Реферат по предмету "Безопасность жизнедеятельности"


Деятельность органов по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций

Введение
Чрезвычайно высокиепотоки негативных воздействий создают чрезвычайные ситуации (ЧС), которыеизменяют комфортное или допустимое состояние среды обитания и переводятжизнедеятельность в качественно иное состояние – состояние взаимодействиячеловека со средой обитания в условиях опасности. переход в ЧС принципиальноменяет приоритеты задач обеспечения жизнедеятельности: вместо задач,обеспечивающих не превышение допустимых уровней негативного воздействия и задачснижения риска воздействия опасностей, на первое место выходят задачи защиты отчрезвычайно высоких уровней негативного воздействия, ликвидации последствий ЧС,реабилитации пострадавших в ЧС и восстановлении повседневной жизнедеятельности.
Особенность техногенныхЧС на современном этапе развития заключается в увеличении зон и интенсивностидействия негативных факторов, последствия ЧС сравнимы с последствиями применениясовременных видов вооружений.
В соответствии с ГОСТР.22.0.02-94 чрезвычайная ситуация – состояние, при котором в результатевозникновения источника чрезвычайной ситуации на объекте, определеннойтерритории или акватории нарушаются нормальные условия жизни и деятельностилюдей, возникает угроза их жизни и здоровью, наносится ущерб имуществунаселения, экономике и окружающей природной среде.
Под источником ЧСпонимают опасное природное явление, аварию или опасное техногенноепроисшествие, широко распространенную инфекционную болезнь людей,сельскохозяйственных животных и растений, а также применение современныхсредств поражения, в результате чего произошла или может возникнуть ЧС.
Чрезвычайные ситуациимогут быть классифицированы по значительному числу признаков, по типам и видамсобытий, лежащих в основе этих ситуаций, по масштабу распространения, посложности обстановки, тяжести последствий.

1. Назначение,основные задачи и структура РСЧС
Решение задач по защитенаселения и территории от ЧС достигается осуществлением комплекса различныхмероприятий органами исполнительной власти на федеральном и территориальныхуровнях, а также органами местного самоуправления. усилия всех этих органов вмирное время сосредоточены в рамках «Российской системы предупреждения идействий в ЧС, а в военное время – в рамках системы «Гражданская оборона РФ».
Во исполнениеФедерального закона «О защите населения и территорий от ЧС природного итехногенного характера» РСЧС Постановлением Правительства РФ от 5.11.1995г.была преобразована в Единую государственную систему предупреждения и ликвидациичрезвычайных ситуаций (РСЧС). Этим же постановлением определялись и ее основныезадачи:
Ø разработка иреализация правовых экономических норм, связанных с обеспечением защитынаселения и территорий от ЧС;
Ø осуществлениецелевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение ЧС иповышение устойчивости функционирования предприятий, учреждений и организацийнезависимо от их организационно-правовых форм, а также подведомственных имобъектов производственного и социального назначения;
Ø обеспечениеготовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных дляпредупреждения и ликвидации ЧС;
Ø сбор, обработка,обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от ЧС;
Ø подготовканаселения к действиям при ЧС;
Ø прогнозирование иоценка социально-экономических последствий ЧС;
Ø создание резервовфинансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;
Ø осуществлениегосударственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения итерриторий от ЧС;
Ø ликвидациячрезвычайных ситуаций;
Ø осуществлениемероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС, проведениегуманитарных акций;
Ø реализация прав иобязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, в том числелиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;
Ø международноесотрудничество в области защиты населения и территорий от ЧС.
Основная цель РСЧС –объединение усилий центральных и региональных органов представительной иисполнительной власти, а также организаций и учреждений для предупреждения иликвидации ЧС. РСЧС базируется на нескольких постулатах:
Ø Признание фактаневозможности исключить риск возникновения ЧС;
Ø соблюдениепринципа превентивной безопасности, предусматривающего снижение вероятностивозникновения ЧС;
Ø приоритетпрофилактической работе;
Ø комплексныйподход при формировании системы, т.е. учет всех видов ЧС, всех стадий их развитияи разнообразия последствий;
Ø построениесистемы на правовой основе с разграничением прав и обязанностей участников.
Структура органов РСЧСсостоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет пять уровней:федеральный, региональный, территориальный, местный и объектовый.
Территориальныеподсистемы РСЧС создаются в регионах страны и субъектах РФ для предупреждения иликвидации ЧС в пределах их территории и состоят из звеньев, соответствующихадминистративному делению этих территорий.
Каждый уровень РСЧСимеет:
Ø координирующиеорганы;
Ø постояннодействующие органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайнымситуациям;
Ø органыповседневного управления;
Ø силы и средства;
Ø резервыфинансовых и материальных ресурсов;
Ø системы связи, оповещения,информационного обеспечения.
Координирующие органыРСЧС:
на федеральном уровне – Межведомственная комиссия попредупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и ведомственные комиссии почрезвычайных ситуациям в федеральных органах исполнительной власти;
на региональном уровне – региональные центры по деламгражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийныхбедствий МЧС России. Территория РФ разделена на девять регионов, в которыхсозданы региональные центры РЦ РСЧС в городах: Москва, Санкт-Петербург,Ростов-на-Дону, Екатеринбург, Самара, Красноярск, Хабаровск, Новосибирск, Чита.
на территориальномуровне, охватывающемтерриторию субъекта Российской Федерации, комиссии по чрезвычайным ситуацияморганов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
на местном уровне, охватывающем территорию района,Города (района в городе), — комиссии по чрезвычайным ситуациям органов местногосамоуправления;
на объектовом уровне, охватывающем территорию организацииили объекта, — объектовые комиссии по чрезвычайным ситуациям.
В состав Межведомственнойкомиссии включены представители федеральных министерств и ведомств в рангезаместителей министров, в компетенцию которых входит решение вопросов,связанных с защитой населения и территорий от катастроф природного итехногенного характера.
Межведомственнаякомиссия решаетследующие основные задачи:
1) Формирование ипроведение единой государственной политики в области предупреждения иликвидации чрезвычайных ситуаций, обусловленных авариями, катастрофами,стихийными и иными бедствиями;
2) Координациядеятельности федеральных органов исполнительной власти по разработке проектовзаконодательных актов и других нормативных правовых документов по вопросам, отнесеннымк ее компетенции, а также рассмотрение и представление в установленном порядкепроектов указанных документов в Правительство Российской Федерации;
3) Подготовка предложенийпо формированию системы экономических, организационно-технических и иных мер,направленных на обеспечение безопасности и защиту населения, территории страныот ЧС;
4) Проведение единойтехнической политики в области создания и развития сил и средств предупрежденияи ликвидации чрезвычайных ситуаций;
5) Определение основныхнаправлений совершенствования и дальнейшего развития РСЧС;
6) Организация разработкипроектов федеральных целевых и научно-технических программ, направленных напредупреждение ЧС, защиту населения и территории страны от ЧС, и координацияработ по выполнению этих программ;
7) Координация деятельностифедеральных органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местногосамоуправления при ликвидации Чс по вопросам социально-экономической и правовойзащиты, медицинской реабилитации граждан, пострадавших в результате аварий,катастроф, стихийных и иных бедствий, а также лиц, принимавших участие вликвидации ЧС;
8) Определение основныхнаправлений международного сотрудничества в области предупреждения и ликвидацииЧС.
Решения Межведомственнойкомиссии обязательны для исполнения всеми федеральными министерствами иведомствам, входящими в ее состав, органами исполнительной власти субъектов РФ.
Комиссии по чрезвычайнымситуациям объединяют в себе ответственных представителей соответствующихорганов государственной власти и местного самоуправления, что позволяетзаблаговременно реализовать меры по предупреждению ЧС, а в экстремальныхусловиях – оперативно мобилизовать ресурсы соответствующей территории иэффективно ликвидировать ЧС. Комиссии возглавляются заместителями руководителейорганов исполнительной власти.
 
2. Органы управленияпо делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям
 
Органы управления поделам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям:
на федеральном уровне– министерство РФ по делам гражданской обороны,чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС);
на региональном уровне – региональные центры;
на территориальном и местном уровнях – органыуправления по делам ГО и ЧС, создаваемые при органах исполнительной властисубъектов РФ и органах местного самоуправления;
на объектовом уровне – отделы (секторы и специальноназначенные лица) по делам Го и ЧС.
Органы повседневногоуправления РСЧС:
— пункты управления в кризисныхситуациях, оперативные дежурные службы органов управления по делам ГО и ЧС всехуровней;
— дежурно-диспетчерскиеслужбы и специализированные подразделения федеральных органов исполнительнойвласти и организаций.
Размещение органовповседневного управления РСЧС осуществляется на пунктах управления, оснащенныхсоответствующими средствами оповещения, сбора, обработки и передачи информациии поддерживаемых в состоянии постоянной готовности к использованию.
Информационноеобеспечение функционирования РСЧС реализуется информационно-управляющей системой, в составкоторой входят:
— Центр управления вкризисных ситуациях МЧС России;
— информационные центрыфедеральных органов исполнительной власти;
— региональныеинформационно-управляющие центры;
— информационно-управляющие центры органов управления по делам ГО и ЧС субъектовРФ;
— абонентские пунктыгородских и районных органов управления по делам Го и ЧС;
— информационные центрыорганизаций;
— средства связи ипередачи данных.
Порядок сбора информациии обмена этой информацией между органами государственной власти, органами управленияпо делам ГО и ЧС определяется Правительством РФ.
Функциональные подсистемыРСЧС (министерства и ведомства) определены Указом Президента РФ от 30.04.98г.№483 «О структуре федеральных органов исполнительной власти». Они создаются дляорганизации работы по защите населения и территорий от ЧС в сфере ихдеятельности и порученных им отраслях экономики. В соответствии с функциямифедеральных органов и Федерального управления специального строительства приправительстве РФ по защите населения и территорий от ЧС на них возложеноруководство созданием и деятельностью следующих функциональных подсистем:
1) сил и средствпредупреждения аварий на объектах атомной энергетики (Министерство РФ поатомной энергии);
2) сил и средствпредупреждения и ликвидации последствий аварий на объектахтопливно-энергетического комплекса (Министерство топлива и энергетики РФ);
3) предупреждение иликвидации на объектах, входящих в состав отрасли (Миноборонпром России иМинэкономики России);
4) охраны общественногопорядка (МВД РФ);
5) резерва медицинскихресурсов (Минздрав России и Минэкономики РФ);
6)авиационноно-космической службы поиска и спасения (Министерство обороны РФ);
7) экологическойбезопасности и экологического мониторинга; наблюдения и контроля за стихийнымигидрометеорологическими и гелиофизическими явлениями и загрязнением ОС ипредупреждения цунами (Министерство природных ресуросов РФ совместно сФедеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу ОС);
8) связи и освещения(Государственный комитет по связи и информации);
9) защиты с/х животных ирастений; резервов продовольственных и кормовых ресурсов; предупреждения иликвидации ЧС на объектах, входящих в состав отрасли Министерство с/х ипродовольствия РФ);
10) социальной защиты отЧС (Министерство труда и социального развития РФ);
Некоторые министерства иведомства России отвечают за деятельность ряда функциональных подсистем.
Министерство транспорта иМинистерство путей сообщения – за подсистемы:
— транспортногообеспечения ликвидации ЧС;
— сил и средств поиска испасения людей на море;
— поискового иаварийно-спасательного обеспечения полетов гражданской авиации;
— сил и средствликвидации ЧС на железнодорожном транспорте.
Министерство экономики,Министерство финансов, Министерство промышленности и торговли, государственныйкомитет по государственным резервам – за подсистемы:
— целевых видовстрахования;
— финансовых резервов;
— резервов материальныхресурсов.
Государственный комитетсоциально-эпидемиологического надзора РФ – за подсистему надзора посанитарно-эпидемиологической обстановке. Комитет по геологии и использованиюнедр – подсистему наблюдения и контроля за уровень радиоактивного загрязненияподземных вод. Федеральная служба лесного хозяйства отвечает за подсистемы:
— защиты лесов отпожаров, болезней и вредителей лесной растительности;
— предупреждения иликвидации ЧС на объектах, входящих в состав отрасли.
Федеральный горный ипромышленный надзор отвечает за подсистему контроля за химически опасными ивзрывоопасными объектами.
 
3. Силы и средстваРСЧС. Режимы функционирования
Важнейшей частью системыРСЧС являются ее силы и средства, которые подразделяются на:
— силы и средстванаблюдения и контроля;
— силы и средстваликвидации последствий ЧС.
Силы и средства наблюденияи контроля включают: органы, службы, учреждения, осуществляющиегосударственный надзор, инспекцию, мониторинг, контроль состояния природнойсреды, опасных объектов, здоровья людей.
Силы и средства ликвидациипоследствий ЧС состоят из: военизированных и невоенизированныхпротивопожарных, поисково-спасательных и аварийно-восстановительныхформирований федеральных и других организаций; формирования служб защитыживотных и растений; военизированных противоградовых и противолавинных службРосгидромета; территориальных аварийно-спасательных формирований госинспекциипо маломерным судам Минприроды; соединений гражданской обороны; подразделенийпоисково-спасательной службы МЧС России; соединений и частей радиационной,химической и биологической защиты и инженерных войск Минобороны;военизированных горноспасательных, противофонтанных и газоспасательных частейМинтопэнерго; аварийно-технических центров, спецотрядов атомных станцийМинатома; восстановительных и пожарных поездов МПС; подразделений органоввнутренних дел и муниципальной милиции; центрального аэромобильногоспасательного отряда МЧС; аварийно-спасательных служб ВМФ России.
В зависимости отобстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей  ЧС решением соответствующихорганов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления впределах конкретной территории устанавливается один из следующих режимовфункционирования РСЧС:
— повседневнойдеятельности – при нормальной производственно-промышленной, радиационной,химической, бактериологической, сейсмической и гидрометеорологической обстановке,при отсутствии эпидемий, эпизоотий, эпифитотий;
— повышеннойготовности – при ухудшении производственно-промышленной, радиационной,химической, бактериологической, сейсмической и гидрометеорологическойобстановки, при получении прогноза о возможности ЧС;
— чрезвычайнойситуации – при возникновении и во время ликвидации ЧС.
Основными мероприятиями,осуществляемыми при функционировании РСЧС, являются :
а) в режимеповседневной деятельности:
— осуществлениенаблюдения и контроля за состоянием ОС, обстановкой и потенциально опасныхобъектах и прилегающих к ним территориях;
— планирование ивыполнение целевых и научно-технических программ и мер по предупреждению ЧС,обеспечению безопасности и защиты населения, сокращению возможных потерь иущерба, а также по повышению возможных потерь и ущерба, а также по повышениюустойчивости функционирования промышленных объектов и отраслей экономики в ЧС;
— совершенствованиеподготовки органов управления РСЧС, сил и средств к действиям при ЧС,организация обучения населения способам защиты и действиям при ЧС;
— создание и пополнениерезервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;
— осуществление целевыхвидов страхования.
б) в режиме повышеннойготовности :
— принятие на себясоответствующими комиссиями по ЧС непосредственного руководствафункционированием подсистем и звеньев РСЧС, формирование при необходимостиоперативных групп для выявления причин ухудшения обстановки непосредственно врайоне возможного бедствия, выработки предложений по ее нормализации;
— усилениедежурно-диспетчерской службы;
— усиление наблюдения иконтроля за состоянием ОС, обстановкой на потенциально опасных объектах иприлегающих территориях, прогнозирование возможности возникновения ЧС и ихмасштабов;
— принятие мер по защитенаселения и ОС, обеспечению устойчивого функционирования объектов;
— приведение в состояниеготовности сил и средств, уточнение планов их действий и выдвижение принеобходимости в предполагаемый район ЧС;
в) в режимечрезвычайной ситуации:
— организации защитынаселения;
-выдвижение оперативныхгрупп в район ЧС;
— организация ликвидацииЧС;
— определение границ зоныЧС;
— организация работ пообеспечению устойчивого функционирования отраслей экономики и объектов,первоочередному жизнеобеспечению пострадавшего населения;
— осуществлениенепрерывного контроля за состоянием окружающей природной среды в районе ЧС, заобстановкой на аварийных объектах и прилегающих к ним территорий.
Для ликвидациичрезвычайных ситуаций создаются:
— резервный фонд Правительства РФ дляликвидации ЧС и запасы материальных ресурсов для проведения первоочередныхработ при ликвидации ЧС, накапливаемые в составе государственного резерва, — засчет средств федерального бюджета;
— ведомственный резервфинансовых и материальных ресурсов – за счет средств федерального органаисполнительной власти;
— резерв субъектов РФ — за счет средств бюджета субъектов РФ;
— местный резерв – засчет средств местного бюджета;
— объектовый резервфинансовых и материальных средств – за счет собственных средств организации.
Номенклатура и объемырезервов финансовых и материальных ресурсов определяются органом, их создающим.
Ликвидация ЧСосуществляется силами и средствами организаций, органов местногосамоуправления, органов исполнительной власти субъектов РФ, под непосредственнымруководством соответствующей КЧС. При недостаточности имеющихся сил и средств вустановленном порядке привлекаются силы и средства федеральных органов. Вотдельных случаях формируется Правительственная комиссия. В случаенедостаточности ресурсов они выделяются из других резервов РСЧС по ходатайствуруководства соответствующего уровня.
Общественные объединениямогут участвовать в ликвидации ЧС под руководством органов управления РСЧС втом случае, если их участники имеют соответствующую подготовку, подтвержденнуюв аттестационном порядке.
Финансирование РСЧСосуществляется на каждом уровне за счет соответствующего бюджета и средстворганизаций. Финансирование целевых программ по защите населения и территорийот ЧС, по обеспечению устойчивого функционирования организаций осуществляется всоответствии с законодательством субъектов РФ. Финансирование мероприятий поликвидации ЧС проводятся за счет средств организаций, находящихся в зонах ЧС,средств федеральных органов исполнительной власти, соответствующихбюджетно-страховых фондов и других источников. При отсутствии и недостаточностиуказанных средств выделяются в установленном порядке средства из резервногофонда Правительства РФ.

Заключение
 
В заключение информацияоб основных направлениях международной деятельности МЧС России: 1) создание договорно-правовой базы:действуют более 40 межправительственных соглашений с зарубежными странами.Установлены партнерские связи с Евросоюзом, организациями системы ООН, ЧЭССовета Европы, МОГО, НАТО, ОАЭ, которые зафиксированы в более чем 15международных правовых документах; 2) взаимодействие с ООН в областичрезвычайного гуманитарного реагирования: развитие связей со странами, имеющимитрадиционно сильные службы гражданской защиты, предупреждения, спасения иборьбы с пожарами. проведение международных учений и тренировок по ликвидацииразличных катастроф с целью обмена опытом с зарубежными партнерами икоординации оперативных и крупномасштабных действий спасательных ипротивопожарных подразделений из разных стран.
Приоритеты международногосотрудничества МЧС России:
— формирование устойчивойсистемы взаимодействия со странами «Большой восьмерки», учитывая уникальностьгеографического положения Российской Федерации;
— расширение участияспециалистов и подразделений МЧС России в международных чрезвычайныхгуманитарных операциях, проектах и экспортных программах по вопросам, входящимв компетенцию МЧС России, содействие продвижению российских технологий намеждународный рынок гуманитарных услуг;
— совершенствование иуглубление профессионального взаимодействия между службами предупреждения иликвидации чрезвычайных ситуаций государств-участников СНГ по всему спектрувопросов практической деятельности;
— дальнейшее развитиесотрудничества в рамках региональных международных организаций с участиемРоссийской Федерации (ШОС, ЧОС СЕ, ЧЭС и т. д.);
— наращиваниесотрудничества с Европейским Союзом в целом и его «старыми» членами Францией,Германией и Испанией на основе активного продвижения инициативы МЧС России осоздании Европейского центра борьбы с катастрофами (ЕЦБК); специальнымикомитетами и комиссиями ООН, рабочей группой Совета Россия-НАТО и другимимеждународными организациями.
Приоритетным направлениемдеятельности МЧС России являются, в первую очередь, дальнейшее снижение гибелилюдей при пожарах, в чрезвычайных ситуациях и на водных объектах. Длядостижения этой цели планируется совершенствовать взаимодействие на всехуровнях, развивать территориальную политику, в том числе в рамках соглашений междуМЧС России и субъектами Федерации.
Второе важное направление– повышение культуры безопасности жизнедеятельности, совершенствование работы снаселением на всех уровнях.
Серьезное внимание будетуделяться профилактике правонарушений в сфере надзорно-контрольнойдеятельности, внедрению страховых механизмов снижения рисков возникновенияразличных чрезвычайных ситуаций, повышению ответственности в работеинспекторского состава ГПН и сотрудников МЧС России.
В 2007 году началасьреализация комплекса мер по строительству сил гражданской обороны, созданиюспециальных формирований ГО, совершенствованию деятельности и оснащенностинештатных аварийно-спасательных формирований, а также развитию материальнойбазы гражданской обороны.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Автор: ктн доцент птэ арсенов Владимир Георгиевич
Реферат Crystals Essay Research Paper CrystalsWhat is a
Реферат Происхождение и эволюция человека
Реферат 190701 Организация и управление на транспорте (на железнодорожном транспорте)
Реферат Ценообразование как инструмент стимулирование экономического развития региона
Реферат Административное правонарушение. Административная ответственность
Реферат Nathan The Wise Essay Research Paper Continually
Реферат Hamlet
Реферат Cancer Essay Research Paper What Is Lung
Реферат Правовые меры ответственности за экологические правонарушения
Реферат Організація та методологія управління фінансовими ресурсами підприємства
Реферат Animal Rights 2 Essay Research Paper Animal
Реферат Система управления базами данных ACCESS
Реферат Безробіття, як економічне явище, втрати від безробіття, безробіття у різних країнах.
Реферат Эффективность инвестиций в человеческий капитал в Ставропольском крае. Концепция эффективности труда