Гаращенко И.М., МГТУ им. Н.Э. Баумана Кафедра «Лазерные и оптико-электронные системы»
Язык есть важнейшее средство человеческого общения, орудие формирования и выражения мысли. Само общение не уникально, в виде определенных сигналов оно присутствует и в мире животных. Однако человеческое общение - феномен, глубоко отличный от того, что наблюдается в мире животных, качественно более сложный, так как осуществляется главным образом с помощью звукового языка, с помощью письма, а также и в производных по отношению к языку формах. Как отмечается, языковое общение всегда основывается на усвоении данного языка участниками общения, не на врожденном, а на приобретенном знании. Языковое общение выступает как качественно особый обмен информацией - не просто сообщение каких-то фактов или передача связанных с ними эмоций, но и обмен мыслями по поводу этих фактов. Содержание информации, передаваемой языком, в принципе безгранично, как безгранично само человеческое познание.
Таким образом, главной функцией языка можно считать коммуникативную, то есть функцию обмена мыслями. Однако Л.С. Выготский указывал, что мысль не просто выражается в слове, но и совершается в слове, то есть язык выступает и как средство формирования мысли. Поэтому с коммуникативной функцией языка неразрывно связана функция мыслеформирующая. Поскольку органическое единство двух центральных функций языка и непрерывность его существования в обществе делают язык хранителем и сокровищницей общественно-исторического опыта поколений, язык одновременно выступает и составной частью культуры, которую мы наследуем, и ее орудием. В силу того, что «...культура народа вербализуется в языке, именно язык аккумулирует ключевые концепты культуры, транслируя их в знаковом воплощении - словах. При этом создаваемая языком модель мира есть субъективный образ объективного мира, она несет в себе черты человеческого способа миропостижения». Поэтому любой конкретный человеческий язык, по мнению исследователей, отражает определенный способ восприятия и понимания мира.
Будучи феноменом культуры, определяя собой культурный код, «дух» определенного народа, язык как носитель ментальности всегда будет представлять интерес в качестве объекта исследования. Неслучайно поэтому в разное время особенностям возникновения, развития и функционирования языка уделяли внимание многие ученые.
Изучая вопросы трансформации языка как социокультурного феномена, как средства выражения духа и мировидения говорящего, важно учитывать не только лингвистические закономерности его развития, но и те, которые выходят за рамки исключительно лингвистики, в том числе вопросы взаимоотношения языка и общества, а также человека и общества сквозь призму языка.
Специально оговорим, что антропоцентрический подход к изучению языковых процессов позволяет выявить национальную специфику языковых механизмов, о пр еделить, как чело век влияет на язык и как язык влияет на человека и его культуру. Также через язык становится возможным изучать менталитет народа, поскольку язык, по Гумбольдту, есть его (народа) духовная энергия. «Среди всех проявлений, посредством которых познается дух и характер народа, - писал В. фон Гумбольдт, - только язык и способен выразить самые своеобразные и тончайшие черты народного духа и характера и проникнуть в их сокровенные тайны».
Взаимоотношения человека и языка - это двуединый разнонаправленный процесс. Речь идет о том, что, с одной стороны, язык ограничивает человека своими средствами, вынуждая пользоваться лишь определенным набором элементов. С другой стороны, человек, постоянно постигая окружающий мир, движется вперед сам и развивает язык (прежде всего, это отражается на уровне лексики введением новых номинаций), иногда ломая существующие правила. Подобные языковые процессы, обусловленные особенностями трансформирующегося и глобализирующегося общества, особенно интенсивно протекают в настоящее время, и далеко не все можно охарактеризовать положительно.
При рассмотрении подобных вопросов нельзя обойти вниманием изучение эмоций как одной из важнейших областей человеческой жизни, как сферы психической деятельности и эмотивных оценок. Поскольку эмоции охватывают всю сферу языковой личности, их изучение является особенно значимым при изучении человеческого фактора в языке. Актуальным в связи с этим становится рассмотрение фольклорного наследия народа, поскольку именно в фольклоре отражены все стороны народной жизни, как счастливые, так и несчастливые моменты жизни человека, его чувства и мысли. В данном контексте особый интерес представляют эротические песни, частушки и др., отражающие и метафорически, и прямо интимную сторону жизни народа. Оправдание подобного интереса связано, на наш взгляд, с тем, что, в одном случае, используя определенную лексику, человек переживает особую сторону существования, связанную с продолжением рода; в другом - именно в этой области существует наибольшее количество негативных номинаций, способных выразить всю глубину и все возможные оттенки чувств. Важно заметить, что в современном мире первоначальное значение ценной лексики выхолащивается, остается лишь эмоциональная форма выражения определенных состояний.
Точно также большие изменения претерпевает язык молодежи. Он становится более демократичным, менее нормированным, менее кодифицированным. Показательны, в этом отношении, различные интернет-форумы.
Наблюдается духовное обнищание населения, читать книги больше не модно, соответственно, теряется и чувство языка, снижается уровень общей грамотности.
Также СМИ (средство массовой информации) влияет на изменение и поддержание языка.
Поскольку СМИ - мощный социальный институт, оказывающий влияние на общественное сознание, в том числе на сознание детей, на них ложится ответственность воспитания молодого поколения, поэтому чистоте языка в СМИ следует уделить наибольшее влияние, чего, к сожалению, в современности пока не наблюдается.
Таким образом, в свете изложенного достаточно актуальным видится рассмотрение и изучение следующих проблем:
закономерностей развития языка, которые выходят за рамки исключительно лингвистики;
прагматической стороны языка, то есть значения, которое имеет язык в современности;
особенностей отражения в «языковой картине мира» познавательной и речемыслительной деятельности человека;
роли СМИ в трансформации российской культуры и языка в частности.
Список литературы
Вигман С.Л.Педагогика.В вопросах и ответах М.: Проспект,2005. 207с.
Степанова С.С. Век психологии: имена и судьбы. М.: Изд-во Эксмо, 2002. -592 с.
Наука и власть. Проблема коммуникаций. Материалы Всероссийской научной конференции (Москва, 26 сентября 2008 г.): Санкт-Петербург: Научный эксперт, 2009. 456 с.
Управление образовательными системами: Учеб. пособие. / Под ред. Т.И.Шамовой. М., 2001.
Феномен советской культуры: Людмила Булавка - Санкт-Петербург, Культурная Революция, 2008. 288 с.
Работы Л.С. Выготского http://hegel.narod.ru/vygotsky.html (дата обращения 12.02.2013).
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://sntbul.bmstu.ru/
Дата добавления: 25.06.2014
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |