Реферат по предмету "Другое"


Народность, как онтологическая основа нравственности.


А. В. Грунтовский


Заявленная тема конференции - «Православие и нравственность» - как нам представляется, требует уточнения. Есть довольно лобовое и, видимо, не верное решение задачи: православие - источник нравственности. Таких высказываний более чем достаточно. Выходит, до того момента, как князь Владимир загнал киевлян в реку, нравственности на Руси не было. Многие утверждают, что и Руси-то не было. Такие высказывания не выдерживают никакой критики, а главное: компроментируют всяческое православно-патриотическое движение. Славянский этнос, вместе со своим языком, фольклором (а стало быть - своим народным богословием, своей философией, этикой, в итоге - нравственностью) выделился из общей индо-арийской этнической группы около шести тысячелетий назад. Есть на то достаточно неоспоримые данные лингвистики, фольклористики, этнографии… Проблемы наших расхождений в этих вопросах в том, что до сих пор нет достоверной теории происхождения этносов. Мы глядим на процесс происхождения этносов (а значит и языков, культур, религий) вполне по Дарвину (в частности не ушла от дарвинизма и теория этногенеза Л. Н. Гумилёва). Если обратиться к православному, а с нашей точки зрения - истинно научному подходу, - то первичен «логос» (или «эйдос», но никак не «эгрегор» или там «архетип») Руси. Он, как «сотворённый прежде всех лет», привёл к формированию русского этноса, результатом, чего на определённом этапе, и стал свободный выбор веры.


Собственно, понятие «нравственность» - происходит от «нрав» - особенность поведения, что вполне соотносимо с латинским понятием «ментальность» (от mens - ум, мышление, образ мыслей, душевный склад). Хотя в «нравственность» мы вкладываем нечто большее. Есть тут дух, укорененный в Святом Духе, есть душевность и телесность: понятая как сформулированные понятия о греховности и о праведности. Типично ещё одно ходовое, но столь же не верное высказывание: «нравственность не выводима не из чего». Нравственность есть проявление мировоззрения, т. е. (в случае традиционного сознания) - народного богословия или иными словами - русского духа.


Народная традиция фиксирует нравственные понятия во всех жанрах фольклора: от колыбельной до былины и духовного стиха. Ярчайшее выражение народной нравственности находим мы в обрядовой поэзии: в свадебном, похоронном, рекрутском и других обрядах. А так же - в поговорках, традиционной культуре вечерин (бесед), детской игровой культуре и т. д. и т. д. Всё перечисленное входит в понятие «народной педагогики». Именно благодаря наличию последней, формируются и сохраняются этносы (см. нашу работу «Добрая земля»). А при отсутствии народной педагогики этносы просто исчезают. Что мы и наблюдаем в процессе глобализации. Именно в этом проблема демографического вымирания России: наша традиционная (хоть и в остаточных формах) нравственность является главным препятствием для проводимых ныне в России реформ - эксперимента тупикового и гибельного.


Итак, этнос существует постольку, поскольку он воспроизводит из поколения в поколение самоё себя: свою ментальность, а - глубже - нравственность. Общественно-экономические отношения, государственный строй, религиозные конфессии - это вторично.


Безусловно, существует и понятие «христианской нравственности». Причем, ей предшествует нравственность «допотопная» - приведшая мир к потопу. Затем является нравственность «ветхозаветная» (основанная на десяти Моисеевых заповедях), выродившаяся в итоге в «нравственность» фарисеев, что и привело Спасителя к Голгофе. Наконец, нравственность «новозаветная», которая явилась базой для формирования национальных «христианских нравственностей». Что дано нам в чуде «Пятидесятницы», где каждому из апостолов было заповедано «идти к языкам» и научить их слову Божьему на своём языке.


Теперь обратимся к понятию «русская идея». В целом ряде наших работ (см. напр. «Материк Россия»), мы обращали внимание, что национальная идея ни есть какая-то формула, выдвинутая тем или иным мыслителем, как иронизировал Иван Солоневич: «Бердяй Булгаковичем Франком». Русская идея или русский дух - Богом данная первосущность («логос нации») - результатом которой и является наш народ и государство. Носителем национальной идеи является народная культура, а не философская школа. Можно в рабочем порядке оставить любую из исторических формул. (Точнее всего уваровская: «Самодержавие, православие, народность»). Но важно достичь взаимопонимания в том, что мы вкладываем в эти термины… Об этом - ниже.


Разумеется, влияние определённой конфессии на состояние нравственности есть, но не оно определяет положение дел. Нравственность заложена Богом свыше и передаётся внутри этноса непосредственно (генетически) и опосредованно (через механизм народной педагогики). Официальная государственная педагогика (система школ и вузов), как и существующие церковные организации, могут лишь соответствовать этому богоданному «логосу нации» и способствовать нравственному и государственному устроению (а последнее в общем-то, одно и то же). Либо не соответствовать.


Рассмотрим влияние церковных организаций на реальное положение дел в конкретных цифрах: сейчас по опросам более 50 % граждан ассоциируют себя с православием. Но это - надо понимать - лишь внутренний выбор (на уровне ментальности). Точно такой же выбор, какой был и перед князем Владимиром. Цифры хорошие, внушающие оптимизм, но… собственно христианской жизнью живет, с большими натяжками 1 - 2 %. В пределах статистической погрешности. Сейчас в Питере 150 приходов и если за 90-е годы их было открыто около 100 (по 10 в год), то теперь по 1 - 2 в год. Рост приходов стабилизировался. Итого: на один миллион населения - 30 приходов. До революции (800 приходов), с учётом тогдашнего населения города - 600 приходов на один миллион. Т. е. степень «воцерковлённости» была в 30 раз выше! К услугам церкви была вся система образования, СМИ, правительство, юриспруденция, полиция и армия, однако… произошло то, что произошло.


Разумеется, народная нравственность в исторической практике есть некоторое искажение (вследствие грехопадения) первичного логоса народной нравственности. Церковная нравственность, преподаваемая через церковные институты (храмы, книги, школы…) имеет ту же первооснову (тот же логос), но и те же причины искажения. Различает ту и другую нравственность только механизм передачи: в первом случае - народная педагогика, сформированная в целом задолго до прихода Спасителя, во втором - практика церковной жизни. Столь желанное тождество «народности» и «православия» есть идеал, осуществимый лишь в «жизни будущего века». («Народность» и «православие» единосущны и неслиянны - по определению). Их слияние приводит к утопическим идеям «богоизбранности»… (И видимо мало нас бил Господь, но и до сих пор мы пытаемся подменить национальные особенности конфессиональными!) Помимо механизмов передачи, между церковной нравственностью и народной есть некоторые исторически сложившиеся различия. В основе народного понимании нравственности лежит понятие «совести» («Совесть - голос Бога»). Православное вероучение, первично сформированное на греческом языке, опирается на понятие «греха» (В греческом языке нет аналога «совести»), понимаемого как выпадение из Промысла Божьего. Христианская нравственность имеет источником любовь к Богу - стремление и делом и молитвой осознать Промысел и следовать ему: «…да будет воля Твоя яко на небеси и на земли». Такова же основа и «совести» в системе традиционной славянской культуры.


Теперь рассмотрим, как складывалось взаимодействие составляющих русской идеи. На первом этапе крещения Руси «православие», как апостольская миссия, почти мирно сосуществовало с «народностью» и мы видим в самом факте крещения, в процессе формирования русской православной культуры, свободную волю народа. На следующем этапе: централизации московского государства , «православие» (как определённая форма государственной власти) относилось к «народности» весьма враждебно. Народность, мыслилась как народонаселение, как предмет воцерковления, народная культура - как пережиток язычества, беснование. (Таковы оценки летописей, решения соборов, патриаршие и царские указы…). Так трактовал народность и автор триединой формулы С. С. Уваров. Надо признать, что в некоторых случаях гонение на народную культуру были справедливы. Но в целом политика конфронтации была бесперспективна. Началась поляризация христианской культуры: в глубинке церковная жизнь приспосабливалась к народным традициям, в столицах складывался мещанский класс со своим мещанским (или как его теперь называют - «синодальным») православием. Неудержимо рос и класс выпавших из христианской жизни горожан. В этом нашел себе выражение исторический процесс секуляризации культуры, переход культуры (а следовательно и нравственности) из традиционной своей формы в цивилизационную. Сейчас этот процесс называют апостасийным.


В ХХ веке наметился третий период взаимоотношений церкви и народной культуры: мирного сосуществования. Отдельные батюшки благословляют проведение фольклорных фестивалей и т. д., но… в период, когда народная культура практически исчезла, а некоторые её элементы, используются в сфере шоу-безнеса, разобраться что есть что очень сложно. Для нас очевидно, что если церковь и именно церковь теперь же не приложит свои усилия для возрождения национальной культуры, не только внутри приходов, но и в литературе, в СМИ, в школах, то разрушение национального самосознания не заставит себя долго ждать. Что и требуется для реформаторов-глобалистов. Другие этносы, заселив вымершую Россию, установят своё «многоконфессиональное» вероисповедание, превратят церкви в музеи, как это уже произошло в Европе. (В музеи-то - это в лучшем случае!)


Некоторые выводы. Значение «православия» не в том, что оно является источником нравственности. Механизмы нравственности сложны, иерархичны (чего мы здесь по малости места не раскрывали), имеют этнические отличия… Нравственность от Бога, а не от конфессии. Практические выводы должны лежать в другом плане: в настоящие время церковь может и должна сыграть исключительную роль в деле возрождения «народности». Процесс воцерковления («второго крещения Руси») исчерпан или близок к тому. Воцерковлённой молодёжи - практически нет. Говорить о вводе программ основ православной культуры в школе или на телевидение пока не приходиться…


Как же можно сформулировать наши задачи сегодня? - Возродить русский дух, дать людям смыл жизни здесь, на земле, сформировать русскую идею завтрашнего дня - значит спаси Россию от нравственной гибели и вымирания. На практике это означает: приведение культурной политики в соответствие с национальным менталитетом, выработку позитивной патриотической идеологии, основанной на базе народности, а не конфессиональной принадлежности. Для сего надобно будет преодолеть отношение к народной культуре, как к развлекательному приложению к «патриотизму» и заняться серьёзным изучением этой культуры.


Список литературы


Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.rusland.spb.ru


Дата добавления: 15.01.2014



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Анализ собственных и привлеченных средств банка
Реферат Обработка материалов электрическим током и лазером
Реферат Технология коньяка
Реферат Примеры решения задач по курсу химии
Реферат Показатели эффективности инвестиций
Реферат История науки об управленческих решениях
Реферат Взаимодействие объективной и субъективной сторон экономической жизни общества
Реферат Проблема гуманизации человеческой деятельности. Развитие альтруистического поведения как одно из направлений гуманизации
Реферат Ісландія та країни Балтії
Реферат "Герой нашего времени" Лермонтова
Реферат Соответствие формы художественного произведения его содержанию
Реферат Инновационная модель развития национальных экономик
Реферат TheIndustrial Revoultion And Its Impact On
Реферат Индивидуально-психологические и личностные особенности лживой личности, классификация обманов
Реферат Лабораторная работа-Маятник Обербека