ОУ Московская банковская школа БР
( колледж)
Консультация
по предмету « Банковские операции»
для студентов дневного и заочного отделений
по теме «Характеристика основных форм безналичных расчетов»
Выполнилапреподаватель Рувинская Д.Б.
Одобренометодическим Советом ОУ МБШ ( колледж) БР
Протокол№ от 2007 г.
Москва 2007-2008 уч.год.
Вданной консультации рассмотрены вопросы, изучаемые студентами дневного изаочного отделений в разделе 3 «Рсчетные операции» по предмету «Банковскиеоперации».
Предложенныйдля изучения материал позволит студентам освоить основные базовые понятия такиекак, «безнличные расчеты», «формы безналичных расчетов», « расчетныйдокумент», «расчеты платежными поручениями», «расчеты по аккредитивам», «расчеты чеками», «расчеты по инкассо».
Самостоятельноеизучение рассматриваемых вопросов способствует развитию познавательнойактивности обучаемых.
Даннаятема представляет большой по объему материал, поэтому целесообразно датьопережающее задание ( в виде представленной консультации) на электронномносителе заранее и уже занятие по этой теме провести в виде беседы, пояснивтрудные для усвоения положения, ответив на возникшие при изучении темы вопросы, предложивтакже схемы документооборота по всем формам безналичных расчетов и нормативныйматериал БР.
Такойпорядок изучения теоретического материала позволит студентам в дальнейшемуспешно выполнить практические задания по данному разделу при заполненииплатежных документов.
Литература
1.Гражданскийколекс Российской Федерации, ч.П, глава 45.
2.Фкдкральныйзакон от 02.12.90 г. № 395-1 « О банках и банковской деятельности» сизменениями и дополнениями, ст.28-31.
3.ИнструкцияБанка России от 14.09.2006 г. № 28-И «Об открытии и закрытиии банковскихсчетов, счетов по вкладам( депозитам)».
4.ПоложениеБанка России от 03.10.2002 г. № 2-П « О безналичных расчетах в РоссийскойФедерации» с изменениями и дополнениями.
5.Банковскоедело, учебник под редакцией О.И.Лаврушина, М.КНОРУС,2005 г. стр.309-372.
6.Банковскоедело, учебник под редакцией Г.Н.Белоглазовой и Л.П.Кроливецкой,, из-во«Финансы и статистика», 2003 год.
РазделШ «Расчетные операции»
Темаконсультации « Характеристика основных форм безналичных расчетов»
Вопросы:
1.Содержание иорганизация безналичного денежного оборота.
2.Принципы организациибезналичных расчетов в кредитных организациях.
3.Характеристика расчетныхдокументов.
4.Расчеты платежнымипоручениями.
5.Расчеты поаккредитивам.
6.Расчеты чеками.
7.Расчеты по инкассо.
ВОПРОС1. Содержание и организация безналичного денежного оборота
Ссовершенствованием платежно-расчетных отношений менялось и соотношение междуналичными и безналичными сферами денежного обращения. До конца 19 в.преобладали платежи наличными деньгами. В современных условиях удельный весналичных денег, особенно в промышленно развитых государствах, невелик,например, в США он составляет около 10%.
Безналичныерасчеты – это расчеты, осуществляемые безиспользования наличных денег, посредством перечисления денежных средств посчетам в кредитных учреждениях и зачетов взаимных требований.
Безналичныерасчеты имеют важное экономическое значение в ускорении оборачиваемостисредств, сокращении наличных денег, необходимых для обращения, снижениииздержек обращения.
Особенностибезналичных расчетов проявляются в следующем:
Ø врасчетах наличными деньгами принимают участие плательщик и получатель,передающие наличные средства. В безналичных денежных расчетах участников трое:плательщик, получатель и банк, в котором осуществляются такие расчеты в формезаписи по счетам плательщика и получателя;
Ø участникибезналичных денежных расчетов состоят в кредитных отношениях с банком. Этиотношения проявляются в суммах остатков на счетах участников таких расчетов.Подобные кредитные отношения в налично-денежном обороте отсутствуют;
Ø перемещения(перечисления) денег, принадлежащих одному участнику расчетов, в пользу другогопроизводятся путем записей по их счетам, в результате чего изменяются кредитныеотношения банка с участниками таких операций. Другими словами, здесьпроизводится кредитная операция, совершаемая с помощью денег. Тем самым оборотналичных денег замещается кредитной операцией.
Значениебезналичных расчетов велико, так как:
Ø безналичныерасчеты способствуют концентрации денежных ресурсов в банках. Временносвободные денежные средства предприятий, хранящиеся в банках, являются одним изисточников кредитования;
Ø безналичныерасчеты способствуют нормальному кругообороту средств в различных отрасляхэкономики;
Ø четкоеразграничение безналичного и наличного денежного оборотов создает условия,облегчающие планирование денежного обращения и безналичного денежного оборота.Расширение сферы безналичного оборота позволяет более точно определять размерыэмиссии и изъятия наличных денег из обращения.
БанкРоссии принял «Положение о безналичных расчетах вРоссийской Федерации» от 03.10.2002г. №2-П (в ред. Указания ЦБ РФ от 03.03.2003№1256-У).Положение разработано в соответствии с Гражданскимкодексом Российской Федерации, Федеральным законом “О Центральном банкеРоссийской Федерации (Банке России)”, Федеральным законом “О банках ибанковской деятельности” и иными законами Российской Федерации, регулируетосуществление безналичных расчетов в валюте Российской Федерации и на еетерритории в формах, предусмотренных законодательством, определяет форматы,порядок заполнения и оформления используемых расчетных документов, а такжеустанавливает правила проведения расчетных операций по корреспондентским счетам(субсчетам) кредитных организаций (филиалов), в том числе открытых в БанкеРоссии, и счетам межфилиальных расчетов.
Отправильной организации системы безналичных расчетов в целом зависятсвоевременность и быстрота осуществления расчетов между хозяйственнымиорганами, их финансовое положение, состояние платежной дисциплины в стране.
Организаторомбезналичных расчетов в РФ, методическимцентром по разработке правил, форм и сроков расчетов, стандартов платежныхдокументов является Банк России. Согласно закону «О Центральном БанкеРоссийской Федерации (Банке России)» среди его основных задач значитсяобеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системырасчетов. Банк России является органом, координирующим, регулирующим илицензирующим организацию расчетных, в том числе клиринговых систем в РФ. Черезсвои учреждения он осуществляет расчеты между кредитными организациями и вцелом отвечает за эффективное и бесперебойное функционирование отечественнойсистемы расчетов. Непосредственным осуществлением межхозяйственных расчетныхопераций по поручению клиентов занимаются коммерческие банки. Платежно-расчетнаяфункция коммерческих банков наряду с приемом депозитов и выдачей ссуд относитсяк числу важнейших банковских операций.
ВОПРОС2.Принципы организации безналичных расчетов в кредитных организациях
Правильнаяорганизация безналичных расчетов во многом зависит от принципов, положенных воснову этой системы. Соблюдение всех принципов в совокупности, позволяетобеспечить соответствие расчетов предъявляемым к ним требованиям:своевременности, надежности, эффективности.
Первыйпринцип безналичных расчетов в рыночных условияххозяйствования состоит в их осуществлении по банковским счетам, которыеоткрываются клиентам для хранения и перевода средств. Данный принципбезналичных расчетов характеризуется тем, что все расчеты предприятий иорганизаций проводятся через учреждения банков.
Распоряжениео списании денежных средств со счета может быть дано клиентом в различныхформах:
· путемвыписки платежного документа, содержащего приказ о списании денег со счета(платежное поручение, расчетный чек, заявление на открытие аккредитива);
· вформе согласия оплатить (акцептовать) расчетный документ, предъявленныйкредитором (платежное требование).
Безразрешения клиента списание денежных средств, находящихся на счете, допускаетсялишь по решению суда, а также в случаях, установленных законом илипредусмотренных договором между банком и клиентом.
Второйпринцип безналичных расчетов заключается в том, чтоплатежи со счетов должны осуществляться банками по распоряжению их владельцев впорядке установленной ими очередности платежей ( если иное не предусмотренозаконодательством) и в пределах остатка средств на счете. В этом принципезакреплено право субъектов рынка самим определять очередность платежей с ихсчетов.
Приналичии на счете денежных средств, сумма которых достаточна для удовлетворениявсех требований, списание этих средств со счетаосуществляется в порядке календарной очередности.
Принедостаточности денежных средств на счете для удовлетворения всех предъявленныхк нему требований списание средств осуществляется по мере их поступления вочередности, установленной законодательством:
· в первую очередь осуществляетсясписание по исполнительным документам, предусматривающим перечисление иливыдачу денежных средств со счета для удовлетворения требований о возмещениивреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании алиментов;
· во вторую очередь производитсясписание по исполнительным документам, предусматривающим перечисление иливыдачу денежных средств для расчетов по выплате выходных пособий и оплате трудас лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, выплатевознаграждений по авторскому договору;
· в третью очередь производитсясписание по платежным документам, предусматривающим перечисление или выдачуденежных средств для расчетов, по оплате труда с лицами, работающими потрудовому договору (контракту), а также по отчислениям в Пенсионный фонд РФ,Фонд социального страхования РФ и Государственный фонд занятости населения РФ;
· в четвертую очередьпроизводится списание по платежным документам, предусматривающим платежи вбюджет и внебюджетные фонды, отчисления в которые не предусмотрены в третьейочереди;
· в пятую очередь производитсясписание по исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение другихденежных требований;
· в шестую очередь производитсясписание по платежным документам в порядке календарной очередности.
Ограничениеправ владельца счета на распоряжение находящимися на нем денежными средствамине допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
Третийпринцип — принцип свободы выбора субъектами формбезналичных расчетов и закрепления их в хозяйственных договорах .
Четвертыйпринцип -принцип срочности платежа означает осуществлениерасчетов строго исходя из сроков, предусмотренных в хозяйственных, кредитных,страховых договорах, трудовых соглашениях, договорах подряда и т. д
Введениепринципа срочности платежа имеет важное практическое значение. Предприятия идругие субъекты рыночных отношений, располагая информацией о степени срочностиплатежа, могут более рационально построить свой денежный оборот, более точноопределить потребность в заемных средствах и смогут управлять ликвидностьюсвоего баланса.
Срочныйплатеж может совершаться :
o доначала торговой операции, т. е. до отгрузки товаров или оказания услугпоставщиком (авансовый платеж);
o немедленнопосле завершения торговой операции, например платежным поручением плательщика;
o черезопределенный срок после завершения торговой операции на условиях коммерческогокредита без оформления долгового обязательства или с письменным оформлениемвекселя.
Напрактике могут встречаться как досрочные, так и отсроченные и просроченныеплатежи.
Досрочныйплатеж — это выполнение денежного обязательства доистечения договорного срока.
Отсроченныйплатеж характеризует невозможность погасить денежноеобязательство в намеченный срок и предполагает установление нового срока поданному платежу.
Просроченныеплатежи возникают при отсутствии денежных средств уплательщика и невозможности получить банковский или коммерческий кредит принаступлении намеченного срока платежа.
Пятыйпринцип -принцип обеспеченности платежа тесно связан спринципом срочности платежа, так как обеспеченность платежа предполагает длясоблюдения срочности платежа наличие у плательщика или его гаранта ликвидныхсредств, которые могут быть использованы для погашения обязательств передполучателем денежных средств.
Всепринципы расчетов тесно связаны и взаимообусловлены. Нарушение одного из нихприводит к нарушению других.
Операциипо безналичным расчетам отражаются на расчетных, текущих и иных счетах,открываемых банками своим клиентам после представления соответствующихдокументов.
Дляоткрытия расчетного счета в учреждения коммерческого банка предоставляются следующиедокументы:
— заявление об открытии расчетного счета по установленной форме;
— документ о государственной регистрации предприятия (предварительно заверенныйсоответствующим органом исполнительной власти);
— копия учредительного договора о создании предприятия (заверенная нотариально);
— копия устава (нотариально удостоверенная);
— документ о подтверждении полномочий директора предприятия (протокол собранияучредителей или контракт);
— документ о подтверждении полномочий главного бухгалтера предприятия (приказ оприеме на работу или контракт);
— две карточки с образцами подписей первых должностных лиц предприятия с оттискомего печати (нотариально заверенные);
— справка от налоговой инспекции о постановке предприятия на учет для взиманияналогов;
— справка о постановке предприятия на учет в пенсионный фонд;
— регистрационная карточка статистических органов.
Всеперечисленные документы сдаются либо главному юрисконсульту, либо главномубухгалтеру банка. После соответствующей экспертизы документов банк открываетпредприятию расчетный счет (на соответствующем балансовом счете банка) сприсвоением номера.
Открытиерасчетного счета в банке сопровождается заключением между предприятием и банкомдоговора о расчетно-кассовом обслуживании. В соответствии с названным договоромбанк берет на себя обязанности по своевременному комплексномурасчетно-кассовому обслуживанию.
ВОПРОС3 Характеристика расчетных документов.
Банкиосуществляют операции по счетам на основании расчетных документов.
Расчетныйдокумент представляет собой оформленное в видедокумента на бумажном носителе или, в установленных случаях, электронногоплатежного документа:
/> распоряжение плательщика (клиента или банка) осписании денежных средств со своего счета и их перечислении на счет получателясредств;
/> распоряжение получателя средств (взыскателя) насписание денежных средств со счета плательщика и перечисление на счет,указанный получателем средств (взыскателем). />
Приосуществлении безналичных расчетов используются следующие расчетные документы:
а)платежные поручения;
б)аккредитивы;
в)чеки;
г)платежные требования;
д)инкассовые поручения.
Порядокзаполнения.
Расчетные документына бумажном носителе заполняются с применением пишущих илиэлектронно-вычислительных машин шрифтом черного цвета, за исключением чеков,которые заполняются ручками с пастой, чернилами черного, синего или фиолетовогоцвета (допускается заполнение чеков на пишущей машинке шрифтом черного цвета).Подписи на расчетных документах проставляются ручкой с пастой или черниламичерного, синего или фиолетового цвета. Оттиск печати и оттиск штампа банка, проставляемыена расчетных документах, должны быть четкими.
При заполнении расчетных документов не допускаетсявыход текстовых и цифровых значений реквизитов за пределы полей, отведенных дляих проставления. Значения реквизитов должны читаться без затруднения.
Расчетныедокументы должны содержать следующие реквизиты (с учетом особенностейформ и порядка осуществления безналичных расчетов):
а)наименование расчетного документа и код формы по ОКУД ОК 011-93;
б)номер расчетного документа, число, месяц и год его выписки;
в)вид платежа;
г)наименование плательщика, номер его счета, идентификационный номерналогоплательщика (ИНН);
д)наименование и местонахождение банка плательщика, его банковскийидентификационный код (БИК), номер корреспондентского счета или субсчета;
е)наименование получателя средств, номер его счета, идентификационный номерналогоплательщика (ИНН);
ж)наименование и местонахождение банка получателя, его банковскийидентификационный код (БИК), номер корреспондентского счета или субсчета;
з)назначение платежа. Налог, подлежащий уплате, выделяется в расчетном документеотдельной строкой (в противном случае должно быть указание на то, что налог неуплачивается). Особенности указания назначения платежа применительно котдельным видам расчетных документов регулируются соответствующими главами ипунктами Положения;
и)сумму платежа, обозначенную прописью и цифрами;
к)очередность платежа;
л)вид операции в соответствии с правилами ведения бухгалтерского учета в БанкеРоссии и кредитных организациях, расположенных на территории РоссийскойФедерации;
м)подписи (подпись) уполномоченных лиц (лица) и оттиск печати (в установленныхслучаях).
Исправления,помарки и подчистки, а также использование корректирующей жидкости в расчетныхдокументах не допускаются.
Порядокпредставления.
/>Расчетные документы действительнык предъявлению в обслуживающий банк в течение десяти календарных дней, несчитая дня их выписки. Расчетные документы предъявляются в банк в количествеэкземпляров, необходимом для всех участников расчетов. Все экземплярырасчетного документа должны быть заполнены идентично/>.
Расчетныедокументы принимаются банками к исполнению при наличии на первом экземпляре(кроме чеков) двух подписей (первой и второй) лиц, имеющих право подписыватьрасчетные документы, или одной подписи (при отсутствии в штате организациилица, которому может быть предоставлено право второй подписи) и оттиска печати(кроме чеков), заявленных в карточке с образцами подписей и оттиска печати/>
Порядокотзыва.
/>Плательщикивправе отозвать свои платежные поручения, получатели средств (взыскатели) — расчетные документы, принятые банком в порядке расчетов по инкассо (платежныетребования, инкассовые поручения), не оплаченные из-за недостаточности средствна счете клиента и помещенные в картотеку по внебалансовому счету N 90902«Расчетные документы, не оплаченные в срок». Неисполненные расчетныедокументы могут быть отозваны из картотеки в полной сумме, частично исполненные- в сумме остатка. Частичный отзыв сумм по расчетным документам не допускается./>
Отзыврасчетных документов осуществляется на основании представленного в банкзаявления клиента, составленного в двух экземплярах в произвольной форме, суказанием реквизитов, необходимых для осуществления отзыва, включая номер, датусоставления, сумму расчетного документа, наименование плательщика илиполучателя средств (взыскателя).
Порядоквозврата./>
Возвратрасчетных документов из картотеки по внебалансовому счету N 90902«Расчетные документы, не оплаченные в срок» в случае закрытия счетаклиента осуществляется в следующем порядке:
— платежные поручения возвращаются плательщику;
— расчетные документы, поступившие в банк в порядке расчетов по инкассо,возвращаются получателям средств (взыскателям) через обслуживающий их банк суказанием даты закрытия счета;
— при возврате расчетных документов банком составляется их опись, подлежащаяхранению вместе с юридическим делом клиента, счет которого закрывается;
— при невозможности возврата платежных требований и инкассовых поручений в случаеликвидации банка получателя (взыскателя) или отсутствия информации оместонахождении получателя средств (взыскателя) они подлежат хранению вместе сюридическим делом клиента, счет которого закрывается.
/>
ВОПРОС4 . Расчеты платежнымипоручениями
Формыбезналичных расчетов избираются клиентами банков самостоятельно ипредусматриваются в договорах, заключаемых ими со своими контрагентами (далеепо тексту — основной договор).Действующиеформы безналичных расчетов:
1. расчеты платежными поручениями;
2. расчеты по аккредитивам;
3. расчеты чеками;
4. расчеты по инкассо;
Наиболеераспространенной в современных условиях формой безналичных расчетов, являютсярасчеты платежными поручениями, на долю которых приходится свыше 90 %платежного оборота.
Платежноепоручение — распоряжение владельца счета ( плательщика)обслуживающему его банку, оформленное расчетным документом, перевестиопределенную сумму на счет получателя средств, открытый в этом или другомбанке.
Поручениепринимается банком к исполнению в течение 10 дней со дня выписки.
Платежныепоручения могут быть как обычными (почтовыми), так и срочными (телеграфными-используются для перевода денежных средств в другие регионы России).
Платежнымипоручениями могут производиться :
— перечисления денежных средств за поставленные товары, выполненные работы,оказанные услуги;
— перечисления денежных средств в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды;
— перечисления денежных средств в целях возврата / размещения кредитов ( займов)/ депозитов и уплаты процентов по ним;
— перечисление денежных средств в других целях, предусмотренных законодательствомили договором.
Платежноепоручение составляется на бланке формы 0401060 и принимаетсябанком независимо от наличия денежных средств на счете плательщика.
Приотсутствии средств на счете платежные поручения помещаются в картотеку повнебалансовому счету N 90902 «Расчетные документы, не оплаченные всрок».
Допускаетсячастичная оплата платежных поручений из картотеки по внебалансовому счету N90902 «Расчетные документы, не оплаченные в срок».
Причастичной оплате платежного поручения банком используется платежный ордер формы0401066.
Платежноепоручение выписывается плательщиком на бланке установленной формы, содержащемвсе необходимые реквизиты для совершения платежа и представления в банк, какправило, в 4-х экземплярах, каждый из которых имеет свое определенноеназначение:
— 1-йэкземпляр используется в банке плательщика для списаниясредств со счета плательщика и остается в документах дня банка;
— 4-йэкземпляр возвращается плательщику со штампом банка вкачестве расписки о приеме платежного поручения к исполнению;
2-й и 3-й экземпляры платежногопоручения отсылаются в банк получателя платежа; при этом 2-й экземпляр служитоснованием для зачисления средств на счет получателя и остается в документах днэтого банка, а 3-й экземпляр прилагается к выписке со счета получателя какоснование для подтверждения банковской проводки.
Расчеты платежными поручениямиобладают рядом достоинств:
1.более быстрый документооборот по сравнению сдругими формами безналичных расчетов;
2.возможность осуществления расчетов с поставщикамипосле приемки товара и его получения плательщиком;
3.простота и экономичность, с точки зрениясодержания учетно-операционной работы и затрат, связанных с осуществлением расчетов.
Однако практика использованияплатежных поручений для предоплаты выявила и ряд недостатков:
Ø авансированиена длительный период поставщика плательщиком приводит к отвлечению из расчетов хозяйственногооборота плательщика значительного объема оборотных средств;
Ø при осуществлениирасчетов за счет банковского кредита такое авансирование поставщика вызываетдополнительные расходы плательщика;
Ø предварительнаяоплата не гарантирует выполнение поставщиком договорных обязательств. Использованиеплатежных поручений для платежа после получения продукции, выполнение работ илиоказания услуг не гарантирует поставщику получение денежных средств, ухудшаетфинансовое положение.
ВОПРОС5. Расчеты по аккредитивам
Аккредитивпредставляет собой условное денежное обязательство,принимаемое банком (далее — банк-эмитент) по поручению плательщика, произвестиплатежи в пользу получателя средств по предъявлении им документов,соответствующих условиям аккредитива, или предоставить полномочия другому банку(далее — исполняющий банк) произвести такие платежи.
Банкамимогут открываться следующие виды аккредитивов:
1) покрытые(депонированные) и непокрытые (гарантированные);
2) отзывныеи безотзывные (могут быть подтвержденными).
Покрытым(депонированным) считается аккредитив, при открытиикоторого банк-плательщика перечисляет собственные средства плательщика илипредоставленный ему кредит в распоряжение банка поставщика (исполняющий банк)на отдельный балансовый счет «Аккредитивы к оплате» на весь срок действияобязательств банка – эмитента.
Непокрытый( гарантированный) аккредитив может использоваться приустановлении корреспондентских отношений между банками поставщика и плательщика.
Непокрытый(гарантированный) аккредитив – аккредитив, который можетоткрываться в банке- поставщика путем предоставления ему права списывать всюсумму аккредитива со счета банка – корреспондента .( банка-плательщика).
Вкаждом аккредитиве должно иметься указание, является ли он отзывным илибезотзывным. При отсутствии такого указания аккредитив является отзывным.
Отзывныйаккредитив — аккредитив, который может быть измененили аннулирован банком – плательщиком без предварительного согласования с поставщиком(например, в случае несоблюдения условий, предусмотренных договором). Поэтомуотзывный аккредитив в настоящее время применяется в расчетах достаточно редко.
Безотзывнойаккредитив – аккредитив, который не может бытьизменен или анулирован без согласия поставщика, в чью пользу он открыт.Применяются достаточно часто.
Достоинствоаккредитива состоит в том, что отсутствует задержка оплаты продукции или услуг,поскольку деньги для оплаты приготовлены заранее.
Участвующимив аккредитивной сделке лицами являются:
/> Бенефициар(получатель средств) – лицо, в пользу которого открывается аккредитив и котороеполучает денежные средства;
/> банк-эмитент– банк, открывающий аккредитив по поручению клиента( банк-плательщика);
/> приказодатель– лицо, являющееся клиентом банка эмитента, дающее ему поручение на открытиеаккредитива и перечисление денежных средств бенефициару против предоставленияряда документов, обусловленных сторонами;
/> исполняющийбанк – банк, производящий исполнение аккредитива.( банк-поставщика)
Аккредитивоткрывается для расчетов только с одним поставщиком, на срок, согласованныйсторонами сделки.
Порядокработы с аккредитивами в банке-плательщика (банке-эмитента).
1. Плательщик представляетобслуживающему банку аккредитив на бланке формы 0401063) и заявление на открытие аккредитива,в котором плательщикобязан указать:
/> видаккредитива (при отсутствии указания на то, что аккредитив являетсябезотзывным, он считается отзывным);
/> условиеоплаты аккредитива (с акцептом или без акцепта);
/> номерсчета, открытый исполняющим банком для депонирования средств при покрытом(депонированном) аккредитиве;
/> срокдействия аккредитива с указанием даты (число, месяц и год) его закрытия;
/> полноеи точное наименование документов, против которых производится платеж поаккредитиву;
/> наименованиетоваров (работ, услуг) для оплаты которых открывается аккредитив, номер и датуосновного договора, срок отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг),грузополучателя и место назначения (при оплате товаров).
При отсутствии хотя бы одного из этих реквизитовбанк отказывает в открытии аккредитива.
2.Представленныйаккредитив регистрируется банком плательщика в специальном журнале иприходуется по внебалансовому счету “Аккредитивы к оплате”.
Данныйаккредитив оформляется в количестве экземпляров, которое необходимо банкуплательщика для выполнения его условий (обычно в пяти экземплярах).
Порядокработы с аккредитивами в (исполняющем) банке-поставщика.
3.Поступившиеот банка- эмитента ( плательщика) денежные средства по покрытому(депонированному) аккредитиву зачисляются исполняющим банком ( поставщика) на отдельныйлицевой счет балансового счета N 40901 «Аккредитивы к оплате».
/>Припоступлении от банка-эмитента непокрытого (гарантированного) аккредитива суммааккредитива учитывается на внебалансовом счете N 91305 «Гарантии,поручительства, полученные банком».
4.Для получения денежных средств поаккредитиву получатель средств ( поставщик) представляет в банк четыреэкземпляра аккредитива, отгрузочные и другие предусмотренные условиямиаккредитива документы.
Банк – поставщика проверяет выполнение поставщикомусловий аккредитива и правильность оформления документов.Указанные документыдолжны быть представлены в пределах срока действия аккредитива.
5.Приплатеже по аккредитиву указанная сумма зачисляется на счет получателя средств.
Приаккредитивной форме расчетов платеж совершается по месту нахожденияпоставщика.
Платежгарантируется за счет:
— депонированных средств покупателя ( при покрытом аккредитиве);
— средств банка- плательщика ( при непокрытом аккредитиве путем списания суммы скорреспондентского счета банка, открытого в банке –поставщика)
/>Закрытие аккредитива в исполняющем банке (плательщика) производится:
/> поистечении срока аккредитива (в сумме аккредитива или его остатка);
/> наосновании заявления получателя средств об отказе от дальнейшего использованияаккредитива до истечения срока его действия, если возможность такого отказапредусмотрена условиями аккредитива (в сумме аккредитива или его остатка);
/> пораспоряжению плательщика о полном или частичном отзыве аккредитива, если такойотзыв возможен по условиям аккредитива (в сумме аккредитива или в сумме егоостатка).
Озакрытии аккредитива исполняющий банк должен направить в банк-эмитентуведомление в произвольной форме.
/>Аккредитивная форма расчетовимеет ряд преимуществ:
-обеспечивает поставщику гарантию оплаты отгруженнойпродукции;
— предоставляет покупателю гарантию в том, чтооплата поставщику будет произведена не авансом, а только после отгрузки продукции,.
Эти достоинства делают аккредитивную форму расчетовпредпочтительнее по сравнению с предварительной оплатой платежными поручениями.
Аккредитивную форму расчетов целесообразно применятьпри случайных разовых сделках, когда партнеры недостаточно доверяют друг другу,а также при сомнениях в финансовой устойчивости, платежеспособности иаккуратности плательщика.
Кнедостаткам аккредитивной формы расчетов следует отнести:
— замораживание на длительный срок депонированных собственных средств плательщика;- возможность задержки отгрузки продукции поставщиком из-за задержеквыставления аккредитива плательщика.
Вопрос6. Расчеты чеками
Чек — это ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжениечекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю.
Чекодателемявляется юридическое лицо, имеющее денежные средства в банке, которыми он вправераспоряжаться путем выставления чеков,
Чекодержателем — юридическое лицо, в пользу которого выдан чек,
Плательщиком-банк, в котором находятся денежные средства чекодателя.
Встатье 878 ГК РФ перечислены следующие реквизиты чека:
1) наименование «чек»,включенное в текст документа;
2) поручение плательщику выплатитьопределенную денежную сумму;
3) наименование плательщика и указаниесчета, с которого должен быть произведен платеж;
4) указание валюты платежа;
5) указание даты и места составлениячека;
6) подпись лица, выписавшего чек, — чекодателя.
Отсутствие в документе какого-либо изуказанных реквизитов лишает его силы чека.
Расчетный чек оформляетсяплательщиком и передается поставщику в момент совершения операции.
Чек действителен в течение 10 дней (не считая дня выписки)
Выдачачековых книжек производится банком на основании заявленияпредприятия и платежного поручения о списаниисоответствущей суммы с расчетного счета и зачислении ее на отдельный счет ( набалансовом счете 40903 «Расчетные чеки»)
Лимитированнаячековая книжка представляет собой сброшюрованные ввиде книжки расчетные чеки (по 10, 20, 25 и 50 листов), которые могут бытьвыписаны предприятием на общую сумму, не превышающую установленного по этойкнижке лимита.
Лимитчековой книжки ограничен суммой предварительно депонированных в банке средствна отдельном балансовом счете..
Документооборотпри расчетах чеками сводится к следующему:
1.Чекодательв случае приобретения товаров, оказания услуг выписывает расчетный чек, проставляяв нем следующие данные:
— сумму платежа (цифрами и прописью);
— наименование получателя платежа;
— место выписки чека;
— дату совершения платежа (при этом месяц указывается прописью).
Выписанныйчек заверяется подписью чекодателя непосредственно в момент совершения оплаты(вручения чека получателю платежа).
2. Чекодержатель ( поставщик) предъявляет чекв обслуживающий его банк на инкассо для взыскания платежа.,
3. Банк чекодержателя пересылает чек вбанк-плательщика.
4. Банк-плательщика удостоверяется вподлинности чека и списывает сумму платежа со счета 40903 «Расчетные чеки» ипересылает его в банк поставщика для зачисления на счет поставщика.
5.Зачислениесредств на счет чекодержателя производится обслуживающим его банком толькопосле поступления средств от чекодателя и обслуживающего его банка.
Преимущества чековой формы расчетов:
— гарантия платежа при поставкетовара или оказания услуг;
— платежныедокументы при чековой форме расчетов обладают более высокой степенью защиты посравнению с другими формами.
Недостаткичековой формы расчетов :
— применяетсяпри одногородних расчетах.
Вопрос7. Расчеты по инкассо
Расчетыпо инкассо представляют собой банковскую операцию,посредством которой банк (далее — банк-эмитент) по поручению и за счет клиента наосновании расчетных документов осуществляет действия по получению отплательщика платежа.
/>Расчеты по инкассо осуществляются на основании:
Ø платежныхтребований, оплата которых может производиться по распоряжениюплательщика (с акцептом) или без его распоряжения (в безакцептном порядке),
Ø инкассовыхпоручений, оплата которых производится без распоряженияплательщика (в бесспорном порядке).
Платежныетребования и инкассовые поручения предъявляются получателем средств(взыскателем) к счету плательщика через банк, обслуживающий получателя средств(взыскателя).
Платежноетребование является расчетным документом, содержащим требование получателясредств ( кредитора) к плательщику ( должнику) об уплате определеннной денежнойсуммы через банк.
Расчеты платежными требованиями могутосуществляться:
— с предварительным акцептом (срокопределяется в договоре, но не менее 5 рабочих дней При отсутствии указанногосрока, сроком для акцента считается 5 дней);
— без акцепта плательщика ( в случаях установленныхзаконодательством и в случаях, предусмотренных по основному договору)
Платежные требования применяются при расчетах за поставленные товары, выполненныеработы, оказанные услуги, а также в иных случаях, предусмотренных основнымдоговором.
Инкассовое поручение является расчетнымдокументом, на основании которого производится списание денежных средств сосчетов плательщика в бесспорном порядке.
Инкассовые поручения применяются:
1) вслучаях, когда бесспорный порядок взыскания денежных средств установлензаконодательством, в том числе для взыскания денежных средств органами,выполняющими контрольные функции;
2) длявзыскания по исполнительным документам;
3) вслучаях, предусмотренных сторонами по основному договору, при условиипредоставления банку, обслуживающему плательщика, права на списание денежныхсредств со счета плательщика без его распоряжения.
Банки приостанавливают списание денежных средств в бесспорномпорядке в следующих случаях:
— по решению органа, осуществляющегоконтрольные функции в соответствии с законодательством, о приостановлениивзыскания;
— при наличии судебного акта оприостановлении взыскания;
— по иным основаниям, предусмотреннымзаконодательством.