Реферат по предмету "Экономика"


Взаимодействие фискальной и монетарной политики

Введение
Основной целью каждого государства является стабильностьэкономики и благосостояние каждого гражданина. В условиях перехода Украины крынку государство должно выполнять определенные функции по регулированиюэкономики. Как правило, оно корректирует те «несовершенства», которыеприсущи рыночному механизму и с которыми он сам либо справиться не в состоянии,либо это решение неэффективно. Государство берет на себя ответственность засоздание равных условий для соперничества предпринимателей, для эффективнойконкуренции, за ограничение власти монополий. Оно также заботится опроизводстве достаточного количества общественных товаров и услуг, так какрыночный механизм не в состоянии должным образом удовлетворять коллективныепотребности людей. Участие государства в экономической жизни диктуется еще итем, что рынок не обеспечивает социально справедливое распределение дохода. Государствунадлежит заботиться об инвалидах, малоимущих, стариках. Ему также принадлежитсфера фундаментальных научных разработок. Это необходимо, потому что для предпринимателейэто очень рискованно, чрезвычайно дорого и, как правило, не приносит быстрых доходов.Поскольку рынок не гарантирует право на труд, государству приходитсярегулировать рынок труда, принимать меры по сокращению безработицы. Чтобыудержать рост цен, обесценивание денег, оно регулирует уровень инфляции.
В целом государство реализует политические исоциально-экономические принципы данного сообщества граждан. Оно активно участвуетв формировании макроэкономических рыночных процессов. Роль государства врыночной экономике проявляется через следующие важнейшие функции;. а) созданиеправовой основы для принятия экономических решений. Государство разрабатывает ипринимает законы, регулирующие предпринимательскую деятельность, определяетправа и обязанности граждан; б) стабилизация экономики. Правительствоиспользует бюджетно-налоговую и кредитно-денежную политику для преодоленияспада производства, для сглаживания инфляции, снижения безработицы, поддержаниястабильного уровня цен и национальной валюты;
в) социально-ориентированное распределение ресурсов.Государство организует производство товаров и услуг, которым не занимаетсячастный сектор. Оно создает условия для развития сельского хозяйства, связи,транспорта, определяет расходы на оборону, на науку, формирует программы развитияобразования, здравоохранения
г) обеспечение социальной защиты и социальной гарантии.Государство гарантирует минимум заработной платы, пенсии по старости, инвалидности,пособие по безработице, различные виды помощи малоимущим и т.д.
Для осуществления этих функций государством разрабатываютсямакропроэкты, куда входит финансовая политика. Она направлена на обеспечениеэффективного распределения и перераспределения имеющихся финансовых ресурсовгосударства, наилучшего удовлетворения потребностей воспроизводства иувеличения богатства общества. Хорошо продуманная и правильно организованаяполитика в области финансов — важнейший фактор успешного развития экономики. Сеё помощью осуществляется государственное регулирование финансового рынка иденежного обращения — одна из важнейших и самых сложных задач государства. Решениеотдельных проблем этой политики приводит к определенным сдвигам, каксоциального, так и экономического характера. Чтобы представить содержание изадания финансовой политики, обратимся к рассмотрению её составляющих и их взаимодействия.
1. Бюджетно-налоговая политика1.1. Бюджетная политика
Государственный бюджет и система налогообложения составляютглавное звено финансовой системы государства. Внутри этой структуры происходитсвыше 70% всех финансовых отношений, в нее входят различные финансовые учреждения,с помощью которых государство осуществляет свою финансовую деятельность иперераспределяет значительную часть ВВП. В бюджете собраны финансовые средстванеобходимые государству для выполнения своих функций, он влияет на работу всехдругих звеньев финансовой системы. Таким образом, бюджет является мощныминструментом государственного регулирования.
Суть бюджета состоит в том, что он предусматриваетнаправления использования доходов на определенные расходы. Государствоиспользует бюджет для осуществления территориального, внутреннего имежотраслевого распределения и перераспределения ВВП с целью обеспечениясоциальных гарантий населению и усовершенствования структуры социальногопроизводства.
Чтобы управлять бюджетными ресурсами и отношениями, возникающимив процессе движения бюджетных потоков, государством разрабатывается бюджетнаяполитика. Направление бюджетной политики определяет Верховная Рада Украины, аее выполнением занимается правительство и органы госуправления: НБУ, ФДМУ.
Бюджетная политика определяет состав и количество налоговыхпоступлений, льготы на налогообложение отраслей, предприятий или определенныхгрупп населения, формы и размеры необлагаемых налогом доходов, источникиформирования доходов бюджетных целевых фондов.
В процессе распределения бюджетных средств бюджетнаяполитика проводится путем выделения и закрепления бюджетных расходов заосновными распорядителями. Таким образом, финансируются низкорентабельные илинеприбыльные отрасли. Такие как: органы госуправления, обороны, развитие наукии образования, защита окружающей среды и др. 1.2. Налоги и налоговая политика
Рассмотрим, откуда государство берет средства на постоянноепополнение бюджета. Оно может использовать для покрытия расходов займы, но ихнужно будет возвращать, может прибегнуть к выпуску денег в обращение, но этоприведет к инфляции. Мировая практика показала, что основным источникомгосударственных доходов являются налоги. Проанализировав бюджеты промышленноразвитых стран, можно увидеть, что налоги являются важнейшим средствомформирования финансовых ресурсов государства, на их долю приходится 70-90% всехбюджетных поступлений.
Налог – это изъятие в пользу государства части доходасамостоятельно хозяйствующего субъекта, заранее определенной и установленной взаконодательном порядке.
Налоги – это обязательные платежи физических и юридическихлиц в центральный и местные бюджеты, совершаемые в порядке и на условиях,которые определяются законодательными актами страны.
А чтобы лучше понять суть налогов, рассмотрим основные ихфункции: фискальную и регулирующую.
Фискальная функция обеспечивает условия для образованияматериальной основы функционирования общества. Именно с ее помощью реализуетсябольшая часть общественного предназначения налогов, проявляются конкретныеформы образования денежных фондов государства, достигается максимальновозможный баланс между доходами и расходами бюджета; обеспечиваются потребностинауки, образования, здравоохранения, обороны и органов управления, социальнаяинфраструктура достигает высокого уровня.
Основное требование при исполнении фискальной функции –полнота сбора налогов в соответствии со сроками, указанными в действующемзаконодательстве. Но в некоторых случаях сроки могут быть изменены. Например,для временной поддержки производства товаров и услуг отечественныхпроизводителей или для развития определенных видов деятельности. В дальнейшемэто может привести к положительному экономическому эффекту и увеличениюпоступлений в бюджет.
Регулирующая функция заложена в сущности каждого налога, таккак налоги связаны с процессами перераспределения стоимостных пропорций ВВПмежду государством и налогоплательщиками. Причем объемы этих стоимостныхпропорций непосредственно регулируются при помощи налогов. Изменение пропорцийфункционирования ресурсов в экономике влияет на процесс производства,накопление капитала, инвестирование, платежеспособный спрос и предложение.Сущность регулирующей функции состоит во влиянии налогов на разные видыдеятельности их плательщиков, а, манипулируя пропорциями и режимаминалогообложения, государство может соответственно менять направлениядеятельности хозяйствующих субъектов.
Регулирующая функция имеет две подфункции: экономическую исоциальную.
Экономическая составляющая выражается в регулировании государствомэкономической деятельности. Государство может создавать свободные экономическиезоны с благоприятными условиями для развития предпринимательства. Приопределении налоговой политики региона должны учитываться условия деятельностиналогоплательщиков всех уровней, промышленная структура региона. Например,самые большие налоги должны взиматься с производителей, монопольно выпускающихвысокорентабельную продукцию (ликероводочную и табачную), а производителитоваров первой необходимости или продовольственных должны платить наименьшиеналоги. При развитом промышленном производстве увеличивается общая сумманалогов, уровень занятости работоспособного населения и среднедушевой доход.
Рассматривая социальную составляющую в аспекте достижениясоциальных целей общества, необходимо отметить прогрессивное налогообложение,льготы, стимулирование социально неблагополучных территорий, обеспечение мердля формирования среднего класса.
Отвечают за поступление средств в бюджет специальныеконтролирующие органы. Они действуют на основе налоговой политики.
Налоговая политика – это деятельность государства в сферахправового регламентирования и организации взыскания налогов и налоговыхплатежей в централизованные фонды денежных ресурсов государства.
Выделяют налоговую политику на макроэкономическом имикроэкономическом уровнях. Налоговой политикой на макроэкономическом уровненазывают государственную налоговую политику. Это система отношений междугосударством и плательщиками, формирующихся в результате процесса уплаты идальнейшего распределения налогов и других обязательных платежей.
Задачами налоговой политики является:
·    обеспечение государства финансовыми ресурсами;
·    создание условий для регулирования хозяйства страны в целом;
·    сглаживание неравенства, возникшего в процессе рыночныхотношений, в уровне доходов населения. 1.3. Дискреционная и недискриционная бюджетно-налоговая политика
Бюджетно-налоговая политика государства – системарегулирования экономики при помощи государственных расходов и налогов. Онаобъединяет все мероприятия по формированию целостного устройства бюджетной иналоговой систем государства.
Цели бюджетно-налоговой политики:
·    сглаживание колебаний экономического цикла;
·    обеспечение стойкого экономического роста;
·    достижение высокого уровня занятости при умеренных темпахинфляции.
Бюджетно-налоговую политику еще называют фискальной. Онаподразделяется на два типа: дискреционную и недискриционную.
Дискреционная политика проводится правительством с цельювлияния на реальный объем национального дохода, занятость и инфляцию. Основнымиее инструментами выступают: изменение ставок налогообложения; проектысоциальных работ; трудоустройство населения. Это активная фискальная политикагосударства.
Дискреционная политика, осуществляемая для сглаживанияэкономического цикла, бывает двух видов:
·    экспансионистская (стимулирующая) фискальная политика. Онасвязана с увеличением государственных расходов и снижением налогов. Вкраткосрочном периоде такая политика сокращает спад производства;
·    рестрикционная (контрактивная) или сдерживающая фискальнаяполитика, связана с увеличением налогов и уменьшением государственных расходов,чтобы уменьшить инфляцию.
Недискриционная (автоматическая) фискальная политика нетребует специальных решений правительства т. к. она основана действиивстроенных стабилизаторах.
К встроенным стабилизаторам относится прогрессивный налог,пособие по безработице, субсидии фермерам, пособие по бедности, а также системаучастия в прибыли. С их помощью автоматически регулируются налоговыепоступления и государственные расходы. Они сглаживают циклические колебанияэкономики, а не устраняют их. В период спада встроенные стабилизаторы приводятуменьшению налоговых поступлений в государственный бюджет. В период подъема происходитобратный процесс. 2. Денежно-кредитная политика2.1. Сущность и цели денежно – кредитной политики
Денежно-кредитная (монетарная) политика так же, как ибюджетно-налоговая является частью финансовой политики государства. Ее основнаяцель состоит в том, что бы помочь экономике достичь такого общего уровняпроизводства, для которого характерны полная занятость ресурсов и отсутствиеинфляции. Денежно-кредитная политика заключается в изменении денежногопредложения, направленном на стабилизацию совокупного объема производства,занятости, уровня цен. Денежное предложение, т.е. количество денежной массы вобороте, увеличивается в периоды спада для поощрения расходов. В периодыинфляции для ограничения расходов денежное предложение сокращается. Контролируетденежно-кредитную политику Национальный банк.
Монетарная политика имеет конечные и промежуточные цели. Кконечным целям относят: быстрый рост реального ВВП, низкую безра ботицу,стабильные цены, устойчивый платежный баланс. Проме — жуточные цели: денежнаямасса, ставка процента, обменный курс. 2.2. Инструменты денежно кредитной политики
Инструментами денежно-кредитной политики являются: нормыобязательных резервов, учетная ставка, операции на открытом рынке. Выбор тогоили иного инструмента зависит от стратегии монетарной политики.
Наиболее распространенными среди них на сегодняшний деньявляются операции на открытом рынке. Они заключаются в том, что Национальныйбанк покупает или продает ценные бумаги коммерческим банкам, предприятиям инаселению. Основным предметом купли-продажи в этих операциях являютсягосударственные облигации. Когда НБУ покупает ценные бумаги, уменьшаются егорезервы и увеличиваются резервы коммерческих банков, а также количество денег вобращении. Если же государство осуществляет продажу ценных бумаг, это приводитк уменьшению денежного предложения, так как у коммерческих банков снижаетсяпотенциал кредитования.
Изменение нормы обязательных резервов. Коммерческие банки вобязательном порядке должны резервировать какую-то часть средств от принятыхвкладов. Эти платежные средства не могут быть использованы ими длякредитования. Резервная норма – это обязательный резерв платежных средств,который должны иметь коммерческие банки в процентном отношении к сумме принятыхвкладов. Резервная норма для коммерческих банков Украины устанавливаетсяНациональным банком. В результате применения резервной нормы банки лишаютсявозможности отдавать в кредит все имеющиеся деньги: фактические кредитныересурсы становятся меньше потенциальных. Изменяя минимальную резервную норму,НБУ тоже может влиять на кредитные возможности коммерческих банков. Увеличениерезервов приведет к сокращению денежного предложения, уменьшению способностикоммерческих банков создавать деньги путем кредитования. Снижение резервнойнормы, соответственно повлечет за собой увеличение инвестирования, денег вобороте. Следует заметить, что изменение резервной нормы – довольно мощныйметод монетарной политики, практическое применение этого метода требуетосторожности. Потому что даже незначительные изменения этой ставки сильновлияют на предложение денег. Из-за этого изменение резервной нормы применяютлишь в крайних случаях.
Учетная ставка – это процент, под который НБУ предоставляеткредиты коммерческим банкам. Изменяя учетную ставку, центральный банк оказываетопределенное влияние на процессы, происходящие в экономике. Рассмотримсоответствующий пример. Национальный банк Украины принял решение повыситьучетную ставку с 10 до 15%. На денежном рынке, как и на любом другом, действуетзакон спроса: количество покупаемого товара уменьшается при повышении цены заединицу и увеличивается – при ее снижении. Учетная ставка – это цена кредитныхденег, продаваемых НБУ. Ее повышение будет стимулировать сокращение займов, врезультате чего произойдет сокращение денежного предложения, что должно статьсдерживающим фактором инфляции. Снижение учетной ставки приводит к увеличениюрезервов в коммерческих банках и количества денег в обращении, как следствиеэтого снижается процентная ставка на денежном рынке. Это стимулирует повышениеделовой активности, рост производства, приводит к созданию новых рабочих мест. 2.3. Варианты кредитно – денежной политики
В зависимости от целей, на которые ориентированакредитно–денежная политика, а также от порядка применения инструментоврегулирования принято различать рестриктивную и экспансионистскуюкредитно–денежную политику.
Рестриктивную кредитно–денежную политику еще называют«политикой дорогих денег». Она осуществляется путем ограниченияденежного предложения и направлена на сдерживание инфляции. Она предполагаетповышение процентных ставок по кредитам, делает кредитные ресурсы менеедоступными. А также во время ее проведения центральный банк продаетгосударственные ценные бумаги. В результате рестриктивной политики уменьшаетсясовокупный спрос и сдерживается рост общего уровня цен в экономике. Такимобразом, цель политики дорогих денег – сдерживание инфляционного давления.Вместе с тем рестриктивная политика несет в себе опасность роста безработицы,что связано с уменьшением инвестиционных расходов и степени деловой активности.
Экспансионистская кредитно–денежная политика или«политика дешевых денег» осуществляется путем снижения учетной ставкии скупки НБУ государственных ценных бумаг. Она направлена на увеличениеденежного предложения и рост совокупного спроса, в итоге увеличиваются объемыпроизводства и количество рабочих мест. В то же время экспансионистскаяполитика несет угрозу ускорения инфляции. 2.4. Оценки кредитно–денежной политики
Вопрос об эффективности кредитно–денежной политики остаетсяпредметом серьезных споров. Экономисты кейнсианского направления считают ееменее надежным и эффективным средством стабилизации экономики по сравнению сфискальной политикой. Они указывают на сложный передаточный механизмкредитно–денежной политики, существование многих опасностей сбоев в нем.Монетаристы же рассматривают кредитно–денежную политику, как ключевой фактордостижения макроэкономической стабильности. Вследствие этих разногласийпо-разному оцениваются возможности кредитно–денежной политики. Однако при всехразличиях в подходах и оценках большинство экономистов едины в том, чтомонетарная политика является неотъемлемой частью национальной стабилизационнойполитики. Кредитно–денежные  регуляторы рассматриваются как действенныеинструменты макроэкономической стабилизации. Вместе с бюджетно-налоговыми онисоставляют основу современного макроэкономического регулирования. 2.5. Согласование взаимодействия фискальной и монетарной политики
Для того, чтобы государственное регулирование экономики былоэффективным необходимо не просто взаимодействие кредитно–денежной ибюджетно-налоговой политик, но также и четкая согласованность в их проведении.Тем более что на данном этапе государственная политика в Украине должнапроводиться под действием трех факторов: потребности обеспечения необходимыхбюджетных расходов; необходимости сохранения валютной и монетарной стабильностисогласно с целевыми ориентирами деятельности НБУ; потребности реализациидолгосрочных ориентиров экономической политики, предусмотренных программойдеятельности правительства. А комплекс этих показателей требует взаимодействияфискальной и монетарной политики.
В прошлые годы их взаимодействие было несогласованным.Фискальная политика была направлена на сбалансирование доходов и расходовбюджета. Монетарная политика проводилась под воздействием внешних факторов(почти 80% прироста денежной массы в 2003-2004гг. формировалось в результатеосуществления валютных интервенций). К тому же слабое развитие вторичного рынкаценных бумаг, финансирование расходов бюджета за счет средств от приватизации,отсутствие непрямых инструментов монетарной политики, высокий уровеньпроцентных ставок ослабили влияние монетарной политики на обслуживаниегосударственных долгов. В такой ситуации бюджетно-налоговая и денежно-кредитнаяполитика не могли стать действенными рычагами развития.
Проблеме согласования фискальной и монетарной политикиуделялось много внимания исследователей. Основные теоретические положенияотносительно результатов проведения этих политик были разработаны еще в 30-40годах Дж. Хиксом и Э. Хансеном. Позже (в 60-х годах) появилась модельМандела-Флеминга, которая представ — ляет анализ открытости странымеждународному движению капитала при разных режимах валютного курса.
Среди последних разработок западных ученых выделяются трудыБ. Лауренса, Э. Пьедро, К. Бэддиса, а также украинских экономистов М.Шаповаловой, Т. Ерлиной, И. Радионовой.
И все-таки вопрос о методологии и принципах гармоничногоприменения стратегических целей фискальной и монетарной политик в Украинеостается открытым. Недостаточно исследованы ограничения, которые могутвозникать в украинской экономике при реализации отдельных задач и политик, нанизком уровне остается институционное обеспечение согласования инструментов иметодов монетарной и фискальной политик.
Согласование ориентиров и инструментов монетарной ифискальной политик должно осуществляться с учетом того, что эти политики имеютнеодинаковую эффективность на разных промежутках времени. Методы монетарнойполитики активно используются и имеют эффект в краткосрочном периоде, апоследствия реализации методов фискальной политики проявляются чаще всеготолько в средне — и долгосрочных периодах. Такая разница во времени проявлениярезультатов проведения этих политик, требует научного прогнозированияпоследствий и оценки их общности в долгосрочной перспективе.
В долгосрочном периоде главной целью согласованиякредитно–денежной и бюджетно-налоговой политики является достижение стойкогоэкономического роста благодаря контролю над инфляцией и созданию благоприятныхусловий экономического развития. Это прежде всего означает удержание дефицитабюджета на таком уровне, при котором можно избежать его прямого эмиссионногофинансирования центральным банком. Также необходимо следить за тем, чтобывнешние займы находились на безопасном уровне, надо избегать перекосов враспределении ресурсов в экономике.
В краткосрочном периоде взаимодействие фискальной имонетарной политик должно быть направлено на обеспечение эффективногоуправления государственным долгом.
Монетарная политика определяет способность парламентафинансировать бюджетный дефицит через влияние на стоимость долгов государства исокращения/ расширения источников их финансирования. «Мягкая»монетарная политика расширяет возможности финансирования бюджетного дефицита засчет внутренних займов, поскольку из-за того, что процентные ставки низкие,уменьшается стоимость обслуживания таких долгов. К тому же благоприятныеусловия доступа к кредитным ресурсам, обеспечивают активное потребительское иинвестиционное кредитование. А некоторое увеличение доходной части бюджета иусиление фискальной нагрузки на некоторые производства, территории или отрасли,вследствие отмены налоговых льгот может компенсироваться привлечением кратко- идолгосрочных кредитов.
Жесткая монетарная политика и высокие процентные ставки нетолько делают более дорогими ссуды на внутреннем рынке, но и угнетаютинвестиционные процессы и экономическую активность в стране. В результате чегоуменьшатся будущие налоговые поступления в бюджет, и станет больше долговаянагрузка. В тоже время высокие процентные ставки привлекают иностранныйкапитал, что расширяет возможности размещения долговых ценных бумаг срединерезидентов.
Фискальная стратегия правительства и его потребностиотносительно финансирования дефицита бюджета накладывают определенныеограничения на методы кредитно–денежной политики. Большой дефицитгосударственного бюджета подрывает доверие к методам монетарной политики, чтоусложняет проведение жесткой стабилизационной денежной политики. Вариантобъединения «мягкой» бюджетно-налоговой и кредитно–денежной политикиукраинская экономика испытала в виде эмиссионного финансированиягосударственных расходов, что привело к гиперинфляции в 1992 – 1993 годах.
«Мягкая» фискальная политика в условиях социальнойнаправленности бюджета не создает надежного фундамента для стойкогоэкономического развития и требует усиления рестрикционного характера монетарнойполитики в краткосрочном периоде. При сочетании жесткой монетарной и слабойфискальной политики для поддержания темпов экономического роста должнопроисходить замещение частных инвестиций государственными, что означаетактивизацию инвестиционной составляющей бюджетных расходов и снижениеналогового бремени. Самым безопасным источником покрытия дефицита бюджетасчитается размещение ценных бумаг среди частных национальных агентов. Это даетвозможность избежать значительной эмиссии средств для удовлетворенияпотребностей парламента и инфляционного давления. При развитом вторичном рынкеценных бумаг они могут использоваться центральным банком, как эффективныйинструмент регулирования объемов ликвидности в стране. Но такой типфинансирования может ограничиваться глубиной и ликвидностью финансовых рынков встране.
В краткосрочном периоде существенное влияние на состояниемонетарной сферы имеет движение средств правительства на счетах государственнойсокровищницы, а также пропорция, в которой государственный долг разделяется навнешний и внутренний. Увеличение объема внешних займов усиливает мотивациюцентрального банка к удержанию обменного курса национальной денежной единицы отснижения. Это помогает избежать увеличение долгов и ухудшения показателядолговой нагрузки. Приоритетным заданием в такой ситуации является такженаращивание объемов международных резервов. Эффект проведения этой политикипохож для экономики на последствия оттока капитала из страны. Следует помнить,что финансирование государственного бюджета за счет внешних займов лишаетвозможности использовать такой инструмент стимулирования, как девальвациявалюты и означает перекладывание налогового бремени на следующие поколения.
Жесткая бюджетная при жесткой монетарной политикеодновременно сокращает финансирование социальной сферы, сдерживаетинвестиционный процесс, что тормозит экономическое развитие. Такой вариантможет применяться в ситуации «перегрева» экономики или при довольноблагоприятной внешней конъюнктуре, которая компенсирует ограничения, налагаемыежесткой бюджетной и монетарной политикой.
В Украине существуют такие мероприятия для повышениясогласованности методов фискальной и монетарной политики.
Для гармонизации методов фискальной и монетарной политики вкраткосрочном периоде необходимо ускорить процесс создания органов, которыебудут координировать действия правительства и НБУ относительно достиженияфискальных и монетарных целей на короткий и среднесрочный период. Таким органомможет стать комитет, который будет связывать Министерство финансов, Госказначействои НБУ. Обмен информацией о потребностях финансирования правительства,перспективах дефицита бюджета, состоянии финансовых рынков, проведениеконсультаций относительно определения путей оптимизации государственного долгададут возможность достигнуть консенсуса относительно ориентиров и методовреализации обеих политик.
Для того, чтобы усовершенствовать управление движениемсредств правительства на счетах Государственного казначейства, недопущениячрезмерного роста остатков средств на них, необходимо ввести практику ихпривлечения к кредитованию экономики через банковскую систему.
Совершение контроля за объемами кредитования НБУправительства.
Обеспечение эффективного сотрудничества НБУ и Минфина вразработке ключевых принципов, создании правовой и экономической базы дляфункционирования вторичного рынка государственных ценных бумаг.
Оптимальной моделью для современного этапа развитияэкономики в Украине, по мнению ученых, является соединение жесткой бюджетной смягкой монетарной политикой и либерализацией валютного регулирования. Жесткаябюджетная политика не исключает некоторого увеличения доходной части бюджета.Однако увеличение социальных расходов должно происходить синхронно с ростомпродуктивности труда и ВВП. Основным направлением государственных инвестицийдолжно стать развитие производствен — ной, информационной и транспортнойинфраструктуры.
Заключение
Государственное регулирование экономики – системазаконодательного, исполнительного и контрольного характера, осуществляемыхправомочными государственными учреждениями и общественными организациями. Ононацелено на повышение эффективности общественного воспроизводства иудовлетворение потребностей общества. Государственное регулирование экономикиявляется объективно необходимым в условиях становления рыночной экономики, т.к. ограничение функций государства неизбежно приводит к нарушению общегоэкономического равновесия и обостряет циклический характер рыночной экономики.
Государственное регулирование осуществляется экономически — ми и административными методами. Далеко не последнее место среди них занимаюткредитно–денежная и бюджетно-налоговая политика.
Бюджетно-налоговая политика регулирует экономику при помощигосударственных расходов и налогов. В рамках общей фискальной политики выделяетсядискреционная и недискреционная политика. Основными инструментами дискреционнойполитики являются изменение ставок налогообложения, проекты общественных работ,трудоустройство населения. Недискреционная политика основана на действиивстроенных стабилизаторов.
Еще одной важной составной частью макроэкономическойполитики является кредитно–денежная политика. Она представляет совокупностьгосударственных мероприятий в области денежно-кредитной сферы. Выделяютконечные и промежуточные цели кредитно–денежной политики. К конечным целямотносят рост реального ВВП, низкую безработицу, стабильные цены и устойчивыйплатежный баланс. В промежуточные цели включают денежную массу, ставкупроцента, обменный курс валюты. Инструментами кредитно–денежной политики являютсянормы обязательных резервов, учетная ставка, операции на открытом рынке.
Для эффективной реализации кредитно–денежной ибюджетно-налоговой политики необходимо, чтобы их взаимодействие былосогласованным. Для этого нужно создать орган, который будет координировать иконтролировать работу организаций и учреждений, занимающихся проведением этихполитик.
В Украине, на данном этапе должна проводиться жесткаябюджетная политика в сочетании с мягкой монетарной и либерализацией валютногорегулирования.
Список использованной литературы
1.     Бутук А.И. Макроэкономика: Учебное пособие.- К.: «Знання», — 2004. — 305с.
2.     Вечканов Г., Вечканова Г. Макроэкономика,2-е изд. – СПб.: Питер, 2004. – 544с.
3.     Иванов В.Б. Современные проблемы налоговой политики: Учебноепособие. – Х: ИД «ИНЖЕК», 2006. – 328 с.
4.     Задоя А.А., Петруня Ю.Е. Макроэкономика. – Учебник. – К.: О-во«Знання», КОО, 2004. — 368с.
5.     Макроекономіка: Навчальній посібник / Під ред. Проф. М.А.Сіроштана. — Х: ИД «ИНЖЕК», 2004. – 184 с.
6.     Сотников В.И., Сотникова О.А. Макроэкономика в структурно –логических схемах: Учебное пособие. — Х: ИД «ИНЖЕК», 2005. – 240с.
7.     Белінська Я.В. Проблеми і напрями узгодженняфіскальної та монетарної політики. – «Фінанси України» № 10/ 2005(124-130 стр);
8.     Маковкіна А.М. Проблемі фінансової політики. –«Вісник» № 2 (3) / 2005 (43-45 стр);
9.     Панченко В.І. Податкова політика як засіб впливу нафінансово – економічні процеси в Україні. – «Актуальні проблемиекономіки» № 9 (63) / 2006 (94-99 стр.);
10.   Юхименко П. Інструментарій впливу грошової політики наекономіку. – «Банківська справа» № 4 / 2005 (27-36 стр).


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.