КОНТРОЛЬНАЯРАБОТА
подисциплине ЭКОНОМИКА
на тему«Товарное хозяйство»/>
Смоленск2005
ПЛАН
1. Возникновение исущность товарного хозяйства.
2. Товар и егосвойства. Стоимость товара.
3. Деньги и ихэволюция.
1. Возникновениеи сущность товарного хозяйства.
Товарноепроизводство— такой тип организации хозяйства, прикотором полезные продукты создаются для их продажи на рынке. В связи с этимздесь по-иному, чем в натуральном хозяйстве, решаются главные проблемыэкономической организации. Что создавать, как для этого использовать природныересурсы и для кого предназначаются продукты труда — все эти вопросы решаются всоответствии с требованиями рынка.
Производствотоваров зародилось в период разложения первобытнообщинного строя (7-8 тысячлет тому назад). С тех пор и до настоящего времени оно обслуживает различныесоциально-экономические устройства. В связи с этим можно выделить общие длявсех исторических эпох причины возникновения и характерные черты товарногохозяйства.
Производствотоваров появилось, прежде всего, в результате общественного разделения труда,когда качественно дифференцируется трудовая деятельность (обосабливаются исосуществуют различные ее виды). Эта общая форма организационно-экономическихотношений продолжает изменяться при совершенствовании орудий труда. Посколькутехнический прогресс не имеет границ, то не имеет пределов и развитиеразделения труда в обществе. В свою очередь, это ведет к улучшениюпрофессиональной подготовки работников и к техническим новшествам.
Другой причинойвозникновения производства товаров является хозяйственное обособление людей наизготовление какого-то продукта. Данное организационно-экономическое отношениесущественно дополняет общественное разделение труда. Человек только выбираеткакой-то вид работы и превращает его в самостоятельный вид производственнойдеятельности. Это, конечно, усиливает его зависимость от другихтоваровладельцев, выпускающих иные полезные продукты. В итоге возникаетнеобходимость обмениваться разнородной продукцией, устанавливать через рынокхозяйственные связи.
Первымглубоко раскрыл значение общественного разделения труда для возникновения иразвития товарно-рыночного хозяйства английский экономист А.Смит. Он разъяснил:«Как только повсеместно устанавливается разделение труда, лишь весьма малаядоля потребностей каждого человека может быть удовлетворена продуктом своегособственного труда. Значительно большую часть их он удовлетворяет обменом тогоизлишка продуктов своего труда на излишки продукта труда других людей, вкоторых он нуждается».
Обособлениетоваропроизводителя становится наиболее полным, когда он является частнымсобственником. Между тем частная собственность процветает и при натуральномпроизводстве, и тем не менее она сама по себе не порождает товарное хозяйство.Необходимое для такого хозяйства обособление достигается зачастую припредоставлении какого-либо имущества во временное владение и пользование.
Вместе с темтоварно-рыночное хозяйство не может нормально развиваться в рамках такой общейсовместной собственности, которая затрудняет и общественное разделение труда,и хозяйственное обособление производителей полезных вещей, их свободную предпринимательскуюдеятельность. Оно парализуется особенно тогда, когда вся экономика оказываетсяв руках государства (как это было, например, в 30—80-х гг. в нашей стране).
Между тем формысобственности имеют прямое отношение к становлению видов товарного производства.В зависимости от степени развития отношений собственности иорганизационно-экономических отношений образуются два вида товарногопроизводства. Исторически первым было простое товарное хозяйство крестьян и ремесленников,использующих при изготовлении продуктов свой труд и сравнительно простыеорудия. В этом случае из-за низкой выработки работников сфера товарногопроизводства и обращения развита недостаточно и зачастую соседствует снатуральным хозяйством, занимающим главные позиции в экономике. При капитализмепоявляется развитое товарное хозяйство, при котором наступает конец господствунатурального производства, все продукты превращаются в товары. Предметом куплии продажи становится также труд, рабочая сила.
Товарному хозяйствуприсущи характерные черты, которые противоположны натуральному производству(рис. 1).
Открытое хозяйство
Разделение труда
Косвенные хозяйственные связи /> />
Рис.1 Основные черты товарного хозяйства
Производство товаровявляется открытым хозяйством. Здесь работники создают полезные продукты не длясобственного потребления, а для продажи их другим людям. Весь потокизготавливаемых вещей выходит за пределы каждой производственной единицы иустремляется на рынок для удовлетворения спроса покупателей.
В этом случае серьезноизменяется траектория кругооборота богатства. Движение последнего распадаетсяна два отдельных звена. Одно звено: производство — распределение — обмен (дляпроизводителя). Другое звено: обмен — потребление (для покупателя и потребителяблаг).
Далее, как известно,производство товаров основано на общественном разделении труда. Его развитиезависит от того, насколько углубляется специализация (обособление) предприятийна изготовлении отдельных видов продуктов или частей сложных изделий. Неразрывнаясвязь товарного производства с развитием разделения труда, а стало быть, спрогрессом производительных сил — одно из решающих преимуществ по сравнению снатуральным хозяйством.
Примечательно,что в США благодаря специализации сельскохозяйственного производства, широкомуприменению высокопроизводительной техники и технологии сейчас фермер всостоянии прокормить 50 человек.
Наконец,товарному хозяйству присущи косвенные, опосредованные связи междупроизводством и потреблением.
В данном случае производительблаг и их потребитель — совершенно разные лица. Они устанавливают необходимыеэкономические отношенияпри посредстве рынка. А именно: изготовленнаяпродукция сначала поступает на рынок для обмена на другие изделия (или деньги)и лишь затем попадает в производительное или личное потребление. Рыночный обменподтверждает или не подтверждает необходимость изготавливать данную продукциюдля продажи.
Рыночные связи междупроизводителями и потребителями строятся «по горизонтали» — на основехозяйственных договоров о производстве и купле-продаже товаров. При этомпотребитель обладает недостижимой для натурального хозяйства свободой выборамножества полезных вещей — одной из форм экономической свободы.
Значит, товарноехозяйство — это такие организационно-экономические отношения, прикоторых полезные продукты создаются для купли-продажи на рынке.
Теперь мы можемустановить, в конечном счете, чем товарное хозяйство отличается отнатурального производства.
1. Товарное хозяйствовозникает гораздо позже натурального, ибо для его возникновения не былонеобходимых предпосылок — общественного разделения труда и обособленияпроизводителей. Развитое же товарное хозяйство утвердилось примерно пятьстолетий назад.
2. В отличие отнатурального производства товарное хозяйство имеет мощные внутренние силы,вызывающие его непрерывный прогресс. К ним относятся:
а) неуклонное углублениеразделения труда; б) связанное с ним совершенствование личных и техническихфакторов производства; в) увеличение многообразия экономических благ исоответствующее этому возвышение потребностей людей.
3. Товарное хозяйство несовместимо с натуральным по своим коренным признакам: а) открытости (впротивовес замкнутости); б) разделению труда (в отличие от универсальноститруда); в) рыночному обмену продуктами (в противоположность нерыночномураспределению продуктов).
2. Товар иего свойства. Стоимость товара.
Натуральный продукт итовар имеют некоторые общие свойства и серьезные различия.
Прежде всего, каждыйтовар обладает тем же свойством, что и натуральный продукт — полезностью.Полезность — способность блага удовлетворять какие-то потребности людей. Вэкономике полезностью принято называть все, что человек признает необходимымдля себя (даже то, что наносит ущерб здоровью: сигареты, наркотики и т.п.).Сами же потребности могут порождаться как биологическими нуждами, так идуховными запросами.
Каждое материальное благоимеет, как правило, не одну, а множество полезностей, или, образно говоря,«пучок полезностей». Так, домашняя хозяйка хорошо знает, сколько разных блюдона может приготовить, скажем, из куска мяса. Технологи нефтехимического заводапрофессионально осведомлены о большом «пучке» разнообразных полезныхпродуктов, которые они могут произвести из исходного сырья. По мере развитиясовременной науки и технологии производства в природных веществах открываетсявсе возрастающее количество полезных качеств.
Полезные свойства вещейпроизводители и потребители материальных благ выявляют и оценивают по-разному.Изготовители продуктов в первую очередь применяют объективную (независимую отволи и сознания людей) оценку их вещественных свойств, позволяющих получитьнужную полезность. Так, в железной руде определяется количество содержащегосяв ней извлекаемого железа и других составных частей; в молоке — наличиеопределенного количества жира, белка, молочного сахара, витаминов и т.д. Есликоличество полезных веществ в продуктах возрастает, то это повышает ихкачество, а тем самым увеличивает их полезность.
В свою очередь потребителидовольно часто придерживаются своих субъективных оценок о пользе материальныхблаг, подчас пренебрегая их объективными качествами. Они смотрят на натуральныепродукты с точки зрения личных запросов, вкусов и предпочтений. Разве каждыйиз них не проявляет свою привязанность к выбору какого-то вида и сорта чая,кофе? Здесь встречаются и уникальные случаи. В Китае у одной малочисленнойнародности любимым блюдом являются приготовленные с изыском бамбуковые крысы сгарниром из молодого бамбука...
В натуральном хозяйствекруг полезных продуктов, создаваемых для внутреннего потребления, оченьограничен. Иное дело — во втором типе производства, основанном на общественномразделении труда, — товарном. Здесь не только резко возрастает количество иразнообразие производимых продуктов, но и изменяются их свойства. Ведь однодело — производить продукт для внутреннегопотребления в замкнутомхозяйстве и совсем другое дело — предназначать его для продажи на рынке.Естественно, что в товарном хозяйстве требования покупателей к качествуполезных вещей по мере роста благосостояния населения возрастают. В нынешнихусловиях все большие массы товаров обновляются и качественно совершенствуютсяв соответствии с требованиями маркетинга (о маркетинге речь впереди).
Вряд ли следуетдоказывать, что если товар не обладает полезностью, то он никому не нужен.Однако, если всякий товар — полезная вещь, то чем он отличается отнатурального продукта? Не менее важно выяснить: если в развитом товарномхозяйстве все блага продаются и покупаются, то можно ли считать, что любая полезнаявещь — это товар?
Ответ мы получим, еслирешим логическую задачу (найдем истинные суждения): в каких случаях полезнаявещь — товар. Для этого рассмотрим три случая.
1-й случай. Все блага,используемые для потребления, можно подразделить на два вида: а) созданныеприродой (родниковая вода, дикорастущие плоды и т.п.) и б) произведенныетрудом. В каком случае мы имеем дело с товаром? Очевидно, что товаром мы признаемне даровой продукт природы, а то, на что затрачен человеческий труд, требующийсоответствующего возмещения.
2-й случай. Всеизготовленные трудом полезные вещи можно разделить на две группы: а) созданныедля себя и б) произведенные для других людей. Что здесь можно признать товаром?
Разумеется, товаром немогут быть изделия, изготовленные для собственных нужд (как в натуральномхозяйстве). Им будут вещи, созданные для иных людей — общественные полезности.
3-й случай. Общественныеполезности также можно подразделить на два вида: а) отчуждаемые другим людямбезвозмездно и б) передаваемые на рынке потребителям путем эквивалентного(равноценного) обмена на иную вещь. Естественно, не будут товаром изделия,достающиеся иным лицам бесплатно (например, подарок). Продаваемая на рынкевещь, на которую затрачен труд и средства производства, требует эквивалентноговозмещения.
Стало быть, товар —созданная трудом общественная полезность, предназначенная для эквивалентногообмена на рынке на другой товар. Этими свойствами рыночный продукт отличается отнатурального продукта.
Другая отличительнаяособенность состоит в том, что каждый товар при обмене на равноценный продуктприобретает на рынке меновую стоимость.Меновая стоимость — этоспособностьтовара обмениваться на другие полезные вещи в определенныхпропорциях (соотношениях).
Например, на рынке можнопризнать эквивалентными друг другу (цифры условные): 20 кг мяса, 1 парукроссовок, 50 литров молока и т.д.
Подобное равенствоменовых соотношений вещей повседневно и миллиарды раз повторяется в практикерынка. Оно кажется обычным и понятным. На самом деле здесь многое скрыто отглаз и не ясно: что в вещах, чему и почему равно?
В самом деле, равны лиобмениваемые, а, следовательно, приравненные друг к другу товары как полезныевещи? Совершенно очевидно: в обмене приравнены совершенно разнородные вещи(мясо, кроссовки, молоко — как в приведенном выше примере). Ведь никто непродает полезную вещь определенного вида за такое же благо. Приравненные вещине сопоставимы и в количественном отношении: мясо измеряется в килограммах,кроссовки — парами, молоко — литрами и т.д. Что же в таком случае являетсяравным в меновой пропорции?
Еще выдающийсядревнегреческий ученый Аристотель (384-322 гг. до н.э.) подметил: обменневозможен без равенства, а равенство без соизмеримости. Однако для него идругих людей в течение двух тысячелетий не было ясно главное: что же во всехрыночных продуктах является одинаковым и общим?
Впервые свое решениевозникшей экономической задачи дала английская классическая политическая экономия,выдвинув трудовую теорию стоимости. Обосновывая эту теорию, А. Смит разъяснил:«Труд является единственным всеобщим, равно как и единственным точным мериломстоимости, или единственной мерой, посредством которой мы можем сравниватьмежду собою стоимости различных товаров во все времена и во всех местах».
Очевидно, что равенствоменовых пропорций возникает потому, что представленные в обмене товары имеютодинаковую стоимость, которая создана общественным трудом — работой,предназначенной для удовлетворения потребностей общества.
Чтобысравнить, сколько в разных странах затрачивается труда на изготовлениеодинаковых видов товаров, их стоимость иногда измеряют в часах рабочеговремени. Недавно это сделано для сравнения величины стоимости ряда основныхпродуктов в России и других странах (табл. 2).
Таблица 2. Стоимость некоторых товаров (в часахрабочего времени на единицу товара)Наименование товара Россия Польша Германия Говядина(кг) 3,4 1,7 0,3 Масло животное (кг) 5,3 2,0 0,25 Молоко (л) 0,7 0,2 0,03 Яйцо (десяток) 1,3 0,8 0,05 Сахар (кг) 1,3 0,4 0,08 Картофель (кг) 0,5 0,1 0,04 Сорочка мужская (шт.) 11,2 8,3 0,57 Ботинки мужские (пара) 48 16 3,0 Холодильник (шт.) 596 143 ' 21 Бензин автомобильный (1л) 0,5 0,3 0,06
Итак, второе основноесвойство товара (отличающееего от натурального продукта) — стоимость.
Между тем данная теорияотражает экономику в исторически ограниченных рамках времени — в основном тустадию производства, где преобладал ручной труд. Она, пожалуй, не можетобъяснить многие факты современной постиндустриальной экономики. Как, например,охарактеризовать возникновение стоимости продукции на полностьюавтоматизированных предприятиях, где не применяется простой физический труд?Или как подсчитать стоимость изделий, создаваемых работниками умственноготруда?
Важно иметь в виду и тообстоятельство, что невозможно вообще непосредственно измерить величинустоимости, которая воплощает общественный труд. Понятие стоимость — это научнаяабстракция, результат теоретического изучения. А.Смит верно подметилособенность рыночной практики: «Товары чаще обмениваются, а потому исравниваются с другими товарами, а не с трудом… К тому же большинство людейлучше понимают, что означает определенное количество какого-нибудь товара, чемопределенное количество труда. Первое представляет собой осязательный предмет,тогда как второе — абстрактное понятие, которое хотя и может быть объяснено,но не отличается такой простотой и очевидностью».
Подытожим основныеположения об экономической форме продуктов натурального и товарногопроизводств.
1. Продукты натуральногои товарного производства имеют одинаковое свойство — полезность.
2. В отличие отнатурального продукта товар имеет меновую стоимость— способность обмениватьсяна другие полезные продукты в определенных пропорциях.
3. Товарная стоимостьвоплощает общественный труд товаропроизводителя.
4. Стоимость товаровневозможно непосредственно измерить на рынке количеством общественного труда,в часах рабочего времени. На практике это делается путем сравнения товаров другс другом.
3. Деньги иих эволюция.
Первоначально люди дажене представляли, сколь трудную экономическую задачу им предстояло решить,когда они приступили к товарному обмену. Племя, занятое животноводством,совершенно не знало, как — в каких меновых соотношениях — можно по справедливостиобменять возникшие у него излишки мяса на зерно, выращенное земледельцами. Асущество задачи состояло в том, чтобы открыть, найти общепризнанный всемиэквивалент (равный по стоимости товар), с помощью которого можно измерятьстоимость всех без исключения товаров. Найти такую вещь, которая надежно устанавливалабы эквивалентность товарного обмена между всеми людьми. Естественно, без этойвещи не могло успешно развиваться товарно-рыночное хозяйство в рамкахнациональных границ и в международном масштабе.
Около 7 тысячелетий былозатрачено на поиск данного экономического средства. Этот поиск велся опытнымпутем и расширялся по мере развития рыночных связей. Сначала в качестверавноценных товаров выступали случайные вещи. Затем на местных рынкахвыделялись наиболее ходовые товары, на которые можно было обменять другиеполезности. Например, у греков и арабов это был скот, у славян меха.
Требованиям международнойторговли не соответствовали различные местные эквиваленты. В результатевыделился один — признанный всеми народами — всеобщий эквивалент: деньги. Такбыло открыто «волшебное средство», способное превратиться, если угодно, влюбую желанную и заманчивую вещь.
Для выполнения роли денегнаиболее подошло золото — благородный металл, обладающий большой сохранностью.Золото имеет также другие необходимые для всеобщего эквивалента качества: делимость,портативность (благодаря большому удельному весу золота требовалось меньше посравнению, например, с медью), наличие в достаточном количестве для обмена(более благородный металл — платина встречается в природе реже), большуюстоимость (добыча 1 кг золота требует больших затрат труда).
Итак, деньги — особыйтовар, который является единственным всеобщим эквивалентом.
Рассмотрим назначениеденег при золотом стандарте. Под золотым стандартом понимается такаясовокупность денег, при которой роль всеобщего эквивалента играет золото. А вобращении используются золотые монеты или денежные знаки, разменные на золото.
Золотой стандарт былустановлен в Великобритании еще в конце XVIII в. Он широко распространился впоследней четверти XIX в. в Германии, во Франции, Японии и России. В условияхтакого стандарта деньги выполняют следующие функции:
1. Деньги – мерастоимости
2. Средствообращения
3. Средствообразования сокровищ
4. Средство платежа
5. Мировые деньги
Прежде всего, деньгивыполняют функцию меры стоимости, т.е. измеряют стоимость всех товаров. Стоимостьвещи, выраженная в деньгах,— есть цена. Для определения цены продуктов самиденьги не требуются, поскольку продавец товара устанавливает его цену мысленно(идеально выражает стоимость в деньгах).
Ценытоваров выражаются в известном количестве денежного товара— золота. Количествозолота, его масса, измеряетсяего весом. Определенное весовое количествозолота принимаетсяза единицу измерения его массы. Эта единицаустанавливается государством в качестве денежной единицы. Она называетсямасштабом цен. Так, в США масштабом цен до 1971 г. являлся доллар, которыймог обращаться в золото по официальному паритету (равному соотношению денежныхединиц разных стран) для центральных банков и иностранных правительств,равному 0,818513 г чистого золота. В России денежной единицей стал рубль,весовое количество золота которого в 1897 г. было определено в 0,774254 г.
Вфункции средства обращения деньги выступают в качестве посредника в обращении,которое совершается по формуле Т (товар) — Д (деньги) — Т (товар). В данномслучае деньги не задерживаются долго в руках покупателей и продавцов и переходятиз рук в руки, выполняя функцию средства обращения мимолетно. Этообстоятельство привело, в конечном счете, к замене полноценных денегнеполноценными, символами стоимости (бумажными деньгами).
Если продавец получил засвой товар деньги, но не стал их сразу же расходовать на покупку нужных емувещей, то процесс обращения прерывается. Тогда деньги (в виде золотых монет)начинают выполнять функцию средства образования сокровищ: они накапливаются вкачестве представителя богатства вообще. Функцию средства образования сокровищвыполняют не только золотые монеты, но и слитки, изделия из золота, т.е. самденежный материал во всех его видах.
При продаже товаров в кредит(в долг с отсрочкой платежа) Деньги выполняют функцию платежного средства. Имирасплачиваются за ранее приобретенный товар, когда наступает срок погашениязадолженности.
Долговые обязательствапорождают новую форму денег — кредитную. Производитель, продавший товар вдолг, получает от покупателя вексель (долговое обязательство), который можетиспользоваться вместо денег, чтобы расплатиться за вещь, купленную у третьеголица. Однако такие векселя используются ограниченно, поскольку онигарантируются лишь имуществом одного собственника. Прочные гарантии сталиобеспечивать банки, которые взамен частных векселей — с определенной выгодойдля себя— стали выпускать банкноты (банковские билеты). Наряду с банкнотами вобороте участвуют и другие виды кредитных средств обращения — чеки. Чекпредставляет собой приказ владельца денежного вклада банку о выдаче со своегосчета денег лицу, указанному в чеке. Чеки имеют короткий срок обращения.
В международной торговлеосуществлялась функция мировых денег. Последние стали выступать в роливсеобщего эквивалента в хозяйственных взаимоотношения всех стран. На мировомрынке долгое время деньги выступали в натуральной форме, в виде слитковзолота.
С развитием мировыххозяйственных связей появляются различные международные средства расчетов,заменяющие золото. Однако валюта, представляющая мировые деньги и различныесредства расчетов, могла быть свободно обратима в золото. Когда в какой-тостране такая обратимость прекращалась, то наступал кризис платежного оборота.
В начале 70-х гг.произошел полный крах золотого стандарта (прекращен обмен денежных знаков назолото). А золото на мировой арене вытеснили бумажные символы кредитныхопераций.
Что же представляют собойсовременные денежные средства, пришедшие на смену золотому стандарту?
Широкое распространениекредитных отношений в промышленно развитых странах привело к тому, что в видеденег выступают, по сути дела, долговые обязательства государств, банков исберегательных учреждений. Эти обязательства могут выполнять функции денегпотому, что государство подтверждает: наличные деньги — это законное платежноесредство (бумажные деньги должны приниматься при уплате долга). При этомстоимость денег не основывается на определенном количестве золота (как этобыло в прошлом). Она фактически определяется количеством приобретаемых за деньгитоваров и услуг. Разумеется, долговые обязательства могут успешно выполнятьфункции денег постольку, поскольку их стоимость или покупательная способностьнеизменны.
В настоящее время к деньгамотносятся разнообразные долговые обязательства, имеющие разную степеньликвидности — способности обязательств быть обращенными в наличные деньги иистраченными на покупку товаров и услуг. Так, наличные деньги ликвидны на100%, ибо на них можно незамедлительно приобрести различные виды богатства.Гораздо менее ликвидными являются срочные вклады в сберегательном банке, ценныебумаги. Для подсчета количества современных денежных средств, применяемых дляобращения, теперь используются так называемые денежные агрегаты, в которыеобъединяются разные долговые обязательства в зависимости от степени ихарактера их ликвидности.
В разных странах всямасса денежных средств подразделяется на агрегаты в зависимости от уровняразвития кредитных отношений и денежного рынка Наиболее распространены триденежных агрегата: Ml, M2, МЗ. При этом наиболее ликвиднымиявляются денежные средства, входящие в М 1 В M2 и МЗ включаются, какговорится, «почти деньги» — финансовые (денежные) средства, предназначенныедля сохранения ценностей.
Наглядное представление оструктуре денежной массы в нашей стране дают статистические данные,представленные в табл. 4
Таблица 4
Количество денег вРоссии№ Денежные aipeia-гы и их структура Сумма, миллиардов руб 1 Наличные деньги в обращении 14100 2 Вклады населения до вое гребования в сбербанках 1516 3 Вклады населения и предприятий в коммерческих банках до востребования 4500 4 Средства населения и предприятий на расчетных и текущих счетах 16584 5 М1-1+2+3+4 36700 6 Срочные депозиты в сбербанках 1500 7 М2-5+6 38200 8 Депозитные сертификаты банков 3 9 Обл и 1 ации государстве! i ных займов 18 10 МЗ-7+8+9
Особенностью структурыденежной массы в России является то, что в ней преобладает агрегат М 1 (93% отМЗ). Это объясняется быстрым обесцениванием денег и нежеланием населения ипредприятий в этих условиях сохранять ценности (особенно на длительный срок) ввиде срочных депозитов (вкладов на установленный срок), облигацийгосударственных займов и депозитных сертификатов (письменных свидетельств банкао вкладе денежных средств, удостоверяющих право вкладчика получить по истеченииустановленного срока сумму вклада и проценты по ней в данном учреждении),
Совершенно иную структуруимеют денежные агрегаты в США. Здесь преобладают безналичные денежные средства.Агрегат Ml (наличность и чековые вклады)составляет лишь 1/6 часть всего количества денежных средств. В США гораздовыше доля финансовых средств, сданных банкам на сохранение.
Широкое использованиесовременных денежных средств вызвало непрерывную инфляцию.