Реферат по предмету "Ботаника и сельское хоз-во"


Деятельность Коне-Клуба "Йахо"

«ВЯТСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ»
Биологический факультет
Кафедра частной зоотехнии
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
На тему: «Деятельность Кони-Клуба «Йахо»

Оглавление
Введение
1. Обзор литературы
2. Характеристикахозяйства и условий работы     
3. Технология подготовкии использование лошадей в прокате
в КРБОО «Кони-Клуб «Йахо»
3.1 Цель и задачи работы
3.2 Материал и методикаработы
3.3 Результаты работы        
3.3.1 История созданияклуба и появления лошадей       
3.3.2 Породный состав
3.3.3 Принципысодержания лошадей. Распорядок дня
3.3.4. Кормопроизводствои кормление лошадей
3.3.5 Организация иприемы ухода за животными
3.3.6 Подготовка лошадейк работе на роупе в прокате
4. Выводы
5. Предложения
Список использованнойлитературы

Введение
Помере развития человеческого общества, в связи с механизацией основныхсельскохозяйственных и транспортных работ возрастает роль лошади как животногодля целей развития конного спорта, расширения возможностей организацииактивного отдыха человека (конный туризм, бега, скачки, народные игры), организациилечебной верховой езды (ЛВЕ) и т.п.
Всовременном мире интенсивной эксплуатации лошади благодаря широкомураспространению конного спорта, со своими четкими рамками, сжатыми срокамиподготовки и заездки молодняка, бесконечными тренировками, соревнованиями,делающими из лошади успешный бизнес, все меньше внимания стало уделятьсяфизиологичности и природности животных, что, в свою очередь, повлекло за собоймассу случаев «срыва» лошадиной психики (и не только), породило множествопроблем, которые принято считать недостатками самой лошади. Поэтому именносейчас все большее распространение начали приобретать нестандартные методыработы с этими животными, стало появляться все больше людей (а зачастую самихспортсменов), видящих всю нелепость и тупиковость происходящего, прекраснопонимающих, что это путь «в никуда». В конце XX – начале XXI веков началосьобразование множества школ и различных методик, посвященных поиску взаимопониманияи доверия лошади, появились отдельные люди, работающие с лошадьми «мягкимиметодами» и добивающиеся потрясающих результатов, ведь в отличие от спортаздесь нет предела совершенству.
Ксожалению, у нас в России пока нет школ, работающих в этом направлении(исключение «ЗАКРЫТАЯ» «Haute Ecole» АлександраНевзорова), поэтому развитие происходит только на любительском уровне методомпроб и ошибок. Одним из первооткрывателей тайны взаимоотношений человека и лошадистал и «Кони-Клуб «Йахо», освободив своих подопечных от любого болевоговоздействия, сняв «железо» и построив взаимоотношения на развитии доверия и интересак происходящему, как у лошади, так и у человека.

1.Обзор литературы
Можновыделить 2 основных направления развития «натуральных отношений» междучеловеком и лошадью – это непосредственно Natural Horsemanship — «Естественные Отношения» и NEVZOROV HAUTE ECOLE — «Высокая Школа» Александра Невзорова. Они не имеютни чего общего между собой, разве что другой взгляд на лошадь, который у нихтакже различен.
Движениепод названием Natural Horsemanship (NH) появилось чуть более 15 лет назад в США. Выросло оно изнового взгляда на езду в стиле вестерн, когда люди заинтересовались обучениемлошадей на основе их психологии, а не принуждения, а потом, по мере своегоразвития, перенеслось и на другие виды езды.
Natural Horsemanship неимеет единой школы и какой-либо сложившейся методики работы. Скорее этофилософия общения с лошадью, формирующая стиль мышления. Разные люди используютпри работе свои подходы, но опираются на единые принципы, ставшие основой NH.
ПоследователиNatural Horsemanship внимательно изучают поведениелошадей в табуне, модели «выяснения отношений» между ними, построение конскойиерархии. Важное значение отводится изучению «языка» лошади – языка поз идвижений. Знание психологии лошади активно используется в работе с ней.Большинство практических советов направлены на моделирование поведения лошади ина исправление тех или иных недостатков. При этом человеку предлагаетсяиспользовать естественные модели и мотивы поведения лошадей.
Лошадькак стадное (табунное вернее) животное постоянно нуждается в лидере илитоварище (каждый тренер считает по-разному, рассматриваются вариации пассивногои активного лидерства), в том за кем бы она следовала, не сопротивляясь, идобровольно подчинялась с полной уверенностью в своей безопасности.

Учитываяэто и многие другие особенности, система NH разрабатывает свои методики работыс лошадью, пытаясь доступно объяснить ей манеры поведения на понятном длялошади языке, не унижая ее и не ломая природной сути. Общение с лошадью, выполнениеей каких угодно команд и обучение строится не на принуждении, а на доброй воле.Лошадь слушается человека не потому, что боится, а потому что она хочет егослушаться и выполнять его указания, ей так спокойней и комфортней.
Natural Horsemanship универсальнои для любой лошади независимо от возраста, породы, роста, экстерьера и т.д.Главная задача системы сделать лошадь максимально безопасной в общении длялюбого человека, неважно на земле или под седлом.
Небывает плохих, наглых или злых лошадей. Бывают невоспитанные лошади. Поведениелошади формируется под воздействием определенного опыта, связанного с людьми,поэтому если лошадь ведет себя каким-то нежелательным образом, это означает,что ей это в свое время не «объяснили». Попытаться«объяснить» заново никогда не поздно!
Сейчасразработано много разных методик мастеров NH. Но когда человек начинаетзаниматься с лошадью он, как бы, разрабатывает свои методы и принципы работы,т.к. каждая лошадь индивидуальна и то, что подходит для одной, может совсем неподходить для другой, т.е. основа и принципы остаются те же, но сами занятия,их продолжительность и рамки развития могут меняться.
Всеобучение проходит в форме, так называемой игры, что гарантируетдоброжелательный настрой и интерес со стороны лошади. Большая часть егопроходит на земле («в руках») – это залог успешной работы под седлом [10].
Занятияпо системе естественных отношений – это, несомненно, труд для лошади, но нестолько физический, сколько умственный, да и с человека не 7 потов сойдет, а все10 пока он убедит, а не заставит лошадь себе уступить. Кроме того здесь необходимоумение полностью расслабляться как рядом с конем, так и верхом, что ещетруднее.

Этомуне учат в прокатах или конноспортивных школах, поэтому то, что со сторонывыглядит легкой игрой, для обучающего, на самом деле, превратится в нее оченьне скоро.
Нужнопомнить и о том, что установление отношений с лошадью происходит не тольконепосредственно в процессе занятий, но и в каждую секунду пребывания с ней.Необходимо постоянное спокойствие и контроль над своими действиями, а такжечастое простое общение, позволяющее лошади понять, что Вы друг, а не тот, ктоприходит к ней только тогда, когда ему что-то нужно [4].
Существуюттренера, работающие по данной системе, но, к сожалению, только за границей.Самые известных из них это: Монти Робертс, Пат Парелли, Марк Рашид, СтивХалфпенни, Клинтон Андерсон, Шарлотта Деннис, Линда Теллингтон-Джонс и др.Кто-то самостоятельно вырабатывал свои методы воспитания на основе многолетнихнаблюдений и работы с лошадьми, кто-то перенимал опыт у уже сложившихсямастеров, таких как этот же Парелли или Монти Робертс, а уже затем начиналдвигаться по собственному пути и разрабатывал свою методику (что иобуславливает большое количество различных школ, являющихся ответвлениямиединого направления).
ПатПарелли стал изобретателем самой массовой (по всему миру) системывзаимоотношений с лошадью, в которой почти нет наказаний, где все основано наиграх, мягкости и попытках постижения стиля лошадиной психологии. Патрассматривает диалог всадник-лошадь не с точки зрения человека, а с точкизрения лошади, что позволяет решать множество проблем и превратить лошадь иззапуганного раба в умного и инициативного партнера.
Длясвоих учеников Парелли предложил 10-ти уровневую программу подготовки. Главныйпринцип программы – самосовершенствование. Прежде чем что-то требовать отлошади, надо изменить себя [7, 13]. Самая знаменитая составляющая всей системыПата 1-го уровня «Партнерство» — его «7 игр», и это, пожалуй, лучшее, что в нейесть.
«7игр» Парелли хороши для простого приятельства с лошадью, судьба которойрасслабленный прогулки с всадником на спине, легкие и не глубокие элементы ездыи очень симпатичные отношения с человеком, что и великолепно, что и нужно для99% лошадей. Эти игры настолько способны «погасить» лошадь, ее совершенносумасшедшую природную энергетику (естественно «не ломая» животное, аисключительно принципом комфорта), что она действительно становится безопаснойабсолютно для всех – и детей, и стариков.
«7игр» — это те же «игры», в которые лошади играют и друг с другом, устанавливаяконтакты и определяя лидерство. Лошадь, которая выигрывает все «Семь игр»,становится вожаком табуна. Задача человека – стать таким же вожаком длясобственного коня.
Каждойигре присвоен порядковый номер, так как очень важно, чтобы обучение лошадипроходило в определенном порядке.
Игра1. Дружелюбная — в ходе этой игры лошадь должна усвоить, что человек достоин еедоверия и не причинит вреда, даже если мог бы.
Игра2. Дикобразная — учит лошадь уступать, отодвигаться от давления.
Игра3.Направляющая — учит лошадь двигаться после намекающего движения человека, недожидаясь самого касания. Для начала расстояние между человеком и конемминимально, со временем дистанция увеличивается.
Игра4. Йо-Йо — заключается в том, чтобы осаживать лошадь и возвращать обратно,пользуясь чумбуром или кордой. В итоге работы: лошадь уходит при легком взмахеруки человека и столь же легко возвращается к нему.
Игра5. Кружащая — напоминает работу на корде, но «Кружащая» игра значит намногобольше, она развивает лошадь морально, эмоционально и физически, которая учитсясохранять заданный аллюр и темп, пока человек не даст следующую команду.«Кружащая» игра — это сочетание «Направляющей», игры «Йо-йо» и направлениялошади по кругу.
Этаигра не призвана отработать лошадь на корде, здесь важно как она отходит накруг и насколько хорошо реагирует на легкие команды, подаваемые на расстояниипри минимуме движений управляющего.
Врезультате «Кружащей» игры человек приобретаете полный психологический иэмоциональный контроль над лошадью.
Игра6. Принимание — учит лошадь с равной легкостью двигаться как направо, так иналево. Она развивает гибкость лошади и ее баланс.
Игра7. Долой клаустрофобию — помогает коню стать храбрее и выдержаннее, заходить втесные помещения и передвигаться по узким проходам без принуждения. Эта же играпомогает не бояться лошади самостоятельно входить в коневозку, душевую илистартовую кабину [9, 14].
Кромеметодик Пата Парелли популярны, так же, принципы работы Марка Рашида и МонтиРобертса. Что касается последнего, то его метод мягкого обучения, получившийназвание «Джойн-Ап» («join-up» – «присоединение»), большеподходит, скорее, для диких лошадей или лошадей, выросших в табуне, ни когда неимевших тесного контакта с человеком.
Монтиобратил внимание на индивидуальный метод общения лошадей, выделил более 170сигналов и жестов, которыми обмениваются члены табуна, назвал их «языком Equus»и доказал, что человек в состоянии им пользоваться, а, применяяего умело, – строить коммуникации и доверие лошади, позволяющие небывалобыстро и эффективно тренировать её [5, 15].
«Join-up» — процесс, при котором человек и лошадь благодаря общемуязыку налаживают основу общения для доверия и совместной работы. В этомпроцессе нет места для насилия и принуждения. Оба партнера решают самостоятельно,какой выбор они сделают.
Самоенеобходимое в обучении – это терпение и спокойствие. Настоящий тренердобивается от лошади правильного выполнения задания, чтобы ее похвалить, а неждет, когда лошадь сделает ошибку, чтобы ее наказать.
МонтиРобертс обычно работает с дикими лошадьми в круглом загоне («бочка» в 16 м2).Для начала он делает в сторону коня широкие движения и издает звуки характерныедля хищника, которые вынуждают лошадь бежать прочь. А затем Робертс предлагаетживотному выбор: продолжать убегать или присоединиться к нему («join-up») и почувствовать себя в полной безопасности. На «языкеEquus» Монти спрашивает у лошади: «Доверяешь ли ты мне вести наш табун ипойдешь ли ты за мной?» И на этот, хорошо понятый ей вопрос, лошадь быстроотвечает. Сперва она поворачивает к тренеру настороженное ухо, затем начинаетзевать и облизываться и, наконец, опускает вниз голову в знак абсолютногодоверия. Далее Робертс продолжает занятия, используя все тот же пассивный языкжестов: он поворачивается спиной к коню и, не сохраняя зрительный контакт,убеждает его подойти. Робертсу достаточно лишь полчаса, чтобы лошадь проникласьк нему доверием.
Чтокасается Марка Рашида, то он, в отличие от многих тренеров, практикующих«естественные отношения», и утверждающих, что человек должен стать для своейлошади доминантным членом табуна (иначе говоря «лошадью-альфа»), полагает, чтолошадь ни при каком раскладе не видит в человеке члена своего табуна, тем болеедоминантного, мотивируя это тем, что эти животные достаточно умны, чтобы спервого взгляда распознать, лошадь перед ними или нет.
МаркРашид разработал свою методику, направленную на полное взаимопонимание человекаи лошади, назвав ее «Пассивное лидерство». «Пассивные лидеры» — лошади,прекрасно существующие в центре самой табунной структуры, которые, впротивоположность «альфа-лидеру», постоянно доминирующим над всеми, стараютсяжить в мире с окружающими. «Пассивный лидер» применяет силовое воздействиетолько в крайнем случае, например, чтобы расчистить себе путь к какой-токонкретной цели. Эти кони действуют с мягкой настойчивостью, увлекая другихсвоим примером. В результате, куда бы они ни пошли, изрядная часть табунаследует за ними.
Поэтомуосновная задача человека – установить со своей лошадью такой же тип взаимоотношений,при котором конь будет охотно следовать за ним и с удовольствием выполнять все,что от него просят. Прежде всего, необходимо найти способ вызвать у лошадижелание доверять своему хозяину.
Приведяэти примеры я хотела показать насколько различны подходы и взгляды могут бытьдаже в пределах одной системы. Последователей Natural Horsemanship объединяет желание сделать общениемаксимально комфортным и приятным как для человека, так и для лошади, исключивпринуждение и наказания. В работе используется только «мягкое» трензельноежелезо, «естественные хакаморы», «естественные недоуздки» (Rope halter), в зависимости от того, насколько серьезно ведется работас конкретной лошадью и насколько хозяин готов ей доверять. Элементы программ Natural Horsemanship используют в своей работе инекоторые спортсмены, решившие лучше понять своих лошадей и устранить проблемы,обуславливающие полный отказ лошади работать.
Еслирассматривать «Haute Ecole» Александра Глебовича Невзорова, тоэто уже совершенно другая история.
Он,как и его учитель Марио Люраши, взялся за полное восстановление стариннойфранцузской школы «Haute Ecole» — «Высокая школа», со всеми ее элементами, ноуже сняв с лошади «железо» и предоставив ей полную свободу и выбор, непринуждая и не наказывая, ведь самый быстрый и легкий путь к потере довериялошади – это ее ударить.
«Haute Ecole» изобрела универсальную формулу, которая вприложении к каждой конкретной лошади дает потрясающие результаты, исключающиенасилие и наказание.
ü   Если лошадь что-то не делает — то еепросто этому не научили.
ü   Если лошадь что-то делает плохо —значит, ее плохо научили.
ü   Лошадь всегда права.
Все,чему учит школа «NEVZOROV HAUTE ECOLE», основано на точном, безупречном знаниииппологии, открытиях ветеринарной медицины, на практически совершенном (длявсех учеников) знании анатомии, физиологии, биомеханики лошади, истории,даосизма, дзен-буддизма, естественной истории. Для всех учеников являетсяобязательным участие во вскрытиях, препарациях, анатомировании, чтобы идеальнопредставлять себе работу миологического аппарата лошади, действия ивзаимодействия мышц, чтобы видеть своими глазами разрушения организма,причиняемые конным спортом или любым другим безграмотным и жестоким способомвзаимодействия лошади и человека [12]. Школа «NEVZOROV HAUTE ECOLE» не приемлетни какого другого взгляда на лошадь, кроме своего собственного, ибо этот взгляднаучно обоснован, логичен и верен, а значит, любая другая точка зрения простоне имеет право на жизнь.
Какя уже говорила «Haute Ecole» — это «закрытая» школа, попасть вкоторую может только человек, обладающий исключительным «лошадиным талантом».Объясняется это и как минимум тем, что: «Если что-либо становится общедоступно,то оно сразу же теряет свою ценность» [1].
Всистеме Невзорова запрещено использование даже недоуздков, не говоря уже овсякого рода «лошадиного железа» и других принудительных средств воздействия.Вообще наличие аксессуаров и атрибутики, связанной с конным считается дурнымтоном, противоречит духу и уставу школы. В работе используется только кордео(тонкий кожаный ремешок или веревочка (зашитая в «кольцо») на шее лошади),играющее, в основном, «поднимающую» роль при обучении лошади «испанскому шагу»или «караколю». Так же кордео служит для подсказки высоты подъема корпуса на«песаде», амплитуды движения на «балансе» и т.п..
Вторая,очень важная вещь для работы в школе «NEVZOROVHAUTE ECOLE» — это короткий, сухой прутик, например, боярышника,используемый для «туширования» (l’attouchement – (фр.) прикосновение), т.е. для подсказкилошади ритма, темпа, высоты подъема ног.
Используетсяневесомый прутик, а не этот же хлыст, еще и потому, что даже при неосторожномдвижении воспитателя прутик не причинит вреда, а как инструмент он в миллионраз маневреннее и нежнее, что предельно важно при «тушировании» сверху. Сделать«туширование» абсолютно понятным возможно лишь тогда, когда оно становитсядействительно бесконтактным, т.е. когда прутик не касается лошади, а лишьобозначает для нее ритм, ощутимый для лошадиной кожи шевелением воздуха отсвоего движения. Так же для бесконтактного «туширования» применяется шамбриер вкачестве длинной руки при работе на лонже (на корде). Ни шамбриера, ни прутикалошадь не должна бояться и при рассекании ими воздуха в 5 см. над ее ушами вхудшем случаи должна быть полностью равнодушна.
Чтокасается «лонжировки», то она разрабатывает мощь, вымах, отчетливость движений,которые появляются у лошади от ощущения простора и возможности быть размашистойи яркой, что не всегда возможно «в руках». Категорически запрещено использоватькорду, как средство удержания лошади. Корда (лонжа) – символ для лошади связи своспитателем, если она хочет оборваться с корды, унести, потащить – значит, онапопусту разрывает связь и надо начинать снова заниматься «в руках».«Лонжирование» никогда не может быть средством заставить лошадь «выпуститьпары» или размяться. Нет ни чего более опасного для суставов и интеллекталошади, чем пустое гонянье на корде, в любом возрасте. Разминка проводитьсятолько по прямой на шагу или энергичной рыси рядом с человеком. Разминать можнои с помощью «кранчей» или других мягких гимнастических упражнений, использоватьапортировочные предметы, тумбы и другие развивающие игрушки.
Большоезначение отводится обретению лошадью естественного сбора, который она всостоянии регулировать сама, его величину и продолжительность. Ни какиемеханические средства для его достижения не используются. Езда верхом без сборакалечит спину лошади, езда верхом в принудительном сборе с помощью уздечкитрагически травмирует лошадь, калечит спину, шейный, поясничный отделыпозвоночника практически безвозвратно.
Занятиядлятся не более часа с переменками через каждые 10 минут, при этом кордеоснимается, а вместе с ним отменяются все дисциплинарные рамки. Здесь становитсявидно насколько буйны, вспыльчивы и горячи лошади, которых воспитывает А.Г.Невзоров. В противоположность последователям NH он делает все, чтобы вдохновить,«разжечь» лошадь, заинтересовать ее и раскрыть весь ее природный потенциал.Лошади обожают такие игры, и все воспитание начинается с приучения лошадииграть с человеком, как с другой лошадью. Порой очень жестко, драматично инапряженно, т.к. здоровую лошадь хорошей крови переполняет ее собственная мощьи озорство.
Идеальнаядисциплина – когда возбужденная, «воспламененная» эмоциями и адреналиномлошадь, желающая бесится и беспредельничать, мгновенно сосредотачивается,становится серьезной и исполнительной. Причем, стоит спешиться и лошадь сноваготова играть, но лишь до той секунды, пока ей предлагает играть человек.
Однаконельзя требовать абсолютной точности и красоты исполнения какого-либо изэлементов, существует риск перегрузить лошадь, ведь искренне стараясь выполнитьпросьбу человека, она может заработать себе растяжение и, в последующем, этоупражнение будет причинять боль, а значит, потеряет для лошади все своеочарование и превратится в наказание. Как результат – лошадь не будет его любит,а значит никогда не выполнит его хорошо.
Всеэти старания сводятся, опять-таки, к одному – к завоеванию полного доверия иуважения лошади, к обретению права руководить ей и просить, к возможностиинтересно, весело и с пользой проводить совместное время, а для этого не нужны«механически» отточенные движения, а важно лишь желание лошади быть рядом,слушать и контактировать. Задача же обучающего быть как можно понятнее длялошади.
Ктому же работа лошади, остающейся свободной – это единственный способ не сделатьее инвалидом. Человек не может заставить лошадь сделать что-либо, что причинитей боль или травму. За конем всегда остается право отказаться от того, чтопоказалось ему неудобным или болезненным [3].
ВКРБОО «Кони-Клуб “Йахо”» применяется сочетание всех этих, казалось бы,совершенно разных методик. Основа работы взята Natural Horsemanship и преобразована под конкретныеусловия работы, конкретные цели и индивидуальный характер каждой лошади.
Практикуетсяиспользования Пареллиевских «естественных недоуздков» — роупхалтеров (железо неодевается никогда, даже при выезде в поля), мягкое и бережное отношение клошадям, исключающее силовое воздействие, любого рода наказания, применениешпор, мартингалов и другой бессмысленной амуниции (кроме седел, конечно же).
Основойпервоначальной подготовки лошади является сочетание различных методов работымастеров NH, но в преобразованном виде, целью которых, в первую очередьявляется, завоевание внимания и доверия лошади. Все это помогает находить общийязык и предотвращать возникновение различных конфликтных ситуаций,предупреждать появление вредных привычек и заболеваний у лошадей. При этомпредпочтение отдается, все же, больше «Пассивному лидерству» (рассмотренномумною в методике Марка Рашида), хотя, конечно же, каждый хозяин занимается слошадью по своей, индивидуально подогнанной к их отношениям системе — выбирает,что им ближе.
Изсистемы «Haute Ecole» была заимствована работа на кордео в сочетании сразучиванием элементов этой школы, позволяющих развивать лошадь интеллектуальнои физически. Она, так же, предполагает и большую свободу действий для лошади(разрешено «дуреть», беситься, вставать на дыбы, отбивать задом и т.п.,естественно в определенное время и в определенном месте).
Освоениевсех методик в «Кони-Клубе» проходило самостоятельно методом проб и ошибок.Постепенно нарабатывался опыт, и накапливались знания, что-то легкоприживалось, а что-то не давало нужного эффекта и отсеивалось за ненадобностью.
Всюинформацию о нестандартном воспитании лошадей членам «Кони-Клуба» приходилосьискать самим, так как этим в Кировской области ни кто не занимается, спроситьсовета не у кого, а научной литературы в России по данному вопросу выпущено небыло.
Огромнойнаходкой оказался сайт «Старый друг» — www.filly.msk.ru – это первый в Россиисайт, полностью посвященный методам Natural Horsemanship. Нанем широко обсуждаются различные методики воспитания, предлагаются вариациипоиска доверия и установления взаимоотношений человека и лошади. Информацияполучена из переведенных статей американских авторов — мастеров NH. Кроме тогосвоим опытом делятся и те, кто, как и «Кони-Клуб», самостоятельно испробовалэту систему в России, рассказывают о впечатлениях и дают советы.
Помимосайта статьи Пата Парелли в переводе Дарьи Кузовлевой печатались в журнале«Конный мир» (в каждом номере за 2004, 2005 гг.; № 4, 5, 6 за 2003 год; № 2 — 2006 год и др.). В них рассказывалось о системе Парелли, его «7 играх»,давались практические рекомендации и советы как поступать в той или инойситуации. Статьи Монти Робертса печатались в журнале «Коневодство и конныйспорт» (2004 — № 6; 2005 — №1) и журнале «Конный мир» (2006 — № 3), но егометод «join-up» в «Кони-Клубе» не практикуется. О Марке Рашиде и егопринципах воспитания лошадей так же рассказывалось в журнале «Конный мир» за2006 год – номера 5, 6 и 7.
Вообщев журнале «Конный мир» за разные годы было напечатано много статей, посвященных«естественным отношениям» между человеком и лошадью и мастерам NH. Особенно впоследнее время все больше уделялось внимание решению конкретных проблем, а неразъяснению, что такое Natural Horsemanship изачем оно нам надо.
Крометого вопрос об NH поднимался и в журнале «Золотой мустанг» (2005 — № 1), широкообсуждаема эта проблема и в серии журналов «My horse».
ИмяАлександра Невзорова в рядах лошадников впервые прозвучало в журнале «Конныймир» 2002 года № 1. В то время в систему «NEVZOROV HAUTE ECOLE» пихалиабсолютно все: и «естественные отношения» и старинную «Haute Ecole».Действительно, Невзоров учился и у Пата Парелли, и у Марио Люраши, и у многихдр. знаменитых конников, чьи имена в России узнали в основном благодаряАлександру Глебовичу. В тот период как раз происходило становление Невзоровской«Haute Ecole», поиск того нужного и правильногоотношения человека к лошади. Невзоров уже говорил о другом взгляде на лошадь,нелепости жестокости и наказаний, но все еще использовал шпоры и «железо», откоторых в скором времени отказался (буквально в этом же году). В «Конном мире»за 2002 год — № 3 вышла статья о Невзорове и Люраши. А в 2004 году на первом каналезакончился показ 10-ти серийной «Лошадиной энциклопедии» где в пух и прах«разносилась» сама идея конного спорта, доказывалась его жестокость иубийственность для лошади, в то время как подопечные Александра Глебовича, ужебез каких либо приспособлений, выполняли всю «Haute Ecole» от испанского шага до каприолей. Причем рыжая кобылаЛиписина обучалась изначально без недоуздков и «железа». Фильм сразу же получилширокий резонанс, в том числе и злобные высказывания, но в то же время огромноеколичество конников задумались над правильностью своих действий и выбранногопути. Это послужило своеобразным «толчком» для появления множества любителей,самостоятельно пытающихся обучить своих лошадей если не курбетам и каприолям,то хотя бы доверию. В их рядах оказались и члены «Кони-Клуба “Йахо”».
Подиздательством «NEVZOROV HAUTE ECOLE» выпускаются книги и диски, но ни где Вы ненайдете как нужно обучать лошадь. Невзоров рассказывает только основныепринципы работы, показывает результат – то, каким должно быть взаимное общениечеловека и лошади. А сможет ли кто-либо это воплотить – дело его таланта,чувства и знания лошади.

2.Характеристика хозяйства и условия работы
Кировскаярегиональная благотворительная общественная организация «Кони-Клуб “Йахо”»расположена в Кировской области не далеко от поселка городского типа Ганино, натерритории бывшего пионерского лагеря «Огонек».
Конюшнянаходится во II климатической зоне, в Волго-Вятском регионе. Климатумеренно-континентальный с умеренно теплым летом и холодной снежной зимой.Средняя температура в зимний период года составляет –12˚С, в летний — + 18˚С.
Всятерритория лагеря (общей площадью 12 Га) располагается в смешанном лесу,поэтому почвы довольно бедные, песчаные и подзолистые с характернойрастительностью (в основном с преобладанием мха и диких ягод).
Господствующийветер юго-западный. С северо-запада приходят фронты дождей и грозы, с юга –жара и антициклон. Но на самой территории «Кони-Клуба» практически всегдабезветренно – ее отлично защищают высокие сосны, в среднем ярусе – густые ели,а понизу расстилаются заросли березы, рябины и других мелких кустарников, также препятствующих свободному «гулянию» ветра.
Натерритории лагеря расположена всего одна конюшня, перестроенная из бывшегоклуба пионеров. К лету 2008 года в ней содержалось 16 лошадей. Территория клубапо периметру обнесена сплошным деревянным двухметровым забором. Часть восточнойграницы формирует река Прорва, что хорошо видно на рисунке 1. На территориюимеются 2 въезда и выезда, представленные двойными железными воротами высотой,также, около 2 м. Одни из них служебные – всегда закрыты на замок, имипользуется только персонал. Вторые запираются только на ночь, а днем простозакрыты на засов, чтобы клиенты могли входить на территорию, но лошади не могливыйти.
/>
Рисунок1 – Схема генерального плана предприятия:
1          - площадка дляхранения сена;
2          - площадка дляхранения подстилки;
3          - конюшня;
4          - манеж дляпроката и тренинга;
5          - прогулочныйкруг для проката и тренинга;
6          - площадка для хранениянавоза;
7          - скважина дляподачи питьевой воды;
8          - насосы дляподачи воды;
9          - домики сбанями;
10       - туалет;
11       - столовая сверандой для отдыхающих;
12       - производственно-складскиепомещения;
13       - домикиперсонала.
Примечание:пунктиром на схеме указаны строящиеся объекты, еще не имеющие функциональногозначения.
Поцентру изображена дорога прогулочного круга, длиной 700 м, занимающаязначительную часть лагеря и используемая для проката новичков в поводу исвободной езды уже опытных всадников.
Длякаждодневного тренинга и проката имеется специальный небольшой манеж, немногоудаленный от самой конюшни.
Такжена территории ведется строительство 2-х новых бань (что отмечено на генеральномплане) для повышения доходности организации и строительство первого в нашейобласти крытого манеже для занятий верховой ездой и тренинга лошадей внезависимости от сезона и погодных условий.
«Кони-Клуб»- это благотворительная организация – живет на пожертвования, имеет заработок стренингов и обучения верховой езде, с организации верховых прогулок затерриторией. Кроме того, устраивает детские праздники, раз в год оказываетпомощь детскому дому для детей с отклонениями, проводя благотворительныепоказательные выступления с лошадьми, является посредником между теми, ктонуждается в помощи и теми, кто готов ее оказать.
Помимоконюшни на территории клуба имеется множество объектов не связанных с лошадьми,которые так же приносят доход.
«Кони-Клуб»может предоставить ночевку на территории, гостевую комнату, домик с баней, мангальноеместо, место для волейбола, настольного тенниса, лыжной прогулки, пейнтбола начасти своей территории и др.
Такжеорганизация продает навоз; по особому заказу проводит развивающиеиндивидуальные или групповые тренинги и игры; содержит частных лошадей.
Воспользоватьсяуслугами «Кони-Клуба» может каждый. Опытные и внимательные инструктора взависимости от уровня подготовки всадника предлагают наиболее продуктивный ибезопасный способ езды.
Вштатный состав сотрудников входят:
ü  старшийинструктор — Назарова Надежда Юрьевна;
ü  инструкторвыходного дня – Маслова Ирина Игоревна;
ü  инструктором — Жолобова Мария Викторовна.
Кромеинструкторов для людей в клубе имеется свой берейтор – Труль НатальяВикторовна. Она главный консультант по работе с лошадьми.
Наконюшне работают и ухаживают за животными 6 коневодов. Из них двое постоянных:Румянцева Мария и Тахоутдинова Елена – работают по двое суток на неделе, ичетверо подменных: Жолобова Мария, Булычева Анастасия, Ветошкин Константин –работают по одним суткам на неделе и Яровикова Яна – коневод по меренадобности.
Управляющий«Кони-Клуба» — Дорофеева Любовь Валерьевна. Председатель правления и владелецвсей территории — Ковригин Юрий Евгеньевич.
Крометого на конюшне имеется свой постоянный слесарь-ремонтник, который выполняетремонт конюшни по мере необходимости. Раз в 1-1,5 месяца приезжает ковальАлександр Стрелков.

3.Технология подготовки и использование лошадей в прокате в КРБОО «Кони-Клуб“Йахо”»
3.1Цель и задачи работы
Цельработы: изучить деятельность «Кони-Клуба “Йахо”» и наметить пути ее расширения.
Задачи:
ü  изучить историюсоздания «Кони-Клуба»;
ü  датьхарактеристику конепоголовья и порядок его использования;
ü  описать основныеприемы подготовки лошадей к работе на роупах в прокате.
3.2Материал и методика работы
Дипломнаяработа выполнена в период зоотехнической производственной практики в«Кони-Клубе “Йахо”» (июль 2008 года). До практики был изучен курс«Коневодство», выполнена курсовая работа по характеристике лошадей верховыхпород, изучена литература по конному спорту и использованию лошадей дляактивного отдыха человека, конного туризма, игр, организации верховой лечебнойезды, приемам тренинга лошадей и т.п.
Методданной работы скорее носит описательный характер. В период производственнойпрактики были отработаны приемы ухода, кормления, выгула и обращения сживотными. Кроме того, на практике ознакомилась с иерархическими отношениями втабуне, способами взаимоотношения коней между собой, а также с методами безнасильственного воспитания лошадей, без применения «железа» и наказаний любого рода,с техникой переучивания лошадей для езды на роупе и кордео, с методикойразвития у лошади доверия и желания сотрудничать с человеком.
Помимоэтого была изучена история создания клуба и формирования конепоголовья,ознакомление с опытом открытия своей частной организации.
3.3Результаты работы
3.3.1История создания клуба и появления лошадей
«Кони-Клуб»был образован 10 апреля 2005 года любителями лошадей, которые отступили отобщепризнанных методов работы и стали заниматься со своими любимцами пометодике Natural Horsemanship там, где бы им ни кто не запрещал.Изначально было всего 3 лошади: Герди, Чибис и Банзай. Территория была взята варенду, как и помещение под конюшню.
Этобыл полуразрушенный бывший клуб пионерского лагеря, и работа по обустройствудома для лошадей была проделана колоссальная.
Начиналосьвсе с обычного проката, только люди сами приезжали в клуб, чтобы научитсяездить верхом или съездить на верховую прогулку к озеру. Обучение сразу велосьна веревочных недоуздках (роупах).
Засчет этого жили почти год, затем стали постепенно расширяться, появились новыелюди, новые лошади.
Вконце весны 2005 года были выкуплены из частных рук Александра Солодянкина 4умирающие лошади: Холидей, Росинка, Кармелита и Бриз. Это были скелеты,обтянутые кожей, шерсть слазила целыми пластами, лошади еле держались на ногах.Бриз у прежних хозяев перенес пневмонию, но его не лечили вообще. В итоге,позднее ему была поставлена эмфиземе легких и астма, одно легкое вообще было «втряпочку», кашлял кровью, наблюдались двусторонние истечения из носа. Акогда-то Бриз стоял на Кировской ГЗК и был оценен классом элита.
В«Кони-Клубе» у него появилась хозяйка Жолобова Мария, которая взяла на себя всезаботы по восстановлению здоровья этой лошади (медленно ходила с ним в поводу,постепенно разрабатывая легкие, делала массаж всего тела и т.п.). Кроме тогоБризу 2 раза в год колют гормоны, а при ухудшении состояния – антибиотики.
Холидейтоже до того, как попал в частные руки стоял на Кировском ипподроме. Там емупорвали рот «железом», было повреждено мягкое небо. При попытке надетьнедоуздок страшно хрипел и приходил в панику.
Приспокойном и мягком обращении все проблемы постепенно ушли, но лошадь до сих пороткровенно комплексует по поводу того, что делать можно и чего нельзя: все ещебоится поднимать ноги, только недавно перестал вздрагивать при взмахе хлыста,лишь весной 2009 начал делать сбор (по видимому память о прежней боли отнасильственного сбора долго давала о себе знать).
Кармелитапопала в частные руки Солодянкина от цыган. Когда привезли в «Кони-Клуб» былаочень нервная, пройдя шагом один круг в 700 м, тут же становилась вся мокрая отпота. Впоследствии это стала самая красивая бескомплексная кобыла.
Росинкутоже откормили, она родила Гриню от Герди. Затем кобыла была продана в хорошиечастные руки в Чуманеево.
Позжес ипподрома привезли Грома, где ему была поставлена эмфизема легких. Коньстрашно хрипел, особенно при седловке, у него был затруднен выдох, наблюдаласьаллергия на седлание в виде волдырей размером с «яблоки». Не подпускал ни кого,при любом удобном случае бил задом. Когда сняли «железо» все проблемы исчезли.Сейчас это один из лучших меринов для проката.
Весной2007 года привезли кобылу Тори с Потаповской конюшни. У нее непроходящая травмавенчика левой задней ноги. Похоже, что эту двухлетку зверски заездили. Ктовидел ее до заездки говорят, что это совсем другая лошадь. Некогда веселая,игривая и полная интереса к жизни кобылка теперь безразлична ко всему. Она сбольшим трудом и неохотой выполняет даже самые простые просьбы. С удовольствиемгуляет с другими лошадьми, но равнодушна к людям.
Весной2008 года в «Кони-Клуб» поступило еще 6 лошадей из ОАО «Нолинскаяптицефабрика», в том числе кобыла Достойная, которая в скором времени родилазамечательную Канаду.
3.3.2Породный состав
Летом2008 года на конюшне насчитывалось 16 голов лошадей 4-х пород и их помесей.Преобладающая порода – орловский рысак. Это светло-серый мерин Весенний Гром(Гвалт – Верь Мне) 2000 г.р.; ожеребившаяся гнедая кобыла Достойная, она жеДося (Дикарь — Спарта) 2001 г.р.; ее жеребенок Канада (Карбас — Достойная)гнедая кобылка 2008 г.р.; 2-х летняя гнедая кобыла Вильма (Ветер — Миопия);16-ти летняя серая кобыла Пальма (Мазок — Пикша) и ее дочь 8-ми летняя кобылаПаллада — по документам Доплата (Дикарь — Пальма) гнедой масти.
Крометого имеются 3 лошади русской рысистой породы: светло-гнедой мерин Морсой Бриз,он же Блюз (Зарасай — Бирюза) 1996 г.р.; гнедой двухлетний жеребец Герцог(Гранд Лоу — Газоль) и темно-гнедой двухлетний жеребец Магнат (Мартель — Гузаль).
Рыжиймерин Холидей (Халхин-Гол — Линда) 1997 г.р. – латвийской породы. Кроме того наконюшне имеется много помесей: гнедой жеребец Герди (Дипломат — Грунтовая) 1997г.р. – латвийско-рысистая помесь; его сын Гриня (Ринго) 2007 г.р. имеет ¼крови латвийской породы (по отцу) и ¾ русской рысистой породы. МатьГрини – Росинка, была русской рысистой кобылой. После отъема жеребенка еепродали. Темно-рыжая кобыла Кармелита, неизвестного происхождения, тяжеловознаяпомесь около 1998 г.р. Гнедой восьмилетний мерин Чибис (Чингисхан — Астра) –рысисто-тяжеловозная помесь и гнедой мерин Банзай (Байкал — Звезда) 2002 г.р. –на половину русский рысак.
Такимобразом, в «Кони-Клубе» преобладают кобылы орловской рысистой породы. Покрыватьэтих кобыл пока некем, так как единственный взрослый жеребец Герди – латвийскаяпомесь и является улучшателем только для тяжеловозной Кармелиты. Но это малоразочаровывает, так как племенная работа и получение жеребят, все же, неявляется целью данной организации.
3.3.3Принципы содержания лошадей. Распорядок дня
Системасодержания лошадей в «Кони-Клубе» скорее напоминает культурно-табунную: летомкони работают в прокате с 7 до 9 часов утра, отстояв после кормежки не менее 1часа, и вечером с 19 до 21 часа (когда меньше жарко). При хорошей погоде, когданемного насекомых, количество дневных прокатных часов может быть увеличено прибольшом количестве клиентов. Остальное время, в перерывах между работой икормлением лошади свободно гуляют по территории лагеря. Раздельно выпасаютсяжеребцы и кобылы (обычно одни гуляют до обеда, другие после). Меринам везетбольше – они гуляют и с теми, и с другими, но и работают больше всех.
В21 час лошадей ведут пастись в луга до23, иногда до 00 часов. Там же, прижелании, производится купание лошадей в озере Келейном. Если нет паутов, токупать водят и в утренние часы перед обедом.
Зимойлошади работают пока светло: с 8 до 10 часов и с 11 до 16 часов. Остальноевремя также гуляют по территории лагеря, если позволяет погода.
Привыгуле лошадей необходимо следить, чтобы все ворота были закрыты, иначе конимогут самостоятельно уйти в поля, что летом в утренние часы чревато поеданиембольшого количества мокрой свежей травы, а также опасно из-за излишнейдоверчивости животных.
3.3.4Кормопроизводство и кормление лошадей
Однойиз скорее отрицательных особенностей «Кони-Клуба» является отсутствиесобственных кормовых угодий, т.е. не происходит заготовки сена, не высеиваютсякормовые культуры. Организация не имеет, так же, ни машин, ни оборудования дляэтих целей – все корма приходится закупать.
Сенолуговое приобретают в Орловском районе. Его привозят в виде рулонов по 14 штукпо мере съедания (примерно раз в 2 недели).
Овеси комбикорма (универсальная кормовая смесь) закупают на базах. Зерно-смесь иячмень – в «Киров-Зерно».
Всекорма хорошего качества, с приятным запахом, без плесени и затхлости, ссоответствующим внешним видом и консистенцией. С удовольствием поедаютсяживотными.
Свежеесено очень хорошего качества: зеленоватого цвета, с приятным свежим запахом,хорошо просушенное, не пыльное, не крупное, с редкими включениями грубыхстеблей. В его составе можно обнаружить: тимофеевку луговую, полевицу белую,клевер красный, мятлик луговой, пырей, небольшое количество вики, осота иосоки, подорожника, донника белого, сурепки, одуванчика и совсем редкиевключения зверобоя, мха и горца птичьего.
Зерновыекорма и комбикорм хранятся в мешках, непосредственно в самой конюшне (в углу уденника). Сено в рулонах складируют на улице на временной площадке для егохранения. В будущем для этих целей планируется построить специальный крытыйсенник.
Всреднем на одну голову в сутки затрачивается 4 кг комбикорма и столько же овса.При отсутствии последнего (как было во время прохождения моей практики) егозаменяют меньшим количеством цельного (или дробленого) ячменя. Дневной рационна июль месяц 2008 года представлен в таблице 1.
Нормыи рационы кормления пересматриваются каждый месяц и меняются в зависимости отнагрузок, сезона года и кондиции животных.
Таблица1 Суточный рацион кормления лошадей в КРБОО «Кони-Клуб «Йахо» на июль месяц2008 годаКличка лошади Кормление утреннее дневное вечернее Чибис 1,5+я 1,5+я 1+я Герди 2+я 2+я 2+я Холидей 1+я 1,5+я 1,5+я Весенний Гром 1 1+я 1,5+я Банзай 1 1+я 1+я Магнат 1 1,5 1,5 Герцог 2 2 2 Пальма 1 1 1 Вильма 1 1 1,5 Кармелита 1 1 1 Ринго (Гриня) 1 1 1 Lucky Star (Тори) 1 1+я 1,5+я Паллада 0,5 1 1 Достойная (с Канадой) 4+я 4+я 4+я Морской Бриз 1+3я 1+3я 1+3я
Примечание:
ü 0,5; 1; 1,5; 2; 4– количество кг комбикорма.
ü я; 3я –количество кружек ячменя (по 0,2 кг каждая)
Наиболееобильное кормление получает кобыла Достойная, т.к. она находится на подсосе.Меньше всех получают неработающие лошади или работающие редко, годовалый Гриняи молодые кобылы.
Сенауходит в сутки около 7 кг на одну голову. Нормы его дачи очень сильноколеблются и в зимний период значительно возрастают. Подсосных кобылдополнительно подкармливают. Жеребята с раннего возраста (например Канада ужесо 2 дня) начинают, подражая матери, имитировать поедание, а затем и съедаютсено потом начинают пробовать и другие корма. В 3-х месячном возрасте жеребенокполучает свою норму (половину от обычной), которую постепенно с возрастомувеличивают, исходя из кондиции матери.
В6-ти месячном возрасте производят отъем.
Концентрированныекорма скармливают лошадям из индивидуальных алюминиевых тазиков. Для кашляющихлошадей, имеющих проблемы с органами дыхания, сено и концентраты предварительносмачивают водой.
Поениелошадей производится в ручную – из ведер. Средняя потребность в воде составляет60 л в сутки на одну голову. Воду через шланг наливают из бака, расположенноговнутри конюшни над дверьми, в который она накачивается электрическим насосом изглубинной скважины, находящейся возле конюшни. После каждого поения необходимовключать электронасос и набирать в бак воды для последующего поения, а так жесполаскивать ведра. Вода в скважине чистая, подходящая для питья и животным, ичеловеку.
Влетний период лошадям предоставляется ежедневный выгул по территории лагеря,но, как уже упоминалось выше, почвы очень бедные. Лошади поедают в основномнебольшие участки растительности и кустарники, с удовольствием объедают листья березы.Просмотреть места выгула лошадей на территории «Кони-Клуба» можно на рисунке…
Прихорошей не жаркой погоде в предобеденные часы лошадей водят пастись в луга илив вечерние и ночные часы при большой дневной активности насекомых. Места выпасарасположены не далеко от лагеря на расстоянии 800-1000 м в пойме озераКелейного, обладают хорошим характерным травостоем, обеспечивающим потребностьлошадей в зеленой массе на летний период.
Приочень жаркой, сухой погоде и большом количестве насекомых лошади полностьюотказываются от прогулок и работники конюшни самостоятельно заготовляют для нихзеленую массу на день (косят вручную в лугах и привозят на тележке, раздаютлошадям).
Режими порядок кормления лошадей описаны в таблице 2.
Таблица2 Режим кормления лошадей в зависимости от сезона года в КРБОО «Кони-Клуб«Йахо»Кормление Время раздачи, ч Сено Вода, концентраты Летний период утреннее 5:00 6:00 дневное 12:00 12:30 — 12:40 вечернее 23:00 00:00 Зимний период утреннее 6:00 7:00 дневное 12:00 12:30 — 12:40 вечернее 20:00 21:00
Впереходный период кормление производится по летнему или зимнему режиму, взависимости от погоды.
Вначалевсегда раздается сено, через час лошадей поят (минимум через 30-40 минут),затем сразу дают концентраты. До работы после еды дается отдых не менее часа.
3.3.5Организация и приемы ухода за животными
Лошадиподвергаются ежедневной утренней чистке и чистке перед седланием, которуюпроводят прямо в деннике и реже на улице. Для каждой лошади имеется свойиндивидуальный набор щеток и других средств ухода, которые хранятся в седельнойв специальных переносных пластиковых ящичках из под инструментов.
Периодическилошадям делают массаж всего тела по методике Линды Теллингтон-Джонс TTouch, представляющий собой набор круговыхприкосновений руками и пальцами к телу лошади с целью активизации клеточныхфункций и углубления взаимопонимания между лошадью и человеком. Для каждого извидов Т-прикосновений ладони и пальцы складываются определенным образом иоказывают разное давление в зависимости от желаемого эффекта. TTouch включает в себя даже работу схвостом лошади.
T-Тачиспользуется для достижения и углубления релаксации, снижения стресса улошадей, улучшения двигательных способностей, создания нового ощущения иосознания тела, снятия напряжения с болезненных областей и ускорениявыздоровления благодаря улучшению кровообращения в коже, усилению в ней иприлегающих тканях обменных процессов, облегчению кожного дыхания.
Какодин из приемов ухода за кожей используется периодическое купание в озереКелейном.
Дляработы каждая лошадь имеет свой роуп. Веревочные недоуздки хозяева лошадей исотрудники клуба изготавливают самостоятельно из нейлоновой бечевки диаметром 8 мм. У пяти лошадей есть собственное кордео (у Холидея, Магната, Герди, Банзайя и Чибиса). Своиседла имеют 9 лошадей.
Передработой весь инвентарь проверяется на исправность седлающим лошадь, а послечистится и хранится в седельной в разобранном виде, каждый на своем,подписанном кличкой лошади, месте.
Вальтрапыстираются один раз в месяц, тесмяные подпруги 1 раз в сезон, роупы – взависимости от частоты использования и загрязненности хозяевами лошадей или подоговоренности сотрудниками клуба.
3.3.6Подготовка лошадей к работе на роупе в прокате
Почемубез «железа»?
Ужемногими ведущими ветеринарами мира доказано пагубное влияние использования«лошадиного железа» на здоровье и психическое состояние лошади. Применениеразного рода трензелей, пелям и мундштуков направлено на контроль наддействиями лошади по средствам болевого воздействия на губы, десны, зубы,язычный, верхнечелюстной, малый небный, альвеолярные, тригеминальные и другиенервы, что, в свою очередь, способствует возникновению проблем с дыханием,проблем ротовой полости и зубов, и создает неминуемые помехи для нормальногодвижения лошади. А отсюда все проблемы с непослушанием и образованием вредныхпривычек. Кроме того сочетание дружеского отношения человека с любимой лошадьюи болевого воздействия (для достижения этой дружбы) не представляется возможным.Если лошадь общается с человеком только при воздействии на нее болью и прилюбом удобном случае пытается улизнуть, то ни какой речи о дружбе и, тем более,любви быть не может. Членам же «Кони-Клуба» хотелось добиться именно взаимнойрадости от общения.
Почемуименно роупы?
Можно,конечно, даже без них, но не в прокате.
Роупхалтер– представляет собой веревочный недоуздок с узелками, воздействующими на нослошади. Воздействие производится только в момент натяжения повода (причем, чтобы доставить даже дискомфорт лошади оно должно быть очень значительно).
Востальное время роуп свободно висит на голове лошади, никак не стесняя ее.Применение обычных широких недоуздков из нейлоновой ткани не позволяет новичкамэффективно управлять лошадью. Конь, чувствуя неопытность всадника, «виснет» на недоуздке,игнорируя команды. Узелки же роупа при сильном натяжении давят на храп, напоминаялошади, что нужно работать, и как только та уступит – давление тут жеснимается. Преимущество роупа и в том, что при отдаче повода любое воздействиеили давление недоуздка снимается мгновенно, что позволяет быстро поощрятьлошадь при нужном действии освобождением от давления. Как раз именно этогосвойства не было у безжелезной «уздечки Кука», сконструированной в точности попредлагаемым в интернете чертежам. Поэтому остановились именно на роупах.
Первыелошади, попавшие в «Кони-Клуб» и работавшие ранее на «Железе», переучивались нанедоуздки постепенно. Роуп надевался поверх уздечки – получалось 4 повода.Управление вначале осуществлялось корпусом и роупным поводом, если лошадь непонимала, что от нее требуется — подсказывали трензельным. Когда лошадьначинала слушаться повода роупа — трензельный отстегивали совсем, оставляя самууздечку и железо во рту у лошади (управление через роуп). Затем снимали иуздечку.
Слошадей, привезенных из «Нолинской» птицефабрики весной 2008 года, «железо»сняли сразу, и сразу перешли на роупы. Вначале сотрудники «Кони-Клуба» ездили вманеже, затем на прогулочном кругу и в поля, только потом допустили лошадей доработы в прокате. Первоначально лошадь, привыкшая иметь упор в повод, «слушать»руки всадника и быть ведомой, теряется от предоставленной свободы. Онасовершенно не понимает, куда нужно идти и что делать. Паллада нашла выход изэтой ситуации – она брала повод в зубы и шла с ним.
Вэтом состоит еще одно отличие безжелезной езды – лошадь не слепо следуетуказаниям человека (куда направил – туда и иду), не ждет его подсказки, а самаследит за дорогой, за тем, что происходит вокруг, думает, где ей пройти (ни зачто не заставите коня лезть в лужу, если рядом есть сухая тропочка).
Затемнаступает вторая стадия – полной благодарности, когда лошадь, поняв, что большево рту нет железа, самой ужасной болевой составляющей всего процесса верховойезды, становится готова сделать для человека буквально все. В этот периодлошади становятся очень отзывчивы, общительны, с удовольствием обучаются.
Натретей стадии лошади наглеют. Они уже прекрасно начинают различать тех, ктозанимается с ними постоянно и тех, кто приходит лишь иногда и если почувствуютнеопытность всадника – стараются избежать работы, как только могут (ничегохорошего в неумелом, ерзающем по спине седоке лошади не находят).
Приезде очень большое значение имеет баланс всадника. Лошади выезжаются на голос ина изменение положения в седле. Наклон корпуса вперед дает сигнал двигатьсябыстрее. Более глубокая посадка с переносом веса назад – сигнал замедляться.Вначале это объясняется лошади при помощи повода, затем его почти не включают вуправление. Вообще очень важно повод всегда держать распущенным – это сигналдля лошади, что она все делает правильно, и на свободном поводу лошадь должнапросто двигаться прямо. Упор в повод, как при езде на «железе», недопустим. Онспособствует постоянному длительному надавливанию переносьем на тонкую носовуюкость, что довольно болезненно, может вызвать лишь раздражение у лошади и полныйотказ работать.
Поворот,так же, осуществляется по-иному. Руки всадника всегда находятся внизу (можнопросто спустить на бедра). Если собирать повод вверх, то нижний узел роупа тожеподнимается к вверху, начинает давить на горло.
Крометого натяжение роупа назад и вверх создает дискомфорт для лошади и она уходитот него вытягивая шею и выворачивая голову круговым движением, задирая ее. Ичем выше руки, тем сильнее лошадь задирает голову. Поэтому поворот осуществляетсясильным отведением руки назад в сторону поворота (обычно за бедро человека),обеспечивая перенос веса и натяжение повода именно в нижнем положении.Одновременно с этим происходит поворот плеча и разворот всего корпуса всадника,с прижатием внутренней ноги, вокруг которой буквально сгибают лошадь. Но такиесложности важны только вначале, когда учится лошадь или, когда на выезженнойлошади учится человек (новичкам всегда подробно объясняется, как и почему происходитуправление). А вообще, в дальнейшем, повод роупа служит лишь подсказкой,управление идет чисто за счет корпуса.
Кромевсего прочего очень важно научить лошадь «собириться» под всадником. Сбор — это то положение лошадиноготела, при котором она находится в состоянии некой психологической и мышечнойконцентрации, полной готовности к движению или к сосредоточенной абсолютнойнеподвижности. Внешней приметой сбора является сильное подведение ног подкорпус и поднятие затылка. Внутренней, безошибочной, приметой сбора является чувствуемаявсадником (да и при работе в руках тоже) концентрация большей части веса лошадив бедрах, пояснице и мускулатуре крупа. Сбор позволяет лошади собраться в такназываемое «мышечное кольцо» и без особого вреда для здоровья держать на спиневсадника. Движение без сбора с всадником на спине разбивает ее и калечит [3].
Сборна роупе, как и на уздечке, делается принудительно, с той лишь разницей, чтокак только лошадь «отдает» голову – руки тут же выносят вперед, снимаядавление. Конь опустил голову – снова подбирают повод и отпускают при «отдаче».Это в процессе занятий приучает лошадь ходить под всадником, чуть выгнув спину,подобрав зад и подогнув голову. В таком положении лошади работать намного легче,что она очень быстро понимает и начинает «собираться» самостоятельно.
Такона меньше устает и ни чего себе не повредит, не растянет. Например, Гердивсегда ходит в сборе, даже под новичками — ему и напоминать ненужно (жеребецвсе-таки).
Крометого, смещение баланса всадника так же «подбирает» зад у лошади. Поджимаютягодицы, внутреннюю поверхность бедра и слегка подводят под себя поясницу, какбудто сам всадник себе спину «подбирает». Поджимают немного коня иподтягивающим движением, словно надевают его на себя, одновременно «подбирая»голову. Как только лошадь «собралась» — повод отдают, а сами чуть-чутьрасслабляются. Потом конь сам начинает понимать и «отвечать на спину» уже безповода.
Кромеработы под седлом параллельно проводится подготовка лошади на земле «в руках»(для молодняка все начинается именно с нее), направленная на развитие доверия иукрепления взаимоотношений между человеком и лошадью. При этом коня учатоткликаться на кличку, доверять полностью человеку, позволяя вездедотрагиваться и делать с собой, буквально, что угодно (нежным, ласковым иуверенным обращением). Человек должен стать для лошади, своего рода лидером,что бы конь с удовольствием следовал за человеком, следил за каждым его действиеми был готов мгновенно отреагировать на любую его команду. Этого добиваютсячерез частое общение с лошадью, разучивание различных новых упражнений (в томчисле элементов «Haute Ecole»), которые помогают сделать занятия интересней,насыщенней и разнообразней (ведь важно не только завоевать внимание лошади, нои суметь его удержать). И конечно, ненужно забывать о поощрении, котороеосуществляется, практически постоянно, при каждом верном действии.
Вконечном счете, хозяева занимаются со своими лошадьми на кордео, которое служитдля подсказки при поворотах, осаживании или подъеме на песаду (куш – в«Коне-Клубе»). На кордео водят лошадей пастись в поля и выезжают на верховуюпрогулку.

4.Выводы
КРБОО«Кони-Клуб “Йахо”» — небольшая, частная организация с весьма специфическимиметодами работы.
Основнымиее целями являются:
1.   Добиться желаниялошади сотрудничать с человеком, как с товарищем или другом, уйти отутилитарного использования живого существа в собственных целях.
2.   Сохранитьздоровое физиологическое и психическое состояние лошади, ее душевноеравновесие, учитывая природные особенности и потребности.
3.   Избавиться отпроблем и заболеваний у лошадей, связанных с применением железа.
4.   Решить проблемы«плохого» поведения и дурных привычек лошади, создав условия для ихестественного искоренения и предупреждения образования.
5.   Помощь вобретении человеком уверенности в себе, наработка и укрепление способностинаходить общий язык не только в мире лошадей, но и в социуме.
Задачиальтернативной работы с лошадью:
1.   Полностьюизменить взгляд на саму лошадь, рассмотрение ее в качестве личности,индивидуальности, со своими мыслями и желаниями.
2.   Исключитьнаказания, как не эффективный и «тупиковый» способ работы с лошадьми.Отказаться от силового, болевого воздействия и подчинения.
3.   Научиться грамотнообъяснять лошади, что от нее требуется, понятным для нее языком, не требуяслишком многого – того, что противоречило бы ее физиологии и природнойпредрасположенности.
4.   Заинтересоватьлошадь в общении с человеком, сделать занятия самым главным и ожидаемымсобытием дня.
5.   Раскрыть таланты,природные способности, предрасположенности каждой лошади к обучению чему-либо инаправить их на большее сотрудничество, установление контакта с человеком.
6.   Обрести навыки впонимании языка поз, движений лошади, уметь предугадать ее реакцию на то илииное действие.
7.   Научитьсясамообладанию, спокойствию в любых ситуациях, внутреннему контролю надсобственными эмоциями, а также последовательности и соразмеренности действийчерез общение с лошадью.
Люди,приходящие в «Кони-Клуб», разного возраста, представители различных профессий,разного социального положения и достатка, но лошадям это совершенно не важно.Слушать они станут только того, кто совершенно точно уверен в себе, знает, чегоон хочет и как этого добиться. Того, кто всегда спокоен, чьи действия точны,обдуманы и сконцентрированы. Лошадь, которой дано право «быть услышанной»обмануть нельзя, нельзя заставит силой, как в «железном» прокате. Она сразувидит, что за человек стоит передней или залез на ее спину. Грубость, попыткипринуждения не приведут ни к чему. Человеку необходимо вначале разобраться всебе, после чего его легко поймет и лошадь. Такие занятия и внутреннийсамоконтроль помогают решать и будничные проблемы, справляться с неудачами,находить компромиссы, становиться «разумным лидером» в обществе, не ущемляя ничьих прав.

5.Предложения
«Кони-Клуб“Йахо”» — это, к сожалению, единственное место в городе и вообще Кировскойобласти, где практикуется подобное отношение к лошадям. Учитывая это, с целью болееширокого распространения данных методов работы, необходимо больше устраиватьпоказательных выступлений, рассказывать и показывать то, какими могут быть идолжны быть отношения человека и лошади.
Крометого, клуб уже взял направление на организацию и проведение под музыку веселыхшоу и детских праздников, что в дальнейшем планирует развивать,совершенствовать, делать выступления все более красочными и профессиональными.Остается надеяться, что эти праздники станут более частыми и регулярными, что уданной методики работы появится множество поклонников и еще несколько лошадейстанут счастливы вместе со своими хозяевами.

Списокиспользованной литературы
1.      Невзоров А.Г.Трактат о школьной посадке. – СПб.: NEVZOROV HAUTE ECOLE; СПб.: ОАО «Печатный двор» им. А.М.Горького, 2008. – 126 с.
2.      Теллингтон-ДжонсЛ., Тэйлор С. Как правильно выбрать и воспитать лошадь. TTouch – новый метод воздействия на лошадь.– М.: ООО «АКВАРИУМ-ПРИНТ», 2007. – 224 с.
3.      Лошадинаяэнциклопедия мастера Haute Ecole Александра Невзорова/ А.Г. Невзоров; Под.Науч. ред. Л.А. Невзоровой. – М.: АСТ; СПб.: Астрель-СПб, 2006. – 383 [1] с.
4.      Кузовлева Д.Легенды и мифы Natural Horsemenship// Конный мир. – 2007. — № 3. – С 88 – 90.
5.      Кузовлева Д.Человек, который слушает лошадей// Конный мир. – 2006. № 3. – С 74 – 77.
6.      Рашид М. Поискгармонии// Конный мир. – 2006. — № 5. – С 66 – 68.
7.      Смирнов В. Вселошади немного… люди// Золотой мустанг. – 2005. — № 1. – С 46 – 52.
8.      Монти Робертс иего методика “join — up”// Коневодство и конный спорт. 2005. — № 1. – С 29 – 31.
9.      Кузовлева Д. Чтотакое «Семь игр» и как в них играть? Методика Пата Парелли// Конный мир. –2003. — № 5.
www.horseworld.ru/?article=413
10.   Макаревич А. Что такое Natural Horsemanship изачем «оно нам надо». www.filly.msk.ru/articles/human_lrn/nh.htm
11.   Маркина Т.Невзоров отвечает, Люраши подтверждает…// Конный мир.  2002. — № 3. www.horseworld.ru/?article=215
12.   Невзорова Л. Изразговора с корреспондентом немецкого журнала Cavallo, декабрь 2006.
www.hauteecole.ru/ru/nevzorov_haute_ecole.php?sid=0&id=392
13.   Парелли П. Путь куспеху в отношениях с лошадью// Конный мир. – 2003. — № 4. www.horseworld.ru/?article=323
14.   Парелли П. Семьигр.
www.filly.msk.ru/articles/horse_ground/7_games.htm
15.   Точка зрениялошади. loshadka.pp.net.ua/publ/12-1-0-43
16.   DVD – Video: Лошадиная энциклопедия мастера Haute Ecole АлександраНевзорова,
17.   DVD – Video: Методика. Основные принципы Haute Ecole АлександраНевзорова, 2006.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Французские культурные центры в Санкт-Петербурге в 90-е годы XX – начале XXI века
Реферат Коммерческое право 2
Реферат Психология личности несовершеннолетних нарушителей
Реферат Психология и педагогика профессиональной деятельности
Реферат О границах телесности человека
Реферат Международный кредит и мировая задолженность
Реферат Психология одиночества
Реферат Бизнес-план производственного предприятия по сборке мультимедийных рабочих станций.
Реферат Концепції програмування. Графічна система OpenGL
Реферат Временная ценность денег
Реферат Умственно отсталые дети -не всегда аутсайдеры
Реферат Взаимосвязь уровня эмпатии и конфликтности в семье на разных возрастных этапах
Реферат Понятие принципы и участники административного процесса
Реферат Психологія особистості терориста
Реферат Аннотация программы учебной дисциплины «Культура и межкультурное взаимодействие в современном мире» Цель и задачи дисциплины