Английский психиатр Р. Ленг ввел понятия онтологически уверенного и онтологически неуверенного в себе человека. К первому типу относятся люди воспринимающие себя как единое целое и познающий мир исходя из себя как точки отсчета. Ко второму типу относятся люди, постоянно неуверенные во всем, которые теряются при попытке принять самостоятельное решение. Такие люди испытывают постоянную потребность в своем «метапрограммировании» со стороны других людей и предрасположены к разного рода зависимостям (наркотической, компьютерной и т.д.), а также легко попадают в секты.
Поэтому духовное воспитание детей должно быть направлено кроме всего прочего на созидание онтологически уверенной личности ребенка.
Одной из самых больших проблем современности является то, что наши дети вместо общения с реальными людьми значительное время проводят за компьютерными играми и телевизором, т.е. в виртуальном мире. Состояние виртуальности характеризуется тем, что ребенок живет в мире равнозначных и иллюзорных ценностей. Убийство, стол, любовь - все это в виртуальном мире равнозначно и обесценено. Опастность заключается в том, что виртуальный мир обесценивает для ребенка и события реального мира. Ребенок не в состоянии ощутить иерархию идей и объектов этого мира.
Психиатр А. Данилин, работающий с различного рода зависимостями, писал [1, с. 335] : «... это совершенно иная, абсолютно незнакомая нам психология. Наша постоянная ошибка заключается в том, что если мы пытаемся учить или лечить «виртуального» человека, то исходим из того, что главное - любовь к семье, совесть или хотя бы стремление сделать карьеру - у него есть.
Но это не так. Он стремится только получать и потреблять.
Поломка компьютера у современного подростка вызывает шок, сравнимый разве что с синдромом отмены наркотика».
Однако предрасположенность к уходу в «виртуальный» мир формируется не только за компьютером. А. Данилин писал [1,с. 366], что формирование «виртуального человека» начинается в начальной школе.
«Ведь информация, предъявляемая ребенку современной культурой, имеет свойства равнозначности и избыточности. Более того, она преимущественно визуальна и несет в себе тенденцию ограничения творческого воображения.
Ребенок, оказывающийся один на один перед невообразимым массивом эмоционально равнозначной информации, автоматически испытывает «чувство неуверенности в эффективности своего взаимодействия с реальностью» (Эриксон). Сегодня ребенок школьного возраста оказывается ровно в той же когнитивной ситуации, что и человек, впервые в жизни испытавший на себе действие LSD!»
То есть у ребенка начинает формироваться онтологическая неуверенность в себе. Поэтому главным, о чем должны позаботиться в раннем школьном возрасте родители и школа является вырабатывание ребенком мировоззренческой «точки отсчета», на которой можно было бы выстраивать иерархию жизненных ценностей. Выстраивание этой иерархии происходит под влиянием культуры взрослых, однако глубинно нуждается в трансцендентной надмирной санкции (об этом подробнее мы скажем чуть позднее).
Интересно, что выстраивание такой ценностной иерархии, сделало бы более эффективным весь процесс обучения.
«Недостаток внимания со стороны учеников, на который нынче жалуются все преподаватели, - пишет Ж. Липовецки, - это не что иное, как одна из форм холодного и небрежного отношения ко всем феноменам жизни, сходного с реакцией телезрителей, увлеченных всем и ничем, возбужденных и безразличных в одно и то же время, перенасыщенных информацией, с сознанием выборочным, рассеянным, которое является антиподом сознания добровольного или детерминированного».
Другой проблемой, связанной с духовным состоянием дошкольника, по мнению А. Данилина является следующая [1,с. 367]: «... человеческая душа стремится к духовному преображению - открытию в себе трансцендентного измерения. Когнитивный диссонанс приводит к нарастанию неясной тревоги. Несовпадение истинной потребности и предлагаемой культурой изобильной и равнозначной информации особенно больно отражается на детях, у которых от «кризиса» к «кризису» нарастает чувство неуверенности в себе (по каким бы авторам оно ни понималось).
Родители могут убедиться в существовании этого диссонанса, наблюдая не соответствующую возрасту привязанность ребенка к волшебным сказкам, своим старым книжкам и мультфильмам. Дети чувствуют наличие в них волшебства - трансцендентности, которой их хочет лишить культура взрослых».
Глубинная потребность ребенка в трансцендентном, в существовании Высшего Добра, Справедливости - того, от чего можно начать отсчет всей жизни, видна, например, в повальном увлечении наших детей Гарри Потером. Им необходимо для их духовного устроения, чтобы существовала страна, в которой живут всесильные добрые волшебники, которые знают, что с нами происходит и могут вмешаться и помочь, если совершается какое-то зло. Однако несмотря на все достоинства упомянутого произведения, нетрудно убедиться, что оно слишком мелко, чтобы стать фундаментом для построения иерархии духовных ценностей в душе ребенка, в которой он, как мы уже убедились, глубинно нуждается в начальной школе.
Семнадцатилетний педагогический опыт автора свидетельствует, что упомянутые проблемы эффективно решаются на уроках Православной Культуры, которые в настоящее время в различной форме вводятся во многих регионах России.
Православное миросозерцание основано на том, что существует Бог - высшее трансцендентное всесильное Начало, Которое есть Само Добро и Которое бесконечно любит каждого человека. Вера в это как нельзя лучше выстраивает ценностную иерархию в душе ребенка. Необходимость проявлять любовь, доброту, послушание и прочие нравственные качества приобретает характер безусловного императива, которому необходимо следовать. Если взгляды семьи ребенка не позволяют ему принять весть о Боге в своем безусловном варианте, все равно известие о том, что существуют люди, которые в Бога верят, и описание их веры помогут выстраиванию ценностной иерархии в душе ребенка в несравнимо большей степени, чем чтение книги о Гарри Потере. Автор свидетельствует, что дети в начальной школе буквально нуждаются в известии о том, что всесильный Бог их любит, и детские сердечки радостно раскрываются навстречу этой любви.
Последнее, в свою очередь, открывает глубинные возможности для духовно-нравственного воспитания. В начальной школе дети готовы воспринимать духовные сокровища, которые содержатся в самом замечательном произведении человечества - Библии. При этом в первом классе нужно дать самые основные сведения о Боге, о грехопадении, о Евангельской истории, можно для этого использовать, например, серию учебников, написанную в соавторстве прот. Виктором Дорофеевым и О.Л. Янушкявичене или другие аналогичные.
Согласно программе упомянутых авторов в первом классе даются наиболее общие понятия о Боге, о сотворении мира, о грехопадении, о воплощении Иисуса Христа, о возможности спасения через Его жертву. Во втором классе изучаются годичные церковные праздники, что позволяет познакомиться с традициями церковной жизни, свято хранимыми русской культурой. Тем самым ребенку дается возможность ощутить ритм жизни верующего русского человека. В третьем классе можно вести с детьми разговоры о существующих добродетелях, используя ветхозаветные сюжеты. Эти сюжеты красочны, жизненны, связаны один с другим, в них представлен широкий спектр человеческих отношений. На уроках можно использовать детскую Библию. Только постоянно нужно помнить, что мы-то живем в Новозаветное время, и это нужно обговаривать. Например, почему Иаков поступает безнравственно? Этот вопрос дети часто задают. Потому что тогда мир еще не знал Христа. У нас с вами сердце очищено жертвой Христа, мы и видим, что он поступал нечестно, а у Иакова сердце было затемнено первородным грехом, вот он и не видел, что грешит. Стремился к Богу как мог и не понимал, что так поступать нельзя.
В четвертом классе можно уже более подробно изучать Евангелие. В этом возрасте дети уже способны понемногу читать Евангелие сами. Только нужно все отрывки подробно обсуждать.
В начальной школе на уроках желательны поделки, можно, например, делать Ноев ковчег или выстригать ангела. Чтобы понять, зачем нужен свет, можно попробовать походить по классу или писать с закрытыми и открытыми глазами. Можно на тему притч или ветхозаветных сюжетов ставить сценки. Очень помогает тетрадь. К ней на уроках должно быть очень серьезное отношение. Можно, например, сказать, что каждый делает для себя детскую Библию. Мы записываем в тетрадь самые важные вещи из тех, о которых мы говорим. На тему каждого урока - картинки. На праздник - подарок: какая-нибудь раскраска на библейскую тему, она торжественно вклеивается в тетрадь. Дети готовят свои детские Библии для своих будущих детей: нужно ведь будет и им о Боге рассказывать, а как же без картинок?
Очень важно, чтобы дети чувствовали, что педагог ценит урок, что ему важна и радостна встреча с детьми, что он ее ждет.
В старших классах онтологическая уверенность может формироваться как результат духовного самовоспитания, которое можно описать словами «доминанта на другого человека». Старшеклассники с помощью учителя могут отрефлектировать свою онтологическую неуверенность, и направленно начать с ней бороться. А. Данилин свидетельствует об удивительном факте: если человек пытается перенести акцент с собственных потребностей на переживания и потребности других людей, он обретает онтологическую уверенность в себе. Однако процесс выстраивания другодоминантности достаточно сложен. И вновь на помощь может прийти урок Православной Культуры. Основа учения Христа - заповеди: возлюби Бога и другая, равная ей, возлюби ближнего твоего как самого себя. Вторая заповедь является духовной переформулировкой учения физиолога Ухтомского о другодоминантности. Будучи глубоко воспринятой, эта заповедь позволит ученикам старших классов начать нелегкий путь к выстраиванию онтологической уверенности в своей личности.
Список литературы
Литература
1. Данилин А. LSD галюциногены, психоделия и феномен зависимости. - М. 2001.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.portal-slovo.ru
Дата добавления: 11.09.2013
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |