Реферат по предмету "Другое"


Социализация детей-сирот в учреждениях профессионального образования


Н.А. Волкова


В условиях усложнения социальной жизни актуализируется проблема включения человека в социальную целостность, в социальную структуру общества. Основным понятием, которое описывает такого рода включения, является «социализация». Термин «социализация» обозначает совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает и воспроизводит определенную систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Социализация - процесс, играющий значительную роль в жизнедеятельности как общества, так и личности, обеспечивающий самопроизводство общественной жизни. Существенный смысл социализации раскрывается на пересечении таких процессов, как адаптация, интеграция, саморазвитие и самореализация.


Ведущая роль в процессе социализации принадлежит институту образования. Основной целью образования можно считать социализацию учащегося, включение его в систему общественных взаимоотношений в качестве законопослушного гражданина, индивидуальность которого позволяет ему жить свободно и открыто в пределах существующего распорядка, удерживая свое поведение в рамках социального идеала личности. Профессиональные учебные заведения являются важнейшими институтами социализации [1, с. 40].


Актуальность проблемы разработки системы социализации детей-сирот в профессиональном колледже связана со следующими обстоятельствами. Условия социализации детей данной социальной категории резко отличаются от условий социализации детей из семей. Они ведут, как это доказано в многочисленных исследованиях, к особенному (деформированному, эмоционально- дефецитарному) личностному развитию. Дети- сироты, как правило, почти всегда испытывают эмоциональную депривацию, то есть пребывают в длительном состоянии частичного блокирования, недостаточного удовлетворения потребности в эмоциональном тепле, заботе, сопереживании. Доказано, что пребывание в состоянии эмоциональной депривации ведет к серьезным нарушениям эмоционального развития, к неразвитости эмоционально сферы личности. Более того, это состояние приводит к целому ряду негативных последствий не только на эмоциональном уровне личности, но и на уровнях ее когнитивного и поведенческого развития.


Эти негативные последствия социализации в условиях детского дома, однако, не ограничиваются. Сама социализация в таком учреждении, в силу объективных обстоятельств, носит неполноценный, усеченный, «куцый» характер. Дети не включены во все многообразие жизненных социальных отношений. Но, как хорошо известно из теории социального научения, именно собственный жизненный опыт и наблюдение за жизненным опытом других является главным механизмом социализации личности [2, с. 5].


Детям-сиротам важно помочь расширить сферу социальных контактов, благодаря которым они овладевают социальным опытом, делают его своим достоянием. Именно такой процесс и определяется как социализация. Ребенок-сирота приобретает свой собственный социальный опыт и все большую самостоятельность, формирующийся его собственный внутренний мир, у него складывается определенный образ жизни. Эти результаты процесса социализации обуславливают его дальнейшее развитие.


Данная проблема подтолкнула нас к созданию программы «Социализация детей-сирот в СПО», которая позволит сделать шаг в направлении более полного включения детей-сирот в жизнедеятельность студенческого коллектива, сделать их счастливыми и востребованными в обществе, повысит уровень социальной адаптации студен- та-сироты.


Программа состоит из трех блоков:


информационного,


эмоционально-энергетического,


технологического.


Основная цель информационного блока - сообщить полноценную информацию об особенностях детей-сирот и процессе их социализации. Информационный блок играет большую роль на первых этапах социализации детей-сирот в учебных заведениях. Насколько грамотно и детально будет проведена эта работа, будут зависеть первые результаты. Особенности социализации де- тей-сирот должны знать все, начиная с администрации и заканчивая студентов группы, в которой учатся дети-сироты. Это поможет избежать различного рода конфликтов и трудностей.


Цель эмоционально-энергетического блока - научить детей релаксации и снятию напряжения в короткие сроки. Разработанный нами блок аутогенной тренировки состоит из 10 самостоятельных занятий.


Цель технологического блока - организовать деятельность компонентов социально-педагогической работы с детьми-сиротами. Блок состоит из этапов, на которых ведущая роль отводится тому или иному объекту работы: психологическая служба, воспитательная работа, медицинская поддержка, волонтерская работа «Социального агентства молодежи», преподаватели и классные руководители.


В организационном и методическом смысле базовыми основами реализации трех вышеуказанных блоков программы является следующее:


объединить деятельность всех компонентов социально-педагогической деятельности педагогического колледжа;


получить полноценную диагностическую информацию об особенностях личности детей- сирот педагогического колледжа;


вовлечь детей-сирот в деятельность студенческого самоуправления;


научить детей-сирот снятию напряжения;


вовлечь детей-сирот в кружки и секции колледжа;


сформировать адаптированную личность к условиям жизни;


сформировать умения строить собственную стратегию поведения;


система индивидуального кураторства (тью- торство).


Успешная реализация этих организационнометодических позиций на практике требует проведения работы по повышению специальной психолого-педагогической квалификации всех участников этого процесса: преподавателей, воспитателей, кураторов, психологов.


Ребенок, попадая во взрослый мир, оказывается один на один со своей жизнью, которая ставит перед ним трудноразрешимые проблемы.


Наиболее важные из них:


проблема общения со сверстниками, обусловленная недостатками характера, девиантным поведением и др.;


проблема здоровья (как физического, так и психического), так как неизбежны психологические травмы, обусловленные лишением родителей, а также задержка психического развития, интеллектуальные отклонения и др.;


проблема интеграции и социальной адаптации выпускника сиротского учреждения.


Самое сложное для детей-сирот - оценка самого себя. Они завышают или занижают свои возможности в решении социальных проблем. Недостаточная социальная зрелость, незаинтересованность в получении профессии, низкие познавательные способности, неумение приспосабливаться к новой социальной среде, незнание современных условий жизни обостряют проблему профессионального выбора детей, затрудняют процесс их профессионального самоопределения. Важно готовить подростков к серьезному поиску своего места в жизни через профессиональную деятельность. Она поможет так войти в систему социальных отношений, что подростки будут чувствовать свою востребованность. Правильная ориентация в профессии с учетом особенностей характера, способностей - залог успеха в будущей взрослой жизни. Мы считаем, что при эффективном использовании данной программы она будет способствовать повышению уровня процесса социализации студентов-сирот в коллективе.


Список литературы


Валиева, Ф. М. Место средних специальных учебных заведений в социализации личности [Текст] / Ф. М. Валиева // Среднее профессиональное образование. - 2003. - № 9. - С. 40-44.


Реан, А. А. Социальная защищенность детей- сирот [Текст] / А. А. Реан // Профессиональное образование. - 2007. - № 2. - С. 5.


Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://vestnik.yspu.org


Дата добавления: 01.06.2014



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Психологические типы по Юнгу
Реферат Искусство древней Греции, Крит
Реферат Политические и правовые учения во Франции XVIII в
Реферат Files doc Гречкина П. В. Текстовый файл. Исключения Стр
Реферат ПОСЛЕДСТВИЯ РЕФОРМ 1968 ГОДА
Реферат Анализ эффективности использования основных средств организации на примере ООО "Свет–Сервис"
Реферат Особенности семейного воспитания ребенка младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью
Реферат 1. Предпосылки и причины смуты На рубеже 16 и 17 вв
Реферат Экономическое развитие стран ОПЕК на примере Саудовской Аравии
Реферат Зарубежная командировка: особенности учета расходов
Реферат Предпосылки французской буржуазной революции
Реферат Конкурентоспособность как фактор формирования стратегии предприятия 3
Реферат Особенности и традиции национальной культуры в России 18 века
Реферат Размышляя над страницами рассказа Андрея Платонова "Маркун"
Реферат Развитие древнерусских городов в IX—XIII вв.