Реферат по предмету "Банковское дело"


Основы организации страхования в России

--PAGE_BREAK--Регулирующая функция государства в страховой деятельности может проявляться в различных формах: принятие законодательных актов, регулирующих страхование, установление в интересах общества и отдельных категорий его граждан обязательного страхования, проведение специальной налоговой политики, установление различного рода деятельности, а также создание особого правового механизма, обеспечивающего надзор за функционированием страховых предприятий и организаций. Выполнение регулирующей функции государства, как правило, возлагается на специальный орган (специальную структуру) – государственный страховой надзор (контроль). Подобная структура существует во многих странах.
После принятия в 2003 году поправок в Закон о страховании и проведения с 1994 года административной реформы произошли заметные изменения в системе государственного регулирования страховой деятельности. Существенно стало разделение функций государственного регулирования и надзора, т.е. вновь была образована служба страхового надзора на федеральном уровне с представительствами в регионах.
Таким образом, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере страховой деятельности, является Министерство финансов Российской Федерации (Минфин России), которое с позиции Закона о страховании является органом страхового регулирования.
4. Функции федерального органа исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью
Государственный надзор за страховой деятельностью на территории Российской Федерации осуществляется федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью – Федеральной службой страхового надзора (служба), находящейся в ведении Министерства финансов Российской Федерации. Деятельность службы регламентируется Положением о Федеральной службе стразового надзора.
В настоящее время в российском законодательстве, а соответственно, и в российской страховой системе, регулирование и надзор разведены, как в понятийном и функциональном аспектах, так и в институциональном.
Основными полномочиями Федеральной службы страхового надзора в соответствии с Положением о ФССН (Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года №330 «Об утверждении Положения о Федеральной службе страхового надзора») являются:
1. Контроль и надзор за:
·        соблюдением субъектами страхового дела страхового законодательства, в том числе путем проведения проверок их деятельности на местах;
·        выполнением иными юридическими и физическими лицами требований страхового законодательства в пределах компетенции Службы;
·        предоставлением субъектам страхового дела, в отношении которых принято решение об отзыве лицензий, сведений о прекращении их деятельности или ликвидации;
·        достоверностью предоставляемой субъектами страхового дела отчетности;
·        обеспечением страховщиками их финансовой устойчивости и платежеспособности в части формирования страховых резервов, состава и структуры активов, принимаемых для покрытия страховых резервов, квот на перестрахование, нормативного соотношения собственных средств страховщика и принятых обязательств;
·        составом и структурой активов, принимаемых для покрытия собственных средств страховщика;
·        выдачей страховщиками банковских гарантий;
·        соблюдением страховыми организациями требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части, относящейся к компетенции Службы.
2. Решение о выдаче или отказе в выдаче, аннулировании, ограничении, приостановлении, возобновлении действия и отзыве лицензий субъектам страхового дела, за исключением страховых актуариев.
3. Аттестация страховых актуариев
4. Ведение единого государственного реестра субъектов страхового дела и реестра объединений субъектов страхового дела.
5. Получение, обработка и анализ отчетности и иных сведений, предоставляемых субъектами страхового дела.
6. Выдача предписаний субъектам страхового дела при выявлении нарушений страхового законодательства.
7. Обобщение практики страхового надзора, разработка и представление в установленном порядке предложений по совершенствованию страхового законодательства, регулирующего осуществление страхового надзора.
8. Осуществление расчета размера (квоты) участия иностранного капитала в уставных капиталах страховых организаций и выдача разрешений на увеличение размеров уставных капиталов страховых организаций за счет средств иностранных инвесторов, на совершение с участием иностранных инвесторов сделок по отчуждению акций (долей в уставных капиталах) страховых организаций, на открытие представительств иностранных страховых, перестраховочных, брокерских и иных организаций, осуществляющих деятельность в сфере страховой деятельности (страхового дела), а также на открытие филиалов страховщиков с иностранными инвестициями.
9. Дача согласия на замену страховщика по договорам обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
10. Осуществление функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Службы и реализацию возложенных на нее функций.
11. Обеспечение в пределах своей компетенции защиты сведений, составляющих государственную тайну.
12. Организация приема граждан, обеспечение своевременного и полного рассмотрения обращений граждан, принятия по ним решения и направления заявителям ответов.
13. Представление Российской Федерации по поручению Правительства Российской Федерации в международных организациях в сфере страхового надзора, участие в установленном порядке в деятельности международных организаций в сфере страхового надзора и осуществлении программ международного сотрудничества.
Федеральная служба страхового надзора с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности и в рамках своей компетенции имеет право:
·  организовывать проведение необходимых исследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, включая научные исследования, по вопросам осуществления надзора;
·  запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений;
·  давать юридическим и физическим лицам разъяснения;
·  осуществлять контроль за деятельностью своих территориальных органов;
·  привлекать для совместной работы научные и иные организации, ученых и специалистов;
·  создавать совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллеги).
Вероятно, по мере накопления опыта работы министерства финансов как регулятора страховой политики и Федеральной службы страхового надзора как государственного контролера за исполнением страхового законодательства субъектами страхового рынка будут осуществляться дальнейшие шаги по совершенствованию государственного регулирования страховой деятельностью.
Краткий исторический экскурс позволяет сделать весьма важный вывод. Общие принципы и подходы в организации государственного регулирования страховой деятельности, сложившиеся еще на заре становления страхового рынка, в целом соответствуют как общемировым тенденциям, так и национальным условиям осуществления страховой деятельности, что позволяет говорить о возможностях быстрой адаптации российской практики в условиях интеграции страховых рынков разных стран. С другой стороны, заметна тенденция постепенного усиления режимов контроля и надзора за деятельностью субъектов страховых отношений по мере развития и укрепления национального страхового хозяйства.
5. Состав и содержание документов, регулирующих деятельность страховых компаний
Общее законодательство охватывает правовые акты, регулирующие деятельность всех субъектов права, независимо от вида предпринимательской деятельности, рода занятий. К ним относятся, например, Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Федеральный закон «О бухгалтерском учете» и другие законы. Этими правовыми актами устанавливаются организационно-правовые формы, и определяется порядок создания предприятий, в том числе и страховых. Законодательством регулируются договорные правоотношения, отношения предприятий между собой и государством, что особенно важно в области налогообложения, и т.д. Правовые нормы общего законодательства создают условия для формирования специального законодательства и принятия на их основе нормативных документов различных органов исполнительной власти, рекомендаций и методик по вопросам хозяйствования в сфере страхования.
Специальное страховое законодательство, регулирующее специфические страховые отношения, включает федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства РФ по вопросам страхования. Важнейшим в их числе является Закон Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации», который в первоначальной редакции носил название «О страховании» и был введен в действие постановлением Верхнего Совета Российской Федерации от 27 ноября 1992 г. Федеральным Законом от 31 декабря 1997г. «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации» «О страховании» было изменено первоначальное название закона, исключена глава II, посвященная договору страхования, и внесены некоторые другие изменения.
После вступления в силу второй части нового Гражданского кодекса Российской Федерации (с 1 марта 1996 г.) вопросы заключения и исполнения договора страхования регулируются гл. 48 ГК РФ «Страхование».
Существуют законы и иные правовые акты по отдельным видам страхования, такие как Закон РФ «О медицинском страховании граждан Российской Федерации», Кодекс торгового мореплавания (гл. 15), законы, связанные с различными видами обязательного страхования. Среди последних следует отметить Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» от 25 апреля 2002г.
В системе законодательства, регулирующего деятельность страховщиков, особое место занимает система подзаконных актов и ведомственных документов, принимаемых в пределах компетенции различными органами исполнительной власти, в том числе указания и рекомендации по различным вопросам страхования, изданные органом страхового надзора в пределах своей компетенции. В их числе:
·  Условия лицензирования страховой деятельности на территории Российской Федерации, утвержденные приказом Росстрахнадзора от 19 мая 1994 г.;
·  Положения о порядке ограничения, приостановления и отзыва лицензии на осуществление страховой деятельности, на территории Российской Федерации, утвержденное приказом Минфина России от 17 июля 2001 г.;
·  Правила формирования страховых резервов по страхованию иному, чем страхование жизни, утвержденные приказом Минфина России от 11 июня 2002 г.;
·  Правила размещения страховых резервов, утвержденные приказом Минфина России от 22 февраля 1999 г. (в редакции изменений от 16 марта 2000 г.);
·  Приказ Минфина России от 28 ноября 2000 г. «О бухгалтерской отчетности страховых организаций и отчетности, представляемой в порядке надзора» (в редакции приказа Минфина России от 28 ноября 2001 г.);
·  План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности страховых организаций, утвержденный приказом Минфина России от 4 сентября 2001 г.;
·  Положение о порядке расчета страховщиками нормативного соотношения активов и принятых ими страховых обязательств, утвержденное приказом Минфина России от 2 ноября 2001 г., и др.
Кроме того, органы надзора выпускают методические документы и инструкции по различным вопросам страховой деятельности, рекомендованные или обязательные к исполнению страховыми организациями. В их числе, например, Методика расчета тарифных ставок по рисковым видам страхования, утвержденная распоряжением Росстрахнадзора от 8 июля 1993 г., инструкции о порядке заполнения типовых форм годовой бухгалтерской отчетности и т.д.

6. Словарь страховых терминов
Актуарий – дипломированный профессионал по оценке финансовых последствий случайных событий. От актуария требуется понимание вероятностного характера страхования, рисков, присущих активам, и использование статистических моделей. Эти навыки часто, к примеру, используются при расчете премий и технических резервов для страховых продуктов с применением комбинации оценок будущих поступлений и вероятностей.
Отчет актуария – письменная информация, представляемая актуарием относительно произведенных компанией расчетов премий и/или технических резервов и др.
Агент – при страховании имущества и от несчастных случаев – лицо, уполномоченное страховой компанией оформлять изменять и прекращать действие договора страхования или организовывать это, или оказывать консультации по договору страхования (в некоторых юрисдикциях); при страховании жизни – торговый представитель или представитель по услугам, который также называется «андеррайтер по страхованию жизни». [Источник: Training Manual Original Glossary (Butterworth – July 2000)]
Аудиторская премия – дополнительная премия, на которую имеет право компания, или возвращаемая часть премии, на которую имеет право страхователь, после проведения аудиторской проверки и пересчета базы, на основе которой оригинальная или депозитная премия была исчислена.
Брокер – лицо, которое организует подписание и обслуживание страхового полиса от имени покупателя страховки: он или она являются представителями страхователя, хотя брокер получает вознаграждение в форме комиссионных от компании.
Дипломированный андеррайтер по страхованию имущества – профессиональное звание, присваиваемое в области страхования жизни лицам, прошедшим серию тщательных проверок и отвечающим специальным требованиям пригодности.
Компания-цедент – компания, которая передала риск в перестрахование (в отличие от компании, которая приняла перестрахование).
Квота — доля, норма чего-нибудь допускаемого в системе налогов, производства, сбыта, въезда в страну. (Источник: словарь С. И. Ожегова)
Объект страхования – жизнь, здоровье, трудоспособность граждан – в личном страховании; здания, сооружения, транспортные средства, домашнее имущество и другие материальные ценности – в имущественном страховании.
Обязательство – письменное (или иногда устное) соглашение, по которому одна сторона соглашается застраховать другую сторону по получении заявления и окончательного решения по нему.
Полная общая ответственность – полис страхования общегражданской ответственности, который покрывает в одном договоре ряд рисков. [Источник: Training Manual Original Glossary (Butterworth – July 2000)]
Полное основное медицинское страхование – полис, предназначенный предоставить защиту, предлагаемую как базовым полисом, так и основным полисом медицинского страхования здоровья: для него характерна такая черта, как низкая «вычитаемая» по состахованию сумма, а также высокие выплачиваемые компенсации – обычно 100000-250000 американских долларов. [Источник: Training Manual Original Glossary (Butterworth – July 2000)]
Полное страхование ответственности граждан – тип страхования, по которому страхователь получает компенсацию, если он или она должны заплатить деньги за ущерб или повреждение, которые он или она причинили другим; эта форма не включает автогражданскую ответственность, но зато охватывает почти любую деятельность страхователя, за исключением деловых операций. [Источник: Training Manual Original Glossary (Butterworth – July 2000)]
Страхователь – физическое или юридическое лицо, уплачивающее денежные (страховые) взносы и имеющее право по закону или на основе договора получить денежную сумму при наступлении страхового случая.
Страховщик – организация (юридическое лицо), проводящее страхование, принимающая на себя обязательство возместить ущерб или выплатить страховую сумму, а также ведающая вопросами создания и расходования страхового фонда.
Страховой полис – документ установленного образца, выдаваемый страховщиком страхователю (застрахованному). Удостоверяет договор страхования и содержит все его условия.
7. Практическая часть
Задача 1
Произвести расчет единовременной брутто-ставки по страхованию жизни на дожитие и размер страхового взноса по данным задачи.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Традиции философии XVII века в мировоззрении и эстетике Флобера
Реферат Учёт и анализ труда и расчётов с персоналом по оплате труда
Реферат Особенности функционирования валютного рынка в РФ
Реферат Берггольц О.Ф.
Реферат Правовое регулирование качества продукции с учетом интересов потребителей
Реферат Бухгалтерский баланс как информационная модель оценки фактического положения хозяйствующих субъектов
Реферат Миль пардон, мадам
Реферат Анализ рынков и конкурентоспособности российской химической и нефтехимической продукции
Реферат Исследование и проектирование управленческих решений
Реферат Архитектура процессоров
Реферат Анемія Етіологія і патогенез
Реферат Анализ прибыли АО Биохимик 3
Реферат Корпоративный менеджмент в мире библиотек: тенденции и перспективы развития
Реферат Учет затрат на производство и реализацию продукции 2
Реферат Мікроекономіка