Реферат по предмету "Безопасность жизнедеятельности"


Психологическая безопасность в чрезвычайных ситуациях

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

НОВГОРОДСКИЙ ФИЛИАЛ ГОУ ВПО

САНКТ – ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ


Реферат

по дисциплине «Гражданская защита в чрезвычайных ситуациях»

на тему:

«Психологическая безопасность в чрезвычайных ситуациях»


Выполнил:

студентка II курса

группы Д.07.01

Кудрявцева Мария

Проверил

преподаватель

Горохова Е.Н.


Великий Новгород

2009

Содержание



Введение


С последнего десятилетия XX века обстановка в мире характеризуются заметным увеличением количества и масштабов аварий, катастроф и чрезвычайных ситуаций. В предупреждении и ликвидации природных (землетрясения, наводнения, извержения вулканов и др.), техногенных (аварии и катастрофы в промышленности и на транспорте), биолого-социальных (особо опасные и широко распространенные инфекционные заболевания, эпидемии и др.), экологических и социально-политических (войны, общественные беспорядки, терроризм, межнациональные и межэтнические конфликты) чрезвычайных ситуаций важную роль играет не только деятельность подразделений МЧС России, но и учет многих социально-психологических факторов.

В связи с этим в рамках психологии большая значимость отводится проблеме психологических аспектов, так или иначе сопровождающих чрезвычайные ситуации. Именно освещению этих аспектов и посвящена данная работа.


Психологические особенности причин чрезвычайных ситуаций


Причины чрезвычайных ситуаций (ЧС) в основном связаны с тремя факто­рами:

• опасность растет быстрее, чем способность человека противо­стоять ей;

• растет цена ошибки;

• люди склонны привыкать не только к опасности, но и к нару­шению правил.

Определенные свойства системы «человек—машина», обуслов­ленные положением и ролью человека в системе, получили название «человеческих факторов в технике». Они представляют со­бой интегральные показатели связи человека, машины, предмета деятельности и среды, проявляющиеся в процессе деятельности человека в системе и ее функционирования в целом и связанные с достижением конкретных целей. Человеческие факторы в тех­нике порождаются во время взаимодействия человека и техниче­ской системы и являются источником как эффективного, так и неэффективного управления.

Аварии на американской АЭС «три-Майлс-Айленд», химиче­ском комбинате в индийском городе Бхопале и Чернобыльской АЭС, причинами которых явились ошибки операторов, обуслов­ленные конструктивными недостатками оборудования и систем, вынудили инженеров заняться поиском ответов на следующие вопросы.

• Что такое человеческая ошибка?

• Каким образом измеряется человеческая надежность?

• Какие факторы влияют на человеческую надежность и как можно их интегрировать в функциональные процессы и проекти­рование изделий и систем?

Когда наиболее своевременно и кем должен рассматриваться вклад человеческой надежности в надежность процессов и систем в целом?

Разработан специальный международный стандарт «Руковод­ство по прикладным аспектам человеческой надежности», в кото­ром подробно рассматриваются эти вопросы.

Оценка человеческих факторов в технике должна включать в себя, где это возможно, моделирование или действительное вы­полнение задач; проверку задач, при решении которых участие человека является критическим относительно таких факторов, как скорость, точность и надежность; представительную выборку пре­дусмотренных или не предусмотренных задач по обслуживанию и ремонту оборудования; описание предполагаемых вспомогатель­ных технических средств, оборудования для тренировок и т.п.; идентификацию несоответствий между требуемыми и получен­ными данными о задаче, а также критерии приемлемости выпол­нения задачи.

Немаловажное значение при рассмотрении имеет анализ фак­торов риска (рис. 1).

Рис. 1 Факторы риска, способствующие возникновению ЧС

Часть из этих факторов связана с характеристиками человека, вредными привычками или болезнями. Например, у людей с инерт­ной нервной системой, характеризующейся малой скоростью про­текания психических и мыслительных процессов, низкая скорость движений, замедленное переключение внимания с одного вида деятельности на другой, вследствие чего в сложных ситуациях они не успевают сориентироваться, принять решение и выполнить нужные действия. Для профессий, где высока вероятность возникновения ЧС, требующих быстрого решения (авиадиспетчеры, диспетчеры энергосистем, операторы АСУ, летчики, водители и т.п.), люди со слабой или инертной нервной системой могут быть аварийно опасны: погибнут сами и погубят других. Таким обра­зом, учет свойств нервной системы и особенностей темперамента важен для снижения аварий в указанных профессиях.

Пристрастие к алкоголю и наркотикам отрицательно влияет на мышление, поведение и другие сферы психической жизни чело­века. Повышают подверженность травмам неудовлетворенность че­ловека своей работой, отсутствие интереса к ней, так как в этом случае он не способен психологически сосредоточить свое внима­ние на точном выполнении действий, вследствие чего возрастает вероятность неверных опасных действий.

Часть факторов риска не связаны с болезнью, а являются след­ствием неподготовленности, необученности и т.д. Неопытность приводит к повышению вероятности ошибок, к переживанию неуверенности, тревоги вследствие осознания того, что могут произойти ошибки.

Это постоянное нервное напряжение приводит к быстрому утом­лению и к появлению новых ошибок. Повысив свой профессиона­лизм, накопив опыт, человек гораздо меньше подвергается опас­ности несчастного случая. Неосторожность, даже в течение не­большого промежутка времени, может иметь трагические послед­ствия. Действия работника можно считать неосторожными, если он невнимателен при выполнении работы, требующей концент­рации внимания, переключает его на посторонние предметы и явления или на свои мысли и переживания, не связанные с рабо­той, если не согласует свои движения и поступки с требованиями ситуации и особенностями производственного процесса, если по какой-либо причине не пользуется защитными приспособлени­ями. Способность человека к осторожности, осмотрительности про­является в рациональном управлении своим вниманием; правиль­ном использовании, когда это необходимо, сознательного конт­роля своих трудовых действий, а когда возможно и допустимо — действиях на основе выработанных автоматических навыков; дис­циплинированности, обязательном использовании средств защи­ты; поддержании порядка на рабочем месте; контроле исправно­сти оборудования.

Вероятность ЧС возрастает, если возникают следующие небла­гоприятные факторы:

• информационные помехи и информационная перегрузка (человек не смог верно принять нужную информацию, и это привело к ошибке) либо информационная «недогрузка» (информация отсут­ствовала или ее было недостаточно для выбора правильного дей­ствия, либо человек потерял бдительность в монотонных услови­ях отсутствия значимой информации) — факторы риска при при­еме информации;

• неадекватность восприятия, отрицательные установки, преду­беждения и пр. — факторы риска при обработке информации;

недостаток информации, лимит времени на принятие решения, неадекватность сенсомоторных реакций, затрудненность действий вслед­ствие неудобного оборудования, неудобного рабочего места и т.д. — фак­торы риска при принятии и реализации решений.

Указанные факторы могут не только играть временную роль в повышении риска несчастных случаев, но порой и длительно усиливать риск вследствие эргономического несоответствия обо­рудования, техники, средств отображения информации, объема информационного потока психологическим возможностям и спо­собностям человека по приему, переработке информации, реали­зации действий. В этом случае для повышения надежности рабо­ты человека и техники, для снижения риска ЧС необходимо оп­тимизировать оборудование, рабочее место, информационную нагрузку.

В ряду эмоциональных состояний выделяют эмоциональное возбуждение, эмоциональное напряжение и эмоциональную на­пряженность. Эмоциональное возбуждение — это активизация раз­личных функций организма в ответ на эмоциональные (т.е. сти­мулирующие эмоции) факторы. Эмоциональное возбуждение обы­чно не связано с активными волевыми действиями. Эмоциональное напряжение — состояние, характеризуемое активизацией различных функций организма в связи с активными волевыми актами, целенаправленной деятельностью или подготовкой к ней, ожида­нием какой-либо деятельности или опасности. Эмоциональное возбуждение и напряжение могут перерасти в эмоциональную на­пряженность — состояние, характеризуемое такой степенью эмо­циональных реакций, которая вызывает временное понижение устойчивости психических процессов и профессиональной рабо­тоспособности. Таким образом, если возбуждение и напряжение представляют собой процессы усиления многочисленных функ­ций организма и это биологически целесообразно, то при напря­женности возникают выраженная диссоциация, дискоординация функций организма, снижение надежности, продуктивности ра­боты или полная утрата работоспособности. Напряженность мо­жет проявляться в различных формах: в тормозной форме в виде общей заторможенности; в возбудительной, импульсивной форме с ошибочными, неосмысленными, хаотическими действиями «на­оборот»; в диффузной форме, сочетающей и чередующей оба вида напряженности. Наиболее характерными проявлениями напряжен­ности являются временное ухудшение восприятия, уменьшение объема внимания, памяти, ошибочное, искаженное воспроизве­дение в памяти, снижение логичности, критичности мышления, вплоть до абсурдности, резкое ухудшение координации, точно­сти, быстроты действий.

Очень часто в предшествующие несчастному случаю или ава­рии мгновения у их виновника возникают своеобразное замеша­тельство, ненормальное психическое состояние, паника, вызван­ные тем, что человек неожиданно для себя замечает возникшую опасность. Эмоционально это сопровождается взволнованностью, испугом, которые, в свою очередь, нарушают согласованность дей­ствий, затормаживают мышление и вызывают его дефекты, что препятствует сознательному управлению деятельностью и вызы­вает неточные, необдуманные движения, протекающие по типу безусловного рефлекса. Такие движения чаще всего являются лиш­ними именно для данной трудовой деятельности и поэтому при­водят к совершенно противоположному результату: не служат за­щите человека, а наоборот, вызывают вредное воздействие. Быва­ют, конечно, случаи, когда подобные движения достигают жела­емой цели. Это происходит, когда, чтобы избежать опасности, требуется не заученное рабочее движение (например, остановка станка), а просто инстинктивное защитное движение (отпрыг­нуть в сторону, отбросить горячую вещь и т.п.). Таким образом, состояние паники характеризуется дефектами мышления, поте­рей сознательного контроля и осмысления происходящих собы­тий, переходом на инстинктивные защитные движения, которые могут частично или полностью не соответствовать ситуации (на­пример, человек мечется, не соображая, что он делает, либо, наоборот, цепенеет, столбенеет), что усугубляет тяжесть послед­ствий ЧС.

Психологические состояния людей при ЧС


Психические состояния людей при ЧС разнообразны. В началь­ный момент возникновения экстремальной ситуации поведенче­ские реакции людей определяются инстинктом самосохранения но уровень таких реакций различен: от панических бессмыслен­ных до сознательно целенаправленных действий.

Гипермобилизация в начальный период опасности присуща прак­тически всем людям, однако если она сочетается с состоянием паники, то может и не привести к спасению человека. У него про­исходит потеря ориентации, нарушается соотношение между ос­новными и второстепенными действиями, распадается структура действий и операций, обостряется оборонительная реакция, иног­да он отказывается от деятельности, чем ускоряет свою гибель.

Люди, спасшиеся в экстремальной ситуации, долгое время испытывают те или иные патологические изменения в психиче­ской сфере (посттравматический синдром). Среди психопатологи­ческих изменений после травм, аварий у людей чаще всего встре­чаются депрессивные состояния — 56%, психогенный ступор — 23 %, общее психомоторное возбуждение — 11 %, бредово-галлю­цинаторные состояния — 5 %, неадекватность, эйфория — 3 %, ночные кошмары во сне — 90 %, раздражительность, чувство вины, потеря желания жить и прочие проявления. Для снятия этих пси­хологических нарушений требуется специальная психотерапевти­ческая помощь, оказанная психологом и психотерапевтом. Обсле­дование членов аварийно-спасательных команд показало, что у них происходят изменения в психическом состоянии, когда они находятся в зоне ЧС. В большинстве случаев спасатели испытыва­ют страх и ужас от увиденного, в 20 % случаев собственное состо­яние характеризовалось как предобморочное: люди испытывали головокружение, головные боли, тошноту, рвоту. У половины спасателей в последующие дни после прекращения работ сохра­нялись психические нарушения: кошмарные сновидения, бессон­ница ночью, сонливость днем, подавленное настроение, повы­шенная раздражительность.

Для спасательных работ необходимо отбирать людей с высокой эмоциональной устойчивостью. В противном случае 20... 30 % спа­сателей сами испытывают психологически шоковое состояние, не могут выполнять спасательные работы, у них долгое время со­храняются остаточные психические нарушения.

Психологические методы снижения риска, касающегося чело­веческого фактора, заключаются в отработке навыков концентра­ции внимания, обучении действиям в ЧС, адаптации, контроли­ровании страха, суетливости, паники, психологической устойчи­вости и готовности к действиям (предвидение опасности, нали­чие навыков преодоления опасности). В этом случае свойство людей, управляющих техническими средствами или обслуживающих их, противостоять психическим и физиологическим расстройствам определяет психофизиологическую безопасность в ЧС.

После трагедии на Чернобыльской АЭС, выявившей потенци­альные возможности проявления человеческого фактора, в настоя­щее время на АЭС приняты все меры, чтобы не допустить ошибочно­го вмешательства человека за счет многократного дублирования, пе­репроверок действий человека-оператора, контроля представителей самого высокого уровня, отвечающих за безопасность на атомных электростанциях при выполнении проектных и наладочных работ.

Учитываются психофизиологические возможности человека в экстремальных условиях, т.е. при появлении признаков развития аварийной ситуации. В таких условиях от человека требуется пре­дельная собранность, четкость действий, способность принимать своевременные безошибочные решения или решения, вероятность неблагополучных последствий которых была бы близка к нулю.

Осуществляется тщательный отбор операторов по их способно­сти к распознанию и локализации аварийной остановки (по опреде­ленным методам оценки эффективности работы человека в такой обстановке). Природные возможности человека по распознаванию, локализации и ликвидации ЧС ограничены. Проводится обучение операторов расширению таких возможностей и привитию твердых навыков для действий в условиях острого дефицита времени. С уче­том возможностей человека в условиях стрессовых ситуаций должны отрабатываться требования к надежности объекта управления (или обслуживания) и к средствам обеспечения безопасности.

Деятельность оператора сопряжена с ошибками, которые мо­гут приводить к снижению эффективности распознавания при­знаков усложнения ситуации, приближения или возникновения аварийной обстановки, а также к снижению эффективности дей­ствий по локализации и парированию неблагоприятного разви­тия аварийной обстановки.

Ошибки оператора возникают в процессе восприятия инфор­мации (сенсорные ошибки), при принятии решений (логические, эвристические) и при реализации принятых решений (оператив­ные, моторные).

Сенсорные ошибки связаны с изменениями чувствительности анализаторов (зрительного, слухового, тактильного, вестибуляр­ного) под воздействием различных неблагоприятных факторов, включая ЧС, и ведут к искажению первичной (исходной) инфор­мации о состоянии управляемого объекта.

Основные причины, приводящие к логическим, эвристиче­ским, оперативным и моторным ошибкам, — острый дефицит времени в процессе Ч С. Это ведет к чрезмерной психической на­грузке оператора. Ошибки, связанные не с аварийной обстанов­кой, обычно относятся к человеческому фактору.

Влияние человеческого фактора может быть усилено или ос­лаблено особенностями компоновки рабочего места оператора, его психофизиологическим состоянием, качеством инструкций, регламентирующих процесс управления объектом, организацией технологической последовательности тренировок, выполнения операций и контролем результатов их выполнения.

На безопасность работы объекта влияет степень автоматизации процесса его управления. При постоянном использовании автома­тизированных систем управления оператор теряет свои професси­ональные навыки и при отказе автоматики может оказаться пси­хологически и физически не готовым своевременно перейти на ручное управление.

При возникновении аварийной обстановки деятельность чело­века сводится к четырем последовательно реализуемым этапам:

1 — поиск, восприятие и декодирование информации;

2 — оценка информации и выделение совокупности информа­ционных признаков;

3 — формирование концептуальной модели деятельности и принятие решения;

4 — практическая реализация принятого решения.

Четвертый этап подводит итог деятельности человека по трем предыдущим этапам, и ошибки, допущенные на данном этапе, могут свести на нет всю работу оператора, выполненную на пре­дыдущих этапах деятельности. Это необходимо учитывать в усло­виях повышенного стресса.

Степень профессиональной пригодности человека как соответ­ствующего звена автоматизированных объектов управления долж­на оцениваться по критериям, учитывающим не только его пси­хофизические особенности (быстроту реакции, особенности па­мяти, точность отслеживания и т.д.), но и специфическую спо­собность принимать правильные решения в аварийных ситуациях. При этом эффективность работы человека зависит в основном от его психологической подготовки к действиям в ЧС.

Качество психологической подготовки к ЧС


Оценивать качество психологической подготовки к ЧС целесооб­разно по трем типам ситуаций, существенно отличающихся специ­фикой и силой эмоционального воздействия на психику человека:

• изученным заранее, но возникающим внезапно;

• предварительно не проигранным, не осмысленным и воз­никающим на основе внезапного появления ранее не встречав­шихся сочетаний отказов и неблагоприятных стечений обсто­ятельств;

• при непосредственной угрозе здоровью или жизни оператора. При оценке подготовленности человека к работе в условиях ЧС необходимо учитывать:

• своевременность опознания человеком причин, которые при­вели к появлению ЧС;

• правильность принятия решения об отнесении данной ЧС к одному из трех типов для формирования у него концептуальной модели деятельности, включающей в себя оценку обстановки и разработку плана деятельности;

• правильность прогнозирования развития событий и эффек­тивность своих действий, направленных на локализацию или лик­видацию ЧС.

Оценить качество профессиональной подготовки человека к его деятельности с учетом психофизиологических показателей его функционального состояния в условиях воздействия отдельных стресс-факторов и их комплексного воздействия можно как в ла­бораторных условиях, так и в условиях, близких к реальным.

Психология поведения человека в чрезвычайных ситуациях


Вопросы психологии человека в чрезвычайных ситуациях необходимо рассматривать в целях подготовки населения, спасателей, руководителей к действиям в экстремальных ситуациях.

При рассмотрении вопросов поведения человека в условиях ЧС большое внимание уделяется психологии страха. В повседневной жизни, в экстремальных условиях человеку постоянно приходится преодолевать опасности, угрожающие его существованию, что вызывает (порождает) страх, т. е. кратковременный или длительный эмоциональный процесс, порождаемый действительной или мнимой опасностью. Страх — это сигнал тревоги, но не просто тревоги, а сигнал, вызывающий вероятные защитные действия человека.

Страх вызывает у человека неприятные ощущения — это негативное действие страха, но страх — это и сигнал, команда к индивидуальной или коллективной защите, так как главная цель, стоящая перед человеком — это остаться живым, продлить свое существование.

Следует учитывать, что наиболее частыми, значительными и динамичными являются необдуманные, бессознательные действия человека как результат его реакции на опасность.

Наибольшую опасность для человека представляют факторы, которые могут вызвать его гибель в результате различных агрессивных воздействий — это различные физические, химические, биологические факторы, высокие и низкие температуры, ионизирующие (радиоактивные) излучения. Все эти факторы требуют различных способов защиты человека и группы людей, т. е. индивидуальных и коллективных способов защиты к которым можно отнести: стремление человека удалиться за пределы действия поражающих факторов (убежать от опасности, защититься экраном и т. д.); энергичная атака человеком источника возможных поражающих факторов для ослабления их действия или уничтожения источника возможных поражающих факторов.

Под групповым поведением людей в ЧС понимают поведение большинства лиц, входящих в группу и оказавшихся перед лицом внезапного и опасного происшествия или угрозы такого происшествия, которые затрагивают интересы всех людей. Это сопряжено с реальными или потенциальными материальными потерями, человеческими жертвами и характеризуется заметной дезорганизацией общественного порядка.

Групповое поведение людей связано с одним и тем же внешним событием и зависит от таких эмоциональных факторов, которые связаны с групповым умонастроением, а не с индивидуальными свойствами психики человека. Об этом говорит статистика катастроф, судьбы пострадавших, действия спасателей и поведение окружающего населения, которое само по себе не пострадало от действия чрезвычайных ситуаций.

Категории поведения людей в ЧС


Поведение людей в экстремальных ситуациях делится на две категории.

1. Случаи рационального, адаптивного поведения человека с психическим контролем и управлением эмоциональным состоянием поведения. Во многих экстремальных ситуациях не наблюдалось патологического поведения людей и отмечалась адаптация людей к обстановке, сохранялось спокойствие и выполнялись меры защиты, взаимопомощи, проводились мероприятия, восстанавливающие нарушенный порядок жизни. Такое поведение является следствием точного выполнения инструкций и распоряжений руководства в случаях ЧС. Следует помнить, что выполнение распоряжений и инструкций предупреждает распространение тревоги и беспокойства и вместе с тем не препятствует проявлению личной инициативы в области своей защиты.

2. Случаи, носящие негативный, патологический характер, отличаются отсутствием адаптации к обстановке, когда люди своим нерациональным поведением и опасными для окружающих действиями увеличивают число жертв и дезорганизуют общественный порядок. В этом случае может наступить “шоковая заторможенность”, когда масса людей становится растерянной и безынициативной, а то и просто обезумевшей. Частным случаем “шоковой заторможенности” является паника, когда страх перед опасностью овладевает группой людей. Обычно паника проявляется как дикое беспорядочное бегство, когда людьми руководит сознание, низведенное до примитивного уровня (примитивная реакция человека на страх). Оно может сопровождаться настоящим неистовством, особенно, если на пути встречаются препятствия, преодоление которых сопровождается большим количеством человеческих жертв.

Панические реакции могут наблюдаться и у группы людей в замкнутых помещениях с неизвестной планировкой, когда человек ощущает угрозу своей жизни. Многие в этих случаях считают, что спастись почти нельзя, мгновенно подвергаются чувству массового страха, особенно, если в группе есть неуравновешенные люди, а таких может быть не более 2 % от числа всей группы.

В психологическом плане паника очень заразительна, так как связана с проявлением “стадного инстинкта”.

Необходимо знать, что заранее принятые меры предосторожности не могут полностью гарантировать возможности возникновения паники, но могут ее существенно уменьшить, поэтому принятие таких мер обязательно.


Методы профилактики панических реакций


1. Основу профилактики любых психологических явлений составляет анализ особенностей возникновения и течения различных форм индивидуальных и коллективных реакций страха (паники).

2. Профотбор лиц для работы на опасных видах труда и особенно руководителей производственных коллективов (существуют личности с повышенным уровнем риска). Накопленный опыт изучения катастрофических ситуаций позволяет утверждать положение о наличии лиц (психопатия, нервность), склонных к созданию несчастных случаев и к неадекватным действиям в угрожающей ситуации.

3. Обучение проблемам обеспечения безопасности и воспитательная работа по формированию в сознании людей осторожности, предупреждению и разумному поведению в аварийных и чрезвычайных ситуациях. Человек, работающий на опасных производствах должен:

- знать свои обязанности по профилактике ЧС и нести ответственность не только за возникновение несчастных случаев, но и за характер своих действий при руководстве массами при пожарах и других ЧС;

- иметь психологическую готовность к действиям в ЧС, сознавать, что взрыв, пожар или другие явления — это реальная опасность, и быть готовым не только для профилактики или остановки катастрофического процесса, но и для руководства массами людей;

- знать графики работы смен и схемы действий в критических ситуациях;

- участвовать не только в деловых играх, но и в аварийных играх, что способствует познанию проблемы и формированию автоматизма действий в ЧС.

4. Основной задачей в ЧС и во время катастрофы является сохранение спокойствия людей и быстрая разумная деятельность. Это достигается информационными средствами и примером действий окружающих лиц. Люди должны знать и понимать, что народ в условиях давки гибнет.

5. Руководство массой людей составляет основу профилактики паники. Паническая реакция — это всегда индукция страха, утрата степени сознательного руководства и случайный захват “руководства” действиями людей лицами, находящимися в состоянии страха и действующими бессознательно, автоматически. Эти лица яркостью поступков и речи (крики) возбуждают окружающих и фактически увлекают за собой лиц, находящихся в связи со страхом в состоянии суженного сознания и действующих автоматически без оценки сложившейся ситуации. В состоянии страха люди легко поддаются управлению и могут быть привлечены в условия безопасной и объективной деятельности. Если руководство массой осуществляется сознательной личностью, то люди сохраняют способность разумных действий и защиты своей жизни.

6. Особую роль в профилактике страха осуществляет деловая занятость (должность) человека и демонстрация организованности действий окружающих лиц. Так, солдаты, привлеченные спасать детей при повторных толчках землетрясения, не испытывали страха в отличие от ничем не занятых людей.

7. В острой ситуации или угрожающей обстановке необходимо убирать (фиксировать) людей, способных индуцировать страх и вовлечь людей в опасную деятельность. Их влияние на окружающих должно быть приостановлено, так как может произойти индукция (передача) их действий массе людей.

8. В структуре руководства массой людей большую роль играет система оповещения: громкоговорящее оповещение, световые и звуковые сигналы, указатели выходов, направления движения и другие средства.

Громкоговорящее оповещение населения (громкоговорители на улицах, в помещениях) позволяет обеспечить безопасность поступков лиц, находящихся в кризисной (катастрофической) ситуации. Сообщается об опасности пользования лифтом (остановка и невозможность его покинуть) и даются указания о действиях по защите и выходу из опасной зоны и т. д.

Информационно-психологические рекомендации воздействия на людей в чрезвычайных ситуациях. Достоверный источник информации в период стихийных бедствий и ликвидации их последствий ассоциируется у местных жителей с центральным для данного района органом исполнительной власти. В целях профилактики нежелательных психоэмоциональных реакций людей, панических настроений целесообразно укреплять местные органы власти на уровне глав районов городов, поселков информационными ресурсами субъекта Федерации и федерального центра.

Местные СМИ (по сравнению с центральными) в период стихийных бедствий и ликвидации их последствий обладают большей эффективностью воздействия на сознание людей, поскольку газеты, телевидение, радио того или иного района непосредственно включаются в экстремальные условия его жизнедеятельности, в процесс ликвидации последствий ЧС.

Информационные сообщения для жителей населенных пунктов, подвергшихся стихийному бедствию, должны проходить оперативную психологическую экспертизу. Для всех источников информации следует готовить соответствующие рекомендации, основанные на знании психологических закономерностей восприятия и переработки людьми информации в условиях стресса.

Мероприятия по ликвидации последствий стихийных бедствий желательно “привязывать” к естественным циклам и суточным ритмам жизнедеятельности человека (если, конечно, приостановка аварийно-восстановительных работ или их замедление не грозит появлением новых жертв).

Недостаток информации о событии способствует возникновению слухов и любой дезинформации. Если власть запаздывает с информированием населения, естественно, появляются распространители слухов, сплетен.

Объективно успокаивает любая информация, исходящая из доверительного источника. Люди, и в первую очередь взрослые, нуждаются в правдивой информации, исходящей от властей или от компетентных специалистов. Чаще более спокойно и уверенно чувствуют себя те, кто находится ближе к источнику информации, даже если она не самая обнадеживающая.

В меньшей степени страдают люди, которые с самого начала чрезвычайного события включились в практическую, общественно полезную деятельность (практически не остается психических проявлений).

Необходимо продолжать изучать и обобщать опыт (в том числе и зарубежный) психологического информационного воздействия на население в период различных ЧС.

Центр экстренной психологической помощи МЧС России


Психологическая служба МЧС России создана в 1999 году и в настоящее время она объединяет специалистов и структурные подразделения в региональных центрах МЧС России, главных управлениях МЧС России субъектов Российской Федерации, учебных заведениях и научно-исследовательских учреждениях МЧС России, а также специалистов в организациях, учреждениях, воинских частях, спасательных отрядах, пожарных частях.

Организационно-методическое руководство психологической службой возложено на Государственное учреждение «Центр экстренной психологической помощи МЧС России».

Государственное учреждение «Центр экстренной психологической помощи МЧС России» было создано 17 сентября 1999 года как филиал «Всероссийского центра экстренной радиационной медицины МЧС России» (г. Санкт-Петербург). 1 января 2004 года на основании приказа МЧС России от 25.04.2003 г. № 218 «О создании психологической службы МЧС России» Центр получил в Министерстве самостоятельный статус.

С 2002 года Центр экстренной психологической помощи МЧС России возглавляет кандидат психологических наук Юлия Сергеевна Шойгу.

Основными задачами ЦЭПП являются:

1) Психодиагностическое обеспечение в системе МЧС России - это комплекс мероприятий, направленных на изучение эмоционально-личностных и мотивационно - волевых особенностей профессиональных контингентов МЧС России, выявление степени их пригодности к выполнению профессиональных обязанностей или обучению по конкретной специальности, а так же динамическое наблюдение за их психологическим состоянием в период прохождения службы (работы, учебы) с целью выявления наличия и степени выраженности психологических последствий, связанных с профессиональной деятельностью.


Мероприятия по психодиагностическому обеспечению включают в себя:

профессиональный психологический отбор; психодиагностический мониторинг; постэкспедиционное обследование профессиональных контингентов, участвующих в ликвидации последствий ЧС;

психологическая подготовка и консультирование - направлена на обучение и формирование профессионально важных качеств, психологических знаний, умений и навыков личного состава МЧС России, сохранение их профессионального здоровья и долголетия, профилактику последствий, связанных с выполнением служебных обязанностей.

В рамках консультационной работы проводится психологическое консультирование сотрудников МЧС и членов их семей; психологическое консультирование населения; проведение психокоррекционных и психотерапевтических групповых занятий с сотрудниками МЧС в целях оптимизации их психического состояния; оказание психологической помощи сотрудникам МЧС, принимавшим участие в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

2) Реабилитационная работа - главная задача реабилитационных мероприятий заключается в восстановлении, поддержании, сохранении профессионального здоровья и предупреждение последствий профессионального стресса у сотрудников системы МЧС России. Это обеспечивается:

- проведением комплексных мероприятий, направленных на коррекцию и компенсацию нарушений психических функций, состояний и личностного статуса специалистов системы МЧС, привлекаемых к выполнению аварийно-спасательных работ в зонах ЧС;

- осуществлением психотерапевтической и психологической помощи членам семей сотрудников системы МЧС;

3) Психологическое сопровождение аварийно-спасательных работ, оказание экстренной психологической помощи пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций и катастроф природного и техногенного характера.

Оказание экстренной психологической помощи пострадавшим в зонах чрезвычайных ситуаций является одним из приоритетных направлений деятельности Центра. С момента создания, психологи ЦЭПП участвуют в сопровождении аварийно-спасательных работ при ликвидации последствий крупных чрезвычайных ситуаций, оказывая экстренную психологическую помощь пострадавшим и их родственникам.

С января 2006 года в Центре Экстренной Психологической Помощи в круглосуточном режиме работает отделение «Горячая линия», сотрудники которого обеспечивают круглосуточное оперативное дежурство, оказывают экстренную психологическую помощь по телефону различным категориям и группам населения, проводят информационно-разъяснительную работу во время ЧС. В течение года сотрудники отделения оказывают психологическую помощь более 6 тыс. обратившихся.

В целях дальнейшего развития системы оказания психологической помощи и повышения её доступности, в 2008 году начата реализация проекта Интернет - службы экстренной психологической помощи населению на базе портала МЧС России. Психологическая Интернет-служба – это система, реализующая право человека на получение квалифицированной помощи в любом месте и в любое время, обеспечивающая рядовому пользователю доступ к современным психологическим ресурсам.

В режиме интерактивного консультирования психологическая помощь может быть незамедлительно оказана людям, находящимся кризисной ситуации.

4) Научно – методическая деятельность.

В Центре ведется научно-исследовательская работа, ряд специалистов имеет ученую степень кандидата психологических наук. Центр сотрудничает с учебными и научными учреждениями МЧС России, с другими ведомствами по профильным вопросам своей деятельности. На базе Центра постоянно проводятся курсы повышения квалификации сотрудников психологической службы МЧС России по программе «Психологическое обеспечение ЧС». В рамках соглашения о сотрудничестве с факультетом психологии МГУ им. М.В. Ломоносова и общественной организацией «Студенческий корпус спасателей» сотрудники Центра проводят обучение студентов по программе «Оказание экстренной психологической помощи в зоне ЧС».

Основными же перспективными направлениями развития психологической службы МЧС России являются:

• разработка и реализация концепции психологического сопровождения специалистов МЧС России, основанной на принципах целостности, преемственности и охвата всех этапов профессионального становления, развития и функционирования специалиста, что необходимо для сохранения профессионального здоровья и долголетия различных профессиональных контингентов МЧС России;

• развитие и совершенствование системы оказания экстренной психологической помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера с целью минимизации их последствий.

В настоящее время принята «Концепция развития психологической службы МЧС России на 2009-2011 гг.», определяющая деятельность и пути развития службы на ближайший период.


Заключение


В условиях катастроф и стихийных бедствий тяжесть нервно-психических нарушений у населения зависит от многих факторов: возраст, пол, уровень исходной социальной адаптации; индивидуальные особенности; дополнительные факторы к моменту катастрофы. Эти факты заставляют нас говорить о том, что вопросы, связанные с оказанием психологической помощи в чрезвычайных ситуациях, не могут далее оставаться в рамках одного ведомства, а приобретают государственное значение.

Опыт показывает, что руководители, принимающие ответственные государственные решения, порой не знают, не понимают и не учитывают психологических закономерностей и социально-психологических феноменов, сопровождающих развитие событий в экстремальных ситуациях. Подобного рода решения и действия ведут к возрастанию психологических и социальных проблем, поэтому чрезвычайное значение для обеспечения психологической безопасности населения имеет повышение психологической грамотности силовых ведомств и руководящего звена, а так же и самого населения. Учет психологических особенностей людей позволяет принимать наиболее адекватные в той или иной ситуации меры.

Особое место в системе психологической безопасности занимает информационно-психологический аспект, связанный с формированием массового сознания населения.

Немаловажную роль при обеспечении психологической безопасности в ЧС играет Центр Экстренной Психологической Помощи. Работниками этого центра обеспечивает подготовка работником службы МЧС и реабилитация их, а так же родственников и пострадавших при происшествии ЧС.

В данной работе были рассмотрены психологические особенности причин чрезвычайных ситуаций, поведения населения в них, аспекты качественной подготовки к ЧС и психологии поведения населения в чрезвычайных ситуациях. Все это неоспоримо важно и необходимо знать для обеспечения все более и более психологически безопасного поведения населения в условиях ЧС.

Список литературы


Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. - М., 1980

Рыбников В.Ю. Психологическое прогнозирования надежности деятельности специалистов экстремального профиля. - СПб., 2000

Чрезвычайная служба России / Под общей ред. Шойгу С.К. - М., 2000.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.