотой вращения 1000мшт1.
ВОМ могут быть сзависимым и независимым приводом. Зависимым называют ВОМ, который передаетвращение на рабочие органы агрегатируемых машин только при включении главноймуфты сцепления (в тракторах Т25А, ДТ75М). Независимый ВОМ соединеннепосредственно с коленчатым валом двигателя и не зависит от работы сцепления(в тракторах МТЗ80, МТЗ82, Т150К).
Приводной шкивпредназначен для использования мощности двигателя трактора на стационарныхработах. От шкива через ременную передачу приводятся в движение различныемашины (например, зерноочистительные, кормоперерабатывающие и др.).
У одних тракторов шкивырасположены сзади, у других — сбоку, но в любом случае шкив размещен втрансмиссии после сцепления.
Шкив трактора МТЗ80приводится в действие от заднего ВОМ. Приводной шкив трактора ЛТЗ55А может бытьустановлен как на корпусе приставного заднего ВОМ, так и на шлицевом хвостовикебокового ВОМ.
Прицепное устройствопредназначено для буксировки различных сельскохозяйственных машин, орудий,механизмов. Оно состоит из прицепной скобы, закрепленной в кронштейнах остоватрактора, 'и прицепной серьги, соединенной со скобой штырем. Чтобы можно былоизменять положение прицепной серьги, на скобе вправо и влево от продольной оситрактора сделаны отверстия. Обычно на тракторах, снабженных навеснымустройством, прицепную скобу с серьгой укрепляют на концах продольных тягнавесного устройства, а высоту точки прицепа регулируют при помощи навеснойсистемы.
Кроме того, тракторы могутбыть оборудованы гидрофицированными прицепными крюками для работы ссамосвальными полуприцепами или прицепными поездами.
ВСПОМОГАТЕЛЬНОЕОБОРУДОВАНИЕ
Вспомогательноеоборудование включает в себя кабину, органы управления и контроля, устройствадля создания микроклимата в кабине и снижения уровня вибрации, шума и др.
С целью улучшения условийтруда водителя прежде всего уменьшают усилия на органах управления за счетприменения гидро и пневмоприводов, пружинных сервомеханизмов. Усилие на органыуправления трактором должно быть не более 30… ЗОН.
Чтобы обеспечитьнеобходимые комфортные условия водителям, тракторы и автомобили оборудуютгерметизированными кабинами. К кабинам современных тракторов и автомобилейпредъявляют ряд эргономических требований. Все органы управления трактора иавтомобиля должны быть размещены в кабине в так называемых зонах эргономическойдоступности, т. е. должны быть доступны водителю при затрате им минимальнойэнергии.
Важной характеристикойкабины является обзорность, поэтому в кабине предусмотрены передние, задние ибоковые панорамные стекла с резиновыми уплотнителями. Боковые стекла делают открывающимися,для чего двери кабины оборудуют стеклоподъемниками. Для улучшения обзорностипередние и задние стекла также могут открываться.
Для обеспечениябезопасности водителя при столкновении, опрокидывании и в дорожнотранспортныхпроисшествиях кабина должна быть достаточно прочной. Поэтому ее делаютцельнометаллической, сваривая из холоднокатаного профиля.
На работоспособностьводителя значительно влияют шум и вибрация и кабине. Для их снижения применяютшумоп о глотающие прокладки между наружными и внутренними стенками кабины,коврики на полу. Сами кабины крепят к остову на резинометаллических, пружинныхили гидравлических амортизаторах. Кресло водителя оснащено антивибрационнымустройством и может быть отрегулировано по массе водителя, высоте сиденья иприближенности к органам управления (впередназад).
Кабины многих современныхгрузовых автомобилей располагают над двигателями. Для удобства доступа кдвигателю при его техническом обслуживании их делают откидывающимися и снабжаютнадежными запорными устройствами, предотвращающими самопроизвольноеопрокидывание кабины.
Чтобы защитить водителяот воздействия окружающей среды, кабины выполняют с уплотненными дверями иокнами, обеспечивающими незначительное избыточное давление воздуха. Возможноприменение системы кондиционирования воздуха. Избыточное давлениеподдерживается вентилятором, который часто компонуют совместно с системойотопления.
Для безопасности работыводителя устанавливают ремни безопасности, а для работы в сложных погодныхусловиях — стеклоочистители, устройства против обледенения и отпотевания.
Микроклимат в кабинедолжен соответствовать следующим требованиям: температура воздуха должна бытьне ниже 14 и не выше 28 °С, а в теплый период года не более чем на 2...3»С выше температуры окружающего воздуха; скорость перемещения воздуха привентиляции — не более 1,5 м/с; содержание пыли в воздухе — не более 2 мг/м',оксида углерода — не более 20 мг/м!.
Система вентиляции можетбыть естественной (через окна кабины) и принудительной (подача воздухавентилятором). На большинстве тракторов и автомобилей используют обе системывентиляции. На автомобилях принудительная вентиляция объединена с системойотопления кабины в холодное время. Для принудительной приточной вентиляциикабин тракторов используют вентиляторпылеотделитель, устанавливая его на крышекабины. Этот вентилятор состоит из корпуса, колпака, патрубка, щитка и электродвигателяс крыльчаткой.
Для обеспечениянормального температурного режима в летнее время кабины некоторых тракторовоборудуют принудительной вентиляцией с воздухоохладителем, как правило,водоиспарительного типа. Такая вентиляционная установка подает в кабину очищенныйот пыли, увлажненный и охлажденный воздух. В холодное время года кабинытракторов обдуваются воздухом, нагретым в сердцевине радиатора системыохлаждения лизеля. Воздух поступает в сердцевину радиатора через заборник пометаллическому рукаву. В кабину теплый воздух направляется сначала по патрубкамсо щелями на обдув лобовых стекол, а затем непосредственно в кабину.
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕМАШИНЫ. КЛАССИФИКАЦИЯ И МАРКИРОВКА
Сельскохозяйственныемашины делят на группы в зависимости от)вшш._вы1шдн.яемой.раб.оты:почвообрабатывающие; посевные и посадочные; для внесения удобрений; для защитырастений от вредителей, болезней и сорняков; для заготовки кормов; для уборкизерновых, сахарной свеклы, картофеля и других культур; для послеуборочнойобработки зерна; мелиоративные.
В каждой группесельскохозяйственные машины классифицируют по нескольким признакам:назначению,! принципу действия (выполнению работ), роду используемой тяги,способу агрегатирования с трактором, типу рабочего органа и другим признакам.
А По назначению машиныделят на универсальные (общего назначения для выполнения работ в различныхусловиях, при возделывании различных культур) и специальные (для выполненияработ в ограниченных условиях и при возделывании одной или ограниченногоколичества культур, схожих по своим свойствам).
г] По принципу действиясельскохозяйственные машины различают в зависимости от технологическогопроцесса при выполнении той или иной работы (например, плуги для отвальной ибезотваль
рй вспашки, сеялки длярядового, пунктирного и другого посева). J) По роду используемой тяги машиныбывают тракторные, самоходные, конные, с канатной тягой.
Vj По способуагрегатирования с трактором различают прицепные, навесные и полунавесныесельскохозяйственные машины.
В отдельных группах машинмогут быть использованы и другие признаки классификации. Например,опрыскиватели делят в зависимости от расхода жидкости, дождевальные машины — отрадиуса полива дождевального аппарата, насосные станции — от напора воды и т. д.Машины каждой группы, в свою очередь, подразделяют на типы. Например, средипочвообрабатывающих машин различают машины для основной, поверхностной испециальной обработки; среди уборочных — машины для уборки зерновых, кукурузы,сахарной свеклы и т. д.
Для ориентации вразнообразии сельскохозяйственных и мелиоративных машин в маркировке используютбуквенные и цифровые индексы. Буквенные индексы обозначают группу, тип машиныили рабочих органов, способ соединения с трактором, модификацию и т.д. Причем вбуквенной индексации может быть заложено сразу несколько отличительныхпризнаков (группа или тип, способ агрегатирования, тип рабочего органа).Цифровая индексация может обозначать ширину захвата, число рабочих органов,производительность, пропускную способность, модификацию (заводской номермодели).
КЛАССИФИКАЦИЯПОЧВООБРАБАТЫВАЮЩИХ МАШИН
В зависимости от способаобработки почвы различают почвообрабатывающие машины и орудия для основной,поверхностной и специальной обработок. К машинам для основной обработки почвыотносятся плуги общего назначения и безотвальные, культиваторыплоскорезы, дляповерхностной обработки почвы — бороны, лущильники, культиваторы и катки, кспециальным машинам—плуги кустарниковоболотные, плантажные, лесные, дисковые,садовые, для каменистых почв и фрезы.
Плуги по способуагрегатирования с трактором делят на навесные, полунавесные и прицепные.Навесные плуги по сравнению с прицепными легче, следовательно, менееэнергоемкие и более производительные, не требуют больших поворотных полос. Однакопо качеству вспашки они уступают прицепным и полунавесным плугам.
Прицепные плугиобеспечивают наилучшее качество вспашки, но более энергоемкие и менеепроизводительные. Полунавесным плугам присущи частично недостатки ипреимущества навесного и прицепного плугов.
По числу корпусов плугибывают одно, двух и многокорпусные.
В зависимости отконструкции корпуса различают лемешные, безотвальные, дисковые,почвоуглубительные, роторные и чизельные плуги.
В зависимости оттехнологического процесса выпускают плуги для свальноразвальной и гладкойвспашки. Последние обеспечивают вспашку без свальных и развальных борозд.Благодаря этому последующие агрегаты могут работать на более высоких скоростях.
Бороны делят на зубовые,дисковые, сетчатые, шлейфбороны, игольчатые и др. Зубовые бороны бывают трехтипов: тяжелые, средние и легкие в зависимости от давления, приходящегося наодин зуб. У тяжелых оно составляет 20...30 Н, у средних — 10...20, у легких—5...10 Н. Дисковые бороны делят на тяжелые (болотные) и легкие (полевые исадовые).
Лущильники бываютдисковые и лемешные, а катки — кольчатошпоровые, кол ьчатозубчатые, гладкиеводоналивные и борончатые.
Культиваторы поназначению делят на два типа: для сплошной (паровые) и междурядной обработокпочвы (пропашные).
ПЛУГИ
Общее устройство плугов.Плуг состоит из рабочих, вспомогательных органов и механизмов. Рабочимиорганами сельскохозяйственных машин называют те органы, которые взаимодействуютс обрабатываемым материалом и видоизменяют его, т. е. выполняют технологическийпроцесс. К рабочим органам плуга относятся корпус, предплужник, нож ипочвоуглубитель.
Корпус предназначен дляотделения пласта почвы, оборота его и крошения. У безотвальных плугов корпусобеспечивает рыхление почвы без оборота пласта. Корпуса бываютлемешноотвальные, вырезные, безотвальные, комбинированные, дисковые, чизельные.Лемешноотвальные делят на полувинтовые (для вспашки целинных почв с оборотомпласта) и культурные (для неполного оборота пласта). Вырезные(почвоуглубительные) корпуса используют для вспашки почв с небольшимплодородным слоем, дисковые—для вспашки тяжелых переувлажненных илипересушенных почв, комбинированные —для вспашки тяжелых и обычных почв содновременным интенсивным рыхлением пласта.
Корпус состоит из лемеха7, отвала 2, стойки 3 и полевой доски 4. Лемех предназначен для отделенияпласта от дна борозды. Лемехи бывают трапецеидальные, долотообразные,самозатачивающиеся, с выдвижным долотом. Отвал служит для оборота и крошенияпласта. Форма рабочей поверхности отвала определяет тип корпуса плуга(винтовой, полувинтовой, культурный, скоростной)… Полевая доща удерживаеткорпус и плуг от бокового, смеще ния, упираясь в стенку борозды. К стойке крепятрабочие органы и полевую доску.
Предплужник предназначендля срезания верхнего слоя и укладки на дно борозды. На плугах специальногоназначения вместо предплужника устанавливают углосним. К стойке предплужникакрепят лемех и отвал.
Н о ж 3 разрезает пласт ввертикальной плоскости, обеспечивая лучшее отделение его от стенки борозды,снижение сопротивления плуга и получение ровной стенки и чистого дна борозды.Нож устанавливают перед последним корпусом плуга. На плугах для вспашкизадернелых почв ножи могут быть размешены перед каждым корпусом. На плугахобщего назначения и некоторых специальных применяют дисковые ножи, а на плугахспециального назначения — черенковые или плоские с опорной лыжей.
Почвоуглубитель 5,устанавливаемый сзади корпуса, служит для рыхления дна борозды без выноса почвына поверхность поля.
К вспомогательным органамплуга относятся рама, навеска или прицеп, опорное колесо.
Механизмы плугаобеспечивают перевод его из рабочего положения в транспортное, изменениеглубины обработки и ширины захвата.
БОРОНЫ
Зубовые бороныпредназначены для рыхления верхнего слоя почвы, разрушения почвенной корки икомьев, выравнивания поверхности поля, заделки семян и удобрений, уничтожениясорняков. Зубовая борона состоит из продольных 4 и поперечных 3 планок, напересечении которых установлены зубья 5. Зубья бывают квадратные, овальные,круглые, лапчатые и др.
Тяжелую борону БЗТС1,0применяют для дробления комьев почвы, рыхления ее и выравнивания после вспашки,а также для весеннего боронования зяби на глубину до 100 мм.
Среднюю борону БЗСС1,0используют для рыхления и выравнивания поверхности поля, уничтожения сорняков,заделки семян и удобрений, боронования всходов зерновых и технических культурна глубину до 80 мм.
Легкую посевную боронуЗБП0,6 применяют для боронования посевов, разрушения поверхностной корки,заделки семян и удобрений, выравнивания поверхности поля перед посевом. Глубинаобработки до 60 мм.
Шлейфборона ШБ2,5предназначена для весеннего рыхления и выравнивания поверхности поля перед посевом.Она состоит из ножа 7 для срезания неровностей, зубьев 6для рыхления и шлейфов9 для выравнивания и создания мелкокомковатой структуры почвы. Направлениедвижения выбирают под углом к предыдущей обработке. Шлейфборону агрегатируютпри помощи сцепки.
Сетчатая борона БСО4А служитдля рыхления верхнего слоя почвы, уничтожения почвенной корки в периодпоявления всходов, боронования гребневых посадок картофеля, посевов сахарнойсвеклы и других культур. На посевах сахарной свеклы эту борону используют такжедля прореживания всходов. Шарнирно соединенные ножевидные зубья сетчатой бороныустановлены секциями.
Дисковые бороны применяютдля послепахотного рыхления почвы, обработки зяби, междурядий в садах,дискования заболоченных почв, обработки лугов и пастбищ. Рабочим органомдисковой бороны служит сферический диск. Сплошные сферические диски применяютна легких боронах, а вырезные диски — на тяжелых. Диски устанавливают на раме3 батареями 2 в два ряда под углом к направлению движения (углом атаки).Передние батареи работают вразвал, а задние — всвал.
Дисковая навесная боронаБДН3 (полевая) состоит из четырех батарей, в которых можно изменять числодисков, и имеет ширину захвата 3 или 2 м. При ширине захвата 3 м на трехбатареях бороны устанавливают по девять дисков и на одной батарее—десять, а приширине захвата 2м — соответственно шесть и семь дисков. Дисковая тяжелая боронаБДТ3 состоит из четырех батарей сферических вырезных дисков, установленных нараме. На трех батареях установлено по семь дисков, а на четвертой — восемь. Этуборону используют для разделки пластов почвы, измельчения растительных остатковпосле уборки грубостебельных культур (подсолнечника, кукурузы), разрушениякомьев земли после вспашки сухих почв.
ЛУЩИЛЬНИКИ
Лущильники предназначеныдля рыхления верхнего слоя почвы, измельчения и заделки пожнивных остатков и семянсорняков (с целью про локации их прорастания). Различают дисковые и лемешныелущильники. Дисковые лущильники обеспечивают глубину обработки 40… 100 мм, алемешные — 60… 120 мм.
Дисковый гидрофнцирошшнынлущильник ЛДГ5А применяют для лущения почвы после уборки зерновых культур,ухода за парами, разделки пластов и измельчения глыб после вспашки. На раме 6 лущильникаустановлены четыре батареи 9 со сферическими дисками и гидравлические механизмыих подъема. Рама опирается на колеса /и 7, Регулируемыми тягами 3 можноизменять угол атаки батарей (от 13 до 35°) и соответственно глубину обработки.Кроме того, глубину обработки можно изменять перестановкой рамок батарей вотверстиях понизителей.
Полунавесной плуглущильник ППЛ1025 предназначен для лущения стерни, засоренной корнеотпрысковымии корневищными сорняками, а также ипя вспашки легких почв с малым пахотнымгоризонтом на глубину до 180 мм. Этот плуг состоит из двух шариирно соединенныхсекций. Передняя секция снабжена прицепным устройством и двумя ходовымиколесами 3, устаН01! лепными на коленчатой оси 4. Правое ходовое колесо приработе лущильника находится пыше вспаханной поверхности поля, а левое служитопорой центра рамы. Передняя и задняя секции опираются во время рабочы паопорное колесо 8. снабженное винтовыми механизмами ыубины 6.
Лущильник агрегатируют стракторами, развивающими тяговое усилие 30 кН, а без задней секции его можноагрегатировать о тракторами класса 1,4.
КАТКИ
Катки предназначены длядробления глыб и комков, разрушения почвенной и ледяной корки на посевах,уплотнения почвы до и после посева с целью улучшения контакта семян с почвой иувеличения притока влаги к семенам. Кроме того, катки обеспечивают выравниваниепочвы.
Кольчатошпоровыйтрехсекииоиный каток ЗККШ6 применяют для разрушения комков, корки, рыхленияверхнего и уплотнения подповерхностного слоя почвы. Каждая секция состоит издвух батарей, расположенных одна за другой. На осях батарей поочередноустановлены литые чугунные диски со шпорами и промежуточные втулки. Дискизадней батареи смещены на половину шага относительно дисков передней батареи,что обеспечивает самоочищение их от налипшей почвы. Сверху расположеныбалластные ящики. Балластом можно менять удельное давление катка на почву (от2,7 до 4,7 кН/м).
Катки применяют в видесцепок или секций в агрегате с плугом.
Кольчатозубчатый катокККН2,8 предназначен для уплотнения подповерхностного слоя на глубину до 70 мм ирыхления верхнего слоя на глубину 40 мм. Он состоит из набора клиновидных иузубчатых дисков, установленных свободно на одной оси. Удельное давление каткасоставляет 2,5 кН/м, а ширина захвата — 2,8 м.
Каток агрегатируют сразличными тракторами в виде сцепки или совместно со свекловичными сеялками.
Борончатый навесной катокКБН3 применяют для разрушения почвенных комков, почвенной и ледяной корки напосевах озимых и подповерхностного уплотнения почвы перед посевом. Он состоитиз пяти секций, шарнирно соединенных между собой и с брусом, который навешиваютна навесную систему трактора. На раме каждой секции установлено по двацилиндрических барабана, на поверхности которых по винтовой линии расположенызубья.
Водоналивной гладкийкаток ЗКВГ1,4 предназначен для поверхностного уплотнения почвы до и послепосева. Каток трехсекиионный. Каждая секция состоит из рамки, на которойустановлен пустотелый цилиндр, заполняемый водой. Изменяя количество воды вцилиндре, меняют удельное давление катка от 2, Уцо4> кН/м. Ширина захватаодной секции 1,4 м, всего катка — 4 м.
КУЛЬТИВАТОРЫ
Культиваторыпредназначены для рыхления поверхности поля, уничтожения сорной растительности,внесения и заделки удобрений, нарезания поливных борозд, окучивания растений.
Паровые культиваторыприменяют для обработки почвы перед посевом и ухода за парами, а пропашные— дляобработки пропашных культур. Некоторые пропашные культиваторы используют дляпредпосевной обработки почвы.
По способуагрегатирования с трактором различают навесные и прицепные культиваторы.
Паровой скоростнойкультиватор КПС4А предназначен для сплошной обработки паров, предпосевногорыхления почвы и подрезания сорняков с одновременным боронованием на скоростидо 12 км/ч.
Он состоит из сварнойрамы 4, опирающейся на два опорных колеса 3, сницы I с прицепной серьгой,гидроцилиндра механизма перевода машины в рабочее и транспортное положения,грядилей 5 с установленными на них лапами 6, устройства для навески борон 7.Опорные колеса снабжены винтовыми механизмами регулировки глубины обработки.
Лапы культиваторарасполагают в два ряда с перекрытием между собой. Модификации культиваторамогут быть снабжены рыхлительными лапами на Sобразных пружинных илидугообразных стойках, установленных в три ряда. Грядили с лапами соединены срамой шарнирно и поджимаются к почве пружинами, закрепленными на штангах.
Культиватор агрегатируютс тракторами, развивающими тяговое усилие от 14 до 50 кН. С энергонасыщеннымитракторами можно одновременно агрегатировать несколько культиваторов.
Культиватор КПЗ9,7предназначен для предпосевной обработки почвы с рыхлением на глубину 60...120мм и выравниванием поверхности, а также для обработки паров. Машина состоит изцентральной и боковых секций, снабженных рыхлительными лапами на Sобразныхстойках, установленных в четыре ряда, выравниваюшего бруса, прутковых катковили зубовых боронок. На тяжелых почвах используют зубовые боронки, а на легких— катки. Секции опираются на опорные колеса, снабженные винтовыми механизмамирегулировки глубины обработки.
С целью транспортировкибоковые секции культиватора с помощью гидроцилиндров поворачивают относительноцентральной секции, располагая их вертикально.
ВИДЫ УДОБРЕНИЙ (
Виды удобрений:минеральные и органические. Применяют также органоминеральпые смеси. Минеральныеудобрения это удобрения промышленного происхождения, получаемые из различныхприродных минералов. Их используют для питания растений или улучшенияфизикомеханических свойств почвы. По агрегатному состоянию эти удобрения делятпа твердые (гранулы от 1 до 4 мм), пылевидные к жидкие.
Органические удобрения —это удобрения живот ного или природного происхождения, а также сидераты. ПоarpeiaTному состоянию их делят на твердые и жидкие.
Способы внесенияудобрений: основной, припосевной и подкормка.
Основной способ — этовнесение удобрений перед основной обработкой почвы или в процессе обработкипочвы перед посевом. Таким способом вносится основная масса минеральных ипрактически все органические удобрения. ?.
Припосевной способпредусматривает внесение удобрений одновременно с посевом семянсельскохозяйственных культур. Для этого используют комбинированные сеялки исажалки.
П од корм к а —этовнесение удобрений в корнеобитаемый слой почвы в период вегетации растений. Дляэтою используют культиваторырастениепитатели, туковые сеялки и другие машины
Технологии внесенияудобрений: прямоточная, перегрузочная и перевалочная. Прямоточная технологияпредусматривает загрузку удобрений в технологические машины (разбрасыватели),транспортировку и распределение их по полю. Эта технология характеризуется использованиемминимального набора технических средств и выполнением минимума погрузочных иразгрузочных работ Такую технологию экономически целесообразно использовать прирасстояниях перевозки до 5 км.
Перегрузочная технологияпредусматривает разделение транспортной и технологических функции. Удобрениязагружаются в быстроходный (специализированный) транспорт, доставляются им наполе и перегружаются в технологические машины, которые распределяют их по полю.
Разновидностьюперегрузочной является двухфазная технология. При двухфазной технологииудобрения доставляются быстроходным транспортом и раскладываются кучами пополю, а затем разбрасываются валкователямиразбрасывателями. Применяется привнесении органических удобрений.
Перегрузочную технологиюэкономически выгодно использовать на полях, значительно удаленных от места храненияудобрений.
Перевалочная технологияиспользуется в основном для внесения органических удобрений. Удобрения заранеевывозят на край поля и складируют. В последующем их загружают в технологическиемашины и разбрасывают по полю. Преимущество в том, что в отличие отперегрузочной технологии транспортные и технологические машины не связаны междусобой. Удобрения вывозят в поле при наличии свободного транспорта, а вносят вустановленные агротехнические сроки. Однако одни и те же удобрения загружаютдважды, что требует дополнительных затрат.
В зависимости от видаудобрений, способа и технологии их внесения выбирают тот или иной комплексмашин.
МАШИНЫ ДЛЯ УХОДА ЗАПОСЕВАМИ
Для междурядной обработкичетырехрядных посевов пропашных культур, посеянных с междурядьем 70 см,применяют культиваторы КУП2,8, а с междурядьем 45 и 60 см — КУН2,7. Наряду смеждурядной обработкой их применяют для окучивания, глубокого рыхления,подкормки, боронования. Культиваторы состоят из рамы с навесным устройством,опорных колес и рабочих секций, которые комплектуют необходимым набором рабочихорганов для выполнения гой или иной операции.
Междурядную обработку иокучивание двухрядной посадки картофеля выполняют культиваторами КОН1,4 иКУН1,4, к которым прилагается необходимый набор рабочих органов.
Для рыхления междурядий иобразования гребней после посадки картофеля применяют фрезерныйгребнеобразователь ГФ3,4.
МАШИНЫ ДЛЯ ОРОШЕНИЯ. АГРОТЕХНИЧЕСКИЕТРЕБОВАНИЯ К ОРОШЕНИЮ
Дождевальные машиныдолжны равномерно распределять воду по полю, не создавая на его поверхности лужи стока воды. Размер капель при дождевании не должен превышать 1...2мм. Машиныдолжны обеспечивать заданную норму полива. В зависимости от типа почвыинтенсивность дождя должна быть: для тяжелых почв 0,1.0,3 мм/мин, для средних—0,2...0,3, для легких —0,5...0,8 мм/мин. Машины должны обеспечивать устойчивоеи равномерное внесение удобрений с поливной водой и не повреждать растения.
СПОСОБЫ ОРОШЕНИЯ
Орошением регулируютводный и тепловой режимы почвы, вносят растворы удобрений и удаляют из почвыизбыток солей, что позволяет повысить урожайность сельскохозяйственных культур.Орошение можно проводить несколькими способами: дождеванием, подпочвенным,поверхностным и капельным.
Дождевание — самыйраспространенный способ полива. Воду дробят дождевальными аппаратами машин иравномерно распределяют над орошаемой площадью в виде дождя. При таких условияхвода успевает впитаться в почву и на поверхности не образуются лужи, почва неуплотняется, а растения не повреждаются.
Преимущества дождевания:вокруг растений создается благоприятный микроклимат, влага наносится на листья.Однако при дождевании очень большое испарение, что требует больших норм полива.Кроме того, нельзя поливать в солнечную погоду, так как растения получаютожоги.
Поверхностный поливпроводят по бороздам, полосам или затоплением орошаемых участков. Этот способне требует использования специальных дождевальных машин, однако его можноприменять только на горизонтальных участках, т. е. необходима специальнаяподготовка поверхности поля.
Подпочвенное орошениепредусматривает подачу воды в почву на глубине 0,4...0,5 м по специальномудренажному трубопроводу или кротовинам. Вода подается к корням растений попочвенным капиллярам. При таком способе полива расход воды минимальный, нетиспарения ее с поверхности поля. Однако этот способ дорогостоящий пристроительстве и эксплуатации. Кроме того, его нельзя применять на песчаных исупесчаных почвах.
Капельное орошениеосуществляется путем подачи воды по трубам непосредственно к корням растений ивыпуска ее на почву каплями. Такой способ позволяет уменьшить расход воды посравнению с дождеванием. Его применяют при поливе культур защищенного грунта, вягодниках, садах и виноградниках.