Реферат по предмету "Финансы и кредит"


Прогнозирование и планирование общей прибыли предприятия и ее распределения: состояние и пути совершенствования

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФГОУ ВПО «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ К.Д. ГЛИНКИ» КАФЕДРА ФИНАНСОВ И КРЕДИТА Курсовая работа По дисциплине « Финансы организаций (предприятий)» на тему: «Прогнозирование и планирование общей прибыли предприятия и ее распределения: состояние и пути совершенствования»


Выполнил: студент заочного отделения . Зачетная книжка АБ/ 07717 3 курс, 3 группа Руководитель: Седлов Ю.В. Лиски 2010 Оглавление Введение 1. Характеристика действующей системы прогнозирования и планирования общей прибыли предприятия и ее распределения 1.1 Краткая характеристика финансового состояния предприятия 5 1.2


Понятие и состав общей прибыли предприятия 1.3 Прогнозирование и планирование общей прибыли предприятия 3.1 Прогнозирование и планирование прибыли от реализации продукции (работ, услуг) 3.2 Прогнозирование и планирование прочих доходов, расходов и общей прибыли предприятия 1.4 Прогнозирование распределения общей прибыли предприятия 2. Пути совершенствования прогнозирования и планирования общей прибыли предприятия и ее распределения 30 2.1


Совершенствование прогнозирования и планирования формирования общей (бухгалтерской) прибыли 2.2 Совершенствование прогнозирования и планирования распределения общей прибыли 34 Заключение 38 Список использованной литературы 41 Приложения 41 Введение Планирование прибыли, с переходом к рыночной экономике занимает центральное место в стратегическом управлении коммерческим предприятием. Разработка плана по прибыли - сложный процесс, основанный на глубоком


знании конъюнктуры рынка, возможностей предприятия, условий и факторов, определяющих конкурентоспособность предприятия, умении предвидеть реальные пути получения высоких доходов. Плановые показатели прибыли и рентабельности разрабатываются хозяйствующим субъектом самостоятельно для внутреннего пользования. Процесс планирования прибыли состоит из нескольких этапов анализа прибыли и рентабельности за прошедший исследуемый период, расчета ее прогнозной величины; оценки достоверности


произведенных расчетов; разработки плана мероприятий по обеспечению получения запланированного размера прибыли и рентабельности. В ходе анализа прибыли и рентабельности хозяйствующего субъекта изучают динамику изменения объема балансовой, чистой прибыли, уровня рентабельности, факторы, их определяющие (величину валового дохода, уровень издержек обращения, доходы от других видов деятельности, включая сальдо внереализацнонных доходов, размер налогов и др.). На размер прибыли и рентабельности влияют две группы факторов: внешние


и внутренние. К группе внешних факторов относятся: -уровень развития экономики страны в целом; -меры регулирования деятельности предприятий со cтopoны государства; -природные (климатические) факторы, транспортные и другие условия, вызывающие дополнительные затраты у одних предприятий и обусловливающие дополнительную прибыль у других; -изменение не предусмотренных планом предприятия цен на сырье, продукцию, материалы, топливо, энергоносители, покупные полуфабрикаты; тарифов на услуги и перевозки; торговых скидок; надбавок;


норм амортизационных отчислений; ставок арендной платы; минимальной заработной платы; начислений на нее; ставок налогов и других сборов, выплачиваемых предприятиями; -нарушения поставщиками, снабженческо-сбытовыми, вышестоящими хозяйственными, финансовыми, банковскими и другими органами государственной дисциплины по хозяйственным вопросам, затрагивающим интересы предприятия. Вторая группа объединяет факторы, непосредственно связанные с результатами деятельности предприятия,


с предпринимательской активностью субъекта, а также обусловленные нарушением предприятием государственной дисциплины. К основным факторам этой группы относятся: результаты коммерческой деятельности, эффективность заключенных сделок на поставку товаров, объем и структура товарооборота, формы и системы оплаты труда, производительность труда, эффективность основных и оборотных средств, уровень валовых доходов и издержек обращения, размер прочей прибыли и др. Текущий анализ проводится по важнейшим отчётным периодам (год,


квартал, месяц) хозяйствования на базе официальной отчетности и системного бухгалтерского учета. Его главной задачей является объективная оценка результатов деятельности предприятия (подразделения), выявление неиспользованных резервов, недочетов в работе и виновных в них, мобилизация их для повышения экономической эффективности торгово-производственной деятельности. Целью данной курсовой работы является изучение прогнозирования и планирования общей прибыли предприятия


и её распределения. Для достижения цели решен ряд задач: - рассмотрена краткая характеристика финансового состояния хозяйства; - изучено понятие и состав общей прибыли хозяйства; - рассмотрено прогнозирование и планирование общей прибыли предприятия, ее распределения; - изучены пути совершенствования прогнозирования и планирования формирования общей прибыли предприятия. 1. Характеристика действующей системы прогнозирования и планирования общей прибыли предприятия и ее


распределения 1.1 Краткая характеристика финансового состояния предприятия Колхоз имени Тельмана зарегистрирован под прежним названием сельскохозяйственного кооператива постановлением главы администрации г. Лиски и Лискинского района № 351 от 13.07.1998 года. Имущество колхоза имени Тельмана, созданное за счет паевых взносов его членов, а также приобретенное и произведенное в процессе его деятельности, принадлежит ему на праве собственности.


Стоимость вносимого имущества и иного вклада определяется в рублях, а земельные доли в натуральном выражении. Уставный капитал предприятия составляет 13 тыс. руб. Часть имущества стоимостью 6218 тыс. руб. (по состоянию на 01.01.2009 года) формирует добавочный капитал предприятия. Виды и стоимость имущества, включаемого в резервный капитал, определены в перечне, прилагаемом к Уставу. По состоянию на 01.01.2009 года в колхозе имени


Тельмана было 6228 тыс. руб. добавочного капитала. Анализ финансовых результатов деятельности предприятия включает в качестве обязательных элементов, во-первых, оценку изменений по каждому показателю за анализируемый период («горизонтальный анализ» показателей); во-вторых, оценку структуры показателей прибыли и изменения их структуры («вертикальный анализ» показателей) Финансовое состояние предприятия (ФСП) зависит от результатов его производственной, коммерческой и финансовой


деятельности. Если производственный и финансовый планы успешно выполняются, то это положительно влияет на финансовое положение предприятия. И, наоборот, в результате недовыполнения плана по производству и реализации продукции происходит повышение ее себестоимости, уменьшение выручки и суммы прибыли и как следствие — ухудшение финансового состояния предприятия и его платежеспособности. Имущественное положение предприятия на начало и конец отчетного периода характеризуются данными баланса.


Сравнивая динамику итогов разделов актива баланса, можно выяснить тенденции изменения имущественного положения. Информация об изменении в организационной структуре управления, открытии новых видов деятельности предприятия, особенностях работы с контрагентами обычно содержится в пояснительной записке к годовой бухгалтерской отчетности. Результативность и перспективность деятельности предприятия могут быть обобщенно оценены по данным анализа динамики прибыли, а также сравнительного анализа элементов роста средств предприятия,


объемов его производственной деятельности и прибыли. Информация о недостатках в работе предприятия может непосредственно присутствовать в балансе в явном или завуалированном виде. Данный случай может иметь место, когда в отчетности есть статьи, свидетельствующие о крайне неудовлетворительной работе предприятия в отчетном периоде и о сложившемся в результате этого плохом финансовом положении (например, статья «Убытки»).


В балансах вполне рентабельных предприятий могут присутствовать также в скрытом, завуалированном виде статьи, свидетельствующие об определенных недостатках в работе. Сумма хозяйственных средств, находящихся в распоряжении предприятия, дает обобщенную стоимостную оценку активов, числящихся на балансе предприятия. Это учетная оценка, не совпадающая с суммарной рыночной оценкой его активов. Рост этого показателя свидетельствует о наращивании имущественного потенциала предприятия.


Под активной частью основных средств понимают машины, оборудование и транспортные средства. Рост этого показателя в динамике обычно расценивается как благоприятная тенденция. Коэффициент износа характеризует долю стоимости основных средств, оставшуюся к списанию на затраты в последующих периодах. Коэффициент обычно используется в анализе как характеристика состояния основных средств. Коэффициент обновления показывает, какую часть от имеющихся на конец отчетного периода основных


средств составляют новые основные средства. Коэффициент выбытия показывает, какая часть основных средств, с которыми предприятие начало деятельность в отчетном периоде, выбыла из-за ветхости и по другим причинам. Динамика имущественного положения предприятия представлена в таблицах 1, 2. Таблица 1. Структура средств предприятия Показатели на начало года на конец года отклонение (+, -) А 1 2 3 1. Хозяйственные средства предприятия (всего) – итог баланса 26874 44293 17419 2.Внеоборотные


активы в % ко всем средствам 13433 50,0 25863 58,4 12250 8,4 3. Основные средства в % ко всем средствам в % к внеоборотным активам 13358 49,7 99,4 25863 58,4 100,0 12505 8,7 0,6 5. Незавершенное строительство в % к внеоборотным активам 75 0,6 - - - 75 - 0,6 6. Оборотные активы в % ко всем средствам 13441 50,0 18430 41,6 4989 - 8,4 7. Запасы в % к оборотным активам 13291 98,9 18160 98,5 4869 -


0,4 8. Дебиторская задолженность в % к оборотным активам 22 0,2 15 0,1 - 7 - 0,1 9. Денежные средства в % к оборотным активам 128 1,0 255 1,4 127 0,4 10. Оценка имущественного положения: 10.1. Доля активной части основных средств = стоимость активной части основных средств / балансовая стоимость основных средств 0,739 0,677 -0,062 10.2. Коэффициент износа основных средств = амортизация ОС / балансовая стоимость основных средств 0,828 0,447


- 0,381 10.3. Коэффициент обновления = стоимость поступивших за период основных средств / балансовая стоимость основных средств на конец периода 0,614 10.4. Коэффициент выбытия = стоимость выбывших за период основных средств / балансовая стоимость основных средств на начало периода 0,216 11.Отдача средств предприятия: выручка / средства предприятия 1,057 1,138 0,081 12. Эффективность использования средств предприятия = прибыль / средства предприятия 0,591 0,439 -


0,152 Из данных таблицы следует, что за отчетный период активы предприятия увеличились, причем увеличилась как сумма внеоборотных активов, так и сумма оборотных активов. Отрицательным фактором можно считать увеличение доли запасов в стоимости оборотных активов. Уменьшилась отдача средств предприятия, снизилась эффективность использования средств. Таблица 2. Анализ структуры источников средств предприятия


Показатели на начало периода на конец периода отклонение (+, -) 1. Источники собственных средств (Капитал и резервы) в % к источникам всех средств 23643 0,88 32582 0,736 8939 - 0,144 2. Уставной капитал в % к собственным средствам 13 0,05 13 - - -0,05 4. Долгосрочные обязательства в % к источникам всех средств 2530 9,4 8166 18,4 5636 9,0 5. Краткосрочные обязательства в % к источникам всех средств 701 2,6 3545 8,0 2844 5,4 7.


Краткосрочные займы и кредиты в % к краткосрочным пассивам - - 3000 84,6 3000 84,6 8. Кредиторская задолженность в % к краткосрочным пассивам 701 100 545 15,4 - 156 - 84,6 Анализ структуры источников предприятия показывает, что собственные средства предприятия увеличились в абсолютном выражении, в то же время доля их снизилась. Увеличилась задолженность предприятия по расчетам с кредиторами, выросли займы и кредиты как долгосрочные,


так и краткосрочные. Рост кредиторской задолженности отрицательно влияет на финансовую устойчивость предприятия. Устойчивость финансового положения предприятия в значительной степени зависит от целесообразности и правильности вложения финансовых ресурсов в активы. Говоря о ликвидности предприятия, имеют в виду наличие у него оборотных средств в размере, теоретически достаточном для погашения краткосрочных обязательств хотя бы и с нарушением сроков погашения, предусмотренных


контрактами. Платежеспособность означает наличие у предприятия денежных средств и их эквивалентов, достаточных для расчетов по кредиторской задолженности, требующей немедленного погашения. Таким образом, основными признаками платежеспособности являются: а) наличие в достаточном объеме средств на расчетном счете; б) отсутствие просроченной кредиторской задолженности. Величина собственных оборотных средств характеризует ту часть собственного капитала предприятия, которая


является источником покрытия его текущих активов (т.е. активов, имеющих оборачиваемость менее одного года). Это расчетный показатель, зависящий как от структуры активов, так и от структуры источников средств. Величина собственных оборотных средств численно равна превышению текущих активов над текущими обязательствами. Возможна ситуация, когда величина текущих обязательств превышает величину текущих активов. Финансовое положение предприятия в этом случае рассматривается как неустойчивое; требуются немедленные


меры по его исправлению. Маневренность функционирующего капитала характеризует ту часть собственных оборотных средств, которая находится в форме денежных средств, т.е. средств, имеющих абсолютную ликвидность. Для нормально функционирующего предприятия этот показатель обычно меняется в пределах от нуля до единицы. При прочих равных условиях рост показателя в динамике рассматривается как положительная тенденция. Приемлемое ориентировочное значение показателя устанавливается предприятием самостоятельно и зависит,


например, от того, насколько высока его ежедневная потребность в свободных денежных ресурсах. Коэффициент текущей ликвидности дает общую оценку ликвидности активов, показывая, сколько рублей текущих активов приходится на один рубль текущих обязательств. Логика исчисления данного показателя заключается в том, что предприятие погашает краткосрочные обязательства в основном за счет текущих активов; следовательно, если текущие активы превышают по величине текущие


обязательства, предприятие может рассматриваться как успешно функционирующее (по крайней мере теоретически). Значение показателя можно варьировать по отраслям и видам деятельности, а его разумный рост в динамике обычно рассматривается как благоприятная тенденция. В западной учетно-аналитической практике приводится нижнее критическое значение показателя - 2; однако это лишь ориентировочное значение, указывающее на порядок показателя, но не на его точное


нормативное значение. Коэффициент быстрой ликвидности аналогичен коэффициенту текущей ликвидности; однако исчисляется по более узкому кругу текущих активов. Из расчета исключается наименее ликвидная их часть - производственные запасы. Логика такого исключения состоит не только в значительно меньшей ликвидности запасов, но, что гораздо более важно, и в том, что денежные средства, которые можно выручить в случае вынужденной реализации


производственных запасов, могут быть существенно ниже затрат по их приобретению. Ориентировочное нижнее значение показателя - 1; однако эта оценка также носит условный характер. Анализируя динамику этого коэффициента, необходимо обращать внимание на факторы, обусловившие его изменение. Так, если рост коэффициента быстрой ликвидности был связан в основном с ростом неоправданной дебиторской задолженности, то это не может характеризовать деятельность предприятия с положительной стороны.


Коэффициент абсолютной ликвидности (платежеспособности) является наиболее жестким критерием ликвидности предприятия и показывает, какая часть краткосрочных заемных обязательств может быть при необходимости погашена немедленно. Рекомендуемая нижняя граница показателя - 0,2. Коэффициент концентрации собственного капитала характеризует долю владельцев предприятия в общей сумме средств, авансированных в его деятельность. Чем выше значение этого коэффициента, тем более финансово


устойчиво, стабильно и независимо от внешних кредитов предприятие. Дополнением к этому показателю является коэффициент концентрации привлеченного (заемного) капитала - их сумма равна 1 (или 100%). Коэффициент финансовой зависимости является обратным к коэффициенту концентрации собственного капитала. Рост этого показателя в динамике означает увеличение доли заемных средств в финансировании предприятия. Если его значение снижается до единицы (или 100%), это означает, что владельцы полностью


финансируют свое предприятие. Коэффициент маневренности собственного капитала показывает, какая часть собственного капитала используется для финансирования текущей деятельности, т. е. вложена в оборотные средства, а какая часть капитализирована. Анализ финансовой устойчивости предприятия проводится при помощи коэффициентов, представленных в таблице 3: Таблица 3. Оценка финансовой устойчивости предприятия Показатели на начало года на конец года отклонение (+, -)


А 1 2 3 1. Коэффициент концентрации собственного капитала = собственный капитал / средства предприятия 0,88 0,74 - 0,14 2. Коэффициент финансовой зависимости = средства предприятия / собственный капитал 1,14 1,36 0,22 3. Коэффициент маневренности собственного капитала = собственные оборотные средства / собственный капитал 0,432 0,206 - 0,226 4. Коэффициент соотношения привлеченных и собственных средств (автономия) = привлеченный капитал / собственный капитал 0,137 0,359 0,222 5. Коэффициент финансовой устойчивости = (собственный капитал


+ долгосрочные заемные средства) / средства предприятия 0,974 0,920 - 0,054 Проведенные расчеты показывают, что финансовая устойчивость предприятия ухудшилась. Снизились показатели маневренности собственного капитала, уменьшились коэффициенты концентрации собственного капитала и устойчивости. Определить возможности предприятия повысить платежеспособность можно, рассчитав и проанализировав показатели платежеспособности и ликвидности.


Таблица 4. Расчет показателей ликвидности баланса предприятия Показатели на начало периода на конец периода отклонение (+, -) А 1 2 3 А Актив А1 Высоколиквидные активы – (денежные средства и краткосрочные финансовые вложения) 128 255 127 А2 Среднеликвидные (быстрореализуемые) активы – (дебиторская задолженность, НДС по приобретенным ценностям и прочие оборотные активы) 22 15 -


7 А3 Низколиквидные (медленно и труднореализуемые) активы – запасы, а также «Долгосрочные финансовые вложения» (1 раздел Актива) 13291 18160 4869 А4 Неликвиды – (внеоборотные активы, кроме долгосрочных финансовых вложений) 13433 25863 12430 П Пассив П1 Краткосрочные (до 3 месяцев) – (кредиторская задолженность, прочие краткосрочные пассивы) 701 545 - 156 П2 Среднесрочные пассивы (- до года) – (краткосрочные займы и кредиты) -


3000 3000 П3 Долгосрочные пассивы (более одного года) – (долгосрочные кредиты и займы) 2530 8166 5636 П4 Постоянные пассивы – (капитал и резервы) 23643 32582 8939 Баланс считается ликвидным, если А1 > П1 А2 > П2 А3 > П3 А4 < П4. Для колхоза имени Тельмана на конец отчетного периода А1 < П1 А2 < П2 А3 > П3 А4 > П4. Баланс предприятия нельзя считать ликвидным.


С целью увеличения платежеспособности предприятию можно порекомендовать снизить краткосрочную кредиторскую задолженность и отказаться от дальнейшего привлечения всех видов кредитов и займов. Таблица 5. Расчет показателей ликвидности средств предприятия Показатели на начало периода на конец периода отклонение (+, -) Теоретически верно А 1 2 3 4 1. Коэффициент абсолютной ликвидности = (денежные средства + краткосрочные


финансовые вложения) / краткосрочные обязательства (текущие платежи) Кабс. = А1/К.О.(Т.П.) 0,183 0,072 - 0,111 0,20 – 0,25 2. Коэффициент срочной ликвидности (промежуточный коэффициент покрытия) = (А1 + А2) / К.О. (Т.П.) 0,214 0,076 - 0,138 0,7 – 0,8 3.Коэффициент текущей ликвидности (общий коэффициент покрытия) – (Кп) = (А1 + А2 + А3)/К.О. (Т.П.) 19,174 5,199 -


13,175 2,0 4. Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами (Ксос) = собственные оборотные средства / текущие активы Ксос = ((Ш П + IV А) – I А) / II А 0,948 0,808 - 0,14 0,1 Коэффициент восстановления платежеспособности (Кув) = (Кпф + 6/Т*(Кпф – Кпн)) / Кп норм. Кпф –фактическое значение Кп в конце отчетного периода Кпн – фактическое значение Кп на начало отчетного периода


Т – отчетный период в месяцах 6 – период восстановления платежеспособности в месяцах. (5,199 + 6/12 * (-13,175))/ 2 = - 0,694 1,0 и более Коэффициент утраты платежеспособности (Кув) = (Кпф + 3/Т*(Кпф – Кпн)) / Кп норм. - Коэффициенты ликвидности предприятия свидетельствуют о том, что в ближайшее время предприятие может полностью утратить возможность погашать свои долги. Значение коэффициента текущей ликвидности показывает, что при условии мобилизации всех оборотных активов


предприятие платежеспособно. Коэффициент восстановления платежеспособности показывает, что хозяйство имеет возможность выхода из сложной финансовой ситуации. 1.2 Понятие и состав общей прибыли предприятия Конечный результат деятельности предприятия - это балансовая прибыль или убыток, что представляет собой алгебраическую сумму полученных результатов от финансово-хозяйственной деятельности и прочих внереализационных операций.


Прибыль формируется в процессе хозяйственной деятельности организации. Это находит отражение в бухгалтерском учете и отчетности. Общий финансовый результат хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете определяется на счете «Прибыли и убытки» путем подсчета и балансирования всех прибылей и убытков за отчетный год. Принципом определения финансовых результатов является использование метода начисления, а не кассового


способа. По этой причине прибыль (убыток), показанная в отчете о финансовых результатах, не отражает реального притока (оттока) денежных средств предприятия в результате его хозяйственной деятельности. Для восстановления реальной картины о величине финансового результата деятельности предприятия как приросте (или уменьшении) стоимости его капитала, образовавшегося за отчетный период, необходимы дополнительные корректирующие расчеты. Основными показателями прибыли являются: валовая прибыль, прибыль от продаж;


прибыль до налогообложения; чистая прибыль. Все указанные показатели содержатся в ф. № «Отчет о прибылях и убытках». Прибыль – важнейший показатель, характеризующий финансовый результат деятельности предприятия. Рост прибыли определяет рост потенциальных возможностей предприятия, повышает степень его деловой активности. По прибыли определяется доля доходов учредителей и собственников, размеры дивидендов и другие доходы. По прибыли определяется также рентабельность собственных и заемных средств, основных фондов, всего


авансированного капитала и каждой акции. Чтобы эффективно управлять прибылью, необходимо раскрыть механизм ее формирования, определить долю каждого фактора ее роста или снижения. При проведении анализа могут быть использованы различные группировки показателей прибыли. В основе этих группировок всегда лежат те цели и задачи, которые решаются в процессе аналитических процедур пользователями конечных результатов этого анализа.


По источникам формирования: - Прибыль от реализации продукции и услуг - Прибыль от реализации имущества - Прочая операционная и внереализационная прибыль По видам деятельности: - Прибыль от текущей деятельности (операционная прибыль) - Прибыль от инвестиционной деятельности - Прибыль от финансовой деятельности По характеру использования: - Прибыль, направленная на дивиденды (потребленная) -


Капитализированная (нераспределенная) прибыль По периодичности получения: - Регулярная прибыль - Чрезвычайная прибыль Использование этих группировок позволяет более детально проанализировать показатели прибыли и определить, насколько существующая ситуация позволяет обеспечить решение текущих и перспективных задач предприятия, направленное на достижение - максимальной прибыли, соответствующей ресурсам организации и рыночной конъюнктуре; - оптимальной пропорциональности между уровнем формируемой


прибыли и допустимым уровнем риска; - высокого качества формируемой прибыли; - выплаты необходимого уровня дохода на инвестированный капитал собственникам компании; - достаточного объема инвестиций за счет прибыли в соответствии с задачами развития бизнеса; - роста рыночной стоимости организации; - эффективности программ участия персонала в распределении прибыли. Финансовые результаты (прибыль) характеризуют абсолютную эффективность хозяйствования предприятия по


всем направлениям его деятельности: производственной, сбытовой, снабженческой, финансовой, инвестиционной. Они составляют основу экономического развития предприятия и укрепления его финансовых отношений со всеми участниками коммерческой деятельности. 1.3 Прогнозирование и планирование общей прибыли предприятия 1.3.1 Прогнозирование и планирование прибыли от реализации продукции (работ, услуг) Особенность и специфика перспективного анализа (начального этапа планирования) прибыли от продаж заключаются


в рассмотрении явлений и процессов хозяйственной деятельности с позиций будущей перспективы (месяц, квартал, год, 2-3 года, 5 лет и более). Оценка прибыльности коммерческого предприятия проводится в сравнении с планом и предшествующим периодом. При этом, как и по другим количественным показателям, необходимо обеспечить сопоставимость показателей и исключить ценовое влияние, особенно в условиях происходящих инфляционных процессов (если уровень инфляции находится в пределах 5%, его можно не учитывать при анализе


и планировании основных показателей хозяйственной деятельности) - В ходе анализа выясняется, сумело ли коммерческое предприятие получить запланированную прибыль, по каким причинам, если такое зафиксировано, не обеспечено выполнение планов по прибыли; кто виноват - плохое планирование или плохая работа. Анализ прибыли производится в несколько этапов. На первом этапе производится анализ динамики прибыли и рентабельности в целом по предприятию и его


подразделениям путем выявления тенденции изменения массы прибыли и рентабельности за исследуемый период. В этих целях исчисляются темпы (базисные и цепные) роста (снижения) анализируемых показателей и сравниваются с динамикой аналогичных показателей конкурентов и со среднегодовой нормой прибыли на вложенный капитал. Важнейшая роль прибыли, усиливающаяся с развитием предпринимательства, определяет необходимость ее правильного исчисления. От того, насколько достоверно определена плановая прибыль, будет зависеть успешная


финансово-хозяйственная деятельность предприятия. Расчет плановой прибыли должен быть экономически обоснованным, что позволит осуществлять своевременное и полное финансирование инвестиций, прирост собственных оборотных средств, соответствующие выплаты рабочим и служащим, а также своевременные расчеты с бюджетом, банками и поставщиками. Следовательно, правильное планирование прибыли на предприятиях имеет ключевое значение не только для предпринимателей, но и для экономики в целом.


Планируется прибыль раздельно по видам: от реализации товарной продукции, от реализации прочей продукции и услуг нетоварного характера, от реализации основных фондов и другого имущества и от внереализационных доходов и расходов. В колхозе имени Тельмана используется метод прямого счета. Сущность его заключается в том, что прибыль исчисляется как разница между выручкой от реализации продукции в соответствующих ценах и полной ее себестоимостью за вычетом


НДС и акцизов. В целом прибыль от продаж продукции (Рp) определяется по формуле: Рp = N - S где N – выручка от продаж; S – полная себестоимость. Таблица 6. Анализ выполнения плана прибыли от реализации, тыс. руб. Показатели 2008 год 2009 год план Отклонение Выручка от реализации товаров, работ и услуг, в том числе - растениеводство - животноводство - прочая 30591 19453 9160 1978 33650 21200 9600 2850 3059 1747 440 872


Себестоимость реализованной продукции, в том числе - растениеводство - животноводство - прочая 22384 14395 6876 1113 20500 13400 6300 800 - 1884 - 995 - 576 -313 Валовая прибыль в том числе - растениеводство - животноводство - прочая 11138 5058 2284 865 13150 7800 3300 2050 2012 2642 1016 1185 Особенность сельскохозяйственного производства в том, что на величину прибыли наибольшее влияние оказывают климатические и природные факторы. Именно от них зависит урожайность культур. Кроме того, большое влияние на величин прибыли от продаж оказывают закупочные цены на сельскохозяйственную


продукцию. На втором этапе оценивается влияние факторов на прибыль и рентабельность: а) изменение объема товарооборота в текущих ценах, рассчитывается по формуле АПаq = ((Qп - Qб) x Ртб)/100 , где Ааq - изменение прибыли за счет изменения размера товарооборота; Qп и Qб - объем товарооборота в отчетном и базисном (плановом) периодах, млн р.; Ртб - рентабельность продаж за предшествующий (плановый) период; б) изменение объема продаж в сопоставимых


ценах (физического объема товарооборота) АПаq = ((CQ - Qб) x Ртб))/100 , где CQ - сопоставимый товарооборот; в) для измерения влияния цен реализуемых товаров на прибыль можно использовать следующую формулу: Agaйci = (ФТ x (Iп - 1) x Р тб)/100 где ФТ - физическая масса товаров; Iп - индекс цен отчетного периода в сравнении с базисным.


Общее влияние факторов физической массы товаров и изменения цены должно дать результат изменения прибыли за счет изменения объема реализации в текущих ценах. г) влияние изменения уровня валового дохода на прибыль определяется следующим образом: AПавд = (УВДф - УВДб) x Qф , где УВДф - фактический (ожидаемый) уровень валового дохода в текущем году (периоде), %; УВДб - уровень валового дохода в базисном периоде; %,


Qф - объем фактического товарооборота; д) оценка влияния издержек обращения на прибыль может быть измерена с помощью следующего уравнения: AПаио = ((УИОф - УИОб) x Qф)/100 , ИОф - фактический уровень издержек обращения, %; УИОб - уровень издержек обращения в базисном периоде, %; Оф - фактический объем товарооборота; На втором этапе анализа по рекомендациям отдельных экономистов


предлагается также рассчитать удельный вес валовых доходов в товарообороте, удельный вес в валовых доходах чистой продукции (заработная плата плюс прибыль), удельный вес в чистой продукции прибыли, а затем на основании этих показателей построить график их взаимосвязи и определить достаточность доходов и прибыли для решения основных задач. 1.3.2 Прогнозирование и планирование прочих доходов, расходов и общей прибыли предприятия План доходов и расходов по операционной деятельности является одним из основных видов текущего


финансового плана предприятия, составляемого на первоначальном этапе текущего планирования его финансовой деятельности (так как ряд его показателей служит исходной базой разработки других видов текущих финансовых планов). Целью разработки этого плана является определение суммы чистой прибыли по операционной деятельности предприятия. В процессе разработки этого плана должна быть обеспечена четкая взаимосвязь планируемых показателей доходов от реализации продукции (валового и чистого), издержек, налоговых платежей, балансовой


и чистой прибыли предприятия. Прибыль от операционной деятельности, исходя из ПБУ 9/99 и 10/99, образуется как разница между доходами и расходами, связанными со следующими операциями: 1). Продажа, выбытие и прочее списание основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), товаров и продукции. При этом из суммы полученного дохода от их реализации вычитаются не только затраты, связанные с их реализацией (например, расходы по доставке), но и списываемая


в связи с выбытием с баланса стоимость (например, остаточная стоимость основных средств). При получении убытков от прочей реализации, связанных с превышением операционных расходов над доходами в каждом конкретном случае следует установить причины образования этих убытков ( длительное и небрежное хранение имущества, повлекшее снижение его качества и потребительских свойств, отсутствие спроса на продукцию или материальных ресурсов, нарушение условий договоров, повлекшее их аннулирование и т.д.) 2).


Предоставление за плату прав, возникающих из патентов на интеллектуальную собственность, а также предоставление активов организации во временное пользование и (или) временное владение, если это не является основной деятельностью организации. Иными словами, предприятие может получать операционные доходы не только от реализации активов, но и от сдачи их в аренду или от предоставления за плату нематериальных активов другим лицам, оставаясь их владельцем. 3). Участие в уставных капиталах других организаций, если это


не является основной деятельностью организации, и прибыль, полученная в результате совместной деятельности по договору простого товарищества. Доходы и затраты по участию в капиталах других предприятий и в совместной деятельности характеризуют эффективность инвестиционной деятельности предприятия, то есть направлений движения свободной части его капитала. 4). Операции, связанные с заимствованием и предоставлением в пользование денежных средств (кредитов, займов, ссуд).


Доходы по таким операциям - это та часть процентов к получению, которая связана с предоставлением в пользование денежных средств другим организациям в виде займов, а также проценты за использование банком денежных средств, находящихся на счете организации в этом банке. Расходами же по таким операциям являются проценты, уплачиваемые предприятием, то есть стоимость заимствования средств. 5). Прочие операционные доходы и расходы.


Кроме вышеперечисленных, в составе операционных доходов и расходов отражаются суммы причитающихся к уплате отдельных видов налогов и сборов за счет финансовых результатов (налога на имущество, на содержание милиции, налога на содержание объектов жилищного фонда) , а также расходы на содержание законсервированных производственных мощностей и объектов, аннулирование производственных заказов (договоров), прекращение производства, не давшего продукции, и доходы, полученные в случае компенсации этих затрат.


Прежде, чем перейти к показателям, которые характеризуют внереализационную прибыль, хотелось бы выделить на данном этапе два вида прибыли по способам ее получения: 1). Прибыль, связанную с реализацией - то есть обусловленную тем фактом, что предприятие выходит на рынок с каким-либо товаром ( произведенным, приобретенным для перепродажи или же использованным ранее) и имеет успех в реализации этого товара, теряя при этом право собственности на него.


То есть, если товар не находит сбыта, это сразу же отражается на финансовых показателях предприятия - без факта реализации такой прибыли не получается; поэтому оно вынуждено предпринимать определенные меры по продвижению товара на рынок. Таким образом, прибыль, связанная с реализацией, прежде всего напрямую зависит от активности предприятия. Прибыль этого вида состоит из прибыли от реализации продукции и от реализации прочих активов, материальных, нематериальных и финансовых .


2) Прибыль, связанную с обладанием определенными видами активов - то есть предприятию не обязательно выходить на рынок и предпринимать какие-либо действия; активы, находящиеся и остающиеся в его собственности, приносят ему доход “просто так”, в силу своей экономической природы или особенностей использования . Внереализационные доходы и расходы , определяемые исходя из положений ПБУ 9/99 и 10/99 можно разделить по следующим признакам :


1). Доходы и расходы, связанные с нарушением условий договоров как со стороны анализируемого предприятия, так и со стороны его контрагентов, и в связи с этим полученные и уплаченные суммы финансовых санкций (штрафы, пени, неустойки, возмещение причиненных убытков). 2). Доходы и расходы, связанные со списанием с баланса дебиторской, кредиторской и депонентской задолженности в связи с истечением срока исковой давности, а также поступлением ранее списанной задолженности.


3). Доходы и расходы, связанные с состоянием учета и контроля на предприятии - это суммы уценки и дооценки активов (за исключением внеоборотных), недостач и излишков, выявленных при инвентаризации и отнесенных на финансовые результаты, а также прибыли и убытки прошлых лет, выявленные в отчетном году. 4). Прочие внереализационные доходы и расходы (в том числе курсовые разницы, образующиеся по имуществу, стоимость которого выражена в иностранной валюте).


Прибыль от операционной деятельности в колхозе имени Тельмана составила в 2007 году 5278 тыс. руб в 2008 году 11411 тыс. руб. Плановый показатель 2009 года - проценты к уплате 470 тыс. руб. - прочие доходы 15000 тыс. руб. - прочие расходы 3000 тыс. руб. Прибыль от прочей деятельности планируется в размере 12470 тыс. руб. Анализ результатов, не связанных с основной деятельностью предприятия, сводится в основном к изучению


динамики и причин получения убытков и прибыли по каждому конкретному случаю. Таким образом, если учитывать все направления деятельности предприятия, по которым получены доходы и произведены расходы, путем корректировки прибыли от продаж на сумму операционных и внереализационных доходов определяется показатель прибыли (убытка) до налогообложения. При этом может обнаружиться, что общая величина прибыли до налогообложения количественно определяется


величиной доходов и расходов, не связанных с основной деятельностью. 1.4 Прогнозирование распределения общей прибыли предприятия Прибыль выступает основным источником финансового, производственного и социального развития, материального развития его работников. Порядок распределения и использования прибыли коммерческого предприятия определяется принятой в данном обществе на данном этапе его развития методологией присвоения прибыли.


Действующий порядок распределения прибыли соответствует нынешнему этапу рыночных отношений, т. е. предприятие должно участвовать своей прибылью в формировании государственного бюджета, а оставшаяся часть прибыли должна быть распределена между собственником предприятия и собственником заемного капитала и других финансовых ресурсов в соответствии с заключенными договорами. Высокая роль характера распределения прибыли в деятельности предприятия определяется следующими основными


положениями: 1. Распределение прибыли непосредственно реализует главную цель политики управления ею — повышение уровня благосостояния собственников предприятия. Оно формирует пропорции между текущими выплатами им дохода на капитал (в форме дивидендов, процентов и т.п.) и ростом этих доходов в предстоящем периоде (за счет обеспечения возрастания вложенного капитала). При этом собственники предприятия самостоятельно формируют эти направления удовлетворения своих потребностей


во времени. 2. Распределение прибыли является основным инструментом воздействия на рост рыночной стоимости предприятия. В прямой форме это воздействие проявляется в обеспечении прироста капитала в процессе капитализации части распределенной прибыли, а косвенно оно обеспечивается основными пропорциями этого распределения. 3. Пропорции распределения прибыли определяют темпы реализации стратегии развития предприятия. Эта стратегия реализуется в процессе инвестиционной деятельности предприятия, объемы которой определяются


возможностями формирования финансовых ресурсов, в первую очередь, за счет внутренних источников. А реинвестируемая в процессе распределения прибыль является основным из этих внутренних источников. 4. Характер распределения прибыли является важнейшим индикатором инвестиционной привлекательности предприятия. В процессе привлечения собственного капитала из внешних источников уровень выплачиваемых предприятием дивидендов (или других форм инвестиционного дохода) является одним из основных оценочных критериев,


определяющих результат предстоящей эмиссии акций. Кроме того, как было показано ранее, возрастание уровня дивидендных выплат определяет соответствующий рост стоимости акций на фондовом рынке, формируя дополнительный доход инвесторов. 5. Распределение прибыли является одной из действенных форм воздействия на трудовую активность персонала предприятия. Объемы и формы участия персонала в прибыли определяют уровень трудовой мотивации работников, способствуют стабилизации персонала и росту производительности труда.


6. Пропорции распределения прибыли формируют уровень обеспечения дополнительной социальной защищенности работников. В условиях низкой действенности государственных форм социальной защиты занятых работников, эта роль распределительного механизма прибыли на предприятии позволяет дополнить их минимальную социальную защищенность. 7. Характер распределения прибыли оказывает влияние на уровень текущей платежеспособности предприятия. Выплаты прибыли, предусмотренной к потреблению собственниками и персоналом предприятия,


осуществляются, как правило, в денежной форме, т.е. в форме основного актива, обеспечивающего платежеспособность по неотложным финансовым обязательствам. При большом объеме выплат прибыли на цели потребления, уровень платежеспособности предприятия в текущем периоде может существенно снизиться. Распределение прибыли осуществляется в соответствии со специально разработанной политикой (ее основу составляет дивидендная политика), формирование которой представляет собой одну из наиболее сложных задач


общей политики управления прибылью предприятия. Эта политика призвана отражать требования общей стратегии развития предприятия, обеспечивать повышение его рыночной стоимости, формировать необходимый объем инвестиционных ресурсов, обеспечивать материальные интересы собственников и персонала. При этом в процессе формирования политики распределения прибыли учитываются противоположные мотивации собственников предприятия (акционеров, вкладчиков) — получение высоких текущих доходов или значительное


увеличение их размеров в перспективном периоде. Основной целью политики распределения прибыли, остающейся в распоряжении колхоза имени Тельмана, является оптимизация пропорций между капитализируемой и потребляемой ее частями с учетом обеспечения реализации стратегии его развития и роста его рыночной стоимости. Основными источниками в приобретении имущества и финансировании процесса производства являются средства собственников, аккумулированные в форме уставного капитала, других видов капиталов, образуемых предприятием


в установленном порядке, а также прибыль, оставленная участниками на расширение производства, - так называемые собственные средства предприятия. Наряду с этими средствами предприятие использует для финансирования своей деятельности средства, заимствованные в банках и у других юридических и физических лиц это заемные средства. Распределение прибыли между собственниками предприятия и самим предприятием зависит от многих факторов. В период технического перевоо¬ружения и модернизации производства, освоения новых видов продукции


предприятие крайне нуждается в финансовых ресурсах, и предоставить их в первую очередь должны собственники. Это не означает, что они не должны получать доход на вложенный капитал. Просто это должны быть отложен¬ные ожидания, т.е. собственники смогут получить свои дивиденды после выхода производства на проектную мощность. Дивиденды за период ожида¬ния не должны быть меньше процентной ставки на банковский вклад за этот же период, но меньше ставки за кредит.


На предприятии распределению подлежит прибыль после уплаты на-логов и выплаты дивидендов. Распределение этой части прибыли отражает процесс формирования целевых финансовых фондов и резервов предпри¬ятия. Целевые фонды, формируемые из чистой прибыли, являются важным компонентом его финансовой системы. Они предназначаются для финанси¬рования производственно-технического, социального, научного и иного развития, а также решения других задач текущего или перспективного характе¬ра.


Предприятие вправе (непосредственно или по решению собственника) самостоятельно определять состав, размеры, порядок формирования и рас¬ходования средств этих фондов. Распределение прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, регламентируется внутренними документами предприятия, как правило, учетной политикой. Некоторые аспекты распределительного процесса фик¬сируются в уставе предприятия. В соответствии с уставом на предприятии создаются фонды накопления, потребления,


социальной сферы. Если фонды не создаются, то составляются сметы расходов на развитие производства, социальные нужды и материальное поощрение работников. За счет средств фонда накопления финансируются научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы, ос¬воение новой продукции, модернизация, техническое перевооружение и ре¬конструкция действующего производства. Накопленная прибыль может быть направлена предприятием в уставные капиталы других предприятий,


долгосрочные и краткосрочные финансовые вложения. Прибыль, участвующая в процессе накопления, относится к при-были, увеличивающей стоимость имущества предприятия. Распределение прибыли на социальные нужды включает в себя рас¬ходы по эксплуатации социально-бытовых объектов, проведение оздорови-тельных и культурно-массовых мероприятий и т.п. Средства фонда потребления используются для целей материальной мотивации работников предприятия (выплату


премий, оказание материаль¬ной помощи, единовременные пособия и др.). Прибыль, используемая на потребление, не увеличивает стои¬мость имущества предприятия. Если прибыль не расходуется, то она остается на предприятии как нераспределенная прибыль прошлых лет и увеличивает размер собственного капитала предприятия. Наличие нераспределенной прибыли увеличивает финансовую устойчивость предприятия, свидетельствует о


наличии источ¬ника для последующего развития. Образование и прирост резервного фонда, отчисления в который но-сят первоочередной характер, снижают финансовые риски предприятия, так как создают возможность покрытия непредвиденных расходов и убытков. Объектом распределения в колхозе имени Тельмана является балансовая прибыль. Под ее распределением понимается направление прибыли в бюджет и по статьям использования на предприятии. Распределение между предприятием и собственниками учитывает


не только современное положение предприятия, но и перспективы его развития. Решение общего собрания пайщиков - это намерение собственников в отношении полученной прибыли, их желание использовать эту прибыль на определенные цели, которое может совпадать или нет с реальными затратами. Решение о распределении прибыли принимается на годовом общем собрании, право на использование прибыли возникает у общества после утверждения собранием пайщиков годового отчета.


В колхозе имени Тельмана последние два года дивиденды не выплачиваются, прибыль направляется на расширение производства. 2. Пути совершенствования прогнозирования и планирования общей прибыли предприятия и ее распределения 2.1 Совершенствование прогнозирования и планирования формирования общей (бухгалтерской) прибыли Резервы роста прибыли - это количественно измеримые возможности ее увеличения за счет роста объема реализации продукции, уменьшения затрат на ее производство и реализацию, недопущения внереализационных


убытков, совершенствования структуры производимой продукции. Резервы выявляются на стадии планирования и в процессе выполнения планов. Определение резервов роста прибыли базируется на научно обоснованной методике их расчета, мобилизации и реализации. Выделяют три этапа этой работы: аналитический, организационный и функциональный. На первом этапе выделяют и количественно оценивают резервы; на втором - разрабатывают комплекс инженерно-


технических, организационных, экономических и социальных мероприятий, обеспечивающих использование выявленных резервов; на третьем этапе практически реализуют мероприятия и ведут контроль за их выполнением. При подсчете резервов роста прибыли за счет возможного увеличения объема реализации используются результаты анализа выпуска и реализации продукции. Сумма резерва роста прибыли за счет увеличения объема продукции рассчитывается по формуле: П n Р = SUM П РП , (V) i=1 i ki


П где Р - резерв роста прибыли за счет увеличения объема (V) продукции; П - плановая сумма прибыли на единицу i-й продукции; i РП - количество дополнительно реализованной продукции ki в натуральных единицах измерения. Если прибыль рассчитана на 1 руб. товарной продукции, сумма резерва ее роста за счет увеличения объема реализации определяется по формуле: П П Р = РV (V)


V где РV - возможное увеличение объема реализованной продукции, руб.; П - фактическая прибыль от реализации продукции, руб.; V - фактический объем реализованной продукции, руб. В колхозе имени Тельмана производят различные виды продукции, оказывают разнообразные услуги, поэтому наиболее целесообразно определять резерв повышения прибыли в сравнимых показателях - в рублях, т.е.


применить второй способ анализа. Как следует из далее приведенных данных, производственные возможности предприятия позволяют увеличить объем произведенной продукции более чем на 40%. Однако, в настоящее время практически невозможно обеспечить столь значительный рост в силу отсутствия заказов на производство продукции, оказание услуг. Сдерживающим фактором является в том числе объем сельскохозяйственного производства.


Поэтому, по результатам маркетинговых исследований, колхоз имени Тельмана может обеспечить увеличение объема производства и реализации на 10 % по сравнению с 2008 г. Рассчитаем резерв увеличения прибыли за счет увеличения объема выпуска и реализации продукции по формуле. РV = 30591 тыс. руб. x 10 % = 3059 тыс. руб.; П = 28132 тыс. руб.; V = 177529 тыс. руб.; П 28132 Р = 30591 * = 4847,6 тыс. руб. (V) 177529


Таким образом, подняв объем выпуска и продажи продукции на 10 %, хозяйство увеличит свою прибыль на 4847,6 тыс. руб. при условии сохранения значений ценовых показателей. Важное направление поиска резервов роста прибыли - снижение затрат на производство и реализацию продукции. Для выявления и подсчета резервов роста прибыли за счет снижения себестоимости может быть использован метод сравнения. В этом случае для количественной оценки резервов очень важно правильно выбрать базу


сравнения. В качестве такой базы могут выступать уровни использования отдельных видов производственных ресурсов: плановый и нормативный, достигнутый на передовых предприятиях; базовый, фактически достигнутый средний уровень в целом по отрасли; фактически достигнутый на передовых предприятиях зарубежных стран. Методической базой экономической оценки резервов снижения затрат овеществленного труда является система прогрессивных технико-экономических норм и нормативов по видам затрат сырья, материалов, топливно-энергетических


ресурсов, нормативов использования производственных мощностей, удельных капитальных вложений, норм и нормативов в оборудовании и др. При сравнительном методе количественного измерения резервов их величина определяется путем сопоставления достигнутого уровня затрат с их потенциальной величиной: с Р = С - С , i ф п i i с где Р i - резерв снижения себестоимости продукции за счет i-го вида ресурсов; С ф и С п - соответственно фактический и потенциальный i i уровень использования i-го вида производственных


ресурсов. Расчет обобщающей количественной оценки общей суммы резерва снижения себестоимости продукции производится путем суммирования их величины по отдельным видам ресурсов: с n с Р = SUM Р , i=1 i с где Р - общая величина резерва снижения себестоимости продукции; с Р - резерв снижения себестоимости по i-му виду i производственных ресурсов. Если анализу прибыли предшествует анализ себестоимости продукции и определения общей суммы резерва


ее снижения, то расчет резерва роста прибыли производится по формуле: П Р = З (V + РV), (с) В П где Р - резерв увеличения прибыли за счет снижения (с) себестоимости продукции; З - возможное снижение затрат на 1 руб. продукции; В V - фактический объем реализованной продукции за изучаемый период; РV - возможное увеличение объема реализации продукции.


Для того чтобы затраты на производство продукции привести в сопоставимые значения, выполним их пересчет на 1 руб. произведенной и реализованной продукции делением общей суммы затрат на объем товарной продукции в ценах реализации. Таблица 7. Плановые и фактические затраты на производство продукции в пересчете на 1 руб. товарной продукции в 2008 г. Показатель 2008 г. план фактически Материальные затраты 0,62 0,82 Затраты на оплату труда 0,255 0,117


Отчисления на социальные нужды 0,04 0,037 Амортизация 0,065 0,014 Прочие затраты 0,067 0,011 Итого затрат 1,0 1,0 Как показывают данные таблицы 7, на предприятии имеются резервы снижения себестоимости продукции за счет уменьшения материальных затрат. Возможное снижение затрат на 1 руб. товарной продукции равно: 0,82 - 0,62 = - 0,20 руб. Фактическая себестоимость реализованной продукции в 2008 г. составила 22384


тыс. руб. Возможная себестоимость с учетом снижения затрат на 1 руб. товарной продукции равна: 22384 - (22384 x 0,20) = 17907,2 тыс. руб. Таким образом, за счет снижения себестоимости предприятие может получить дополнительную прибыль в сумме: 22384 – 17907,2 = 4476,8 тыс. руб. Следовательно, возможная прибыль от продаж с учетом резерва увеличения прибыли за счет роста объема реализации на 10 % (4847,6 тыс. руб.) и снижения себестоимости (4476,8 тыс. руб.) составит:


4847,6 + 4476,8 = 9324,4 тыс. руб. А это, в свою очередь, положительно скажется на повышении рентабельности расходов по обычным видам деятельности. 2.2 Совершенствование прогнозирования и планирования распределения общей прибыли Под дивидендной политикой понимают механизм формирования доли прибыли, выплачиваемой собственникам в соответствии с долей их вклада в капитал предприятия. Поскольку выплата дивидендов уменьшает объем реинвестируемой прибыли, решение о размере и порядок выплаты


дивидендов является решением о финансировании деятельности предприятия и влияет на размер привлекаемых источников капитала. Реинвестирование прибыли является одной из самых распространенных и наиболее дешевых форм финансирования инвестиционных проектов и программ, поскольку позволяет избежать дополнительных расходов по привлечению новых источников финансирования и оставляет контроль за деятельностью предприятия в руках нынешних собственников. В связи этим, целью дивидендной политики является обеспечение оптимального


сочетания интересов акционеров с необходимостью достаточного финансирования развития предприятия. Для выработки собственной дивидендной политики предприятию необходимо решить два принципиально важных вопроса: 1. Влияет ли величина выплачиваемых дивидендов на совокупное богатство акционеров? 2. Какой должна быть оптимальная величина дивидендов? С целью получения ответа на обозначенные вопросы разработано 3 основные теории дивидендной политики:


1. Теория ирревалентности дивидендов. 2. Теория существенности дивидендной политики. 3. Теория налоговой дифференциации. 1. Теория ирревалентности дивидендов сформулирована Модельяни и Миллером. В рамках данной теории утверждается, что стоимость фирмы определяется исключительно доходностью её активов и инвестиционной политикой и пропорции распределения дохода между дивидендами и реинвестированной прибылью не оказывают слияния на совокупное богатство акционеров.


Следовательно, оптимальной дивидендной политики как фактора повышения стоимости предприятия не существует. Предпосылки выдвижения данной теории: 1. Существуют только совершенные рынки капитала, подразумевающие бесплатность и равнодоступность информации для всех инвесторов, отсутствие трансакционных расходов и рациональность поведения акционеров. 2. Новая эмиссия акций полностью размещается на рынке. 3. Отсутствуют налоги. 4. Для инвесторов равноценны дивиденды и доходы от прироста капитала.


Данная теория подверглась критике в связи с тем, что на практике инвестору небезразлично получит он доход на вложенный капитал в форме дивидендных выплат или в форме повышения курса акций предприятия. На практике, как правило, сокращение размера дивидендных выплат приводит к падению курса акций, а увеличение – к его росту. 2. Теория существенности дивидендной политики (теория «синицы в руках»). Разработана М.Гордоном и Д.Линтнером. Сторонники данной теории считают, что дивидендная политика существенно


влияет на величину совокупного богатства акционеров. Исходя из стремления избежать риска, акционеры всегда предпочтут дивидендные выплаты сегодня потенциально возможным выплатам в будущем, в том числе и приросту стоимости капитала, поскольку размер выплачиваемых дивидендов свидетельствует о стабильности предприятия и целесообразности инвестирования в данное предприятие. Акционеров удовлетворяет меньшая норма прибыли на инвестированный капитал, что приводит к возрастанию


рыночной стоимости фирмы. 3. Теория налоговой дифференциации была предложена Р.Литценбергером и К.Рамасвами. Сторонники данной теории считают, что для акционеров важнее не дивидендная доходность, а доход от капитализации стоимости. С учётом того, что каждая из перечисленных теорий имеет свои достоинства и недостатки, основывается на своих предположениях, не всегда отражающих условия реальной практики, в настоящее время единой дивидендной политики акционерных обществ не существует.


На разных этапах становления и развития предприятия, при различных ситуациях на рынке предприятия стремятся либо форсировать накопления и обеспечивать за счёт этого своё развитие, либо наращивать дивидендный доход акционеров. Выбор проводимой дивидендной политики в каждый отдельный период времени определяется необходимостью решения двух взаимосвязанных задач: 1. Максимизация совокупного богатства акционеров в форме дивидендных выплат и прироста стоимости предприятия.


2. Обеспечение достаточного объёма собственных финансовых ресурсов для осуществления расширенного воспроизводства. Заключение Как экономическая категория прибыль предприятия отражает чистый доход созданный в сфере материального производства. На уровне предприятия чистый доход принимает форму прибыли. Прибыль как экономическая категория выполняет определенные функции. Прибыль характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия.


Наличие прибыли на предприятии означает, что его доходы превышают все расходы, связанные с его деятельностью. Прибыль обладает стимулирующей функцией, одновременно являясь финансовым результатом и основным элементом финансовых ресурсов предприятия. Доля чистой прибыли, оставшаяся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей, должна быть достаточной для финансирования расширения производственной деятельности, научно-технического и социального развития предприятия, материального поощрения работников.


Прибыль является одним из источников формирования бюджетов разных уровней. Прибыль является одним из ключевых индикаторов успешности финансово-хозяйственной деятельности. Поскольку факторов ее формирования, а таковыми являются отдельные виды доходов и расходов, много, возможно обособление различных показателей прибыли. Обособление тех или иных видов прибыли осуществляется, прежде всего, исходя из интересов лиц, имеющих отношение к предприятию.


Существуют различные методы планирования прибыли: - метод определения прибыли на вложенный капитал; - технико-экономических расчетов (нормативный); -расчетно-аналитический; - прямого счета; - экономико-статистический (метод скользящей средней, уравнение простой регрессии, метод удвоенной средней, метод экстремумов, производственная функция, логарифмический); - экономико-математический (множественная корреляционно-регрессионная модель); - метод оптимизационных моделей; -метод, основанный на использовании в расчетах


маржинального дохода. На основе проведенного анализа резерва увеличения прибыли и рентабельности можно сделать выводы о том, что на рассматриваемом предприятии имеются следующие резервы повышения прибыли: - увеличение объема производства и реализации выпускаемой продукции; - снижение себестоимости выпускаемой продукции; - повышение качества выпускаемой продукции. Также представляется необходимым внести предложения по улучшению финансовых результатов деятельности


колхоза имени Тельмана, которые возможно применить как в краткосрочном и среднесрочном, так и в долгосрочном периодах: - выделить в составе структурных подразделений и структурных единиц предприятия центры затрат и центры ответственности; - внедрить системы управленческого учета затрат в разрезе центров ответственности, центров затрат и отдельных групп товарной продукции; - разработать эффективную и гибкую ценовую политику, дифференцированную по отношению к отдельным категориям покупателей; - усовершенствовать рекламную деятельность,


повысить эффективность отдельных рекламных мероприятий; - осуществлять систематический контроль за работой оборудования и производить своевременную его наладку с целью недопущения снижения качества и выпуска бракованной продукции; - при вводе в эксплуатацию нового оборудования уделять достаточно внимания обучению и подготовке кадров, повышению их квалификации для эффективного использования оборудования и недопущения его поломки из-за низкой квалификации обслуживающего персонала; - осуществлять повышение


квалификации работников, сопровождающееся ростом производительности труда; - разработать и ввести эффективную систему материального стимулирования персонала, тесно увязанную с основными результатами хозяйственной деятельности предприятия и экономией ресурсов; - использовать системы премирования работников при нарушении или трудовой, или технологической дисциплины; - осуществлять постоянный контроль за условиями хранения и транспортировки сырья и готовой продукции. Список использованной литературы 1.


Бабич А. М Павлова Л. Н. Финансы: Учебник. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2000. 2. Буковецкий А. И. Введение в финансовую науку. – Л 1929. 3. Витте С. Ю. Конспект лекций о народном и государственном хозяйстве. – М 1997. 4. Кидуэлл Д. С Петерсон Р. Л Блэкуэлл Д. У. Финансовые институты, рынки и деньги. – СПб.: Питер,


2001. 5. Ковалев В. В. Финансы. Учебник. Изд. 2-е, перераб. и допол. – М.: ООО «ТК Велби», 2003. 6. Крушвиц Л. Инвестиционные расчеты / Пер. с нем. Под общ. ред. В. В. Ковалева и З. А. Сабова. – СПб.: Питер, 2001. 7. Пушкарева В. М. Развитие финансовой науки в России (1861 – 1917 гг.) // Финансы. – 2002 № 7. – с.


15 – 17. 8. Финансы: Учебник для вузов / Под ред. проф. М. В. Романовского, проф. О. В. Врублевской, проф. Б. М. Сабанти. – М.: Перспектива, Юрайт, 2000. 9. Финансы: Учеб. пособие / Под ред. проф. А. М. Ковалевой. 4-е изд перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика,


2000. Приложения



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Добровольное медицинское страхование,современное состояние и проблемы
Реферат Організація та методика проведення уроку з теми: "Робота з дисками та каталогами в Norton Commander"
Реферат Особливості призначення неповнолітнім окремих видів покарань, не пов’язаних з позбавленням волі
Реферат Конкурентоспособность и качество в маркетинговом измерении
Реферат Организация и проведение мероприятий налогового контроля на примере Межрайонной ИФНС России
Реферат Программа физического воспитания детей 5-6 лет с задержкой психического развития
Реферат How Does Media Influence The Male And
Реферат Aids Essay Research Paper AIDS is probably
Реферат Ptsd Essay Research Paper Posttraumatic Stress Disorder
Реферат Природная рента и доходы олигархов. Проблемы и перспективы изъятия в пользу Государства
Реферат Расчет и проектирование пункта послеуборочной обработки зерна
Реферат Актуальная проблема, в т ч для развитых стран. Сша 20-30000 а в год, в бсср в 1998 году выполнялось до 700 ампутаций (А) крупных сегментов в год
Реферат Организация безналичного денежного обращения
Реферат Правовая ответственность за нарушение в сфере документационного обеспечения управления
Реферат Татьяна -милый идеал А. С.Пушкина