СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Теоретические аспекты учетарасчетов с поставщиками и подрядчиками
2 Формы расчетов, применяемые предприятием
3. Организация учета расчетов споставщиками и подрядчиками
3.1 Документальное оформление учетарасчетов с поставщиками и подрядчиками
3.2 Синтетический и аналитическийучет расчетов с поставщиками и подрядчиками
3.3 Учет не денежных форм расчетов
3.4 Отчетность по учету расчетов споставщиками и подрядчиками
3.5 Инвентаризация расчетов
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
В современных условияхреформирования всей финансово-налоговой системы РФ, значительные изменениякоснулись и бухгалтерского учета. Практически все разделы изменились с точкизрения нормативного регулирования и методов ведения учета. Не остались встороне и расчетные операции предприятия, которые очень значительны имногообразны.
Расчеты с поставщикамиподрядчиками являются частью расчетных операций и возникают на всех этапахфинансово-хозяйственной деятельности любого современного предприятия.
В процессе кругооборотасредства предприятий проходят фазу обращения. Для нормальнойпроизводственно-торговой деятельности предприятия должны приобретатьнеобходимые материальные ценности: материалы, товары, тару, прочие материалы.На этой стадии у предприятий возникают широкие расчетные взаимоотношения споставщиками.
Изменения, произошедшие вналоговом законодательстве коснулись налога на добавленную стоимость, которыйявляется неотъемлемой частью расчетов с поставщиками и подрядчикамипредприятия.
Развитие неденежных формрасчетов, таких как вексель, бартер, зачеты взаимных требований усиливаетактуальность темы.
Учет расчетов с поставщикамии подрядчиками является обширной и трудоемкой темой, дополняющейся отражениемналогов.
Цельюработы является изучение ведения учета и аудита расчетов с поставщиками иподрядчиками на исследуемом предприятии.
Исходяиз поставленной цели вытекают следующие задачи написания работы:
- Рассмотретьтеоретические аспекты учета и аудита расчетов с поставщиками и подрядчиками;
- Привестиорганизационно-экономическую характеристику предприятия;
- Отразитьорганизацию учета расчетов с поставщиками и подрядчиками на предприятии;
- Провестиаудиторскую проверку расчетов с поставщиками и подрядчиками предприятия;
- Привестипредложения по совершенствованию учета расчетов с поставщиками;
- Сделатьвыводы и предложения.
Принаписании работы использовались следующие методы: статистико-экономический, графический,абстрактно-логический, расчетно-конструктивный, метод сравнения.
Методологическойи теоретической основой при написании работы послужили: ПостановлениеПравительства РФ и инструктивные материалы по изучаемым вопросам, а такжеучебная литература.
Источникамиконкретной информации для написания работы являются отчетность предприятия за2002-2004гг.:
форма№ 1 « Бухгалтерский баланс»;
форма№ 2 « Отчет о прибылях и убытках»;
данныеаналитического и синтетического учета по счету 60 « Расчеты с поставщиками иподрядчиками», а также данные статистической отчетности.
1. Теоретическиеаспекты учета расчетов с поставщиками и подрядчиками
Ведениебухгалтерского учета осуществляется в соответствии с нормативными документами,имеющими разный статус. Одни из них обязательны к применению (Закон «Обухгалтерском учете», положения по бухгалтерскому учету), другие носятрекомендательный характер (План счетов, методические указания, комментарии).
Взависимости от назначения и статуса нормативные документы целесообразнопредставить в виде следующей системы:
1уровень — законодательные акты, указы Президента РФ и постановленияПравительства, регламентирующие прямо или косвенно организацию и ведениебухгалтерского учета в организации;
2уровень — стандарты (положения) по бухгалтерскому учету и отчетности;
3уровень — методические рекомендации (указания), инструкции, комментарии, письмаМинистерства финансов РФ и других ведомств;
4уровень — рабочие документы по бухгалтерскому учету самой организации.
Основнымактом первого уровня является Федеральный закон «О бухгалтерскомучете» от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ с последующими изм. и доп. [4] ЭтотЗакон определяет правовые основы бухгалтерского учета, его содержание,принципы, организацию, основные направления бухгалтерской деятельности исоставления отчетности, состав хозяйствующих субъектов, обязанных вестибухгалтерский учет и предоставлять финансовую отчетность.
Учетныйстандарт можно определить как свод основных правил, устанавливающий порядокучета и оценки определенного объекта или их совокупности. Учетные стандарты (вотечественном бухгалтерском учете — положения) призваны конкретизировать Законо бухгалтерском учете и отчетности. В настоящее время в России разработано иутверждено 21 положений по бухгалтерскому учету и отчетности .
Навтором уровне системы нормативных документов единственным регулирующим органомявляется Министерство финансов РФ.
Методическиерекомендации и инструкции призваны конкретизировать учетные стандарты всоответствии с отраслевыми и иными особенностями. Они разрабатываютсяМинистерством финансов РФ и различными ведомствами.
Рабочиедокументы самого предприятия определяют особенности организации и ведения учетав нем.
Одним из основныхмоментов расчетов с поставщиками и подрядчиками является исчисление налога надобавленную стоимость, подлежащее к зачету в бюджет, на основаниипредставленных расчетных документов.
Одним из основных и наиболее сложных моментов при расчетах споставщиками и подрядчиками является порядок расчета и отражения в учете налогана добавленную стоимость.
Начисление и уплата НДС регулируется 21 главой НК РФ. Всоответствии со ст. 146 объектомналогообложения признаются следующие операции:
1)реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в томчисле реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненныхработ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, атакже передача имущественных прав.
2)передача на территории Российской Федерации товаров (выполнение работ, оказаниеуслуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в томчисле через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыльорганизаций;
3)выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;
4)ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
Непризнаются объектом налогообложения:
передачана безвозмездной основе жилых домов, детских садов, клубов, санаториев и другихобъектов социально-культурного и жилищно-коммунального назначения, а такжедорог, электрических сетей, подстанций, газовых сетей, водозаборных сооруженийи других подобных объектов органам государственной власти и органам местногосамоуправления (или по решению указанных органов, специализированныморганизациям, осуществляющим использование или эксплуатацию указанных объектовпо их назначению);
3)передача имущества государственных и муниципальных предприятий, выкупаемого впорядке приватизации;
4)выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органовгосударственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнениявозложенных на них исключительных полномочий в определенной сфере деятельностив случае, если обязательность выполнения указанных работ (оказания услуг)установлена законодательством Российской Федерации, законодательством субъектовРоссийской Федерации, актами органов местного самоуправления;
5)передача на безвозмездной основе объектов основных средств органамгосударственной власти и управления и органам местного самоуправления, а такжебюджетным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям.[2].
В 2004 году вглаву 21 НК РФ внесено большое количество изменений и дополнений, которыевступают в силу с 1 января 2005 года.
Изменения идополнения, которые касаются главы 21 НК РФ, внесены следующими федеральнымизаконами:
от 31.12.2002№ 195-ФЗ (далее — Закон № 195-ФЗ);
от 18.08.2004№ 102-ФЗ (далее — Закон № 102-ФЗ);
от 20.08.2004№ 109-ФЗ (далее — Закон № 109-ФЗ);
от 22.08.2004№ 122-ФЗ (далее — Закон № 122-ФЗ);
Закон №195-ФЗ с 2005 года повышает ставки НДС с 10% до 18% при реализации следующихвидов услуг:
— поэкспедированию и доставке периодических печатных изданий и книжной продукции,связанной с образованием, наукой и культурой;
—редакционных и издательских работ (услуг), связанных с производством указанныхизданий и книжной продукции;
— поразмещению рекламы и информационных сообщений в периодических печатныхизданиях;
— пооформлению и исполнению договора подписки на периодические печатные издания, втом числе услуг по их доставке подписчику, если доставка предусмотрена вдоговоре подписки.
С 2005 г.пополнился список товаров, облагаемых по ставке 0%. Теперь к ним отнесенынефть, включая стабильный газовый конденсат, и природный газ, которыеэкспортируются на территории стран — участников СНГ, за исключением РеспубликиБелорусь. До 1 января 2005 г. такая реализация приравнивалась к реализациитоваров на территории РФ в соответствии со ст. 13 Федерального закона от 05.08.2000№ 118-ФЗ и облагалась в 2004 г. по ставке 18%.
Закон №109-ФЗ вносит изменения в две статьи: 146 и 149 НК РФ. В п. 3 ст. 149 добавленыдве новые льготы. Они предоставляются налогоплательщикам, которые реализуютжилые дома, помещения и доли в них, а также передают доли в праве на общееимущество в многоквартирном доме при реализации квартир. С нового года такиеоперации налогообложению не подлежат. В связи с этим не подлежат вычету и суммыНДС, уплаченные поставщикам по товарам (работам, услугам), приобретенным дляосуществления таких операций.
Напомним, чтоналогоплательщик, осуществляющий операции по реализации товаров (работ, услуг),предусмотренных этим пунктом ст. 149 НК РФ, вправе отказаться от освобождениятаких операций, представив заявление в налоговый орган (п. 5 ст. 149 НК РФ).
Помимо этогоЗакон № 109-ФЗ внес поправки в п. 2 ст. 146 НК РФ, дополнив его новым подп. 6,который из объекта налогообложения выводит операции по реализации любыхземельных участков (долей в них). Напомним, что ранее из объекта исключаласьтолько передача земельных участков, входящих в имущество государственных имуниципальных предприятий, выкупаемое в порядке приватизации (подп. 3 п. 2 ст.146 НК РФ).
Всоответствии с главой 21 НК РФ покупатели выделяют НДС на основании принятых отпоставщиков и подрядчиков счетов-фактур по мере их поступления от продавцов вхронологическом порядке.
Организации ииндивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельностьв интересах другого лица на основе договоров поручения, комиссии либо агентскихдоговоров, хранят счета — фактуры по товарам, полученным от доверителя(комитента, принципала), в журнале учета полученных счетов — фактур.
Поверенные(комиссионеры, агенты) хранят счета — фактуры, полученные от продавцов поприобретенным для доверителя (комитента, принципала) товарам, в журнале учетаполученных счетов — фактур.
Счета — фактуры, полученные от продавцов по приобретенным товарам (выполненным работам,оказанным услугам) для выполнения с 1 января 2001 г. строительно — монтажныхработ для собственного потребления, хранятся в журнале учета полученных счетов- фактур.
При ввозетоваров на таможенную территорию Российской Федерации грузовые таможенныедекларации или их копии, заверенные в установленном порядке, и платежныедокументы хранятся у покупателя в журнале учета полученных счетов — фактур.
Журналы учетаполученных и выставленных счетов — фактур должны быть прошнурованы, а ихстраницы пронумерованы.
При частичнойоплате оприходованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) регистрациясчета — фактуры в книге покупок производится на каждую сумму, перечисленнуюпродавцу в порядке частичной оплаты, с указанием реквизитов счета — фактуры поприобретенным товарам (выполненным работам, оказанным услугам) и пометкой укаждой суммы «частичная оплата».
Регистрация вкниге покупок счетов — фактур с одинаковыми реквизитами допускается только вслучаях перечисления средств в порядке частичной оплаты.
При ввозетоваров на таможенную территорию Российской Федерации основанием длярегистрации в книге покупок счетов — фактур является таможенная декларация наввозимые товары и платежные документы, подтверждающие фактическую уплату налогана добавленную стоимость таможенному органу.
В книгепокупок не регистрируются счета — фактуры, полученные:
· прибезвозмездной передаче товаров (выполнении работ, оказании услуг), включаяосновные средства и нематериальные активы;
· участникомбиржи (брокером) при осуществлении операций купли — продажи иностранной валюты,ценных бумаг;
· комиссионером(поверенным) от комитента (доверителя) по переданным для реализации товарам.
Счета — фактуры, полученные покупателем от продавцов по приобретенным товарам(выполненным работам, оказанным услугам) для выполнения строительно — монтажныхработ для собственного потребления, регистрируются в книге покупок в моментпринятия на учет соответствующего объекта, завершенного капитальнымстроительством (основных средств).
При принятиина учет завершенного капитальным строительством объекта на сумму налога,исчисленную (подлежащую уплате в бюджет) по выполненным с 1 января 2001 г.строительно — монтажным работам для собственного потребления в виде разницымежду суммой налога, начисленной на стоимость данных строительно — монтажныхработ, и суммой налога, уплаченной продавцам по приобретенным товарам(выполненным работам, оказанным услугам), использованным при выполнении этихработ для собственного потребления, выписывается счет — фактура в одномэкземпляре и регистрируется в книге покупок.
Покупатели,перечисляющие денежные средства продавцу в виде авансовых или иных платежей всчет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), счета — фактуры по этим средствам в книге покупок не регистрируют.
Счета — фактуры, не соответствующие установленным нормам их заполнения, не могутрегистрироваться в книге покупок.
Книга покупокдолжна быть прошнурована, а ее страницы пронумерованы и скреплены печатью.
Контроль заправильностью ведения книги покупок осуществляется руководителем организацииили уполномоченным им лицом.
Книга покупокхранится у покупателя в течение полных 5 лет с даты последней записи.
При наличиибольшого количества продавцов допускается ведение книги покупок сиспользованием компьютера. В этом случае по истечении отчетного периода, но непозднее 20 числа месяца, следующего за отчетным месяцем (кварталом), книгапокупок распечатываются, страницы пронумеровываются, прошнуровываются искрепляются печатью.
Не подлежатрегистрации в книге покупок счета — фактуры, имеющие подчистки и помарки.Исправления, внесенные в счета — фактуры, должны быть заверены подписьюруководителя и печатью продавца с указанием даты внесения исправления. [9].
Покупатели и продавцыобеспечивают себя бланками счетов — фактур, книгами покупок самостоятельно.
ПостановлениемПравительства РФ от 16.02.2004 № 84 «О внесении изменений в Постановлениеправительства РФ от 02.12.2004г. № 914 внесены изменения в Правила веденияжурналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книгпродаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденныеПостановлением Правительства РФ от 02.12.2000 N 914. Указанные правилаприводятся в соответствие с Федеральным законом от 7 июля 2003 г. № 117-ФЗ,вступившем в силу с 1 января 2004 г.
В новой редакции излагаютсяформы книги покупок и книги продаж. В указанные формы включается графа,предусматривающая размер налоговой ставки 18%, сохраняется графа для исчисленияставки НДС 20%.
Изменения коснулись иформы счета-фактуры. Так, из формы исключаются реквизиты «М.П.», «Выдал» и«подпись ответственного лица от продавца».
В частности, Правиладополнены положениями, касающимися хранения у покупателя в журнале учетаполученных счетов-фактур заполненных в установленном порядке бланков строгойотчетности (или их копий) с выделенной отдельной строкой суммой налога надобавленную стоимость, полученных при приобретении услуг по найму жилыхпомещений в период служебной командировки работников и услуг по перевозкеработников к месту служебной командировки и обратно, включая услуги попредоставлению в пользование в поездах постельных принадлежностей.
Основанием длярегистрации счетов-фактур в книге покупок являются заполненные в установленномпорядке бланки строгой отчетности (или их копии) с выделенной отдельной строкойсуммой налога на добавленную стоимость, выданные работнику и включенные им вотчет о служебной командировке.
Внесены изменения,связанные с регистрацией счетов-фактур в книге продаж, выданных продавцами приреализации товаров (выполнении работ, оказании услуг) организациям ииндивидуальным предпринимателям за наличный расчет. При этом показанияконтрольных лент контрольно-кассовой техники регистрируются в книге продаж безучета сумм, указанных в соответствующих счетах-фактурах.
В связи со снижением с 1января 2004 года налоговой ставки по налогу на добавленную стоимость до 18процентов Письмо МНС РФ ль 27.01.04 № ОС-6-03-86 «Об особенностях ведения книгпокупок и книг продаж при расчетах по НДС» разъясняет, что до внесениясоответствующих изменений в Правила ведения журналов учета полученных ивыставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогуна добавленную стоимость, утвержденные Постановлением Правительства РФ от02.12.2000 N 914, налогоплательщики (налоговые агенты) вправе дополнить книгупокупок и книгу продаж графой, предусматривающей размер налоговой ставки 18процентов, для целей регистрации полученных и выставленных счетов фактур,содержащих данную ставку. В этой графе бухгалтер будет регистрироватьполученные и выставленные счета-фактуры, содержащие новую ставку.
Расчетные взаимоотношенияна предприятиях торговли могут осуществляться в безналичной форме путемперечисления средств по счетам, открытым в кредитных организациях, а такженаличными денежными средствами через кассы. В соответствии с «Положение обезналичных расчетах в РФ» № 2п от 03.10.2002 г. в ред. Указа ЦБ РФ от 03.03.03№ 1256 у. безналичные расчеты между организациями применяются с использованиемследующих форм безналичных расчетов [5]:
а) расчеты платежными поручениями;
б) расчеты по аккредитиву;
в) расчеты чеками;
г) расчеты по инкассо.
2 Формырасчетов, применяемые предприятием
В настоящее время предприятия производят расчеты споставщиками в основном в безналичной форме. При этом чаще всего использует вкачестве расчетов с поставщиками и подрядчиками платежные поручения.
Платежное поручение составляетсяна бланке формы 0401060. Они принимаются банком независимо от наличия денежныхсредств на счете плательщика.
Для осуществления безналичных расчетов с поставщиками предприятиезаключает договор с обслуживающим банком о расчетно-кассовом обслуживании(приложение 1). В соответствии с договором Банк обязуется проводить операции попоручению клиента, связанные с перечислениями денежных средств на счетакредиторов и зачислению поступивших денежных средств на счет предприятия. Попроведенным операциям Банк ежедневно предоставляет выписку со счета предприятия,подтвержденную платежными документами (приложение 2). Выписка представляетсобой документ отражающий поступления и расход денег на счет предприятия.Особенностью выписки является то, что поступление денег отражается по Кредиту,а выбытие — по Дебету.
Пример: 15.11.04 АКБ «Вятка-Банк» предоставил ОАО СМУ-4 выпискуо проведенных операциях на расчетном счете предприятия за номером407028103270222654664 за 14.11.04 в которой было отражено, что за отчетный деньпоступило платежей на сумму 97000 руб., а перечислено на сумму 91936,35 руб.Входящий остаток на счете составил 0 руб., исходящий остаток (остаток денег наконец) – 936,35 руб. (приложение 2)
При приобретении товарно-материальных ценностей за наличныйрасчет предприятие выдает денежные средства подотчетному лицу по расходномукассовому ордеру с указанием цели расхода (приложение 3). При этомпредварительно руководитель Общества издает приказ о выдаче денег подотчетномулицу для приобретения им необходимых ценностей. На основании этого приказа вбухгалтерии Общества выписывается направление работника в командировку суказанием целей и суммы расхода.
Пример: 21.11.04 директором ОАО СМУ-4 издан приказ № 14 онаправлении Семенова А.Л. в командировку в г. Н. Новгород для приобретениякомпрессора на станок МК-2 (приложение 4). На основании приказа № 14 бухгалтервыписала направление в командировку с указанием суммы расходов в 10000 руб.Кассир по направлению выдал Семенову А.Л. 10000 руб. на основании расходногоордера № 156 от 21.11.04, в котором Семенов А.Л. поставил свою подпись, дату,сумму прописью и указал данные паспорта (приложение 3).
3. Организация учетарасчетов с поставщиками и подрядчиками
3.1 Документальное оформление учетарасчетов с поставщиками и подрядчиками
При расчетах споставщиками и подрядчиками используется большое количество различнойдокументации. Разные поставщики и подрядчики используют различные свойственные толькоим документы документы. Кроме того, расчетные операции задевают такие участкиучета, как учет денежных средств, учет расчетов с подотчетными лицами, учетаматериалов, НДС и другие. Все это говорит о многообразии документооборота,возникаемого при расчетах с поставщиками и подрядчиками. В данном пункте работырассмотрим основные формы первичных документов, используемые при расчетах споставщиками и подрядчиками .
1) договор
Основным документом,регулирующим отношения предприятия с покупателями и поставщиками являетсядоговор. Предприятия имеют возможности самостоятельно разрабатывать формыдоговоров. Как правило, это договора поставки.
По договору поставки однасторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другойстороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить занего определенную денежную сумму (цену).
Сторонами договорапоставки могут быть любые физические и юридические лица.
В зависимости от составаучастников договора ГК РФ выделяет специально такие виды договора поставки,сторонами которых могут выступать только субъекты предпринимательскойдеятельности.
Договор поставки является генеральным договором, и нормы поставки применяются котдельным ее видам, если иные правила для них не предусмотрены ГК РФ.
По общему правилу,товаром по договору поставки могут быть любые вещи — определяемые родовымипризнаками, или индивидуально-определенные, движимые или недвижимые и др. Изэтого правила ст. 129 ГК РФ предусмотрены исключения для вещей, изъятых изоборота или ограниченных в обороте. При этом в некоторых предпринимательскихдоговорах поставки (поставка для государственных нужд, контрактация, продажапредприятий) товар передается покупателю исключительно для использования впредпринимательской деятельности, в других же разновидностях купли-продажи(розничная купля-продажа) — исключительно для использования, не связанного спредпринимательской деятельностью, а в третьих (договор энергоснабжения) — идля бытового потребления, и для использования в предпринимательскойдеятельности.
Договор может бытьзаключен на поставки как товара, который имеется в наличии у продавца в моментзаключения договора, так и товара, который будет создан или приобретенпродавцом в будущем, если иное не установлено законом или не вытекает изхарактера самого товара.
Существенным условиемдоговора поставки является условие о предмете. Условие договора поставки опредмете считается согласованным, если договор позволяет определитьнаименование и количество товара.
Количество товарапредусматривается в договоре в соответствующих единицах измерения или вденежном выражении, либо в договоре устанавливается порядок определенияколичества товара. Если договор не позволяет определить количество подлежащегопередаче товара, договор считается незаключенным.
Остальные условиядоговора поставки, относящиеся к предмету (качество, ассортимент,комплектность, тара и упаковка) — также могут быть согласованы в договоре. Еслиэти условия не предусмотрены договором, правила их определения устанавливаютсяГК РФ, Отсутствие специальных указаний в конкретном договоре на эти условия неможет служить основанием для признания его незаключенным.
Пример:12.11.04 ОАО СМУ-4 заключило договор поставки № 12 с ООО ТПК «Магический Барс» (приложение5) на поставку электродов для ручной сварки и наплавки металла и других строительныхматериалов. В договоре оговорено, что ООО ТПК «Магический Барс» осуществляетдоставку товара до склада ОАО «СМУ-4», оплата производится после получениятоваров.
Наосновании договора у поставщиков производится выписка и отгрузка товара. Чащевсего отгрузка товаров производится на основании накладной, товарной накладной.
2) накладная
Всоответствии с п.3 Указаний по применению…, утв. Постановлением Госкомстата РФот 30.10.1997 № 71а накладная на отпуск материалов на сторону применяется дляучета отпуска материальных ценностей хозяйствам своей организации,расположенным за пределами ее территории, или сторонним организациям, наосновании договоров и других документов.
Накладнуювыписывает работник структурного подразделения в 2-х экземплярах на основаниидоговоров (контрактов), нарядов и других соответствующих документов ипредъявлении получателем доверенности на получение ценностей, заполненной вустановленном порядке.
Первый экземплярпередают складу как основание для отпуска материалов, второй — получателюматериалов.
Пример:На основании договора № 145, заключенного 12.11.04 бухгалтер ЗАО «Отделстройплюс» выписал накладную № 157 от 14.11.04 на отпуск шпатлевки латексной на общуюсумму – 6540 руб. (приложение 6) В накладной указана единица измеренияматериалов (кг.), количество, надлежащее отпуску (600), цена за единицу (10,90руб.), сумма без учета НДС (6540,0руб.), НДС (0), всего с НДС (6540 руб.).
Накладнаясодержит подписи ответственных лиц: коммерческого директора, начальника ОАО«СМУ-4», главного бухгалтера предприятия, работника, получающего ценности.
Приприобретении материалов у торговых фирм, как правило, отпуск материальныхценностей производится на основании товарных накладных.
Пример:При покупке товаров ОАО СМУ-4 у ООО «Сталепромышленная компания» на общую сумму59446,40 руб. (с НДС), ООО «СПК» выписана товарная накладная № 6097 от 02.12.04(приложение 7). В товарной накладной нашли отражение следующие факты: реквизитыпоставщика и покупателя, наименование товара: уголок 125х125-9 (100%) иарматура 8 бухта (100%), ед. измерения (тн.), количество (3,024), сумма безучета НДС (50378,31 руб.) ставка НДС (18%), сумма НДС (9068,09 руб.), сумма сучетом НДС (59446,40).
Товарнаянакладная выписана на основании доверенности № 62 от 01.12.04, выданнойЧастоедову В.Н. экспедитору ОАО СМУ-4.
3)Счет-фактура
Вгл.21 Налогового кодекса РФ установлены обязательные реквизиты, которые должнысодержаться в счете-фактуре (п.5 ст.169). Их всего 14. Нужно отметить, что всеони и приведены в типовой форме счета-фактуры. Перечислим их в том порядке, какони приведены в Налоговом кодексе:
1)порядковый номер и дата выписки счета-фактуры;
2)наименование, адрес и идентификационные номера налогоплательщика и покупателя;
3)наименование и адрес грузоотправителя и грузополучателя;
4)номер платежно-расчетного документа в случае получения авансовых или иныхплатежей в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказанияуслуг);
5)наименование поставляемых (отгруженных) товаров (описание выполненных работ,оказанных услуг) и единица измерения (при возможности ее указания);
6)количество (объем) поставляемых (отгруженных) по счету-фактуре товаров (работ,услуг) исходя из принятых по нему единиц измерения (при возможности ихуказания);
7)цена (тариф) за единицу измерения (при возможности ее указания) по договору(контракту) без учета налога, а в случае применения государственныхрегулируемых цен (тарифов), включающих в себя налог, с учетом суммы налога;
8)стоимость поставляемых (отгруженных) по счету-фактуре товаров (выполненныхработ, оказанных услуг), без налога;
9)сумма акциза по подакцизным товарам;
10)налоговая ставка;
11)сумма налога, предъявляемая покупателю товаров (работ, услуг), определяемаяисходя из применяемых налоговых ставок;
12)стоимость всего количества поставляемых (отгруженных) по счету-фактуре товаров(выполненных работ, оказанных услуг) с учетом суммы налога;
13)страна происхождения товара;
14)номер грузовой таможенной декларации.
В то же время отметим,что налогоплательщик вправе вносить дополнительные реквизиты в счет-фактуру(Письмо МНС России от 8 апреля 2002 г. N 03-1-09/918/14-Н443).
Пример: 16.11.04 ОАОСМУ-4 на отгруженные по накладной № 157 товары выставлен счет-фактура № 231(приложение 8). Перед принятием к учету счета-фактуры бухгалтер проверилправильность и полноту заполнения счета-фактуры, наличие всех обязательныхреквизитов, печати и подписей должностных лиц. Счет-фактура служит основанием,для расчета суммы НДС и предоставления его к возмещению в бюджет. На основаниисчетов-фактур заполняется книга покупок, в которой накопительным итогомпроизводится расчет НДС полученный от поставщиков.
В счет-фактуре № 231 НДСне выделен, т.к. поставщик ЗАО «Отделстрой плюс» не является плательщикомналога. Однако в счет-фактуре № 231 обязательно указание ставки НДС в размере0%, суммы налога – 0 руб., что подлежит дублированию в книге покупок ОАО СМУ-4(приложение 9).
Рассмотрим примерпринятия к учету счет-фактуры с выделенным НДС.
03.11.04 ООО«Сталепромышленная компания» выставило счет-фактуру ОАО «СМУ-4» № 6097 наотгруженные товары по товарной накладной № 6097 от 02.12.04 г. на общую сумму59446,40 руб. (в т.ч. НДС – 18%). Отдельной строкой выделена сумма НДС –9068,09 руб., стоимость товаров без налога (50378,31 руб.).
Проверив счет-фактурубухгалтер занес данные в программу, на основании чего произошла регистрацияпокупки в книге покупок .
ОАО «СМУ-4» в ходевыполнения работ в некоторых случаях приходится обращаться к другимстроительным организациям – субподрядчикам. В основном это случаи, когда СМУ-4не успевает в силу технических причин осуществить работы в поставленныйзаказчиком срок, отсутствия какой-либо техники, необходимой для проведенияработ, отсутствия определенных специалистов по выполнению тех или иных работ.
В этом случае у ОАО СМУ-4возникают расчеты с подрядчиками. Учет их ведется аналогично поставщикам. Но вдополнении к вышеназванным документам оформляется справка о стоимостивыполненных работ.
Документ оформляется поунифицированной формеКС-3 и является двухсторонним документом, т.е. обе сторонысогласовывают документ и оставляют себе по экземпляру.
МУП УКС и ОАО «СМУ-4» воктябре 2001 года заключили договор на строительство жилого дома по ул. Труда–Володарского в г. Киров.
Для проведенияэлектросетей ОАО «СМУ-4» привлек субподрядчика ОАО «Электромонтаж-Киров».
В декабре 2004 годапроизводилась оценка стоимости выполненных работ, при этом ОАО «СМУ-4» и ОАО«Электромонтаж-киров» вместе производили оценку стоимости выполненных работ. Порезультатам оценки была составлена справка о стоимости выполненных работ изатрат за декабрь 2004 года. Отчетным периодом выступал период с 01.12.04 по30.12.04.
В справке указано, чтоОАО «Электромонтаж-Киров» провело электросетей в строящемся доме по адресуТруда-Володарского 0,4 КВ на общую сумму 83709 руб., НДС-18% -15068 руб. Итогостоимость работ составила 98777 руб.
Справка подтвержденаподписями и печатями генподрядчика и субподрядчика.
3.2 Синтетический ианалитический учет расчетов с поставщиками и подрядчиками
Синтетическийучет расчетов с поставщиками и подрядчиками на осуществляется на 60 счете«Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
Счет 60«Расчеты с поставщиками и подрядчиками» предназначен для обобщенияинформации о расчетах с поставщиками и подрядчиками за:
— полученныетоварно-материальные ценности, принятые выполненные работы и потребленныеуслуги, включая предоставление электроэнергии, газа, пара, воды и т.п., а такжепо доставке или переработке материальных ценностей, расчетные документы накоторые акцептованы и подлежат оплате через банк;
— товарно-материальныеценности, работы и услуги, на которые расчетные документы от поставщиков илиподрядчиков не поступили (так называемые неотфактурованные поставки);
— излишкитоварно-материальных ценностей, выявленные при их приемке;
— полученныеуслуги по перевозкам, в том числе расчеты по недоборам и переборам тарифа(фрахта), а также за все виды услуг связи и др.
Все операции,связанные с расчетами за приобретенные материальные ценности, принятые работыили потребленные услуги, отражаются на счете 60 «Расчеты с поставщиками иподрядчиками» независимо от времени оплаты.
Счет 60«Расчеты с поставщиками и подрядчиками» кредитуется на стоимость принимаемыхк бухгалтерскому учету товарно-материальных ценностей, работ, услуг вкорреспонденции со счетами учета этих ценностей (либо счета 15«Заготовление и приобретение материальных ценностей») или счетовучета соответствующих затрат. За услуги по доставке материальных ценностей(товаров), а также по переработке материалов на стороне записи по кредиту счета60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» производятся вкорреспонденции со счетами учета производственных запасов, товаров, затрат на производствои т.п.
Независимо отоценки товарно-материальных ценностей в аналитическом учете счет 60«Расчеты с поставщиками и подрядчиками» в синтетическом учетекредитуется согласно расчетным документам поставщика. Когда счет поставщика былакцептован и оплачен до поступления груза, а при приемке на склад поступившихтоварно-материальных ценностей обнаружилась их недостача сверх предусмотренныхв договоре величин против отфактурованного количества, а также если припроверке счета поставщика или подрядчика (после того, как счет был акцептован)были обнаружены несоответствие цен, обусловленных договором, а такжеарифметические ошибки, счет 60 «Расчеты с поставщиками иподрядчиками» кредитуется на соответствующую сумму в корреспонденции сосчетом 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» (субсчет«Расчеты по претензиям»).
Занеотфактурованные поставки счет 60 «Расчеты с поставщиками иподрядчиками» кредитуется на стоимость поступивших ценностей, определеннуюисходя из цены и условий, предусмотренных в договорах.
Счет 60«Расчеты с поставщиками и подрядчиками» дебетуется на суммыисполнения обязательств (оплату счетов), включая авансы и предварительнуюоплату, в корреспонденции со счетами учета денежных средств и др. При этомсуммы выданных авансов и предварительной оплаты учитываются обособленно. Суммызадолженности поставщикам и подрядчикам, обеспеченные выданными организациейвекселями, не списываются со счета 60 «Расчеты с поставщиками иподрядчиками», а учитываются обособленно в аналитическом учете.
Аналитическийучет по счету на 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» ведетсяпо каждому предъявленному счету, а расчетов в порядке плановых платежей — покаждому поставщику и подрядчику. При этом построение аналитического учетадолжно обеспечить возможность получения необходимых данных по: поставщикам поакцептованным и другим расчетным документам, срок оплаты которых не наступил;поставщикам по не оплаченным в срок расчетным документам; поставщикам понеотфактурованным поставкам; авансам выданным; поставщикам по выданнымвекселям, срок оплаты которых не наступил; поставщикам по просроченным оплатойвекселям; поставщикам по полученному коммерческому кредиту и др.
Пример: Бухгалтерскиезаписи за декабрь 2004 г. по учету расчетов с поставщиками и подрядчиками на ОАО«СМУ-4» приведены в таблице 1.
Таблица 1 — Бухгалтерские записи за декабрь 2004 г. по учету расчетов с поставщиками иподрядчиками на ОАО «СМУ-4»Содержание хозяйственных операций
Документ
первичный Дебет Кредит Сумма, руб. Отражена задолженность за приобретенные материалы у ООО «Сталепромышленная компания» Счет-фактура № 6097от 16.12.04, накладная 6097 от 02.12.04 10 60 50378,31 Отражена сумма НДС по приобретенным материалам (18%) Счет-фактура № 6097от 16.12.04 19 60 9068,09 Отражено погашение задолженности перед ООО «Сталепромышленная компания»
Платежное поручение,
№46 от 16.12.04
Выписка банка 60 51 59446,4 Принята к зачету сумма НДС по приобретенным материалам Бухгалтерская справка 68 19 9068,09 Приобретен компьютер для работы бухгалтерии Счет фактура № 1013 от 20.12.2004г. 08 60 150000 Отражена сумма НДС по приобретенному компьютеру Счет фактура № 1013 от 20.12.2004г. 19 60 22881,3 Поступил счет от ОАО «Кировэнерго» за э/энергию Счет фактура № 2536 от 21.12.2004г. 26 60 75000 Отражена сумма НДС по использованной э/энергии Счет фактура № 2536 от 21.12.2004г. 19 60 12500 Принят в эксплуатацию компьютер Акт приемки-передачи основ. ср.от 01.05.04 01 08 150000 Принята к зачету сумма НДС из бюджета по приобретенному компьютеру Бухгалтерская справка 68 19 25000 Принята к зачету сумма НДС из бюджета по использованной э/энергии Бухг. справка 68 19 12500
В ОАО «СМУ-4»учет расчетов с поставщиками ведется при помощи программы «1С Бухгалтерия» версия7,7.
Программаимеет возможности ведения многоуровневой системы аналитического учета.
ОАО «СМУ-4»использует следующие регистры аналитического учета счета 60 «Расчеты споставщиками»:
— анализсчета 60.
Дляформирования этого регистра необходимо произвести следующие действия:
войти в меню«отчеты»
выбратьсубконтно (по датам, по поставщикам, по материалам)
сформироватьотчет при помощи действия «Сформировать».
Отчетсодержит информацию о сальдо на начало периода, всех произведенных операциях суказанием корреспондирующих счетов по дебету и кредиту счета 60.
За декабрь2004 года бухгалтер ОАО СМУ-4 сформировал анализ счета 60 (приложение 10), гдеотразилось:
сальдо наначало месяца – 1245136,03 руб.
Оборот подебету (с указанием корр. счетов) – 33639,05 руб.
Оборот покредиту (с указанием корр. счетов) – 228794,12 руб.
Сальдо наконец месяца – 1440291,10 руб.
Проверив,сальдо расчетным путем (1245136,03+228794,12-33639,05) бухгалтер убедился вотсутствии сбоев в программе и правильности произведенных расчетов.
— оборотно-сальдовая ведомость также является регистром аналитического учета.Данный регистр служит для отражения произведенных расчетов в разрезе каждогоконтрагента. В качестве контрагентов могут выступать договора, заключенные споставщиками, поставщики, счета-фактуры.
Дляформирования этого регистра необходимо произвести следующие действия:
войти в меню«отчеты»
выбратьконтрагента (по договорам, по поставщикам, по счета-фактурам);
ввести дату;
сформироватьотчет при помощи действия «Сформировать».
БухгалтерОАО «СМУ-4» сформировал оборотно-сальдовую ведомость по итогам декабря 2004года. Контрагентами выбраны «Договоры».
В ведомостинашли отражение все поставщики с которыми были заключены договора предприятия суказанием сумм возникновения задолженности (оборот по кредиту) и ее гашением (оборотпо дебету).
Так всформированной ведомости отражена задолженность по договору № 17.01.00 № 35 ОАО«Агропромгазстрой» на начало месяца – 576,63 руб., в декабре произведена оплатадолга, что нашло отражение в графе Обороты за период «Дебет» — 573,63, сальдона конец периода равно нулю.
Задолженностьпо договору № 151 от 20.12.04 СМУ -4 сальдо на начало нулевое, возниклозадолженности на сумму 886,37 руб., сумма по кредиту – 44320 руб., остаток наконец периода – 43433,63.
Итоговыесуммы показывают обороты по дебету и кредиту счета всего и сальдо на начало иконец декабря 2004 г.
В нашемпримере: сальдо на начало декабря 2004 г. составило 12545136,03 – кредитовое,оборот по Дебету – 33639,05 руб., по кредиту – 228794,12 руб., остаток на конец– 1440291,10 руб.
Такимобразом, сумма сальдо сходится с величиной остатка, отраженного в анализе счетаза декабрь 2004 г.
Главную книгупредприятия заменяет отчет «Обороты по счету»
— Обороты посчету
регистрсинтетического учета, служащий основанием для формирования отчетностипредприятия и включающий в себя только итоговые суммы сальдо и оборотов.
БухгалтеромОАО «СМУ-4» были сформированы «обороты счета 60» за декабрь 2004 года
Дляформирования этого регистра бухгалтер произвел следующие действия:
вошел в меню«отчеты»,
выбрал видотчета «Обороты по счету»
выбрал датуотчета
сформироватьотчет при помощи действия «Сформировать».
3.3Учет неденежных форм расчетов
Длярасчетов за поставленные товары предприятия зачастую выписывают простой вексель(вексель, удостоверяющий ничем не обусловленное обязательство векселедателявыплатить по наступлении предусмотренного векселем срока полученные взаймыденежные суммы) и выдают его поставщику в качестве отсрочки платежа. Поэтомувексель — это не только ценная бумага, но и платежное средство, котороепередается продавцу в качестве гарантии того, что материальные ценностиобязательно будут оплачены. Но так как вексель передается в одно время, аоплата по нему производится в другое, у бухгалтеров возникает вопрос,в какой момент и как правильно исчислить налог надобавленную стоимость?
Согласно пп.1 п.1 ст.146 НК РФ операции по реализации товаров(работ, услуг) на территории Российской Федерации признаются объектом обложенияналогом на добавленную стоимость. Налоговая база при реализации товаровопределяется как их стоимость, исчисленная исходя из цен, определяемых всоответствии со ст.40 НК РФ без включения в них налога на добавленную стоимостьи налога с продаж, но с включением акцизов (п.2 ст.154 НК РФ)
Какпредусмотрено п. 2 статьи 172 Налогового кодекса РФ при использованииналогоплательщиком — векселедателем в расчетах за приобретенные им товары(работы, услуги) собственного векселя суммы налога, фактически уплаченныеналогоплательщиком — векселедателем при приобретении указанных товаров,исчисляются исходя из сумм, фактически уплаченных им по собственному векселю. Это означает, что предприятие, выдавшее вексель(векселедатель), принимает к зачету НДС после того, как этот вексель оплачен.При этом не имеет значения, наступил ли срок платежа или вексель погашаетсядосрочно.
Однакоследует обратить внимание на суммы налога, которые указаны в договоре исчете-фактуре, выставленном поставщиком. Если в этих документах значится толькостоимость товара, то покупатель(векселедатель) не вправе принять к зачету НДС с разницы между ценой товара ивексельной суммой.
Рассмотрим ситуацию на примере ОАО «СМУ-4» 01.12.2004г.приобрела у фирмы ООО «Вяткастройсервис» товары на сумму 24 000 руб.( в томчисле НДС – 3661,02 руб.). В качестве отсрочки платежа ОАО «СМУ-4» выдалопоставщику на 30 дней собственный простой вексель на сумму 25 000 руб.
По окончании этого срока вексель был погашен. Причемна сумму разницы между стоимостью продукции и вексельной суммой фирма ООО«Вяткастройсервис» дополнительный счет-фактуру не выставила.
Новозможно также, что покупателю-векселедателю выставили дополнительныйсчет-фактуру, в котором указан и НДС с разницы между стоимостью продукции ивексельной суммой. Тогда покупательможет возместить этот налог из бюджета.
Допустим, что фирма ОАО «СМУ-4» дополнительно кранее выданному выписала покупателю ООО «Вяткастройсервис» еще одинсчет-фактуру на 1 000 руб., то есть на разницу между стоимостью товаров ивексельной суммой
Поскольку векселедержатель уплачивает НДС сразницы между стоимостью товаров и вексельной суммой, то в облагаемую базувключается лишь сумма процентов по векселю, превышающая плату за отсрочкуплатежа, рассчитанную исходя из ставок рефинансирования Центрального банка РФ,действовавших в периодах, за которые производится расчет процента. Ставкарефинансирования Центрального банка РФ равна 16 процентам годовых.ВекселедержательООО «Вяткастройсервис» сделал расчет, согласно которому плата за отсрочкуплатежа исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ составила:
24 000 руб. х 16 % х 30 дн.: 365 дн. = 316руб.
Сумма НДС, указанная в счете-фактуре, выданномвекселедателю, составит:
((1 000 руб. — 316 руб.) х 18 %) = 123,12руб.
Предприятиями из-за отсутствия денежных средств, очень широкоприменяется неденежная форма расчетов. К неденежной форме расчетов относитсяпроцедура погашения взаимных обязательств, исключающая движение денежныхсредств в пределах равных сумм задолженностей. Превышение по обязательствамодного из партнеров может быть погашено либо наличными, либо бартером. Бартерная сделка — прямая товарообменнаяоперация, проводимая на сбалансированной по стоимости основе с взаимнойпередачей права собственности на товар без использования денежных операций. В бартерном контракте оговариваются:— либо эквивалентные по стоимостиколичества взаимопоставляемых товаров; — либо сумма, на которую стороныобязуются поставить конкретные товары. Взаимозачет — денежные обязательствамежду предприятиями, погашаемые поставкой товаров или услуг при участии двухили более сторон.
Таблица 2 — Бухгалтерскиепроводки по учету расчетов путем зачета взаимных требований ОАО СМУ-4 задекабрь 2004Содержание операции Документ Дебет Кредит Сумма, руб. 1 2 3 4 5 Отражена задолженность покупателей за выполненные работы Счет- фактура № 110 от 01.12.2004 г. 62 90/1 43285,48 Отражена задолженность по уплате НДС в бюджет Счет-фактура № 110 от 01.12.2004 г. 90/3 68 7214,25 Отражено списание фактической себестоимости товаров Бухгалтерская справка 90/2 41 28542,5 Отражена прибыль от продажи Бухгалтерская справка 90/9 99 7528,73 Оприходованы поступившие стройматерилы Счет-фактура №185116 от 30.12.04 10 60 36071,23 Отражена сумма НДС по приобретенным материалам Счет № 185116 от 30.12.04 19 60 7214,25 Произведен зачет взаимных требований Акт сверки расчетов 60 62 43285,48 Принята к зачету сумма НДС из бюджета Бухгалтерская справка 68 19 7214,25
По окончании месяцабухгалтер сначала подводит итоги по каждой строке (документо-покупателю)оборотной ведомости, затем итоги по графам. После этого на последней страницеподводятся итоги по одноименным графам по всем страницам. Данные строки «всегоза месяц» переносятся в регистр счета 60. Одновременно суммы заносятся врегистры корреспондирующих счетов по правилу «двойной записи». После этогоитоги по графам «Дебет» и «Кредит» счета 60 и записывают в регистр этого счетаразвернутое сальдо.
3.4 Информация поучету расчетов с поставщиками и подрядчиками, отражаемая в отчетности
Все хозяйственные операции, проводимые организацией, должныоформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичнымиучетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
Первичные учетные документы принимаются к учету, если онисоставлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичнойучетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этихальбомах, должны содержать следующие обязательные реквизиты:
а) наименование документа;
б) дату составления документа;
в) наименование организации, от имени которой составлен документ;
г) содержание хозяйственной операции;
д) измерители хозяйственной операции в натуральном и денежномвыражении;
е) наименование должностей лиц, ответственных за совершениехозяйственной операции и правильность ее оформления;
ж) личные подписи указанных лиц.
Перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов,утверждает руководитель организации по согласованию с главным бухгалтером.
Первичные и сводные учетные документы могут составляться набумажных и машинных носителях информации. В последнем случае организацияобязана изготовлять за свой счет копии таких документов на бумажных носителяхдля других участников хозяйственных операций, а также по требованию органов,осуществляющих контроль в соответствии с законодательством РоссийскойФедерации, суда и прокуратуры. Первичные документы по учету расчетов сподотчетными лицами отражены в разделе 3.1.
Регистры бухгалтерского учета ведутся в специальных книгах(журналах), на отдельных листах и карточках, в виде машинограмм, полученных прииспользовании вычислительной техники, а также на магнитных лентах, дисках,дискетах и иных машинных носителях.
Содержание регистров бухгалтерского учета и внутреннейбухгалтерской отчетности является коммерческой тайной.
Организации обязаны хранить первичные учетные документы, регистрыбухгалтерского учета и бухгалтерскую отчетность в течение сроков,устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственногоархивного дела, но не менее пяти лет.
Руководители организаций и другие лица, ответственные заорганизацию и ведение бухгалтерского учета, в случае уклонения от ведениябухгалтерского учета в порядке, установленном законодательством РоссийскойФедерации и нормативными актами органов, осуществляющих регулированиебухгалтерского учета, искажения бухгалтерской отчетности и несоблюдения сроковее представления и публикации привлекаются к административной или уголовнойответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Данные из первичной документации оформляются в оборотно-сальдовуюведомость счета 60, на основании которых заполняется Главная книга. ОстаткиГлавной книги заносят в баланс по строке «Кредиторская задолженность заприобретенные товары и услуги», в приложение № 5 (состав основных кредиторов) иформу № 4 — сумма денежных средств израсходованных за приобретенные товары,работы и услуги в отчетном периоде.
3.5 Инвентаризация расчетов с поставщиками и подрядчиками
Припроведении инвентаризации расчетов с поставщиками предприятия руководствуется Методическимиуказаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (утвержденыПриказом Минфина России от 13.06.1995 N 49).
Рассмотримпорядок проведения инвентаризации расчетов с поставщиками на примере ОАО«СМУ-4».
Первоначальнона предприятии проводится инвентаризация расчетов с организациями –поставщиками, затем организациями оказывающими услуги ОАО «СМУ-4». К нимотносятся:
ОАО«Кировэнерго», предоставляющее услуги по электро и теплоэнергии.
Транспортныеорганизации: АТП-32, АТП -17.
Арендодатель:ОАО «Кировглавснаб».
Цель инвентаризации расчетов состоит в том, чтобыподтвердить наличие кредиторской задолженности у поставщиков и подрядчиков ОАО«СМУ-4».
Инвентаризация расчетов проводится 1 раз в квартал, или помере необходимости. При этом ежегодно, вначале года Директор Общества издаетприказ о назначении постоянно действующей инвентаризационной комиссии, которая уполномоченапроводить инвентаризацию.
Так бухгалтер ОАО «СМУ-4» ответственный за проведениеинвентаризации расчетов контролирует своевременность закрытия кредиторскойзадолженности и при наличии ее отражает факт актом инвентаризации.
Такой акт составляется обеими из сторон. В частности, ОАО«СМУ-4» посылает предприятию, предоставляющему акт о наличии Кредиторской задолженностипо его данным. Бухгалтер предприятия сверяет и подписывает, если выходит на этуже сумму.
Если же суммы задолженности не совпадают, обе стороны должныболее тщательно проверить правильность своих записей.
Акт инвентаризации прикладывается к отчету и служитобоснованием наличия кредиторской задолженности на отчетную дату.
Просроченнойзадолженностью является задолженность, не предъявленная поставщику по истечениисрока исковой давности, который ограничивается тремя годами.
Таким образом, по истечениитрех лет с момента возникновения той или иной задолженности фирма можетсписывать ее, на результаты финансово-хозяйственной деятельности.
Необходимо отметить такой момент, что при несвоевременномсписание просроченной кредиторской задолженности, налоговые органы вправевзимать штраф с предприятия.
Рассмотрим порядок проведения инвентаризации в ОАО«СМУ-4».
25.12.04 Директором ОАО «СМУ-4» Комаровым В.Н. былиздан приказ № 15-и о проведении инвентаризации расчетов, материалов и готовойпродукции Общества с назначением инвентаризационной комиссии (приложение 11).Председателем комиссии выступал главный бухгалтер фирмы Панфилова И.Н. Передначалом проверки бухгалтер проверил наличие договоров о материальнойответственности лиц, занимающихся приемкой, отпуском и хранением материалов иготовой продукции на складе, а также начальника цеха, непосредственноответственного за принятые и использованные в производстве материалы и выпускготовой продукции на склад.
Далее главный бухгалтер проверил акты инвентаризациина момент последней проверки сверив остатки с предоставленными актами ОАО«Кировэнерго», АТП-32 и «Кировглавснаб». Далее сверены остатки с материальнымиотчетами зав.склада и начальника цеха. Главный бухгалтер завизировал всеприходные и расходные документы, приложенные к отчету, с указанием «доинвентаризации на „_01.01.04“ .
Не выявив нарушений, гл. бухгалтер ознакомил членовкомиссии приказом руководителя, которая, в свою очередь приступила к проведениюинвентаризации.
Дляоформления инвентаризации ОАО «СМУ-4» применяет формы первичной учетнойдокументации по инвентаризации имущества и финансовых обязательств,утвержденные Постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 N 88.
Приинвентаризации расчетов и МПЗ используются формы N ИНВ-2 — ИНВ-7, ИНВ-8, ИНВ-8а,ИНВ-9, ИНВ-19 и приказы по формам N ИНВ-22 — ИНВ-26.
Продолжимнаш пример.
Первоначальнобухгалтер провел сверку актов инвентаризации с предоставленными вышеуказаннымиорганизациями. Не обнаружив расхождений, бухгалтер отразил результаты инвентаризациив сличительной ведомости.
Далеесоставлены акт инвентаризации в разрезе каждого кредитора и общаяинвентаризационная опись, подтверждающая отсутствие расхождений.
Заключение
Расчеты с поставщиками иподрядчиками производятся как в безналичной форме, так и наличными денежнымисредствами через кассу Общества.
Основнымдокументом по расчетным взаимоотношениям с поставщиками является счет-фактура,который служит основанием для оформления соответствующих банковскихплатежных документов на перечисление задолженности: платежных требований,аккредитивов, платежных поручений, расчетных чеков.
Напредприятии требования к книге покупок соблюдаются, а контроль возложен наглавного бухгалтера предприятия.
Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками предварительноведут в реестре расчетов с поставщиками все записи, в которого производятся наосновании счетов поставщика, приходных документах и банковских документов обоплате.
Все расчеты Общества с поставщиками строятся на основаниизаключаемых с ними договоров-контрактов, где указаны сроки и условия поставкипродукции, порядок оплаты и т.п. Документами по возникновению расчетныхвзаимоотношений с ними являются накладные и счета-фактуры, которые являютсяоснованием для записей в учетные регистры по расчетам с поставщиками иподрядчиками.
Синтетический учет расчетов с поставщиками и подрядчиками на осуществляетсяна 60 счете «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
В условиях применяемой программы «1С: Бухгалтерия» ОАО «СМУ-4» используетследующие регистры синтетического и аналитического учета:
— оборотно-сальдовые ведомости счета 60;
— анализ счета 60;
— обороты по счету 60.
Регистры бухгалтерского учета ведутся в специальных книгах(журналах), на отдельных листах и карточках, в виде машинограмм, полученных прииспользовании вычислительной техники, а также на магнитных лентах, дисках,дискетах и иных машинных носителях.
Списоклитературы
1. Налоговыйкодекс РФ (часть первая) от 31.07.98 г № 146-ФЗ;
2. Налоговыйкодекс РФ (часть вторая) от 24.03.01г № 118-ФЗ;
3. Гражданскийкодекс РФ
4. ФЗ «О бухгалтерском учете» от12.11.96 119-ФЗ ;
5. Положениео безналичных расчетах на территории РФ, утв. ЦБ РФ 03.03.03
6. Положениепо бухгалтерскому учету „Учет материально-производственных запасов» (ПБУ5/01) Приложение к приказу Минфина РФ от 08.02.00 №10.
7. ПБУ 9/99 «Доходы организации»6.05.99 № 32н.
8. ПБУ 10/99 «Расходы организации»6.05.99 № 33н.
9. ПостановлениеПравительства № 914 в ред. Правительства РФ от 15.03.2001 № 189.
10. Инструкцияпо применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственнойдеятельности организаций. Утверждено Приказом Минфина РФ от 31.01.00 № 94.
11. ГлушковИ.Е. Бухгалтерский учет на современном предприятии. 2004 г.
12. КожиновВ.Я. Бухгалтерский учет. М: Экзамен 2002 – 798 с.
13. КожиновВ.Я. Налоговое планирование. Рекомендации бухгалтеру. – М: 1 ФКК, 2004 г – 112с.
14. КожиновВ.Я. Отраслевые особенности налогообложения и учета. – М.ИД ФБК-Пресс, 2003 –441 с.
15. КондраковН.П. Бухгалтерский учет: Уч. Пособие. – М.: ИД ФБК –ПРЕСС, 2003 г. – 558 с.
16. КозловаЕ.П., Бабченко Т.Н, Головнина И.Н. Бухгалтерский учет в организациях. – М.;Финансы и статистика 2003 г.– 720с.
17.«Бухгалтерский учет», Под редакцией А.Д. Ларионова М.., «Проспект» 2002 г.
18. МакаровО.А. Как погасить задолженность // Бухгалтерский учет. — 2003. — № 9. — С.43-47
19. МизиковскийЕ.А. Бухгалтерский учет: корреспонденция счетов. М. – Финансы и статистика,2003 г – 360 с.
20. НоводворскийВ.Д., Хорин А.И. Об оценке дебиторской и кредиторской задолженности //Бухгалтерский учет. — 2004 — № 1. — С. 28-32
21. Налоги:словарь-справочник. – М.: ИНФРА-М, 2003 г.
22. Налоги:уч.Пособие/ Под ред. Д.Г. Черника, — М: Финансы и статистика, 2003 г.-118
23. Пятов М.Л., Семенова М.В. Учетнаяполитика организаций на 2004 год. М. Бухгалтерский учет. 1. 2003 – 79 с.
24. Пушкарева В.М. Бухгалтерскийучет. М: Статистика 2003 – 551 с.
25. Е.Б.Пошерстник, М.С.Мейксин.Самоучитель по бухгалтерскому учету. – М.: Герда, 2001 г..
26. Петров В.В. Бухгалтерский учеттоварных операций. М: — Бухгалтерский учет, 2003 г. – 332 с.
27. Примеры бухгалтерских проводок М:ПРИОР, 2003 – 115 с.
28. Сушонкова Е.М. Бухгалтерский учети налогообложение в торговле. М: Юнити. 2002 г. – 191 с.
29. Учет в торговле. Нормативнаябаза. – М: ПРИОР, 2003 г.
30. Учетная политика на 2004 г.Профессиональные комментарии к нормативным актам. Разъяснения и рекомендации,.Под ред. И.Д. Юдковской. М: — ИД ФБК-ПРЕСС, 2003 г. – 447 с
31. ФащевскийВ.Н. Об анализе оборотных средств // Бухгалтерский учет. — 2003. — № 2. — С.80-81.