Реферат по предмету "Административное право"


Административное право РБ

Содержание
Введение………………………………………………………………………………3
1.Понятиепроизводства по делам об административных правонарушениях, его
задачи…………………………………………………………………………………5
2.Принципыпроизводства по делам об административных
правонарушениях……………………………………………………………………11
3.Участникипроизводства по делам об административных
правонарушениях……………………………………………………………………..17
4.Организационнаяструктура производства по делам об административных
правонарушениях……………………………………………………………………..18
      4.1 Возбуждения дела об административномправонарушении……………….21
      4.2 Рассмотрение дел об административныхправонарушениях………………23
       4.3 Исполнение постановлений оприменении административных взысканий
Заключение……………………………………………………………………………29
Списокиспользованной литературы…………………………………………………………………………….30В В Е Д Е Н И Е
Административное право занимает особое местов системе правового 
регулирования, поскольку выступает необходимым и важным инструментов
управления социальными процессами в обществе. Ему присущи соответству­ющие
границы правового регулирования — деятельность государственнойисполнительной
власти всех рангов, общественных отношений управленчес­кого характера,которые
складываются в этой сфере, внутренняя органи­зационная деятельностьдругих
государственных органов, связанных с функцией управления, а также
внешнеорганизационные отношения негосу­дарственных организаций,учреждений и
предприятий.
Административное право охватывает широкийкруг общественных отно­шений,
которые возникают в связи с реализацией ей функций управления впроцессе
деятельности органов исполнительной власти.
Наиболее тесную связь административное правоимеет с государс­твенным правом,
которое составляет основу всех отраслей права включая административное,и занимает
ведущее место.
Административное право тесно связано также ис гражданским пра­вом. Прежде
всего потому, что связи регулируют отношения имущественно­го характера,при этом
необходимо указать, что нормы гражданского пра­ва касаются имущественных
отношений в тех случаях, когда стороны рав­ноправны  например, (договор поставки
продукции). А нормы администра­тивного права касаются имущественныхотношений,
которые базируются на административной подчиненности одной стороныдругой
(например, если не оплачен проезд в трамвае) определенные связи есть у
административного права с трудовым правом в сфере регулированияслужебных
отношений. Так трудовое право определяет статус государственногослужащего как
участ­ника трудового процесса, а нормы государственного праварегулируют го­
сударственно-служебные отношения.
Административное право граничит с финансовым,земельным, аграрным и
другими отраслями права.
Таким образом, анализ взаимодействияадминистративного права с другими
отраслями права позволяет установить, что его предметом есть сферагосударственного
управления. Другими словами административное право регулируетобщественные
отношения в сфере государственного уп­равления.
Предложенная ниже тема — «Рассмотрение дел об административ­ных
правонарушениях»-интересна тем, что позволяет наглядно понять и проследить
принципыгосударственного управления и контроля сложнейшим искусственным
организмом,созданного людьми — ГОСУДАРСТВОМ.
1.Понятие производства по делам об административных
правонарушениях, его задачи
        Производство по делам обадминистративных правонарушениях определяется как
правовой институт и как видадминистративно-процессуальной деятельности.В первом
случае это совокупностьадминистративно-процессуальных норм, определяющих порядок
действий участниковадминистративно-юрисдикционного процесса по поводу разрешения
конкретных дел, возникающих всвязи с совершением административных
правонарушений; вовтором-урегулированный административно-процессуальными
нормами порядок действийучастников административно-юрисдикционных
правоотношений в связи среализацией задач производства по делам об
административных правонарушениях.
         Производство по делам обадминистративных правонарушениях, являясь составной
частьюадминистративно-юрисдикционного процесса, имеет свою структуру, образуемую
совокупностьюстадий, характеризующихся специфической функциональной
направленностью, относительнойсамостоятельностью и логической завершенностью.
          Административное производство, будучисоставной частью административного
процесса, отличается от другихадминистративных производств главным образом
содержанием решаемых задач.
           В систему понятия административногопроцесса можно включить следующие
административные производства:
1.Производство попредложениям, заявлениям и жалобам граждан;
2.Производства по делам опоощерениях;
3.Производство по делам одисциплинарных проступках, подлежащих разрешению
администрациейпредприятия, учреждения, организации;
4.Производства по делам обадминистративных правонарушениях.
МасленниковМ.Л.Производство по делам об административных правонарушениях.-М,1994, с.13-14
Все административные производстваобъединяет то.что они есть различные проявления
единой по своей сутиадминистративно-процессуальной деятельности и осуществляются
на принципиально единойорганизационно-структурной основе.
       Законодательством Республики Беларусь вэтой связи регламентированы задачи и
цели конкретного видапроизводства, права и обязанности соответсвующего
органа, порядок обжалования егодействий и принимаемых решений.
        Производство по делам обадминистративных правонарушениях является составной
частью административногопроцесса.Вместе с тем оно является самостоятельным
институтомадминистративно-процессуального права, призванным осуществлять
специфические задачиюрисдикционного характера.
         Производство по делам обадминистративных правонарушениях-это
деятельность уполномоченныхсубъектов по применению административных
взысканий, осуществляемая вадминистративно- процессуальной форме.
          Можно выделить следующие сущностныечерты производства по делам об
административных нарушениях:
           1.Это специфическая процедурарассмотрения дел по наложению
административных взысканий.
            2.Каждая стадия этого производствазавершается принятием по делу
соответсвующего акта, не сходногос актами, применяемыми в других производствах.
             3.Определённыеотношения, охраняемые данным производством, урегулированные
административнымправом, обособленность и завершенность которых обеспечивается с
момента возникновенияадминистративного спора и до его разрешения.

Согласно законодательства, задачами производства по делам обадминистративных
правонарушениях являются:
-своевременное, всесторонее, полноеи объективное выяснение обстоятельств каждого
дела;
-разрешение его в точномсоответствии с законодательством;
-обеспечение исполнениявынесенного постановления;
-выявление причин иусловий, способствующих совершению административных
правонарушений;
-предупреждениеправонарушений, воспитание граждан в духе соблюдения
законов, укрепление законности.
        Каждая из перечисленных задачконкретизирована в административно-
процессуальных нормах, которыесодержаться в Кодексе РБ об административных
правонарушениях.
Производство по делам обадминистративных правонарушениях-вид административно-
юрисдикционногопроизводства, имеющий специфическую процедуру рассмотрения дел
по наложению административныхвзысканий и нуждающийся в единобразном
применении.
          При разработке понятия производствапо делам об административных
правонарушениях советские учёныеподходили к нему со стремлением обеспечить
законность в деятельности государственногоуправления путём упорядочения законом их
властных действий и процедурыэтих действий при взаимоотношениях властей с
гражданами.Поэтому А.Е. Луневподчеркивал, что под административным процессом
следует понимать порядокдеятельности всех органов государственного управления по
осуществлению ихкомпетенции, порядок разрешения дел, возникающих в процессе

Он писал в частности: «Весь этотширокий круг вопросов, имеющих важное значение в
управления, а также применениенорм материального административного права.
дальнейшем улучшении работыорганов государственного управления, входит в понятие
административного процесса».
         Среди редких высказываний теоретиковправа о процессе можно привести мнение
О.Э.Лейста; «Различаются нормыматериального права(определяющие содержание
прав, обязанностей изапретов, непосредственно направленных на регулирование
общественных отношений) и нормыпроцессуального права (определяющие
порядок, процедуру, формуреализации норм материального права)»
нормы-это процесс в правовомсмысле.Д.М.Чечот пишет, что в некоторых случаях и суд
может действовать какадминистративный орган, а следовательно, его отношения не будут
в этом случае процессуальными
           Схематически всю последовательностьадминистративных, управленческих
отношений можно разбить на, во-первых, совокупностьмер по принятию правового
решения(изданиие закона, нормыправа, акта управления).во-вторых, комплекс мер по
реализации нормы права вординарном порядке, в-третьих, комплекс правовых мер по
принудительной реализацииправовой нормы.При этом третий этап для правового метода
регулирования общественныхотношений представляется основным, ибо без
необходимостипринуждения, общественные отношения могут регулироватьяс и другими
методами: моралью, внутриорганизационныминормами.          
            Производство по делам обадминистративных правонарушениях- это системное
образование, комплексвзаимосвязанных процссуальных действий, которые:
            1.Образуют определеннуюсовокупность процессуальных



правоотношений, отличающихсяпредметной характеристикой и взаимосвязанностью с
соответствующими материальнымиправоотношениями.
2.Вызывают потребности установления, доказывания, а такжеобоснования всех
обстоятельств и фактических данных рассматриваемогоюридическогог дела.
3.Обуславливают необходимостьзакрепления, офицального оформления полученных
процессуальных результатов всоответствующих актах, документах.
           Производством по делам обадминистративных правонарушениях и производство
по делам, возникающим изадминистративно-правовых отношений, теснейшим образом
между собой взаимосвязаны.Длядел, возникающих из административно-правовых
отношений, присуще наличиеадминистративного спора о праве, подведомственного
судам, когда:
            -возникает из административных, финансовыхили иных властеотношений и весьма
тесно связан свзаимообусловленными или правовыми отношениями;
             -хотя бы один из его участниковдолжен обладать властными полномочиями;
             -заинтересованное лицо имеет правона выбор обращения либо в суд, либо к
вышестоящему в порядке подчиненияадминистративному органу, но иногда
безрезультативность обращения ввышестоящий орган является обязательным элементом
(предпосылкой) для обращения всудебные инстанции;
              -важнейшей целью, имеющей самостоятельноезначение, является признание
незаконным акта(действия)административного органа (должностного лица);
               -принятое судебное решение можетзначимо для неопределенного круга
лиц, заинтересованных восуществлении данного субъективного публичного
права, и, наконец, административныйиск расматриваеться должен специальным
административным судом.
Основанием для возбуждениярасссмотрения административных споров судом по
правилам особой исковой процедуры,но в рамках гражданского судопроизводства,
является жалоба, а для арбитражныхсудов иск;
-принятиесамостоятельного решения по административному делу всегда будет для
судаограничено определенными пределами. Так, если суд установит, что штраф
наложен безучёта тяжести совершенного проступка, личности виновного, его
имущественногоположения, и сумма его занижена, он имеет право изменить ситуацию.
Черты производства по делам об административных правонарушениях.
            1.Данное производство возникает всвязи с совершением административного                
деликта(проступка).
         
            2.Круг субъектов, уполномоченныхосуществлять данное административно-
юрисдикционноепроизводство, весьма широк, но их перечень чётко определён законами
РБ.
        
             3.Только посредством данногопроизводства применяються административные
взыскания.
            
              4.Специфика процедурыпроизводства порождена: оперативностью,
экономичностью, активностьюправопринимающих органов, простотой, весьма краткими
сроками, которые вообще присущиприроде административно-процессуальной
деятельности.
            
             5.Специфичны акты, сопровождающиекаждую стадию данного производства.
            
             6.Предусматриваються широкие правалица, привлекаемого к административной
ответственности, но недостаточнорегулируеться право на защиту потерпевшего.
2.Принципы производства по делам об административных
правонарушениях.
            
         1.Принцип законности.
        
          Процедура осуществленияадминистративного принципа должна реализоваться
строго согласуясь с буквойзакона.Необходимо доказать виновность лица, привлекаемого к
административнойответственности.Административное взыскание может быть наложено
только компетентными на тоорганами(должностными лицами).Существует возможность
обжалования решения по делам обадминистративных правонарушениях и целая система
надзорных органов, следящих засоблюдением законности.Необходимо соблюдать как
материальные, так и процессуальныенормы законодательства.
          2.Принцип оперативности.
          Необходимо соблюдать краткостьматериально-правовых и процессуально-
правовых сроков в сфереадминистративной ответственности, принцип неотвратимости
административной ответсвенности всочетании с быстрым реагированием на совершенные
правонарушения и своевременнымприменением к виновным мер административного
взыскания.
           3.Принцип непосредственности.
            Он состоит в требовании присутсвиялица, совершившего административное
правонарушение, на рассмотрениисвоего дела, его законных представителей, устного
производства компетентныморганом, обявления вынесенного постановления по
оканчанию процесса.
             4.Принцип равенства.
             Перед законом иорганом, рассматривающим дело, все, независимо от
происхождения, социального иимущественного положения, расовой национальной
принадлежности, пола, образования, языка, отношенияк религии, рода и характера
занятий.места жительства, возрастаравны.
         5.Принцип гласности.
        Дела об административныхправонарушениях расматриваются открыто, могут
привлекаться представителиобщественности, трудовых коллективов.
        6.Принцип состязательности.
          Состязательность проявляется вразделении функций защиты и обвинения.И тот и
другой элементы процесса могутхарактеризовать как сторону привлекаемого к
административной отвественностилица, так и сторону
потерпевшего.Органы, рассматривающиедело, обязаны учитывать позицию участников
процесса и мотивировать впостановлении принимаемое решение по делу с учётом мнения
участников процесса.
          7.Принцип объективности истины.
           При осуществлении производства поадминистративнцм правонарушениям
доказыванию и оценке подлежат:
           -факт совершения правонарушения;
           -виновность (или невиновность)лица, привлекаемого к административной
ответсвенности;
            -смягчающие и отягчающиеотвественность обстоятельства;
            -основания для взыскания имущественногоущерба и его размер;
            -основания для прекращенияпроизводства по делу.
             Доказательства по делу оцениваютсясоответствующим органом (должностным
лицом) по внутреннемуубеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном
иследовании обстоятельств дела вих совокупности.
           8.Принцип двустепенности.
       Потерпевший и лицо, привлекаемое кадминистративной ответсвенности, обладают
правом обжалования постановленияпо конкретному делу.Данное постановление может
быть проверено в органе второйинстанции.
        9.Принцип диспозитивности.
         Участникиадминистративно-юрисдикционного производства по собственному
усматрению могут распоряжатьсясвоими правами: обращаться или не обращаться с
жалобами в органыадминистративной юстиции, знакомиться или не знакомиться с
материалами дела, заявлятьходатайства, пользоваться услугами переводчика, обжаловать
постановления по делам обадминистративных правонарушениях.
         10.Принцип устности.
          Участники процесса по делам обадминистративных правонарушениях дают устные
объяснения, которые записываютьсяв соответсвующие протоколы.
           Таким образом, в производстве поделам об административных правонарушениях
уплономоченными на то органамиадминистративной юрисдикции реализуются
общеюрисдикционныепринципыя.имеющие свою специфику, обусловленную
административно-правовой природойвозникающих правоотношений, регулируемых
посредством применения административно-процессуальныхнорм. Принципы процесса
определяют средства достиженияего целей
             Основными же элементамипроцессуальной формы являются группы
норм, регулирующих:
              -цели производства;
              -задачи и принципы производства;
              -круг его участников, их права иобязанности;
               -систему совершаемых действий, ихпоследовательность, стадии производства;
     
               -сроки совершения действий;
               -виды и условия использованиядоказательств;
               -подведомственность дел, властныхдействий;
               -содержание и порядок оформленияпроцессуальных документов;
ПостниковаА.А., Сухаркова А.И.Административное право РБ.Мн.1994: «Молодёжное общество»С.124-
125
              -виды, размеры и порядокприменения мер процессуального принуждения;
               -порядок возмещениепроцессуальных расходов.
В КоАП РБ исчерпывающеперечислены обстоятельства, исклющающие производства
по делу. К ним отнесены:
1)отсутствиесобытия и состава административного правонарушения;
2)недостижениелицом на момент совершения административного
 правонарушения 16 лет;
3)невменяемостьлица, совершившего противоправное действие либо
 
бездействие;
4)действиелица в состоянии крайней необходимости или необходимой обороны;
5)издание актаамнистии, если он устраняет применение административного
 взыскания;
6)истечение кмоменту рассмотрения дела об административном
 правонарушении
 сроков, предусмотренных ст. КоАП;
7)отмена акта,устанавливающего административную ответственность;
8)наличие потому же факту в отношении лица, привлекаемого к
 административной ответственности,постановления компетентного органа
  (должностного лица) о наложении   административного взыскания или не
 отмененного решения товарищеского суда, еслиматериалы были переданы в
товарищескийсуд органом (должностным лицам), имеющим право налагать
административноевзыскание по данному делу, либо не отмененного
постановленияо прекращении дела об административном правонарушении, а
также наличиепо данному факту уголовного дела;
9)смерть лица,в отношении которого было начато производство по делу;
10)отсутствиежалобы потерпевшего или примирение потерпевшего с
нарушителем поадминистративным правонарушениям, предусмотренным
ст.156 КоАП.                 
Порядок производства по делам обадминистративных правонарушениях определяется
законодательством РеспубликиБеларусь.
Решение задач административного производства осуществляется посредством
доказывания, которое включает в себя выяление, процессуальное
оформление, исследование и оценкудоказательств.     
Доказательствами являютсяфактические данные, информация, на основе которой
устанавливаются обстоятельствадела.
От доказательств как фактическихданных сведений следует отличать их
источники, представляющие собойсредства сохранения и передачи информации, с
помощью которых оно вовлекается впроизводство.В то же время необходимо
отметить, что в правовой науке ина практике доказательства нередко понимаются и как
сама информация, и как источниксведений.
Порядок сбора доказательствопределён законодательством, причём в ряде случаев
досконально.Поэтомудоказательства могут быть использованы вы административном
производстве только в томслучае, если они получены в порядке и из
источников, предусмотренныхзаконом.Не могут служить доказательствами фактические
данные, сообщаемые свидетелем, еслион не может указать источника своей
осведомленности.
Меры обеспечения производствапо делам об административных              
правонарушениях.
         В ходе производства по делам обадминистративных правонарушениях в отношении
КодексРБ об административных правонарушениях. Ст.227
граждан, привлекаемых кответственности, могут применятся процессуальные меры
административногопринуждения: привод, доставление, задержание, личный
досмотр, досмотр вещей, изъятиевещей и документов, отстранения от управления
транспортом, запрещениеэксплуатации транспортного средства.
3.Участники производства по делам об административных
правонарушениях, их права и обязанности.
Производства по делам обадминистративных правонарушениях складывается из действий
ряда органов и лиц.Важную роль вэтой деятельности играют государственные и
общественные органы, ихдолжностные лица, которые уполномочены принимать
предусмотренные законом меры повыявлению и предупреждению административных
проступков, применению иисполнению взысканий.В данном производстве действуют и
другие участники: одни защищаютсвои интересы, другие привлекаются лишь при
производстве отдельных процессуальныхдействий, содействуют производству.всех
субъектов производства по деламоб административных правонарушениях можно
разделить на несколько групп.
1)Компетентные органы и должностные лица, наделённыеправом принимать властные
акты, составлять правовые документы, определяющиедвижение и судьбу
дела(лидирующие субъекты).
      2)Субъекты, имеющие личный интерес вделе: лицо, привлекаемое к административной
ответственности; потерпевший и его законные
представители; адвокат; свидетель; эксперт; переводчик.
3)Оргны и должностные лица, которын могут приниматьпостановления по делу и
отменять их;
4)Органы и должностные лица, которые исполняют
постановления(бухгалтеры, судебные исполнители ит.д.)
Чёткогоразмеживания процессуальных функций, как в уголовном процессе, в процессе
по делам обадминистративных правонарушениях нет.
               
ПостниковаА.А., Сухаркова А.И.Административное право РБ Мн.1994 «Молодёжное общество»С.124-125
4.Организационная структурапроизводства по делам об
 
административныхправонарушениях
 Стадииправоприменительной деятельности-обособленная састь, как юридического
процесса, так и соответствующейпрцедуры, однако их содержание, естественно, отличается.
Поэтому в юридической литературепредлагается выделение двух разновидностей
стадий: стадию логическойпоследовательности, представляющую собой относительно
замкнутую самостоятельную системумыслительных операций, протекающих во времени и
направленных на правовоеразрешение сложившейся ситуации, и стадию
функциональногоназначения, которая является отдельной частью
производства, характеризующейсяналичием круга непосредственных специфических
задач.
          Что касается стадийправоприменительного ппроцесса к ним традиционно
относятся:1)установлениефактических обстоятельств(фактической основы дела),2)выбор
и анализ норм права (установлениеюридической основы дела),3)решение
дела, выраженное в актеприменения.
            Упомянутые три стадии характерныдля правоприменительной деятельности в
целом, поэтому они имеют место и вадминистративно-деликтном процессе-деятельности
по применению мерадминистративного принуждения в случаях совершения
административных правонарушений.
             Стадиям производства по делам обадминистративных правонарушениях
прнисущи следующие харакиерныечерты.Во-первых, это самостоятельная часть
производства, имеющая своиспецифические задачи.Во-вторых, ей присущ особый круг
участниковпроизводства.В-третьих, совокупность юридических дествий, осуществляемых
в определённой логическойпоследовательности и в установленных временных
границах, завершается принятиемрешения специально предусмотренной формы.
                Помимо стадий выделяются именеее крупные элементы по делу-этапы.Этап
характеризует порядокосуществления группы взаимосвязанных процессуальных
действий и представляетотносительно самостоятельную часть производства.
Таким образом, несколько этаповобразуют стадию.иногда понятия стадия и этап
смешиваются, что приводит кнеточностям в анализе правоприменительного
производства.Например, М.Я.Масленниковуказывает, что стадиями административного
юрисдикционного производстваявляются этапы совершения соответствующих
действий, он отмечает также, чтостадия не всегда заканчивается составлением отдельного
процессуального документа.Вчастности, это касается установления лица, совершившего
административный проступок.
              Обратимся сначала к общему обзорустадий производства по делам об
административных правонарушениях.
               В юридической литературе перваястадия производства именуется по разному.
Одни авторы называют её«первычными процессуальными действиями».Однако это не
раскрывает содержания даннойстадии.Указанного недостатка лишена следующая
формулировка рассматриваемойстадии: «административное раследование», но при этом
не обращается внимание напринципиальное процессуальное значение стадии, как делают
другие учёные, именующие её«возбуждением дела».Сопастовление приведенных точек
зрения позволяет сформулироватьболее полно название данной стадии, отражающее её
содержание «возбуждение дела иего расследование».
                Вторая стадия обычно называется«рассмотрением дела об административном
правонарушении», причём иногдауточняется- «по существу».Однако это не полностью
характеризует данную стадию, инередко название дополняется следующим образом: «и
МасленниковМ.Л.Производства по делам об административных правонарушениях.-М.,1994, С.14
разрешение дела» или «разрешенииепо существу дела».Думается, что наиболее
предпочтительным являетсяформулировка:»рассмотрение дела об административном
правонарушении и вынесениерешения».В таком случае подчеркивается то, что в итоге
рассмотрения дела принимаетсярешение по нему.
        Третья стадия производства по делам обадминистративных правонарушениях
представляет собой пересмотрвынесенного постановления по делу в предусмотренных
случаях.Некоторые авторы, видимоисходя из оснований осуществления производства на
данной стадии называют её«обжалованием(опротестованием) постановления по
делу»
деятельности, давая, например, такуюобощённую формулировку, как «пересмотр
постановлениия по делу»
          Четвёртая(заключительная )стадияпроизводства по делу обусловлена
необходимостью исполнениявынесенного постановления.Вместе с тем встречается и
более узкое понимание исполнительныхдействий: «исполнительное постановление о
наложении взыскания».Думается, однако, что это не верно, проскольку исполняются и
другие виды решений поделу(отметим, что исполнительные действия по некоторым из
них достаточно просты и нетребуют тщательной регламентации)Поэтому полагаем, что
последнюю стадию производствак поделу об административных правонарушениях
целесообразно именовать«исполнением решения по делу».
             Рассмотрим более тщательноотдельные стадии производства по делам об
административныхправонарнушениях.
Т


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.