Квашук Павел Валентинович
Многолетние исследования проблемы индивидуализации подготовки спортивного резерва (3, 4, 9) позволили установить, что понятие «индивидуализация подготовки» в юношеском спорте носит условный характер и не может в полной мере быть реализовано в практике.
В настоящее время исследователями выделено значительное количество индивидуальных признаков, учет которых может быть использован тренером в работе. К ним относят морфофункциональные показатели, уровень биологической зрелости и развития двигательных качеств, психические и личностные особенности юного спортсмена, технические и тактические элементы соревновательной и тренировочной деятельности, выбор стратегии построения тренировочных нагрузок с учетом особенностей адаптации к ним и многие другие (2, 4, 5, 6, 7, 10, 11).
Индивидуальный подход предполагает знание индивидуальности, то есть того особенного, неповторимого, что отличает одного человека от всех других и включает природные и социальные, физические и психические, врожденные и приобретенные свойства. Учитывая это, даже в спорте высших достижений реальная индивидуализация подготовки спортсмена представляется исключительно сложной задачей, которая к тому же еще более затрудняется по причине использования тренером накопленного в прошлом опыта.
В юношеском спорте реализация полноценного индивидуального подхода к тренировочном процессу, по-видимому, нецелесообразна: во-первых, в настоящее время точно выявить адаптационный резерв организма невозможно, во-вторых, невозможно полностью оградить талантливого юного спортсмена от воздействия социальных факторов, в период роста и развития во многом формирующих его психический статус и поведенческие реакции.
Реальные возможности управления подготовкой юных спортсменов предполагают учет не всех, а лишь некоторых типичных признаков, наиболее значимых для конкретного этапа многолетней тренировки и спортивной специализации.
Из вышеизложенного следует, что в юношеском спорте более корректно говорить не об индивидуальном, а о дифференцированном подходе к построению тренировочного процесса, предполагающем учет характерных групповых особенностей юных спортсменов, важных для построения тренировочных нагрузок, обучения технико-тактическим действиям, участия в соревнованиях.
Дифференцированный подход представляется гораздо более узким, однако позволяет учитывать изменчивость типологических особенностей юных спортсменов и существенно оптимизировать тренировочный процесс на этапах многолетней подготовки.
По-видимому, дифференцированный подход является наиболее рациональным методом реализации принципов детерминации, адекватности и фазового акцента (1) в детском и юношеском спорте.
Изучение особенностей дифференцированного подхода к построению тренировочного процесса юных спортсменов на этапах многолетней тренировки свидетельствует о постепенном изменении значимости учета различных типических признаков в процессе становления спортивного мастерства.
На этапах начальной подготовки и начальной спортивной специализации наиболее важными характеристиками, реализуемыми при выборе стратегии подготовки, величины и направленности тренировочных нагрузок, являются консервативные, генетически обусловленные типические (конституциональные) признаки юных спортсменов, к которым относятся: соматотип, уровень биологического созревания, динамика развития основных физических качеств и функций организма юного спортсмена в сенситивные периоды и др.
В исследованиях сотрудников и аспирантов Отдела теории и методики детско-юношеского спорта ВНИИФК были изучены возможности применения дифференцированного подхода для оптимизации тренировочного процесса юных спортсменов, специализирующихся в различных видах спорта на этапах многолетней тренировки. В качестве примера приведем некоторые результаты.
Показано, что определить соматотип и произвести конституциональную оценку девочек с высокой надежностью возможно уже в период первого детства. При формировании групп гимнасток-«художниц» необходимо учитывать различия по соматическим признакам и уровню развития двигательных качеств уже в 4-5-летнем возрасте. В связи с высокой изменчивостью соматических показателей в этом возрасте оценка вариантов развития и коррекция направленности применяемых тренировочных нагрузок должна производится не реже трех-четырех раз в год.
Установлено, что на этапе начальной спортивной специализации около 30% юных гребцов на байдарках отличаются замедленным биологическим созреванием. При одинаковой тренировочной программе эти спортсмены имели более низкие темпы развития силовых качеств и выносливости по сравнению со сверстниками, биологический возраст которых соответствовал паспортному. Распределение юных гребцов по группам в соответствии с биологическим возрастом и коррекция тренировочных нагрузок позволили более успешно осуществлять тренировочный процесс.
В результате выполненных исследований установлено, что уровень физических качеств начинающих метателей в большой степени связан с морфологическими особенностями телосложения.
При исследовании физического развития и физической подготовленности метателей 12-14 лет выделены две основные группы спортсменов с типичными признаками. Первую группу составили юные спортсмены с большой массой тела, выраженным жировым компонентом, высоким и средним ростом, преимуществом в поперечных размерах звеньев тела. Спортсменов этой группы отличал повышенный исходный уровень силовых качеств, они были более восприимчивы к силовым нагрузкам, и даже при средних и малых объемах силовой работы прирост силы происходил у них достаточно быстро. Однако для них были характерны низкий или средний уровень быстроты и скоростно-силовых качеств и невысокие темпы прироста этих качества. Во вторую группу вошли юные метатели, отличающиеся высокими значениями продольных размеров звеньев тела, развитым костным и мышечным компонентом массы тела. Они более быстрые, координированные, однако по уровню силы уступают метателям первой группы, труднее приспосабливаются к режимам силовой работы и труднее сохраняют достаточный уровень силы, часто только при поддерживающих силовых нагрузках определенного объема и интенсивности.
На этапах углубленной тренировки и спортивного совершенствования высокую значимость приобретают более лабильные типические особенности юных спортсменов, изменяющиеся в зависимости от текущего функционального состояния организма, структуры общей и специальной подготовленности, воздействия тренировочных нагрузок и других факторов окружающей среды. К ним относятся: функциональные возможности физиологических систем организма, характер энергообеспечения специфической двигательной деятельности, степень развития двигательных качеств и других компонентов тренированности, стиль соревновательной деятельности и т.д.
Так, у юных спринтеров на этапе углубленной тренировки выделены группы спортсменов с наиболее ярко выраженным преобладанием различных двигательных качеств, в частности быстроты, силы. Бегуны с выраженным развитием скоростных способностей отличаются высокой стартовой скоростью, частотой движений и относительно низким уровнем развития специальной выносливости. Для спортсменов с преобладанием силовых способностей характерны более мощное отталкивание, большая длина шага при несколько замедленном стартовом разгоне.
Исследование функционального состояния мышц после стандартных нагрузок различной направленности позволило установить, что различные двигательные возможности спринтеров зависят от особенностей адаптации нервно-мышечного аппарата к нагрузкам различной направленности.
Изучение соревновательной деятельности бегуний на 400 м (этап спортивного совершенствования) позволило выявить бегуний с различной тактикой прохождения дистанции. Показано, что различия в структуре соревновательной деятельности обусловлены особенностями энергетического метаболизма, мощностью и емкостью фосфогенного и лактацидного механизмов энергообеспечения. Различная стратегия подготовки в выделенных группах бегуний позволяла им показывать высокие результаты.
На этапе углубленной тренировки юных лыжников-гонщиков наиболее значимыми факторами физической подготовленности являются: общая физическая работоспособность, аэробная производительность организма, скоростно-силовой потенциал мышц и скоростная выносливость. Объединение спортсменов в группы на основании выявления фактора, лимитирующего уровень подготовленности, и направленная коррекция тренировочного процесса позволили лыжникам с различной структурой подготовленности в соревновательном периоде добиться равноценно высоких спортивных результатов.
Приведенные примеры убедительно доказывают эффективность дифференцированного подхода к построению тренировочного процесса на этапах многолетней подготовки юных спортсменов, специализирующихся в различных видах спорта.
Реализация дифференцированного подхода позволяет рационализировать построение многолетней тренировки юных спортсменов, существенно расширить рамки поиска рациональных критериев управления тренировочным процессом, более полно учитывать факторы, ограничивающие проявление двигательных способностей и реализацию резервных возможностей функциональных систем организма юных спортсменов.
Список литературы
Бальсевич В.К. Контуры новой стратегии подготовки спортсменов олимпийского класса // Теория и практика физической культуры. - 2001. - № 4. - С. 9 - 10.
Воробьев А.Н. Тренировка, работоспособность, реабилитация - М.: ФиС, 1989. - 271 с.
Корженевский А.Н., Квашук П.В., Птушкин Г.М. Новые аспекты комплексного контроля и тренировки юных спортсменов в циклических видах спорта // Теория и практика физической культуры. - 1993. - № 10. - С. 28-33.
Губа В.П., Никитушкин В.Г., Квашук П.В. Индивидуальные особенности юных спортсменов. - Смоленск: Изд-во «ТО-информ коммерческого агентства», 1997. - 219 с.
Мартиросов Э.Г. Морфофункциональная организация и спортивные достижения борцов высокой квалификации: Автореф. дис. ... канд. биол. наук. - М., 1968. - 27 с.
Мерлин В.С. Очерки интегрального исследования индивидуальности. - М.: Педагогика, 1986. - 256 с.
Мищенко В.С. Функциональные возможности спортсменов. - Киев: Здоров'я, 1990. - С. 200.
Никитюк Б.А. Адаптация, конституция и моторика // Теория и практика физической культуры. - 1989. - № 1. - С. 40-42.
Никитушкин В.Г., Квашук П.В. Некоторые итоги исследования проблемы индивидуализации подготовки юных спортсменов // Теория и практика физической культуры. -1998. - № 10. - С. 19-22.
Теплов В.М. Проблемы индивидуальных различий. -М.: АПН РСФСР, 1961. - 563 с.
Харитонова Л.Г., Михалев В.И., Шкляев Ю.В. Теоретическое и экспериментальное обоснование типов адаптации в спортивном онтогенезе лыжников-гонщиков // Теория и практика физической культуры. - 2000. - № 10. - С. 24-28.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://bmsi.ru
Дата добавления: 25.11.2013
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |
Реферат | Development of technology of crude smoked sausage |
Реферат | Анализ ассортимента и технологий п/ф из заварного теста |
Реферат | Государственный строй: истоки и эволюция |
Реферат | Подведомственность |
Реферат | Обжалование |
Реферат | Основные формы реализации права |
Реферат | Історія системи харчування українців |
Реферат | Архитектура г. Ростова-на-Дону |
Реферат | В.В. Ханджи-великий конструктор |
Реферат | Проект здания гостиницы г.Сочи |
Реферат | Ремонт сх техники |
Реферат | Древнеславянская мифология |
Реферат | Йорг Шлайх-Великий инженер |
Реферат | История бетона и железобетона |
Реферат | Храм Василия Блаженова |