Иркутский геологоразведочный техникум НИУ ИрГТУ
Иркутская область является лидером среди регионов Сибири по количеству приемных семей и детей в них. По данным на 1 октября 2010 года в Приангарье 15 тыс. 161 ребенок находились под опекой (попечительством), из них передано на воспитание в приемные семьи 3 тыс. 90 детей.
За период с 1 января по 1 октября прошлого года передано на безвозмездную форму опеки 1315 детей, в приемную семью - 1358 детей. Наибольшее количество детей, которые обрели новых родителей: в Иркутске - 138, в Тайшетском районе - 110, Усть-Кутском- 98, Слюдянском - 92. В министерстве отмечают, что рост приемных семей произошел за счет переоформления безвозмездной формы опеки на возмездную, так как в настоящее время законодательство Российской Федерации не ограничивает право граждан, взявших детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, под опеку или попечительство, обращаться в органы опеки и попечительства с просьбой о создании приемной семьи.
Следовательно, выбранная тематика исследования носит актуальный характер и требует детального изучения.
Сложившийся институт домов-интернатов показал, что их воспитанники не получают тех необходимых бытовых знаний, которым обычные дети обучаются в семье. Нередко дома-интернаты выпускают подростков, совершенно не подготовленных к жизни в обществе, семье. Многие из них в итоге оказываются на улице и представляют собой благодатную почву для влияния криминогенной среды: проблемы бесправности, обездоленности российских детей, возросшая детская беспризорность и проституция.
Целью исследования является рассмотрение социальных и правовых проблем института «Приемная семья».
Приемная семья - это платный вид опеки (попечительства). Основным отличием приемной семьи от «классической» опеки является специфическое основание возникновения - договор о создании приемной семьи. Разница между приемной семьей и опекой по действующему законодательству проявляется и в правовом статусе лица, на которое возложена обязанность заботиться о ребенке. Приемные родители делают это за плату, а кроме того, во всех случаях они имеют право на возмещение расходов, связанных с исполнением ими своих обязанностей [2, ст. 155]. В то же время в соответствии с п. 1 ст. 36 Гражданского кодекса Российской Федерации «обязанности по опеке и попечительству исполняются безвозмездно, кроме случаев, предусмотренных законом»[3].
Приемный родитель получает заработную плату, размер которой устанавливается законами субъектов РФ, но не может быть ниже уровня, установленного Правительством РФ, к примеру, в ст. 2 закона Московской области “О вознаграждении опекунам, попечителям, приемным родителям и мерах социальной поддержки приемным семьям”:
Каждому приемному родителю за воспитание ребенка, принятого в приемную семью, выплачивается ежемесячное вознаграждение в размере 9200 рублей на одного ребенка.
За воспитание ребенка, принятого в приемную семью и не достигшего трёхлетнего возраста, ребенка с ограниченными возможностями здоровья, ребенка-инвалида, размер вознаграждения, предусмотренный частью I настоящей статьи, увеличивается на 3450 рублей; при наличии двух и более из указанных оснований - на 4600 рублей.
Заработная плата приемных родителей зависит:
от количества принятых на воспитание детей;
от состояния здоровья детей.
Деньги переводятся на личный счет одного из приемных родителей, открытый в банке по месту их проживания. Сэкономленные в течение года бюджетные средства изъятию не подлежат и используются приемными родителями для удовлетворения потребности детей в следующем году. Приемный родитель - это профессиональная деятельность, он не может уйти в отпуск по уходу за ребенком со своего основного места работы. Ребенок, переданный в приемную семью, сохраняет право на алименты, пенсию (по случаю потери кормильца, инвалидности) и другие выплаты и льготы в соответствии с законодательством, в том числе на получение жилья при достижении 18-летнего возраста. Приемная семья пользуется преимущественным правом на получение путевок для детей (в том числе бесплатных) в санатории, оздоровительные лагеря, дома отдыха. Льготы на поступление в учебные заведения тоже предусмотрены.
В соответствии со ст. 12.1. Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", право на единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью (усыновлении, установлении опеки (попечительства), передаче на воспитание в приемную семью детей, оставшихся без попечения родителей) в случае, если родители неизвестны, умерли, объявлены умершими, лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), по состоянию здоровья не могутлично воспитывать и содержать ребенка, отбывают наказание в учреждениях, исполняют наказание в виде лишения свободы, находятся в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклоняются от воспитания детей или от защиты их прав и интересов или отказались взять своего ребенка из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений, имеет один из усыновителей, опекунов (попечителей), приемных родителей.
В случае передачи на воспитание в семью двух и более детей пособие выплачивается на каждого ребенка.
Статья 12.2настоящего закона, предусматривает единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью, которое выплачивается в размере 8000 рублей.
Для назначения и выплаты пособия заявителем предоставляются в орган опеки и попечительства следующие документы:
заявление о назначении пособия по утвержденной форме;
копию договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью.
Материнский (семейный) капитал выплачивается только при родах или усыновлении.
Срок помещения ребёнка в такую семью определяется договором и может быть разным.
В приемной семье ребенок может находиться до совершеннолетия или до окончания им обучения, но не позже 23 лет.
Трудовой стаж. При оформлении пенсии в пенсионный фонд нужно будет предоставить договор с отметкой об исполнении и справку об уплате налогов.
Ребенок (дети) в приемной семье имеет право на поддержание личных контактов с кровными родителями, родственниками, если это не противоречит интересам ребенка (детей), его нормальному развитию, воспитанию. Контакты родителей с ребенком (детьми) допускаются с согласия приемных родителей. В спорных случаях порядок общения между ребенком (детьми), его родителями, родственниками и приемными родителями определяется органами опеки и попечительства. Но вся информация о детях, оставшихся без попечения родителей, является конфиденциальной.
Конвенция ООН «О правах ребенка» [1], ст. 54 Семейного кодекса РФ закрепляют за каждым ребенком неотъемлемое право жить и воспитываться в семье. Государство обязано обеспечивать социальную защиту ребенка, лишенного семейной среды, предлагая альтернативу в выборе для него вида семейной заботы. В разд. VI Семейного кодекса РФ предусмотрены три формы семейного воспитания таких детей: усыновление (удочерение), опека (попечительство), приемная семья. Некоторые субъекты Российской Федерации воспользовались предоставленным им правом и предусмотрели возможность передачи таких детей в патронажные семьи.
К сожалению, не все нуждающиеся дети могут быть усыновлены (удочерены). Практика показывает, что больше шансов на усыновление (удочерение) у здоровых детей раннего возраста. Больные дети и дети, перешагнувшие порог младенческого возраста, остаются невостребованными и продолжают жить в детских домах, либо усыновляются иностранными гражданами и навсегда покидают Россию.
Приемными родителями на практике чаще всего выступают супруги, имеющие своих детей. Поэтому приемные дети с первых минут проживания в семье на примере приемных родителей и их детей учатся строить свои взаимоотношения как с взрослыми, так и с другими детьми. Они сразу же ощущают семейное тепло и уют. А для обездоленного ребенка чрезвычайно важно иметь близких, которых он может называть мамой и папой, братом и сестрой. Ребенку необходимо слышать такое обращение к себе, как «сынок» или «доченька». При проявлении знаков внимания и любви «замерзшая» от невзгод душа ребенка наполняется теплом и нежностью, что так важно для его физического и душевного здоровья, а также для всей его последующей жизни.
Следовательно, можно сделать вывод, чтосуществуют факторы, тормозящие развитие института приемной семьи. Во-первых, это недоработка федерального законодательства, ограничивающего права приемных родителей в трудовой и социальной сферах. Во-вторых, законодательные акты, принятые на федеральном уровне, не обеспечены механизмом их реализации. В-третьих, ограничены финансовые ресурсы региональных бюджетов для оплаты труда приемных родителей. В-четвертых, отсутствует необходимый жилищный фонд для предоставления жилплощади приемным семьям. В-пятых, данная форма семейного воспитания недостаточно рекламируется и пропагандируется средствами массовой информации.
Список литературы
Конвенция о правах ребенка (одобрена генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) // СПС «Консультант Плюс».
Семейный кодекс Российской Федерацииот 29.12.1995. N 223-ФЗ (принят ГД ФС РФ 08.12.1995, ред. от 23.12.2010) // СПС «Консультант Плюс».
Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994. № 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994, ред.от 14.01.2011) // СПС «Консультант Плюс».
Крупская Н.К. К вопросу о детдомах // На путях к новой школе. 1924.№6. C. 6-9.
Мельников В.П., Холостова Е.И. История социальной работы в России // О положении детей в Российской Федерации: Государственный доклад. М,1995.
Фирсов М.В. История социальной работы в России:учеб.пособие для вузов. М.: ВЛАДОС, 1999. 99 с..
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://mvestnik.istu.irk.ru/
Дата добавления: 21.05.2014
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |