Реферат по предмету "Языкознание, филология"


Концептуализация тактильных ощущений в естественном языке (на примере прилагательного сухой)



О.А. Елисеева


В языке, как известно, отражается определённая концептуализация мира, а также способы его восприятия. Батемотрим структуру познавательных процессов, с помощью которых человек получает и осмысливает информацию, создавая образ объективного мира, который складывается в процессе познания действительности. Он представляет собой поступление информации через каналы чувственного восприятия (визуальный, аудиальный, тактильный, вкусовой) и её последующую обработку. Приём информации включает формирование отдельных ощущений, которые в виде нервных импульсов поступают в головной мозг, где в результате их обработки завершается процесс восприятия свойств и признаков объекта, при этом полученный опыт проецируется на предыдущий опыт индивида.


Одним из источников восприятия мира является тактильное взаимодействие с объектом, которое определяется как ощущение - форма кожной чувствительности, основанная на различных способах физического контакта с объектом [8: p. 439]. Несмотря на значимость этого источника информации для построения картины мира, концептуализация тактильных ощущений в лингвистике ещё не получила исчерпывающего освещения.


С целью выявления когнитивных оснований концептуализации тактильных ощущений необходимо провести семантическое исследование прилагательных типа сухой, шероховатый, вязкий, упругий. Важно разграничить значения этих слов и обнаружить дифференциальные признаки, указывающие прежде всего на канал восприятия действительности, а также на характер физического взаимодействия с объектом в рамках данного канала восприятия и сенсорные рецепторы-проводники тактильного ощущения.


Остановимся на признаках, характеризующих сенсорный канал восприятия. Установлено, что информация об одном и том же признаке объекта может поступать через разные каналы: тактильный - сухой подгузник; зрительный - сухой цветок. Значения прилагательного сухой в примерах сухой подгузник и сухой цветок различаются именно согласно каналу восприятия: сухой 1 - сухой подгузник, сухой 2 - сухой цветок.


В семантике прилагательного сухой в качестве основного канала восприятия отражён осязательный, т. е. восприятие основано на тактильном взаимодействии:


Проведя рукой по сухому подоконнику, он ладонью собрал пыль.


В приведённом примере источником информации о признаке объекта (сухой подоконник) является тактильный контакт: проведя ладонью.


В ряде случаев информация об объекте, источником которой традиционно считаются тактильные ощущения (мокрый, сухой, шероховатый, гладкий), в сущности, поступает через зрительный канал восприятия: вывод о состоянии поверхности, консистенции, о степени «податливости» объекта делается на основе визуального восприятия:


Он выглянул в сад - (сухие) ветки деревьев были мокрые после дождя.


Редактор барабанил пальцами по гладкой поверхности стола.


В таком случае выводы о состоянии поверхности объекта, воспринимаемого зрительно, делаются на основе предыдущего опыта тактильного взаимодействия: ветки влажно блестят, на них видны капельки воды, т. е. на ощупь они мокрые; поверхность стола воспринимается как гладкая, если она отражает свет (визуальный образ).


Далее, в семантике слов может отражаться характер взаимодействия с объектом, это могут быть физические контакты различного типа:


контакт без (интенсивного) усилия, без указания на специфику движения относительно объекта: трогать, касаться:


Она потрогала гладкий шрам на ладони;


контакт с указанием на особенности его осуществления, первостепенными представляются следующие детали тактильного взаимодействия с объектом:


приложение усилия в виде давления с разной степенью силы при тактильном контакте: упереться, надавить, ударить, ткнуть, проникнуть vs коснуться, погладить, скользнуть:


Она со всей силы нажала на гладкую кнопку звонка [2: c. 302];


вектор приложения усилия при контакте с поверхностью объекта. Тактильное взаимодействие может иметь характер движения (скольжения) вдоль поверхности объекта, например: гладить, скользить:


Сев за стол, он провёл рукой по липкой клеёнке.


Тактильный контакт может происходить в виде давления на поверхность объекта перпендикулярно его поверхности: надавить, ударить:


Он надавил на жёсткую рукоять;


- важным параметром тактильного взаимодействия является также длительность осуществляемого контакта. Тактильный контакт может быть кратким/долгим: прикоснуться, толкнуть vs гладить, скользить:


Тома украдкой гладила глянцевитые и сухие листья.


Нырнув, он дотронулся до речных камней с гладкой поверхностью.


Таким образом, в зависимости от канала восприятия, особенностей осуществления физического контакта с объектом можно получить информацию о различных признаках объекта. Так, например, тактильный контакт, носящий характер скольжения вдоль поверхности, может использоваться для оценки состояния поверхности объекта, степени её гладкости или отклонения от параметра гладкости, указания на наличие/отсутствие посторонней субстанции на поверхности объекта.


В результате такого тактильного контакта можно получить информацию о следующих признаках объекта: гладкий/пыльный/липкий/сухой и т. д.:


Она гладила кончиками пальцев пыльный рукав его комбинезона. Остановившись около двери, он рукой провёл по гладкому косяку [2: с. 93].


В результате тактильного взаимодействия в виде скольжения вдоль поверхности объекта можно сделать вывод о степени его гладкости.


Взаимодействие с объектом, осуществляемое с применением силы при ударе, надавливании на объект, может указывать на способность объекта восстанавливать форму и объём, сопротивляться внешнему воздействию:


Он ещё раз надавил на жёсткую дверь [1: с. 560].


Степень сопротивления объекта внешнему воздействию может варьироваться следующим образом: твёрдые объекты не меняют форму и объём в результате внешнего воздействия (твёрдый, жёсткий); объекты, обладающие качеством упругости/эластичности, наделены способностью быстро восстанавливать форму и объём (упругий, эластичный); и, наконец, объекты, степень сопротивления которых внешнему воздействию минимальна/отсутствует и которые в результате такого воздействия полностью теряют первоначальную форму и объём (раздавленный, деформированный).


Тактильный контакт с объектом с приложением усилия может осуществляться также в виде попытки проникновения внутрь:


Готовя суп, он опускал сухие водоросли в какое-то вязкое варево.


Тактильное взаимодействие с объектом в виде проникновения внутрь - источник информации о его консистенции, которая может быть представлена в виде следующих признаков: жидкий, вязкий, рассыпчатый, твёрдый (если попытка проникновения внутрь не удалась).


Обратимся к анализу традиционного способа описания семантики лексем типа сухой. В словарной статье [9: с. 1079] для прилагательного сухой выделяется 12 значений, 6 из которых связаны с восприятием поверхности объекта, т. е. являются языковой реализацией тактильных ощущений:


Не мокрый (не замоченный). Сухая тряпка. Сухое бельё.


Лишённый влажности, не сырой. Горло совсем сухое. Сухое помещение.


Лишившийся влажности, сочности, переставший быть свежим. Сухой хлеб.


Не жидкий. Сухая еда.


О растениях: лишённый питательных соков (не жизнеспособный, не растущий). Сухой корень. Сухой куст. О частях тела: не действующий, исхудавший от каких-нибудь болезнетворных причин. Сухая рука.


Отсутствие (или с наличием незначительного количества) жидкости, влаги при изготовлении, совершении чего-нибудь. Сухой кашель (без мокроты).


Из анализа словарной статьи следует, что выделение некоторых значений служит дифференциации пограничных оттенков. Например, словосочетание сухое бельё, используемое в качестве иллюстрации значения 1 (не мокрый), можно считать выражающим значение 2 (лишённый влажности). Примеры, приводимые в качестве иллюстрации значения 5 (не жизнеспособный, сухой корень), в целом совпадают со значением 3 (лишившийся влажности).


Если связать значения слова сухой с каналом сенсорного восприятия, явившимся источником информации об объекте, то всё многообразие значений прилагательного можно свести к двум, а именно сухой 1 и сухой 2. В основе значения сухой 1 лежит отражение тактильного контакта, в результате которого можно получить информацию о наличии/отсутствии на поверхности объекта посторонних субстанций, в данном случае - жидкости:


Япадал, опираясь руками на комья сухой земли [2: с. 105].


Представление о характере тактильного контакта создаётся единицами контекста (опираясь руками); восприятие поверхности объекта происходит через руки субъекта с применением силы, перпендикулярно поверхности объекта. Таким образом реализуется значение сухой 1.


Тёплый сухой воздух был необычайного, чудесного аромата - тактильный контакт в данном случае носит общий характер и является источником информации о наличии в объекте посторонней субстанции, в данном случае - влаги.


На ощупь это был сухой трухлявый пень [1: с. 624].


Восприятие поверхности объекта происходит через контакт общего характера.


Информация о наличии жидкости на поверхности объекта может также быть получена в результате взаимодействия с объектом в виде скольжения вдоль поверхности объекта:


Она рукой провела по сухой доске.


Семантика значения сухой 2 базируется на визуальном образе объекта, который возник благодаря предшествующему опыту тактильного взаимодействия с объектом и появился как результат умозаключения о типичном свойстве. Значение сухой 2 основано на том, что говорящий воспринимает поверхность объекта как высохшую (при этом она не обязательно актуально сухая).


Для получения информации о состоянии описываемого объекта тактильное взаимодействие необязательно:


Я спустился в овраг, перебрался через забор и увидел сухой ручей.


В данном случае речь идёт о потере объектом его ключевой характеристики. Актуальное состояние ручья не соответствует «норме», которая заключается в представлении о ручье как водном потоке, источником информации о признаке объекта сухой является визуальный образ объекта.


Таким образом, значение сухой 2 вносит информацию о пребывании объекта в «необратимом» состоянии, наступившем в результате «порчи»:


Местами ветер трепал сухие, мёртвые стебли бурьяна [2: с. 203].


Объект описывается как утративший релевантную характеристику и более не соответствует представлению о его нормальном состоянии - перестал быть зелёным, наполненным влагой.


Иными словами, там, где в норме ожидается наличие влажности, а говорящий фиксирует её отсутствие, используется сухой2, однако говорящий строит это умозаключение на опыте предшествующего тактильного контакта, имея чёткое представление о том, какова сухая земля на ощупь, и соотносит это ощущение с тем, как она обычно выглядит:


На земле валялась куча сухих веток. Мама сказала не трогать их, потому что после дождя они были мокрыми, и я мог испачкаться.


Сухой в данном случае употребляется в значении 2, потому что говорящий описывает объект (ветки) как не соответствующий норме, пребывающий в необратимом состоянии. Этот вывод сделан на основе визуального восприятия, как и вывод об актуальном состоянии объекта (мокрые ветки), и для умозаключения о состоянии поверхности объекта после дождя соприкосновение с объектом не обязательно.


Таким образом, для концептуализации тактильных ощущений (в частности, на примере прилагательного сухой) релевантными представляются следующие параметры: канал восприятия и характер физического взаимодействия с объектом. Их учёт позволяет получить новое, системное описание семантики прилагательных, репрезентирующих тактильное восприятие.


Список литературы


Рубина Д.И. Полное собрание повестей в одном томе / Д.И. Рубина. - М.: Эксмо, 2011. - 896 с.


ШишкинМ.П. Письмовник / М.П. Шишкин. - М.: АСТ; Астрель, 2010. - 416 с.


Антология концептов / Под ред. В.И. Карасика, И.А. Стернина. - М.: Гнозис, 2007. - 512 с.


Апресян Ю.Д. Лексическая семантика / Ю.Д. Апресян // Апресян Ю.Д. Избранные труды: В 2-х тт. - Т. 1. - М.: Школа «Языки русской культуры», 1995. - 472 с.


Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов / Л.М. Веккер. - М.: Смысл, 1998. - 685 с.


ГусевА.Н. Общая психология: В 7-ми тт. / А.Н. Гусев; под ред. Б.С. Братуся. - Т. 2: Ощущение и восприятие. - М.: Академия, 2007. - 416 с.


Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2007. - 720 с.


Miller G. Language and Perception / G. Miller, P.N. Johnson-Laird. - Cambridge, Massachusetts: Belknap Press, 1987. - 773 p.


Справочные и информационные издания


Большой толковый словарь русского языка / Под ред. Д.Н. Ушакова. - M.: АСТ; Астрель, 2008. - 1280 с.


Ожегов С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов. - М.: Русский язык, - 921 с.


Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.mgpu.ru


Дата добавления: 17.03.2014



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Налог на дарение, на наследство
Реферат Сочинения Джона Мильтона
Реферат Great Gatsby Essay 2 Essay Research Paper
Реферат Промышленная политика Томской области
Реферат «Развитие речевого дыхания» цель
Реферат Влияние различных индивидуальных стилей на потребительские предпочтения
Реферат Рынки труда, земли и капитала
Реферат Принципы и факторы влияющие на ценообразование недвижимости в условиях конкуренции
Реферат Прессование в фармацевтической технологии
Реферат Анализ стихотворения Брюсова Грядущие гунны
Реферат Правовые проблемы потребительского кредитования
Реферат Язык и речь чести, справедливости и доброты юро-лингво-дидактический аспект
Реферат Проблеми макроекономічного регулювання економіки України
Реферат Программа преодоления кризиса неплатежей Минтопэнерго РФ
Реферат Оцінка екологічної безпеки території Харківської області та виявлення факторів ризику