Реферат по предмету "Банковское дело"


Кредит и его роль в регулировании экономики

Федеральное агентство по образованию РФ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Экономический факультет
Кафедра теоретической экономики
КУРСОВАЯ РАБОТА
Кредит и его роль в регулировании экономики
Выполнил:
Студент 1 курса
Экономического факультета
Специальность финансы и кредит
Группа 105Куклинский Д.С.
Научный руководитель: СувороваВ. В
канд. экон. наук, доц.
Краснодар 2009

Содержание
Введение
1. Теоретические аспекты исследования кредитных отношений
1.1 История возникновения и сущность кредита
1.2 Основные функции и принципы кредита
1.3 Основные принципыкредитования
1.4 Основные формы кредита
2. Особенности кредитныхотношений в России
2.1 Основы законодательного регулирования кредитныхотношений в России
2.2 Развитие кредитных отношенийв Краснодарском крае
2.3 Перспективы развития кредитования в РоссийскойФедерации
Заключение
Список литературы
Введение
Кредитотносится к числу важнейших категорий экономической науки.
Кредитобеспечивает трансформацию денежного капитала в ссудный капитал, и выражаетотношения между кредиторами и заемщиками. При его помощи свободные денежныекапиталы и доходы предприятий, личного сектора и государства аккумулируются,превращаются в ссудный капитал, который передается за плату во временноепользование.
Его изучениюпосвящены произведения классиков марксизма, многочисленные работы советских изарубежных экономистов. Однако эта тема актуальна и в наше время, посколькукредитные отношения в современных условиях достигли наибольшего развития. Внастоящее время речь уже идет не о постоянном увеличении объемов денежныхкапиталов, предоставляемых в ссуду, но и о расширении субъектов кредитныхотношений, а также растущем многообразии самих операций.
В развитиилюбого государства значительное место занимает кредитная система, которая вомногом определяет развитие экономики, рост потенциальных возможностейгосударства и рост благосостояния его населения. Вместе с этим само государстводолжно оказывать влияние на развитие кредитной системы, на ее формирование,деятельность и соответственно размещению на территорию государств
Напротяжении 10 лет рыночных реформ в России происходило формирование кредитнойсистемы на основе новых принципов. Этот процесс довольно сложный и занимаетдлительный промежуток времени. При формировании кредитной системы в настоящеевремя невозможно не учитывать опыт прошлого.
Кредитнаясистема России состоит из трех уровней. Верхний уровень кредитной системызанимает Центральный Банк РФ (Банк России). Второй уровень кредитной системы — этокоммерческие банки. И третий уровень занимает парабанковская система (страховыефонды, пенсионные фонды, инвестиционные фонды).
В этойработе уделяется особое внимание самому понятию кредитной системы, егофункциям, принципам и формам кредита, истории возникновения и сущностикредитования. Определив теоретические аспекты кредитных отношений кредитнойсистемы, можно будет говорить о перспективах ее развития.
Цельюкурсовой работы является изучение понятия кредита и его роль в экономическомрегулировании, а также особенности кредитных отношений в России.
Реализацияпоставленной цели предполагает решение следующих задач:
Изучитьструктуру и механизм функционирования кредитной системы в рыночной экономике
Рассмотретьобщие тенденции развития современной кредитной и банковской системы России, атакже основные проблемы кредитной системы на современном этапе
Рассмотретьперспективы развития кредитной системы России
Изучитьзаконодательное регулирование кредитных отношений в России
Рассмотретьперспективы развития кредитной системы в Краснодарском крае.
Предметомисследования является кредитная система, интересы и противоречия, связанные сформированием кредитного потенциала национальной экономике страны.
Актуальностьисследуемой проблематики нашла отражение в возросшем числе публикаций,посвященных вопросам кредитования.
Работасостоит из 2-х глав:
1. Теоретическиеаспекты исследования кредитных отношений.
2. Особенностикредитных отношений в России.
1. Теоретические аспекты исследования кредитныхотношений1.1 История возникновения и сущность кредита
Понятие кредитасуществовало еще в VI в. до нашей эры, в частности на территории современного Израиля.
До царяСоломона иудеи использовали кредит, т.е. за долги отправлялись в долговоерабство. Царь Соломон запретил такое рабство и обратил личную ответственность вимущественную. Он издал закон, по которому должник теперь отвечал передкредитором своим имуществом, а не личной свободой. На земле должника ставилистолб, на котором было написано, что его имущество принадлежит кредитору вобеспечение определенной суммы, и таким образом уведомляли всех вокруг, чтоданное имущество заложено. Столбы с такими надписями стали называть ипотекой отгреческого «hypotheke», что означает «залог, заклад».
Первыекредиты в истории человечества вызывались, как правило, нуждой, а невозможностью получить дополнительную прибыль. Как только люди начали выращиватьчто-то на земле, они сразу столкнулись с периодическими неурожаями, которыемогли оставить без еды на весь год. Здесь и появляются первые кредиты: еслиотдельному крестьянину не хватало собранного урожая, он шел к более богатомусоседу и просил одолжить определенную сумму денег до следующего урожая.
Кроме того,первые формы кредитов и процентов имели, конечно же, натуральный характер (разновидностьбартера). Крестьянин занимал один мешок зерна, а возвращал полтора или два. Такимобразом, кредит опередил появление и рыночного хозяйства, и денег. Конечно,ничто не могло гарантировать, что человек, уже попавший в затруднительноеположение, сможет не только поправить свои дела, но еще и достать излишек,чтобы отдать долг. Как писал один историк хозяйства, «брать проценты приэтих условиях значит падающего подтолкнуть ».
Если человекне мог отдать долг, он мог лишиться своего имущества. Если у него было нечеговзять, он отправлялся отрабатывать долг на поле или на двор к своему кредитору,собственно, уходил в долговое рабство. Конечно, подобное явление не вызывалоодобрения в обществе. Одним из первых борцов против него стала церковь.
Основнымисточником аргументов священников в осуждении процента была Библия. В Евангелииот Луки написано: "… взаймы давайте, не ожидая ничего..." (VI, 35).Это означает, что кредитор не должен просить ни процентов, ни возврата самойссуды. К этому добавлялось учение о проценте древнегреческого мыслителяАристотеля (чью философию средневековая церковь пыталась совместить схристианством). Согласно Аристотелю, процент является противоестественнойформой дохода, так как «деньги не могут рождать деньги». И крометого, церковь пыталась найти некие рациональные доказательства неестественностипроцента. Одним из аргументов был, например, следующий: поскольку отданные вдолг деньги возвращаются кредитору обратно в целости, процент является платойза время, а время нельзя продавать, так как оно принадлежит Богу. Пользуясьсвоей властью, церковь пытается покончить с процентом «сверху». В1179 г. папа Александр III запрещает процент под страхом лишения причастия. В1274 г. папа Григорий X применяет более строгое наказание — изгнание изгосударства. В 1311 г. папа Климент V вводит в качестве наказания отлучение отцеркви. К концу средних веков государство, наконец, перестает бороться противлюбой формы кредитов и пытается не допустить ростовщичества регулированиемвысоты процента. В 1545 г. в Англии максимальной была объявлена ставка 10% вгод. В 1624 г. она снижена до 8%, а в 1652 г. — до 6%. Другие страныдействовали похожим образом. Например, в 1640 г. в Нидерландах была установленамаксимальная ставка процента в размере не выше 5%, во Франции в 1601 г. былустановлен максимальный процент 6%. В России такой закон ввели в 1754 г., амаксимальный процент был тоже равен 6%. В XVIII в. широкая волна протестапротив запрещения процентов начинает постепенно разрушать общественное мнение,и в XIX в. практически везде отменяют контроль за размером процента. Однако взаконодательстве многих стран остается понятие ростовщичества («эксплуатациинужды, слабости разумения, неопытности или душевного возбуждения кредитующегося»)и уголовная ответственность за него. Но займы «по нужде» не былиединственным видом потребительских займов в античном мире или в средние века. Частозанимать деньги приходилось богатым людям, которые по каким-то причинам немогли выйти на тот уровень потребления, который был им необходим. Нуждой этовряд ли можно было назвать, хотя мотивы аналогичные.
В конце XVIIв. английский купец и автор памфлетов на экономические темы Дадли Норт писал:«В нашей стране деньги, отдаваемые под проценты, гораздо менее, чем вдесятой своей части, идут в руки предпринимателей… они ссужаются, главнымобразом, для покупки предметов роскоши, выдаются на расходы людям, которые хотяи являются крупными землевладельцами, но тратят деньги быстрее, чем приносит имих землевладение… ». Ссуды выдавались, как правило, под залог земли, иименно это являлось причиной того, что через некоторое время помещики во многихстранах оказывались в долгах.
Крупнымизаемщиками могли быть короли, займы которых носили либо военный характер, либопотребительский. Короли были одними из самых «плохих» заемщиков, таккак легко могли решить не возвращать деньги
Напротяжении многих веков кредит был слабо развит в капиталистическом обществе,что было обусловлено целым рядом объективных и субъективных причин. Вплоть доВторой мировой войны коммерческие банки развитых капиталистических стран почтине предоставляли населению денежные ссуды на потребительские цели. Первымивступили на этот путь коммерческие банки США. Еще в 1920-1930 гг. группа изнескольких банков, возглавляемая одним из предшественников нью-йоркских «City-Corp»и «Bank of America», создала у себя отделы потребительского кредита. Первоначальноэта банковская группа предоставляла займы частным лицам на такие цели, какоплата медицинской помощи, стоматологических услуг, обучения и т.п., но затемприступила и к выдаче ссуд на покупку в рассрочку потребительских товаров. Послеокончания войны сектор потребительского кредита стал одним из наиболеебыстроразвивающихся сегментов рынка кредитных услуг коммерческих бан ков [28]. В другихзападных странах бум в области банковского кредитования потребительских нуждынаселения начался в конце 50-х годов. Таким образом, особое развитиепотребительский кредит получил в условиях общего кризиса капитализма (главнымобразом после 2-ой мировой войны 1939-1945) в связи с резким усилениемнесоответствия между ростом производства и ограниченностью платёжеспособногоспроса трудящихся.
Теперь жекредит получил широкое распространение практически во всех экономическиразвитых странах и во многих странах «третьего мира».1.2 Основные функции и принципы кредита
Сущностькредита проявляется в его функциях. В свою очередь функция кредита естьпроявление его сущности, выражение общественного назначения кредита. Посредствомиспользования функций кредита предприятия различных форм собственности иобщество в целом добиваются эффективности производства, ускорения обращения ироста доходов. Выяснение функций кредита имеет большое практическое значение,поскольку это позволяет использовать его наиболее эффективно. Кредит выполняетследующие три основные функции:
Распределительную- она заключается в распределении на возвратной основе денежных средств. Онапроявляется при аккумуляции средств, а также при их размещении. Конкретно этафункция проявляется в процессе временного предоставления средств предприятиям иорганизациям для удовлетворения их потребностей в денежных ресурсах. Предприятиятаким образом обеспечиваются необходимым оборотным капиталом и ресурсами дляинвестиций.
Эмиссионную — она заключается в создании кредитных средств обращения и замещения наличныхденег. Она проявляется в том, что в процессе кредитования создаются платежныесредства, т.е. в оборот наряду с деньгами в наличной форме входят также деньгив безналичной форме. Действие данной функции проявляется и тогда, когда наоснове замещения наличных денег происходят безналичные расчеты.
Контрольную — она состоит в осуществлении контроля за эффективностью деятельностиэкономических субъектов. Действие этой функции проявляется в том, что вхозяйстве, получившем кредит, осуществляется всесторонний контроль рублем. Именнона базе кредитных отношений строится наблюдение за деятельностью заемщиков икредиторов, оценивается кредитоспособность и платежеспособность предприятий. Ведьлюбой кредитор — банк или предприниматель — через ссуду своими методамиконтролирует состояние заемщика, стремясь обеспечить своевременный возвратссуды, предотвратить несвоевременный возврат долга.1.3 Основные принципы кредитования
Кредитованиепредприятий и других организационно-правовых структур на производственные исоциальные нужды осуществляется при строгом соблюдение принципов кредитования,которые представляют собой главный элемент системы кредитования, посколькуотражают сущность и содержание кредита, а также требования объективныхэкономических законов, в том числе и в области кредитных отношений.
К принципамкредитования относятся: срочность возврата, дифференцированность,обеспеченность и платность.
Особенностью,которая отличает кредит как экономическую категорию от других экономическихкатегорий товарно-денежных отношений, является возвратность. Она являетсянеотъемлемой чертой кредита, его атрибутом, без которой он не можетсуществовать.
Срочностькредитования представляет собой необходимую форму достижения возвратностикредита. Этот принцип означает, что кредит должен быть не просто возвращён, авозвращён в строго определённый срок, т.е. в нём находят конкретное выражениефакторы времени. И, следовательно, срочность есть временная определённостьвозвратности кредита. Срок кредитования является предельным временем нахожденияссуженных средств в руках заёмщика и выступает той мерой, за пределами которойколичественные изменения во времени переходят в качественные: если нарушаетсясрок пользования ссудой, то искажается сущность кредита, он теряет своёподлинное назначение, что отрицательно складывается на состоянии денежногообращения в стране.
Срокикредитования устанавливаются банком исходя из сроков оборачиваемости кредитуемыхматериальных ценностей, но не выше нормативных.
С этимпринципом очень тесно связаны два других принципа кредитования, таких, какдифференцированность и обеспеченность.
Дифференцированностькредитования означает, что коммерческие банки не должны однозначно подходить квопросу о выдаче кредита своим клиентам, претендующим на его получение. Кредитдолжен предоставляться только тем клиентам, которые в состоянии егосвоевременно вернуть. В таком случае дифференциация кредитования должнаосуществляться на основе показателей кредитоспособности, под которой понимаетсяфинансовое состояние предприятия, дающая уверенность в способности и готовностизаёмщика возвратить кредит в оговоренный договором срок. Эти качествапотенциальных заёмщиков оцениваются посредством анализа их баланса наликвидность, обеспеченность хозяйства собственными источниками, уровень егорентабельности на текущий момент и в перспективе.
Всовременных условиях, говоря об обеспеченности ссуд, следует иметь в видуналичие у заёмщиков юридически оформленных обязательств, гарантирующихсвоевременный возврат кредита: залогового обязательства, договора-гарантии,договора-поручительства.
Принципплатности кредита означает, что каждый заёмщик должен внести банку определённуюплату за временное позаимствование у него для своих нужд денежных средств. Напрактике реализация этого принципа осуществляется посредством банковскогопроцента. Ставка банковского процента — это своего рода «цена» кредита.Банку платность кредита обеспечивает покрытие его затрат, связанных с уплатойпроцентов за привлечённые в депозиты чужие средства, затрат по содержаниюсвоего аппарата, а также обеспечивает получение прибыли для увеличенияресурсных фондов кредитования (резервного, уставного) и использования насобственные и иные нужды.1.4 Основные формы кредита
В процессекредитования используются различные формы кредита. В современных условиях нарынке реализуются следующие формы кредита: коммерческий, банковский,государственный, потребительский, ипотечный, межбанковский, межхозяйственный,международный и др. Они отличаются друг от друга составом участников, объектомссуд, динамикой, величиной процента и сферой деятельности.
Коммерческийкредит предоставляется в товарной форме продавцами товаров их покупателям ввиде рассрочки платежа за проданные товары или предоставленные услуги. Коммерческийкредит применяется с целью ускорить реализацию товаров и оформляется в видедолгового обязательства — векселя, оплачиваемого через коммерческий банк. Объектомкоммерческого кредиа выступает, как правило, товарный капитал, которыйобслуживает кругооборот промышленного капитала, движение товаров из сферыпроизводства в сферу потребления. Особенность коммерческого кредита состоит втом, что ссудный капитал здесь сливается с промышленным. Главная цель такогокредита — ускорить процесс реализации товаров, а значит, ускорить получениезаключенной в них прибыли. Важно отметить, что процент по коммерческомукредиту, входящий в цену товара и сумму векселя, как правило, ниже, чем побанковскому кредиту. В развитых странах коммерческий кредит составляет 20-30%всех кредитных сделок. В России коммерческий кредит и учет векселей былиразвиты до 1917 г. и в период нэпа. Однако в ходе кредитной реформы 1930-1932гг. коммерческий кредит (взаимное кредитование предприятиями друг друга) былликвидирован. В то время считалось, что по мере роста общественного секторахозяйства и разработки основ планирования экономики коммерческий кредитявляется тормозом на пути развития планового народного хозяйства, посколькупрактическое воздействие государства через банк на распределение кредитныхресурсов при этом ограничивалось. Коммерческий кредит не использовался в СССРдо 1988 г. В настоящее время в России и других государствах бывшего СССРкоммерческий кредит разрешен. С формированием и развитием рыночной экономикииспользование коммерческого кредита будет расширяться. Субъектами коммерческогокредита являются предприятия, выступающие в качестве заемщика. Это значит, чтоспециализированные кредитные учреждения (банки) в этом случае прямого участия всделке не принимают. Однако на практике в большинстве случаев коммерческийкредит переплетается с банковским: кредитор, имея обязательства заемщика — вексель,может учесть его в банке и получить под него банковский кредит. Но этот факт неустраняет главного признака коммерческого кредита — предоставление взаймысредств одной коммерческой структуры другой.
Банковскийкредит предоставляется в виде денежных ссуд коммерческими банками и другими финансовымиучреждениями (финансовыми компаниями, сберегательными кассами и др.) юридическимлицам (промышленным, транспортным, торговым компаниям), населению, государству,иностранным клиентам. Банковский кредит превосходит границы коммерческогокредита по размерам, срокам, направлениям. Он имеет более широкую сферуприменения. Классифицировать банковский кредит можно в зависимости от сроканазначения (для текущей деятельности или инвестиционной) и типа получателя.
Потребительскийкредит предоставляется, как правило, торговыми компаниями, банками испециализированными кредитно-финансовыми институтами для приобретениянаселением товаров и услуг с рассрочкой платежа. Потребительский кредит можетпредоставляться как в денежной, так и в товарной формах: товар приобретается вкре-1 или в рассрочку в розничной торговле. Денежную ссуду получают в банке сис-.1ьзованием средств в потребительских целях. С помощью такого кредитареализуются товары длительного пользования (автомобили, мебель, холодильники,бытовая техника). Срок кредита составляет до трех лет, процент — от 10 до 25%. Населениепромышленно развитых стран тратит от 10 до 20% своих ежегодных доходов напокрытие потребительского кредита. В случае неуплаты по нему имуществоизымается кредиторами.
Ипотечныйкредит — кредит под залог недвижимости называется. В настоящее время ипотечныйкредит выдается ипотечными банками. Ипотечный кредит берется для покрытиякрупных капитальных затрат. Особо эффективно использовать его при кредитованиинового строительства. При этом объект строительства является предметом залога. Залогможет оформляться поэтапно, по мере строительства объекта. Тогда соответственнопо частям выделяется кредит. Например, предприниматель покупает землю,закладывает ее, на полученные деньги возводит фундамент здания. Фундамент опятьзакладывается, и полученные кредиты служат источником финансирования следующегоэтапа строительства. Ипотечный кредит берется и для приобретения недвижимости. Вэтом случае после оформления залоговых кредитных отношений продавец сразуполучает от банка деньги, покупатель приобретает все права собственности наобъект покупки, который одновременно заложен в банке. Заемщик возвращает кредити выплачивает проценты в соответствии с кредитным соглашением.
Особойформой кредита является государственный кредит, при котором заемщиком (кредитором)выступают государство или местные органы власти, а кредит приобретает видгосударственного займа, реализуемого через кредитно-финансовые институты,прежде всего через Центральный банк. Этот вид кредита следует разделять насобственно государственный кредит и государственный долг. В первом случаекредитные институты государства (банки и другие кредитно-финансовые институты) кредитуютразличные секторы экономики. Во втором случае государство заимствует денежныесредства у банков и других финансово-кредитных институтов на рынке капиталовдля финансирования бюджетного дефицита и государственного долга. При этом,кроме кредитных институтов, государственные облигации покупают население,юридические лица.
Межбанковскийкредит предоставляется банками друг другу, когда у одних банков возникаютсвободные ресурсы, а у других их недостает. Следует отметить, что размерыкредитов одних банков (кредиторов), предоставляемых другим банкам (дебиторам),довольно существенны. Так, по данным за 1997 г., из общей суммы кредитныхвложений на долю этого вида кредитов приходилось более 20%[29].
Субъектамикредитных отношений межхозяйственного кредита выступают различные предприятия иорганизации, дающие средства взаймы друг другу. Этот вид кредита имеет сходствос коммерческим кредитом. Однако, в отличие от коммерческого кредита, которыйносит в основном товарный характер, когда продаются товары с рассрочкойплатежа, межхозяйственный кредит предполагает предоставление денежных средстввзаймы. Такие ссуды в порядке оказания финансовой помощи могут получатьпредприятия при временных финансовых затруднениях от корпорации, в которую онивходят, для выполнения, к примеру, совместных производственных программ.
Международныйкредит охватывает экономические отношения между государством и международнымиэкономическими организациями. Он имеет как частный, так и государственныйхарактер, отражая движение ссудного капитала в сфере международныхэкономических и валютно-финансовых отношений. Международный кредит существует вформе как коммерческого, так и банковского кредита.
Такимобразом, формы кредита тесно связаны с его структурой и в определенной степениотражают сущность кредитных отношенй
2. Особенности кредитных отношений в России2.1 Основы законодательного регулирования кредитныхотношений в России
Подзаконодательным регулированием кредитных отношений понимают систему мер, спомощью которых государство обеспечивает стабильную, безопасную, с минимальнымирисками деятельность банков. В современных условиях кредитное регулированиесводится прежде всего к надзору за операциями банков в интересах стабильностивсей экономики. В основе законодательного регулирования кредитных отношенийлежат следующие критерии:
достаточностькапитала (отношение собственных средств к суммарным активам);
качествоактивов с точки зрения риска, ликвидности и т.д.;
качествоменеджмента (квалификация управляющих);
ликвидность:способность быстро и безболезненно выполнять обязательства (соотношениеликвидных и прочих активов);
доходность;
В системеэкономических отношений современного общества кредитные организации занимаютодно из ведущих мест, поэтому развитие и совершенствование банковскойдеятельности и поддержание ее стабильности является необходимым условиемсоздания рыночного механизма в России.
Рыночнаяэкономика, прежде всего, связана с риском, но все же в подавляющем большинствеслучаев риск можно и нужно уменьшить, а то и избежать вообще. А посколькукредитные организации в современной экономике играют важную финансовую роль,связанную с перераспределением финансовых ресурсов, расчетно-кассовымобслуживанием экономики, являясь «кровеносными сосудами» всейэкономики, от их уровня надежности зависит не только их дальнейшее развитие идеятельность как функциональных институтов, но и экономики страны и мировогосообщества в целом.
Деятельностьфинансовых посредников должна регулироваться и контролироваться для созданияусловий по сохранению накоплений из-за подверженности финансовых институтов идругих экономических [30]субъектов(особенно в условиях нестабильной финансовой системы) системному риску ибанкротству.
Кредитнаяорганизация представляет собой финансовое учреждение, созданное для привлеченияденежных средств и размещения их от своего имени на условиях возвратности,платности и срочности. Однако в соответствии с действующим в настоящее времяФедеральным законом РФ от 03.02.96г. № 17-ФЗ «О банках и банковскойдеятельности» кредитная организация — это юридическое лицо, имеющее правоосуществлять банковские операции, предусмотренные указанным федеральнымзаконом, и созданное для извлечения прибыли как основной цели своейдеятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального БанкаРФ. При этом банк — это уже кредитная организация, которая имеет исключительноеправо осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение вовклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанныхсредств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности,срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.
Такимобразом, понятие «кредитной организации», включающее в себя понятие«банк», несколько шире, а поскольку контроль и надзор, проводимыйБанком России в частности распространяется на все юридические лица,зарегистрированные Центральным Банком, рассматривать проблему регулированиядеятельности следует именно кредитных организаций, при этом с учетомособенностей работы и подходов к надзору за банковскими и небанковскими кредитнымиорганизациями.
Основноеназначение коммерческого банка — осуществлять посреднические операции подвижению денежных средств от кредиторов к заемщикам. Для них характерен двойнойобмен долговыми обязательствами: они размещают свои долговые обязательства (депозиты,векселя, облигации, сберегательные и депозитные сертификаты), а мобилизованныена этой основе средства размещают в долговые обязательства и ценные бумаги,выпущенные другими, в том числе и другими кредитными учреждениями. Кроме того,банки принимают на себя безусловные обязательства с фиксированной суммой долгаперед юридическими и физическими лицами, например, при движении средствклиентов по расчетным счетам и во вклады, включая депозитные сертификаты.
Коммерческиебанки осуществляют комплексное кредитно-расчетное, кассовое и валютное и другоебанковское обслуживание предприятий, организаций и физических лиц ифункционируют на принципах самостоятельности, инициативы и ответственности. Вместес тем их деятельность согласно действующему законодательству подлежит надзору ирегулированию со стороны определенных государственных органов ссоответствующими полномочиями.
Такосновными направлениями государственного регулирования в России являются: политикаЦБ и других ответственных государственных органов (Федеральной комиссии поценных бумагам и фондовому рынку, Министерство финансов, Министерство поналогам и сборам и т.п.) в отношении негосударственных финансовых институтов; налоговаяполитика правительства на центральном и местном уровнях; участие государства влице исполнительных органов власти в деятельности кредитных организаций; законодательныемероприятия законодательной и исполнительной власти, регулирующей деятельностьразличных институтов финансово-кредитной системы.
В отличие отюридических лиц — небанковских учреждений, которые > подотчетны только двумосновным инстанциям: учредителям (вышестоящей организации) и налоговым органам,кредитные организации в России в первую очередь подотчетны Центральному Банкукак органу выдающему разрешения (лицензии) на осуществление банковских операций.Таким образом, Центральный Банк с одной стороны, являясь одним из субъектовбанковской системы, совместно с другими кредитными организациями решаетвозложенные на них задачи по реализации кредитно-денежной политики государства,а, с другой стороны, Центральный Банк на основании предоставленных ему правосуществляет регулирование деятельности кредитных организаций.
Всовременных условиях наличия в России свыше 1300 кредитных организаций (Бюллетеньбанковской статистики. — 1999. — № 11 (78). — С.63) вопросы регулирования ихдеятельности встают на первое место. Необходимо подчеркнуть, что, начиная с1995 года Россия вышла на интенсивный путь развития банковской системы,связанной с концентрацией банковского капитала. Этот процесс затормозилпоявление новых банков, вытеснил с рынка мелкие и бесперспективные банки. Вомногом данному процессу.
Кредитноезаконодательство включает как нормы гражданского права, регулирующие банковскиедоговоры, так и нормы административного права, с помощью которых осуществляетсянадзор за созданием и функционированием кредитных организаций.
Административнаясоставляющая кредитного законодательства не меняет сущность банковских сделок,основным объектом которых являются имущество и имущественные права, посколькуденежные средства являются имуществом особого рода, денежные средства на счетебанка являются собственностью банка, а вкладчик сохраняет право требования кбанку; ценные бумаги в документарной и бездокументарной форме являются объектомгражданского права (ст.128 Гражданского кодекса РФ). Административные нормы,как нормы кредитного законодательства, необходимо рассматривать какопределенные ограничения по созданию и деятельности кредитных организаций. Такимобразом, банковское регулирование кредитных отношений представляет комплекснуюотрасль, в которой главным является не выделение основных отраслей, а,наоборот, интеграция их для той или иной сферы деятельности. Можно говорить оединстве гражданско-правовых и административных отношений, складывающихся впроцессе банковской деятельности. Гражданско-правовые нормы непосредственновыражают отношения между банком, иной кредитной организацией и клиентом. Административныеправила поведения регулируют отношения по надзору Банка России за созданием идеятельностью кредитных организаций. Соответственно и нормы регулирующие данныеотношения необходимо разделять по предметам регулирования, помнить об этомразделении при их правоприменении и возможной конкуренции.
Какзакреплено в ст.2 ФЗ «О банках и банковской деятельности» правовоерегулирование банковской деятельности осуществляется Конституцией РоссийскойФедерации, настоящим Федеральным законом, Федеральным законом «ОЦентральном банке Российской Федерации (Банке России) », другими федеральнымизаконами, нормативными актами Банка России.
Следовательно,иерархию источников законодательного регулирования кредитных отношений можнопостроить следующим образом:
КонституцияРФ;
специальноебанковское законодательство ФЗ «О банках и банковской деятельности» иФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) „
иныезаконодательные акты;
нормативныеакты Банка России.
Рассмотримкаждую из ступеней представленной иерархии.
КонституцияРФ устанавливает, что в ведении Российской Федерации находятся: установлениеправовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенноерегулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральныеэкономические службы, включая федеральный банк
Согласно ч.1ст.75 Конституции РФ государственной денежной единицей является рубль. ИсключительноБанк России осуществляет денежную эмиссию.
Следующаяступень иерархии — специальное банковское законодательство непосредственнонаправленное на правовое регулирование кредитных отношений включает в себя:
Федеральныйзакон от 2 декабря 1990 г. N 395-I “О банках и банковской деятельности»[2] (с изм. и доп. от 13 декабря 1991 г., 24 июня 1992 г., 3 февраля 1996 г.,31 июля 1998 г., 5, 8 июля 1999 г.,19 июня, 7 августа 2001 г., 21 марта 2002 г.,30 июня, 8, 23 декабря 2003 г., 29 июня, 29 июля, 2 ноября, 29, 30 декабря2004г., 21 июля 2005 г., 2 февраля, 3 мая, 27 июля, 18, 29 декабря 2006 г)
Федеральныйзакон от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации(Банке России)» [3] (с изменениями от 10 января, 23 декабря 2003 г., 29июня, 29 июля, 23 декабря 2004 г., 18 июня, 18 июля 2005 г., 3 мая, 12 июня, 29декабря 2006 г). Настоящий закон закрепляет функции и полномочия Банка России,устанавливает, что Банк России осуществляет свою деятельность независимо отдругих федеральных органов государственной власти, органов государственнойвласти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
В эту жегруппу (специального банковского законодательства), на наш взгляд, необходимовключить: Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. N 40-ФЗ «Онесостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» [4] (с изменениямиот 2 января 2000 г.,19 июня, 7 августа 2001 г., 21 марта 2002 г., 8 декабря2003 г., 28 июля,20 августа 2004 г., 18, 29 декабря 2006 г); Федеральный законот 23 декабря 2003 г. N 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц вбанках Российской Федерации» [5] (с изменениями от 20 августа, 29 декабря2004 г.,20 октября 2005 г., 27 июля 2006 г). Настоящие законодательные актыустанавливают специфику банкротства кредитных организаций, особые обязанностидля кредитных организаций, привлекающих вклады от физических лиц.
Данные актыв виду их специального характера имеют приоритет перед общими нормами иныхзаконодательных актов в вопросах регулирования банковской деятельности,функционирования кредитных организаций.
К числу«иных законодательных актов» можно отнести кодифицированныезаконодательные акты (Гражданский кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Налоговыйкодекс РФ), ряд специальных законодательных актов (Федеральный закон от 10декабря 2003г. №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»[6] (с изменениями от 29 июня 2004 г., 18 июля 2005 г., 26 июля, 30 декабря2006 г) и весь массив иных законодательных актов).
Насегодняшний день существует немало пробелов и недостатков, вызывающихнеобходимость серьезного пересмотра действующего законодательства.
Основнаяцель совершенствования банковского законодательства — это создание правовойосновы для эффективного осуществления банковской деятельности, а также длязащиты прав и интересов инвесторов и клиентов банков и другихфинансово-кредитных учреждений.
Основныенаправления государственной политики в сфере правового регулирования банковскойдеятельности должны опираться на следующие моменты:
1. Первейшейзадачей являются увеличение инвестиционных вложений банков и рост кредитовреальному сектору экономики. Для этого важно обеспечить соблюдение правакционеров и кредиторов, устранить недоработки в законодательстве обанкротстве, снизить налоги.
2. Важнокачественно и количественно увеличить банковские операции, совершаемые сфизическими лицами. С этой целью следует налоговыми и законодательными мерамистимулировать увеличение доли безналичных расчетов между частными лицами. Нужныновые формы привлечения сбережений населения, законодательное обеспечение рынкаипотечного кредитования, развития рынка потребительского кредитования.
3. Назрелапотребность в четком формулировании принципов налогообложения банковскихопераций.
4. Необходимозаконодательно закрепить многоукладную структуру сложившейся кредитной системы,многообразие форм собственности и сфер деятельности кредитных организаций. Тоесть четко сформулировать основания их классификации, позволяющие, в частности,делить банки на государственные и банки с государственным участием, банкиуниверсальные и специализированные, региональные, банки-резиденты с иностраннымкапиталом, небанковские кредитные организации и другие.
5. Подлежитпересмотру и роль государственного регулирования и надзора за деятельностьюкредитных организаций.[31]2.2 Развитие кредитных отношений в Краснодарскомкрае
Краснодарскийкрай традиционно привлекателен для банковских структур. По уровню ихпредставительства он входит в первую десятку регионов России. Краснодарскийкрай располагает развитой банковской инфраструктурой — в регионе работает 124банковские организации, имеющие 570 дополнительных офисов, Краснодарский крайзанимает в Южном федеральном округе лидирующее положение как по количествудействующих кредитных организаций и филиалов банков, так и по ряду ключевыхпоказателей деятельности банковского сектора. По размеру кредитного портфелякрай стабильно входит в первую десятку регионов России. В 2005 году международнымагентством Standard & Poor’s Краснодарскому краю был присвоен международныйкредитный рейтинг «В+ позитивный» и «ruA» по национальнойшкале. Активно идет процесс кредитования предприятий и организаций отраслейреального сектора экономики. Стремительными темпами в крае развиваетсяипотечное жилищное кредитование.
Малоепредпринимательство играет существенную социально-экономическую роль вхозяйственной жизни Кубани. Кредитование этого сектора экономики являетсяважнейшей стратегической задачей банков в Краснодарском крае.
По даннымкредитных организацийза 2008 годсубъектам малого и среднего бизнеса выдано кредитов на сумму свыше 47,3 млрд. рублей,что в 1,6 раза превышает аналогичный показатель 2007 года.
Всего 70 банковских организаций из 125, работающихна территории края кредитуют средний и малый бизнес.
Насегодняшний день в крае успешно занимаются кредитованием предприятий малого исреднего бизнеса следующие кредитные организации:
Краснодарский филиал Внешторгбанка — 5,8 млрд. руб;
Отделения Сбербанка России — 4,4 млрд. руб;
Краснодарский филиал Банка Москвы — 4,6 млрд. руб.;
Краснодарский филиал банка Уралсиб-Юг Банк — 2,1 млрд.руб.;
банк Кубань Кредит — 1,6 млрд. руб.;
ВБРР — 1,5 млрд. руб.
Крайинвестбанк — 1,3 млрд. руб.;
Кредитованиеначинающих предпринимателей остается одной из актуальных проблем в развитиисубъектов малого и среднего бизнеса.
Активнопринимают участие в развитии кредитования малого и среднего бизнеса:
Новокубанскийрайон (рост в 41,2 раза)
Отрадненскийрайон (рост в 8,8 раза)
Город Туапсе(рост в 5,9 раза)
Темрюкскийрайон (рост в 4,1 раза)
Староминскийрайон (рост в 3,6 раза)
Славянскийрайон (рост в 3,4 раза)
Калининскийрайон (рост в 3,3 раза)
Опыт другихстран показывает, что предприниматели могут быть не только надежнымизаемщиками, но и в состоянии выплачивать высокие проценты по кредитам, чтопозволяет банкам окупать свои затраты и получать при этом существенную прибыль.
В настоящее время кредитными организациями делаютсяконкретные шаги навстречу среднему и малому бизнесу:
Все большебанков в крае выходят на рынок кредитования и обслуживания малого и среднегобизнеса. Процентная ставка по кредитам для малого бизнеса большинством банков в2008 году была снижена на 3-5 пунктов и составляла в среднем от 14,5 до 17%годовых, без обеспечения, стартовые кредиты выдавались под 18% годовых. В 2009году, в условиях кризиса кредитные учреждения были вынуждены ужесточитьтребования к заемщикам. Проценные ставки по кредитам увеличились на 3-7% иколеблются от 17 до 30% годовых.
За 2008 годвыдано кредитных ресурсов в экономику края 630 млрд. рублей, в том числепредприятиям малого и среднего бизнеса более 140 млрд. рублей, на 14% больше,чем за 2007 год.
Постепенноувеличиваются сроки кредитования, в некоторых банках максимальный срок увеличендо 3-х лет, а представительство Банка кредитования малого бизнеса выдаеткредиты до 5 лет в рублях, и до 7 лет в иностранной валюте, Сберегательный банкпредлагает инвестиционные кредиты сроком до 7 лет.
Решаетсяосновная проблема предпринимателей — отсутствие залоговой базы:
Банкамипредлагаются кредитные продукты для малого бизнеса до определенной суммы беззалогового обеспечения (УралСиб-Югбанк до 900 тысяч рублей без обеспечения,Сберегательный банк до 750 тысяч рублей).
Расширилсяперечень видов залога по кредиту. Многие банки в качестве обеспечения кредитанаряду с недвижимым имуществом берут и любое движимое имущество, в том числе итовары в обороте.
На рынкебанковских кредитов малому бизнесу появляются программы с применениемупрощенной методики определения финансового состояния, кредитоспособности,эффективности кредитного проекта, применяются скоринговые модели.
Многие банкипри принятии решения о предоставлении кредита к рассмотрению принимаетсяуправленческую документацию заемщика, не нашедшую отражения в официальныхбухгалтерских и налоговых отчетах.
Сокращенысроки рассмотрения документов. В среднем такой срок составляет 3-7 дней взависимости от суммы кредита.
Смягчаютсятребования к срокам ведения хозяйственной деятельности малого предприятия,претендующего на кредит. Некоторые банки рассматривают документы субъектамалого бизнеса с опытом ведения хозяйственной деятельности не менее 3 месяцев. Восновном этот срок составляет не менее 6 месяцев.
Индивидуальный подход к каждому клиенту,заинтересованность в привлечении клиента на обслуживание, высокое качествопредоставляемых банковских услуг — залог успеха работы каждой кредитнойорганизации.
В последнее время, страхование залогового имущества вРоссии получает широкое распространение. Наличие страхового полиса становитсяобычным условием предоставления банковской ссуды. Примерно 80% залогов повыдаваемым кредитам в России застрахованы.
Банки, выдавая кредиты, практически не рискуют — вслучае не возврата выданные средства возместит страховая компания.
На практике,как правило, банки очень осторожно и взвешено подходят к вопросу кредитованиямалых предприятий и на сегодняшний день не могут полностью удовлетворитьсуществующую потребность в заемных средствах по ряду таких причин как:
еще остаетсянизким уровень легализации доходов;
отсутствуетнадлежащее залогового обеспечение;
ведениехозяйственной деятельности менее 1 года;
недостаточностьоборотных средств;
отсутствуетположительная кредитная история.
Недостаткизалогового законодательства значительно сдерживают расширение кредитования:
отсутствуетрегистрация залога транспортных средств;
сложенпорядок обращения взыскания на заложенное недвижимое имущество;
невозможноиспользовать в качестве залога денежные средства на банковском счете;
непредусмотрены действующим законодательством особенности залога ценных бумаг идругих финансовых инструментов.
Остается невысокой степень охвата малогопредпринимательства различными видами банковских услуг.
Кредитныеорганизации не активно ведут работу по внедрению новых форм кредитования малыхпредприятий.
Большинствобанков используют устаревшие модели определения кредитоспособности заемщиков. Немногиебанки пытаются искать новые способы оценки кредитоспособности заемщиков.
Кредитование малого бизнеса важнейшая стратегическаязадача банков.
Муниципальныеобразования на местах должны предпринимать все усилия для расширениявозможности доступа субъектов среднего и малого бизнеса к финансовым ресурсамбанков, а это возможно при решении вопросов легализации, прозрачности бизнесачерез систему административных стимулов и льгот предоставляемых исполнительнымиорганами на местах. Совместное проведение презентационных, рекламныхмероприятий. Сегодня кредитным организациям необходимо: увеличить срокикредитования; осуществлять гибкую процентную политику; расширить спектркредитных продуктов с учетом сезонности и отраслевой направленности; опираясьна пример зарубежных экономик внедрить микрокредиты.
Со своейстороны субъектам малого и среднего предпринимательства необходимо обеспечитьдостоверность и прозрачность финансовой отчетности, предоставлять в банккачественную и своевременную информацию, необходимую для принятия решения овыдаче кредита. Несмотря на финансовый кризис, банки положительно оцениваютпрактику и перспективу работы с малым и средним бизнесом и предполагают вдальнейшем расширять комплекс услуг для субъектов малого и среднегопредпринимательства.
Высокие темпы роста характерны в Краснодарском краетакже и для кредитования населения.
Кредитование населения за восемьпоследних лет из достаточно невостребованного вида банковских услугпревратилось в катализатор банковского дела в стране и крае.
За этотпериод общий объем выданных кредитов населению увеличился почти в 100 раз.
[32]Величинавновь выданных в 2008 году кредитов физическим лицам по сравнению с предыдущимгодом возросла на 52,9% (по ЮФО-на 46,8%, в целом по России-50,4%), составив84,0 млрд. рублей. В общем объеме выданных кредитов банками в экономику Кубанив 2008 году доля ссуд населению увеличилась на 3,7 пунктов достигнув 15,5%. (Этожилищные и ипотечные кредиты, на неотложные нужды, на приобретение товаровчерез торговую сеть, автокредиты, образовательные и другие потребительскиекредиты).
Финансовые и социальные проблемы тесно переплетены,и роль банковской отрасли в решении этих проблем очень значима.
ВКраснодарском крае активно развивается жилищноеипотечное кредитование.
В результатесовместной работы краевой власти и кредитных организаций в 2008 году более 31 тысячи кубанских семей улучшилисвои жилищные условия с помощью кредитов и займов на сумму более 18 млрд. рублей.
Оположительной динамике свидетельствует и тот факт, что по показателю «объемзадолженности по ипотечным жилищным кредитам» Краснодарский край занимает1-е место среди регионов по ЮФО и 14-е место по России, когда как зааналогичный период 2007 года Краснодарский край был на 20-м месте по России, всравнении с другими регионами России, на Кубани существует резерв роста.
Рост спросана кредиты со стороны граждан стимулировали как увеличение реальных денежныхдоходов населения, развитие программ ипотечного и розничного кредитования.
Развитиютакого значимого направления как ипотечное жилищное кредитование способствовалоувеличение банками максимальных сроков кредитования и снижение процентныхставок. В 2008 году средний срок кредитования по ипотечным жилищным кредитамсоставил 17 лет, а средневзвешенная ставка по таким кредитам снизилась с 13,4до 12,6%.
Одним измощных стимулов развития ипотеки в крае явилась государственная поддержка в виде субсидирования из краевого бюджетаграждан, приобретающих либо строящих жилье за счет ипотечных кредитов, в рамкахпрограммы «Жилище на 2005-2010 годы действует подпрограмма развитияипотечного жилищного кредитования граждан Краснодарского края. Задача,поставленная губернатором на 2009 год — обеспечитьжильем 55 тысяч кубанских семей посредством кредитов на приобретение либостроительство жилья.
Темпы ростаипотеки в Краснодарском крае не снизились, хотя многие из российских ведущихбанков вынуждены были ужесточить условия выдачи ипотечных кредитов. Ежемесячныйтемп роста ипотечного кредитования в крае составляет в среднем 153%.
По данным ГУЦБ России по краю средневзвешенная ставка по таким кредитам за 2008 год составила2,7%, средний сроккредитования по ипотечным жилищным кредитам составил 18,5 лет.
По банкамнаиболее активно кредитующих жителей края средняя процентная ставка составляла 12,1% (Сбербанк, Уралсиб, ВТБ-24, Банк жилищного финансирования,Крайинвестбанк, МБРР, Россельхозбанк).
Средняяпроцентная ставка за 2008 год по Российской федерации составляла12,5%, средний срок кредитования — 17,7лет.
Таблица1. Динамика объемов ипотечного жилищного кредитования:
Показатели
2005 год
2006 год
рост
2007 год
рост
2008 год
рост
Кол-во ипотечных жилищных кредитов 715 3900 5,5 7986 2,05 3500
144% (от уровня 2007 г)
Объем ипотечного жилищного кредитования, тыс. руб. 601 3988 6,6 12191 3 6000
150% (от уровня 2007 г)
Темп ростаипотечного кредитования не снижается благодаря государственной поддержке из краевого бюджета, как видно из таблицы 1.
Около 2 тыс.семей в 2008 году подали заявления на предоставление социальных выплат изкраевого бюджета.
На целисубсидирования в текущем году в бюджете края предусмотрен 1 млрд. рублей. За 5месяцев текущего года выдано 1 444 свидетельства на предоставление социальныхвыплат из краевого бюджета на сумму 542 млн. рублей. Всего с начала года изкраевого бюджета были выплачены социальные выплаты 948 семьям на сумму 266,7млн. рублей.
Количествоипотечных кредитов в году по сравнению с 2007 годом выросло в 2,7 раза, объемболее чем в 3 раза. Средняя сумма ипотечного кредита на сегодняшний день покраю составляет 1 млн.700 тыс. рублей, тогда как на начало прошлого годасредний размер кредита едва превышал 1 млн. рублей. Объем ипотечногокредитования в Краснодарском крае в январе-апреле 2009 года сократился посравнению с аналогичным периодом прошлого года в 6 раз, количество кредитов,выданных на покупку жилья, уменьшилось примерно в 4 раза, тем не менее внастоящее время на территории края действует сразу несколько форм господдержкидля желающих приобрести квартиру по ипотеке. Так, региональные банки уже началипринимать для погашения кредитов материнский капитал; увеличена сумма дляналогового вычета приобретателям жилья с 1 до 2 млн рублей; действуют программысубсидирования процентных ставок по кредитам. Заемщики, которые оказались не всостоянии погашать кредит, могут получить отсрочку, ни один банк, работающий натерритории края, не пошел на увеличение процентных ставок по ранее выданнымипотечным кредитам. Хотя ставки по вновь выдаваемым займам были увеличеныдовольно значительно: на 4-5 процентных пунктов — до 20-24%. Также многие банкиувеличили размер первоначального взноса на покупку жилья и ужесточилитребования к заемщикам.
Количествобанков — участников ипотечного рынка с каждым годом увеличивается, сегодня 106кредитных организаций (включая отделенияСбербанка и филиалы краевых банков), работающих на территорииКраснодарского края выдают гражданам ипотечные жилищные кредиты.
Наиболееактивны на рынке ипотечного жилищного кредитования следующие банки:
Сбербанк (доляв ипотечном кредитовании — 39%);
Уралсиб-ЮгБанк (13%);
ВТБ-24 (7%)
Банкжилищного финансирования (4,4%)
Крайинвестбанк(4,3%)
Этимибанками выдано около 70% от всех ипотечных жилищных кредитов.
Оцениваяструктуру ипотечного портфеля, то по-прежнему кредиты на приобретение жилья навторичном рынке значительно превалируют. Хотя в текущем году доля кредитов настроительство жилья выросла.
Кредиты надолевое участие в строительстве многоэтажных домов в настоящее время составляют23% от общего объемаипотечных жилищных кредитов, когда как в аналогичном периоде прошлого года этадоля составляла всего 14%.
Выросла долякредитов на индивидуальное строительство жилья. Кредиты на индивидуальноестроительство жилья за четыре месяца этого года составляют 7% от общего количества целевыхжилищных кредитов, за аналогичный период прошлого года эти кредиты составляличуть больше 1%.
Тем неменее, объемы кредитования граждан на этапе строительства жилья по-прежнемуостаются недостаточными.
Вместе стем, несмотря на отмеченные позитивные изменения, жилищные и ипотечные кредитыне стали доступным инструментом решения жилищного вопроса для широких слоевнаселения. Ипотечные кредиты должны стать доступными в самых отдаленных отрайонных центров сельских населенных пунктах, условия кредитования должны бытьпонятными простому обывателю, банковские услуги должны стать еще качественнее.
С цельюповышения качества услуг потребительского кредитования среди банковскогосообщества рождаются предложения о необходимости стандартизации данного видауслуг, что положительно повлияет на результаты деятельности кредитногоучреждения: сократит попытки мошенничества со стороны клиентов, повыситкачество банковской услуги, повлияет на формирование положительного имиджа, втом числе в области социальной ответственности и системного брендинга, повыситуровень взаимного доверия в системе взаимоотношений „Банк-Клиент“ ив, конечном счете приведет к улучшению клиентской базы, формированиюдолгосрочных отношений кредитной организации со своими клиентами.
Следуетобратить внимание граждан на работу представительств инорегиональных банков,действующих на территории Краснодарского края и осуществляющихпредставительские функции по вопросам привлечения населения Кубани напотребительское кредитование через торговые точки края.
Натерритории Краснодарского края работает более 28 представительствинорегиональных банков, благодаря деятельности которых население Кубани активнововлекается в потребительское кредитование.
Такиекредиты с одной стороны очень удобны и быстры в оформлении. Но существует рядпроблем.
С однойстороны эта отсутствие достаточного уровня финансовой грамотности граждан, а сдругой стороны неполная и не качественная информация об условиях кредитногодоговора, предоставляемая специалистами кредитных организаций в торговых точках.
В связи сэтим банками ведется работа на повышение качества профессионального уровняобслуживания населения.
Заемщикамнеобходимо тщательно изучать условия кредитных договоров (процентные ставки заиспользование кредитом, за открытие и ведение и ссудных счетов, порядоквзыскания и размер пени, штрафов за несвоевременный возврат задолженности),рассчитывать свои финансовые возможности, чтобы впоследствии не оказаться в»долговой яме".
Самоеглавное, при обслуживании долга заемщик должен своевременно и в полном объеме всоответствии с графиком платежей, который является неотъемлемой частьюкредитного договора возвращать кредит и уплачивать проценты.
Кроме этогоогромную роль в повышении финансовой грамотности населения в вопросахпотребительского кредитования возлагается, прежде всего на кредитныеорганизации края.
Важнейшимшагом в направлении соответствия этого сегмента рынка банковских услугмеждународным стандартам и требованиям добросовестной конкуренции было внесениеизменений в нормативные акты Банка России, касающиеся раскрытия кредитнымиорганизациями с 1 июля 2007 года эффективных процентных ставок по ссудамнаселению. Рассматривается ряд законодательных актов направленных на усилениеответственности всех участников кредитного процесса за взятые на себяобязательства.
В условияхфинансового кризиса в 2009 году из-за снижения ставок финансирования становитсяневозможным сохранить кредитование на прежних условиях, поэтому многие банкиизменили свою кредитную политику, а некоторые и вовсе приостановили выдачукредитов населению. Среди самых стабильных банков оказались Сбербанк, ВТБ-24 иУралсиб Юг-банк.
Сбербанк сохранил всю линейку кредитов на прежнихусловиях. В частности, ипотечные кредиты будут, как и раньше, выдаваться на 30лет под процентную ставку в размере 15%. Не изменятся и условия выдачи кредитовв рамках программы «Молодая семья». Однако, первоначальный взнос наипотеку с 10-20% поднимется до 30% Произошли и некоторые измененияв долевом участии. Теперь при получении кредита на жилье в строящемся доме подзалог придется отдавать другой объект, а не ту квартиру, на которую собственнои берется кредит.
В рамкахантикризисных мер департаментом по финансовому и фондовому рынку Краснодарскогокрая заключены соглашения с 67 кредитными организациями края по кредитованиюреального сектора экономики в новых экономических условиях.
С цельюустранить основную причину, мешающую сегодня банкам кредитовать — этонедостаток кредитных ресурсов — администрацией края был направлен рядпредложений в Правительство РФ по: увеличению страхового возмещения по вкладамфизических лиц до 2,5 млн. рублей; введению гибких подходов в оценке рисков присоздании резервов на возможные потери по ссудам субъектам малого предпринимательства;упрощению процедуры рассмотрения заявок в ОАО «Российский банк развития»и в государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономическойдеятельности» в рамках финансирования и поддержки малого и среднегопредпринимательства; созданию программ кредитования граждан на цели новогостроительства с применением в качестве залога права требования.2.3 Перспективы развития кредитования в РоссийскойФедерации
Кредитованиев нашей стране развивается мощными темпами. Но пока его доля в экономике Россиинезначительна. А в самих программах кредитования очевиден перекос в сторонувыдачи краткосрочных кредитов. Но успехи есть. Например, авто-кредитованиепревысило 50% в общем объеме продаж автомобилей на первичном рынке. Это сильноспособствует развитию отечественного автопрома, но и импорта тоже, что, в своюочередь, приводит к ухудшению платежного баланса страны. Что касается ипотеки,то она пока не привела ни к какому росту объемов строительства. И доля выданныхипотечных кредитов в стране мала. То, что мы видим и слышим — первые ласточкибольшого ипотечного процесса. Кредитование жилья — это очень серьезноенаправление развития экономики страны. Тем более, что все больше людейпроявляют к нему интерес. Для государства тут много работы: контроль заценообразованием, предупреждение картельных монопольных сговоров, работа ссистемами дотаций для работников бюджетной сферы и молодежи. В последнем случаена кону, вообще, вопросы демографии и выживания нашей нации. Так что, кредитование- очень важный инструмент не только экономики, но и социальной политики.
Одной изприоритетных перспектив для развития кредитования в России должны бытьдоверительные и долгосрочные отношения банка с клиентами. В настоящее время, вРоссии клиенты обращаются в банки неохотно, и относятся к ним также как и кбюрократическим или административным учреждениям. При этом сами банки нестремятся изменить ситуацию, концентрируясь только на привлечении новыхклиентов и завоевании большей доли рынка, а не на улучшении качества услуг. Российскийрынок должен перейти и со временем перейдет на новую модель отношений склиентом, что приведет и к смене восприятия банков в глазах клиентов ипонимания клиентами их роли. В России люди часто меняют банки, в которых обслуживаются,и это логично, поскольку все еще немногие банки способны предоставлятьвысококачественные услуги, чтобы не только привлекать, но и удерживать клиентов.В Европе, напротив, между банком и клиентом обычно устанавливаются долгосрочныеотношения. Например, вы можете взять первый кредит на оплату вашего обучения водном банке, а позднее взять в том же банке кредит на покупку вашего первогоавтомобиля, еще позднее — ипотечный кредит, а когда у вас появятся сбережения,ваш банк может предложить вам открыть сберегательный счет, и т.д. Подобныеотношения являются взаимовыгодными и для банка, и для клиента: клиент знаетбанк, банк знает клиента. Если возникают трудности, ваш банк может прийти напомощь, рассмотреть каждый индивидуальный случай. Так что, все дело — впостроении более индивидуальных отношений с клиентом. Поэтому с постепеннымпереходом российского рынка на более зрелую стадию развития: с точки зренияпродуктов, уровня проникновения банковских услуг, финансовой грамотности — отношения между банками и их клиентами становятся более цивилизованными. Крупныемеждународные игроки, которые приходят на российский рынок, будут играть однуиз ключевых ролей в данном процессе благодаря их опыту и культуре сервиса. Подобноеразвитие также вписывается в естественный процесс, связанный с ужесточениемконкурентной среды, в которой банки испытывают острую необходимость удерживатьсуществующих клиентов, а у клиентов, в свою очередь есть выбор: пользоватьсяуслугами именного того банка, который ему понравится больше и с которым ониготовы общаться на долгосрочной основе. Возможно, для некоторых банкиров исамих клиентов такая эволюция отношений не кажется очевидной, но этозакономерная тенденция, которая будет все сильнее проявляться на российскомрынке в ближайшие годы.
Взавершение, хотелось бы подчеркнуть, что потребительское кредитованиепо-прежнему остается привлекательным и перспективным сегментом российскогорынка финансовых услуг, который будет формироваться, в основном, в соответствиис общими экономическими тенденциями, включая и такие аспекты, как: ипотечноенаправление, процентные ставки, корпоративная ликвидность, и аппетитинвестиционных компаний в сфере секьюритизации. Наряду с этим, благодаряиспользованию новейших технологических достижений и нового потребительскогосамосознания, ведущие игроки постепенно придут к изменению условий игры на этомрынке. Понимание того, каким образом эффективно и своевременно реагировать наизменения рынка будет непременным условием для достижения желаемого уровняприбыльности бизнеса и доли рынка для его участников.
Также кперспективам развития кредитования следует отнести совершенствованиедействующего банковского законодательства.
Вдействующем законодательстве существует немало пробелов и недостатков,вызывающих необходимость серьезного пересмотра.
Основнаяцель совершенствования банковского законодательства — это создание правовойосновы для эффективного осуществления банковской деятельности, а также длязащиты прав и интересов инвесторов и клиентов банков и других финансово-кредитныхучреждений.
Основныенаправления государственной политики в сфере правового регулирования банковскойдеятельности должны опираться на следующие моменты:
1. Первейшейзадачей являются увеличение инвестиционных вложений банков и рост кредитовреальному сектору экономики. Для этого важно обеспечить соблюдение правакционеров и кредиторов, устранить недоработки в законодательстве обанкротстве, снизить налоги.
2. Важнокачественно и количественно увеличить банковские операции, совершаемые с физическимилицами. С этой целью следует налоговыми и законодательными мерами стимулироватьувеличение доли безналичных расчетов между частными лицами. Нужны новые формыпривлечения сбережений населения, законодательное обеспечение рынка ипотечногокредитования, развития рынка потребительского кредитования.
3. Назрелапотребность в четком формулировании принципов налогообложения банковскихопераций.
4. Необходимозаконодательно закрепить многоукладную структуру сложившейся кредитной системы,многообразие форм собственности и сфер деятельности кредитных организаций. Тоесть четко сформулировать основания их классификации, позволяющие, в частности,делить банки на государственные и банки с государственным участием, банкиуниверсальные и специализированные, региональные, банки-резиденты с иностраннымкапиталом, небанковские кредитные организации и другие.
5. Подлежитпересмотру и роль государственного регулирования и надзора за деятельностьюкредитных организаций.
ПравительствомРоссийской Федерации в Стратегии развития банковского сектора до 2015 года былпредложен ряд антикризисных мер направленных на дальнейшее развитиекредитования.
В рамкахобеспечения устойчивости финансовой системы Правительство действует по тремосновным направлениям. Первое — расширение ресурсной базы и повышениеликвидности всей финансовой системы, второе — повышение доступности банковскогокредитования для предприятий реального сектора и третье — обеспечение санациибанков, испытывающих трудности, но важных с точки зрения общей устойчивостибанковской системы.
Правительствосовместно с Банком России реализует меры по рефинансированию банковской системыс тем, чтобы финансовые средства доходили до конкретных предприятий. В 2008году на эти цели уже направлено на возвратной основе из всех источников,включая бюджет, средства госкорпораций и рефинансирование со стороныЦентрального Банка, более 2 триллионов рублей, в 2009-м поддержка будетпродолжена, в основном, за счет ресурсов Центрального Банка.
В 2009 году,в дополнение к уже выделенным коммерческим банкам, банкам с государственнымучастием и Внешэкономбанку субординированным кредитам, Правительство направит200 млрд. руб. ВТБ, 130 млрд. руб. Внешэкономбанку, 225 млрд. руб. коммерческимбанкам на обеспечение целевого финансирования реального сектора экономики.
Наувеличение ресурсной базы банков направлен ряд решений Банка России. Расширенломбардный список Банка России для обеспечения дополнительных возможностейрефинансирования кредитных организаций. В него включены 27 субфедеральных и корпоративныхценных бумаг. Увеличены сроки предоставления кредитов, обеспеченных нерыночнымиактивами (векселя, поручительства, права требования). Установлено, что покредитам на срок от 181 до 365 календарных дней, обеспеченным активами, в томчисле «нерыночными активами», процентная ставка составляет 13процентов годовых.
Будет усиленконтроль за реализацией мероприятий по предупреждению банкротства и ходомпроцедур банкротства небанковских финансовых организаций в целях созданиявозможности для сохранения активов и максимизации удовлетворения требованийкредиторов, включая физических лиц.
В целяхповышения доступности банковского кредитования для предприятий реальногосектора Правительство предприняло целый ряд мер.
Так, усиленконтроль за работой органов управления банков, получивших средствагосударственной поддержки, включая субординированные кредиты. В такие банкиназначены уполномоченные представители Банка России. Контроль будетосуществляться по вопросам размера кредитования, предоставления гарантий,управления активами и пассивами, вознаграждения органов управления кредитнойорганизации.
Упрощенапроцедура предоставления государственных гарантий. Предусмотрена возможностьделегирования Правительством Российской Федерации Минфину России права принятиярешения о предоставлении государственных гарантий по кредитам отдельныхорганизаций в размере, до 10 млрд. рублей по каждой гарантии. Увеличенмаксимальный размер государственных гарантий Российской Федерации для оказанияподдержки экспорта промышленной продукции (с 50 до 150 млн. долларов США),право принятия решения о предоставлении которых Правительство РоссийскойФедерации может делегировать Минфину России
Специальныемеры предпринимаются по обеспечению доступности кредитов (субсидированиепроцентной ставки) для приоритетных секторов экономики — сельского хозяйства,автомобилестроения и транспортного машиностроения. В рамках государственнойпрограммы поддержки малого бизнеса субсидируются процентные ставки по кредитаммалым предприятиям.
Такимобразом, можно сказать, что перспективы развития кредитования в России довольнонеоднозначны, с одной стороны они являются наиболее эффективным механизмомразвития экономики России, однако в настоящий момент существуют достаточновесомые сдерживающие факторы, которые замедляют рост сегмента и даже могутусугубить общий кризис банковской системы за счет роста невозвращенных кредитов.
Заключение
Главнойцелью курсовой работы является изучение понятия кредита и его роль вэкономическом регулировании, а также особенности кредитных отношений в России.
Первая главаработы посвящена теоретическим аспектам исследования кредитных отношений.
Сущностькредита проявляется в его функциях. В свою очередь функция кредита естьпроявление его сущности, выражение общественного назначения кредита.
Кредитованиепредприятий и других организационно-правовых структур на производственные исоциальные нужды осуществляется при строгом соблюдении принципов кредитования.
К принципамкредитования относятся: срочность возврата, дифференцированность,обеспеченность и платность.
В процессекредитования используются различные формы кредита. В современных условиях нарынке реализуются следующие формы кредита: коммерческий, банковский,государственный, потребительский, ипотечный, межбанковский, межхозяйственный,международный и др.
Вторая главаработы посвящена особенностям кредитных отношений и перспективам развитиякредитования в Российской Федерации. В частности были рассмотрены основазаконодательного регулирования кредитования.
Кредитноезаконодательство включает как нормы гражданского права, регулирующие банковскиедоговоры, так и нормы административного права, с помощью которых осуществляетсянадзор за созданием и функционированием кредитных организаций.
Кредитныморганизациям Краснодарского края необходимо, на сегодняшний день; увеличитьсроки кредитования; осуществлять гибкую процентную политику; расширить спектркредитных продуктов с учетом сезонности и отраслевой направленности; опираясьна пример зарубежных экономик внедрить микрокредиты.
Заключительнаячасть курсовой работы посвящена основным путям совершенствования кредитныхотношений Российской Федерации.
Перспективыразвития кредитования в России довольно неоднозначны, с одной стороны ониявляются наиболее эффективным механизмом развития экономики России, однако внастоящий момент существуют достаточно весомые сдерживающие факторы, которыезамедляют рост сегмента и даже могут усугубить общий кризис банковской системыза счет роста невозвращенных кредитов.
Список литературы
1.        Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1 «О Банках и Банковскойдеятельности» (ред. от 03.03.2008);
2.        Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном БанкеРоссийской Федерации (Банке России)» (ред. от 26.04.2007);
3.        Федеральный закон от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»(ред. от 06.12.2007, с изм. и доп. от 01.01.2008);
4.        Абрамова М.А., Александрова Л.С. Финансы и кредит. учебное пособие — Москва; Юриспруденция 2003
5.        Абрамова М.А., Александрова Л. С Финансы и кредит Вопросы и ответы — Москва; Юриспруденция 2006
6.        Артемов Н.М., Ашмарина Е.М., Финансовое право. вопросы и ответы — Москва;Юриспруденция, 2006
7.        Белоглазова Г.Н. «Деньги, кредит, банки», Москва, 2007 г.;
8.        Благодина А.А., «Финансовый словарь», Москва, 2006 г.;
9.        Николаева И.П. «Экономическая теория в вопросах и ответах», Москва,2002 г.;
10.     Тедеева А.А., Парыгина В.А. «Деньги, кредит, банки», Москва,2005г.;
11.     Экономическая теория учебник — Москва АТиСО, 2008 Вторичная; Валовой Д. В
12.     Учебник по курсу «экономическая теория» под редакциейкандидата экономических наук доцента А.С. Булатова 1999
13.     www.krd.ru
14.     www.cbr.ru;
15.     www.rbcdaily.ru;
16.     www.rusipoteka.ru
17.     www.vz.ru.
18.     www.finmarket. kubangov.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.