Реферат по предмету "Другое"


Мотив пути в лирике М.А. Волошина

Тынянских В.Г.


К неординарной личности поэта Серебряного века М.А. Волошина, художника и философа, воплотившего в своем творчестве искания русской литературы, вели пути многих писателей. В его гостеприимном доме в Коктебеле бывали М.И. Цветаева, Н.С. Гумилёв, К.Д. Бальмонт. И сегодня дом-музей М.А. Волошина, как это повелось со времен поэта, является местом, объединяющим почитателей литературы, искусства: здесь ежегодно проводятся литературоведческие и теософские конференции, литературные фестивали. В то же время исследовательских материалов, посвященных жизни и творчеству М.А. Волошина, интереснейшего поэта рубежа XIX-XX веков, сравнительно немного. В вышедшей в 1990 году книге «Воспоминания о Максимилиане Волошине» Лев Озеров заметил: «Максимилиан Волошин - это обширный поэтический материк, до сих пор нами не освоенный» [5, с. 48]. И, нужно сказать, с тех пор немногое изменилось.


Среди работ, носящих мемуарный характер, следует назвать книги И.Т. Куприянова «Судьба поэта: личность и поэзия М. Волошина» (1979), В.П. Енишерлова «Судьба Максимилиана Волошина» (1985), Л.К. Долгополова «Волошин и русская история: на материале крымских стихов 1917-1921 гг.» (1987), В.П. Купченко «Странствие Максимилиана Волошина» (1997) [7]. Образу Киммерии посвящены статьи Н.Г. Арефьевой, О.Г. Згазинской, М.Ф. Ширмановой, однако целостное представление о поэтическом мире М.А. Волошина, о его лирическом герое, о мотивной структуре его лирики пока не сложилось, как не устоялась и периодизация его творчества. Этими обстоятельствами и обусловлена актуальность темы, которая направлена на изучение метафорического содержания мотива пути в лирике М.А. Волошина, на выявление его связи с особенностями миросозерцания писателя. Как известно, мотив пути является сквозным в русской культуре. Так, в произведениях фольклора герой отправляется в дорогу в поисках счастья, возлюбленной, близкого человека. В пути ему приходится преодолевать различные препятствия, испытания, требующие смекалки, выносливости, он попадает в обстоятельства, в которых должен сделать выбор. В художественной литературе метафора пути зачастую подразумевает поиск героем цели, смысла жизни, отражает особенности его мироощущения. Множество примеров мы находим в творчестве А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, Н.С. Лескова, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого и других классиков.


Мотив пути является концептуально значимым и в творчестве М.А. Волошина, наиболее развернуто реализуется в лирике писателя разных лет и напрямую связан с образом лирического героя, прохожего, странника, путника:


Странником вечным


В пути бесконечном


Странствуя целые годы,


Вечно стремлюсь я,


Верую в счастье


И лишь в ненастье


В шуме ночной непогоды


Веет далекою Русью.


«В вагоне», 1901


Именно М.А. Волошину принадлежат слова: «В вашем мире я - прохожий, близкий всем, всему чужой» («По ночам, когда в тумане...», 1903). Заметим, что в словаре Д.Н. Ушакова лексическое значение слов «прохожий», «странник», «путник» сводится к тому, что это «человек, путешествующий пешком». Можно заметить, что и в стихотворениях М.А. Волошина «Акрополь» (1900), «В вагоне» (1901), «Пустыня» (1901) и ряде других, написанных в годы странствий и составивших впоследствии циклы «Когда время останавливается» (1903-1905), «Блуждания» (1910-1917), реализуется именно это значение:


Жизнь - бесконечное познанье.


Возьми свой посох и иди!


И я иду - и впереди


Пустыня, ночь и звезд мерцанье...


«Пустыня», 1901


Обращает на себя внимание личностное сходство лирического героя и самого поэта. В поздних автобиографиях М.А. Волошин часто повторял: «Вся первая часть моей жизни была посвящена большим пешеходным путешествиям» [1, с. 273], а свой способ познания мира поэт называл «осязательным».


Известно, что во время своих путешествий по Европе М.А. Волошин вел дневник, в котором записал «кредо своего познания»: «В путешествии не столько важно зрение, слух и обоняние, сколько осязание. Для того, чтобы вполне узнать страну, необходимо ощупать её вдоль и поперек подошвами своих сапог» [3, с. 7]. В «Листках из записной книжки» он так объясняет причину своего путешествия именно пешком: «… Мне хотелось бы пройти из Мюнхена пешком через Альпы по неизвестным диким горным тропинкам, так, как когда-то ходили в Италию германские паломники, с мешком за спиной, с палкой в руках» [4, с. 343].


Герой-странник М.А. Волошина не просто путешествует, он познает мир, через который пытается познать и себя:


Да, я помню мир иной -


Полустертый, непохожий,


В вашем мире я - прохожий,


Близкий всем, всему чужой.


Ряд случайных сочетаний


Мировых путей и сил


В этот мир замкнутых граней


Влил меня и воплотил.


«По ночам, когда в тумане…», 1903


Второе значение, которое имеет образ прохожего в лирике М.А. Волошина, - человек, осмысляющий себя как частичку космоса, мирового разума; человек духовно алчущий, находящийся в вечном поиске себя и истоков мира. Интересно в этом отношении стихотворение «Подмастерье» (1917). Лирический герой этого произведения пытается разобраться в устройстве мира:


Твой дух дерзающий познает притяженья


Созвездий правящих и волящих планет…


Так, высвобождаясь


От власти малого, беспамятного «я»,


Увидишь ты, что все явленья -


Знаки,


По которым ты вспоминаешь самого себя,


И волокно за волокном сбираешь


Ткань духа своего, разодранного миром.


«Подмастерье», 1917


Это ему, «путнику по вселенным», «было сказано»:


Ты будешь странником


По вещим перепутьям Срединной Азии


И западных морей...


«Подмастерье», 1917


В письме М. Волошина А. Петровой ещё в 1901, по свидетельству С. Пинаева, «поэт чётко определял географические границы и цели своих странствий»: «Теперь туда - в пространство человеческого мира - учиться, познавать, искать. В Париж я еду <…> чтобы познать всю европейскую культуру в её первоисточнике и затем, отбросив всё «европейское» и оставив только человеческое, идти учиться к другим цивилизациям, «искать истины» - в Индию и Китай…» [6, с. 53].


Лирический герой М.А. Волошина - человек, который не привязывается к людям, он не друг и не враг, он - путник, сопровождающий их в жизни; он - прохожий, который появляется в нужный момент, чтобы подать руку помощи и, исполнив свою миссию, исчезнуть, не прося ничего взамен. В работе «Живое о живом» (1932) поэтесса М.И. Цветаева вспоминала о том, что мать М.А. Волошина, Елена Оттобальтовна, сдавала комнаты в доме «по смехотворной цене», но сам поэт «физически не мог сдавать комнаты друзьям. Ещё меньше - чужим» [2, с. 401].


По словам современников, Максимилиан Волошин был человеком дружелюбным, притягивал своей искренностью. Сверх этого, как писала М.И. Цветаева в воспоминаниях «Живое о живом» (1932), Максимилиан Волошин в хорошем смысле любил «дарить» своих друзей: «Одно из жизненных призваний Макса было сводить людей, творить встречи и судьбы. Бескорыстно, ибо случалось, что двое, им сведенные, скоро и надолго забывали его <…> Убедившись сейчас, за жизнь, как люди на друзей скупы, насколько всё и всех хотят для себя, ничего для другого, насколько страх потерять в людях сильнее радости дать, не могу не настаивать на этом врожденном Максином свойстве: щедрости на самое дорогое, прямо обратной ревности <…> Он так же давал, как другие берут. С жадностью» [2, с. 401].


Лирический герой стихотворений «По ночам, когда в тумане…» (1903), «Таиах» (1905), «Возлюби просторы мгновенья…» (1908) и «Как некий юноша в скитаньях без возврата…» (1913), как и сам поэт, будучи «близким всем», «всему чужим», одновременно одинок и свободен:


Возлюби просторы мгновенья,


Всколоси их звонкую степь,


Чтобы мигов легкие звенья


Не спаялись в трудную цепь.


Ах, как тяжко бремя свободы,


Как темны просторы степей!


Кто вернет темничные своды


И запястья милых цепей?


«Возлюби просторы мгновенья…», 1913


В 1905 году М.А. Волошин пишет стихотворение «Таиах», в котором лирический герой повторяет фразу из стихотворения «По ночам, когда в тумане…», но при этом ясно характеризуется как человек, не имеющий перед кем-либо обязательств, человек, не зависящий от других людей:


Не царевич я! Похожий


На него, я был иной…


Ты ведь знала: я - Прохожий,


Близкий всем, всему чужой.


«Таиах», 1905 555


Марина Цветаева так характеризовала М.А. Волошина-друга: «Спутничество: этим продолжительным протяжным словом дан весь Макс с людьми - и весь без людей. Спутник каждого встречного и, отрываясь от самого близкого, спутник неизвестного нам светила. Отдалённость и неуклонность спутника. То что-то, вечно стоявшее между его ближайшим другом и им и ощущаемое нами почти как физическая преграда, было только - пространство между светилом и спутником, то уменьшавшееся, то увеличивающееся <…> Макс принадлежал другому закону, чем человеческому, а мы, попадая в его орбиту, неизменно попадали в его закон. Макс сам был планета» [2, с. 411].


Синтез многозначности образа прохожего, у которого свой «долгий путь», мы находим и в стихотворении М.А. Волошина «Как некий юноша, в скитаньях без возврата…»:


Бездомный долгий путь назначен мне судьбой.


Пускай другим он чужд… я не зову с собой, -


Я странник и поэт, мечтатель и прохожий.


«Как некий юноша, в скитаньях без возврата…», 1913


Таким образом, анализ ряда стихотворений позволяет говорить о том, что мотив пути является организующим для всего творчества М.А. Волошина. Образ лирического героя-прохожего, сквозной в лирике поэта, представляет собой сложную метафоруй, синтезирует значения слов «путешествие», «свобода», «одиночество», «скитание», «спутничество» и требует дальнейшего скрупулезного изучения.


Список литературы


1. Волошин М.А. Автобиография // Волошин М.А. Собр. соч.: в 10 т. - М., 2008. - Т. 7. - Кн. 2. - 768 с.


2. Волошин М.А. «Жизнь - бесконечное познанье...». - М.: Педагогика-Пресс, 1995. - 576 с.


3. Волошин М.А. Журнал путешествия, или Сколько стран можно увидать на полтораста рублей // Волошин М.А. Собр. соч.: в 10 т. - М., 2006. - Т. 7. - Кн. 1. - 544 с.


4. Волошин М.А. Листки из записной книжки // Волошин М.А. Собр. соч.: в 10 т. - М., 2007. - Т. 5.


5. Воспоминания о Максимилиане Волошине / сост. В.П. Купченко, З.Д. Давыдова. - М.: Сов. писатель, 1990.


6. Пинаев С. Максимилиан Волошин, или себя забывший бог. - М.: Молодая гвардия, 2005. - 661 с.


7. См.: Долгополов Л.К. Волошин и русская литература (на материале крымских стихов 1917-1921 гг.) // Русская литература. - 1987. - № 4. - С. 168-176; Енишерлов В.П. Судьба Максимилиана Волошина. - М., 1985; Куприянов И.Т. Судьба поэта. Личность и поэзия Максимилиана Волошина. - Киев, 1979; Купченко В.П. Странствие Максимилиана Волошина. - СПб.: Логос, 1996. - 544с.


Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://unid.bsu.edu.ru


Дата добавления: 07.09.2013



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Компетенция правительства. Прокуратура в зарубежных странах
Реферат Концепция естественного и свободного воспитания Ж-Ж Руссо и ее развитие представителями русской педагогики 2
Реферат Создание предприятия по производству керамической плитки
Реферат Основание Венецианской республики
Реферат Скорость движение
Реферат Показатели вариации
Реферат Определение оптимальных рабочих параметров процесса экстрактивной ректификации смеси ацетон-хлороформ в сложной колонне с боковой секцией
Реферат Общая характеристика систем управления
Реферат Малые аномалии развития сердца и физическая культура
Реферат Монгольское иго за Китайской стеной
Реферат Дитячий хрестовий похід 1212 року
Реферат Специфика деятельности специалиста по социальной работе по профилактике склонности к правонарушениям среди детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Реферат Использование метода гештальт-терапии в социально-психологической реабилитации военнослужащих, получивших ранения
Реферат Дар 2
Реферат Эффективность технологии социальной работы с семьями детей с ограниченными возможностями здоровь