Реферат по предмету "Экономика"


Теоретические разработки экономистов России

СОДЕРЖАНИЕ:
 
1. Значимостьтеоретических разработок экономистов России
2. Экономическиевзгляды и разработки экономистов-математиков России
Выводы
Список используемой литературы иисточники

1. Значимость теоретическихразработок экономистов России
Развитие экономическихвоззрений в России проходило в тесной связи с общим движением науки в другихстранах. Труды и разработки российских ученых во многом оригинальны; многиеположения, обоснования, выводы имеют не только национальную, но и более широкуюзначимость.
Одной из особенностейэкономической мысли в России является органическая связь теоретическогоанализа с актуальными проблемами развития производительных сил, реформированиясоциально-экономических отношений. Это отличает и самобытную «Книгу оскудости и богатстве» Ивана Тихоновича Посошкова (1652—1726), и программу революционныхпреобразований Павла Ивановича Пестеля (1793—1826), и теорию политическойэкономии трудящихся Николая Гавриловича Чернышевского (1828—1889), и трудыбуржуазных-либералов Ивана Васильевича Вернадского (1821—1884), АлександраИвановича Чупрова (1842— 1908), и работы теоретиков социального направления —Николая Ивановича Зибера (1844—1888), Михаила Ивановича Туган-Барановского(1865-1919).
На протяжении длительноговремени в центре внимания российских экономистов оставался крестьянскийвопрос, проблема аграрных преобразований. Дискуссии шли оперспективах общинного землевладения, повышении эффективностисельскохозяйственного труда, путях вовлечения села в систему рыночныхотношений. Эти проблемы находили свое отражение в неоднозначных подходах МихаилаМихайловича Сперанского (1772—1839) и Александра Николаевича Радищева(1749—1802), в работах приверженцев западных методов преобразований ипоклонников самобытного пути — славянофилов, в спорах сторонников и противниковаграрной реформы Петра Аркадьевича Столыпина (1862-1911).
В выдвижении иобосновании оригинальных идей активно участвовали не только профессиональныеэкономисты, но и представители других сфер знания, публицисты, практики. К.примеру, Сергей Юльевич Витте (1849—1915) был не только министром финансов, нои автором теоретических трудов. Он инициатор и проводник нововведений вэкономической политике, перевода рубля на «золотую» основу, введения винноймонополии. О неизбежной необходимости решительных перемен в промышленности исельском хозяйстве, в других областях экономической жизни и управления писал в«Заветных мыслях» Дмитрий Иванович Менделеев (1834—1907). Не былипрофессионалами в экономике известные эволюционные деятели, напримерэнциклопедист и исследователь общественных отношений в деревне, первыйроссийский марксист Георгий Валентинович Плеханов (1856—1918).
Экономические взглядыПлеханова формировались в ходе постоянных дискуссий с оппонентами. Он был однимиз основных критиков народничества, ревизионистских взглядов Бернштейна. «Апрельскиетезисы» Ленина Плеханов характеризовал как переход автора на позициианархистов, игнорировавших реальные условия, действительный уровеньэкономического развития страны. Важную роль в формировании российскойэкономической Мысли играли представители исторической школы, в том числе авторыисследований и работ по истории экономических учений — Владимир ВладимировичСвятловский (1869—1927), А.И. Чупров. В России в меньшей степени, чем где-либо,экономическая.наука была чисто теоретической отраслью знаний, академическойнаукой. Экономические проблемы оставались предметом широкого обсуждения средипредставителей различных слоев общества, дискутировались в печати,ведомственных кругах, государственном аппарате.

2. Экономическиевзгляды и разработки экономистов-математиков России
Одно из главныхдостижений российской экономической науки — разработка математическихметодов, используемых в экономических исследованиях.
Владимира КарповичаДмитриева(1868—1913) считают одним из наиболее ярких представителей математической школыв политической экономии. Он оставил сравнительно мало публикаций, но ониотличаются богатством творческих идей, новизной и значимостью разработок.Впервые в литературе Дмитриев предложил способ определения полных затрат трудана производство продукции. Проблема заключалась в том, чтобы попытатьсяисчислить всю совокупность затрат, т.е. не только текущего, но и прошлоготруда, производителей как конечной, так и промежуточной продукции с тем, чтобыв итоге получить суммарный показатель всех издержек.
Другойэкономист-математик — Евгений Евгеньевич Слуцкий (1880—1948) вскорепосле завершения университетского образования (он учился в Киеве и Мюнхене)подготовил работу «К теории сбалансированного бюджета потребителя».Выводы, к которым он пришел, состоят в том, что категория полезностиформируется под влиянием изменения цен и доходов, т.е. реальных, объективнодействующих факторов. Именно эти факторы обусловливают систему предпочтенийпотребителей. В результате работы Слуцкого полезность получает объективнуюоценку, причем речь идет о предпочтениях и полезности не одного, а совокупностипотребителей, как это реально происходит на рынке.
В дальнейшем положение,впервые выдвинутое и обоснованное Слуцким, разрабатывалось и детализировалосьдругими экономистами. Была предложена и соответствующая терминология: такназываемый анализ «эффекта дохода» и «эффекта замещения»,вошедший практически во все учебники.
Одним из наиболеезначительных достижений в области экономико-математических исследований было открытиеЛеонидом Витальевичем Канторовичем (1912—1986) методалинейного программирования, т.е. решения линейных уравнений (уравненийпервой степени) посредством составления программ и применения методов ихпоследовательного решения.
Разработка метода линейногопрограммирования началась с решения практической задачи. По просьбе работниковфанерного треста Канторович занялся поиском такого способа распределенияресурсов, который обеспечивал наиболее высокую производительность оборудования.На предприятии нужно было найти оптимальный вариант выпуска фанеры при наличиипяти станков и восьми видов сырья.
Канторович предложилматематический метод выбора оптимального варианта. По сути дела, ученый открылновый раздел математики, получивший распространение в экономической практике,способствовавший развитию электронно-вычислительной техники. За разработкуметода линейного программирования Л. В. Канторович был удостоен Нобелевскойпремии в области экономики (1975). Премия присуждена ему совместно самериканским экономистом Т.Ч. Купмансом, который несколько позже, независимо отКанторовича, предложил сходную методологию.
При активном участииКанторовича и его ближайших коллег и друзей — Виктора ВалентиновичаНовожилова (1892—1970) и Василия Сергеевича Немчинова (1894—1964) —во второй половине 50-х — начале 60-х гг. формируется отечественнаяэкономико-математическая школа. Все трое продолжали разработку методовлинейного программирования, строили экономические модели, перейдя затем кразработке системы моделей, получивших название СОФЭ (системыоптимального функционирования экономики).
В других областяхэкономической науки одним из наиболее популярных, признанных в стране и зарубежом российских экономистов конца ХIХ — начала ХХ в. был Михаил ИвановичТуган-Барановский. В его творческом наследии — исследования кардинальныхпроблем рынка, особенностей формирования совокупного спроса и совокупногопредложения, анализ причин и специфики экономических кризисов, создание системыиндикаторов в интересах прогнозирования, выявление путей становлениякапиталистических отношений. Ряд крупных работ посвящены критике взглядовнародников, не понимавших неизбежности складывания новых, капиталистическихотношений в деревне. При анализе кризисов и циклов Туган-Барановский обосновалфункциональные зависимости и связи, представляющие собой своего рода аналогикатегорий, получивших впоследствии название мультипликатора и акселератора.
Рассматривая проблемусоотношения «личности и общества», ученый утверждал, что развитие каждойотдельной личности должно быть общественной целью. Не может считатьсяобщественным благом принижение личности, низведение трудящегося человека допростого винта или колеса огромного государственного механизма, до «простогоподчиненного орудия общественного целого».
Александра ВасильевичаЧаянова (1888—1937)по праву называют энциклопедически образованным, необычайно разносторонним,глубоким и смелым, талантливейшим экономистом. Он был не только выдающимсяученым, но и поэтом, фантастом, историком, краеведом. Учение Чаянова — егоконцепция семейно-трудового хозяйства, теория сельскохозяйственной кооперации,методология исследования аграрных отношений — не потеряло своей актуальности исегодня. Сквозная, ведущая тема в работах Чаянова — исследование условийразвития деревни на переломных рубежах (в период Столыпинской реформы, Первоймировой войны, «военного коммунизма», НЭПа, «великого перелома»).
В начале 20-х гг. Чаяновобосновал необходимость перехода от создания в сельском хозяйстве общественногосектора, грозившего упадком и развалом, к сохранению крестьянских хозяйств.
В разработке ипрактической реализации финансовой и денежной политики самое активное участиепринимал Леонид Наумович Юровский (1884—1938) — один из талантливейших ипродуктивных теоретиков рыночной экономики. Исключительная ясность и четкостьизложения являются отличительной чертой Юровского как теоретика ипублициста-популяризатора. Вместе с другими специалистами и руководителямифинансового хозяйства Л.Н. Юровский сыграл ключевую роль в проведении денежнойреформы в 1922—1924 гг. Он является одним из авторов и организаторов выпусказнаменитого «золотого червонца». Опыт денежной реформы, проведенной «краснымифинансистами» в период, когда иностранные валюты никак не могли обрестипрочную основу, не случайно внимательно изучали зарубежные специалисты; с ним небезынтереснопознакомиться и сегодня.
Развитие теорииконъюнктуры, концепции больших циклов  неразрывно связано с именем НиколаяДмитриевича Кондратьева (1892-1938).
Согласно разработанной имконцепции длинных волн (названных длинными волнами Кондратьева) развитиеэкономики не сводится к среднесрочным и коротким циклам. В ряде докладов имонографических работ Кондратьев убедительно показал, что существует и болеепродолжительный, так называемый большой цикл, охватывающий период от 45 до 60лет. Ученый пришел к выводу о наличии долгосрочного механизма, обусловливающегопериодическое обновление хозяйственной системы, которая, образно говоря, раз вполвека «меняет кожу». Обновляются технологическая база, производственныйаппарат, перестраивается хозяйственный механизм, изменяется организационнаяструктура.
В своих работах Н.Кондратьев рассмотрел и прокомментировал три большие волны и выявил рядспецифических закономерностей общественной динамики. Так, он считал, чтопонижательные волны больших циклов сопровождаются длительными депрессиямисельского хозяйства; фазы больших циклов влияют существенным образом на глубинуи продолжительность среднесрочных торгово-промышленных циклов. Кондратьев, посуществу, предсказал наступление глубокого экономического кризиса 30-х гг.
С российскими корнями такили иначе связано творчество ряда выдающихся экономистов-теоретиков, получившихмировую известность. Один из выдающихся современных экономистов, разработчиксистемы межотраслевых балансов «затраты— выпуск», используемых впрактике моделирования национальных и мировой экономик, Василий Леонтьевродился в Петербурге (1906—1999), учился в Ленинградском университете. Детальноразработанная и обогащенная им идея шахматного баланса впервые была выдвинута иисследована российскими теоретиками. Американский ученый Саймон Кузнец,признанный разработчик системы национальных счетов — теоретической истатистической основы теории макроанализа, родился в Пинске, учился в Харькове.Количественное определение экономических величин и проблема экономическогороста — квинтэссенция его научных исследований. Проблему экономического роста спозиций марксистской политической экономии исследовал родившийся в нашей странеи эмигрировавший в США профессор Станфордского университета Поль Баран(1910—1964).
Экономисты, активноучаствовавшие в разработке практически значимых, актуальных (по крайней мередля своего времени) проблем:
Евгений СамойловичВарга (1879—1964),будучи руководителем коллектива Института мирового хозяйства и мировойполитики, длительное время возглавлял школу советскихэкономистов-международников. Он безусловный авторитет, автор многих работ, втом числе соавтор и руководитель фундаментальной работы по историиэкономических кризисов.
Николай АлексеевичВознесенский (1903—1950),будучи непосредственно перед началом и в годы Великой Отечественной войныпредседателем Госплана СССР, сочетал эту работу с творческой деятельностью. Егокнига «Военная экономика СССР в период Отечественной войны» содержит обширныйфактический материал, полезный для понимания процессов развития экономики,подчиненной потребностям войны. Первичный статистический материал к этой работедо сих пор не обнародован.
Александр ИвановичАнчишкин (1933—1987)— экономист, руководитель коллектива ученых — разработчиков Комплекснойпрограммы научно-технического прогресса. Анчишкин стоял у истоков теорииинтенсификации экономического роста. Эта идея получила признание, но не былареализована. Трагедия состояла в том, что ответа на вопрос, каким путемперевести экономику на рельсы интенсивного роста, практически не было найдено.
Подлинная картинацентрализованно управляемого хозяйства еще ждет своего аналитика. Отэксперимента социалистического хозяйствования не следует ни отворачиваться, нипытаться рисовать его какими-либо однотонными красками.
Экономические идеи,выводы, концепции представителей отечественной науки имеют не тольконациональное значение. Историю экономической науки нельзя понять и проследитьбез вклада российской школы, российских представителей. По сути, речь следуетвести не просто о приоритете наиболее актуальных и значимых исследований, а вболее широком плане — о взаимодействии и взаимообогащении отечественной изападной экономической науки.

Выводы
1. Экономическая теорияне претендует на абсолютно точное отражение процессов, протекающих в реальнойдействительности. Перед ней постоянно возникают новые, неотложные проблемы,решить которые нелегко или невозможно. Поэтому подлинно научная теориянаходится в непрерывном поиске, развитии. Нередко уточнения и изменениякасаются не только деталей, отдельных гипотез, положений, но иосновополагающих, фундаментальных концепций и выводов. Прежние представления иидеи не отвергаются, обычно сохраняется их рациональная основа, освобожденнаяот всего, что не соответствует действительности.
2. Экономика иэкономические процессы представляют собой сочетание объективных условий исубъективных устремлений. Экономическая теория призвана изучать обе этистороны; она не вправе игнорировать субъективный фактор — интересы, психологию,ожидания участников экономических процессов. Без учета субъективного факторанельзя понять регулирующую роль государства, цели и спецификупредпринимательской деятельности, механизм функционирования рынка, основымаркетинга, позитивные стороны различных экономических концепций.
3. Меняется сам предметэкономической науки. Изучаемые ею экономические отношения реализуются в формахуправления, в экономической политике. Эти и другие вопросы, очевидно, должнынаходиться в центре внимания экономической науки, в том числе общейэкономической теории. В современных условиях происходит как бы расширениепредмета за границы материального производства, теория под определенным угломзрения изучает экономику социальной сферы, экономику образования, проблемыэкологии. Меняется и приоритетность, значимость отдельных проблем.
4. Современный подход кпознанию экономической действительности предполагает творческое взаимодействиеи взаимообогащение различных теорий. Формирование собственной позиции,самостоятельной оценки происходящего, обоснование и реализация нестандартных,но эффективных решений — вот что должно послужить целью и практическимрезультатом знакомства с экономическими теориями и фундаментальными выводами экономическойнауки.

Список используемойлитературы и источники.
1. «Экономика»,А.Булатов, учебник, 3-е издание, Москва, 1999г.;
2. «Основыэкономической теории», П. Ермишин, курс лекций;
3. «Википедия»,свободная энциклопедия, Internet.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.