Реферат по предмету "Другое"


Эпоха в литературе, наступившая после восстания 14 декабря 1825 года

С этим переходным периодом и совпала вся сознательная жизнь Лермонтова. Только принимая во внимание весь конкретный опыт исторической действительности того времени и ведущие тенденции эпохи, можно правильно понять творчество самого передового поэта тридцатых годов. В нем слышится тот же призыв, что и в стихотворении декабриста Александра Одоевского, ответившего на пушкинское послание «В Сибирь»:


Мечи скуем мы из цепей


И вновь зажжем огонь свободы...


Вот это: «Мечи скуем мы из цепей!» - основной подтекст поэзии Лермонтова. Ее мотивы тоски и отчаяния связаны с темой «цепей» - с крахом декабризма. Ее бодрые, мажорные ноты - с усилением протеста в самих народных массах, с нарастанием новой революционной волны.


Кризис крепостнической системы в России на протяжении тридцатых - сороковых годов все углублялся, и все возрастал гнев народной массы: крепостное право становилось «пороховым погребом» под государством.


Русь еще только едва-едва начинала просыпаться от фабричных гудков, но уже какая-то новая беспокойная сила гнала молодежь в города. Год от года нарушался круг патриархальной сословной замкнутости. Судьба многих крестьянских сыновей перестала повторять судьбу отцов. Сыновья больше не хотели влачить рабскую лямку, стремились вырваться всеми правдами и неправдами из крепостной неволи, с паспортом или без паспорта бежали в города на заработки, тянулись к новой жизни, к свободе, к свету, знанью.


В фондах архивов тридцатых - сороковых годов до сих пор хранится большое количество дел о побегах крепостных, о подделках отпускных, фальшивых видов па жительство, о поисках и укрывательстве беглых.


Необычайно сильное впечатление производят дела о людях, рвущихся из рабства, стремящихся тем или иным путем освободиться от власти помещика: «отыскивающих свободу» или «ищущих воли». Такими заглавиями пестрят описи архивных фондов >. Их нельзя читать без волнения. Ведь за какой-нибудь сухой канцелярской надписью «дело Александровой Пелагеи, крестьянской девки, отыскивающей свободу» скрывается подлинная драма человеческой жизни.


«Год от года распространяется и усиливается между помещичьими крестьянами мысль о вольности», - писал шеф жандармов Бенкендорф в своем отчете за 1834 год. Он отмечал, что в истекшем году было много примеров неповиновения крестьян помещикам и что почти все такие случаи происходили от «мысли иметь право на свободу». А еще через несколько лет, в 1839 году, Бенкендорф писал, что «весь дух народа направлен к одной цели, к освобождению», и утверждал, что народ уже не тот, каким он был «25 лет перед тем». Шефа жандармов очень тревожило появление в стране «большого количества либералов из самых разных слоев общества». По его словам, они привили народу «много новых идеи и раздули в сердце искру, которая может когда-нибудь вспыхнуть»


В города тянулись не только дети крепостных. Туда стремились и дети разорявшихся помещиков. Бросая родовые гнезда, они пополняли армейские полки и канцелярии. Склонясь над ненавистными бумагами, с блеском молодости в глазах, наиболее талантливые ив них под нудный скрип гусиных перьев и думали и мечтали.


Мелкие чиновники, бедняки в офицерских мундирах, крепостная интеллигенция, вольноотпущенники - вся эта пестрая, разнообразная по своему составу масса деклассированных и деклассирующихся возрастала на протяжении первой половины столетья; создавался новый промежуточный слой разночинцев. Это были те «новые люди», о которых позднее, в начале шестидесятых годов, писал Герцен, говоря «о новой фазе» русской литературы: сын чиновника, не желающий служить, сын священника, становящийся светским деятелем, сын нищего дворянина, барин-пролетарий1. Но уже и в тридцатые годы наряду с передовой дворянской интеллигенцией, к которой относились Герцен и Огарев, мы видим и передовую разночинную молодежь. В год приезда Лермонтова в Москву был разгромлен революционный кружок студентов-разночинцев братьев Критских, так же вдохновленных примером декабристов. А в университете вместе с ним учился разночинец Белинский, который, по словам Ленина, был «предшественником полного вытеснения дворян разночинцами в нашем освободительном движении».


В середине столетия передовой отряд разночинной интеллигенции вырабатывает новую революционно-демократическую идеологию. Этот отряд сближался с гневной крестьянской массой.


Резкая непримиримость, «нечто неумолимое», некоторое «раздражение» отличает, по мнению Герцена, «новых людей» от дворянской интеллигенции. Те же черты наблюдаем мы и в творчестве Лермонтова. В нем часто, особенно в юношеском периоде, звучит тема возмездия и в стихах слышится гнев. Эту гневную интонацию от Лермонтова наследует Некрасов, а вслед за ним, в наше время Маяковский.


На протяжении первой половины XIX века старые феодальные связи начинали постепенно расшатываться и создавался мир новых общественных отношений. Этот процесс усилился в тридцатые годы. Человек развивался в личность, развивался «в человека» (выражение Герцена). Изменялся даже самый смысл слова «личность». И если в начале века слово «личность» звучало оскорблением, назвать человека «личностью» значило унизить его, то к середине века со словом «личность» стали связывать совершенно иное: право человека на развитие и уважение.


Человеческая личность все больше и больше привлекала внимание передовой общественной мысли. В то же время личная независимость, своеволие, нежелание раболепствовать, протест против «покорности и страха» считался признаком политической неблагонамеренности, опасным вольнодумством.


«Внутренний человек» (выражение Белинского) с его мыслями, чувствами, желаниями, и в первую очередь человек, униженный в обществе, ущемленный в своих человеческих правах, становится в центре внимания передовых писателей. Ищут новых способов художественного изображения богатого мира человеческой души. И здесь одно из первых мест принадлежит Лермонтову. А пафос его поэзии, по словам Белинского, заключается в «нравственных вопросах о судьбе и правах человеческой личности».


Список литературы


Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://soshinenie.ru/


Дата добавления: 30.07.2013



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Экологическое состояние почв ВНИИ риса
Реферат Построение карьеры в организации
Реферат Признаки, функции и принципы страхования
Реферат Сутність та обов язковість судового рішення
Реферат Теорії інтелекту Інтелект і мислення в сучасній психології
Реферат Правомерное поведение социально-психологические и юридические аспекты
Реферат Расчет расходов предприятия на производство и реализацию товаров
Реферат Role Of AfroCubans In The War Of
Реферат Balancing Your Work Essay Research Paper For
Реферат Учение Гегеля - высшее достижение немецкой классической философии
Реферат Проблемы подготовки молодежи к труду и выбору профессии
Реферат Андреев в. Г. Вторая индокитайская война как техногенная экологическая катастрофа
Реферат The Mystery Of Tut Essay Research Paper
Реферат Системы параллельной обработки данных
Реферат «Эффективное управление муниципальной собственностью – экономическая основа развития малого бизнеса» Савельева А. Т