Реферат по предмету "Банковское дело"


Банковская система в Республике Беларусь. Виды и функции банков

КУРСОВАЯ РАБОТА
«Банковская система в Республике Беларусь.Виды и функции банков»

Введение
 
Банковская система – одна из важнейших и неотъемлемыхструктур рыночной экономики. Развитие банков, товарного производства иобращения шло параллельно и тесно переплеталось. При этом банки, проводяденежные расчеты, кредитуя хозяйство, выступая посредниками в перераспределениикапиталов, существенно повышают общую эффективность производства, способствуютросту производительности общественного труда.
Темаданной курсовой работы «Банковская система. Виды и функции банков». Эта темабыла выбрана не случайно, в виду ее актуальности. Ведь банки – это одно из центральныхзвеньев рыночной структуры. Их развитие – необходимое условие созданиярыночного механизма. Банки – это предприятия, присущие любой нормальнофункционирующей экономике. Актуальность выбора темы работы связана с проблемойбелорусских банков по формированию ресурсной базы и эффективному их размещениюв условиях снижения уровня инфляции и ужесточения требований органов, регулирующихбанковскую сферу. Находясь в центре экономической жизни, обслуживая интересыпроизводителей, банки опосредуют связи между промышленностью и торговлей, сельскимхозяйством и населением. Банки – это атрибут не отдельно взятого экономическогорегиона или какой-либо одной страны, сфера их деятельности не имеет негеографических, ни национальных границ, это планетарное явление, обладающееколоссальной финансовой мощью, значительным денежным капиталом.
Цельмоей курсовой работы – теоретически изучить структуру банковской системы иполучить представление о функционировании белорусской банковской системы, проанализироватьперспективы дальнейшего развития системы и пути ее усовершенствования.
Задачи,поставленные в курсовой работе:
–рассмотреть структуру банковской системы;
–познакомиться с операциями, проводимыми банками в РБ;
–рассказать о проблемах и перспективах развития системы.

1. Основы банковской системы
 
1.1 Понятиебанковской системы, её структура
 
Банк – это автономное, независимое, коммерческое предприятие.В этом главное в понимании его сущности. Продуктом банка является, преждевсего, формирование платежных средств (денежной массы), а также разнообразныеуслуги в виде предоставления кредитов, гарантий, поручительств, консультаций,управления имуществом. Деятельность банка носит производительный характер.
Сегодня деятельность банковских учреждений так многообразна,что их действительная сущность оказывается неопределенной. В современномобществе банки занимаются самыми разнообразными видами операций. Они не толькоорганизуют денежный оборот и кредитные отношения. Через них осуществляетсяфинансирование народного хозяйства, страховые операции, купля-продажа ценныхбумаг, посреднические сделки, управление имуществом и множество другихопераций. Кредитные учреждения осуществляют консультирование, участвуют вобсуждении народнохозяйственных программ, ведут статистику, имеют своиподсобные предприятия.
В условиях рынка банки являются ключевым звеном, питающимнародное хозяйство дополнительными денежными ресурсами. Современные банки нетолько торгуют деньгами, одновременно они являются аналитиками рынка. По своемуместоположению банки оказываются ближе всего к бизнесу, его потребностям,меняющейся конъюнктуре. Таким образом, рынок неизбежно выдвигает банк в числоосновополагающих, ключевых элементов экономического регулирования.
Банковская система – совокупность различных видовнациональных банков и кредитных учреждений, действующих в рамках общегоденежно-кредитного механизма. Включает Центральный банк и сеть коммерческихбанков. Центральный банк проводит государственную эмиссионную и валютнуюполитику, регулирует экономику и является ядром резервной системы. Банкиосуществляют различные виды банковских операций и услуг.
Таким образом, можно сказать, что основная функция банковскойсистемы – посредничество в перемещении денежных средств от кредиторов кзаёмщикам и от продавцов к покупателям.
Практика знает несколько типов банковскойсистемы:
· распределительнаяцентрализованная банковская система;
· рыночнаябанковская система;
· системапереходного периода.
В противоположность распределительной системе,предполагающей наличие государственного приоритета в банковской сфере, банковскаясистема рыночного типа характеризуется отсутствием монополии государства на банки.Каждый субъект воспроизводства самой разнообразной формы собственности (нетолько государственной) может образовать банк. В рыночном хозяйствефункционирует множественность банков с децентрализованной системой управления.Эмиссионные и кредитные функции разделены ими между собой. Эмиссиясосредоточена в центральном банке, кредитование предприятий и населенияосуществляют различные деловые банки – коммерческие, инвестиционные, инновационные,ипотечные, сберегательные и др. Деловые банки не отвечают по обязательствамгосударства, так же как государство не отвечает по обязательствам деловыхбанков; деловые банки подчиняются своему Совету, решению акционеров, а не административномуоргану государства. Банковскую систему можно представить как целое, как многообразиечастей, подчиненных единому целому. Это означает, что ее отдельные части(различные банки) связаны таким образом, что могут при необходимости заменитьодна другую. В случае если ликвидируется один банк, вся система не становитсянедееспособной – появляется другой банк, который может выполнять банковские операциии услуги. В банковскую систему при этом могут влиться новые части, восполняющиеспецифику целого.
Теоретически можно предположить, что даже в томслучае, если в банковской системе исчезает первый ярус – центральный банк, товся система не разрушается, какое-то время другие банки способны в пределахвыпущенной массы платежных средств совершать расчеты, выдавать кредиты,проводить другие банковские и небанковские операции. В истории некоторых странбыли примеры, когда эмиссионные операции поручались не только центральномубанку, но и деловым, коммерческим банкам.
В период экономических кризисов и политическойнестабильности банковская система сокращает долгосрочные инвестиции впроизводство, уменьшает сроки кредитования, увеличивает доходы преимущественноне за счет основной, а побочной деятельности. И напротив, в условияхэкономической и политической стабильности и, следовательно, сокращения риска,банки активизируют свою деятельность, как по обслуживанию основнойпроизводственной деятельности предприятий, так и долгосрочному кредитованиюхозяйства, получают доходы преимущественно за счет своих традиционных процентныхпоступлений. Учитывая меняющиеся события, банки, не принявшие нужные меры вовремя,оказываются в трудном экономическом положении, теряют клиентов, несут убытки, вконечном счете, перестают существовать.
Банковская система выступает как управляемая система – Центральныйбанк, проводя независимую денежно-кредитную политику, в различных формахподотчетен лишь парламенту либо исполнительной власти. Деловые банки, будучиюридическими лицами, функционируют на базе общего и специального банковскогозаконодательства, их деятельность регулируется экономическими нормативами,устанавливаемыми центральным банком, который осуществляет контроль задеятельностью кредитных институтов (в ряде стран функции надзора задеятельностью коммерческих банков возложены на другие специальныегосударственные органы).

1.2 Историческоеразвитие банковской системы
 
История Древних веков не оставила достаточно полных сведенийо том, когда возникли банки, какие операции они выполняли, что явилосьпобудительной силой их развития. В настоящее время сохранились сведения опервых деньгах древних народов (ракушках, мехах, золотых слитках, первобытныхмонетах), но не о банках. Иными словами, современная история накопила немалыематериальные свидетельства древнего денежного обращения, но не дала ответа нато, какова при этом была роль простейших кредитных учреждений. Более того, сампериод возникновения банков не определен в экономической литературе.
Слово «банк» происходит от итальянского «banco», означающее«стол». Эти «банко-столы» устанавливались на площадях, где проходила оживленнаяторговля товарами. Она велась с использованием разнообразных монет, чеканившихсякак государствами, так и городами и даже отдельными лицами. Единообразнойсистемы монет не существовало. В этих условиях потребовались специалисты,которые бы знали и разбирались во множестве обращающихся монет, могли быоценить и дать советы по их обмену. Эти специалисты-менялы обычно располагалисьсо своими особыми столами на рынках, где происходила торговля. Понятие банка,закрепившееся в нашем понимании, отождествлялось с менялами и их особымистолами и в Древней Греции, где банкиры назывались трапезидами (от греческого«трапеза», означающего «стол»). Свои трапезиды были и в Древнем Риме, гдесуществовали менсарии (от латинского слова «mensa» – стол), занимавшиесяобменом валют, а также некоторыми другими денежными операциями. Получается, чтопервые банки возникали как бы на основе «меняльного дела» – обмена денегразличных городов и стран. [3, с. 11]
По мнению историков, еще 2300 лет до н.э. у халдеев былиторговые компании, которые наряду с выполнением своих непосредственных функцийвыдавали также ссуды. Упоминания о первых обособленных кредитных операцияхотносятся к VI в. до н.э. В Древнем Вавилоне практиковалась вкладнаяоперация: прием вкладов и уплата по ним процентов. Эти же операции в IV в. до н.э. практиковалисьи в Греции. Примечательно, что наряду с приемом вкладов древние греки заизвестную плату производили обмен денег.
Первые банкиры поняли, что накапливаемые огромные денежныебогатства, лежащие без движения – это непроизводительно, так как их можно былобы использовать и получать существенную выгоду, отдавая денежные средства вовременное пользование, либо открывая самостоятельные торговые и ремесленныепредприятия. Залогом при этом обычно выступали корабли и товары, а в некоторыхслучаях дома, драгоценные вещи и даже люди (рабы).
Предоставление банковской ссуды сопровождалось взиманиемвысоких процентов, уровень которых доходил до 36% годовых. Чрезвычайно дорогостоили и первые кредиты, выдаваемые на Руси. Во времена Ярослава Мудрого былаустановлена предельная ставка не выше 20% годовых. Однако эта ставка моглавозрастать до 40% годовых, если ссуда выдавалась на короткое время. Наказаниеза чрезмерно высокий процент полагалось лишь в том случае, если его размердоходил до 60% годовых. [3, с. 14]
Вместе с кредитными операциями древних банков постепеннополучили развитие и расчеты по обслуживанию вкладчиков. Расчеты производились спомощью так называемого «трансферита», т.е. переноса денежных средств содной таблицы (счета) на другую. Каждый вкладчик в банке имел свою таблицу собозначением его имени. Денежные средства с таблицы одного вкладчикапереносились на таблицу другого, образуя простейшие формы безналичных расчетов.Характерно при этом, что вначале необходимо было личное устное распоряжениеклиента о перечислении денежных средств, однако затем появились «письменныеприказы» (прототипы современных чеков), которые облегчали и ускоряли взаимныеплатежи.
Удобства, создаваемые банками, не могли не привлечь вниманиеделовых людей. Постепенно банковская клиентура расширялась. Банки в своюочередь пошли на выполнение работ доверителей по составлению договоров междуклиентами, стали выступать посредниками в торговых сделках. Для облегчениярасчетов древние банки выпускали даже банковские билеты (hudu – «гуду»), которыеобращались наравне с полноценными деньгами.
Все эти свидетельства никак не подтверждают бытующеепредставление о том, что первые банки возникли в условиях мануфактурной стадиикапитализма в форме банкирских домов.
1.3 Центральныйбанк как основной элемент современной банковской системы
Центральный банк – это привилегированная и элитарнаяфинансовая организация, наделенная функциями административного органа и банка.Своим созданием центральные банки обязаны государству с его политическими и экономическимицелями. Особая роль центрального банка заключается в том, что он, совмещая всебе рыночные и нерыночные элементы, помогает государству перераспределятьденежные потоки, финансовые ресурсы таким образом, чтобы увеличивалисьпоступления в бюджет. Известны два пути создания центральных банков:
1) историческое закрепление функции денежной эмиссии закрупнейшей кредитной организацией;
2) учреждение государством эмиссионного банка.
Появление первых центральных банков относят к концу XVII в.Тогда функции центрального банка не отличались от функций обычного банка,исключение составляло кредитование правительства.
Старейшими центральными банками мира признаны шведский «Риксбанк»(1668 г.) и Банк Англии (1694 г.). Процесс монополизации центральнымибанками функции эмиссии денег протекал долго и был завершен в большинстве странмира в конце XIX – начале XX в. Банк Англии в законодательном порядкеполучил монополию эмиссии банкнот в 1844 г.
Сосредоточение эмиссионной деятельности в центральном банкепоставило его в привилегированное положение на денежном рынке и даловозможность целенаправленно воздействовать на спрос и предложение денежныхресурсов. Вследствие этого начали развиваться новые операции и функциицентрального банка, не характерные для других кредитных организаций.
Центральный банк не является государственным ведомством вполном смысле данного термина, он учреждается в формеадминистративно-публичного образования либо акционерного общества. В настоящеевремя воздействие государства осуществляется главным образом путем формированиязаконодательной и нормативной базы деятельности кредитных организаций иконтроля за исполнением требований законодательства и нормативных актов.Различают прямое и косвенное, непосредственное и опосредованное участие государствав уставном капитале.
Независимость центрального банка имеет весьма значимые проявления.
• Самостоятельность решений в области денежно-кредитнойполитики. В мировой практике встречаются четыре модели взаимодействияцентрального банка с другими органами государственной власти в областиденежно-кредитной политики. Первая: центральный банк реализуетденежно-кредитную политику, разрабатываемую правительством (Франция, Италия). Вторая:государственные органы наделены правом инструктировать центральный банк вданной области деятельности (Россия, Япония). Третья: согласно законам страны,центральный банк обязан поддерживать экономическую политику правительства, в тоже время государственные органы не наделены правом вмешательства вденежно-кредитную политику эмиссионного банка. Четвертая: центральный банкнезависим от правительства и денежно-кредитную политику проводитсамостоятельно.
• Подотчетность банка. Федеральная резервная системаСША несет ответственность перед конгрессом. Национальный банк Франции подотчетенсчетной палате парламента. Министр финансов Канады наделен правом (послеконсультации с правительством) давать конкретные распоряжения Банку Канады пофинансовой политике. Национальный банк Республики Беларусь подотчетенПрезиденту страны.
• Процедура назначения руководства банка. Руководительбанка избирается из кандидатур, предложенных правительством, как в Великобритании,США, Швейцарии, Франции, Японии, или центральным банком, как в Италии, Нидерландах.В Республике Беларусь назначение и освобождение от должности Председателя ичленов Правления Национального банка производится Президентом с согласия СоветаРеспублики Национального собрания Республики Беларусь.
• Бюджетная независимость банка; участие государства вкапитале банка и распределении прибыли. В большинстве стран мира, включаяРеспублику Беларусь, центральные банки являются собственностью государства. Вотдельных странах (США, Швейцарии, ЮАР, Японии) их учредителями-акционерамимогут быть коммерческие банки и другие юридические и физические лица. Рядцентральных банков обладает правом самостоятельно (без надзора правительства)устанавливать смету расходов.
• Особый юридический статус имущества центрального банка.К примеру, имущество Национального банка является собственностью РеспубликиБеларусь и закреплено за банком на праве оперативного управления. Национальныйбанк уполномочен владеть, пользоваться и распоряжаться закрепленным за нимимуществом в соответствии с целями своей деятельности, своим Уставов изаконодательством страны.
Задачи и функции центрального банка в большинстве стран мираопределены в нескольких законах: Конституции, законах о центральном банкестраны, о банковской деятельности.
К числу основных задач центрального банка относятся:
· разработкаи проведение денежно-кредитной политики;
· надзорза кредитной системой;
· организацияфункционирования платежной системы и надзор за нею.
Функции центрального банка:
· функцияэмиссионного банка;
· функцияфирменного банка государства, который кредитует государство (не во всех странах),поддерживает ресурсами его экономические программы, выступает финансовымагентом и экономическим советником;
· функциябанка банков, то есть расчетного центра для других банков и кредиторапоследней инстанции;
· функцияоргана надзора за кредитными учреждениями, валютными и кредитнымирынками, в целом за кредитной системой, обеспечивающего должный уровень еенадежности и устойчивости;
· функцияоргана валютного регулирования, хранения и учета национальныхзолотовалютных резервов.
Важное значение имеет нормотворческая деятельностьцентральных банков, т.е. центральный банк в пределах своей компетенциипринимает нормативные правовые акты, обязательные для исполнения органамигосударственного управления, органами местного управления и самоуправления, всемибанками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями, иными юридическимии физическими лицами на территории государства.
Коммерческие операции центральных банков законодательноограничены и подчиняются целям и задачам государственной денежно-кредитнойполитики. Они не должны подрывать конкуренцию в сфере кредитных отношений. Такжецентральный банк не имеет права заниматься промышленной и торговой деятельностью,операциями с недвижимостью, приобретать акции хозяйствующих субъектов.
1.4 Коммерческие банки и их функции
Коммерческий банк – это универсальное кредитное учреждение,создаваемое для привлечения и размещения денежных средств на условияхвозвратности и платности, а также для осуществления ряда других банковскихопераций. К числу банков такого вида можно отнести:
• предоставление кредитов от своего имени за счет собственныхсредств;
• кассовое обслуживание;
• открытие и ведение счетов физических и юридических лиц;
• ломбардная деятельность;
• факторинг и форфейтинг;
• поручительство (предоставление гарантий);
• банковское хранение;
• деятельность по обмену валюты;
• инвестиционное посредничество;
• финансовое посредничество и др.
Деятельность коммерческого банка носит двойственный характер.Они представляют собой не только кредитные учреждения, но и важные социальныеинституты. Как социальные институты они посредством привлечения депозитов ипредоставления кредитов могут создавать деньги, т.е. расширять денежноепредложение, что отличает их от других коммерческих организаций и финансовыхучреждений. Как коммерческие предприятия, банки заинтересованы в получениимаксимально возможной прибыли.
Государство не только определяет порядок созданиякоммерческого банка, но и, используя систему регулирующих нормативов,контролирует их деятельность. Коммерческий банк может начать операции толькопосле получения соответствующей лицензии, т.е. разрешения от центрального банкастраны.
В экономике государств развиваются различные типы банков,однако они могут быть объединены в группы, подвержены классификации с цельюболее глубокого анализа их деятельности, перспектив развития и роли вэкономике.
Критерии классификации коммерческих банков:
1. По территории деятельности: международные, национальные,региональные, межрегиональные.
2. По признаку собственности: государственные, банки сучастием государственного капитала, частные, акционерные, банки с участиеминостранного капитала, иностранные, муниципальные.
3. По отраслевому признаку: сельскохозяйственные,промышленные, торговые, строительные, коммунальные, внешнеторговые,кооперативные.
4. По набору банковских услуг: универсальные,специализированные.
5. По функциональным признакам: ипотечные, инновационные,депозитные, биржевые, трастовые, ссудно-сберегательные, учетные, клиринговые.
6. По срокам выдаваемых ссуд: банки долгосрочных вложений(инвестиционные), банки краткосрочных вложений.
7. По организационной структуре: единый банк, банковскаягруппа, банковские объединения.
Государственным банком является банк, созданный на основегосударственной собственности и по решению республиканских и исполнительныхорганов (в Республике Беларусь – Национальный банк).
Акционерным (закрытого или открытого типа) признаетсябанк, формирование капитала которого происходит путем выпуска акций, т.е. онсоздан на основе смешанных форм собственности. Банком, созданным в видеоткрытого акционерного общества, является тот, чьи акции распространяются путемоткрытой продажи или подписки. Банком, созданным в виде закрытого акционерногообщества, является банк, хождение акций которого на рынке ценных бумаг запрещеноили ограничено его уставом.
Муниципальные банки содействуют развитию местногохозяйства, обеспечивают его кредитно-финансовое обслуживание. Учредителями ихмогут выступать местные органы власти и другие организации, которые заинтересованыв развитии местной инфраструктуры или чей бизнес в существенной степени зависитот этого.
Специализированные банки – банки,деятельность которых ориентирована на предоставлении в основном одного-двухвидов услуг для своих клиентов (трастовые банки, учетные банки и др.) илиспециализирована на обслуживании определенной отрасли хозяйства или специфичнойкатегории клиентов (биржевые, клиринговые банки). Депозитные банкиспециализируются на осуществлении кредитных операций по привлечению и размещениювременно свободных денежных средств. Ссудно-сберегательные банки строят свою деятельность,прежде всего кредитную, за счет привлечения мелких вкладов на определенный срокс различными режимами использования. Инвестиционные банки – кредитныеинституты, специализирующиеся на долгосрочном кредитовании инвестиций. Онимогут заниматься размещением выпусков новых ценных бумаг; торговлей существующимиценными бумагами; финансированием влияний и присоединений корпораций,долгосрочным кредитованием капитальных вложений. Ипотечные банки специализируютсяна предоставлении долгосрочных кредитов под залог недвижимости – земли,строений.
Универсальные банки могут выполнять весь наборбанковских услуг, обслуживать клиентов независимо от направленности ихдеятельности, как физических, так и юридических лиц. В отличие от универсальныхбанков специализированные банки специализируются на определенных видахопераций.
Иностранные банки могут быть со 100-процентнымсобственным капиталом, а также на долевой основе с отечественнымисоучредителями. Частные банки основаны на частной собственности, но вреспублике даже такой банк может быть учрежден за счет средств не менее чемтрех участников.
В зависимости от организационной структуры действуютследующие типы банков: единый банк, банковская группа, банковские объединенияразличных типов. Единый банк не имеет в своем составе иных юридических лиц(филиалов) и не связан участием в банковском холдинге. Банковская группа – группаюридических лиц, в которой одно лицо (головной банк) руководит другим (другими)юридически самостоятельным лицом (филиалом), являющимся частью данногоголовного банка. Филиал осуществляет свою деятельность от своего имени, хотяимущество принадлежит на правах собственности головному банку и переданофилиалу в полное хозяйственное ведение. Головной банк вправе даватьобязательные указания исполнительному органу филиала банка.
Виды банков можно классифицировать и пообслуживаемым ими отраслям. Это могут быть банки многоотраслевые иобслуживающие преимущественно одну из отраслей или подотраслей (авиационную,автомобильную, нефтехимическую промышленность, сельское хозяйство).
По функциональному назначению банки можноподразделить на эмиссионные и коммерческие. Эмиссионными являются всецентральные банки, их классической операцией выступает выпуск наличных денег вобращение. Они не заняты обслуживанием индивидуальных клиентов. Коммерческиебанки заняты всеми операциями, дозволенными банковским законодательством.Коммерческие банки составляют основное ядро второго яруса банковской системырыночного хозяйства.
По масштабам деятельности можно выделить малые,средние, крупные банки, банковские консорциумы, межбанковские объединения.
В банковской системе действуют также банкиспециального назначения и кредитные организации (не банки). Банки специальногоназначения выполняют основные операции по указанию органов исполнительнойвласти, являются уполномоченными банками, осуществляют финансированиеопределенных государственных программ. Наряду с данными операциямиуполномоченные банки выполняют и другие операции, вытекающие из их статуса какбанка.
Некоторые кредитные организации не имеют статусабанка, они выполняют лишь отдельные операции, в связи с чем не получают отЦентрального банка лицензию на осуществление совокупной банковской деятельности.

2. Современнаябанковская система Республики Беларусь
 
2.1 Характеристикабанковской системы в Республике Беларусь
 
Кредитная система Республики Беларусь состоит изНационального банка и 27 функционирующих банков. Национальный банк – этоцентральный банк Республики Беларусь, действующий исключительно в интересахРеспублики Беларусь.
Основными целями деятельности Национального банка являются:
· защитаи обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательнойспособности и курса по отношению к иностранным валютам;
· развитиеи укрепление банковской системы Республики Беларусь;
· обеспечениеэффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы.
Национальный банк выполняет следующие функции:
· разрабатываети совместно с Правительством Республики Беларусь проводит единуюденежно-кредитную политику Республики Беларусь в порядке, установленномКонституцией Республики Беларусь, настоящим Кодексом и иными законодательнымиактами Республики Беларусь;
· осуществляетэмиссию денег;
· регулируетденежное обращение;
· регулируеткредитные отношения;
· являетсядля банков кредитором последней инстанции, осуществляет их рефинансирование;
· осуществляетвалютное регулирование;
· организуети осуществляет валютный контроль как непосредственно, так и черезуполномоченные банки в соответствии с законодательством Республики Беларусь; [10,с. 29]
Значимым участникомпроведения государственной социально-экономической политики является группаведущих банков, которые специализируются на обслуживании крупныхнароднохозяйственных комплексов и кредитной поддержке ключевых государственныхсоциально-экономических программ. В нее входят 7 банков: открытые акционерныеобщества «Беларусбанк», «Белагропромбанк», «Белпромстройбанк», «Приорбанк», «Белвнешэкономбанк»,«Белбизнесбанк» и «Белорусский банк развития», доля которых в общем объемеваловых активов банковской системы республики в 2008 году составила 90%.
По состоянию на 1 января2009 г. размер совокупного собственного капитала банков Беларуси составил 349млн. евро или около 4% ВВП. В банковскую систему Беларуси входят 27 работающихбанков. Из них 20 – с участием иностранного капитала, в том числе 2 банка со100 процентным иностранным капиталом, 7 банков с долей иностранного капиталасвыше 20% и 11 банков с долей иностранного каптала менее 20%. В общей сложностив банковскую систему Беларуси вложили средства юридические и физические лица из16 стран, большинство из которых входят в состав Европейского союза. [14]
Доминирующее место нарынке частных вкладов занимает АСБ «Беларусбанк», в котором сконцентрировано 38,1%активов всей банковской системы.
Вторым по значимостиисточником расширения ресурсной базы являются остатки средств предприятий иорганизаций, размещенные на текущих и расчётных счетах. Доля остатков на текущихи расчётных счетах в совокупных пассивах банковского сектора составила 12,8%. Посостоянию на 1 сентября 2009 г. банками привлечено ресурсов в объеме 75,8трлн. руб.
Основным фактором ростаактивов банковского сектора является увеличение объемов кредитных операцийбанков. Рост кредитного портфеля банков по кредитам населению в национальнойвалюте на период с 01.01.2009 г. по 01.09.2009 г. увеличился примернона 2 трлн. рублей, а в иностранной валюте этот показатель составил лишь 200млрд. рублей – сказывается падение интереса населения к валютным кредитам. Удельныйвес кредитных вложений в совокупных активах действующих банков увеличился до67,8%. В общем объеме кредитов, выданных различным секторам экономики в марте 2009 г.,доля краткосрочных кредитов составила 27,1% (13 619,1 млрд. рублей), долядолгосрочных кредитов составила 72,9% (36621,1 млрд. рублей). Наблюдается ростобъемов кредитования реального сектора экономики, что обусловлено, с однойстороны, увеличением спроса предприятий на кредиты с целью финансированияразвития производства, а также снижением стоимости банковских кредитов. Сдругой стороны, рост предложения кредитов банками обусловлен снижением доходностидругих сегментов финансового рынка и увеличением объемов ресурсной базы банков.
На начало апреля 2009 г.белорусскими коммерческими банками было выдано различным секторам экономикикредитов на сумму более 50 240,2 млрд. рублей. По сравнению с началом годаобъем кредитования увеличился на 5 474,3 млрд. рублей (12,2%). При этом 66,1%всех кредитов было выдано в национальной валюте, 33,9% – в иностранной валюте.
Объем выпущенных банкамиценных бумаг в иностранной валюте увеличился за январь – сентябрь 2009 года в3,7 раза и достиг 785,5 млрд руб.
В марте 2009 г.банками страны была получена прибыль в размере 244,2 млрд. рублей, что почти в2 раза больше, за аналогичный период прошлого года. Суммарная прибыльбелорусских банков с начала года превысила 1 136,9 млрд. рублей.
По итогам работы заянварь-июль 2009 года рентабельность активов банковской системы Беларусисоставила 0,92%, как и за аналогичный период 2008 года, рентабельностьсобственного капитала – 5,65% (6,36%). Основными направлениями денежно-кредитной политики на 2009год предусмотрено обеспечение рентабельности капитала банковской системы науровне не менее 10%. [12]
Доходы банков Беларуси вянваре – октябре 2009 года составили 66,3%. В том числе, процентные доходыбанков увеличились в 1,8 раза до 6,939 трлн. бел. руб. Расходы также в январе-октябре2009 г. возросли в 1,8 раза по сравнению с январем-октябрем 2008 г.до 9,508 трлн. бел. руб. Вчастности, процентные расходы банков увеличились в 1,9 раза до 4,801 трлн. бел.руб. [12]
В результате вянваре-октябре 2009 г. доходы белорусских банков превысили их расходы на951,8 млрд. бел. руб. Общийразмер прибыли, полученной банками составил 764,4 млрд. бел. руб. по состояниюна 1 октября 2009 г., что на 20,4% больше, чем год назад. [12]
В целом для банковскойсистемы Беларуси за прошедший год характерно отсутствие резких колебаний вструктуре доходов и расходов.
2.2 Основные проблемыразвития банковской системы Республики Беларусь
В банковской системе Беларуси существуют некоторыеструктурные проблемы, обусловленные общей направленностью политики в отношениифинансового сектора. Как отмечают эксперты МВФ, кроме того, что время отвремени ощущается нехватка ликвидности в банковской системе, временами резервынескольких банков оказываются ниже требуемого уровня, прибыльность банковявляется низкой, а межбанковский рынок недостаточно развит.Поэтомувопросы стабильности банков могут быстро стать причиной для беспокойства.
Почти половина всех активов банковской системы размещена вформе кредитов юридическим лицам, большинство из которых представляют собойнизкорентабельные и убыточные предприятия государственного сектора.
Банковская система Беларусирасполагает ресурсами, в том числе в неденежной форме, на сумму немногим болееполутора триллионов новых (деноминированных) рублей, что составляет всего лишьоколо четверти ожидаемого годового объема ВВП в текущих ценах. Очевидно, что,располагая столь ограниченными средствами, банковская система практически немогла нормально обслуживать расчетно-кассовый и кредитный процесс в реальномсекторе.
Под влиянием постоянного пониженияобменного курса белорусского рубля устойчивую тенденцию к снижению в ресурснойбазе банков имели в валютном исчислении и сбережения населения (на 27%),которые не были компенсированы приростом средств на счетах юридических лиц на 16%.
Аналогичная картина и с кредитамибанков народному хозяйству. Номинально увеличившись за 4,5 года примерно в 51раз, в валютном эквиваленте они сократились почти на 14%, хотя в рублевомвыражении и с учетом инфляции имеется некоторый реальный прирост (48%). Вместес тем, следует отметить, что при недостаточном приросте номинального объемакредитных вложений в экономику, сумма просроченных и сомнительных к погашениюкредитов, особенно – валютных, выросла за анализируемый период по удельномувесу в выданных кредитах почти в полтора раза и превышает все допустимые нормы.[13]
Также можно констатировать, что понижение обменного курса белорусскогорубля и постоянный рост цен, привели к резкому ухудшению финансового состояниябелорусских предприятий и населения.
Для Беларуси характерны высокая концентрация рынка финансовыхуслуг и доминирование государственного банковского капитала. Это обеспечиваеткрупнейшим банкам возможность отстаивать свои коммерческие интересы иустанавливать выгодные для себя цены, но дестабилизирует условия конкуренции иможет привести к недооценке кредитного риска и неготовности повышать премию зариск. Влияние государства на принятие кредитных решений может оказыватьпагубное воздействие на качество активов и эффективность банковской системы. Ноулучшение динамики государственного платежного баланса и бюджета страны вопределенной степени снижает давление на кредитную политику банков.
Сравнительно небольшие размеры банковской системы РБ ирастущий спрос на кредитные ресурсы объясняют то, что банковская система потемпам роста опережает экономику. Банки остаются основными финансовымипосредниками из-за общей неразвитости рынков капитала. Однако, по сравнению снекоторыми другими странами с развивающейся экономикой, уровень финансовогопосредничества в Беларуси невелик. Это означает, что существует значительныйпотенциал роста, который может быть реализован в отсутствие каких-либонеблагоприятных политических или экономических препятствий.
Размер белорусской банковской системы указывают на то, чточерез нее проходят небольшие по объемам денежные потоки, что обусловленокультурой наличных расчетов и невысоким уровнем доверия населения. Не удаетсяразорвать порочный круг: инвестиций не хватает, а возможности кредитованияограничены. Быстрый рост внутреннего кредитования может также угрожатьстабильности банков, учитывая слабую эффективность систем кредитной защиты.
Относительная слабость экономики страны ограничиваетвозможности кредитования для национальных банков. Недостаточная диверсификацияэкономики становится причиной высокой концентрации бизнеса – это одна изсерьезнейших проблем банков СНГ.
Таким образом, несмотря на определенные позитивные сдвиги,белорусские банки подвергаются серьезным потенциальным рискам. Существуетнеобходимость в проведении структурных реформ и дальнейшем сокращении числанебольших, нежизнеспособных банков. Для укрепления доверия к банковской системенеобходимо улучшить информационную открытость и качество корпоративногоуправления, продолжить приватизацию, обеспечить более надежную защиту прав инвесторови кредиторов. Кроме того, необходимо поднять платежную дисциплину и повыситьэффективность правовых систем.

3. Перспективные направления развития банковскойсистемы Республики Беларусь
Ключевая проблема развития банковскойсистемы Республики Беларусь, которая должна найти свое отражение в обновленномбанковском законодательстве страны – это упорядочение ее государственногорегулирования на основе имеющегося опыта развитых стран.
В разные периоды экономического развитияв каждой конкретной стране методы государственного регулирования деятельностибанковских учреждений существенно различался. Тем не менее, их можносгруппировать по следующим основным формам:
· прямоегосударственное управление, включающее национализацию части банковскихучреждений, правительственные назначения на руководящие должности вкоммерческих банках и государственную регламентацию деятельности финансово-кредитныхучреждений;
· государственноеучастие в уставном капитале банков;
· государственноерегулирование деятельности банков путем установления специальных нормативов иограничений;
· регулированиепутем заключения специальных соглашений правительства с банками по поводуосуществления совместных экономических программ.
В настоящее время существует два основных направлениягосударственного регулирования деятельности коммерческих и иных банков:сокращение прямого вмешательства и переход к регулированию деятельности банковпутем установления специальных нормативов и ограничений в соответствии срешениями Базельского комитета и международная унификация банковскихстандартов, обеспечивающих надежность и безопасность функционирования банков.
В рамках этих основных направленийразвития банковской деятельности в последние годы можно выделить несколькоспецифических тенденций:
· концентрациябанковской деятельности в относительно небольшом количестве крупных банков присохранении конкуренции между ними;
· сохранениеи развитие специализации банковской деятельности при одновременном повышении ихуниверсальности
· расширениеспектра парабанковских учреждений, оказывающих серьезную конкуренцию чистобанковским учреждениям;
· постепенноесокращение прямого присутствия государства в уставных капиталах коммерческихбанков и переход преимущественно к экономическим методам регулированиябанковской деятельности;
· повышениерегулирующей роли центральных банков и их независимости от исполнительнойвласти.
В этой связи совершенствование банковской системыпредполагает создание целенаправленной нормативной основы действий по тремглавным направлениям: институциональному, финансовому и организационному.
К институциональным относятся:
1. Антиинфляционная политика, без которой любое наращиваниефинансовых ресурсов для кредитования реального сектора в национальной денежнойединице является экономически бесполезным.
2. Современная валютная политика, смысл которой состоит впривлечении и распределении валютных ресурсов в соответствии с реальнойрублевой платежеспособностью и валютной окупаемостью каждого из предприятий,независимо от сферы деятельности.
3. Соответствующая политика в сфере отношений собственностина средства производства, в соответствии с которой, любой без исключениязаемщик, должен быть в состоянии нести полную материальную ответственность запривлечение, использование и возврат заемных средств.
Мероприятия финансового характера:
1. Снижение нормы обязательногорезервирования до 3–5%.
2. Снятие всех ограничений на покупкубанками валюты на внутреннем рынке для инвестиционных целей.
3. Ужесточение контроля занелегальным вывозом валюты из страны.
4. Привлечение иностранного капиталаза счет продажи пакетов акций коммерческих банков.
5. Проведение комплекса работ наобщегосударственном уровне для получения Беларусью странового кредитногорейтинга.
6. Ограничение числа коммерческихбанков, имеющих генеральную лицензию, на проведение валютных операций,покупку-продажу наличной валюты, привлечение валютных депозитов домашниххозяйств и предприятий, а также обслуживание иностранных кредитных линий.
7. Отказ со стороны государства отфинансирования государственных программ за счет кредитной эмиссии Национальногобанка и переход к их кредитования.
8. Введение жесткой зависимостипроцентных ставок по срочным депозитам и краткосрочным кредитам в национальнойвалюте от уровня инфляции в годовом исчислении. Так как снижение процентныхставок может быть следствием только снижения инфляции.
9. Развитие факторинговых операций илизингового кредитования, связанных с минимальным залогом.
10. Ужесточение контроля за исполнениемзалоговых требований по просроченным кредитам банков государственнымипредприятиями.
Мероприятия организационногохарактера:
1. мероприятияпо укрупнению коммерческих банков путем повышения нормативов минимальногоуставного и собственного капиталов, так как большинство небольших банковпрактически не участвуют в кредитовании реального сектора экономики в силусвоей маломощности и зарабатывают деньги исключительно на финансовых рынках.
2. разделениефункций эмиссионного банка и органа надзора за деятельностью коммерческихбанков в Национальном банке. Это обусловлено тем, что центральный банк, активноучаствующий в экономике, несет ответственность за их платежеспособность и не можетбеспристрастно выполнять контроль за безопасным и ликвидным состоянием каждогобанка. Эти функции, как это практикуется в развитых странах, лучше передатьсамостоятельному подразделению – Банковскому комитету при Совете Министров.

Заключение
 
Банки составляют неотъемлемую черту современного денежногохозяйства, их деятельность тесно связана с потребностями воспроизводства.Находясь в центре экономической жизни, обслуживая интересы производителей,банки опосредуют связи между промышленностью иторговлей, сельским хозяйством и населением. Банки – это атрибут не отдельновзятого экономического региона или какой-либо одной страны, сфера ихдеятельности не имеет не географических, ни национальных границ, этопланетарное явление, обладающее колоссальной финансовой мощью, значительнымденежным капиталом.
Можно сказать, что в нашем обществе еще нет завершенногопонимания того места, которое должны занимать банки в экономической системеуправления экономикой. Вся наша теория банков – это фактический пересказ того,какие в стране существуют банки, какие операции они при этом выполняют.Обществу нужны обстоятельные, более глубокие представления о сути банка,необходима его концепция, выяснение его общественного назначения. Все этонепростые вопросы, их корни заложены в истории развития банковского дела.
В Беларуси сложилась двухуровневая банковская система:Национальный банк – коммерческие банки. Национальный банк регулирует икоординирует кредитно-денежные отношения, стимулирует развитиекредитно-финансовых институтов, производит эмиссию денег, регулирует внешнеэкономическуюбанковскую деятельность. Коммерческие банки проводят активные и пассивныеоперации за счет собственных и заемных средств, хранят свободные денежныесредства на счетах в Национальном банке, самостоятельно определяют порядокпривлечения и использования денежных средств. Операции по продаже и покупкересурсов могут производиться как в Беларуси, так и за ее пределами.
Главная слабость сегодняшней белорусской банковской системы иотдельных коммерческих банков, безусловно, связана с крайне низким уровнемкапитализации. Капитал банковской системы, достаточный для обслуживаниянормального воспроизводственного процесса, должен составлять согласно мировойпрактике 6–7% размера ВВП страны. В Беларуси он примерно в 2,5 раза ниже.
Наши банки не выдерживают сравнения не только вмеждународном плане, но и в сопоставлении с крупными российскими промышленнымипредприятиями или предприятиями сферы обслуживания. По объему реализациипродукции, инвестиционным потребностям, уровню капитализации, размеру прибыли многиеведущие промышленные предприятия существенно превышают возможности отдельныхкоммерческих банков.
Скорейшее восстановление и наращивание капитальной базыбанковской системы, а также централизация и концентрация национальногобанковского капитала являются важнейшими предпосылками достижения глобальнойполитической цели превращения Беларуси в развитую страну с конкурентоспособнойэкономикой. Банковская система Беларуси должна совершенствоваться.Совершенствование в первую очередь необходимо по линии банковского надзора, поповышению достоверности банковской отчетности через применение жестких штрафныхи иных санкций к кредитным организациям прибегающим к намеренному искажениюсвоей отчетности.
К вопросу о банках с государственным участием. В стране естьуспешно развивающиеся банки частного сектора, но их не так много. Банки сгосударственным участием сейчас обеспечивают до половины кредитных вложений вэкономику страны, и не надо бояться их укрупнять, следует их активноиспользовать с целью решения государственных задач. Однако уже сейчас следуетиметь в виду, что такое положение отвечает определенному этапу развития страны.На мой взгляд, все коммерческие банки, с участием государства или полностьючастные, должны работать по одним правилам, не допускающим искажения условийконкуренции, и под одинаковым жестким контролем Национального Банка РеспубликиБеларусь.
Другое направление совершенствования банковской деятельности,имеющее перспективный характер, – расширение круга услуг, оказываемых банкамиих клиентам, то есть диверсификация банковской деятельности в самом широкомсмысле.
В заключение необходимо отметить, что слабость белорускойбанковской системы, приведшая ее к тому, что белорусские банки фактическипревратились в расчетно-кассовые центры, не выполняющие функций накопления иперераспределения сбережений, и тем более не способных привлекать внешниеинвестиции, предопределена не только несовершенством существующегозаконодательства, но и его несоблюдением.
Обновленное государственное регулирование банковского бизнесав стране должно строиться не только в направлении контроля, но, прежде всего, сцелью создания условий для быстрого наращивания капиталов в стабильном правовомполе и открытой информационной среде.

Список литературы
 
1.  Банки и банковскиеоперации. Под ред. Е.Ф. Жукова М.: «Юнити» 1997.
2.  Банковская система.Настольная книга банкира. под ред. А.Г. Грязнова. М.: «ДЭКА», 2003.
3.  Банковское дело: Учебник/ Под ред. д-ра эк. наук, профессора Г.Г. Коробовой. – М.: «Юристъ», 2002.
4.  Булатова А.С. Экономическаятеория. 2-е издание, Москва, 1997.
5.  Грузицкий Ю.Л. БанкиБеларуси, Мн.: «Экоперспектива», 2005.
6.  Зайцев Н.Л. Экономикабанков. – М., «Прогресс», 2003.
7.  Ивашковский С.Н. Макроэкономика,М.: «Дело», 2004.
8.  Нуреев Н.М. Деньги,банки и денежно-кредитная политика. Учеб. пособие, М.: «Финстатинформ», 1995.
9.  Мамедов О.Ю. и др.Современная экономика. Ростов-на-Дону, «Феникс», 1999.
10. Основыбанковского дела: Учеб. пособие / Б.С. Войтешенко и др. – Мн.: «Тесей»,1999.
11. Отчето развитии банковского сектора и банковского надзора в Республике Беларусь.
12. Официальныйсайт Национального Банка Республики Беларусь, www.nbrb.by
13. Проблемыразвития национальной экономики Беларуси (теоретические и практическиеаспекты). – Мн.: НИЭИ Минэкономика РБ, 2002.
14. www.afn.by
15. Макроэкономика.Учебное пособие. М., «Эльф К – пресс», 2000.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Хуан, граф Монтисон
Реферат Психолого-педагогическое сопровождение межличностного взаимодействия в целостном учебно-воспитат
Реферат What Do I Eat Before I Compete
Реферат Правительство РФ высший исполнительный орган государственной влас
Реферат Кавказ и русское государство XVI–XVII вв
Реферат Определение эффективности стилей руководства в организации
Реферат Стратегический анализ рынка бытовой техники
Реферат Берман, Матвей Давыдович
Реферат Уклонение от уплаты налогов «иным способом»: что на самом деле сказал Конституционный Суд
Реферат Экологическая ситуация в Калининском районе Петербурга
Реферат Правительственный курс 80-90-х гг. XIX века. Политика консервативной стабилизации.
Реферат 5 вопросы к зачету по дисциплине
Реферат Beet Quen Essay Research Paper The Beet
Реферат Особенности поэтического мира Байрона (По произведениям Джорджа Гордона Байрона "Прометей" и "Валтасарово видение")
Реферат Анализ рассказа И.А.Бунина "Господин из Сан-Франциско"