Содержание
1. Понятие и содержание микросреды..………….......………………..….…2
2. Предпринимательские риски в условиях рыночных отношений...…......7
3. Количественные методы оценки риска..………..………………...........…9
Литература…………………………………………………………………..…...16
1. Понятие и содержание микросреды
Среда предпр/>инимательства включает всесилы, с которыми фирма сталкивается в своей повседневной и стратегическойдеятельности. Среду можно разделить на среду ближайшего окружения/> и отдаленную (общую) среду/> фирмы. Посколькупроизводственное предприятие определяется как ресурсообразующая система, гдезатраты ресурсов объединяются вместе для получения продукта, ближайшееокружение предприятия состоит из потребителей, поставщиков, рабочей силы,финансовых институтов, конкурентов и инвесторов. Эти группы контактируют спредприятием (в разных смыслах) непосредственно и наиболее часто и образуют егомикросреду/>. Основная среда (макросреда/>),с другой стороны, состоит из сил, влияющих на предприятие нерегулярно икосвенно: социальных, культурных, политических, демографических, экологических,юридических и технологических факторов.
Финансовая микросреда предпринимательства/>оказывает прямое и потому более повседневное по сравнению с макросредойвоздействие на бизнес-субъекты.
Существует два подхода к определению понятия «финансоваямикросреда предпринимательства»:
1) первый подход основывается на изучении финансовоймикросреды предпринимательства с позиции маркетолога;
2) второй подход основывается на изучении финансовоймикросреды предпринимательства с позиции финансового менеджера.
С точки зрения маркетинга, можно выделить финансовуюмикросреду предпринимательства/>, характеризующуюсясубъектами, имеющими непосредственное отношение к данному предприятию — поставщики,посредники, покупатели (клиенты), конкуренты, контактные аудитории, имакросреду, которая представлена более широким окружением, оказывающим влияниена конъюнктуру рынка в целом.
Под контактной аудиторией/> понимаютлюбую группу, которая проявляет интерес к деятельности данного предприятия иможет оказать влияние на его способность извлекать доход от реализации готовойпродукции (услуг) в процессе хозяйственной деятельности.
Контактные аудитории классифицируют по двум признакам: похарактеру воздействия на интересы предприятия, по содержанию самих контактныхаудиторий.
По характеру воздействия контактные аудитории могут бытьблаготворными, искомыми и нежелательными.
Благотворные аудитории/> — это тегруппы, внимание которых к предприятию носит заинтересованный положительныйхарактер (например, спонсоры).
Искомые аудитории/> — это те группы, вкоторых заинтересовано само предприятие, но не всегда их находит (например,пользователи средств массовой информации, группы депутатов).
Нежелательные аудитории/> — это тегруппы, интерес которых предприятие не должно привлекать, но обязательновынуждено считаться с ними, если он проявляется (например, обществапотребителей, налоговые органы и т.д.).
По содержанию контактные аудитории классифицируются нафинансовые круги, группы средств информации, группы государственных учреждений,гражданские группы действий, местные группы, широкую публику, внутренниегруппы.
Финансовыми кругами/> называются теконтактные аудитории, которые оказывают влияние на способность предприятияобеспечивать себя капиталом К этой группе относятся банки и другие кредитныеучреждения, инвестиционные компании, брокерские фирмы и акционеры. Финансовыйменеджер должен добиваться их благосклонного расположения путем публикациигодовых отчетов, ответов на вопросы, касающиеся финансовой деятельности, но непредставляющие собой коммерческую тайну. Таким образом финансовым кругампредоставляются доказательства финансовой устойчивости и у них формируетсяблагоприятный образ предприятия.
Контактные аудитории средств информации/>представляют собой организации, распространяющие новости, статьи и комментарии.Это телекомпании, радиостанции, газеты и журналы. Финансовый менеджерзаинтересован в создании благоприятного образа предприятия в средствах массовойинформации за счет рекламы собственной готовой продукции, публикации статей,допустим, о благотворительной деятельности.
При отношении к контактным аудиториям государственныхучреждений финансовый менеджер должен учитывать все происходящие изменения вгосударственной сфере и адекватно реагировать на них. Например, он долженсвоевременно откликаться на государственные требования и запреты в областиэкологического контроля, прав покупателей, безопасности производства и готовойпродукции, правдивых сведений в рекламе и т.д.
К контактным аудиториям гражданских групп действия/> относятся союзы потребителей, защитники окружающейэкологической среды, представители религиозных, национальных меньшинств и т.п.В целях создания и поддержания благоприятного образа предприятия в этих группахцелесообразно осуществлять постоянные контакты с ними или учитывать пожеланияпо отношению к хозяйствующему субъекту.
Местными контактными аудиториями/>являются окрестные жители и их общинные организации. Из-за близости своегопроживания они проявляют больший интерес к деятельности предприятия, например,к производствам повышенной степени опасности (химическим и др.) они, какправило, будут относиться предубежденно, особенно к инновационным проектам сповышенным предпринимательским риском.
Для взаимоотношений с местными контактными аудиториямипредприятию целесообразно иметь ответственного за связи с общиной,присутствовать на собраниях ее членов и взаимодействовать с представителямиместных органов законодательной и исполнительной власти.
Широкая публика обычно не выступает по отношению кпредприятию в качестве организованной силы, но от того, как она воспринимаетобраз предприятия, зависят результаты его коммерческой деятельности.Хозяйствующему субъекту следует постоянно внимательно следить за отношениемширокой публики к производимой им продукции и к своей деятельности. В целяхсоздания более благоприятного образа для широкой публики предприятию целесообразноделать пожертвования на благотворительные цели, избегать недобросовестнойрекламы, разработать четкий порядок рассмотрения претензий покупателей и т.д.
К внутренним контактным аудиториям/>относятся собственные рабочие и служащие предприятия, управляющие, а такжедобровольные помощники. Как правило, если собственные рабочие и служащиепозитивно настроены по отношению к своему предприятию, это отношениераспространяется и на другие контактные аудитории. Для этого предприятиюцелесообразно издавать информационные бюллетени, чтобы современно информироватьсобственных работников об актуальных проблемах производства.
Микросреда с позиции финансов предприятия и менеджментавключает в себя следующие основные элементы: производство, финансы, маркетинг,управление персоналом, организационную структуру. Каждый из указанных фактороввключает набор ключевых процессов и элементов организации, состояние которых всовокупности определяет тот потенциал и те возможности, которыми располагаеторганизация.
Производство. Организации нужно иметь адекватныематериальные средства, соответствующие поставленным целям, как в отношении ихсрока службы, так и относительно их производственных характеристик, с тем чтобызатраты на производство были минимальными. К производственному фактору относяттакже изготовление продукта, снабжение и ведение складского хозяйства,обслуживание технологического парка оборудования, осуществление исследований иразработок, эффективную работу с клиентами и заказчиками.
Финансы. В области финансовой деятельности организациинеобходимо иметь в виду два момента: финансовые возможности и степень рискапредпринимаемой деятельности. Первый связан со способностью организации вовремявыручить или занять денежные средства с последующей оплатой кредита и процентовпо нему. Риск связан с участием деятельности, которая может привести кразорению организации или к ее неожиданному взлету.
Маркетинг. Охватывает все те процессы, которые связаны среализацией продукции. Это стратегия продукта, стратегия ценообразования ипродвижения продукта на рынке, выбор рынка сбыта и систем распределения,обеспечения прибыльности, создание инвестиционных возможностей и т.п.
Управление персоналом. Люди являются центральным факторомв любой модели управления. Управление персоналом состоит из процессоввзаимодействия менеджеров и рабочих, найма, обучения и продвижения кадров, атакже оценки результатов труда и его стимулирования, создания и поддерживанияотношений между работниками и т.п.
Структура организации, которая включает организационноеустройство компании согласно ее организационно-штатному расписанию, это то, чтоотражено в документации, определяющей распределение прав и ответственности,иерархию подчинения.
Организационная культура, под которой понимаютсяценности, убеждения, установки и образ поведения. При сильной организационнойкультуре практически все работники имеют четкое представление, чем занимаетсяих организация. Организационная культура может способствовать выживаниюорганизации в конкурентной борьбе и усилению ее позиций. Но может быть и так,что организационная культура ослабляет организацию, не давая ей успешноразвиваться даже в том случае, если она имеет высокий технико-технологический ифинансовый потенциал.
2. Предпринимательские риски в условиях рыночныхотношений
В условиях рыночной экономики риск — ключевой элементпредпринимательства. Предприниматель, умеющий вовремя рисковать, зачастуюоказывается вознагражденным. В условиях политической и экономическойнестабильности степень риска значительно возрастает. В современных кризисныхусловиях экономики России проблема усиления рисков весьма актуальна, чтоподтверждается данными о росте убыточности предприятий промышленности.
Под предпринимательским/> понимаетсяриск, возникающий при любых видах предпринимательской деятельности, связанных спроизводством продукции, товаров и услуг, их реализацией; товарно-денежными ифинансовыми операциями; коммерцией, а также осуществлением научно-техническихпроектов.
Чтобы решиться на риск, предприниматель должен бытьуверен, что возможная ошибка не может скомпрометировать ни его дело, ни егоимидж. Вероятность ошибки следует расценивать как неотъемлемый атрибутсамостоятельности, а не как следствие профессиональной несостоятельности.Имеется в виду ошибка, которая оказывается таковой вследствие не оправдавшегосебя, хотя и рассчитанного риска.
Каждый предприниматель должен оценивать величину того илииного риска в своей хозяйственной деятельности. Количественная мерапредпринимательского риска определяется абсолютным и относительным уровнемпотерь, возникающим при осуществлении предпринимательской деятельности.
В абсолютном выражении риск может быть определенвеличиной возможных потерь в материально-вещевом или стоимостном измерении. Вотносительном выражении он определяется как величина возможных потерь,отнесенных к базе, в качестве которой принимается состояние предприятия, расходресурсов или ожидаемый доход от предпринимательства.
Сложность классификации предпринимательских рисковзаключается в их многообразии. С риском предпринимательские фирмы сталкиваютсявсегда при решении как текущих, так и долгосрочных задач. Существуютопределенные виды рисков, действию которых подвержены все без исключенияпредпринимательские организации, но, наряду с общими, есть специфические видыриска, характерные для определенных видов деятельности.
Все предпринимательские риски можно разделить на двебольшие группы в соответствии с возможностью страхования: страхуемые инестрахуемые. Предприниматель может частично переложить риск на другие субъектыэкономики, в частности, обезопасить себя, осуществив определенные затраты ввиде страховых взносов. Таким образом, некоторые виды риска, такие, как: рискгибели имущества, риск возникновения пожара, аварий и др., предприниматель можетзастраховать.
Риск страховой/> — вероятное событие илисовокупность событий, на случай наступления которых проводится страхование.
К рискам, которые целесообразно страховать, относятся:
вероятные потери в результате пожаров и других стихийныхбедствий;
вероятные потери в результате автомобильных аварий;
вероятные потери в результате порчи или уничтоженияпродукции при транспортировке;
вероятные потери в результате ошибок сотрудников фирмы;
вероятные потери в результате передачи сотрудниками фирмыкоммерческой информации конкурентам;
вероятные потери в результате невыполнения обязательствсубподрядчиками;
вероятные потери в результате приостановки деловойактивности фирмы;
вероятные потери в результате возможного заболевания,смерти или несчастного случая с сотрудником фирмы.
Однако существует группа рисков, которые не берутсястраховать страховые компании, но при этом именно взятие на себя нестрахуемогориска является потенциальным источником прибыли предпринимателя. Но если потерив результате страхового риска покрываются за счет выплат страховых компании, топотери в результате нестрахуемого риска возмещаются из собственных средствпредпринимательской фирмы. Основными внутренними источниками покрытия рискаявляются: собственный капитал фирмы, а также специально созданные резервныефонды. Кроме внутренних, есть еще и внешние источники покрытия вероятныхпотерь, например, за дочерние банки отвечает материнский банк.
Факт наличия нестрахуемых предпринимательских рисковозначает, что безрисковая предпринимательская деятельность в принципеневозможна.
С точки зрения текущего управления, предпринимательскиериски удобнее делить на риски внешние и внутренние.
3. Количественные методы оценки риска
Основной задачей оценки предпринимательских рисков являетсяих систематизация и разработка комплексного подхода к определению степенириска, влияющего на деятельность предпринимателя.
В общем виде система методов оценки предпринимательскихрисков делится на две группы:
1) качественные методы оценки предпринимательских рисков —с их помощью осуществляется выявление рисков, присущих реализациипредполагаемого решения; определение количественной структуры рисков; выявлениенаиболее рискоопасных областей в разработанном алгоритме принимаемого решения;
2) количественные методы оценки предпринимательскихрисков — их применение базируется на основе данных, полученных при качественнойоценке, то есть оцениваются только те риски, которые присутствуют приосуществлении конкретной операции алгоритма принимаемого решения.
Наиболее существенным инструментарием количественногоанализа признается анализ относительных показателей/>(коэффициентов) — расчет отношений отчетности, определение взаимосвязипоказателей. Далее, для сравнения абсолютных, относительных, либо среднихвеличин используется горизонтальный (временной) анализ/> —сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом. Развитиемгоризонтального является трендовый анализ/> — сравнениепозиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда(основной тенденции динамики показателя, очищенной от случайных влияний иособенностей отдельных периодов). Сравнительный метод также предполагаетсравнение показателей изучаемого субъекта с показателями конкурирующихпредприятий, отрасли, региона и т.п. Вертикальный (структурный) анализ/> определяет структуру финансовых показателей с выявлениемвлияния каждой позиции отчетности на результат в целом. В этом смысленезаменимым является метод группировки, предполагающий некоторую классификациюявлений и процессов, причин и факторов, их обусловливающих. Более же мощнымисредствами, определяющими меру влияния определенных факторов на результативныепоказатели, являются индексный метод, метод цепных подстановок и другие.
Все вышеперечисленные методы объединяются в группутрадиционно-логических. В настоящее время широкое распространение получилиматематические методы, являющиеся важным рычагом совершенствования финансовогоанализа. Кроме того, существует альтернативная укрупненная классификацияметодик анализа финансового состояния предприятия, предполагающая их отнесениек одной из четырех следующих групп:
трансформационные методики/> направленына преобразование отчетности в более удобный для восприятия вид (агрегированиестатей, трансформация в зарубежные формы).
качественные методики оценки финансового состояния/> подразделяются на вышеописанные методики вертикального,горизонтального анализа, анализа ликвидности баланса; а также формализованныеанкетные схемы, предполагающие балльную оценку ответов на некоторый наборвопросов.
коэффициентный анализ/> являетсянаиболее распространенным инструментом в аналитической практике оценкифинансового состояния фирмы.
интегральные методики оценки финансового состояния/> предполагают синтезирование финансовых индикаторов вкомплексные конструкции.
Главнейшим источником информации для проведения анализафинансовой устойчивости и ликвидности предпринимательской фирмы служитфинансовая отчетность. Применительно к российской хозяйственной практикеосновные формы бухгалтерской отчетности, используемые в целях финансовогоанализа, включают: ф. № 1 «Бухгалтерский баланс»; ф. № 2 «Отчет о прибылях иубытках»; ф. № 3 «Отчет об изменениях капитала»; ф. № 4 «Отчет о движенииденежных средств»; ф. № 5 «Приложения к бухгалтерскому балансу»; аудиторскоезаключение (если организация по законодательству подлежит аудиту).
Данные методики позволяют оценить прежде всего финансовуюсоставляющую предпринимательских рисков и часто используются на практике,однако они неполноценны и должны применяться только для анализа текущих рисковпредприятия (например, при принятии банком решения о размерах и условияхтекущего овердрафта).
Именно поэтому в международной практике проектного менеджментаи создания новых предприятий при оценке рисков используется комплекс болеешироких методов.
К наиболее распространенным из них следует отнести:
метод корректировки нормы дисконта;
метод достоверных эквивалентов (коэффициентовдостоверности);
анализ чувствительности критериев эффективности (чистыйдисконтированный доход (NPV), внутренняя норма доходности (IRR) и др.);
метод сценариев;
анализ вероятностных распределений потоков платежей;
деревья решений;
метод Монте-Карло (имитационное моделирование) и др.
Метод корректировки нормы дисконта/>.Достоинства этого метода — в простоте расчетов, которые могут быть выполнены сиспользованием даже обыкновенного калькулятора, а также в понятности идоступности. Вместе с тем метод имеет существенные недостатки.
Метод корректировки нормы дисконта осуществляетприведение будущих потоков платежей к настоящему моменту времени (т.е.обыкновенное дисконтирование по более высокой норме), но не дает никакойинформации о степени риска (возможных отклонениях результатов). При этомполученные результаты существенно зависят только от величины надбавки за риск.
Он также предполагает увеличение риска во времени спостоянным коэффициентом, что вряд ли может считаться корректным, так как длямногих проектов характерно наличие рисков в начальные периоды с постепеннымснижением их к концу реализации. Таким образом, прибыльные проекты, непредполагающие со временем существенного увеличения риска, могут быть оцененыневерно и отклонены.
Данный метод не несет никакой информации о вероятностныхраспределениях будущих потоков платежей и не позволяет получить их оценку.
Наконец, обратная сторона простоты метода состоит всущественных ограничениях возможностей моделирования различных вариантов,которое сводится к анализу зависимости критериев NPV (IRR,PI и др.) отизменений только одного показателя — нормы дисконта.
Несмотря на отмеченные недостатки, метод корректировкинормы дисконта широко применяется на практике.
Метод достоверных эквивалентов/>.Недостатками этого метода следует признать:
сложность расчета коэффициентов достоверности, адекватныхриску на каждом этапе проекта;
невозможность провести анализ вероятностных распределенийключевых параметров.
Анализ чувствительности/>. Данный методявляется хорошей иллюстрацией влияния отдельных исходных факторов на конечныйрезультат проекта.
Главным недостатком данного метода является предпосылка отом, что изменение одного фактора рассматривается изолированно, тогда как напрактике все экономические факторы в той или иной степени коррелированны.
По этой причине применение данного метода на практике каксамостоятельного инструмента анализа риска, весьма ограничено, если вообщевозможно.
Метод сценариев/>. В целом методпозволяет получать достаточно наглядную картину для различных вариантовреализации проектов, а также предоставляет информацию о чувствительности ивозможных отклонениях, а применение программных средств типа Excel позволяетзначительно повысить эффективность подобного анализа путем практическинеограниченного увеличения числа сценариев и введения дополнительныхпеременных.
Метод представляет собой развитие методики анализачувствительности проекта в том смысле, что одновременному непротиворечивому(реалистическому) изменению подвергается вся группа переменных. Рассчитываютсяпессимистический вариант (сценарий) возможного изменения переменных,оптимистический и наиболее вероятный вариант. В соответствии с этими расчетамиопределяются новые значения критериев NPV и IRR. Эти показатели сравниваются сбазисными значениями и делаются необходимые рекомендации. В основе рекомендацийлежит определенное «правило»: даже в оптимистическом варианте нет возможностиоставить проект для дальнейшего рассмотрения, если NPV такого проектаотрицательна, и наоборот: пессимистический сценарий в случае полученияположительного значения NPV позволяет эксперту судить о приемлемости данногопроекта несмотря на наихудшие ожидания.
Анализ вероятностных распределений потоков платежей/>. В целом применение этого метода анализа рисков позволяетполучить полезную информацию об ожидаемых значениях NPV и чистых поступлений, атакже провести анализ их вероятностных распределений.
Вместе с тем использование этого метода предполагает, чтовероятности для всех вариантов денежных поступлений известны либо могут бытьточно определены. В действительности в некоторых случаях распределениевероятностей может быть задано с высокой степенью достоверности на основеанализа прошлого опыта при наличии больших объемов фактических данных. Однакочаще всего такие данные недоступны, поэтому распределения задаются исходя изпредположений экспертов и несут в себе большую долю субъективизма.
Деревья решений/>. Ограничениемпрактического использования данного метода является исходная предпосылка о том,что проект должен иметь обозримое или разумное число вариантов развития. Методособенно полезен в ситуациях, когда решения, принимаемые в каждый моментвремени, сильно зависят от решений, принятых ранее, и в свою очередь определяютсценарии дальнейшего развития событий.
Имитационное моделирование (Метод Монте-Карло)/>. Практическое применение данного метода продемонстрировалоширокие возможности его использования в инвестиционном проектировании, особеннов условиях неопределенности и риска. Данный метод особенно удобен дляпрактического применения тем, что удачно сочетается с другимиэкономико-статистическими методами, а также с теорией игр и другими методамиисследования операций. Практическое применение автором данного метода показало,что зачастую он дает более оптимистичные оценки, чем другие методы, например,анализ сценариев, что, очевидно обусловлено перебором промежуточных вариантов.
Многообразие ситуаций неопределенности делает возможнымприменение любого из описанных методов в качестве инструмента анализа рисков,однако наиболее перспективными для практического использования являются методысценарного анализа и имитационного моделирования, которые могут быть дополненыили интегрированы в другие методики.
Литература
1. Григорьева Е.М., Тактаров Г.А.Финансовая среда предпринимательства и предпринимательские риски: Учебноепособие. — М., 2006.
2. Лапуста М.Г., Шаршукова Л.Риски в предпринимательской деятельности. — М.: Финансы и статистика, 2000.
3. Минат В.Н. Финансовая средапредпринимательства и предпринимательские риски: Учебное пособие. — М.:Экзамен, 2006.
4. Мурунова И.А., Перекрестова Л.В. Финансовая среда предпринимательства: теоретический аспект//Финансовая средапредпринимательства: Сб. науч. тр.-Волгоград: Авторское перо, 2004.