--PAGE_BREAK--3. ОСОБЕННОСТИ ТЕНЕВЫХ СТРУКТУР В ТРАНСФОРМАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКЕ
В настоящее время проблемы оценки теневой экономической деятельности особенно актуальны в России, Украине, Беларуси и других странах СНГ с переходной экономикой. Существует совокупность факторов, относящая эти страны в группу повышенного риска. Во-первых, как показывает мировой опыт, в условиях перехода к рыночным отношениям резко увеличивается доля теневой экономики, чему способствует рост инфляции, возможность получения прибыли без самовозрастания стоимости, расширение частного сектора, а также практика уклонения от уплаты налогов путем утаивания продукции и занижения доходов, увеличение числа мелких предприятий, слабое нормативное и правовое обслуживание регулирования рыночных отношений, рост дифференциации доходов, ухудшение криминогенной обстановки. Во-вторых, практически не разработана какая-либо единая методика количественной оценки теневых экономических структур. В-третьих, существующая статистическая информация и традиционные методы ее сбора не позволяют в должной мере учесть показатели теневой экономики.[1, с.99]
Исследования показали, что среди развитых стран размеры теневой экономики имеют наибольшие размеры в ряде государств Западной Европы, относительно средние в Швеции, Германии, Австрии и минимальные в таких странах как Япония, Швейцария, Австрия. Эти различия объясняются высокой степенью огосударствленностью смешанной экономики в большинстве стран Западной Европы и атмосферой “общественного согласия” в Японии, где даже гангстеры честно платят налоги на прибыль от наркобизнеса, рэкета и проституции.
В результате применения различных методов были получены следующие оценки масштабов теневой экономики (в % к ВВП) по странам, различающиеся в ряде случаев между собой в несколько раз: по Австрии — от 4 до 9 %, по Бельгии — от 2 до 20 %, по Франции — от 6 до 9 %, по ФРГ — от 3 до 15 %, по Великобритании — от 2 до 8 %, по США — от 4 до 30 %.[5, с.101]
В большинстве постсоциалистических государств ситуация намного сложнее и серьезнее. После распада социалистического лагеря практически всюду теневой сектор значительно вырос.
На основе таблицы 1(приложение А) можно говорить о том, что средний размер теневой деятельности в странах постсоциалистического лагеря равен примерно 20-30% от ВВП. Критический размах этот показатель получил в Грузии, что связано в большей мере с незаконным оборотом наркотиков и рэкетом, а также в России, и это вызвано борьбой за сферы влияния в различных отраслях промышленности, а также с оборотом наркотических средств и оружия, незаконной торговлей нефтью.
Тузова А.А. заметила, что в «центре» мирового хозяйства, который образуют развитые страны, размеры теневого сектора экономики составляют 12 % их совокупного официального ВВП; в остальном мире, объединяющем «перефирию» и «полуперефирию» мирового хозяйства, относительные размеры теневого сектора в 2 — 3 раза больше [13, с. 18].
Первое и основное отличие теневых процессов в обществе с переходной экономикой состоит в «широте захвата». В странах cпереходной экономикой теневые процессы захлестнули не только экономику, но и все общество в целом. [8, с.244]
Второе существенное их отличие состоит в том, что в социальной сфере результатом теневой деятельности являютсяне сами деньги, а те или иные изменения в социальных взаимоотношениях участников, социальные эффекты. Например, такие как коррупция, теневой институт репетиторства, теневой рынок диссертаций и многие другие.
Третье отличие заключается в том, что главное последствие «теневизации» общества переходного типа — это усиление его закрытости и усиление отчуждения людей от государства.
Главная причина теневого бизнеса в таких странах заключается в отсутствии необходимой институциональной среды для бизнеса, т.е. в недостатке формальных правил в экономике. Это явление получило название «институциональный вакуум». Так, например, в странах СНГ широкое распространение получила «деформализация правил» [13, с.246]. Ее сущность заключается в непрерывной трансформации институтов, в ходе которой формальные правила заменяются неформальными и встраиваются в неформальные отношения.
Характерной чертой развития экономических процессов в рассматриваемых странах является сближение теневого и легального бизнеса. Они настолько переплетены между собой, что их почти невозможно отличит друг от друга. Эта неразличимость проявляется и в функциональной сфере. Например, в России параллельно легальной возникла сопоставимая с ней по масштабам теневая экономика, в которой формируется такой же набор механизмов, что и в официальной хозяйственной системе. В ней действуют свои правила ценообразования, способы обеспечения, соблюдения контрактов. Имеется специфический набор профессий с особым кодексом поведения, работают собственные механизмы инвестирования. [13,c.247]
Именно поэтому введение рыночных отношений и трансформация теневой экономики должны идти под строгим контролем государства. Этот контроль должен носить не запретительный, а координирующий характер. [11, с.162]
Очевидно, что переходная экономика требует осуществления соответствующего организационного и правового обеспечения. В комплекс мер по приоритетным направлениям включается:
• разработка антимонопольного законодательства, разгосударствление, приватизация собственности (формируется многообразие форм собственности);
• развитие конкуренции во всех сферах экономических отношений (либерализация цен, ограничение прямого государственного вмешательства в хозяйственнуюдеятельность собственников);
• стимулирование предпринимательской деятельности, наращивание объемов производства (льготное налогообложение и кредитование) с целью ликвидации дефицита продукции;
• экономический контроль над хозяйственной деятельностью (финансовый, банковский, налоговый) и повышение ответственности нарушителя (штрафные санкции, лишение кредитных и налоговых льгот, объявление банкротом, закрытие предприятия и т, д.)[15, с.76]
Что же дает населению теневая экономика? Главное — она позволяет части его лучше перенести так называемый «переходный период». На данную особенность обращает внимание российский социолог В. Бойков: «Теневой сектор позволяет выжить населению. Доходы крайне низки. А теневая экономика как раз предлагает дешевые товары и услуги. Кроме того, здесь есть и широкие возможности для заработка. „Убей“ этот сектор — и жизнь населения станет невыносимой.» [19,c. 269]
Таким образом, страны с переходной экономикой являются группой повышенного риска с резким увеличением доли «теневой экономики». Переход к рынку – сложная проблема, требующая глубокой теоретической проработки и комплекса практических мер. И важно правильно соотнести движение к рынку с уже имеющимися и возникающими негативными последствиями теневой экономики, разрабатывать комплекс социально-экономических мероприятий по минимизации негативных последствий. Переходный период к рынку должен быть обеспечен активной деятельностью правоохранительной системы в целом. Для этого необходимы изменения в законодательной базе, материальное и моральное стимулирование, социальная защита сотрудников подразделений, ведущих борьбу с организованной преступностью и теневой экономикой, коррупцией и уголовной ответственностью.[11, с.163]
4. ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Ситуацию с проблемой теневой экономики в Республике Беларусь можно оценить не очень оптимистично. Несмотря на то, что уровень теневой экономики, подпадающей под действие Уголовного кодекса, достигает в Белоруссии в среднем 25-35 %, что является одним из самых низких показателей в СНГ, в республике достаточно развит сектор «серой» экономики. Примерами могут служить частное репетиторство, частные медицинские консультации, «челночная» и рыночная торговля без уплаты налогов. Прямым следствием такого рода экономической деятельности явился уход в «тень» валютного рынка страны.
Практика показала, что теневая экономика в Беларуси в силу ряда причин и условий имеет специфические особенности в отличие от аналогичных процессов и явлений за рубежом. Поэтому и борьба с теневой экономикой, а вернее с негативными последствиями и причинами ее порождающими, лежит несколько в другой сфере, чем в странах Запада.
Начало развития белорусской современной теневой экономики связывают с серединой 60-х-началом 70-х гг. Этот период оценивается, как этап или пик подъема в развитии командно-административной системы. И с этим связывают возникновение теневой экономики, считая, что вполне логично искать ее базу в началах самой командно-административной системы, прежде всего в ничейной собственности. Расцвет командно-административной системы характеризовался жесткой централизацией управления экономикой, строго фондируемым распределением без учета реальных потребностей того или иного региона, предприятия и так далее.
Следовательно, первоначально теневая экономика действовала в недрах легальной экономики в сфере производства предметов потребления, в промышленном производстве, сельском хозяйстве, сфере услуг, строительстве. И в этом заключается особенность теневой экономики в нашей стране. [11, с. 140]
В этой связи в Республике Беларусь можно вывести ряд особенностей теневой экономики, отличающих ее от западных стран.
Первая особенность — воспроизводство ее структуры вместе, параллельно и в недрах легальной экономики. Это воспроизводство не нарушается, даже при замене партийно-бюрократических структур на демократические.
Вторая особенность — упрощенный процесс сращивания, слияния, кооперирования, концентрации в теневой экономике, так как для этих целей используются структуры и хозяйственные связи легальной экономики.
Третья особенность - расширения социальной базы теневой экономики.
Если раньше здесь преобладали представители командно-бюрократического аппарата и уголовной среды, то сегодня так называемым бизнесом занимаются представители интеллигенции, молодежь и прочие.
Четвертая особенность — распространение такой специфической черты теневой экономики, как полулегальная деятельность в сфере финансовых отношений, но в рамках закона. [11, с. 144]
Так как действие теневой экономики в нашей стране все-таки имеет место, то соответственно должны быть и меры, направленные на снижение, предотвращение и/или уничтожение теневой экономики. Они применяются соответственно тем или иным последствиям, которые несет тот или иной вид теневой экономики.
Исходным пунктом разработки регулирующих мер в области теневой деятельности выступает прогнозирование возможных ее границ и структуры. Осуществление данного прогноза осложняется двумя группами проблем. Первая связана с неоднозначностью расчетов уровня теневой экономики в базисном периоде, малым объемом информации, трудоемкостью оценок, вторая – с трудностями макроэкономического прогнозирования в целом. Исходя из этого, в развитии теневой экономики Беларуси целесообразно выделить три этапа:
· 1960-1990 гг. - теневая экономика в условиях административно-командной системы;
· 1991-1995 гг. — теневая экономика в условиях перехода к рыночным отношениям;
· 1996-2009 гг. — теневая экономика смешанного типа.
Для первого этапа характерны следующие черты: неформальная занятость в сфере услуг, нелегальная торговля товарами, валютные спекуляции, фиктивная экономика, взяточничество, использование служебного положения.
Для второго этапа — резкий рост объемов теневой деятельности, в частности, расширение неформальной занятости, неучтенной деятельности малых предприятий, развитие скрытого производства, преобладание в нелегальной экономике краж, должностных преступлений, наркобизнес, торговля оружием, преступления связанные с угоном транспортных средств.
Для третьего этапа — сужение размеров теневого бизнеса.
Разработка прогноза состояния теневой экономики базируется на изучении различных вариантов экономического развития республики. В соответствии с этим, целесообразно рассматривать следующие возможные сценарии развития [12, стр.184-186]:
Вариант 1. Сохранение существующей модели хозяйствования. Усиление директивных элементов в государственном регулировании, централизации управления, продолжающееся снижение эффективности приведут к постепенному сокращению наблюдаемых в настоящее время темпов роста объемных показателей производства. При этом доля теневой экономики постепенно стабилизируется и составит около 40-45 % от ВВП. Как результат, рост объема теневой экономики до 2010г, а затем снижение его уровня и стабилизация к 2020г.
Вариант 2. Постепенный переход к рыночной экономике при условии сохранения постоянных темпов роста производства. Предполагается активизация рыночных преобразований, реструктуризация экономики. Следовательно, с расширением производственного сектора будет постепенно увеличиваться и доля теневой экономики, а именно 40-45 % от ВВП. Как следствие, рост объема теневой экономики, после замедление темпов роста к 2010г., стабилизация уровня к 2015г.
Вариант 3. Постепенный переход к рыночной экономике при условии сокращения темпов роста производства. Предполагается активизация рыночных реформ и изменение отраслевой структуры народнохозяйственного комплекса. Размеры теневой деятельности постепенно увеличиваются до 35-40 % от ВВП. Следует ожидать постоянный замедленный рост объема теневой экономики.
Вариант 4. «Шоковая терапия». Прежде всего, данный вариант связан с проведением радикальных рыночных преобразований. В результате произойдет резкий спад производства, снижение уровня жизни, доля теневой экономики может выйти за пределы 50-60 % от ВВП. Но через несколько лет возможно постепенное сокращение спада производства, его стабилизация и некоторое снижение доли теневой экономики до 45-50 % от ВВП. Следствием будет являться резкий объем роста теневой экономики до 2007г., постепенное его снижение к 2007-2020 гг.
Вариант 5. Присоединение к России. Такое предположение развития приведет к автоматическому распространению на территории Беларуси рыночных реформ, происходящих в России, к потере экономической самостоятельности, полной зависимости отроссийского капитала и т.д., к росту коррупции и нелегальной экономики. Нижняя граница теневой экономики предположительно достигнет 50-60 % и выше от ВВП. Следует ожидать постоянный рост объема теневой экономики, к 2015г. темпы роста замедляются.[12, с. 194]
Таким образом, используя комбинационные методы прогноза и сценарии развития экономики Республики Беларусь на 2006-2020 гг. можно проследить следующую динамику развития теневой экономики[таблица2, приложение Б].
Теперь, когда приблизительно оценили возможные масштабы теневой экономики, можно попытаться определить и способы борьбы с этим «недугом», характерные для нашей республики.
Меры по обеспечению экономической безопасности — это целенаправленная деятельность государственных и общественных институтов по недопущению негативных явлений и процессов в сфере экономики. Данная деятельность включает: определение пороговых значений экономической безопасности; прогнозирование внешних и внутренних экономических угроз; разработку законодательных актов, обеспечивающих защиту национальных экономических интересов; поддержку развития малого предпринимательства и другие. [17, с. 837-838]
Первостепенное значение в борьбе с экономической преступностью имеет разрушение условий и обстоятельств, ее порождающих. Необходимо создание экономических и правовых стимулов, исключающих криминализацию общества из всех сфер хозяйственной и финансовой деятельности, захват криминальными элементами производственных и финансовых институтов, их проникновение в различные структуры власти.
Обеспечение экономической безопасности Республики Беларусь требует дальнейшего укрепления государственной власти, повышения доверия к ее институтам, а также улучшения механизмов выработки и реализации экономической политики. Для этого необходимо совершенствование системы управления экономикой на основе более четкого определения функций республиканских, отраслевых, региональных (областных) и местных (районных, городских) органов управления. Переход к рыночной экономике требует формирования соответствующего нормативно-правового пространства, новых институтов управления и институциональных преобразований, создания механизма разрешения спорных вопросов и конфликтных ситуаций между различными органами власти и управления. [17, с. 837]
Актуальной проблемой до сих пор является «отмывание» преступных доходов на территории Республики Беларусь. Как уже было отмечено в главе 2, под «отмыванием» денег понимается процесс, посредством которого доходы, получаемые от любой криминальной деятельности, перемещаются, трансформируются, конвертируются или смешиваются с законно получаемыми средствами с целью сокрытия или маскировки их истинного происхождения, источника или собственника. Специфика нашей республики заключается в том, что она занимает своеобразное «транзитное» положение в движении денежных средств. В связи с этим преступные группировки втягивают белорусских субъектов хозяйствования в преступную деятельность. Поэтому международные эксперты наряду с латиноамериканскими странами, странами Юго-Восточной Азии, а также Польшей, Румынией, Россией относят Беларусь к «группе повышенного риска». [10, c. 2]
Эффективное противодействие данному виду преступной деятельности в республике может быть налажено при условии изучения и использования законодательного, организационного опыта государств, столкнувшихся с этой проблемой раньше Беларуси, и тесном взаимодействии с государствами, банками и правоохранительными органами по предотвращению легализации доходов, добытых обманным путем. Новый Уголовный кодекс республики предусматривает уголовную ответственность по статье 152-6 за легализацию преступных доходов, а также по статье 235 за легализацию материальных ценностей, приобретенных преступным путем. Но следует отметить, что действующее законодательство пока не в полной мере соответствует современному состоянию проблемы и не учитывает опыт зарубежных стран. [10, c. 3]
Любимым объектом для дельцов теневого бизнеса стал банковский кредит. Особую почву для финансовых афер и злоупотреблений создают им коммерческие банки. Массовый характер приобрели:
· нарушения кредитно-финансовой дисциплины, порядка и правил ведения бухгалтерского учета;
· отсутствие проверки законности кредитных договоров с государственными предприятиями и банками;
· злоупотребления и подлоги в отношениях между ними.
Стоит сказать о том, что главным фактором обеспечения экономической безопасности Республики Беларусь также является устойчивое развитие хозяйственного комплекса страны, повышение его эффективности и конкурентоспособности. Для этого необходимо, во-первых, сохранить приоритетное развитие отраслей и производств, имеющих жизненно важное значение для функционирования государства как в обычной, так и в экстремальной ситуации, способных обеспечить процесс воспроизводства независимо от внешних воздействий; во-вторых, необходимо развивать национальную экономику с учетом внешнеэкономического сотрудничества, международной кооперации производства и других глобализационных процессов. [17, c. 839]
Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать следующие выводы:
1.Теневая экономика в Беларуси имеет специфические особенности в отличие от аналогичных процессов и явлений за рубежом.
2. Существуют меры, направленные на снижение, предотвращение и/или уничтожение теневой экономики в Беларуси.
3.Исходным пунктом разработки регулирующих мер является прогнозирование возможных границ и структуры теневой экономики.
Таким образом, видно, что в Беларуси существует теневой сектор экономики (пусть даже небольшой процент по сравнению с другими государствами), однако принимаются различные меры по борьбе с ним, которые ужесточаются с каждым годом. Хотелось бы надеяться, что в скором времени масштабы теневой экономики снизятся до минимума, и нашей экономике будут соответствовать только понятия «кристально-чистая», «прозрачная», «законная».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Даже при наличии малого объема информации, которая представляет собой общий обзор масштабов теневой экономики, причины ее развития, условий возникновения и последствия, можно говорить о том, насколько сильно воздействует теневая экономика не только на официальную экономику, но и на все сферы нашей жизни.
По данной работе можно сделать следующие выводы:
1. Теневая экономика — это специфическая форма экономической деятельности, реализуемая в народном хозяйстве и подчиненная цели получения доходов от незаконной и полулегальной хозяйственной практики. Существуют различные (это обусловлено неоднозначностью подхода к теневой экономике) классификации теневых форм экономической деятельности. В понятие «теневая экономика» как многогранное, сложное и емкое явление включаются: основные капиталы; финансовые средства и ценные бумаги; личные капиталы структур теневой экономики; демографические ресурсы. Выделяют множество причин появления теневой экономики, среди которых: инфляция в условиях несбалансированного рынка; расширение частного сектора; расширение практики уклонения от уплаты налогов путем утаивания продукции и занижения доходов; слабое нормативное и правовое обеспечение регулирования рыночных отношений; другие.
2. Функционирование теневой экономики влечет за собой ряд последствий — положительных и отрицательных, которые влияют на макроэкономическое равновесие государства, независимо от его формы правления, этапов развития. При определении уровня теневой экономики используют прямые и косвенные методы. Борьба с теневой экономикой должна быть борьбой с причинами ее порождающими. Существует множество комплексов борьбы с теневой экономикой, которые включают в себя различные аспекты действия.
3. Проанализировав ситуацию в странах с переходной экономикой, важно отметить, что переход к рынку является сложной проблемой для предотвращения теневой экономики, требующая глубокой теоретической проработки и комплекса практических мер. Это определяется совокупностью факторов, таких как рост инфляции, возможность получения прибыли без самовозрастания стоимости, расширение частного сектора, практика уклонения от уплаты налогов путем утаивания продукции и занижения доходов, увеличение числа метких предприятий, слабое нормативное и правовое обслуживание регулирования рыночных отношений, рост дифференциации доходов, ухудшение криминогенной обстановки, отсутствие единой методики количественной оценки теневых экономических структур, несовершенство методов сбора.
4. Необходимо выделить следующие важные моменты, характерные для Республики Беларусь, связанные с развитием теневой экономики:
· Теневая экономика в Беларуси имеет специфические особенности в отличие от аналогичных процессов и явлений за рубежом (первая особенность — воспроизводство ее структуры вместе, параллельно и в недрах легальной экономики (это воспроизводство не нарушается, даже при замене партийно-бюрократических структур на демократические); вторая особенность — упрощенный процесс сращивания, слияния, кооперирования, концентрации в теневой экономике, так как для этих целей используются структуры и хозяйственные связи легальной экономики; третья особенность - расширения социальной базы теневой экономики; четвертая особенность — распространение специфической черты теневой экономики, как полулегальная деятельность в сфере финансовых отношений, но в рамках закона);
· Исходным пунктом разработки регулирующих мер является прогнозирование возможных границ и структуры теневой экономики;
· Существующие комплексы мер по борьбе с теневой экономикой разнообразны по сферам влияния, а также масштабам действия.
Для того, чтобы бороться с теневой экономикой, необходима постоянная, долгосрочная, целенаправленная работа. И не только честных правоохранителей, законодателей, но и самих граждан. Если не учитывать это, бороться с теневой экономикой бесполезно. Ее изучение необходимо для понимания современного мира и особенно той ситуации, которая сложилась в настоящее время.
Для того чтобы полностью контролировать экономическую ситуацию в стране, необходимо не просто владеть практическими навыками по борьбе с теневой экономикой, но и быть «подкованным» в теоретическом плане.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.Бовкун Н.Ч., Тамашевич В.Н.Теневая экономика: проблемы количественного измерения // Белорусский экономический журнал. – 1997. — №1.
2.Валовой Д.В. Экономика. Учебник для юристов.М.: «Щит-М»,1998. 358с.
3. Вечканов Г.С. Экономическая безопасность. Спб.: «Вектор», 2005.251с.
4.Зиновский В.И. Проблемы оценки ненаблюдаемой экономики в Республике Беларусь//Вопросы статистики. 2004. №11.
5.Иванова Н.Н. Масштабы и динамика развития теневой экономики в постсоциалистических государствах Евразии (обзор зарубежных исследований) // «Экономическая теория преступлений и наказаний» – 2004 – №4.
6.Крюков Л.М. Актуальные проблемы рыночной экономики. Мн.: 1992. 133 с.
7.Кулибаба И. А. Статистические методы оценки размеров теневой экономики: Автореферат диссертации на соискание учен. степ. канд. экон. наук: 08.00.11/БГЭУ. Мн., 1997. 21 с.
8.Орлов, В.И. Философия бизнеса в обществах переходного типа, Мн.: Экономпресс,2004. 287 с.
9. Пешко Д.А. Механизм формирования коррумпированных структур. Мн.: 1994. 107 с.
10.Пузиков В.В. Стратегия борьбы с «отмыванием» преступных доходов//Предпринимательство в Белоруссии. 2001. №12. 192с.
11.Пузиков В.В. Экономическая безопасность и экономическая преступность. Мн.: «Армита-Маркетинг», 2001. 363 с.
12.Тамашевич В.Н. Актуальная статистика 2004. Сборник научных трудов. Том. Мн.: «Информстат»,2004. 268с.
13.Тузова, А.А. География теневого сектора современного мирового хозяйства, Мн.: Москва, 2009. — 26 с.
14.Филипович С.И. Социально-экономические аспекты формирования, функционирования и эффективного ограничения теневых сфер экономики. Мн.: «Бестпринт», 1998. 110 с.
15.Филиппович С.И. Механизм ограничения теневой экономики//Финансы, учет, аудит. 2004. №4. 65 с.
16.Филиппович С.И. Возможна ли легализация теневого капитала?//Финансы, учет, аудит. 2002. №9. 73с.
17. Шимов В.Н. Национальная экономика Беларуси. Учебное пособие. Мн.: «БГЭУ», 2005.844 с.
18.Шмелев А.Н. Неплатежи — проблема номер один любой экономики//Вопросы экономики. 1997. №4. 82 с.
19.Эриашвили, Н.Д. Теневая экономика. Мн.: Москва: Юнити-Дана, 2008. 447c.
ПРИЛОЖЕНИЕ А продолжение
--PAGE_BREAK--