Академия права и управления Факультет управления Кафедра экономической теории Тема: «Инвестиции и их функциональное назначение» Курсовая работа студента II курса заочного отделения группы г-1505 Клейкиной Натальи Валерьевны. Научный руководитель Магистр менеджмента Полежаева И. С. Дата сдачи курсовой работы: « » 200 г.
Дата защиты: « » 200 г. Оценка: Москва, 2007 г. План Введение. Глава 1. Инвестиции как экономическая категория. 1.1 Теоретические основы инвестиций и их классификация. 1.2 Основные факторы риска инвестиционной деятельности. Глава 2. Анализ инвестиционной деятельности в России.
2.1 Развитие инвестиционной деятельности в экономике России. 2.2 Влияние иностранных инвестиций на экономику России. Глава 3. Развитие инвестиционного климата в Республике Казахстан. 3.1 Развитие иностранной деятельности в Р. К. 3.2 Иностранные инвестиции, как основной фактор развития экономики
Казахстана. Заключение. Список используемой литературы. Введение. Инвестиции – относительно новый для нашей экономики термин. В рамках централизованной плановой системы использовалось только одно понятие “капитальные вложения”, под которым понимались все затраты на воспроизводство основных фондов, включая затраты на их ремонт. Инвестиции – это все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемых в объекты предпринимательской
деятельности в целях получения дохода, в том числе: – движимое и недвижимое имущество и имущественные права, право удержания и другие, кроме товаров, импортируемых и предназначенных для реализации без переработки; – акции и иные формы участия в коммерческих организациях; – облигации и другие долговые обязательства; – требования денежных сумм, товаров, услуг и любого иного исполнения по договорам, связанным с инвестициями; – право на результаты интеллектуальной деятельности, включая авторские права, патенты, товарные знаки,
промышленные образцы, технологические процессы, ноу-хау; -нормативно-техническую, архитектурную, конструкторскую и технологическую проектную документацию; – любое право на осуществление деятельности, основанное на лицензии или в иной форме, предоставленное государственным органом. Глава 1. Инвестиции как экономическая категория. 1.1 Теоретические основы инвестиций, их классификации.
Инвестирование – это деятельность, связанная с осуществлением вложений иностранных инвестиций в объекты предпринимательской деятельности в целях получения прибыли (дохода). Под инвестициями в широком смысле понимаются денежные средства, имущественные и интеллектуальные ценности государства, юридические и физические лица, направляемые на создание новых предприятий, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих, приобретение недвижимости, акций, облигаций
и других ценных бумаг и активов с целью получения прибыли и (или) иного положительного эффекта. Инвестиции как экономическая категория выполняют ряд важнейших функций, без которых немыслимо нормальное развитие экономики любого государства. Инвестиции на макроуровне являются основой: • для осуществления политики расширенного воспроизводства; • для ускорения НТП, улучшения качества и обеспечения конкурентоспособности отечественной продукции; • для структурной
перестройки общественного производства и сбалансированного развития всех отраслей народного хозяйства; • для создания необходимой сырьевой базы промышленности; • для гражданского строительства, развития здравоохранения, культуры, высшей и средней школы, а также для решения других социальных проблем; • для смягчения или решения проблемы безработицы; • для охраны природной среды; • для конверсии военно-промышленного комплекса; • для обеспечения обороноспособности государства и решения многих других проблем.
В конечном итоге они необходимы для обеспечения нормального функционирования предприятия в будущем, стабильного финансового состояния и максимизации прибыли. Таким образом, инвестиции являются важнейшей экономической категорией и играют значимую роль как на макро так и на микроуровне, в первую очередь для простого и расширенного воспроизводства, структурных преобразований, максимизации прибыли и на этой основе решения многих социальных проблем.
Инвестиции можно классифицировать по целому ряду признаков. Различают прямые и косвенные, стратегические, портфельные, реальные, валовые и чистые инвестиции. Прямые инвестиции - предполагающие непосредственное участие инвестора в выборе объекта инвестирования и вложении средств, при этом инвестор непосредственно вовлечен во все стадии инвестиционного цикла, включая прединвестиционные исследования, проектирование и строительство объекта инвестирования, а также
производство конечной продукции; фонды и компании. Косвенные - осуществляемые через различного рода финансовых посредников. Портфельные (финансовые) инвестиции – вложения в акции, облигации, другие ценные бумаги, активы других предприятий. Реальные инвестиции (капиталообразующие) – вложения в создание новых, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий. В этом случае предприятие – инвестор, вкладывая средства, увеличивает
свой производственный капитал – основные производственные фонды и необходимые для их функционирования оборотные средства. Валовые внутренние инвестиции включают производство всех инве¬стиционных товаров, предназначенных для замещения машин, оборудования и сооружений, которые потреблены в ходе производства в текущем году, плюс любые чистые добавления к объему капитала в экономике. Чистые инвестиции представляют собой добавочные инвестиции, имевшие место в течение текущего года.
Если из общего объема инвестиций, или “Валовых инвестиций”(IT), вычесть амортизационные отчисления (А), то полученные “Чистые инвестиции” (IN) будут представлять собой вложения средств во вновь создаваемые производственные фонды и обновляемый производственный аппарат. При этом возможно возникновение следующих макроэкономических пропорций: а) IN < 0, или А > IT, что приводит к снижению производственного потенциала, уменьшению объемов продукции
и услуг, ухудшению состояния экономики; б) IN = 0, или IT = А, что свидетельствует об отсутствии экономического роста; в) IN > 0, или IT > А, обеспечивающее тем самым расширенное воспроизводство, экономический рост за счет роста доходов, темпы которого превышают темпы роста объема чистых инвестиций. На величину чистых инвестиций влияют два основных фактора: • ожидаемая норма прибыли, которую предприниматели
рассчитывают получать от расходов на эти инвестиции; • ставка процента. Наиболее комплексная классификация инвестиций приводится в работе Н.А.Бланка, в которой все инвестиции классифицируются по следующим признакам: по объектам вложения, характеру участия в инвестировании, периоду инвестирования; формам собственности инвестиционных ресурсов, региональному признаку. Портфельные инвестиции классифицируются на: - оказывающие существенное влияние
(приобретение более 20%, но менее 50% акций, имеющих право голоса; - обеспечивающие контроль (владение инвестором более 50% акций с правом голоса); - не позволяющие установить контроль и не оказывающие существенного влияния (владение менее 20% акций с правом голоса); - не позволяющие установить контроль, но оказывающие существенное влияние (владение более 20%, но менее 50% акций с правом голоса); - обеспечивающие контроль (владение более 20%, но менее 50% акций материнской компании и 100% акций дочерней компании.
Данная классификация важна для формирования оптимальной структуры портфельных инвестиций на предприятии. Классификация капитальных вложений : • по признаку целевого назначения будущих объектов – это их распределение по отраслям народного хозяйства – отраслевая структура, которая в свою очередь образует два подразделения – вложения в объекты производственного назначения и объекты непроизводственного назначения. • по формам воспроизводства основных фондов – на новое строительство, на расширение и реконструкцию действующих
предприятий, и на техническое перевооружение. • по источникам финансирования – на централизованные и децентрализованные. • по направлению использования – на производственные и непроизводственные. • по объектам их приложения – инвестиции в имущество (материальные инвестиции) – инвестиции в здания, сооружения, оборудование, запасы материалов. • финансовые инвестиции (приобретение акций, облигаций, и других ценных бумаг). • нематериальные инвестиции (инвестиции в подготовку кадров, исследования и разработки, рекламу).
В некоторые частные структуры включаются следующие виды структур капитальных вложений: технологическая, воспроизводственная, отраслевая и территориальная. Под технологической структурой – понимаются состав затрат на сооружение какого-либо объекта по видам затрат и их доля в общей сметной стоимости, т.е. показывается, какая доля капитальных вложений в их общей величине направляется на строительно-монтажные работы (СМР), на приобретение машин , оборудования
и их монтаж, на проектно-изыскательские и другие затраты. Технологическая структура капитальных вложений оказывает самое существенное влияние на эффективность их использования. Совершенствование этой структуры заключается в повышении доли машин и оборудования в сметной стоимости проекта до оптимального уровня. По сути, технологическая структура капитальных вложений формирует соотношение между активной и пассивной
частями основных производственных фондов будущего предприятия. Воспроизводственная структура - также оказывает существенное влияние на эффективность их использования. Под воспроизводственной структурой капитальных вложений понимаются их распределение и соотношение в общей сметной стоимости по формам воспроизводства основных производственных фондов. Можно определить, какая доля капитальных вложений в их общей величине направляется на: новое строительство,
реконструкцию и техническое перевооружение действующего производства. Под отраслевой структурой – понимается их распределение и соотношение по отраслям промышленности и экономики в целом. Ее совершенствование заключается в обеспечении пропорциональности и в более быстром развитии тех отраслей, которые обеспечивают ускорение НТП во всем народном хозяйстве. Под структурой инвестиций по формам собственности понимаются их распределение
и соотношение по формам собственности в общей их сумме, т. е. кому они принадлежат: государству, муниципальным органам, частным юридическим или физическим лицам, или к смешанной форме собственности. Под структурой инвестиций по источникам финансирования соответственно понимаются их распределение и соотношение в разрезе источников финансирования. Процесс инвестирования зависит от таких важных факторов, как ожидаемой нормы прибыли, или рентабельности предполагаемых капиталовложений.
Если эта рентабельность, по мнению инвестора, слишком низка, то вложения не будут осуществлены. Кроме того, инвестор при выработке решений всегда учитывает альтернативные возможности капиталовложений и решающим здесь будет уровень процентной ставки. Инвестор может вложить деньги в строительство нового завода или фабрики (любого предприятия), а может и разместить свои денежные ресурсы в банке. Если норма процента оказывается выше ожидаемой нормы прибыли, то инвестиции не будут осуществлены,
и, наоборот, если норма процента ниже ожидаемой нормы прибыли, предприниматели будут осуществлять проекты капиталовложений. Ставка процента это цена, которую фирма должна заплатить, чтобы занять денежный капитал, необходимый для приобретения реального капитала. Если ожидаемая норма чистой прибыли от инвестиций превышает ставку процента, то инвестирование будет прибыльным, в против¬ном случае инвестирование будет не выгодным. Существенную роль в приня¬тии инвестиционных решений играет не номинальная, именно реальна
ставка процента, которая получается из номинальной за вычетом уровня инфляции. Инфляция самым существенным образом влияет на инвестиционную деятельность, которая в свою очередь, зависит от состояния экономики – при стабилизации и подъеме экономики – она снижается. При этом следует иметь в виду, что с процессом инфляции тесно связана ставка банковского кредита. Известно, что кривая спроса на инвестиции зависит от ставки банковского процента и ожидаемой нормы
чистой прибыли от вложенных инвестиций. Из рисунка следует, что чем выше ставка банковского процента, тем ниже спрос на инвестиции; такая же связь существует между спросом на инвестиции и ожидаемой нормой чистой прибыли. Выгодно вкладывать инвестиции в том случае, если норма чистой прибыли превышает ставку банковского процента. И наоборот, если ставка процента превышает ожидаемую норму чистой прибыли, то в этом случае для предприятия инвестиции невыгодны.
Известно, что существует номинальная и реальная ставка процента. Реальная ставка отличается от номинальной на уровень инфляции. Следует подчеркнуть, что именно реальная ставка процента, а не номинальная играет существенную роль в принятии инвестиционных решений. В условиях инфляции, особенно гиперинфляции, когда банковский процент за кредит очень высокий, инвестиции для предприятия будут выгодны только в том случае, если ожидаемая
норма прибыли будет выше этого банковского процента, но такие проекты найти для предприятия очень трудно. Отсюда напрашивается вывод, что гиперинфляция является самым существенным тормозом для оживления инвестиционной деятельности. Финансовая стабилизация, как свидетельствует мировой опыт, наступает тогда, когда годовой рост цен не превышает 40%, а среднемесячный – 2,8 %. Если он выше, инвестиции в производство резко сокращаются, как рост экономики и жизненный уровень населения.
При высокой ставке процента будут осуществляться лишь самые выгодные инвестиции, обеспечи¬вающие высокую норму прибыли, а значит, уровень инвестиций будет неболь¬шим; при снижении ставки процента становятся выгодными инвестиции, обес¬печивающие более низкую норму прибыли и уровень инвестиций возрастает. Дж. Кейс опре¬делил роль инвестиций в росте объема национального дохода и занятости. Рост инвестиций вызывает вовлечение в производство дополнительных рабо¬чих, т.е. увеличивает занятость,
а с ней - доход и потребление. Особое значение имеет тот факт, что первоначальное увлечение занятости, вызванное новыми инвестициями, приводит к дополнительному росту занятости и дохода в связи с необходимостью удовлетворения спроса дополнительных рабочих. Так называемая теория «мультипликатора». Население и производители имеют склонность к сбережению и эти деньги уходят в инвестиции через банк или акции. Другая часть дохода потребляемая (проедаемая) уходит в инвестиции в потребительский сектор:
происходит мультипликация – умножение национального продукта по сравнению с вложенными инвестициями. М - показатель мультипликации, если М>1 в обществе подъём, M<1 общество в глубоком экономическом спаде. 1.2 Основные факторы риска инвестиционной деятельности. При выборе направления инвестиций перед любым участником экономических отношений стоит задача определения
не только выгодных отраслей, но и наименее рискованных. Для этого инвестор может использовать как распространенные методы оценки рисков, так и разрабатываемые модели прогноза экономического развития страны в целом. Представляется целесообразным наряду с привычными методами использовать нестандартные и менее формализованные средства анализа. При этом необходимо учитывать большое количество параметров: статистические данные
по экономике и отраслям за длительный период; наличие и качество нормативно-правовой базы, регулирующей экономические отношения; положение иностранного капитала; макроэкономические показатели состояния регионов; ситуация в мировой экономике; внутри- и внешнеполитическая обстановка; социальный, этнический, религиозный состав общества и пр. Вместе с тем следует отметить недостаточную разработанность вопроса об использовании неформализуемых показателей для анализа и управления и рисками.
Одна из причин этой ситуации заключается в недостатке информации о регионах, об их экономическом положении, нехватке систематизированной информации о социальных, демографических и прочих процессах Поэтому одной из проблем, возникающей как на федеральном и местном уровнях, так и у частных компаний, планирующих выходить на региональные рынки, является разработка собственных моделей и методов анализа и управления рисками. Подобные модели призваны решать следующие задачи: • определение факторов риска;
• выбор ограничений и методов оценки; • количественная и качественная оценка рисков; • рекомендации по принятию решений об использовании складывающихся рисковых ситуаций; • рекомендации по инвестированию; • рекомендации по применению методов управления рисками; • контроль хода инвестиционных процессов. Точность данных моделей можно проверять при определении точек экстремумов - точек вхождения в инвестиционный проект, выхода из него; точек безубыточности, прибыльности, сроков окупаемости и пр.
Это необходимо на начальном этапе для внесения отдельных корректировок в модели. На основе этого можно сделать частичные выводы о степени эффективности тех или иных методов и моделей анализа и управления рисками. Можно сформулировать следующие ограничения и особенности обеспечения безопасности инвестиций. Во-первых, целесообразнее вложение средств в проекты, находящиеся под контролем инвестора. Необходимо обладать не только общепринятыми в мировой практике экономическими механизмами контроля
над ходом проекта, но и располагать рычагами воздействия политического и непрямого экономического характера. То есть надежнее осуществлять инвестиции в собственные и аффинированные структуры. Во-вторых, требуется объективно оценивать значение той или иной отрасли в экономике страны с учетом утвержденных или рассматриваемых программ развития и государственной поддержки. В-третьих, большую роль играет фактор политических рисков внешнего и внутреннего характера, создающий
настрой неопределенности у инвесторов в выборе момента и объектов инвестиций. Поэтому, как уже сложилось, вложение средств благоразумнее осуществлять в периоды между выборами и другими значительными внешне- и внутриполитическими событиями. В-четвертых, большинство специалистов не принимают во внимание тот факт, что российская экономика обладает многими специфическими чертами, связанными с ее ролью в мировом разделении труда и специализации производства.
И эти особенности дают основание предполагать, что те отрасли, которые представляются перспективными с точки зрения закономерностей развития экономики других стран, отнюдь не являются наиболее выгодными для вложения. В-пятых, очень низкая производительность труда на предприятиях позволяет говорить о необходимости резкого изменения менеджмента, корпоративной культуры. Тем самым перед инвестором встает задача реформирования системы управления на предприятиях, при этом
необходимо учитывать этнокультурный фактор при размещении средств. Итак, можно сделать следующие выводы об ограничениях, накладываемых на инвестиционные процессы и направленных на минимизацию рисков. Инвестору целесообразнее вкладывать средства в проекты, находящиеся у него в собственности; в регионы, где он располагает экономическими и политическими рычагами воздействия; в отрасли, недооцененные другими участниками рынка. При вложении средств он должен учитывать необходимость
кардинальной перестройки системы менеджмента и формирования собственных управленческого аппарата и корпоративной культуры. Глава 2. Анализ инвестиционной деятельности в России. 2.1. Развитие инвестиционной деятельности в экономике России. В течение длительного времени инвестиции в основной капитал в России характеризовались отрицательными темпами роста.
Больше того, ни один другой макроэкономический показатель не имел столь депрессивной динамики как по продолжительности спада (с 1991 года), так и по его глубине: объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования составил в 1999 году к 1990 году только 23.3% (против 59.5% по ВВП и 49.8% по объему промышленного производства). 1999 явился первым годом с начала реформ, по итогам которого отмечен рост инвестиций в основной капитал к предыдущему году: на 4.5%.
В 2000 году эта тенденция получила развитие: в I квартале прирост к соответствующему периоду 1999 года составил свыше 13 процентов. За январь-июнь 2001 г. объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования составил 564,3 млрд. руб что на 4,2%. больше, чем в соответствующем периоде 2001 года. В I полугодии 2001 г. сохранялась положительная динамика роста капиталообразующих инвестиций, но темпы прироста инвестиций в основной капитал по сравнению с соответствующим периодом 2000 г. несколько
снизились. Анализ источников инвестиций в основной капитал показывает, что оживление инвестиционной активности обусловлено в основном динамикой двух составляющих: начавшимся ростом инвестиций за счет собственных средств предприятий и организаций и возобновлением роста прямых иностранных инвестиций в российскую экономику, при продолжающемся спаде других важнейших инвестиционных составляющих. В январе-апреле 2005 г. объемы инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования
составили 721.2 млрд. руб. с увеличением относительно января-апреля предыдущего года на 9.8% (в январе-апреле 2004 г. – на 12.7%). После «паузы» в начале года инвестиционная активность постепенно восстанавливается. Темп роста инвестиций в основной капитал в апреле 2005 г. составил 11 процентов. По данным Росстата, полученным за январь-март 2005 г накопленный иностранный капитал в экономике России на конец марта 2005 года составил 85.1 млрд. долларов
США, что на 49.1% больше по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года. Наибольший удельный вес в накопленном иностранном капитале приходился на прочие инвестиции, осуществляемые на возвратной основе (кредиты международных финансовых организаций, торговые кредиты и пр.) – 53.6% (на конец марта 2004 г. – 54.5%), доля прямых инвестиций составила 44.5% (43.0%), портфельных – 1.9% (2.5 процента). Банковская система вовлечена в процесс активизации инвестиционной деятельности пока
еще слабо. Удельный вес банковских кредитов в инвестициях в основной капитал в последние годы не растет и составляет около 4%. В реальном выражении докризисный уровень кредитования банками производства не восстановлен. Предлагаемые банками ставки кредитования несопоставимы с уровнем рентабельности инвестиционных проектов. Так, процентные ставки по кредитам, предоставляемым организациям и предприятиям в рублях на срок от 1 до 3 лет, составляют в настоящее время свыше 30% годовых.
Одним из направлений привлечения инвестиционных ресурсов и прежде всего частного капитала, в условиях отсутствия ликвидного обеспечения ссудного капитала, является эмиссия и продажа части акций заинтересованным инвесторам. Однако этот способ привлечения финансовых ресурсов, по существу бесплатный, еще практически не нашел своего применения. 2.2Влияние иностранных инвестиций в экономику России. Иностранные инвестиции в годы реформ демонстрировали существенно лучшую динамику, чем внутренние
инвестиции (по темпам роста). Вместе с тем масштабы иностранных инвестиций несопоставимы с размерами российской экономики. Общий объем накопленных иностранных инвестиций на начало 2000 года составил 29,25 млрд. долл в том числе прямых инвестиций – 12,76 млрд. долларов. Динамика положительных темпов роста прямых иностранных инвестиций, прерванная в период кризиса, восстановилась. В отраслевом разрезе наиболее привлекательными для иностранных инвесторов (как по прямым инвестициям
за 1999 год, так и по их накопленным объемам) являлись топливная промышленность, пищевая промышленность, торговля и общественное питание, транспорт и связь. В страновой структуре иностранных инвестиций в российскую экономику наряду с США, Германией, Великобританией и другими ведущими экономическими государствами стали занимать заметное положение Кипр, Гибралтар и другие специфические (с точки зрения их связей с российским бизнесом) страны.
С одной стороны, это говорит о наметившейся тенденции частичного возврата в Россию “сбежавшего” ранее капитала. С другой стороны, такое страновое представительство заставляет усомниться в том, что иностранные инвестиции в Россию, даже прямые (во всяком случае, их значительная часть) несут с собой новые технологии и менеджмент. Накоплено В том числе Справочно всего в % к итогу прямые порт- фельные прочие поступило в
I квартале 2005г. Всего инвестиций 85094 100 37840 1626 45628 6021 из них по основным странам-инвесторам 74260 87.3 31987 1418 40855 4916 в том числе: Кипр 16096 18.9 11972 716 3408 975 Люксембург 13518 15.9 288 1 13229 955 Нидерланды 12761 15.0 9778 32 2951 986 Германия 8667 10.2 2083 7 6577 260 Великобритания 8140 9.6 1377 141 6622 541 США 6484 7.6 4245 398 1841 139 Франция 3621 4.3 414 0.0 3207 160 Багамские о-ва 1773 2.1 652 1 1120 147
Швейцария 1632 1.9 837 101 694 359 Австрия 1568 1.8 341 21 1206 394 Основные страны-инвесторы в I квартале 2005 г Кипр, Люксембург, Нидерланды, Германия, Великобритания, США, Франция. На долю этих стран приходилось 81.4% от общего объема накопленных иностранных инвестиций, в том числе на долю прямых приходилось 79.7% от общего объема накопленных прямых иностранных инвестиций.
I квартал 2005 г. Справочно I квартал 2004 г. в % к млн. долларов США в % к I кварталу 2004 г. итоги I кварталу 2003 г. итоги Инвестиции 6021 97.6 100 98.5 100 из них: прямые инвестиции 1919 130.0 31.9 142.8 23.9 в том числе: взносы в капитал 1564 147.8 26.0 в 3.4р. 17.1 лизинг 1 3.2 0.0 в 2.6р. 0.3 кредиты, полученные от зарубежных совладельцев организаций 324 101.0 5.4 76.3 5.2 прочие прямые
инвестиции 30 38.0 0.5 27.2 1.3 портфельные инвестиции 80 89.9 1.3 в 5.0р. 1.4 в том числе: акции и паи 80 180.8 1.3 в 2.5р. 0.7 долговые ценные бумаги организаций - - - в 91р. 0.7 прочие инвестиции 4022 87.3 66.8 88.3 74.7 в том числе: торговые кредиты 981 131.4 16.3 110.1 12.1 прочие кредиты 2986 79.5 49.6 83.4 60.9 из них: на срок до 180 дней 439 43.8 7.3 134.4 16.2 на срок свыше 180 дней 2547 92.4 42.3 73.3 44.7 прочее 55 53.8 0.9 в 3.0р.
1.7 В I квартале 2005г. в экономику России поступило 6.0 млрд. долларов иностранных инвестиций, что на 2.4% меньше, чем в I квартале 2004 г. При этом прямых иностранных инвестиций поступило свыше 1.9 млрд. долларов, или на 30% больше, чем в I квартале 2004 г. Глава 3. Развитие инвестиционного климата в Республике Казахстан. 3. 1. Развитие инвестиционной деятельности в
РК. В процессе перехода Республики Казахстан на рыночные отношения параллельно создавалась и нормативно – законодательная база в области инвестиций. 28 февраля 1997 года №75- 1 ЗРК вышел Закон “О государственной поддержке прямых инвестиций”, в котором регулировались отношения, возникающие в процессе поддержке прямых инвестиций в РК, и в котором определялся единственный государственный орган, уполномоченный осуществлять государственную
поддержку и представлять РК – “Агентство РК по инвестициям”, председатель которого назначается и освобождается от должности только Правительством РК. Кроме того 5 апреля 1997 года №3444 Указом Президента “Об утверждении перечня приоритетных секторов экономики для привлечения прямых отечественных и иностранных инвестиций “, был определен список наиболее приоритетных и важных производств для привлечения инвестиций до 2000 года . В частности, такие отрасли как:
1. Производственная инфраструктура. 2. Обрабатывающая промышленность. 3. Объекты г. Акмолы. 4. Жилье, объекты социальной сферы и туризма. 5. Сельское хозяйство. Указом Президента РК от 6 марта 2000 года №349 были утверждены правила предоставления льгот и преференций при осуществлении инвестиционной деятельности. Но иностранных предпринимателей не устраивала неполнота и нестабильность нормативно-правовой базы хозяйственной
деятельности, действовавшая система бухгалтерского учета и отчетности, высокий уровень налогообложения (несовершенство налоговой системы в РК) и ее изменчивость, дороговизна кредита, коррупция чиновников и самоуправство местных властей, криминал в экономике, отсутствие гарантий безопасности и несоответствие бухгалтерского учета международным стандартам. Все это сыграло и большую положительную роль. Так как бухгалтерский учет – это международный учет бизнеса, то его надо было в первую очередь усовершенствовать
и привести к международному образцу, так как действующий до 1996 года в РК не соответствовал этому. Первым и важным этапом реформирования системы бухгалтерского учета было отменено старое положение и Указом Президента имеющим силу Закона, 26 декабря 1995 года №2732 было введено новое Положение о бухучете и отчетности с 1 января 1996 года, которое регулировало систему бухгалтерского
учета и финансовую отчетность. Кроме того Национальная комиссия по бухучету была преобразована в Департамент бухгалтерского учета и аудита при Министерстве финансов Республики Казахстан. Был принят и введен с 1 января 1997 года новый Генеральный план счетов хозяйственно-финансовой деятельности, на основе разработанных к нему Стандартов и Методических указаний к ним – все это позволило приблизить систему бухгалтерского учета
к международному уровню. Следующим этапом было совершенствование налоговой системы, так как все налоги в конечном итоге отражаются на финансовом результате – чистой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия и которая является одним из источников для осуществления инвестиций. В РК был принят новый налоговый кодекс, который разработан в области налогообложения с учетом лучших наработок в этой области как в нашей республике так и за рубежом, что несомненно улучшило правовую базу
налогообложения. Закон РК “О налогах и других обязательных платежах в бюджет” № 2235 от 24 апреля 1995 года, предусмотрел в основном одинаковые ставки налогов как для резидентов так и для нерезидентов и других инвесторов. На улучшение инвестиционной деятельности влияет также и уровень развития малого и среднего бизнеса в республике так как экономика любого государства не может нормально функционировать и развиваться без оптимального сочетания крупного, среднего и малого бизнеса, причем малый бизнес играет
все возрастающую роль в экономике республики. Поэтому было принято ряд постановлений, направленных на развитие, улучшение и защиту среднего и малого бизнеса (на поддержку малого предпринимательства). В целях реализации стратегии развития Казахстана до 2030 года, 28 января 1998 года за №3834 был принят Указ Президента РК, в котором была принята программа действий и в том числе в области инвестиционной политики, определены
цели и приоритеты. Инвестиционная политика – это комплекс целенаправленных мероприятий, проводимых государством по созданию благоприятных условий для всех объектов хозяйствования с целью оживления инвестиционной деятельности. В общем плане государство может влиять на инвестиционную активность при помощи самых различных рычагов: • кредитно – финансовой и налоговой политики; • предоставления самых различных налоговых льгот предприятиям, вкладывающим инвестиции на развитие производства и техническое перевооружение; • амортизационной
политики; • путем создания благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций; • научно – технической политики и другое. Целью инвестиционной политики является реализация стратегического плана экономического и социального развития РК, направленная на оживление инвестиционной деятельности, а также на подъем отечественной экономики и эффективности общественного производства. Кроме общей государственной инвестиционной политики различают отраслевую, региональную и инвестиционную
политику отдельных субъектов хозяйствования. Все они находятся в тесной взаимосвязи между собой, но определяющей является общая государственная инвестиционная политика. Инвестиционная политика на предприятии должна вытекать из стратегических целей его бизнес – плана. И если этого плана нет, то ни о какой инвестиционной деятельности не может быть и речи. Кроме этого необходимо придерживаться и определенных принципов, учет которых позволит избежать многих
ошибок и просчетов при разработке инвестиционной политики на предприятии. Наиболее важными принципами инвестиционной политики на предприятии являются: • нацеленность инвестиционной политики на достижение стратегических планов предприятия и его финансовую устойчивость; • учет инфляции и фактора риска; • экономическое обоснование инвестиций (бизнес - план); • ранжирование проектов и инвестиций по их важности и последовательности реализации, исходя из имеющихся ресурсов; • выборы надежных и более
дешевых источников и методов финансирования инвестиций и другое. 3.2. Иностранные инвестиции, как основной фактор развития экономики Казахстана. Иностранные инвестиции играют очень важную роль в экономике любого государства или отдельной республики. Уже не первое десятилетие прямые иностранные инвестиции растут быстрее, чем международная торговля. Основными инвесторами, вложившими в экономику
Республики Казахстан свои капиталы являются такие крупные страны как США, Германия, Великобритания, Япония, Южная Корея, Франция и др. Эти страны не только оживляют инвестиционный климат в РК, но и помогают развитию отечественной экономики. Иностранные инвестиции разделяют на государственные и частные.
Под государственными инвестициями понимаются главным образом займы, кредиты, которые одно государство или группа государств предоставляют другому государству и которые регулируются международными соглашениями, к которым применяются нормы международного права. Под частными инвестициями понимают инвестиции, осуществляемые частными предприятиями, гражданами одной страны в предметы инвестиций, расположенные на территории другой страны.
Иностранные инвесторы имеют право на осуществление инвестиций в РК в следующих формах: 1) Долевое участие в предприятиях, создаваемых совместно с казахскими юридическими лицами и гражданами РК. 2) Учреждение предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам. 3) Приобретение прав пользования землей и иными природными ресурсами, государственными предприятиями. 4) Приобретение иных имущественных прав и другое.
В соответствии с действующим законодательством РК иностранные инвесторы на территории РК обеспечиваются полной и безусловной правовой защитой. Так, принятый 27 декабря 1994 года № 266 – XIII “Закон об иностранных инвестициях” определяет правовые и экономические основы привлечения иностранных инвестиций в экономику РК, закрепляет государственные гарантии и защиту иностранных инвестиций.
Предприятия с иностранным участием могут создаваться в форме хозяйственного товарищества, акционерного общества, а также иных формах (кооперативы), не противоречащих законодательству РК. Предприятия с иностранным участием учреждаются в таком же порядке, в каком учреждаются юридические лица. Иностранные инвестиции могут вкладываться в любые объекты и виды деятельности, не запрещенные для таких инвестиций законодательством РК. В соответствии с
Законом “Об индивидуальном предпринимательстве”, принятым 19 июня 1997 года иностранные организации могут быть субъектами малого предпринимательства, т. е. численность работающих в этих фирмах не более 50 человек и стоимость активов за год не более 60 тысяч месячных расчетных показателей. Взносы в уставный капитал иностранными инвесторами могут вноситься в установленном законодательством РК порядке в виде зданий, сооружений, оборудования и других материальных ценностей, право пользования
землей, водой и другими природными ресурсами, а также иными имущественными правами, включая право на интеллектуальную собственность. В целях упорядочения заключения контрактов с иностранными инвесторами установлены единые правила, понятия и процедура оформления контрактов, что нашло отражение в Постановлении № 1 – 206 от 21 марта 1997 года “Об утверждении Рамочного контракта о государственной поддержке и предоставления мер стимулирования инвестору осуществляющему
инвестиционную деятельность в приоритетные сектора экономики РК”. 30 июня 1998 года Указом Президента РК образован СОВЕТ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТОРОВ – консультативно – совещательный орган при Президенте РК. Он призван разрабатывать рекомендации по улучшению инвестиционного климата, стратегии привлечения иностранных инвестиций в экономику РК.
При этом большую роль в осуществлении отбора инвестиционных проектов и включения их в Программу государственных инвестиций играют Министерство финансов, Министерство экономики, Агентство по стратегическому планированию РК. В Указе Президента РК от 28 января 1998 года № 3834 “О мерах по реализации стратегии развития Казахстана до 2030 года”, принятым в г. Астане определены кроме общих вопросов развития экономики
РК, еще и принципы стратегии экономического роста: 1.Ограниченное прямое вмешательство государства в экономику. Возложить на Агентство по стратегическому планированию и реформам РК координацию деятельности государственных органов по выполнению стратегических планов развития республики и контроль за их реализацией. 2.Макроэкономическая стабильность. Ее целью является снизить уровень среднегодовой инфляции, сохранить управляемый бюджетный дефицит и
устойчивый курс тенге. Приоритетным является: • ужесточение денежно-кредитной политики; • развитие финансовых институтов и углубление финансовых рынков; • Повышение эффективности налоговой и бюджетной политики и не инфляционное финансирование бюджетного дефицита; • координация денежно-кредитной политики с налоговой и бюджетной политикой и пенсионной реформой; • укрепление платежного баланса. 3.Либерализация цен. 4.Открытая экономика и свободная торговля.
Целью ее является – завершить в основном структурные реформы в экономике. Приоритетным является: • ускоренное развитие экспортной транспортной инфраструктуры и коммуникаций; • рост внешней торговли с улучшением структуры и географии экспорта и импорта; • усиление государственного контроля на отдельных рынках при ограничении государственного регулирования на других рынках. 5.Укрепление институтов частной собственности. Оздоровление и укрепление отечественной банковской системы
и стимулирование кредитования частного сектора. Развитие фондового рынка Казахстана. Совершенствование форм и методов финансирования частного сектора. 6.Приватизация. 7.Обеспечение эффективной защиты иностранных инвестиций. Жесткое пресечение финансовых махинаций со средствами индивидуальных инвесторов, формирование благоприятных условий для прекращения оттока и начала репатриации капитала.
Развитие международной компании “Инвестирование в Казахстан”. 8.Разработка энергетических и других природных ресурсов. Целью является формирование экспортоориентированного, технологически связанного топливно-энергетического комплекса. Создание эффективных энерготехнологий с использованием разнообразных энергоресурсов. Создание евразийской сети экспортных нефтепроводов и газопроводов.
Рост объемов добычи нефти и газа, повышение конкурентоспособности и внедрение передовых технологий и др. 9.Формирование индустриальной технологической стратегии. 10.Диверсификация производства. Целью этого является Формирование экспортоориентированного промышленного комплекса страны, базирующейся на производстве продукции преимущественно из отечественных минерально-сырьевых ресурсов и продукции производственно-технического
назначения. Развитие машиностроительных производств, ориентированных на нужды отечественных производителей. Подготовка и расширение рынков сбыта казахстанской продукции. Заключение. Инвестиции как экономическая категория выполняет ряд важнейших функций, без которых не мыслимо нормальное развитие экономики любого государства. Привлечение в широких масштабах национальных и иностранных инвестиций в экономику преследует долговременные
стратегические цели создания в России и Казахстане цивилизованного, социально ориентированного общества, характеризующегося высоким качеством жизни населения, в основе которого лежит смешанная экономика, предполагающая не только совместное эффективное функционирование различных форм собственности, но и интернационализацию рынка товаров, рабочей силы и капитала. А иностранный капитал может принести достижения научно-технического прогресса и передовой управленческий
опыт. Поэтому включение в мировое хозяйство и привлечение иностранного капитала- необходимое условие построения в стране современного гражданского общества. Привлечение иностранного капитала в материальное производство гораздо выгоднее, чем получение кредитов для покупки необходимых товаров, которые по-прежнему растрачиваются бессистемно и только умножают государственные долги. Приток иностранных инвестиций жизненно важен и для достижения среднесрочных целей - выхода из
современного общественно-экономического кризиса, преодоление спада производства и ухудшения качества жизни граждан. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 1.Нормативный материал и акты толкования. 1) Закон РК от 27. 12. 1994 года № 266 – XIII “Об иностранных инвестициях”. 2) Закон РК от 24. 04. 1995 года № 2235 “О налогах и других обязательных платежах в бюджет”. 3) Закон РК от 28. 02. 1997 года № 75 – 1 ЗРК “О государственной поддержке прямых инвестиций”.
4) Постановление № 1 – 206 от 21. 03. 1997 года Государственного Комитета РК по инвестициям “Об утверждении Рамочного контракта о государственной поддержке и предоставлении мер стимулирования Инвестору, осуществляющему инвестиционную деятельность в приоритетные сектора экономики РК”. 5) Указ Президента РК от 5. 04. 1997 года № 3444 “Об утверждении перечня приоритетных секторов экономики РК для привлечения прямых отечественных и иностранных инвестиций”.
6) Указ Президента РК от 6. 03. 2000 года “Об утверждении Правил предоставления льгот и преференций при заключении контрактов с инвесторами, осуществляющими инвестиционную деятельность в приоритетных секторах экономики”. 7) Указ Президента РК от 28. 01. 1998 года № 3834 “О мерах по реализации Стратегии развития Казахстана до 2030 года”. 8) “Инвестиционная деятельность”.
Сборник законодательных актов. Алматы, 2000 год. 2. Специальная литература. 1) Уринсон Я. “О мерах по оживлению инвестиционного процесса в России” М Ж. “Вопросы экономики”, №1, 1997 г. 2) Булатов А.С. Экономика М: Бек,1998. 3) Глазьев С. “Стабилизация и экономический рост” М Ж. “Вопросы экономики”, №1,1997 г. 4) Иностранные инвестиции в
России современное состояние и перспективы / Под ред. И.П. Фаминского- М.:Международные отношения, 1998. 5) Камински M. Прямые иностранные инвестиции // Финансы и кредит № 5. 6) И. В. Сергеев, И. И Веретенникова “Организация и финансирование инвестиций”, Москва, 2000 год. 7) П. И. Вахрин “Организация и финансирование инвестиций”.
Москва, 1999 год. 8) Бард В. С. Финансово-экономический комплекс: теория и практика в условиях реформирования российской экономики. М: Финансы и статистика, 1998. 304 с. 9) Кушлин В. Россия и экономический порядок XXI века // Экономист 1997. № 12 с 3-12. 10) Львов Д. С. Об оценке эффективности функционирования крупномасштабных хозяйственных объектов // ЭММ. 1996 . Т. 32. Вып. 1.
С 5-17А. 11) Б. Идрисов “Планирование и анализ эффективности инвестиций”. Москва, 1994 год. 12) М. Н. Чепурин “Курс экономической теории”, Алматы, 1994 год. 13) Иностранные инвестиции в РК. Алматы, 2000 год. 14) А. А. Рогачева “Cоциально – экономические приоритеты в системе финансовых координат”, Алматы, 1999 год. 3. Практический материал 1) Уринсон
Я. “О мерах по оживлению инвестиционного процесса в России” М Ж. “Вопросы экономики”, №1, 1997 г. 2) Филатов К. Иностранные инвестиции в экономику России // Статистическое обозрение 1998 № 2. 3) Реформы глазами российских и американских ученых/ Под. Ред. О. Т. Богомолова// Росс. Экон. Журнал. М.1996. 4)
Кондратенко Е. “Инвестиционные ресурсы - проблемы аккумуляции” М Ж. “Экономист”, №7, 1998 г. 5) Журнал «Континент» №8 27.10.99. 6) Василевский З. Инвестиционный рейтинг российских регионов. 1996-1997 годы // Эксперт 1997 №47. 7) Дробышева И. Иностранные инвесторы предпочитают 100 процентов контроля //
Золотой рог 1998 24 февраля. 8) Логинов Е.А. Иностранные инвестиции и инвестиционные аспекты экономической безопасности России // Внешнеэкономический бюллетень 1998 № 9) http://www.ivr.ru “Инвестиционные возможности России” 10) http://www.minfin.ru“Министерство Финансов Российской Федерации” 11) http://www.economy.gov.ru “Министерство экономического развития и торговли ”. 12) Газета «Казахстанская Правда» 28.01.03.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |