Теория иистория кооперативного движения
1. Пайщик –социальная и экономическая основа потребительской кооперации
ОбъявленнаяЗаконом цель потребительского общества – удовлетворение материальных и иныхпотребностей пайщиков. В практической деятельности потребительских обществ этоозначает, что должен обеспечиваться приоритет экономических интересов пайщиковпо сравнению с работниками.
Потребительскиекооперативы во всем мире выживают в конкурентной борьбе, прежде всего, потому,что они имеют возможность гарантированного сбыта товаров своим постояннымпокупателям – пайщикам. Чем больше пайщиков, тем конкурентоспособнеекооператив, шире его сегмент на рынке потребительских товаров. Увеличениечисленности пайщиков – безальтернативная экономическая необходимость для всехорганизаций потребительской кооперации.
Во многихкооперативных организациях наблюдается тенденция сокращения числа пайщиков. Этогибельно для любого кооператива.
Другаянегативная тенденция характеризует структуру пайщиков: соотношение в их числеработающих и не работающих в системе. Удельный вес неработающих пайщиковсокращается. В отдельных кооперативах не работающих в системе пайщиков неосталось, что означает перерождение потребительских кооперативов впроизводственные. И это серьезная угроза для потребительской кооперации вцелом.
Потребительскийкооператив отличается от кооператива производственного
Потребительскийкооператив – некоммерческая социально ориентированная организация пайщиков,объединившихся для обеспечения нормальных условий сбыта своей продукции,торговли товарами высокого качества по справедливым ценам.
Производственныйкооператив – коммерческая организация работников, объединившихся для совместнойтрудовой деятельности и имеющих целью получение дополнительных материальныхвыгод от своей трудовой деятельности.
Такимобразом, потребительское общество – это кооператив пайщиков, функционирующий вих интересах, а производственный кооператив – это кооператив работников,предоставляющий материальные выгоды своим членам-работникам.
Производственныйкооператив как коммерческая организация не может рассчитывать на режим благоприятствованияв налоговом законодательстве. Преимущества, которые сейчас извлекаютработники-пайщики потребительской кооперации, временные. Кооперативы безнеработающих пайщиков теряют покупателей, их экономическую, поддержку имиджсоциально-ориентированной системы (следовательно, помощь органов местногосамоуправления), собственность, а в конечном итоге – рабочие места персонала.
Тольконаличие пайщиков, кроме работников системы, сохранит за потребительскойкооперацией статус некоммерческой организации, которая может претендовать нафедеральные и местные льготы, в том числе и в налогообложении. Как толькопотребительское общество лишается неработающих пайщиков, так сразу превращаетсяв кооператив работников, то есть производственный кооператив, статус которого –коммерческая организация со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Снарастанием конкуренции выживает только тот субъект рынка, который имеет своегопокупателя. Исходное преимущество потребительской кооперации состоит в том, чтоона изначально имеет своего покупателя в лице пайщика. Необходимо поддержатьпайщиков и как производителей, а следовательно, сдатчиков сельскохозяйственныхпродуктов, сырья, заготовителей дикорастущих и продавцов этой продукции своемукооперативу. Задача потребительского кооператива проста по сравнению с другимисубъектами рынка, которым еще нужно найти своего покупателя. Потребительскойкооперации достаточно сохранить своего покупателя и своего сдатчика продукции –пайщика, сделать все, чтобы он остался своим покупателем и сдатчиком своейпродукции.
Центральнаяпроблема реформирования – создать механизм экономического участия пайщиков, тоесть систему мер и условий, при реализации которых пайщики:
во-первых,станут покупателями преимущественно магазинов кооператива;
во-вторых,будут заинтересованы сдать продукцию индивидуальной деятельности,сельскохозяйственную продукцию и собранные дикорастущие только своемукооперативу;
в-третьих,свободные денежные средства вложат в хозяйственно-финансовую деятельностьсвоего кооператива.
Основнаяошибка теории и практики кооперативного движения России состоит в том, что подэкономическим участием зачастую понимается паевой взнос. После деноминациирубля, и, следовательно, стоимостного выражения паевых взносов в 1998 г.,такое неверное, однобокое толкование экономического участия привело к политикеосвобождения от пайщиков, чьи паевые взносы превратились в копейки. Втораясторона ошибочных решений – резкое увеличение размера паевого взноса, что такжеспособствовало уменьшению количества пайщиков. И это существенно подорвалосоциальную базу кооперации.
Экономическоеучастие пайщиков требует решения многих проблем: формы экономического участия,размера паевого взноса, формирования паевого капитала (паевого фонда),компенсации на паевой капитал, распределения прибыли, отношений собственности,бонуса (периодический возврат части стоимости купленных товаров), пользованияресурсами кооператива в личных целях, объема ответственности и компетенции,участия в управлении, эффективности деятельности потребительского общества идругие.
Изфакторов, обеспечивающих эффективность экономического участия пайщиков, вбольшинстве кооперативов отсутствуют:
личнаямотивация членов;
совпадениецелей пайщиков и кооператива;
регламентация,то есть четкий порядок учета экономического участия и кооперативных выплат;
масштабэкономического участия пайщиков, обеспечивающий достижение целейпотребительского общества.
В механизмеэффективного экономического участия пайщиков главное – форма, размер, четкаярегламентация кооперативных выплат, обязательность кооперативных выплат прилюбых результатах деятельности.
В Программезаписано:
увеличитьчисленность пайщиков за счет вновь кооперированных. Провести до 2000 годасплошную перерегистрацию или перепись пайщиков, разработать программукомпьютерного учета информации о пайщиках;
рекомендоватьпотребительским обществам ввести единый фиксированный для кооператива паевойвзнос с тем, чтобы он был доступным всем слоям населения, но достаточнозначимым;
считатьцелесообразным реформировать существующую систему потребительской кооперации внаправлении отказа от принципов производственных кооперативов и всемернойподдержки потребительских обществ;
предоставитьвозможность как можно более широкому кругу пайщиков участвовать в управлении деламипотребительского общества;
активизироватьреальный контроль со стороны пайщиков за хозяйственно-финансовой деятельностью;
усилитьвнимание к пайщикам, особенно в крупных кооперативах, способствовать ихвовлечению в круг интересов потребительского общества;
обеспечитьреальные кооперативные выплаты;
увеличитьобъемы и повысить результативность хозяйственной деятельности, что позволитувеличить размер кооперативных выплат;
систематическиработать с пайщиками на кооперативных участках через опорные пункты, магазины,уполномоченных.
2. Экономическиеправа и обязанности пайщиков
Права иобязанности пайщиков определены Законом РФ о потребительской кооперации и «Положениемо пайщике потребительской кооперации Российской федерации» (Утвержденопостановлением Совета Центросоюза РФ от 13.01.00. №2-С), а также уставамипотребительских обществ.
Пайщикимеет право:
надобровольной основе вступать в потребительское общество и выходить из него;
участвоватьв деятельности потребительского общества, выбирать и быть избранным в органыуправления и контроля, вносить предложения об улучшении деятельностипотребительского общества, устранении недостатков в работе его органов;
получатькооперативные выплаты и пользоваться льготами в соответствии с решением общегособрания;
приобретатьв потребительском обществе преимущественно перед другими гражданами товары(услуги), осуществлять на основе договоров гарантированный сбыт изделий ипродукции личного подсобного хозяйства и промысла, сдавать в первоочередномпорядке сельскохозяйственную продукцию и сырье на переработку, в том числе надавальческих началах;
впервоочередном порядке быть принятым на работу в потребительское общество всоответствии с профессиональной подготовкой, образованием и с учетомпотребности в работниках, а также получать направления на учебу вобразовательные учреждения потребительской кооперации;
пользоватьсяобъектами социального назначения на условиях, определяемых собраниемпотребительского общества;
получатьинформацию от органов управления и контроля потребительского общества об ихдеятельности;
обращатьсяк общему собранию потребобщества с жалобами на неправомерные действия другихорганов управления и контроля потребительского общества;
обжаловатьв судебном порядке решения органов управления потребобщества, затрагивающих ихинтересы.
Пайщикпотребительского общества обязан:
соблюдатьустав, выполнять решения общего собрания потребительского общества, другихорганов управления и органов контроля потребобщества;
выполнятьсвои обязательства перед потребительским обществом по участию в егохозяйственной деятельности.
3. Льготы иуслуги пайщикам
Льготы,предоставляемые потребительской кооперацией по социальной поддержке пайщиков,населения и бюджетных организаций:
льготы,предоставляемые пайщикам за счет доставки товаров в отдаленные населенныепункты;
реализациясоциально-значимых товаров (например – хлеба) ниже себестоимости;
содержаниепланово убыточных магазинов;
отпусктоваров в долг организациям социальной сферы и бюджетным учреждениям;
отпусктоваров населению в долг;
другиерасходы по оказанию социальной помощи населению.
Наряду сэтим пайщик может пользоваться индивидуальными правами и льготами, в том числеприобретать (получать) преимущественно перед другими гражданами товары и услугив предприятиях торговли и бытового обслуживания, среди которых наиболеераспространены:
приемзаказов на товары, временно отсутствующие в продаже;
доставкаприобретенных товаров пайщикам по льготным тарифным ставкам на перевозкуавтотранспортом;
выделениеавтотранспорта пайщикам на льготных условиях;
изготовлениестолярных изделий;
организациягарантированного сбыта излишков сельскохозяйственной продукции и сырья,произведенных в личных хозяйствах пайщиков;
предоставлениепайщикам на льготных условиях помещений и необходимого инвентаря для проведенияюбилейных, ритуальных и других мероприятий;
организацияприемов заказов на товары на дому и доставка их престарелым пайщикам иинвалидам;
переработкасельскохозяйственной продукции и сырья на кооперативных предприятиях;
выработкаколбасы и колбасных изделий из давальческого мяса;
организацияпошива постельного белья, полотенец и нижнего белья по заказам предприятийпотребительской кооперации (для пайщиков на льготных условиях);
изготовлениексерокопий;
выдачасправок;
изготовлениебланков любого формата с увеличением и уменьшением по образцам заказчика;
услуги похудожественному оформлению рекламы, объявлений. плакатов;
комплексритуальных услуг (изготовление гробов, лент, рытье могил, предоставлениеавтотранспорта);
ремонт грузовогоавтотранспорта;
платнаяавтостоянка на охраняемой территории;
обучениепайщиков и их детей в школе-магазине специальности продавец;
предоставлениескладских помещений для хранения товаров;
приемсвободных денежных средств под льготный процент;
проведениеинвентаризации по заявкам;
услуги подизайну и сервировке юбилейных и других мероприятий;
изготовлениеи доставка на дом кондитерских, кулинарных изделий, мясных полуфабрикатов;
предоставлениетоваров в кредит;
продажа вкредит;
ремонтмебели;
услугипарикмахера;
услугипилорамы;
услугискотобойного цеха;
соление икопчение рыбы из давальческого сырья;
складированиескоропортящихся продуктов в стационарном холодильнике;
сушкалекарственно-технического сырья на стационарных сушилках.
4. Примерноеположение об экономическом участии пайщиков и кооперативных выплатах
Экономическоеучастие пайщиков – это вклад в кооператив и демократический контроль капиталасвоего кооператива, а также личный вклад в объемные показатели хозяйственнойдеятельности своего кооператива.
Экономическийвклад пайщиков предполагает следующие виды участия пайщиков вфинансово-хозяйственной деятельности потребительского кооператива:
оплатапаевого взноса установленного размера и в сроки, определенные уставом;
предоставлениекредитов кооперативу на пополнение оборотных средств;
покупкитоваров в кооперативных магазинах (товарооборот пайщиков);
сдачасельскохозяйственных продуктов, сырья, дикорастущих своему кооперативу(заготовительный оборот пайщиков);
продажанепродовольственных товаров, произведенных в собственных домашних хозяйствах(предметы народного промысла, изделия из дерева, меха, кожи, камня, тростника исоломы, бересты и т.д.).
Кооперативныевыплаты
Всоответствии с Законом потребительское общество может производить кооперативныевыплаты.
Целькооперативных выплат – удовлетворение материальных и иных потребностей членовчерез привлечение их к экономическому участию в финансово-хозяйственнойдеятельности потребительского общества.
Источникомкооперативных выплат выступают доходы потребительского общества, полученные отего предпринимательской деятельности, после внесения обязательных платежей всоответствии с законодательством Российской Федерации и расчетов с кредиторами.
Размеркооперативных выплат определяется общим собранием потребительского общества, онне должен превышать 20% от доходов потребительского общества.
Сроки(ежеквартально, за полугодие, год), формы кооперативных выплат (наличными,чеком, талоном и т.д.) устанавливаются общим собранием пайщиков потребительскогообщества.
Бонус натоварооборот пайщиков выплачивается индивидуально пропорционально товарооборотукаждого пайщика вне зависимости от финансового состояния деятельностипотребительского общества.
Кооперативныевыплаты в форме дивидендов и бонуса на товарооборот (или их часть) по решениюобщего собрания потребительского общества могут быть направлены на увеличениепаевого взноса пайщиков.
Кооперативныевыплаты осуществляются на основе индивидуального учета экономического участияпайщиков, принятого в потребительском обществе.
Формыкооперативных выплат
Потребительскоеобщество имеет право производить следующие кооперативные выплаты:
бонус натоварооборот;
единаяскидка пайщикам на стоимость купленных товаров;
дифференцируемыепотоварные скидки;
скидки насоциально-значимые товары;
скидки присезонной распродаже товаров;
дивидендына паевой взнос;
проценты насумму кредита пайщиков;
накидка насумму заготовительного оборота пайщика;
накидка настоимость непродовольственных товаров, произведенных в домашних хозяйствахпайщика.
5. Экономическиеосновы кооперативных выплат
В основутеории расчета кооперативных выплат положены проверенные мировой кооперативнойпрактикой положения:
потребительскийкооператив – не благотворительная организация. Кооператив выплачиваеткооперативные выплаты только тем пайщикам, которые экономически участвуют в егодеятельности в виде взносов, закупок, сдачи продукции, займов и т.п.;
потребительскийкооператив – не коммерческая организация. Пайщики экономически поддерживаютсвой кооператив только тогда, когда он работает на них, то есть выполняетпредписанные Законом цели – удовлетворение потребностей пайщиков. Еслидеятельность кооператива направлена на получение доходов ограниченной группылиц в ущерб остальным пайщикам, то пайщики отказывают ему в экономическойподдержке. В этом случае кооператив разоряется или превращается в акционерноеобщество или производственный кооператив, нередко сохраняя юридическую форму «потребительскийкооператив» для получения налоговых льгот. В всех случаях, с точки зренияЗакона, потребительский кооператив перестает существовать.
Отсюдаследует, что кооперативные выплаты и экономическое участие пайщика впотребительском обществе неразрывно связаны между собой:
для того,чтобы получать кооперативные выплаты, пайщики должны экономически поддерживатьсвой кооператив;
для того,чтобы иметь экономическую поддержку пайщиков, кооператив должен заинтересоватьих кооперативными выплатами.
Изучениедеятельности различных потребительских обществ показывает, что практикакооперативных выплат в организациях системы не отработана.
Предлагаемаятехнология кооперативных выплат решает следующие наиболее важные проблемыэкономических взаимоотношений между пайщиками и кооперативом:
кооперативныевыплаты увязываются с экономическим участием пайщиков;
экономическиобосновывается размер кооперативных выплат;
определяетсяцелесообразность применения тех или иных форм кооперативных выплат;
в учете иотчетности выделяются основные кооперативные выплаты как результат социальнойдеятельности кооператива и экономического участия пайщиков.
Технологиякооперативных выплат, изложенная в предлагаемой методике, сводится к соблюдениюпростых правил взаимоотношений между потребительским кооперативом и егопайщиками:
потребительскийкооператив должен быть экономически выгоден пайщикам;
экономическоеучастие пайщиков должно быть выгодно потребительскому кооперативу.
Ограниченностьпрактического опыта по применению кооперативных выплат в системе современнойроссийской кооперации обусловила подробное изложение методики расчетакооперативных выплат и связанных с ними выплат пайщиков: величины бонуса,паевых взносов и паевого фонда
Этотметодический материал предназначен для использования службами социальногоуправления потребительских союзов при подготовке управленческих решений.
6. Обоснованиевеличины кооперативных выплат, паевых взносов и паевого фонда
В этомразделе изложено подробное описание методики расчета премий пайщиков (бонуса)для того, чтобы службы социального управления потребительских союзов моглипрогнозировать и контролировать экономические последствия принятия тех или иныхуправленческих решений по экономической работе с пайщиками. Приведенные вданном разделе формулы достаточно точны для того, чтобы экономическимирасчетами и принятыми на их основе решениями можно было регулироватьсоциально-экономическую деятельность потребительской кооперации.
Методика ирасчет бонуса и паевых взносов
В основуметодики положена компенсация выплат бонуса за счет наценок для продажпосторонним.
Термин «посторонние»означает некооперированное население. Его введение экономически обоснованораздельным учетом продаж, которые могут быть разделены по графам «пайщики» и «посторонние».
Крометермина «посторонние» следует ввести новое для современной российскойкооперации понятие «бонус» пайщика, то есть премии (наиболее распространенный вмире вид кооперативных выплат), получаемой пайщиком за участие в товарооборотекооператива (скидки с цены продаж, услуг и других выраженных в денежномвыражении доходы пайщиков от экономического участия в деятельностикооператива).
Бонуспайщика – основной стимул увеличения товарооборота кооператива.
Дляприменения кооперативных выплат в виде бонуса (премии на товарооборот пайщика)обоснована его величина и соответствующие наценки для продаж посторонним.
Условиекомпенсации затрат кооператива на выплату бонуса за счет повышения цен дляпродаж посторонним выглядит следующим образом:
Экономическийсмысл этой формулы состоит в безубыточной для кооператива компенсации выплатыбонуса за счет повышения цен для продаж посторонним.
Из формулывидно, что основным фактором, определяющим устойчивость выплаты бонуса,является конкретная величина H: при недостаточном повышении цен для постороннихдоход от продаж не компенсирует бонус, при чрезмерном увеличении цен снизитсятоварооборот кооператива, что также не обеспечит компенсацию выплат бонуса.
Присреднестатистическом удельном равенстве покупок пайщика и постороннегособлюдается следующее условие:
Практическаяценность выражения (2) состоит в том, что его можно использовать дляукрупненных расчетов конкретных повышений цен для посторонних, полностьюкомпенсирующих бонус на товарооборот, согласовав эти показатели с численностьюпайщиков потребительского кооператива:
Взависимости от соотношения пайщиков и остального населения, существуют трикачественно отличающиеся друг от друга зоны, характеризующие прогнозируемоеизменение показателей работы потребительской кооперации при введении бонуса:
Зонабезразличия. При реализации бонуса с соответствующими показателями этой зоны неследует ожидать снижения товарооборота от доли продаж посторонним, из-занезначительного повышения цен.
Зонавозможного снижения товарооборота от доли продаж посторонним. Повышение цен притаком соотношении пайщиков и посторонних может оказать влияние на товарооборот,поэтому величины бонуса и цен следует подбирать эмпирически.
Зонаневозможности применения бонуса за счет повышения цен посторонним. Данныетаблицы 1. показывают, что при доле пайщиков в обслуживаемом населении до 10%уже сегодня допустимо применение бонуса на товарооборот до 10%.
Мировойкооперативный опыт свидетельствует, что при величине бонуса 5 и болеепроцентов, пайщики осуществляют большинство покупок в своих кооперативныхмагазинах, что в большей степени относится к продуктам и другим товарамповседневного спроса.
Верхняяграница охвата товарооборотом денежных средств пайщиков определяется ихпотребностями и платежеспособностью, нижняя – ценами в конкурирующих скооперацией магазинах.
Можноспрогнозировать как прирост товарооборота, так и изменение его структуры засчет продаж пайщикам более дорогих взаимозаменяемых товаров, что приведет кросту охвата товарооборотом денежных средств пайщиков
Поэтому,для получения более обоснованной величины максимального размера бонуса, еенеобходимо рассчитывать с учетом прироста доли покупок пайщиков в товарооборотекооператива за счет дополнительного охвата их денежных средств:
Увеличениедоли покупок каждого пайщика приведет к изменению соотношения продаж кооперативапайщикам и посторонним, что нарушит условие (2), так как объем покупок пайщиковвозрастет в K раз, что эквивалентно увеличению их доли в обслуживаемомнаселении П на такую же величину при сохранении объема покупок T.
Присоздании полноценной социальной базы и повышении эффективности работыпотребительской кооперации, следует применять компенсацию бонуса за счет отказаот части прибыли. Пример расчета.
Предлагаемуюсхему применения бонуса можно проиллюстрировать на простом примере: при долепайщиков в численности населения 20%, бонусе 5% и средней стоимости покупки 10руб., стоимость покупки для пайщика составит 9,6 руб., а для постороннего 10,17руб.
Этот примернаглядно показывает, что рассчитанные по данной методике величины бонуса иповышения цен для посторонних обеспечивают достижение поставленных целей:создают достаточно высокий уровень мотиваций для экономического участияпайщиков в кооперативе и сохраняют условие «безразличия» к повышению цен дляпосторонних.
Методикарасчета паевых взносов и размеров паевого фонда
Основнымэкономическим условием для членства в потребительском кооперативе являетсяпаевой взнос. Размер паевого взноса нуждается в оптимизации. Его величинадолжна быть не обременительной для пайщиков, но выгодна кооперативу.
При внедрениибонуса по данной методике кооператив не несет дополнительных расходов навыплату бонуса, и привлечение средств населения в виде паевых взносов выгодноему в любом случае.
Увеличениепаевого взноса по предлагаемой методике не повлечет за собой дополнительныхзатрат пайщика, так как экономический смысл этой формулы заключается вперераспределении расходования его денежных средств: деньги, внесенные вкооператив в виде паевого взноса, возвращаются в течение одного года в видебонуса.
Ввидунестабильности финансовой ситуации в России, принципиально важнымметодологическим подходом к определению конкретной величины нового паевоговзноса является выбор базовых показателей, за которые могут быть приняты:
минимальнаязаработная плата;
минимальныйразмер пенсии;
прожиточныйминимум.
Между этимибазовыми показателями есть принципиальная разница: два первых показателяхарактеризуют покупательную способность населения, а прожиточный минимум – реализациюпокупательных возможностей.
Предварительныеисследования показывают, что применение в качестве базы для расчетов первыхдвух показателей усложняет анализ и дает весьма приблизительный результат.
В отличиеот них, прожиточный минимум рассчитывается с учетом ассортимента потребляемыхтоваров, который почти полностью совпадает с товарными группами, формирующимиструктуру основного товарооборота потребительской кооперации. Применениепрожиточного минимума в качестве базы для определения величины паевого взносапозволит дифференцировать величину паевого взноса в зависимости от местапроживания пайщика, так как для различных районов величина прожиточногоминимума может изменяться до 2–3 раз.
Формулаопределения предельно выгодной величины паевого взноса для пайщиков различныхрегионов выглядит в следующем виде:
КоэффициентКплат применяется индивидуально для определения величины паевого взноса техграждан, денежный доход которых ниже прожиточного минимума, и имеет следующийвид:
Экономическийсмысл коэффициента Кплат заключается в пропорциональном уравнивании денежныхпотерь при выплате паевого взноса малообеспеченных пайщиков и пайщиков снормальными доходами.
Ростпаевого фонда потребительской кооперации при использовании бонуса натоварооборот происходит пропорционально числу пайщиков:
Примеррасчета.
Проиллюстрируемпредлагаемую методику расчета паевого взноса для среднестатистического жителя(средняя заработная плата – 825 руб.) и члена многодетной семьи (условнопринимает среднемесячный денежный доход в размере 100 руб.). Прожиточныйминимум региона – 260 руб., средний денежный доход на душу населения региона – 415руб., бонус потребительского кооператива – 5%.
Дляобычного пайщика коэффициент Kn= 1, а паевой взнос:
Bз = 12 *0,05 * 260 = 156 руб.
Длямалообеспеченного пайщика коэффициент Кплат. = 0,24, соответственно меняется ипаевой взнос:
Bз = 12 *0,24 * 0,05 * 260 = 37,4 руб.
Дляиллюстрации влияния прожиточного минимума на величину паевого взноса выполнимего расчет для пайщика-рабочего, проживающего в г. Якутске, заработнаяплата которого равна 2215,6 руб. Прожиточный минимум региона – 559,9 руб.
Bз = 12 *0,05 * 559,9 = 336 руб.
Дляукрупненных расчетов роста паевого фонда (например, при составлении плановразвития) можно использовать упрощенную формулу:
Заканчиваяэту часть экономического анализа последствий введения бонуса в потребительскойкооперации, произведем оценку увеличения паевого фонда среднестатистическогооблпотребсоюза Сибирского региона. Пример расчета.
Исходныеданные для расчета:
коэффициентКплат.укр. принимаем равным 0,8 и распространяем его влияние на всех пайщиков;
номинальныйпаевой взнос кооператива – 156 руб.;
количествопайщиков – 30000 чел.
Ф = 0,8 *156 * 30000 = 3,74 млн. руб.
Методикарасчета эффективности семейного членства в потребительском кооперативе
В странах сразвитым кооперативным движением индивидуальное членство используется впроизводственных, строительных и т.п. кооперативах. В потребительскойкооперации членство, как правило, семейное: пайщиком является один из членовсемьи (один голос), но правами пайщика на получение бонуса пользуются все еечлены.
Вроссийской потребительской кооперации принято индивидуальное членство, чтоприводит к тому, что в одной семье может быть несколько самостоятельныхпайщиков, и это затрудняет учет товарооборота пайщиков. Для учета экономическогоучастия пайщиков следует переходить на семейное членство.
С большойвероятностью можно предположить, что после введения бонуса в каждой российскойсемье будет не более одного пайщика, следовательно, приведенные ранее расчеты вслучае семейного членства выполнены с завышением численности пайщиков.
Поэтому,при введении в практику кооперативных выплат в виде бонуса следует учитыватьвлияние на экономические показатели принципа членства – индивидуального илисемейного.
Согласнообщей методике, сокращение абсолютного числа пайщиков не отразится на величинахKT, Б и Нб, так как их расчет выполнен в относительных показателях.
Расчетнаядоля пайщиков в населении также остается без изменения, но в данном случае подпайщиком подразумевается семья:
Изменения врасчетных формулах методики начинаются с определения предельно выгоднойвеличины паевого взноса для пайщиков.
Размерпаевого взноса при семейном членстве:
Расчетприроста паевого фонда кооператива производится суммированием взносов егопайщиков:
Проведеннаяоценка результатов расчета показывает, что для укрупненных расчетов и расчетовпрогнозирования можно пользоваться упрощенными формулами:
при расчетепаевого взноса:
при расчетепаевого фонда:
Пример расчета
Выполнимрасчет по уточненной методике и сравним с полученными ранее результатами:
паевойвзнос среднестатистического пайщика, представляющего семью из 2,8 человек припрожиточном минимуме 260 руб. и бонусе – 5%:
Взс = 0,1 *2,8 * 5 * 260 = 364 руб.
возможныйприрост паевого фонда
Ф = 364 *30000/2,8 = 3,9 млн. руб.
Расчетноеувеличение паевого фонда объясняется тем, что семейное членство отражаетреальные показатели потребления пайщика (не один человек, а семья).
Сравниваяметодики обоснования бонуса при индивидуальном и семейном членстве и анализируяпоследствия введения семейного членства, можно отметить:
принципиальнаяразница между рассматриваемыми методиками заключается в том, что при семейномчленстве размер паевого взноса зависит от среднестатистических показателейпотребления, а при индивидуальном членстве – от индивидуальных доходов ииндивидуальных расходов;
семейноечленство более эффективно, так как снижает возможность злоупотребленийпайщиками в получении бонуса.
Расчеты попредлагаемой методике выполнены с минимально возможными величинами данных,входящих в расчетные формулы. Но даже эти заниженные результаты показываютэкономическую выгодность привлечения пайщиков к экономическому участию.
7.Рекомендации по внедрению кооперативных выплат
Длявнедрения кооперативных выплат необходимо провести следующие организационныемероприятия:
Проводитсяперерегистрация пайщиков и уточняется их фактическое количество. Пайщикамвыдаются новые паевые книжки пайщиков, форма которых утверждена постановлениемСовета Центросоюза РФ от 18.02.00, протокол 1-С, п. 4.
Экономическимрасчетом по изложенной методике рассчитывается реальная для данногопотребительского общества величина кооперативных выплат и устанавливаетсявеличина паевого взноса пайщика, которые утверждаются общим собранием пайщиков.
Общимсобранием пайщиков потребительского общества принимается положение о пайщике икооперативных выплатах (п. 4 настоящих методических указаний).
Разрабатываетсяи утверждается общим собранием перечень товаров, которые может приобретатьпайщик на льготных условиях.
Разрабатываетсямеханизм кооперативных выплат и их контроля. Проводится инструктаж торговыхработников.
Рекомендуетсяследующий механизм кооперативных выплат.
Продавецведет в особой тетради учет покупок, при этом наклеивает копии чеков настранице, отведенной каждому пайщику.
Итоговаястоимость покупок пайщика за год (полугодие, квартал) переносится в паевуюкнижку в раздел «кооперативные выплаты».
В концеотчетного периода общее собрание пайщиков принимает решение вернуть пайщикам,например, 5% от стоимости покупок (не более 20% от дохода).
На этусумму пайщику выдается чек (талон, облигация), которым он может расплачиватьсяв магазинах своего потребительского общества при очередном приобретениитоваров, увеличивая, таким образом, их товарооборот.
В томслучае, если пайщик не выплатил свой паевой взнос полностью, то сумма бонусазачисляется в его паевой взнос.
Премированиепайщиков за товарооборот следует осуществлять даже при убыточной работе, таккак такая мера заинтересовывает пайщика покупать товары в своем магазине.
Следуетприменять и другие формы кооперативных выплат и льгот: устанавливать скидки спродажной цены товара, сезонные скидки для пайщиков, скидки на стоимостьпутевок, транспортные услуги и т.п.
Практическиэто выглядит следующим образом: жителям, постоянно осуществляющим покупки вкооперативном магазине, предлагается вступить в члены кооператива (пайщикам – пройтиперерегистрацию) на следующих условиях: внести вступительный и минимальныйпаевой взнос (при перерегистрации – доплатить с зачетом имеющегося паевоговзноса) и увеличивать его до полного паевого взноса оплатой в рассрочку;
При этомбонус пайщику выплачивается частично, пропорционально его фактическому паевомувзносу. После того, как пайщик выплатит полный паевой взнос, кооператив обязанкомпенсировать его последующие покупки полным бонусом при подведении итоговквартала (года и т.п.); каждому пайщику гарантируется возможностьконтролировать правильность использования вложенных денежных средств.
Экономическийрасчет показывает, что формирование паевого взноса за счет кооперативных выплатпозволит увеличить паевой взнос каждого пайщика на 100–150 рублей в год.
Такимобразом, применение кооперативных выплат выгодно и пайщикам, и потребительскомуобществу: пайщик получает возможность покупки товаров по сниженным ценам,потребительское общество увеличивает товарооборот, а следовательно, доходы.
Дляобоснования более точного показателя экономических мотиваций пайщиков (отвеличины которого зависят бонус, паевые взносы и, в конечном итоге, приростсобственных оборотных средств кооперативов) необходимо специальноорганизованное статистическое наблюдение с постановкой опроса пайщиков оразмере и структуре доходов и при каком уровне доходов мотивации их участиябудут значимы.
Нижнийпредел этой доли, очевидно, приближается к проценту, получаемому на вложенныйкапитал.
Подводяитог обоснованию применения кооперативных выплат, можно отметить, чторазработанная методика обоснования величины бонуса, наценок для посторонних,размеров паевого взноса и номинального паевого фонда достаточно объективна идостигает своей основной цели: социальной справедливости, как для пайщиков, таки для кооператива. Введение демократического членского контроля деятельностируководства повысит его ответственность перед пайщиками за выплату бонуса, чтоповысит показатели работы потребительских обществ.
Участиепайщиков в контроле неминуемо привлечет их к управлению кооперативом, чтовозродит первоначальную цель российской кооперации – удовлетворение потребностейпайщиков.
Привлечениепайщиков к экономическому участию в деятельности кооперативов повыситприбыльность их работы.
В конечномитоге, решение комплекса этих задач создаст полноценную социальную базуроссийской потребительской кооперации, которая в кооперативах всего мира служитгарантом сохранения целей потребительских кооперативов и их экономическойбазой.