Реферат по предмету "Другое"


Медиапедагогика как необходимая составляющая социализации ребенка в информационном обществе


О.А. Богданова


Веками социализацией ребенка занималась семья. Именно в семье формировались образцы поведения, нормы и ценности. По мере развития общества к ней, как к источнику первичной социализации, добавились различные образовательные учреждения. В XX столетии одним из важнейших факторов становления личности ребенка стали еще и средства массовой информации, особенно телевидение. По данным электронных измерений телесмотрения компании «TNS Россия» за 2012 год, раз в неделю телевизор включают 93 % детей (исследование проводилось в городах с населением больше 100 тысяч человек в возрасте от 4-х лет и старше. Размер выборки - 9000 респондентов).


Проблема воздействия телевидения на становление личности активно разрабатывается зарубежными исследователями, особенно в США. В рамках изучения особенностей взаимодействия детской аудитории со средствами массовой информации во второй половине XX века появилось новое направление - медиапедагогика. Его целью выступает развитие навыков восприятия ребенка, критического мышления, интерпретации и анализа структур медиаконтента.


Представители концепции медиапедагогики исходят из того, что в современном мире человек находится под воздействием большого числа символов: человеческой речи, звуков и образов окружающего мира. Школа должна обучать детей помимо традиционных способов общения и невербальным способам коммуникации, в первую очередь, визуальным. Отсюда повышенный интерес к фотографии, комиксам, рекламе, а на более высокой стадии развития «визуальной грамотности» - к кино, телевидению, видео.


Американская Академия педиатрии опубликовала четыре фундаментальных вывода из многолетних исследований воздействия ТВ на детей. Во-первых, дети, которые смотрят много передач, содержащих сцены насилия, воспринимают насилие как легитимный способ разрешения конфликтов. Во-вторых, просмотр сцен насилия делает человека более беззащитным к насилию в реальной жизни. В-третьих, чем больше ребенок видит сцен насилия на экране, тем больше шансов, что он станет жертвой насилия. В-четвертых, если ребенок отдает предпочтение просмотру телепрограмм, содержащих сцены насилия, существует значительно большая вероятность, что он вырастет агрессивным человеком и даже может совершить преступление [1].


Первые исследования, экспериментально доказавшие влияние образцов агрессии кино- и телегероев на формирование установок на насилие у дошкольников и младших школьников, провел в 1960-х гг. А. Бандура [3]. В ходе исследований детской аудитории показывали снятого на кинопленку взрослого, бьющего палкой большую куклу. После этого за играющими детьми устанавливалось скрытое наблюдение. Как правило, оказывалось, что в экспериментальной группе при общении детей агрессивность обозначалась намного явственнее, чем в контрольной группе, не смотревшей указанную ленту.


В 1980 году представители Научно-консультативного комитета по изучению телевидения и социального поведения при Министерстве здравоохранения США, обобщив данные 2,5 тысяч исследований, подтвердили вывод своих предшественников о возможности негативного влияния телевидения на процесс социализации детей.


Концепцию, возникшую в тот же период в Европе, очень условно можно охарактеризовать как «оценочную». В ней на передний план выдвигались проблемы развития «иммунитета» психики к манипулированию со стороны массмедиа, прежде всего формирования критического мышления как средства «информационной защиты». Основным методом работы с детьми выступал семиотический анализ аудиовизуальных материалов и вербализация впечатлений.


Одной из наиболее распространенных является концепция «практической» медиапедагогики, ставящая своей задачей критический анализ языка медиа как «зеркала», отражающего его отношения с реальностью. В Германии, например, на рубеже XX-XXI веков были выпущены большим тиражом сборники обучающих видеокассет с подробными методическими инструкциями для педагогов, посвященные: а) тщательному анализу создания наиболее известной в Германии итоговой программы новостей на частном канале RTL; б) процессам подготовки и съемки популярного молодежного музыкального поп-шоу.


Каждой из передач были отведены около 6 часов видеоматериалов, в которых подробно описывались роли всех участников телевизионного процесса от момента зарождения замысла (задания редактора) до выбора технологического решения и конкретного его воплощения в видеоматериале. Учащимся предлагалось сравнить их реальные представления о событиях в мире с тем, что производилось на телевизионной «кухне».


В дальнейшем обучающиеся могут попробовать себя в качестве одного из телевизионных специалистов в процессе создания телесюжетов различных жанров. Полученное понимание того, насколько сложным, неестественным и даже вычурным подчас является телевизионный образ, подкрепляется осознанием трудностей, сопровождающих практическое его воплощение.


В России этот вопрос изучен пока в меньшей степени, хотя в последние десятилетия в этом направлении ведется активная исследовательская деятельность. Большинство исследователей сходятся на необходимости усиления механизмов социального контроля для защиты детей от возможности деструктивного воздействия телевизионного контента. Сегодняшние дети и подростки в будущем составят взрослое население России и будут определять облик страны, стили жизни, систему ценностей и социальных норм. В связи с этим задача по реализации социально ответственного подхода к деятельности отечественного телевидения в отношении детской аудитории становится социально значимой и особенно актуальной.


Только 0,2 % от всего эфира составляют специализированные программы, рассчитанные на детскую аудиторию. Это около полутора часов в день в среднем. При этом на самом деле большинство таких программ выходит не каждый день, а 1-2 раза в неделю. Ежедневно выходит только одна детская программа «Спокойной ночи, малыши!». Художественные фильмы для детей составляют 1 % от общего объема российского телевизионного эфира, или 2,5 % от объема всех художественных фильмов на эфирном телевидении. Однако отсутствие достаточного объема детского вещания на современном российском телевидении не приводит к снижению объема детского телесмотрения.


Существует несколько основных механизмов формирования у детей социальных ценностей под воздействием телевизионной продукции:


информирование - повышение осведомленности детей об окружающем мире, формирование первичных представлений о добре и зле, эталонах хорошего и плохого поведения;


идентификация - усвоение ребенком социальных установок и ценностей через сопоставление себя с героями передач;


имитация - копирование поведения, подражание различным персонажам.


К сожалению, в любом школьном курсе можно зафиксировать практически полное игнорирование всего, что связано со средствами массовой информации. Опускается тот очевидный факт, что наиболее значительные изменения сегодня происходят именно в информационной области и что благодаря широкому распространению средств массовой коммуникации ребенок постоянно оказывается под «ударом» множества информационных потоков. И воздействие этих потоков ни родителями, ни учителями, как правило, не контролируется, практически не прогнозируется и не учитывается.


В декабре 2010 года Государственная Дума РФ приняла Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Данный закон направлен на защиту детей от разрушительного, травмирующего их психику информационного воздействия, а также от информации, способной сформировать у ребенка установки на противоправные действия. Закон вводит запрет на информацию, вызывающую у детей страх, ужас и панику, а также оправдывающую насилие. Провозглашается недопустимым бесконтрольное распространение информации, способной вызвать у детей желание употреблять наркотики, алкоголь или побуждающей к причинению вреда жизни и здоровью.


Согласно Федеральному закону, оценивать, способна ли та или иная информационная продукция причинить вред здоровью и развитию детей, должны эксперты, имеющие высшее профессиональное образование и обладающие специальными знаниями в области педагогики, возрастной психологии, возрастной физиологии и детской психиатрии.


Однако воздействие телепродукции на детское мировоззрение, процесс формирования детских ценностей и установок под влиянием просмотра телепередач в настоящее время практически не изучается. Выполнение этой задачи тесно связано с проблемой разработки критериев и механизмов проведения экспертизы телеконтента, предназначенного для детей, его ценностного содержания и эффекта, оказываемого на становление личности ребенка.


Проведение подобной экспертизы затрудняется, с одной стороны, сложностью самих понятий «социальные ценности» и «социальные установки», с другой стороны, отсутствием компетентных специалистов в данной области. Социальные установки и социальные ценности тесно взаимосвязаны, так как в совокупности определяют отношение человека к социальной действительности, его мировоззрение и мировосприятие. Однако специалисты до сих пор не пришли к единому мнению в определении этих понятий.


Существуют также методические трудности проведения подобной экспертизы, связанные с отсутствием валидного инструментария. В настоящее время суждение о ценностном наполнении телевизионных программ выносится на основе метода экспертной оценки. Однако такая практика, получившая распространение в связи с рядом судебных разбирательств, подвергается критике, поскольку полученные данные всегда можно обвинить в субъективности и бездоказательности.


В 2004 году в Институте социологии РАН проводилась исследовательская работа по проекту «Создание методики и отработка организационных механизмов психолого-педагогической экспертизы материалов и продукции для детей».


Проблема, которая решалась в рамках данного проекта, состоит в том, что сейчас выходит огромное количество книг, мультфильмов, теле- и радиопередач, игр, дисков, кассет и т.д. для детей. При этом отбор происходит только для учебников. Вся остальная продукция выпускается исходя из коммерческих соображений, а социальные последствия от взаимодействия с нею ребенка остаются без научно обоснованных прогнозов и рекомендаций.


Как следствие, значительную часть той социокультурной среды, которая окружает практически каждого современного ребенка, составляют агрессивного характера игры, мультфильмы, кинофильмы, рекламные клипы.


Основная цель медиапедагогики - не просто «медиаграмотность», то есть некий набор знаний, а «медиакомпетентность», включающая в себя и медиаграмотность, и понимание сущности экспрессивно-информационного потока, и суггестивную грамотность, и осмысленный подход к медиа как носителям противоречивой информации, и визуальную грамотность, и оценку своей субъектной роли в медиасреде. Это обуславливает существующую потребность в появлении новых методик, позволяющих получить информацию непосредственно от самих телезрителей, в частности, от детей дошкольного или школьного возраста.


Введение возрастного ценза с сентября 2012 года, ограничения, определяемые взрослыми, далекими от детской педагогики и психологии, не отражают реальных возможных последствий воздействия телевизионной или кинопродукции на детскую психику и формирование социальных установок.


Зачастую выставляемые возрастные ограничения продиктованы рынком. Иначе как можно объяснить, например, тот факт (один из множества), что вышедший в наш прокат в январе 2013 года фильм «Жизнь Пи», при просмотре которого испытывали страх даже взрослые зрители, промаркирован «6+»? И почему многие рекламные ролики на телевидении помечены «0+», в то время как детские психологи и физиологи вообще не рекомендуют детям до трех лет подходить к телевизору? Подобных примеров предостаточно. Судя по сетке вещания, пока каждый канал сам определяет, как ему маркировать свой эфир. Так, например, на «Первом канале» показ фильма Сергея Бондарчука «Война и мир», включенный в список 100 рекомендованных к просмотру школьниками фильмов, стоит с пометкой «16+», видимо, потому, что если буквально следовать закону, то эпизоды войны 1812 года, пусть даже и в изложении Льва Толстого, отнесли к «сценам насилия и жестокости».


В педагогических вузах сейчас, как никогда, необходимо готовить специалистов в области аудиовизуальных коммуникаций, информационной культуры и психологии восприятия, способных реализовать цели и задачи, стоящие перед медиапедагогикой.


Список литературы


Федоров А.В. Влияние телеэкранного насилия на детскую аудиторию в США / А.В. Федоров // США - Канада: Экономика, политика, культура. - 2004. - № 1. - С. 77-93.


Фортунатов А.Н. Медиапедагогика или техвоспитание? / А.Н. Фортунатов // Философия и общество. - 2011. - № 3. - С. 135-154.


Bandura A. Principles of Behavior Modification / A. Bandura. - N. Y., 1969. - 677 p.


Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.mgpu.ru


Дата добавления: 24.03.2014



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Совзнак
Реферат Социальная готовность ребенка к школе
Реферат Хронологические схемы по истории философии: Философ, его взгяды
Реферат Характеристика рыночных структур
Реферат Терроризм 13
Реферат 1890 Предоставление накопительных скидок в зависимости от количества приобретенных экземпляров – +
Реферат «Санкт-Петербургский государственный медицинский университет имени академика И. П. Павлова Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации»
Реферат Jury Essay Research Paper Members of the
Реферат Конституционное право РК ведущая отрасль национального права
Реферат Essay Over The Adventures Of Huck Finn
Реферат Інтенсивна англійська курс toefl повна програма навчання (full time)
Реферат Загальна характеристика атмосферного пилу та аерозолю Основні фізичні механізми його формування
Реферат Анализ производства и себестоимости кормовых культур в СПК "Лунинский" Лунинского района
Реферат Тема поэзии в лирике Лермонтова
Реферат Половая конституция