Содержание
Введение
1. Причины и результаты банковского кризиса
1.2 Политика финансовой стабилизации
1.3 Период ужесточения денежно-кредитной политики
1.4 Банковский надзор
1.5 Общий вывод о причинах банковского кризиса
2. Адаптация банковской системы
2.1 Реструктуризация банковской системы
2.2 Укрепление банковского надзора
2.3 Преодоление кризиса ликвидности
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Я выбрала тему «Банковскийкризис в России (август 1997 г): его причины, результаты и пути преодоления»,так как считаю ее актуальной по следующим причинам:
Российский банковский кризис1997 г. является системным и наиболее серьезным потрясением для банковской системыстраны и для экономики в целом;
кризис проявился в убыточностизначительного числа российских банков и потере банковской системой значительнойчасти своего капитала.
кризис стал результатом каквнешних для банковской системы финансовых потрясений (фактическое банкротствогосударство, резкая девальвация национальной валюты и разрушение финансовыхрынков), так и внутренних структурных слабостей российской банковской системы (провалыи ошибки менеджмента, низкий уровень капитализации, неадекватная оценка и учетрисков, слабое развитие непосредственно банковского бизнеса). Масштабы потерьроссийских банков за вторую половину 1998 г. оцениваются в 50-60% капиталабанковской системы (2-3% ВВП).
В этой работе рассматриваютсяосновные характеристики российской банковской системы накануне кризиса, причинывозникновения банковского кризиса и последствия, которые он повлек за собой,роль Правительства Российской Федерации и Банка России в преодолении этихпоследствий и стабилизации экономики страны.
В своей работе я попытаюсьизложить ход событий, предшествующих этому банковскому кризису, показать плюсыи минусы становления банковской системы в России и рассмотреть основныепроблемы, имеющие наибольшее значение.
Теоретическое значение выбранноймной темы заключается в том, что кризисом 1997 года было охвачено большинствокрупных многофилиальных российских банков, через которые проходила значительнаячасть платежного оборота, в том числе межрегиональные платежи. В этих условияхпредставляется исключительно важным попытаться поставить правильный диагнозслучившегося, определить те факторы, которые обусловили столь стремительноеразвитие кризисных процессов, понять возможности и ограничения в действияхгосударственных структур, которые могут и должны способствовать восстановлениюбанковской системы страны.
Целью моего исследованияявляется изучение темы «Банковский кризис в России (август 1997 г)...»
В рамках достижения поставленнойцели были поставлены и решения следующих задач:
Изучить природу банковскогокризиса в России в 1997 году;
Выявить основные причины этогокризиса и его последствия;
Изложить пути выхода избанковского кризиса.
Работа имеет традиционнуюструктуру и включает в себя введение, основную часть, состоящую из двух глав,заключение, практическую часть, состоящую из трех приложений, и спискаиспользуемой литературы.
Во введении обоснованаактуальность выбора темы, поставленные цели и задачи исследования.
Глава первая раскрывает основныепричины возникновения банковского кризиса и его результаты.
В главе второй рассматриваютсяпути выхода из банковского кризиса, роль и действия Правительства РФ и БанкаРоссии в восстановлении банковской системы страны.
Таким образом, актуальностьданной проблемы определили выбор данной темы, круг вопросов и логическую схемуее построения.
Источниками информации послужилиучебная и научная литература, результаты практических исследованийотечественных и зарубежных авторов.
1. Причины и результаты банковского кризиса
1.1 Особенности российской банковской системы накануне кризиса
Современная кредитная система — это совокупность самых разнообразных кредитно-финансовых институтов,действующих на рынке ссудных капиталов и осуществляющих аккумуляцию имобилизацию доходов, состоящая из нескольких институционных звеньев или ярусов.
Первый ярус — это центральныйбанк. Второй ярус образовывает банковский сектор: коммерческие, сберегательныеи ипотечные банки. Третий ярус — это страховой сектор, куда входят страховыекомпании и Пенсионный фонд. Четвертый ярус — это специальные небанковскиекредитные институты.
Основной частью кредитнойсистемы выступает банковская система, которая предполагает совокупностьбанковских учреждений. Банковская система Российской Федерации началасоздаваться гораздо позже, нежели в странах Запада и в своем развитии прошланесколько этапов, последний из которых включает в себя формирование современнойрыночной банковской системы (с 1988 г. по настоящее время).
Очередные изменения в политикестраны, переход к рыночным отношениям привели к изменениям в банковской системе.В 1987 г. состоялся Пленум ЦК КПСС, который принял решение об еесовершенствовании. В результате наряду с Госбанком, игравшем роль «банкабанков», были созданы пять отраслевых банков — Промышленно-строительныйбанк (Промстройбанк), Агропромышленный банк (Агропромбанк), Жилищно-социальныйбанк (Жилсоцбанк), Сберегательный банк (Сбербанк) и Внешнеэкономический банк (Внешэкономбанк).
Такое множество банков приодноуровневой системе привело к переплетению их функций, что еще болееобострило причины реорганизации банковской системы. На помощь пришел закон«О кооперации» (1988 г), который позволил образовыватьсякооперационным банкам, заполнившим свободную нишу в кредитовании и привлечениисредств. Благоприятные условия открытия банковских кооперативов привели к широкойволне возникновения банков, своеобразному «банковскому буму». К 1января 1989 г. в стране насчитывается 43 коммерческих банка, 1990 г. — 224,конец 1991 г. — 1357. Однако основная часть этих банков представляла собой«банки-однодневки», создававшиеся лишь для получения определеннойчасти прибыли, после чего закрывались (см. Схему 1.1.1).
Схема 1.1.1
/>
Определенный порядок наступил,когда в конце 1990 г. были приняты Закон «О Государственном банке» иЗакон «О банках и банковской деятельности», в которых были определеныусловия открытия банков, пути и методы контроля над ними. Закон «О банкахи банковской деятельности» окончательно установил двухуровневую банковскуюсистему в виде Центрального банка, Сбербанка и коммерческих банков. Согласноэтому закону, коммерческие банки получили самостоятельный статус в областипривлечения вкладов и кредитной политики, а также при определении процентныхставок. Кроме того, им были даны права осуществлять валютные операции на основелицензий, выданных Центральным банком. Специализированные банки превращались вкоммерческие на основе акционирования. К моменту принятия этих законов в страненасчитывается 1215 коммерческих и кооперативных банков с 2293 филиалами.
Новая банковская системаскладывалась достаточно сложно и противоречиво. К началу 1992 г. действовалоуже 1414 коммерческих банков, из них 767 были созданы на базе бывшихспециализированных банков и 646 вновь образованы. Основными крупными банкамистали Сбербанк и Внешэкономбанк. Особенностью банков этого периода была ихнеустойчивость, причинами которой не в последнюю очередь стали недостаточнаяквалификация персонала, нехватка капитала, неверная процентная политика,высокий риск и низкая ликвидность. Все это привело к большому числу банкротств.
К 1994 г. банковскую системуможно было считать уже вполне сложившейся. В ней насчитывалось 2019коммерческих и кооперативных банков. Увеличился и совокупный капитал банков, онсоставлял 968 млрд. рублей. Говоря о специализации банков, почти все они всвоей основе универсальные, лишь некоторые из них созданы на базеспециализированных банков.
Сначала продолжался ростколичества банков, но уже с 1996 г. началось сокращение. Сокращение шло нетолько за счет снижения темпов роста банков. Причиной уменьшения их количествастановится также их банкротство, ухудшение финансового положения. С каждымгодом растет число отозванных лицензий. Особенно резко снижается число паевых,мелких банков.
В 1997 г. основной цельюбанковской системы выступает кредитование экономики в лице трех экономическихагента — населения, предпринимательства, государства. В этом планеотечественная банковская система далеко отстает от западной. Кредитованиенаселения занимался практически только Сбербанк. Кредитование предпринимателейзанимало сравнительно небольшое место в операциях коммерческих банков. В 1997 г.объем кредитования составлял 286 трлн. руб. В совокупности активные кредитныевложения составляли 44%, при этом доля экономики — 35%.
Однако 1997 г. оказалсяпоследним благоприятным годом для коммерческих банков. Первая половина 1998 г. почтине принесла банкам прибыль, причем в большинстве случаев расходы превышалидоходы. Структура пассивов и активов претерпела существенные изменения,связанные с событиями на финансовом рынке России. Значительно увеличилась долягосударственных ценных бумаг в активах коммерческих банков (до 13,6%). Суммарныйкапитал крупных банков снизился за этот период более чем на 15%, а величиналиквидности активов — в три раза.
Пытаясь спасти себя, банкиначали привлекать сбережения населения, но и это не помогло. И в середине 1998г. начался серьезный банковский кризис, осложнившейся ситуацией 17 августа 1998г., который включил комплекс процессов — падение ликвидности, сокращениересурсной базы, кризис внешней задолженности, потерю собственного капитала. (см.Приложение 1)
Многие, даже крупнейшие, банкипотерпели фиаско, уменьшилось их общее количество (с 2502 в июне 1998 г. до1476 в январе 1999 г), сократилась ресурсная база за счет ухода вкладчиков ивыплаты долгов. У многих банков серьезно уменьшился собственный капитал, и внекоторых случаях он достиг отрицательной величины. В целом капитал банковскойсистемы уменьшился втрое, а валюте — в 8,5 раза.1.2 Политика финансовой стабилизации
На самом деле, в банке нетничего таинственного, мистического. Деньги в нем не исчезают, как в некойбездне, и не появляются ни откуда. Все подчинено действию объективныхэкономических законов. Банк — это такое же предприятие, как и многие другие.
Это действительно сложно — заранее учитывать множество факторов, планировать свою деятельность наперспективу, и лишь тогда банковские операции будут приносить выгоду. Особенноважно в российских условиях тщательно учитывать влияния, которые оказывают надеятельность банков темпы инфляции.
При отдельных условиях высокаяинфляция может благоприятствовать быстрому росту банков и других посредниковфинансового рынка. Именно это происходило в России в период высокой хроническойинфляции. Но высокая инфляция существенно повышает уровень неопределенности вэкономике. И для банковского сектора это является фактором финансового риска. Онаповышает вероятность систематических кризисов, затрагивающих большое числобанков и других финансовых посредников.
Россия не спешила с финансовойстабилизацией. Ужесточение бюджетной и кредитной политики происходилопостепенно на протяжении трех лет (с 1993 по 1995 гг.). Бюджетный дефицит заэто время сократился, а, следовательно, уменьшился размер вызывающей инфляциюденежной эмиссии, связанной с покрытием государственных расходов, сократилась иэмиссия, связанная с кредитованием коммерческих банков. Но цены продолжалирасти сравнительно быстро.
Такой вариант стабилизацииспособствовал углублению экономического кризиса, но для банковского секторасоздавал ряд преимуществ.
Успешное завершение финансовойстабилизации в России, несомненно, осложнило положение большинства коммерческихбанков, поскольку привело к резкому сокращению масштабов инфляционногоперераспределения валового продукта через банковскую систему.
1.3 Период ужесточения денежно-кредитной политики
Данный период сопровождалсяужесточением финансового законодательства, усилением надзора за банковской системой,экономическим и административным регулированием структуры внешних заимствованийбанками и зарубежных инвестиций в экономику страны, расширением применениямонетаристических принципов управления ею, создание эффективной системы защитынациональной валюты.
Переход к описываемому периодуобычно является ответом на кризис в финансовой сфере, высокую инфляцию идевальвацию национальной валюты. При своевременном ужесточенииденежно-кредитной политики развитие кризиса может быть купировано.
Ужесточение денежно-кредитнойполитики само по себе не подразумевает вмешательства государства в операционнуюдеятельность банков, а лишь определяет новые рамки деятельности финансовыхинститутов и самих властей. Для банковской системы данный период имеет оченьбольшое значение. С одной стороны, снижение инфляции и эмиссионной «накачки»экономики уменьшает рентабельность банков, повышает кредитные риски иматериализует несовершенство менеджмента. Все это обостряет проблему у неэффективнофункционирующих кредитных учреждений, создает предпосылки к ускорению ихбанкротства.
С другой стороны, ужесточениеденежно-кредитной политики создает условия для снижения инфляции, поддержаниярубля, способствует естественному отбору в банковской системе,совершенствованию курса механизмов управления, что оказывает содействиеформированию эффективного банковского сектора, действующего в условиях общейфинансовой стабильности. Однако, ужесточение денежно-кредитной политики само посебе не является безусловным благом и залогом успеха в реализациигосударственной экономической политики. Следует принимать во вниманиесвоевременность перехода к нему, соразмерность возможностей реального сектораэкономики, последовательность политики финансовой власти и многие другиеаспекты.
Балансы многих банков на 1января 1995 г. показывают, что большинство из них в начале 1995 г. допускалозначимую открытую валютную позицию, полагая, что курс доллара будет и дальшерасти, а, следовательно, выигрыш от этого роста будет увеличивать их доходы. (см.Рис.1.3.1)
Рис.1.3.1
/>
Но внезапно процентная маржа пооперациям с открытой валютной позицией стала резко отрицательной. Расплачиватьсяпо рублевым обязательствам надо, а ожидаемого дохода от активных операций банкине получают. (см. Приложение 2)
Ажиотажный спрос на рынке МБК,нараставший в течение лета 1995 г., по-видимому, в немалой степени отражалстремление банков выпутаться из сложившейся ситуации. Отчасти это происходило внадежде, что стоит продержаться несколько месяцев, перехватив деньги, а тамвозобновление эмиссионного финансирования федерального бюджета для покрытиясезонных расходов третьего квартала позволит неплохо заработать и устранитьпотери, вызванные изменениями политики валютного курса. Но надежды на росткредитной эмиссии не оправдались, и в конце августа рынок МБК рухнул, поставивбанки в тяжелое положение.
Но в 1996 г. в ходе финансовойстабилизации уровень инфляции стал существенно более низким, чем раньше. Следовательно,уменьшились и банковские маржи. Вот именно в такой ситуации и произошладевальвация рубля. Внезапно оказалось, что обязательства в валюте стали длябанков очень дорогими. В результате резкое удорожание обязательств наложилосьна закономерное уменьшение банковской маржи. Банки понесли потери и не имеливозможности покрыть их какими-либо другими видами доходных операций.
Таким образом, можно суверенностью сказать, что многие российские банки столкнулись с резким ростомрасходов и в связи с этим со сложными финансовыми проблемами. Затем проблемыусугубились финансовыми потерями, связанными с плохими ссудами.
Разумеется, в период высокойинфляции и больших марж подобные расходы не составляли бы проблему для подавляющегобольшинства российских банков.
Суммы, которые были в этот периодизрасходованы ими на собственное развитие, в реальном выражении могли бынамного превосходить издержки, связанные с перестройкой структуры активов иобязательств, связанных с финансовой стабилизацией. Но в условиях низкойинфляции, когда, как я отмечала выше, маржи резко сократились, это финансовоебремя для многих оказалось просто не подъемным.
Более этого, промедления иошибки при проведении структурных изменений принесли банкам прямые убытки.
Оказалось, что денег на покрытиетекущих издержек не хватает.
Возникла реальная угрозаустойчивости большого числа коммерческих банков. Оказалось, что банк, еще вчерадействовавший хорошо и вроде бы не совершавший серьезных ошибок в краткосрочномплане, сегодня становится банкротом просто из-за кардинальной переменымакроэкономической ситуации в стране.1.4 Банковский надзор
Возникает естественный вопрос: могли Банк России, применяя административные меры, каким-то образом ограничитьмасштабы кризиса? Насколько эффективным в России оказался банковский надзор?
Следует отметить, что длястраны, в которой банковская система существовала всего несколько лет, уровеньразвития банковского надзора был достаточно высоким. В 1996 г. в Центральномбанке была проведена организационная реформа надзорного блока: разделеныфункции лицензирования и собственно надзора, создано специальное подразделениедля контроля за деятельностью крупнейших банков (ОПЕРУ — 2). Начался пересмотрдействующей нормативной базы. В 1997 — 1998 гг. система контроля задеятельностью кредитных организаций приведена в соответствие Базельскимпринципам эффективного банковского надзора — основополагающему мировомудокументу в этой области. Разработаны основы внутреннего контроля. Начатаработа по отслеживанию деятельности структур, аффилированных с кредитнымиорганизациями. С 1 января 1998 г. введен в действие новый план счетовбухгалтерского учета, который позволяет получить более полную информацию одеятельности банка.
Существенным плюсом банковскогорегулирования в России является концентрация всех функций по регулированиюразличных аспектов банковской деятельности (надзор, рефинансирование банков,деятельность банков на рынке государственных ценных бумаг и т.п.) в одном учреждении- Банке России. В мировой практике имеются и случаи разделения функций, однакопри этом между учреждениями, выполняющими различные функции, неизбежновозникают противоречия часто чисто ведомственного характера.
Однако, в силу разных причин,действия органов банковского надзора все же не смогли предотвратить кризис илилокализовать его последствия. Среди них следует отметить следующие:
1) За несколько лет объективноневозможно создать полностью совершенную нормативную базу и тем более нельзяобеспечить ее адекватное применение. Должны сформироваться и определенныепрофессиональные навыки сотрудников как надзорных органов, так и контролируемыхими банков.
2) Система банковского надзора вРоссии децентрализована. Основная работа по надзору осуществляетсярегиональными подразделениями Банка России, центральный аппарат занимаетсявопросами создания нормативной базы, разработки методологии надзора, анализомсводной информации. Не секрет, что в такой ситуации региональные власти могутоказывать существенное «давление» на отношение Банка России кпроблемам того или иного банка, на адекватность и беспристрастность оценокреального положения в банках. В силу организации надзора по принципуместонахождения головной конторы банка его филиалы и отделения могут находитьсявне зоны внимания надзорного органа, если они расположены в других регионахстраны.
3) Надзорные органы (особенно наместах) испытывают острый недостаток квалифицированного персонала. Этообъясняется и отсутствием опыта и большим количеством новых направлений работы,неизбежно сопутствующим деятельность государственных органов стран с переходнойэкономикой, и материальными факторами.
Кроме того, в России, как и вовсем мире, существует проблема объективного противоречия интересов Центральногобанка и коммерческих банков. Если Центральный банк заинтересован в развитии иукреплении системы надзора, то коммерческие банки считают, что это мешаетуспеху их бизнеса. В результате они целенаправленно дезинформируют надзорныеорганы, а при необходимости через органы государственной власти или средствамассовой информации создают помехи работе Центрального банка.1.5 Общий вывод о причинах банковского кризиса
Один из самых лучших способоввыяснить, что ждет нашу страну в ближайшей или более отдаленной перспективе — посмотреть на мировой опыт. В период 1995 г. международные сравнениясвидетельствуют об уникальности российского опыта развития коммерческих банков.И главная особенность, бросающаяся в глаза — банков в России очень много. Однакочисло банков мало, что говорит экономисту. Можно использовать, например,средний объем активов, приходящийся на один банк. Иначе говоря, посмотреть,насколько беден или богат средний российский банк по сравнению со своимзарубежным собратом. Если мы возьмем этот показатель, то выяснится, что быстроеразвитие российского банковского сектора происходило на довольно зыбкойфинансовой основе. Большинство банков в международном масштабе выглядятнастоящими карликами (см. Схема 1.5 2).
Схема 1.5 2
/>
Банковские законы 1990 г. несоздавали систему безопасности банковской системы. Отсутствие системыстрахования вкладов, с одной стороны, могло усилить возможность банковскихбанкротств из-за массового оттока вкладов населения. Неустойчивость банковскойсистемы усиливалось и тем, что банки не формировали у себя специальныхрезервов, гарантирующих их ликвидность. Лишь с конца 1994 начала 1995 гг. коммерческиебанки получили предписания Центрального банка РФ о конкретных отчислениях врезервные фонды в зависимости от деятельности неплатежей по ссудам и степени ихобеспеченности.
В начале и середине 1990 гг. можнобыло наблюдать и слабую исполнительную дисциплину. Банки закрывались не толькопо причине отзыва лицензий, они наказывались за целый ряд нарушений. Так,только за пять месяцев в 1994 г. по Москве было оштрафовано 154 коммерческихбанка. (см. Рис.1.5 2)
Рис.1.5 2
/>
Большинство мелких банков вРоссии были созданы в первой половине 90-х годов инвесторами, рассчитывавшими вусловиях высокой инфляции на чрезвычайно высокую доходность, обусловленнуюобщим состоянием экономики. И сегодня возможности дальнейшего роста реальныхактивов большинства коммерческих банков в России определяется не состояниемкакого-либо отдельного сектора, а состоянием экономики в целом. Успешноеразвитие экономики позволит вырасти и коммерческим банкам, поскольку великабудет потребность в их услугах.
Такие существенные отличияроссийской банковской системы говорили о том, что не за горами глобальная ломкасложного кредитного механизма.
В целом, банковскоезаконодательство, отражавшее противоречивость переходного периода, начальныестадии формирования банковской системы рыночного типа, определяетнедостаточность знаний о том, как должна выглядеть эта система, было визвестной степени упрощенным, несовершенным. Это вероятно всего был каркастого, что должно было приобрести более законченные формы. Не случайно ужевскоре началась работа по подготовке проекта новых банковских законов.
2. Адаптация банковской системы
Любое государство заинтересованов том, чтобы банковская система была работоспособна, поскольку она играетважнейшую роль в экономике, а процесс создания полноценных банковскихинститутов намного более длителен, нежели предприятий реального сектора. Вместес тем, банкротства банков, банковские кризисы создают для государствасущественные не только экономические, но и социальные проблемы в силу того, чтонегативные процессы в банковской системе приводят к потерям частных сбережений.В этой связи традиционно государство играет активную роль в процессепреодоления последствий банковских кризисов, участвуя в качестве организующей силы,предоставляя финансовые ресурсы для решения проблем банковской системы. Крометого, общеизвестно, что затягивание с проведением необходимых действий попреодолению последствий банковских кризисов только увеличивает конечнуювеличину потерь общества от этих кризисов.
По опыту многих государств,основными путями выхода из банковского кризиса можно назвать следующие: реструктуризациябанковской системы, преодоление кризиса ликвидности и укрепление банковскогонадзора.2.1 Реструктуризация банковской системы
Под реструктуризацией банковскойсистемы понимается комплекс организационных процедур, который приводит коздоровлению банковского сообщества, ликвидации и «удалению со сцены»неплатежеспособных банков. Важнейшей задачей надзорных органов в этой связиявляется скорейшее прекращение деятельности банков, восстановление которых непредставляется возможным. Задержка с ликвидационными процедурами может привестик переводу кризиса в вялотекущую фазу, когда неплатежеспособные банки продолжаютфункционировать, вводя в заблуждение население и предприятия относительно своейжизнеспособности. Такая деятельность, как правило, приводит к растаскиваниюотносительно хороших активов банка, образованию у него новых убытков, нанесениюеще большего ущерба его клиентам.
Одновременно с проведениемликвидационных процедур государство определяет круг банков, в банкротствекоторых оно не заинтересовано (как правило, по социально-политическим причинам),по отношению к которым применяются специальные процедуры реорганизации. Реорганизациятаких банков связана с существенным ограничением прав действующих акционеров,вплоть до полного их отстранения от управления банком, и, как правило,принимает форму присоединения проблемных банков к устойчивым.
Как обстоят дела среструктуризацией банковской системы в России? Государство, в первую очередьБанк России, не уделяет должного внимания этой проблеме, тем самым, создаваяреальную угрозу затягивания кризиса и перехода его в застойные формы.
Банк России не проводилнеобходимых специальных проверок не только всех существующих банков, но икрупнейших из них. Такие проверки могли бы выявить реальный масштаб проблембанковской системы, оценить реальную стоимость сохранившихся у банков активов. Насколькоизвестно, источником всех оценок и сводных данных, которыми оперирует БанкРоссии, являются балансы банков и их отчетность, которую они сдают в БанкРоссии. Выше было сказано об объективном противоречии интересов банков инадзорных органов в отношении адекватности банковской отчетности. Полноедоверие к данным, предоставляемым банками, может обернуться возникновениемновых проблем.
Активность Банка России впроведении ликвидационных процедур не изменилась по сравнению с докризиснымпериодом: количество отзываемых лицензий в течение квартала остается достаточностабильным на протяжении последних двух лет.
При этом сохраняется проблемапоследних лет, когда ликвидационные процедуры затягиваются, в результате чегопостоянно увеличивается количество «мертвых» банков, лицензия укоторых отозвана, но которые не ликвидированы. Отметим при этом, что темпыликвидационных процедур с начала 1998 г. остаются приблизительно на одном и томже уровне: доля ликвидированных банков в общем объеме банков, у которых былаотозвана лицензия устойчиво составляет около 33%.
Нельзя не обратить внимание наюридическое и технологическое несовершенство ликвидационных процедур, котороепозволяет собственникам и менеджерам ликвидируемого банка максимальнооттягивать его окончательную гибель. К числу «типовых» шагов позатягиванию процесса ликвидации банков, например, относятся: оспаривание всудах приказов Банка России об отзыве лицензий (это может быть сделано как отимени вкладчиков, утверждающих, что именно из-за отзыва лицензии банк не можетрассчитаться с ними, так и от имени самого банка по процедурным вопросам).
Причем на неблагоприятное дляистцов решение суда тут же подается апелляция в вышестоящую судебную инстанцию.Затягивание рассмотрения претензий кредиторов (у крупных банков их число измеряетсясотнями и тысячами), что должно быть сделано до суда, препятствовало действиямарбитражного управляющего при формировании конкурсной массы.
По оценкам Банка России наначало февраля 1999 г. «нецелесообразно оказывать поддержку» 397банкам, т.е. каждому четвёртому из числа действующих. Из них 149 уже имеютявные признаки банкротства. (см. Рис.2.1 1)
При существующих темпах отзывалицензии и ликвидации банков, характеризующих реальную пропускную способностьсложившегося бюрократического механизма, для ликвидации такого количествакредитных организаций потребуется 3-4 года.
Рис.2.1 1
/>
Таким образом, становитсяочевидным, что скорость оценки платежеспособности банков и организационных процедурпо отзыву лицензий у неплатежеспособных банков в Банке России не соответствуюттребованиям времени.
Если же к этой медлительностидобавить постоянную готовность арбитражных судов принимать к рассмотрению искик Банку России о неправомерности его действий по отзыву банковских лицензий идостаточно часто удовлетворять их, пусть хотя бы только на первых стадияхрассмотрения, в низовых судах, то становится очевидной вся слабостьгосударственных структур в решении этой важнейшей задачи.
До настоящего времени вроссийском законодательстве отсутствуют нормы, позволяющие отстранятьвладельцев банков от управления ими в случае резкого ухудшенияплатежеспособности и финансовой устойчивости банков. В отсутствии такихзаконодательных норм Банку России остается уповать на согласие владельцевбанков на проведение с проблемными банками реорганизационных процедур. Но опыт1998 г. показывает, что желающих на такое «ущемление» своих прав вРоссии нет. Нам представляется, что в такой ситуации Банк России мог бывоспользоваться методами принуждения, основанными на тех положенияхзаконодательства, которые требуют уменьшения величины уставного капитала вслучае, когда объем собственных средств акционерного общества оказывается нижевеличины уставного капитала. Для многих банков такая процедура привела бы крезкому снижению размера и уставного капитала и банковского капитала, чтосделало бы продолжение работы таких банков практически невозможной безнарушения всех установленных надзорных нормативов.
До настоящего времени БанкомРоссии не утверждены принципы и правила проведения реорганизационных процедур вотношении проблемных банков. Те нормы, которые были утверждены в докризисныйпериод, безусловно, могут быть применены, но совершенно очевидно, что они не вполной мере адекватны тем проблемам, которые возникли в последнее время.
Ни Правительство, ни Банк Россиидо настоящего времени не определили в явной форме перечень банков, банкротствои ликвидация которых нежелательны для государства. В Программе реструктуризациибанковской системы (март 1999), представленной в Правительство, Банк Россиипредлагает поддержать 79 региональных банков. Но, похоже, ни Банк России, ниПравительство не имеют четких критериев определения таких банков. Более того, вуказанном документе предлагается в качестве главного аргумента для «отбора»банков, обреченных на выживание, использовать мнение региональных властей. Совершенноочевидно, что в нынешней ситуации такими банками станут те, которые имеютнаилучшие отношения с властями.2.2 Укрепление банковского надзора
Начиная с 1995 г., Банком Россиипостепенно создавалась нормативная база банковского надзора, основанная нановой редакции законов «О Центральном банке Российской Федерации» и«О банках и банковской деятельности». В практику вошли нормативы,принятые в качестве эталонных Базельским комитетом, были ужесточены требованияк созданию новых банков, повышены требования к размеру капиталов существующихбанков. Был введен в действие новые План счетов, Правила бухгалтерского учета вкредитных организациях, формы статистической отчетности банков которыепозволили сделать информацию о деятельности банков более полной и адекватной,чем ранее.
В то же время, развитиебанковского кризиса летом 1998 года наглядно продемонстрировало, что БанкРоссии скорее следовал в своих действиях за событиями, нежели мог их предвидетьи предотвращать. Стало очевидно, что и законодательная основа инормативно-методологические документы Банка России, регламентирующие процедурыи правила банковского надзора, требуют своей существенной доработки всложившихся условиях.
Следует признать, что ключевуюроль в процессе торможения совершенствования банковского законодательства вРоссии играет Государственная Дума. Благодаря «усилиям» депутатовбанковская система России встретила банковский кризис без закона огарантировании вкладов населения, работа над которым застряла более чем на двагода внутри профильного комитета. По мнению большинства экспертов, отсутствиетакого закона в странах с развивающимся рынками, является стимулирующимфактором в развитии банковских кризисов, подталкивающим население изымать своивклады из всех банков подряд в случае банкротства одного.
Неоднократные попытки БанкаРоссии внести изменения в законодательство, определяющие принципыреструктуризации кредитных организаций, позволяющие отстранять собственниковбанков от процесса управления в случае потери банком финансовой устойчивости,без рассмотрения отменялось депутатами. Закон о банкротстве кредитныхорганизаций, благодаря «принципиальной» позиции депутатов иАдминистрации Президента, более двух лет проходил через заседания ирассмотрения и окончательно устарел к моменту своего вступления в действие.
Ослабление позиций Банка Россиив результате политического и финансового кризиса летом-осенью 1998 г. привело ктому, что проблема укрепления банковского надзора вылилась в обсужденияхдепутатов в проблему передачи функций банковского надзора от Банка Россиииному, пока не существующему государственному органу.
Однако и действия Банка Россиине позволяют утверждать, что он ставит перед собой задачу повышения качествабанковского надзора в России. До настоящего времени практически никакихизменений не претерпела нормативно-методологическая база банковского надзора,которая оказалась не совсем адекватной требованиям времени и в более спокойныеи благополучные времена.
Пожалуй, единственным важным иправильным решением Банка России является разрешение банкам переоформлять своюзадолженность перед кредиторами в участие кредиторов в капитале банка, причемтакое переоформление (согласно документу) может происходить достаточно быстро. Такаянорма является общепринятым способом урегулирования отношений банков со своимикредиторами, и ее применение в России может помочь ряду банков упрочить своипозиции на переговорах, как с резидентами, так и с нерезидентами.2.3 Преодоление кризиса ликвидности
Наиболее ярким и болезненнымпроявлением банковских кризисов является кризис ликвидности, который выражаетсяв неспособности банковской системы бесперебойно осуществлять одну из своихважнейших функций — расчеты между экономическими агентами. Причинами утратытакой способности могут выступать, например, потеря значительной частиликвидных ресурсов в результате массового изъятия населением своих депозитов,резкий отток капитала из страны, утрата доверия к национальной валюте и переводликвидных средств предприятиями и населением в иностранную валюту, разрушениемежбанковских связей и межбанковского кредитного рынка.
С точки зрения интересов всейэкономики сбои в работе расчетной системы должны быть преодолены как можнобыстрее, поскольку их неустранение приводит к нарушению всех экономическихсвязей в обществе, к дестабилизации экономической жизни. Поэтому, обычно усилиягосударства, в первую очередь, сосредотачиваются на этом направлении тем более,что с организационной точки зрения преодоление кризиса ликвидности являетсянаиболее легкой для решения задачей. Для ее быстрого решения существуетодин-единственный инструмент — предоставление центральным банком дополнительнойликвидности банковской системе.
Вместе с тем, кризисыликвидности, как правило, не носят долгосрочного характера, в связи с чем передцентральными банками вскоре встает задача изъятия избыточной ликвидности с цельюнедопущения негативных процессов в динамике внутренних цен или обменного курсанациональной валюты.
Для преодоления кризисаликвидности до 17 августа 1998 г. Банк России сначала использовал, в основном,организационные мероприятия (восстановление механизма клиринга приосуществлении расчетов в Московском регионе). Предоставление дополнительнойликвидности банковской системе, несомненно, было использовано исключительно наприобретение валютных активов.
После 17 августа Банк Россиипредпринял несколько действий, которые позволили предоставить необходимуюликвидность банковской системе и преодолеть к концу октября 1998 г. кризисликвидности банковской системы:
были снижены резервныетребования для банков. С 1 сентября 1998 г. была введена дифференциация нормативовв зависимости от удельного веса вложений банков в государственные ценные бумагив работающих активах, а с 1 декабря 1998 г. эта дифференциация была отменена,но величина самого норматива была снижена с 10% до 5%.
банкам было разрешеноиспользовать значительную часть обязательных резервов для осуществленияпервоочередных платежей при проведении Банком России специальных расчетныхпроцедур по так называемой «расшивке» неплатежей (3 сеанса: 18сентября, 25 сентября и 2 октября 1998 г). В целом, за счет снижения нормрезервирования за август-октябрь банковская система получила около 17 млрд. руб.,использование фиксированного курса рубля при расчёте объема привлеченныхресурсов для определения сумм обязательных резервов дало банкам «экономию»примерно в 10 млрд. руб.
ряду банков (в первую очередь,Сбербанку) были предоставлены кредиты для своевременного исполненияобязательств перед вкладчиками, сумма которых достигала 15 млрд. руб.
после принятия Банком Россиирешения о переводе вкладов населения из крупнейших банков в Сбербанксущественно снизилось давление населения на банки, в результате чего несколькоослаб отток средств из банков.
резкая девальвация рубля и отказБанка России от его поддержания привели к тому, что, начиная с серединысентября, банки начали активно продавать иностранную валюту Банку России,получая необходимую рублевую ликвидность. По средним оценкам, с серединысентября до конца октября Банк России купил на валютном рынке около 2 млрд. долларов,что означает, что банковская система получила за это время более 30 млрд. руб.
Таким образом, системный кризисликвидности был достаточно быстро преодолен, однако, Банку России не в полноймере удалось реализовать вторую часть программы необходимых действий в этомнаправлении и избежать негативных последствий с точки зрения роста цен ипадения курса рубля.
Начиная с конца сентября 1998 г.,Банк России начал активно кредитовать Правительство, отдельные банки, чтопривело к избыточному всплеску ликвидности в банковскую систему. Этаизбыточность выразилась в накапливании огромных рублевых средств у банковскойсистемы (до 20 млрд. руб. в отдельные моменты), которые не находили своегоприменения и были размещены на депозитах в Банке России, в повышенном росте ценв конце 1998 г. и в снижении курса рубля более чем 50% к концу первого квартала1999 г. по сравнению с началом ноября 1998 г.
Заключение
В процессе написания даннойкурсовой работы я пришла к следующим выводам.
Под банковским кризисомтрадиционно понимается устойчивая неспособность значительного числа банковвыполнять свои обязательства перед контрагентами, которая выражается в виденарушения условий расчетно-кассового обслуживания, обязательств передвкладчиками, держателями банковских обязательств, в банкротстве и ликвидациибанковских учреждений. Чем большая часть существующих банков охвачено кризисом,тем, естественно, он имеет более серьезные экономические последствия. Если жесерьезные трудности начинают испытывать банки, осуществляющие наибольшие объемыосновных банковских операций, то кризис можно считать системным, то естьугрожающим существованию всей банковской системы. Банковский кризис в России в1997 г. являлся именно системным.
Причинами к началу банковского кризисав России послужили:
отсутствие системы безопасностибанковской системы;
крайне низкая исполнительнаядисциплина банков;
формирование банковского секторана неустойчивой финансовой основе;
наличие противоречий междуБанком России и коммерческими банками;
отсутствие достаточного опыта уорганов банковского надзора.
В силу вышеперечисленных причин,это привело к снижению ликвидности большинства российских банков, в том числе икрупнейших. За чем и последовало ухудшение банковской системы.
Проведенный анализ позволяетсделать вывод о том, что главные причины российского банковского кризиса лежатвнутри самой системы. Проблемы российских банков в значительной мереобусловлены недостатками в управлении активами, недооценкой рисков банковскойдеятельности и излишним переплетением интересов собственников и менеджеровбанков. Макроэкономические факторы в такой ситуации лишь сыграли рольдетонатора и ускорили внешнее проявление внутренних проблем.
В целом такие наиболее острыеформы банковского кризиса как кризис ликвидности и платежей, кризис оттокасредств клиентов были преодолены к концу 1998 года. Однако это не означает, чтобанковский кризис завершился. В настоящее время российская банковская системанаходится в состоянии стагнации. Кризис не преодолен, а приобретает латентный,скрытый характер, что проявляется в сохранении большого числа банков — фактическихбанкротов.
Из всего вышеизложенногоследует, что для развития экономики и банковской системы в России необходимустойчивый рост инвестиций в реальный сектор. Если же государственнымструктурам и банковской системе не удастся извлечь уроки из кризиса 1998 г., тороссийские банки имеют все шансы столкнуться в недалеком будущем с «классическим»кризисом плохих долгов.
Список используемой литературы
1. Дмитриев М.Э. Травин Д.Я. Российские банки: на исходе золотого века. — СПб.:1996. — 144 с.
2. Банковское дело: Учебник/под ред.О.И. Лаврушина. — М.: Финансы истатистика, 2000. — 576 с.
3. Масленников В.В., Соколов Ю.А. Национальная банковская система: Научноеиздание: Москва, ТД «Элит — 2000», 2002. — 256 с.
4. Деньги. Кредит. Банки: Учебник для вузов/Е.Ф. Жуков, Н.М. Зеленкова, Л.Т.Литвиненко/Под ред. проф. Е.Ф. Жукова. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ — ДАНА, 2005. — 703 с.
5. Экономика: Учебник/Под ред. доц.А.С. Булатова. — 2-е изд., перераб. идоп. — М.: Издательство БЕК, 1999. — 816 с.
6. Мишкин Фредерик. Экономическая теория денег, банковского дела ифинансовых рынков: Учебное пособие для вузов/Пер. с англ. Д.В. Виноградова подред. М.Е. Дорошенко. — М.: Аспект Пресс, 1999. — 820 с.
7. Финансы, деньги, кредит: Учебник/Под ред. О.В. Соколовой. — М.: Юристъ,2000. — 784 с.
8. Иллюстрированный материал: независимая аналитическая группа «Центрразвития» [Электронный ресурс] >http // www.centreofdevelopment.ru.