Реферат по предмету "История"


Тунис в годы "второй республики"

Реферат: Тунис в годы «второй республики»
тунис вторая республика реформа али

В ноябре 1997 г. исполнилось 10 лет со дня прихода к власти в Тунисе врезультате бескровного переворота бывшего премьер–министра Зина аль–Абидина бенАли. 7 ноября 1987 г. – не просто дата в исторической летописи страны, а определенныйрубеж, ознаменовавший конец эры бургибизма и рождение «второй республики»,режим которой олицетворяет ее нынешний президент Бен Али. 10 лет – этоопределенный срок для подведения некоторых, хотя бы и предварительных, итоговразвития страны, а они, без сомнения, весьма заметны как в политической, так ив экономической сферах.
В середине 80–х годов Тунис находился в состоянии тяжелого экономическогои политического кризиса, который определялся полным истощением валютныхресурсов, беспрецедентным уровнем внешней задолженности, ростом цен, инфляции,безработицы и ухудшением материального положения трудящихся, что увеличиваловнутреннюю нестабильность в стране.
Экономический кризис сопровождался кризисом в политической сфере, чтоопределяло особую взрывоопасность ситуации, 80–е годы были отмечены усилениемавторитарных форм правления. Несмотря на существование развитой исполнительнойсистемы и представительных органов власти, почти все мало–мальски важныерешения принимались единолично президентом Бургибой. Вся политическая жизньнаходилась под жестким контролем единственной (до середины 80–х годов)Социалистической дестуровской партии (СДП). В стране наблюдался невиданный росткоррупции в высшем звене партийного и государственного аппарата (в особенности впоследние годы существования бургибистского режима). Среди высших чиновниковгосударства фактически шла открытая борьба за наследие престарелого и больногопрезидента.
Эти годы были омрачены наступлением государства на права трудящихся,разгромом профсоюзов и подавлением легальной политической оппозиции. На волненародного недовольства экономическими трудностями и наступлением на гражданскиеправа в стране усилился религиозный экстремизм, превратившийся для руководствастраны в серьезную проблему.
В условиях растущей внутренней напряженности не могла должным образомосуществляться и принятая ранее программа стабилизации экономики на основерекомендаций Всемирного банка и МВФ, а также дальнейшая либерализацияэкономики, курс на которую был взят еще в начале 70–х годов. Для укрепленияполитической стабильности необходимо было принятие мер по демократизациивнутриполитической жизни, развитию плюрализма, конструктивный диалог соппозицией, определенные уступки трудящимся, требовавшим улучшения своегоположения.
Бен Али, непосредственно занимавшийся ликвидацией последствий «хлебныхбунтов» в 198З–1984 гг., будучи главой службы безопасности, а затемкурировавший вопросы безопасности в стране в качестве министра внутренних дел,был хорошо осведомлен о взрывоопасной ситуации в Тунисе и сознавалнеобходимость принятия неотложных мер с целью предотвращения волнений.
В своем обращении к соотечественникам после прихода к власти Бен Алиобещал покончить с беспорядками и коррупцией, содействовать развитиюдемократического процесса, провести широкие реформы в области политики иэкономики в целях изменения положения в стране к лучшему. Стабилизироватьэкономику, улучшить положение трудящихся и отвести угрозу исламскогоэкстремизма в стране – таковы были главные задачи, стоявшие перед новымпрезидентом.
Заслуга Бен Апи состоит в том, что благодаря гибкой и осторожной политикев экономической и политической сферах, избегая риска социальных волнений, онсумел консолидировать тунисское общество, вовлечь широкие его слои в борьбу с«религиозным фанатизмом» (тунисский термин), привлек к ней многочисленныеобщественные организации и ассоциации, выступавшие за наведение порядка встране, одновременно используя при этом и аппарат государственного принуждения.
Спустя 10 лет результаты этой политики налицо, они выражаются вдостижении экономической и политической стабилизации, умеренном, но достаточноустойчивом экономическом росте и укреплении престижа страны на международнойарене.
Продолжается взятый в начале 70–х годов курс на структурную перестройкуэкономики, интенсификацию промышленного производства и развитие экспортныхотраслей обрабатывающей промышленности при широком привлечении частногонационального и иностранного капитала. Основой экономической стратегии развитияявляется либерализация экономики, приватизация нерентабельных предприятийгоссектора и развитие частного предпринимательства.
Проводимый правительством курс на поощрение частной инициативы, созданиеблагоприятного инвестиционного климата для иностранного и национальногочастного капитала укрепили базу для роста, в первую очередь, низших формкапиталистического производства в Тунисе, увеличения прослойки мелкойбуржуазии, по численности (более 450 тыс. человек) самой многочисленной средитунисской буржуазии. Численность средней буржуазии ниже, но и она имееттенденцию к росту. Представителей крупной буржуазии пока не так уж и много1.Тунисская буржуазия, и, в первую очередь, многочисленная мелкая буржуазия,заинтересована в экономических реформах для своего дальнейшего роста, влиберализации внутриполитической жизни и стабильной обстановке для развитияделовых контактов, что, в свою очередь, содействует продвижению по путиструктурных реформ.
Важным звеном в структурной перестройке народного хозяйства сталапровозглашенная в 80–е годы приватизация государственной собственности. Этотпроцесс активизировался после прихода к власти Бен Али. По официальным данным,в период с 1989 по 1996 гг. из 250 предприятий госсектора, числящихся в спискахподлежащих приватизации, 77 уже были проданы в частные руки, из них 19 – в 1996г.2. Важнейшей целью приватизации является не только сокращениеобременительного для государства бюджетного дотирования малоэффективныхпредприятий, но и расширение социальной базы режима Бен Али, содействие ростуне только мелкой, но и средней и крупной буржуазии, представители которой моглибы в будущем взять в свои руки крупные тунисские промышленные фирмы, в томчисле и в «стратегических» отраслях.
В середине 90–х годов в частном секторе экономики было сосредоточеноболее 50% инвестиций, в дальнейшем их удельный вес в этой сфере предполагаетсядовести до 70%. В настоящее время частный сектор финансирует около 63%капиталовложений в промышленность, а в туристический сектор – до 98%3.
Благодаря достаточно либеральному инвестиционному законодательству вТунисе создан благоприятный инвестиционный климат. Кодекс промышленныхинвестиций 1987 г. установил, в частности, новые льготы и гарантии дляиностранных вкладчиков, включая право свободного перевода за рубеж вложенного втвердой валюте капитала, прибылей и средств от продажи или ликвидации активов,находящихся в стране.
В последние годы продолжалась либерализация внешней торговли, снижалисьтаможенные пошлины на многие категории товаров. К 1995 г. свободные цены быливведены на 90% в сфере производства и на 50% в сфере распределения. Импорт быллиберализирован на 90%, а высший уровень таможенных пошлин составил 43%4.Большое значение для стабилизации положения в финансовой области имелодостижение конвертируемости тунисского динара. Наконец, в 1995 г. Тунис первымиз арабских стран подписал новое соглашение об ассоциации с Евросоюзом, открывсвои рынки для европейских промышленных фирм, что, несомненно, свидетельствуетоб укреплении тунисской экономики.
Меры по последовательному введению в экономику рыночных механизмов подстрогим контролем государства, приватизация части госсобственности илиберализация цен при одновременном усилении налогового контроля со стороныгосударства привели к положительным сдвигам в народном хозяйстве. С 1987 г.годовой прирост ВВП составлял в среднем 4–5%, экспорта – 6%, а уровенькапиталовложений – около 26%. В период с 1986 по 1996 гг. дефицит бюджетаснизился с 5 до 3%, а инфляция уменьшилась с 9 до 5%. Уровень внешнейзадолженности также снизился и составил в 1996 г. 51% (по сравнению с 60% в1986 г.). Показатель обслуживания внешнего долга в 1996 г. выразился в цифре18,3% текущих поступлений (в 1986 г. – 26,7%)5.
Сложнее обстоит дело с проблемой безработицы, которая продолжает сохранятьсяна прежнем уровне (15% в 1986 г. и 15,5% экономически активного населения в1995 г.), и это вызывает сильную озабоченность властей. Несмотря напредпринимаемые усилия по созданию новых рабочих мест, их число отстает отежегодно возрастающего количества ищущих работу, среди которых основная масса –молодежь. Власти опасаются, что в перспективе, в связи с ассоциацией сЕвропейским союзом, положение с безработицей может еще более обостриться, таккак устранение таможенных барьеров приведет к разорению многих фирм и спаду впромышленном производстве на 15–30% по прогнозам тунисских экспертов. Поэтомуправительство вынуждено принимать специальные меры для смягчения положения. Поданным министерства профессионального образования и занятости ежегодно придетсяпереобучать около 10 тыс. увольняемых с подлежащих реструктуризациипромышленных предприятий рабочих.
В целом, однако, несмотря на имеющиеся проблемы, следует признать, что заистекшее десятилетие, благодаря динамичному развитию обрабатывающих отраслейпромышленного сектора, развитие экономики поднялось на новый, более высокийуровень. Промышленные структуры Туниса в настоящее время состоят из сети 10.000предприятий, на которых занято 450 тыс. человек, их работа обеспечивает третьВВП, 70% экспорта товаров и дает 50% инвалютных поступлений от экспорта.
Проведенные в стране экономические реформы и развитие промышленныхотраслей содействовали расширению международных обменов товарами, привели к ещебольшей интегрированности Туниса в мировую экономику, что вытекает изприводимых Центральным банком Туниса данных. Так, за период с 1986 по 1995 гг.отношение экспорта к ВВП повысилось с 19,8% до 30,3%, уровень открытостиэкономики увеличился с 52,6% до 74,1%, а уровень зависимости от внешнего рынка– с 32,9% до 43,8%6.
Итак, что касается экономического положения в настоящее время, то можноконстатировать, что поставленная в середине 80–х годов задача достижениястабилизации осуществлена. Однако в отношении развития рыночных механизмов вэкономике стране предстоит еще пройти долгий и нелегкий путь. Необходимопреодолеть продолжающую существовать узость внутреннего рынка, поддержать иразвить далее современную индустрию, повысить конкурентоспособность тунисскихтоваров на мировом рынке, модернизировать аграрные отрасли, развить внутреннийрынок капиталов и др.
Стабилизация в области экономики сопровождалась процессом демократизацииполитической жизни, изменением политического климата в стране в лучшую сторону.Эти процессы тесно взаимосвязаны: успешное осуществление экономических реформможет происходить только в условиях политической стабильности, а спокойствие вовнутренней жизни общества может быть достигнуто лишь путем преодоления застоя вэкономике, улучшения жизни народа.
За минувшие 10 лет кабинетом министров и лично президентом Бен Али быломногое сделано в плане демократизации политической жизни, избавления оттяжелого наследия времен позднего бургибизма. Всеобщая амнистия, объявленная 31декабря 1987 г., символизировала отказ от политики преследования за несогласиес политикой прежнего режима. В результате амнистии были освобождены профсоюзныедеятели, участники антиправительственных выступлений в Гафсе в 1974 г.,всеобщей забастовки 1978 г., «хлебного бунта» 1984 г., студенты, принимавшиеучастие в забастовках в высших учебных заведениях в 1985–1987 гг., а также 405активистов крупнейшей тунисской организации исламских фундаменталистов –«Движения исламского направления» – ДИН (позже «Ан–Нахда»). Президент помиловали председателя ДИН Рашида аль–Ганнуши. Было разрешено вернуться на родину всемпокинувшим Тунис из–за преследований в связи с несогласием с политическимкурсом прежнего руководства. Профсоюзные активисты, уволенные за своюдеятельность при прежнем режиме, были восстановлены на работе, а бывший руководителькрупнейшего профсоюзного объединения Всеобщего тунисского объединения трудаХабиб Ашур был освобожден из–под ареста. Этими шагами новые властипродемонстрировали свое желание вести диалог со всеми оппозиционными силами встране.
Важным шагом в деле преодоления конфронтации между разными политическимисилами и урегулирования политической жизни в стране на основе многопартийностистало подписание в ноябре 1988 г. Национального пакта представителямиправительственной партии Демократическое конституционное объединение (ДКО),преемницы СДП, действующих легально политических партий и крупнейшихобщественных организаций. Национальный пакт признавал необходимость развитиядемократического процесса на базе национального единства, политическогоплюрализма и демократизации внутренней жизни.
3 мая 1988 г. был подписан закон о политических партиях, закрепившийпереход от однопартийности к многопартийной системе в Тунисе. В настоящее времякроме правящей партии ДКО в стране официально действуют еще 6 политическихпартий, имевших в 1994 г. 250 первичных организаций. В руководстве всехоппозиционных партий насчитывается 1800 человек. На выборах в Национальноесобрание в 1994 г. представители оппозиционных сил получили 19 из общегоколичества в 163 места. Правящая партия ДКО получила на этих выборах 97,7% всехподанных голосов.
Одна из наиболее крупных оппозиционных партий буржуазно–либеральногонаправления – «Движение демократов–социалистов» (ДДС), выделилась из правящейСДП в 1974 г. Была основана бывшими министрами правительства и членамируководства СДП. Насчитывает 149 первичных организация по всей стране,объединяющих до 40 тыс. членов. Выступает за демократизацию политической жизни,против эксплуатации человека человеком. Выдвигаемые партией социалистическиелозунги довольно расплывчаты. Хартия Движения, принятая в 1993 г.,провозглашает борьбу за создание социалистического строя, который бы обеспечилэкономическое развитие на принципах социальной справедливости, за«социалистическое самоуправление» в экономической сфере, укрепление госсектора.Отстаивает принцип арабо–мусульманской специфики страны. На парламентскихвыборах 1994 г. получила 10 мест в Национальном собрании. Издает газету«Аль–Мустакбаль» («Будущее»). Пост председателя партии до недавнего временизанимал Мохамед Мауида.
Партия народного единства (ПНЕ) откололась от запрещенного в свое время«Движения народного единства», объединявшего сторонников бывшего министраэкономики при Бургибе и автора «социалистического эксперимента» Бен Салаха, иоформилась в самостоятельную партию в 1980 г. Как и ДДС, была легализована в1983 г. Насчитывает 36 партийных ячеек, объединяющих в своих рядах 10 тыс.человек. Выступает за демократизацию внутриполитической жизни,самообеспеченность с целью избавления страны от внешнеэкономической зависимостиот Запада, поддерживает экономическую интеграцию стран Средиземноморья.Настороженно относится к проводимой правительством политике форсированнойлиберализации, выступает за сбалансированное развитие государственного,кооперативного и частного секторов в экономике. Имеет 2 места в парламенте.
Движение «Ат–Тадждид» («Движение обновления») является преемникомТунисской компартии, реформированной в 1993 г. Выступает как демократическое,патриотическое движение, борется за создание более широкого движения,построенного на основе прогресса, рационализма и модернизма. В экономическойобласти выступает против форсированной либерализации, в поддержку госсектора,отстаивает принципы социальной защиты малоимущего населения. Имеет 4 места в парламенте.Насчитывает 23 первичные организации, издает газету «Ат–Тарик аль–Джадид»(«Новый путь»). Председатель – Мохаммед Хармель. Работает легально с 1981 г.
«Прогрессивное социалистическое объединение (ПСО) – демократическаяпартия, создана в 198З г., легализована в 1988 г. Выступает за социальноеосвобождение, сохранение арабо–мусульманской идентичности, интеграцию странМагриба. Заявляет о поддержке социализма. Имеет 14 партийных ячеек, издаетгазету «Аль–Маукиф» («Позиция»). Генеральный секретарь – Неджиб Шебби.
«Демократическо–юнионистский союз» (ДЮС) действует с 1988г. Этодемократическая партия, близкая к ДКО. Объединяет ряд группировок тунисскихнационалистов, связана с арабскими националистическими движениями. Выступает задемократию и плюрализм в политической области, развитие экономики на основегосударственного и частного секторов, интеграцию стран Магриба. Насчитывает 22партийные организации, издает газеты «Аль–Иттихад» («Союз») и «Аль–Ватан»(«Родина»). Имеет 3 места в парламенте.
«Либерально–социалистическая партия» (ЛСП) – демократическая партиялиберального направления, выступает в поддержку либерализации в экономической иполитической жизни. Участвовала в парламентских выборах 1989 и 1994 гг. Издаетгазету «Аль–Уфук» («Перспективы»)7.
Все легально действующие оппозиционные политические партии получаютфинансовую поддержку от государства. В частности, они получали средства вовремя последних парламентских и президентских выборов. Печатание ираспространение избирательных бюллетеней в округах фактически такжеобеспечивалось государством. Оно также финансирует до 50% расходов на изданиегазет оппозиционных партий. Их издания, также как идругие газеты страны, пользуются общими установленными государством льготами.
Из других важных актов президента и правительства, направленных надемократизацию общественной жизни, заслуживают внимания отказ от пожизненногопрезидентства (изменения внесены в конституцию в 1988 г.), упразднение Судагосударственной безопасности и чрезвычайных трибуналов, сокращение сроковзадержания и предварительного заключения до 4 дней, ликвидация каторжных ипринудительных работ, облегчение процедуры восстановления гражданских прав(отныне они восстанавливаются автоматически после истечения срока наказания илив случае, когда обвиняемый подпадает под амнистию). 13 декабря 1987г. былсоздан Конституционный совет, орган контроля, в функции которого входит оценкаважнейших законопроектов с точки зрения их соответствия конституции, вотношении защиты гражданских прав и свобод.
Одним из наиболее важных шагов по укреплению влияния пришедших к властисил и завоевания доверия в обществе стала реорганизация административного ипартийного аппарата, проведенная в целях избавления от сторонников прежнегорежима и лиц, скомпрометировавших себя в глазах общества неблаговиднымипоступками, а также коррумпированных элементов. Уже ко времени внеочередногосъезда правящей партии в 1988 г. была осуществлена почти полная смена составагубернаторов провинций и других высших административных чиновников, врезультате чего госаппарат был в значительной мере освобожден от старыхбургибовских кадров. Эта акция способствовала не только обновлению, но иомоложению кадров, что в сложившихся условиях было крайне важно для повышения эффективностиадминистративных и экономических структур.
После 1987 г. в госаппарате происходит постоянная ротация кадров. Поданным на сентябрь 1997 г. из видных политических фигур прошлого лишь дваполитических деятеля – премьер–министр Ахмед Каруи и генеральный секретарь ДКОАбдельазиз бен Дхиа занимали высокие государственные должности при Бургибе. Нетна высших должностях в госаппарате и лиц, близких к окружению Бен Али во времяпереворота в ноябре 1987 г. Лишь Абдалла Каллель, министр юстиции и МохамедГаннуши, министр по делам международного сотрудничества и иностранныхинвестиций входили в правительство, когда премьер–министром еще при Бургибе былБен Али.
Для расширения социальной базы правящего режима президент опирается налюдей нового поколения с умеренными взглядами, представителей технократии,промышленных кругов, лиц свободных профессий, делая ставку на молодежь.
Однако, несмотря на произошедшие изменения в политической жизни ипослабления оппозиции, стержнем всей политической жизни в стране являетсяпартия ДКО, обладающая реальной властью в стране. За прошедшие годы эта партия,преемница СДП, подверглась существенной реорганизации. Во–первых, СДП былапереименована в Демократическое конституционное объединение, что по существуозначало официальное отмежевание от политики и практики прежней СДП. Сменалидера, которым стал Бен Али, привела и к изменениям в политике, по крайнеймере, на уровне официально провозглашенных принципов.
Стремясь заручиться поддержкой широких слоев тунисского общества, она всвоей программе выдвинула цели, импонирующие простому народу, трудящимся. Вполитической сфере – это борьба за единство народа, политический плюрализм,против «фанатизма», в экономической – повышение темпов экономического роста набазе развития предпринимательства и частной инициативы, более равномерноераспределение национального богатства между отдельными слоями тунисскогообщества, ликвидация безработицы и создание новых рабочих мест для молодежи.
Эти лозунги привлекли в партию много новых членов, в основном это быламолодежь, поддержавшая курс Бен Али. Численность партии значительно возросла.Если в бывшей СДП состояло около 900 тыс. членов, и для Туниса это считалосьвысоким показателем, то в ДКО в 1993 г. насчитывалось уже 1.803.447 членов (причисленности населения в 9 млн. человек). Они состояли в 6.809 первичныхпартийных организациях. Число избранных руководителей партийных ячеек составило60 тыс. человек. По данным на 1997 г. численность ДКО составляла уже около 2млн. членов, а число первичек достигло 7.000. Значительно вырос приток в партиюпредставителей интеллигенции: преподавателей, лиц либеральных профессий. Так,членами ДКО являются почти 25% преподавателей университета и других высшихучебных заведений Туниса (в 1987–1988 гг. они составляли только 1% от общейчисленности). Увеличился и приток студентов: если в 1987 г. в рядах ДКОсостояло лишь несколько сотен студентов, то к 1995 г. их насчитывалось уже 8тысяч. После внутрипартийных выборов 1993 г. руководство ДКО было обновлено на49%. 70% руководителей первичных партийных организаций составляют лица ввозрасте от 30 до 50 лет. Среди руководителей насчитывается 2.930 женщин.Председателем ДКО является Зин аль–Абидин бен Али. ДКО издает газету и журнална французском языке «Лё Рёнуво» («Обновление»), газету на арабском языке«Аль–Хуррия» («Свобода») и еженедельник «7 ноября»8.
Стремясь завоевать симпатии граждан и разрядить внутреннюю обстановку,власти, наряду с реорганизацией и обновлением госаппарата, сделали упор наразвитие социальной сферы, приняв ряд неотложных мер с целью содействияулучшению положения трудящихся. Были, в частности, разработаны и принятыспециальные программы по развитию отсталых районов страны (строительствуинфраструктуры, школ, жилья, обеспечению качественной питьевой водой),сокращению безработицы. Была увеличена минимальная заработная плата впромышленности и сельском хозяйстве, повышена зарплата некоторым категориямтрудящихся, внесены изменения в существующую систему медицинского обслуживанияс целью сделать его более доступным для беднейших слоев населения и др.
Выдвигая задачу достижения «социального равновесия» в условиях «открытой»капиталистическому развитию тунисской экономики со всеми вытекающими отсюдаотрицательными последствиями для рядовых граждан и стремясь по меревозможностей сгладить трения в обществе, правительство в 1993 г. создало Фонднациональной солидарности для добровольных пожертвований отдельных лиц иорганизаций, больше известный в стране как «Счет 26–26». Как заметил СадокШаабан, бывший советник президента по общеполитическим вопросам, а позжесоветник по правам человека, основание Фонда имело целью «создать социальныймеханизм, благодаря которому бедняк не чувствует себя заброшенным, а богатыйзнает, что его долг перед нацией состоит в оказании помощи другим»9.
Цели создания Фонда широко пропагандируются администрацией, ДКО исредствами массовой информации. Средства, аккумулируемые на «Счете 26–26»,направляются администрацией на реализацию программ помощи отсталым районам,развитие в них «базовой инфраструктуры», создание новых источников доходов. Насчет Фонда поступают немалые средства, и пожертвования постепенноувеличиваются: в 1993 г. они составили 34.375 тыс. тунисских динаров, а в 1994г. – 38.315 тыс. дин., что эквивалентно соответственно 4,9 и 5,2% суммы прямыхналогов10. Помощь малоимущим слоям населения оказывают также политическиепартии и различные благотворительные организации.
Несмотря на сохраняющиеся в стране региональные диспропорции и глубокоеимущественное неравенство между отдельными слоями тунисского общества, следуетвсе же признать, что достигнутая в последние годы стабилизация экономикиположительно отразилась на положении трудящихся и по многим параметрам всоциальной сфере Тунису удалось добиться больших успехов в этой области, чемнекоторым другим странам региона с таким же примерно уровнем жизни.
Благодаря осуществлению государственной программы по планированию семьи,темпы роста населения сократились за 10 лет с 2,4 до 1,7%, а детская смертностьуменьшилась с 44 детей на тысячу новорожденных к началу 90–х годов до З0 в 1997г. В целом тунисцы стали жить лучше. Темпы роста дохода на душу населенияувеличились с 1,15% в среднем в год в 1981–1986 гг. до 2,44% после 1987 г.Показатель абсолютной бедности упал с 11,2% в 1985 г. до 6,2% в 1995 г. Сейчастолько 1 тунисец из 20 живет ниже официальнойграницы бедности, а в 1970 г. это соотношение составляло 1:3. Безработица, хотяи удерживается пока на значительном уровне (14–15% экономически активногонаселения), она все же поддается контролю и власти прилагают большие усилия кее снижению11.
Тунисцы гордятся своей страной и ее достижениями в экономической иполитической областях и в целом одобряют экономическую политику правительства,принесшую спокойствие в стране и более комфортабельную и сытую жизнь.Проведенный в 1993 г. Национальным бюро социологических исследований опросвыявил, что 51,3% респондентов считают, что нынешние условия жизни значительнолучше, чем были у их родителей, 11,1% ответили, что жить стало труднее, 12% –что жизнь изменилась, 8,4% – что она осталась прежней. При этом подавляющеебольшинство опрошенных (76,1%) оптимистично оценили будущее страны. На вопрос отом, какие структуры способны наилучшим образом защитить интересы граждан,56,3% респондентов ответили, что больше всего доверяют государству, остальныеполагались на профсоюзы, кооперативы, политические партии, другие общественныеорганизации12. Эти данные свидетельствуют о значительной степени доверияграждан существующему режиму.
Политическая стабильность – это фактор, который высоко оценивается каквнутри страны, так и за рубежом. Внешне тунисский режим имеет институционнуюструктуру плюралистической демократической системы. В соответствии сконституцией проводятся президентские, парламентские и муниципальные выборы.Сам президент Бен Али был избран на второй срок в 1994 г. Работаетправительство, действуют 6 оппозиционных режиму партий. Страна имеет развитуюсудебную систему. Однако все ли так безоблачно на тунисском политическомгоризонте, как выглядит внешне? И какой ценой была достигнута политическаястабильность, о которой так много говорят за рубежом?
Факты свидетельствуют о том, что после прихода к власти Бен Алипостепенно устранял с политической арены всех, кто не был согласен с проводимымим курсом. Это касается, в первую очередь, религиозной оппозиции. Напарламентских выборах 1989 г. исламские фундаменталисты, в основном из партии«Ан–Нахда», выступив в качестве «независимых», получили 13% голосов в 8 вилайетахстраны, причем в столице – около 30%, заявив тем самым о себе как о реальнойполитической силе. Пропагандируя идею создания государства на принципах шариатаи используя нелегальные методы борьбы против существующего строя, радикальныеисламские фундаменталисты всегда являлись проблемой для режима светскогохарактера. Решительно разгромив религиозных экстремистов и религиознуюоппозицию в лице партии «Ан–Нахда» в 1989–1992 гг., применив силугосударственного принуждения, что вызвало волну критики в стране и за рубежом,Бен Али фактически устранил с политической сцены единственного заслуживающеговнимания конкурента проправительственной партии ДКО.
Подчеркивая принадлежность Туниса карабо–мусульманской цивилизации и поддерживая развитие в стране официальногоислама, Бен Али делает акцент на его социальной и просветительской роли впротивовес используемому в политических целях «фанатичному» исламу религиозныхэкстремистов. Радио и телевидение Туниса в положенное время вновь пе-редаютпризыв муэдзина к молитве, в стране отмечаются все религионые праздники и даты,в последние годы возродилась былая слава Аз–Зитуны как главной соборной мечетии старейшего исламского университета. Тунисцы вновь отмечают начало месяцарамадан и праздник разговения Ид аль–Фитр одновременно с остальныммусульманским миром.
При Бен Али возросла роль Высшего исламского совета, пропагандирующегоподлинные ценности ислама и выступающего против всякого искажения ислама, егополитизации. Совет рассматривает издаваемую литературу, программы религиозноговоспитания молодого поколения с точки зрения их соответствия подлиннымисламским ценностям и высказывает свое мнение по этому вопросу. В стране идетактивное строительство мечетей. После 1987 г. было построено более тысячи новыхмечетей. Власти всячески поощряют изучение Корана, лучшие его знатокинаграждаются специальными президентскими премиями. Принимаются меры дляобновления языка религиозного общения, для чего организуются специальныесеминары и курсы лекций для имамов. Ежегодно в дни рамадана с поощренияадминистрации для малоимущих, престарелых и больных тунисцев готовится ираздается угощение.
Все эти меры принимается для укрепления официального ислама, усилениявлияния правящего режима в массах. Сегодня в Тунисе религиозная оппозицияэкстремистов практически не имеет возможностей для открытой пропаганды своихвзглядов. Ее руководство находится в эмиграции, большинство активистов – втюрьмах, а пропаганда ислама в политических целях запрещена законом.
Партии легальной оппозиции в сегодняшнем Тунисе не составляют и не могутсоставить сколько–нибудь ощутимой конкуренции ДКО. Они были ослаблены во времяполитической борьбы еще в конце 80–х годов, а приход к власти Бен Али идеятельность его правительства, получившая одобрение народа, еще болееотодвинули оппозицию на задний план. Она не пользуется никакой реальнойвластью. На парламентских выборах 1994 г. оппозиции было предоставлено 19 из163 мест, а на муниципальных выборах 1996 г. она и вовсе получила только 6 из4.090 мест, что явилось причиной для обвинения властей в нарушенииизбирательного закона и подтасовке результатов голосования. Оппозиционныепартии, включая ТКП, приняли предложенные президентом правила игры и действуютв русле принципов подписанного ими Национального пакта, поддерживаяполитический и экономический курс Бен Али и получая от государства финансовуюпомощь и льготы.
Средства массовой информации, оказывающие серьезное влияние наидеологическую обстановку в стране, широко используются властями и ДКО дляпропаганды своих взглядов и деятельности. Радио и телевидение контролируютсягосударством, а оппозиционная пресса получает дотации от правительства, поэтомусерьезная критика действий властей, как правило, отсутствует, освещение событийдается необъективно и односторонне. Независимые источники отмечают, что хотяиногда на страницах печати и высказываются некоторые критические замечания,общая направленность публикаций всегда остается проправительственной.
Представители оппозиции часто упрекают Бен Али в том, что он стремитсясоздать культ личности, как при Бургибе. Действительно, его высказывания и речипо любому важному или не совсем важному поводу доминируют в прессе и на радио,а портреты можно увидеть в любом учреждении, фирме, магазине или на улице.
Некоторые оппозиционные группы сетуют на то, что как правящая партия ДКОполучает от правительства гораздо бóльшие средства, чем любая другаяпартия или организация, что ставит их в неравные условия на политической арене.В ответ представители ДКО заявляют, что основная часть ее фондов формируется извзносов членов партии, а поскольку по численности рядов ДКО не имеет себеравных, то и по финансовым средствам она имеет громадное преимущество передлюбой другой партией или организацией. Контроль со стороны ДКО пронизывает всестороны жизни тунисского общества. Имеются свидетельства того, что на местномуровне представители ДКО частенько превышают свои полномочия, вмешиваясь вдеятельность других партий или группировок и оказывая на них давление впринятии тех или иных решений.
Иностранные издания подвергаются в Тунисе жесткой цензуре. Об этомсвидетельствуют, в частности, такие факты. После критических выступлениймарокканской газеты «Опиньон», осудившей преследования руководителей ДДС,марокканские издания исчезли из газетных киосков Туниса. По той же причине былозапрещено распространение французской газеты «Монд» и некоторых алжирскихизданий.
Легальная оппозиция, в том числе и тунисская Лига защиты прав человека,поддержавшие курс Бен Али, считают, что Тунис значительно продвинулся вперед внаправлении строительства правового государства, в то время как имеющая своеотделение в Тунисе международная правозащитная организация «Международнаяамнистия» неоднократно упрекала власти Туниса в нарушении прав человека,применении пыток в отношении заключенных.
Несмотря на отсутствие в настоящее время какой бы то ни было реальнойугрозы в стране правящему режиму, стремление правительства к контролю надвнутренней жизнью возрастает. Численность тунисской полиции за последние 10 летувеличилась в 4 раза. Ныне покой тунисских граждан охраняют 90 тыс. полицейских(по 1 полицейскому на 112 человек населения), в то время как при Бургибе ихнасчитывалось 20 тысяч человек, что считалось необоснованно высоким уровнем длянебольшой по размерам страны13.
Не ограничившись разгромом религиозной оппозиции, режим подвергаетпреследованиям и своих критиков из легально действующей оппозиции. Подорвалопрестиж Туниса на международной арене так называемое «дело Мауиды». МохамедМауида, лидер оппозиционной партии ДДС, пытался опротестовать результатымуниципальных выборов 1995 г., заявив об имевших место нарушенияхизбирательного закона. Когда эта попытка окончилась неудачно, он обратился соткрытым письмом к президенту, обвинив ДКО в «гегемонизме» и призывая к большейполитической свободе. В ответ Мауида был арестован, обвинен в покушении набезопасность государства и даже в шпионаже и приговорен к 11 годам тюремногозаключения. Волна протестов против этого несправедливого приговора прокатиласьв стране и за рубежом, и под давлением общественного мнения в декабре 1996 г.Мауида был условно освобожден из тюрьмы под надзор полиции, но ему былозапрещено заниматься политической деятельностью. Этот случай привел к кризису вДДС, еще больше ослабив партию. Известный деятель Движениядемократов–социалистов Мустафа бен Джафар в 1994 г. пытался основатьсобственную партию, однако правительство не прореагировало на поданную имзаявку, но в назидание отобрало у него паспорт. Правительства стран Европы,которые весьма чувствительно относятся к нарушениям прав человека, эти факты,видимо, не очень смутили, так как по соглашению об ассоциации с ЕС Тунису безпромедления была оказана причитающаяся финансовая помощь. По–видимому,политическая и экономическая стабильность средиземноморского партнера дляОбъединенной Европы важнее, чем происходящие в Тунисе ограничения демократии инарушения прав человека.
Многие тунисцы, поддерживающие курс президента и разделяющие егонетерпимость к религиозному фанатизму, вполне согласны с его утверждением отом, что Тунис еще не совсем готов к полной демократии. Однако одновременно онизадаются вопросом, как страна может набраться политического опыта присуществующей гегемонии правящей партии ДКО и систематическом подавлении какихбы то ни было проявлений критики режима со стороны крайне слабой и к тому жевполне «ручной» оппозиции.
По мнению же тунисского руководства, обеспечение внутренней безопасностиявляется необходимым условием успешного завершения реформ и достиженияпоставленных целей, несмотря на то, что применяемые методы и вызывают критикуоппозиции. Представители администрации, правда, признают, что существуютотдельные случаи нарушения прав личности, превышения полномочий должностнымилицами, получения признаний от обвиняемых с помощью применения физической силыи др., но считают их не системой, а ошибочными действиями отдельных должностныхлиц, которые и несут за это наказание. Поддерживая курс на активизациюполитического процесса и поддержку официального ислама, власти одновременнопринимают жесткие меры по подавлению всех видов религиозного экстремизма ипресечению любой критики оппонентов режима. Лишь такой подход, по мнениюофициальных кругов, может предотвратить начало хаоса в стране и обеспечитьстабильное экономическое развитие. Официальные лица заявляют, что политическаягласность постепенно наступит, ссылаясь на намерение Бен Али предоставитьоппозиции больше мест при последующих выборах в муниципальные органы власти ипарламент.
Итак, в политической жизни Туниса наблюдается, с одной стороны,определенное развитие демократического процесса при жестком государственномконтроле, обеспечивающем поступательное экономическое и политическое развитиеобщества, с другой – ограничение демократии во имя внутреннего спокойствия и гарантииэтого развития, усиление авторитарных черт режима. Используя термин российскогоученого А.М.Васильева, в политическом режиме современного Туниса можно заметитьэлементы «просвещенного авторитаризма», который он определяет как «режим,ориентированный на развитие, ограничивающий демократию, но соблюдающий правачеловека, режим, обеспечивающий экономическое и социальное развитие»14. Приэтом, безусловно, большое значение для продвижения страны по пути реформ имеетроль лидера государства и авторитет внутри страны и на международной аренесамого президента Бен Али, который является как бы гарантом обеспечениястабильности в стране, продвижения по пути реформ.
Как пойдет развитие страны в будущем? Удержатся ли власти от соблазна ещебольшего ужесточения контроля над политической жизнью общества, усиленияавторитаризма? Уже сейчас принимаемые правительством ограничения деятельностиоппозиции, свободы печати, репрессии против отдельных политических деятелейдают представителям тунисской общественности повод усомниться в действенностисуществующего законодательства. Они все чаще задаются вопросом, не скажется ливсе это в конце концов отрицательно и на строительстве правового государства, ина осуществлении экономических реформ.

Списокисточников и литературы
 
1) «Страны Северной Африки. Национальный частный сектор».М., 1990, с. 153–165.
2) Садок Шаабан, Тунис. Путь к политическому плюрализму.М., 1996, с.104.
3) Monde Arabe. Maghreb–Machrek. 1997, № 157,p. 5.
4) А.М.Васильев, Гражданское общество в Африке: реалии имифы, – «Восток», М., 1995, № 2, с. 14.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Современное состояние и основные направления развития обязательного социального страхования в РФ
Реферат Система розрахунків на чистій основі
Реферат Сельскохозяйственное страхование
Реферат Современное состояние и направления развития лизинга в РФ
Реферат Калькулирование себестоимости на ООО Логостар
Реферат Русская долюшка женщины в поэзии Н.Н. Некрасова
Реферат Князь Костянтин Іванович Острозький
Реферат В. И. Вернадский — ученый и организатор науки
Реферат Система кредитования коммерческим банком "ПриватБанк" физических лиц
Реферат Состояние иммунной системы у подростков
Реферат Dreams Essay Research Paper Dreams Could They
Реферат Керамика – один из видов народных художественных промыслов
Реферат Система расчётов с использованием пластиковых карт
Реферат Системы банковских телекоммуникаций
Реферат Світовий фінансовий ринок та його економічний зміст