Реферат по предмету "Другое"


Удовлетворённость личности жизнью в её бытийных пространствах как фактор аутентичности бытия


Петухова Л.И.


Личность реализует свой потенциал через выстраивание собственного со-бытия с другими людьми в тех сферах бытийного мира, которые наиболее тесно связаны с её ценностями, интересами, симпатиями. Бытийное (жизненное) пространство конституируется активностью субъекта, связанной с реализацией им собственных жизненных устремлений. Бытийное пространство личности репрезентировано в её образе мира, и в первую очередь - смысловым конструктом «свое - чужое». В структуре бытийного пространства личности принято выделять центр (ядро), периферию и границы. Центр (первичная среда) образован объектами, представляющими наибольшую ценность для субъекта, с которыми он идентифицируется, ощущая их как часть себя. Периферию (вторичную среду) бытийного пространства личности составляют объекты и явления, степень субъективной значимости которых для неё менее важна. Границы бытийного пространства личности указывают на то, что обращено к публичности личности, является открытым, доступным для большого количества людей (С. К. Нартова-Бочавер, 2008). Изучение структуры и границ единого бытийного пространства личности имеет большое значение для объяснения поведения в пространствах её бытия.


Исследование субъективных границ бытийного пространства личности, опосредованных её когнитивными репрезентациями внешнего мира и себя, индивидуальным жизненным опытом, проводилось нами на выборке трёх возрастных групп (подростки 14 - 15 лет, студенты 20 - 23 лет, люди зрелого возраста 35 -55 лет).


При проведении исследования нас в первую очередь интересовала приоритетность для субъекта семейного пространства, образовательного пространства, пространства профессиональной деятельности, пространства круга друзей, а также границы этих пространств в едином бытийном пространстве личности и степень их приближённости к ядру личности.


Для исследования субъективных границ бытийного пространства личности нами был использован опросник «Что моё?», модифицированный А.В. Бурмистровой и автором на основе методики М. Куна «Кто Я?». В соответствии с инструкцией опросника респондентам было предложено ответить на вопросы «Что моё?», включив в опросник такие бытийные пространства личности, как семейное пространство, образовательное пространство, пространство профессиональной деятельности, пространство круга друзей.


В дополнение к методике «Что моё?» были использованы ещё два опросника («Структура бытийного пространства личности» и «Оценка нарушения границ бытийного пространства личности»), разработанные автором и апробированные в пилотажном исследовании, которое предшествовало проведению основного исследования. При использовании данной методики и опросников мы ставили задачу выявить общее и различное в структуре бытийного пространства личности у лиц разных возрастных групп.


Для анализа результатов исследования границ бытийного пространства личности, его структуры, содержательного наполнения нами был использован метод продуцирования смысла посредством ситуативных приёмов, который представляет собой наиболее часто встречающуюся форму качественного анализа, представляющую собой свободное взаимодействие различных техник (С. Квале, 2003). Данный метод включает в себя использование в определенных пределах категоризации значений (контент-анализ), измерение (ранжирование высказывания по степени выраженности интересующих нас явлений или отношений к ним), выделение звучащих в текстах опросников тем, конденсацию смыслов, сравнение отдельных высказываний между собой, группирование текстов опросников по некоторым общим признакам.


Сопоставление данных, полученных с помощью методики «Что моё?» и опросников, позволило преодолеть трудности, возникшие при анализе полученных результатов. Преодоление данных трудностей позволило убедиться в том, что личность является не жёстко детерминированным системным образованием, а сложным взаимосвязанным единством целого.


Общее количество опрошенных при исследовании структуры, содержательного наполнения и границ бытийного пространства личности составило 210 человек (70 подростков в возрасте 14 - 15-ти лет, 70 студентов в возрасте 20 - 23-х лет, 70 человек зрелого возраста 35 - 55-ти лет). Перечень открытых вопросов предполагает получение свободных ответов респондентов, исключает воздействие исследователя и обеспечивает искренность и спонтанность ответов. Нами учитывалось, что описание своего бытийного пространства основывается на личностных смыслах, опирается на собственное толкование ситуаций, охватывает внутреннюю картину психических процессов.


Исследование структуры бытийного пространства личности (ранжирование семейного, образовательного, профессионального пространств и пространства круга друзей, схематичное изображение на рисунке их соотношения в диапазоне и приближённости к «Я») позволило выделить общие и отличительные характеристики бытийного пространства личности в разных возрастных группах.


Структура и границы бытийного пространства личности, опосредованные когнитивными репрезентациями, индивидуальным жизненным опытом, смысловой сферой личности имеют отличительные индивидуальные и общие возрастные признаки.


Структура бытийного пространства личности в подростковом возрасте (14 - 15-ти лет) представлена семейным и образовательным пространствами, пространством круга друзей. Однако диапазон границ и приближённость к ядру личности данных жизненных пространств в едином бытийном пространстве личности имеет различную выраженность. Установлено, что наиболее значимым для большинства подростков является пространство круга друзей. Именно в этом пространстве наблюдается более чёткая дифференциация предметов и объектов на «моё» и «чужое», с этим пространством связаны интересы, активность и идентификация личности. Однако выявлен небольшой процент респондентов, которые пространство круга друзей исключили из своего единого бытийного пространства. Значимость для подростков семейного пространства ниже, чем круга общения с друзьями, наблюдается холодность и отчуждённость в отношениях с родителями и близкими родственниками. Ещё менее значимым для подростков выступает образовательное пространство, которое у большинства из них вынесено на периферию бытийного пространства. Исключение пространства круга друзей из единого бытийного пространства личности и вынос образовательного пространства на его периферию блокируют границы данных пространств или сужают их, существенно ограничивая поле развития и самоактуализации личности.


Структура единого бытийного пространства студентов (20 -23-х лет) представлена семейным, образовательным, профессиональным пространствами и пространством круга друзей. В данной возрастной группе наблюдается высокий уровень дифференциации предметов и объектов во всех бытийных пространствах личности. В целом это указывает на повышение уровня субъектности в данном возрасте за счёт удовлетворения потребности в самостоятельности и автономности. Наиболее значимым для большинства студентов является семейное пространство, далее профессиональное пространство (72,8% студентов являются работающими), только потом образовательное пространство и пространство круга друзей. У большинства студентов в отличие от подростков ясно и чётко выражена субъектная позиция относительно того, что допустимо, а что совершенно недопустимо в их бытийном пространстве, что допустимо только с их согласия.


Единое бытийное пространство личности лиц зрелого возраста (35-55-ти лет) представлено семейным и профессиональным пространствами, пространством круга друзей. Наибольшую значимость и приближённость к ядру личности у большинства лиц зрелого возраста имеет семейное пространство. Наблюдается достаточно высокая дифференциация предметов и объектов как в семейном, так и в профессиональном пространстве, поскольку мера ответственности, возложенная на субъекта в семье или в области профессиональной деятельности, требует персонализации, разделения функций и приложения соответствующих усилий. Пространство круга друзей большинством лиц зрелого возраста по приоритетности отнесено на 3-е место, однако это пространство (если оно не утрачено и включено в единое пространство личности) значимо, так как здесь можно снять напряжение и отвлечься от насущных проблем.


В целом во всех возрастных группах установлена тенденция к более чёткой дифференциации объектов и предметов,обусловленная зависимостью от диапазона границ и степени приближённости того или иного пространства к ядру личности. Чем более значимым для личности является пространство, тем в большей мере выражена дифференциация предметов и объектов в этом пространстве, тем шире диапазон его границ.


Установлено, что индикатором включения/исключения жизненных пространств (семейного, образовательного, профессионального, пространства круга друзей) в единое бытийное пространство личности, диапазона их границ и приближённости к ядру личности выступает удовлетворённость жизнью в этих пространствах.


Список литературы


Нартова-Бочавер С.К. Человек суверенный: психологическое исследование субъекта в его бытие. Спб., 2008.


Петухова Л.И. Границы бытийного пространства личности и их становление в онтогенезе. // Сб. мат. XXVI Межд. научно-практ. конференции / Психология и педагогика: Методика и проблемы практического применения/ Под общ. Ред. С.С. Чернова. Новосибирск, 2012. С. 45 - 49.


Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.vestnikurao.ru/


Дата добавления: 16.03.2014



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.