Реферат по предмету "Языкознание, филология"


Концептуализация тактильных ощущений в естественном языке (на примере прилагательного сухой)



О.А. Елисеева


В языке, как известно, отражается определённая концептуализация мира, а также способы его восприятия. Батемотрим структуру познавательных процессов, с помощью которых человек получает и осмысливает информацию, создавая образ объективного мира, который складывается в процессе познания действительности. Он представляет собой поступление информации через каналы чувственного восприятия (визуальный, аудиальный, тактильный, вкусовой) и её последующую обработку. Приём информации включает формирование отдельных ощущений, которые в виде нервных импульсов поступают в головной мозг, где в результате их обработки завершается процесс восприятия свойств и признаков объекта, при этом полученный опыт проецируется на предыдущий опыт индивида.


Одним из источников восприятия мира является тактильное взаимодействие с объектом, которое определяется как ощущение - форма кожной чувствительности, основанная на различных способах физического контакта с объектом [8: p. 439]. Несмотря на значимость этого источника информации для построения картины мира, концептуализация тактильных ощущений в лингвистике ещё не получила исчерпывающего освещения.


С целью выявления когнитивных оснований концептуализации тактильных ощущений необходимо провести семантическое исследование прилагательных типа сухой, шероховатый, вязкий, упругий. Важно разграничить значения этих слов и обнаружить дифференциальные признаки, указывающие прежде всего на канал восприятия действительности, а также на характер физического взаимодействия с объектом в рамках данного канала восприятия и сенсорные рецепторы-проводники тактильного ощущения.


Остановимся на признаках, характеризующих сенсорный канал восприятия. Установлено, что информация об одном и том же признаке объекта может поступать через разные каналы: тактильный - сухой подгузник; зрительный - сухой цветок. Значения прилагательного сухой в примерах сухой подгузник и сухой цветок различаются именно согласно каналу восприятия: сухой 1 - сухой подгузник, сухой 2 - сухой цветок.


В семантике прилагательного сухой в качестве основного канала восприятия отражён осязательный, т. е. восприятие основано на тактильном взаимодействии:


Проведя рукой по сухому подоконнику, он ладонью собрал пыль.


В приведённом примере источником информации о признаке объекта (сухой подоконник) является тактильный контакт: проведя ладонью.


В ряде случаев информация об объекте, источником которой традиционно считаются тактильные ощущения (мокрый, сухой, шероховатый, гладкий), в сущности, поступает через зрительный канал восприятия: вывод о состоянии поверхности, консистенции, о степени «податливости» объекта делается на основе визуального восприятия:


Он выглянул в сад - (сухие) ветки деревьев были мокрые после дождя.


Редактор барабанил пальцами по гладкой поверхности стола.


В таком случае выводы о состоянии поверхности объекта, воспринимаемого зрительно, делаются на основе предыдущего опыта тактильного взаимодействия: ветки влажно блестят, на них видны капельки воды, т. е. на ощупь они мокрые; поверхность стола воспринимается как гладкая, если она отражает свет (визуальный образ).


Далее, в семантике слов может отражаться характер взаимодействия с объектом, это могут быть физические контакты различного типа:


контакт без (интенсивного) усилия, без указания на специфику движения относительно объекта: трогать, касаться:


Она потрогала гладкий шрам на ладони;


контакт с указанием на особенности его осуществления, первостепенными представляются следующие детали тактильного взаимодействия с объектом:


приложение усилия в виде давления с разной степенью силы при тактильном контакте: упереться, надавить, ударить, ткнуть, проникнуть vs коснуться, погладить, скользнуть:


Она со всей силы нажала на гладкую кнопку звонка [2: c. 302];


вектор приложения усилия при контакте с поверхностью объекта. Тактильное взаимодействие может иметь характер движения (скольжения) вдоль поверхности объекта, например: гладить, скользить:


Сев за стол, он провёл рукой по липкой клеёнке.


Тактильный контакт может происходить в виде давления на поверхность объекта перпендикулярно его поверхности: надавить, ударить:


Он надавил на жёсткую рукоять;


- важным параметром тактильного взаимодействия является также длительность осуществляемого контакта. Тактильный контакт может быть кратким/долгим: прикоснуться, толкнуть vs гладить, скользить:


Тома украдкой гладила глянцевитые и сухие листья.


Нырнув, он дотронулся до речных камней с гладкой поверхностью.


Таким образом, в зависимости от канала восприятия, особенностей осуществления физического контакта с объектом можно получить информацию о различных признаках объекта. Так, например, тактильный контакт, носящий характер скольжения вдоль поверхности, может использоваться для оценки состояния поверхности объекта, степени её гладкости или отклонения от параметра гладкости, указания на наличие/отсутствие посторонней субстанции на поверхности объекта.


В результате такого тактильного контакта можно получить информацию о следующих признаках объекта: гладкий/пыльный/липкий/сухой и т. д.:


Она гладила кончиками пальцев пыльный рукав его комбинезона. Остановившись около двери, он рукой провёл по гладкому косяку [2: с. 93].


В результате тактильного взаимодействия в виде скольжения вдоль поверхности объекта можно сделать вывод о степени его гладкости.


Взаимодействие с объектом, осуществляемое с применением силы при ударе, надавливании на объект, может указывать на способность объекта восстанавливать форму и объём, сопротивляться внешнему воздействию:


Он ещё раз надавил на жёсткую дверь [1: с. 560].


Степень сопротивления объекта внешнему воздействию может варьироваться следующим образом: твёрдые объекты не меняют форму и объём в результате внешнего воздействия (твёрдый, жёсткий); объекты, обладающие качеством упругости/эластичности, наделены способностью быстро восстанавливать форму и объём (упругий, эластичный); и, наконец, объекты, степень сопротивления которых внешнему воздействию минимальна/отсутствует и которые в результате такого воздействия полностью теряют первоначальную форму и объём (раздавленный, деформированный).


Тактильный контакт с объектом с приложением усилия может осуществляться также в виде попытки проникновения внутрь:


Готовя суп, он опускал сухие водоросли в какое-то вязкое варево.


Тактильное взаимодействие с объектом в виде проникновения внутрь - источник информации о его консистенции, которая может быть представлена в виде следующих признаков: жидкий, вязкий, рассыпчатый, твёрдый (если попытка проникновения внутрь не удалась).


Обратимся к анализу традиционного способа описания семантики лексем типа сухой. В словарной статье [9: с. 1079] для прилагательного сухой выделяется 12 значений, 6 из которых связаны с восприятием поверхности объекта, т. е. являются языковой реализацией тактильных ощущений:


Не мокрый (не замоченный). Сухая тряпка. Сухое бельё.


Лишённый влажности, не сырой. Горло совсем сухое. Сухое помещение.


Лишившийся влажности, сочности, переставший быть свежим. Сухой хлеб.


Не жидкий. Сухая еда.


О растениях: лишённый питательных соков (не жизнеспособный, не растущий). Сухой корень. Сухой куст. О частях тела: не действующий, исхудавший от каких-нибудь болезнетворных причин. Сухая рука.


Отсутствие (или с наличием незначительного количества) жидкости, влаги при изготовлении, совершении чего-нибудь. Сухой кашель (без мокроты).


Из анализа словарной статьи следует, что выделение некоторых значений служит дифференциации пограничных оттенков. Например, словосочетание сухое бельё, используемое в качестве иллюстрации значения 1 (не мокрый), можно считать выражающим значение 2 (лишённый влажности). Примеры, приводимые в качестве иллюстрации значения 5 (не жизнеспособный, сухой корень), в целом совпадают со значением 3 (лишившийся влажности).


Если связать значения слова сухой с каналом сенсорного восприятия, явившимся источником информации об объекте, то всё многообразие значений прилагательного можно свести к двум, а именно сухой 1 и сухой 2. В основе значения сухой 1 лежит отражение тактильного контакта, в результате которого можно получить информацию о наличии/отсутствии на поверхности объекта посторонних субстанций, в данном случае - жидкости:


Япадал, опираясь руками на комья сухой земли [2: с. 105].


Представление о характере тактильного контакта создаётся единицами контекста (опираясь руками); восприятие поверхности объекта происходит через руки субъекта с применением силы, перпендикулярно поверхности объекта. Таким образом реализуется значение сухой 1.


Тёплый сухой воздух был необычайного, чудесного аромата - тактильный контакт в данном случае носит общий характер и является источником информации о наличии в объекте посторонней субстанции, в данном случае - влаги.


На ощупь это был сухой трухлявый пень [1: с. 624].


Восприятие поверхности объекта происходит через контакт общего характера.


Информация о наличии жидкости на поверхности объекта может также быть получена в результате взаимодействия с объектом в виде скольжения вдоль поверхности объекта:


Она рукой провела по сухой доске.


Семантика значения сухой 2 базируется на визуальном образе объекта, который возник благодаря предшествующему опыту тактильного взаимодействия с объектом и появился как результат умозаключения о типичном свойстве. Значение сухой 2 основано на том, что говорящий воспринимает поверхность объекта как высохшую (при этом она не обязательно актуально сухая).


Для получения информации о состоянии описываемого объекта тактильное взаимодействие необязательно:


Я спустился в овраг, перебрался через забор и увидел сухой ручей.


В данном случае речь идёт о потере объектом его ключевой характеристики. Актуальное состояние ручья не соответствует «норме», которая заключается в представлении о ручье как водном потоке, источником информации о признаке объекта сухой является визуальный образ объекта.


Таким образом, значение сухой 2 вносит информацию о пребывании объекта в «необратимом» состоянии, наступившем в результате «порчи»:


Местами ветер трепал сухие, мёртвые стебли бурьяна [2: с. 203].


Объект описывается как утративший релевантную характеристику и более не соответствует представлению о его нормальном состоянии - перестал быть зелёным, наполненным влагой.


Иными словами, там, где в норме ожидается наличие влажности, а говорящий фиксирует её отсутствие, используется сухой2, однако говорящий строит это умозаключение на опыте предшествующего тактильного контакта, имея чёткое представление о том, какова сухая земля на ощупь, и соотносит это ощущение с тем, как она обычно выглядит:


На земле валялась куча сухих веток. Мама сказала не трогать их, потому что после дождя они были мокрыми, и я мог испачкаться.


Сухой в данном случае употребляется в значении 2, потому что говорящий описывает объект (ветки) как не соответствующий норме, пребывающий в необратимом состоянии. Этот вывод сделан на основе визуального восприятия, как и вывод об актуальном состоянии объекта (мокрые ветки), и для умозаключения о состоянии поверхности объекта после дождя соприкосновение с объектом не обязательно.


Таким образом, для концептуализации тактильных ощущений (в частности, на примере прилагательного сухой) релевантными представляются следующие параметры: канал восприятия и характер физического взаимодействия с объектом. Их учёт позволяет получить новое, системное описание семантики прилагательных, репрезентирующих тактильное восприятие.


Список литературы


Рубина Д.И. Полное собрание повестей в одном томе / Д.И. Рубина. - М.: Эксмо, 2011. - 896 с.


ШишкинМ.П. Письмовник / М.П. Шишкин. - М.: АСТ; Астрель, 2010. - 416 с.


Антология концептов / Под ред. В.И. Карасика, И.А. Стернина. - М.: Гнозис, 2007. - 512 с.


Апресян Ю.Д. Лексическая семантика / Ю.Д. Апресян // Апресян Ю.Д. Избранные труды: В 2-х тт. - Т. 1. - М.: Школа «Языки русской культуры», 1995. - 472 с.


Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов / Л.М. Веккер. - М.: Смысл, 1998. - 685 с.


ГусевА.Н. Общая психология: В 7-ми тт. / А.Н. Гусев; под ред. Б.С. Братуся. - Т. 2: Ощущение и восприятие. - М.: Академия, 2007. - 416 с.


Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2007. - 720 с.


Miller G. Language and Perception / G. Miller, P.N. Johnson-Laird. - Cambridge, Massachusetts: Belknap Press, 1987. - 773 p.


Справочные и информационные издания


Большой толковый словарь русского языка / Под ред. Д.Н. Ушакова. - M.: АСТ; Астрель, 2008. - 1280 с.


Ожегов С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов. - М.: Русский язык, - 921 с.


Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.mgpu.ru


Дата добавления: 17.03.2014



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Организация управления внешнеэкономической деятельностью на уровне предприятия 2
Реферат Автомобильный двигатель змз-5143
Реферат Pornography Essay Research Paper The health behavior
Реферат Черемуха обыкновенная
Реферат Пізнавальний ефект методів ігрового навчання із дисципліни Історія земельних відносин
Реферат Прогнозирование банкротства предприятия
Реферат Тикнор, Джордж
Реферат Государственная регистрация земельных участков прав на земельные у
Реферат Шпаргалка по политэкономии:формулы
Реферат Пошкодження шляхів сполучення і транспортних засобів Угон або захоплення залізничного рухомого
Реферат Классификатор рекламной деятельности
Реферат Анализ заработной платы на предприятии
Реферат Внешнеполитическая подготовка Германии ко второй мировой войне в 1939 году
Реферат Нормы употребления терминов заимствованных и универсальных слов
Реферат Методика и практика работы пресс-службы в некоммерческих организациях