Введение
Чрезвычайно высокиепотоки негативных воздействий создают чрезвычайные ситуации (ЧС), которыеизменяют комфортное или допустимое состояние среды обитания и переводятжизнедеятельность в качественно иное состояние – состояние взаимодействиячеловека со средой обитания в условиях опасности. переход в ЧС принципиальноменяет приоритеты задач обеспечения жизнедеятельности: вместо задач,обеспечивающих не превышение допустимых уровней негативного воздействия и задачснижения риска воздействия опасностей, на первое место выходят задачи защиты отчрезвычайно высоких уровней негативного воздействия, ликвидации последствий ЧС,реабилитации пострадавших в ЧС и восстановлении повседневной жизнедеятельности.
Особенность техногенныхЧС на современном этапе развития заключается в увеличении зон и интенсивностидействия негативных факторов, последствия ЧС сравнимы с последствиями применениясовременных видов вооружений.
В соответствии с ГОСТР.22.0.02-94 чрезвычайная ситуация – состояние, при котором в результатевозникновения источника чрезвычайной ситуации на объекте, определеннойтерритории или акватории нарушаются нормальные условия жизни и деятельностилюдей, возникает угроза их жизни и здоровью, наносится ущерб имуществунаселения, экономике и окружающей природной среде.
Под источником ЧСпонимают опасное природное явление, аварию или опасное техногенноепроисшествие, широко распространенную инфекционную болезнь людей,сельскохозяйственных животных и растений, а также применение современныхсредств поражения, в результате чего произошла или может возникнуть ЧС.
Чрезвычайные ситуациимогут быть классифицированы по значительному числу признаков, по типам и видамсобытий, лежащих в основе этих ситуаций, по масштабу распространения, посложности обстановки, тяжести последствий.
1. Назначение,основные задачи и структура РСЧС
Решение задач по защитенаселения и территории от ЧС достигается осуществлением комплекса различныхмероприятий органами исполнительной власти на федеральном и территориальныхуровнях, а также органами местного самоуправления. усилия всех этих органов вмирное время сосредоточены в рамках «Российской системы предупреждения идействий в ЧС, а в военное время – в рамках системы «Гражданская оборона РФ».
Во исполнениеФедерального закона «О защите населения и территорий от ЧС природного итехногенного характера» РСЧС Постановлением Правительства РФ от 5.11.1995г.была преобразована в Единую государственную систему предупреждения и ликвидациичрезвычайных ситуаций (РСЧС). Этим же постановлением определялись и ее основныезадачи:
Ø разработка иреализация правовых экономических норм, связанных с обеспечением защитынаселения и территорий от ЧС;
Ø осуществлениецелевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение ЧС иповышение устойчивости функционирования предприятий, учреждений и организацийнезависимо от их организационно-правовых форм, а также подведомственных имобъектов производственного и социального назначения;
Ø обеспечениеготовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных дляпредупреждения и ликвидации ЧС;
Ø сбор, обработка,обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от ЧС;
Ø подготовканаселения к действиям при ЧС;
Ø прогнозирование иоценка социально-экономических последствий ЧС;
Ø создание резервовфинансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;
Ø осуществлениегосударственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения итерриторий от ЧС;
Ø ликвидациячрезвычайных ситуаций;
Ø осуществлениемероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС, проведениегуманитарных акций;
Ø реализация прав иобязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, в том числелиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;
Ø международноесотрудничество в области защиты населения и территорий от ЧС.
Основная цель РСЧС –объединение усилий центральных и региональных органов представительной иисполнительной власти, а также организаций и учреждений для предупреждения иликвидации ЧС. РСЧС базируется на нескольких постулатах:
Ø Признание фактаневозможности исключить риск возникновения ЧС;
Ø соблюдениепринципа превентивной безопасности, предусматривающего снижение вероятностивозникновения ЧС;
Ø приоритетпрофилактической работе;
Ø комплексныйподход при формировании системы, т.е. учет всех видов ЧС, всех стадий их развитияи разнообразия последствий;
Ø построениесистемы на правовой основе с разграничением прав и обязанностей участников.
Структура органов РСЧСсостоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет пять уровней:федеральный, региональный, территориальный, местный и объектовый.
Территориальныеподсистемы РСЧС создаются в регионах страны и субъектах РФ для предупреждения иликвидации ЧС в пределах их территории и состоят из звеньев, соответствующихадминистративному делению этих территорий.
Каждый уровень РСЧСимеет:
Ø координирующиеорганы;
Ø постояннодействующие органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайнымситуациям;
Ø органыповседневного управления;
Ø силы и средства;
Ø резервыфинансовых и материальных ресурсов;
Ø системы связи, оповещения,информационного обеспечения.
Координирующие органыРСЧС:
на федеральном уровне – Межведомственная комиссия попредупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и ведомственные комиссии почрезвычайных ситуациям в федеральных органах исполнительной власти;
на региональном уровне – региональные центры по деламгражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийныхбедствий МЧС России. Территория РФ разделена на девять регионов, в которыхсозданы региональные центры РЦ РСЧС в городах: Москва, Санкт-Петербург,Ростов-на-Дону, Екатеринбург, Самара, Красноярск, Хабаровск, Новосибирск, Чита.
на территориальномуровне, охватывающемтерриторию субъекта Российской Федерации, комиссии по чрезвычайным ситуацияморганов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
на местном уровне, охватывающем территорию района,Города (района в городе), — комиссии по чрезвычайным ситуациям органов местногосамоуправления;
на объектовом уровне, охватывающем территорию организацииили объекта, — объектовые комиссии по чрезвычайным ситуациям.
В состав Межведомственнойкомиссии включены представители федеральных министерств и ведомств в рангезаместителей министров, в компетенцию которых входит решение вопросов,связанных с защитой населения и территорий от катастроф природного итехногенного характера.
Межведомственнаякомиссия решаетследующие основные задачи:
1) Формирование ипроведение единой государственной политики в области предупреждения иликвидации чрезвычайных ситуаций, обусловленных авариями, катастрофами,стихийными и иными бедствиями;
2) Координациядеятельности федеральных органов исполнительной власти по разработке проектовзаконодательных актов и других нормативных правовых документов по вопросам, отнесеннымк ее компетенции, а также рассмотрение и представление в установленном порядкепроектов указанных документов в Правительство Российской Федерации;
3) Подготовка предложенийпо формированию системы экономических, организационно-технических и иных мер,направленных на обеспечение безопасности и защиту населения, территории страныот ЧС;
4) Проведение единойтехнической политики в области создания и развития сил и средств предупрежденияи ликвидации чрезвычайных ситуаций;
5) Определение основныхнаправлений совершенствования и дальнейшего развития РСЧС;
6) Организация разработкипроектов федеральных целевых и научно-технических программ, направленных напредупреждение ЧС, защиту населения и территории страны от ЧС, и координацияработ по выполнению этих программ;
7) Координация деятельностифедеральных органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местногосамоуправления при ликвидации Чс по вопросам социально-экономической и правовойзащиты, медицинской реабилитации граждан, пострадавших в результате аварий,катастроф, стихийных и иных бедствий, а также лиц, принимавших участие вликвидации ЧС;
8) Определение основныхнаправлений международного сотрудничества в области предупреждения и ликвидацииЧС.
Решения Межведомственнойкомиссии обязательны для исполнения всеми федеральными министерствами иведомствам, входящими в ее состав, органами исполнительной власти субъектов РФ.
Комиссии по чрезвычайнымситуациям объединяют в себе ответственных представителей соответствующихорганов государственной власти и местного самоуправления, что позволяетзаблаговременно реализовать меры по предупреждению ЧС, а в экстремальныхусловиях – оперативно мобилизовать ресурсы соответствующей территории иэффективно ликвидировать ЧС. Комиссии возглавляются заместителями руководителейорганов исполнительной власти.
2. Органы управленияпо делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям
Органы управления поделам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям:
на федеральном уровне– министерство РФ по делам гражданской обороны,чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС);
на региональном уровне – региональные центры;
на территориальном и местном уровнях – органыуправления по делам ГО и ЧС, создаваемые при органах исполнительной властисубъектов РФ и органах местного самоуправления;
на объектовом уровне – отделы (секторы и специальноназначенные лица) по делам Го и ЧС.
Органы повседневногоуправления РСЧС:
— пункты управления в кризисныхситуациях, оперативные дежурные службы органов управления по делам ГО и ЧС всехуровней;
— дежурно-диспетчерскиеслужбы и специализированные подразделения федеральных органов исполнительнойвласти и организаций.
Размещение органовповседневного управления РСЧС осуществляется на пунктах управления, оснащенныхсоответствующими средствами оповещения, сбора, обработки и передачи информациии поддерживаемых в состоянии постоянной готовности к использованию.
Информационноеобеспечение функционирования РСЧС реализуется информационно-управляющей системой, в составкоторой входят:
— Центр управления вкризисных ситуациях МЧС России;
— информационные центрыфедеральных органов исполнительной власти;
— региональныеинформационно-управляющие центры;
— информационно-управляющие центры органов управления по делам ГО и ЧС субъектовРФ;
— абонентские пунктыгородских и районных органов управления по делам Го и ЧС;
— информационные центрыорганизаций;
— средства связи ипередачи данных.
Порядок сбора информациии обмена этой информацией между органами государственной власти, органами управленияпо делам ГО и ЧС определяется Правительством РФ.
Функциональные подсистемыРСЧС (министерства и ведомства) определены Указом Президента РФ от 30.04.98г.№483 «О структуре федеральных органов исполнительной власти». Они создаются дляорганизации работы по защите населения и территорий от ЧС в сфере ихдеятельности и порученных им отраслях экономики. В соответствии с функциямифедеральных органов и Федерального управления специального строительства приправительстве РФ по защите населения и территорий от ЧС на них возложеноруководство созданием и деятельностью следующих функциональных подсистем:
1) сил и средствпредупреждения аварий на объектах атомной энергетики (Министерство РФ поатомной энергии);
2) сил и средствпредупреждения и ликвидации последствий аварий на объектахтопливно-энергетического комплекса (Министерство топлива и энергетики РФ);
3) предупреждение иликвидации на объектах, входящих в состав отрасли (Миноборонпром России иМинэкономики России);
4) охраны общественногопорядка (МВД РФ);
5) резерва медицинскихресурсов (Минздрав России и Минэкономики РФ);
6)авиационноно-космической службы поиска и спасения (Министерство обороны РФ);
7) экологическойбезопасности и экологического мониторинга; наблюдения и контроля за стихийнымигидрометеорологическими и гелиофизическими явлениями и загрязнением ОС ипредупреждения цунами (Министерство природных ресуросов РФ совместно сФедеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу ОС);
8) связи и освещения(Государственный комитет по связи и информации);
9) защиты с/х животных ирастений; резервов продовольственных и кормовых ресурсов; предупреждения иликвидации ЧС на объектах, входящих в состав отрасли Министерство с/х ипродовольствия РФ);
10) социальной защиты отЧС (Министерство труда и социального развития РФ);
Некоторые министерства иведомства России отвечают за деятельность ряда функциональных подсистем.
Министерство транспорта иМинистерство путей сообщения – за подсистемы:
— транспортногообеспечения ликвидации ЧС;
— сил и средств поиска испасения людей на море;
— поискового иаварийно-спасательного обеспечения полетов гражданской авиации;
— сил и средствликвидации ЧС на железнодорожном транспорте.
Министерство экономики,Министерство финансов, Министерство промышленности и торговли, государственныйкомитет по государственным резервам – за подсистемы:
— целевых видовстрахования;
— финансовых резервов;
— резервов материальныхресурсов.
Государственный комитетсоциально-эпидемиологического надзора РФ – за подсистему надзора посанитарно-эпидемиологической обстановке. Комитет по геологии и использованиюнедр – подсистему наблюдения и контроля за уровень радиоактивного загрязненияподземных вод. Федеральная служба лесного хозяйства отвечает за подсистемы:
— защиты лесов отпожаров, болезней и вредителей лесной растительности;
— предупреждения иликвидации ЧС на объектах, входящих в состав отрасли.
Федеральный горный ипромышленный надзор отвечает за подсистему контроля за химически опасными ивзрывоопасными объектами.
3. Силы и средстваРСЧС. Режимы функционирования
Важнейшей частью системыРСЧС являются ее силы и средства, которые подразделяются на:
— силы и средстванаблюдения и контроля;
— силы и средстваликвидации последствий ЧС.
Силы и средства наблюденияи контроля включают: органы, службы, учреждения, осуществляющиегосударственный надзор, инспекцию, мониторинг, контроль состояния природнойсреды, опасных объектов, здоровья людей.
Силы и средства ликвидациипоследствий ЧС состоят из: военизированных и невоенизированныхпротивопожарных, поисково-спасательных и аварийно-восстановительныхформирований федеральных и других организаций; формирования служб защитыживотных и растений; военизированных противоградовых и противолавинных службРосгидромета; территориальных аварийно-спасательных формирований госинспекциипо маломерным судам Минприроды; соединений гражданской обороны; подразделенийпоисково-спасательной службы МЧС России; соединений и частей радиационной,химической и биологической защиты и инженерных войск Минобороны;военизированных горноспасательных, противофонтанных и газоспасательных частейМинтопэнерго; аварийно-технических центров, спецотрядов атомных станцийМинатома; восстановительных и пожарных поездов МПС; подразделений органоввнутренних дел и муниципальной милиции; центрального аэромобильногоспасательного отряда МЧС; аварийно-спасательных служб ВМФ России.
В зависимости отобстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей ЧС решением соответствующихорганов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления впределах конкретной территории устанавливается один из следующих режимовфункционирования РСЧС:
— повседневнойдеятельности – при нормальной производственно-промышленной, радиационной,химической, бактериологической, сейсмической и гидрометеорологической обстановке,при отсутствии эпидемий, эпизоотий, эпифитотий;
— повышеннойготовности – при ухудшении производственно-промышленной, радиационной,химической, бактериологической, сейсмической и гидрометеорологическойобстановки, при получении прогноза о возможности ЧС;
— чрезвычайнойситуации – при возникновении и во время ликвидации ЧС.
Основными мероприятиями,осуществляемыми при функционировании РСЧС, являются :
а) в режимеповседневной деятельности:
— осуществлениенаблюдения и контроля за состоянием ОС, обстановкой и потенциально опасныхобъектах и прилегающих к ним территориях;
— планирование ивыполнение целевых и научно-технических программ и мер по предупреждению ЧС,обеспечению безопасности и защиты населения, сокращению возможных потерь иущерба, а также по повышению возможных потерь и ущерба, а также по повышениюустойчивости функционирования промышленных объектов и отраслей экономики в ЧС;
— совершенствованиеподготовки органов управления РСЧС, сил и средств к действиям при ЧС,организация обучения населения способам защиты и действиям при ЧС;
— создание и пополнениерезервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;
— осуществление целевыхвидов страхования.
б) в режиме повышеннойготовности :
— принятие на себясоответствующими комиссиями по ЧС непосредственного руководствафункционированием подсистем и звеньев РСЧС, формирование при необходимостиоперативных групп для выявления причин ухудшения обстановки непосредственно врайоне возможного бедствия, выработки предложений по ее нормализации;
— усилениедежурно-диспетчерской службы;
— усиление наблюдения иконтроля за состоянием ОС, обстановкой на потенциально опасных объектах иприлегающих территориях, прогнозирование возможности возникновения ЧС и ихмасштабов;
— принятие мер по защитенаселения и ОС, обеспечению устойчивого функционирования объектов;
— приведение в состояниеготовности сил и средств, уточнение планов их действий и выдвижение принеобходимости в предполагаемый район ЧС;
в) в режимечрезвычайной ситуации:
— организации защитынаселения;
-выдвижение оперативныхгрупп в район ЧС;
— организация ликвидацииЧС;
— определение границ зоныЧС;
— организация работ пообеспечению устойчивого функционирования отраслей экономики и объектов,первоочередному жизнеобеспечению пострадавшего населения;
— осуществлениенепрерывного контроля за состоянием окружающей природной среды в районе ЧС, заобстановкой на аварийных объектах и прилегающих к ним территорий.
Для ликвидациичрезвычайных ситуаций создаются:
— резервный фонд Правительства РФ дляликвидации ЧС и запасы материальных ресурсов для проведения первоочередныхработ при ликвидации ЧС, накапливаемые в составе государственного резерва, — засчет средств федерального бюджета;
— ведомственный резервфинансовых и материальных ресурсов – за счет средств федерального органаисполнительной власти;
— резерв субъектов РФ — за счет средств бюджета субъектов РФ;
— местный резерв – засчет средств местного бюджета;
— объектовый резервфинансовых и материальных средств – за счет собственных средств организации.
Номенклатура и объемырезервов финансовых и материальных ресурсов определяются органом, их создающим.
Ликвидация ЧСосуществляется силами и средствами организаций, органов местногосамоуправления, органов исполнительной власти субъектов РФ, под непосредственнымруководством соответствующей КЧС. При недостаточности имеющихся сил и средств вустановленном порядке привлекаются силы и средства федеральных органов. Вотдельных случаях формируется Правительственная комиссия. В случаенедостаточности ресурсов они выделяются из других резервов РСЧС по ходатайствуруководства соответствующего уровня.
Общественные объединениямогут участвовать в ликвидации ЧС под руководством органов управления РСЧС втом случае, если их участники имеют соответствующую подготовку, подтвержденнуюв аттестационном порядке.
Финансирование РСЧСосуществляется на каждом уровне за счет соответствующего бюджета и средстворганизаций. Финансирование целевых программ по защите населения и территорийот ЧС, по обеспечению устойчивого функционирования организаций осуществляется всоответствии с законодательством субъектов РФ. Финансирование мероприятий поликвидации ЧС проводятся за счет средств организаций, находящихся в зонах ЧС,средств федеральных органов исполнительной власти, соответствующихбюджетно-страховых фондов и других источников. При отсутствии и недостаточностиуказанных средств выделяются в установленном порядке средства из резервногофонда Правительства РФ.
Заключение
В заключение информацияоб основных направлениях международной деятельности МЧС России: 1) создание договорно-правовой базы:действуют более 40 межправительственных соглашений с зарубежными странами.Установлены партнерские связи с Евросоюзом, организациями системы ООН, ЧЭССовета Европы, МОГО, НАТО, ОАЭ, которые зафиксированы в более чем 15международных правовых документах; 2) взаимодействие с ООН в областичрезвычайного гуманитарного реагирования: развитие связей со странами, имеющимитрадиционно сильные службы гражданской защиты, предупреждения, спасения иборьбы с пожарами. проведение международных учений и тренировок по ликвидацииразличных катастроф с целью обмена опытом с зарубежными партнерами икоординации оперативных и крупномасштабных действий спасательных ипротивопожарных подразделений из разных стран.
Приоритеты международногосотрудничества МЧС России:
— формирование устойчивойсистемы взаимодействия со странами «Большой восьмерки», учитывая уникальностьгеографического положения Российской Федерации;
— расширение участияспециалистов и подразделений МЧС России в международных чрезвычайныхгуманитарных операциях, проектах и экспортных программах по вопросам, входящимв компетенцию МЧС России, содействие продвижению российских технологий намеждународный рынок гуманитарных услуг;
— совершенствование иуглубление профессионального взаимодействия между службами предупреждения иликвидации чрезвычайных ситуаций государств-участников СНГ по всему спектрувопросов практической деятельности;
— дальнейшее развитиесотрудничества в рамках региональных международных организаций с участиемРоссийской Федерации (ШОС, ЧОС СЕ, ЧЭС и т. д.);
— наращиваниесотрудничества с Европейским Союзом в целом и его «старыми» членами Францией,Германией и Испанией на основе активного продвижения инициативы МЧС России осоздании Европейского центра борьбы с катастрофами (ЕЦБК); специальнымикомитетами и комиссиями ООН, рабочей группой Совета Россия-НАТО и другимимеждународными организациями.
Приоритетным направлениемдеятельности МЧС России являются, в первую очередь, дальнейшее снижение гибелилюдей при пожарах, в чрезвычайных ситуациях и на водных объектах. Длядостижения этой цели планируется совершенствовать взаимодействие на всехуровнях, развивать территориальную политику, в том числе в рамках соглашений междуМЧС России и субъектами Федерации.
Второе важное направление– повышение культуры безопасности жизнедеятельности, совершенствование работы снаселением на всех уровнях.
Серьезное внимание будетуделяться профилактике правонарушений в сфере надзорно-контрольнойдеятельности, внедрению страховых механизмов снижения рисков возникновенияразличных чрезвычайных ситуаций, повышению ответственности в работеинспекторского состава ГПН и сотрудников МЧС России.
В 2007 году началасьреализация комплекса мер по строительству сил гражданской обороны, созданиюспециальных формирований ГО, совершенствованию деятельности и оснащенностинештатных аварийно-спасательных формирований, а также развитию материальнойбазы гражданской обороны.