МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ РЕФЕРАТ По философии На тему Фейербах и русская мысль Выполнила Навроцкая Ольга Группа Б111, Проверила Мачкарина О.Д. Мурманск, 2002 г. План 1. Вступление2 стр. 2. Людвиг Фейербах. 3 стр. 3. Особенности философии Л.
Фейербаха5 стр. 1. Фейербах о человеке и морали.5 стр. 2. Фейербах о духе и материи7 стр. 3. Фейербах о природе.9 стр. 4. Фейербах о религии12 стр. 4. Философия Н.Г. Чернышевского17 стр. 1. Антропологический принцип в философии19 стр. 2. Теория разумного эгоизма 22 стр. 5. Заключение 23 стр.
6. Список литературы.25 стр. 1. Вступление. В середине XIX века с острой критикой идеализма выступил немецкий философ Людвиг Фейербах 1804-1872. Он является последним из представителей немецкой классической философии. Его вклад в развитие философии трудно переоценить. Критикуя объективный идеализм Гегеля, Фейербах отстаивал материалистический взгляд на природу.
Материализм Фейербаха традиционно оставался метафизическим. Его характерной чертой был антропологизм, заключающийся в понимании человека как высшего продукта природы, рассмотрение человека в неразрывном единстве с природой. По Фейербаху, в мире начинается новая эпоха постхристианская. Религия умирает, е место в культуре освобождается, и занять это место должна философия.
В свом реферате я рассматриваю несколько аспектов философии Людвига Фейербаха его представление о человеке и морали, взгляд на взаимосвязь духа и материи, крайне важный вопрос религии и Бога, а также отношение философа к природе. Столь ценные идеи Фейербаха не могли не найти отражения в трудах других философов. В частности, они оказали огромное влияние на творчество
Маркса, Энгельса, Ленина, Плеханова, Добролюбова, Писарева. Но в своей работе я рассматриваю философию представителя революционных демократов Н.Г. Чернышевского, которая впитала в себя лучшие достижения философской мысли Людвига Фейербаха. Для этого утверждения дат достаточно материала сам Чернышевский. В условиях острой идейной борьбы с различными школами идеализма
Чернышевский смело и широко опирался на философию Людвига Фейербаха, антропологизм которого применял при объяснении человека и его сознания. Надо заметить, что особое внимание в данной работе уделяется антропологическому принципу в философии Чернышевского, а также теории разумного эгоизма. Целью моей работы является изучение творчества Людвига Фейербаха и Николая Гавриловича Чернышевского и выявление их общих аспектов философии.
2. Людвиг Фейербах. Моей первой мыслью был бог, второй разум, третьей и последней человек. Л. Фейербах Творческая биография Людвига Фейербаха началась с его учебы на теологическом факультете Гейдельбергского университета. Однако Фейербах быстро разочаровался в теологии и уже через год переехал в Берлин, где стал слушать лекции Гегеля по философии. Надо заметить, что уже в этот период Фейербаха не удовлетворял абстрактный характер гегелевской философии.
Он начинает заниматься изучением естественных наук. В 1830 году анонимно вышло сочинение Фейербаха Мысли о смерти и бессмертии, в котором он выступил против христианства с позиции объективного идеализма Гегеля. Но это сочинение было конфисковано властями, а вскоре стало известно имя автора. Основное содержание этой работы шло вразрез с догматикой ортодоксального христианства.
Философ отрицал личное бессмертие. Жизнь отдельного человека, доказывал он, временна, преходяща человек смертен. Вера в загробную жизнь таит в себе большой вред, так как она снижает в глазах человека ценность его реальной жизни. Необходимо, чтобы человечество единодушно, всем сердцем сосредоточилось на самом себе, на своем мире и на своем настоящем Л. Фейербах Избранные философские произведения, М. Политиздат, 1955г т.1, стр.
246. Такое сосредоточение на действительном мире, доказывает Фейербах, вызовет великие идеи и дела. Положения религии о жизни на небесах разоружают человека в его борьбе за настоящую жизнь. Здоровье имеет больше ценности, чем проповедуемое церковью бессмертие. Мир жалок лишь для жалкого человека, мир пуст лишь для пустого человека Там же, стр. 247. Здоровое сердце может найти на земле все, что требуется человеку, поэтому нечего отсылать
людей к другой жизни, обрекая их здесь на страдания и лишения. Под бессмертием человека, с точки зрения Фейербаха, следует понимать лишь продолжение жизни человека в памяти людей. В противовес христианской догме личного бессмертия Фейербах признавал бессмертие человеческого рода, коллектива. Вечен, бессмертен, абсолютен лишь родовой, всеобщий, универсальный разум, родовое мышление, родовое
сознание. Свою борьбу против христианства Фейербах в это время все еще ведет в основном с позиции объективного идеализма. Хотя в Мыслях о смерти и бессмертии имеются некоторые попытки объяснить религию исходя из реальных человеческих качеств, все же они мало изменяют общий идеалистический характер исходных позиций философа. Мысли о смерти и бессмертии завершили карьеру Фейербаха на поприще официальной академической философии.
В результате гонений он был вынужден уволиться из университета и больше никогда не преподавал. В течение двадцати пяти лет Фейербах жил в глуши в деревне Брукберг, где у его жены была небольшая фарфоровая фабрика. Это уединение философа, однако, не было результатом примирения его с условиями тогдашней немецкой действительности. Не будучи политическим борцом, он прибег к своеобразной форме пассивного протеста против царившего
в Германии социального гнта. Фейербах писал Я лучшую часть своей жизни провл не на кафедре, а в деревне, не в университетских аудиториях, а в храме природы, не в салонах и не в аудиенциях, но в уединении моего рабочего кабинета Л. Фейербах Избранные философские произведения, М. Политиздат, 1955г т.2, стр. 497. Пребывание философа в деревне в непосредственном соприкосновении с природой благотворно сказалось на его творчестве.
Фейербах стремится принять деятельное участие в духовной жизни страны. Он становится активным сотрудником журнала младогегельянцев Гаальские ежегодники, где он печатает ряд своих произведений и через него приобретает большое влияние на радикальные круги немецкого общества. Но цензура всеми средствами препятствовала появлению новых работ философа. Началом нового, материалистического периода в творчестве
Фейербаха следует считать 1839 год. Именно в этом году он порывает с гегелевской философией и становится материалистом. Тогда он пишет произведение К критике философии Гегеля, в котором он впервые целиком и навсегда переходит на позиции материализма. В 1841 году выходит фундаментальная работа Фейербаха Сущность христианства, которая сразу же стала настоящим триумфом материалистической философии.
Переведнная на многие европейские языки, эта работа сыграла исключительно большую роль в развитии передового общественного сознания. Философ здесь решительно провозгласил материализм и атеизм, признал, что природа существует независимо от сознания, что она есть основа, на которой вырос человек, что вне природы и человека нет ничего и что созданное религией божественное существо есть лишь фантастическое отражение человеческой сущности. Имя Фейербаха стало символом борьбы с темнотой, суеверием и деспотизмом.
После Сущности христианства Фейербах выпускает в свет целый ряд других произведений Основные положения философии будущего 1843 г Сущность религии 1845 г. и др. В этих сочинениях он дает стройное изложение и обоснование своих материалистических взглядов. Под старость он усиленно занимался социалистической литературой, изучал Капитал К. Маркса и в 1870 г. вступил в ряды немецкой социал-демократической партии.
Умер Фейербах 13 сентября 1872 г. и похоронен в Нюрнберге. 3. Особенности философии Л. Фейербаха. Основная историческая заслуга Людвига Фейербаха заключается, прежде всего, в том, что он возродил на немецкой почве, отстоял и развил дальше передовые традиции материализма XVII XVIII веков. Говоря о необходимости реформы философии, Фейербах доказывал, что новая философия, пришедшая на смену
старой философии, должна носить по существу антропологический характер. Антропологическая философия, по мнению Фейербаха, характеризуется, прежде всего, тем, что она вступает в прочный союз с естествознанием. Этот союз, доказывает он, будет продолжительнее, счастливее и плодотворнее, чем тот мезальянс, который существовал между философией и теологией. Центральной проблемой философии должен быть человек как телесное, природное существо.
Вследствие такого смещения акцента с природы на человека материализм Фейербаха принято называть антропологическим материализмом. ФЕЙЕРБАХ О ЧЕЛОВЕКЕ И МОРАЛИ. Итак, согласно фейербаховской гуманистической концепции, человек высшее в ценностном отношении, абсолютная ценность. Речь идт при этом не об отдельных людях, а о сущности их, то есть о родовом начале. Отдельный человек вовсе не есть вместилище всех человеческих достоинств,
но человек как таковой бесконечно добр, мудр, всемогущ. Его свойства это он сам, а без них, то есть без моральных качеств, доброты, мудрости, могущества человека вовсе нет. В человеке вс ценно. Его физическая, эмоциональная, психологическая жизнь не менее важны, чем разум. Очень важно также, что человек живт в естественном контакте с природой. Природа внешняя близка природе самого человека, она ему соответствует.
Сущность человеческая вполне гармонично являет себя в человеческом существовании. Тут нет конфликта жизнь природы, условия бытия не чужды человеческой сущности, между ними глубокое единство. Особенно настойчиво Фейербах отстаивал и проводил свое антропологическое понимание человека в учении о морали. Фейербах считал, что в основе всех поступков человека лежит стремление к счастью. Человек стремится к тому, что для него является добром, избегает того, что является злом.
Добро вызывает в нас чувство удовлетворения, радости, восторга, зло чувство боли, скорби, недостатка, утраты, унижения. Значит, можно говорить о том, что ощущение есть первое условие морали. Где нет ощущения, там нет различия между счастьем и несчастьем, радостью и горем, добром и злом, там нет морали. Аскетической, лицемерной, религиозной морали Фейербах противопоставляет мораль, опирающуюся на стремление человека к удовлетворению своих потребностей
в достижении счастья. Но это вс же только эгоистическая мораль - сам задат себе вопрос Фейербах. Конечно, сам же и отвечает, но зато также и здоровая, простая, прямодушная и честная мораль, мораль человеческая, проникающая в плоть и кровь, а не фантастическая, лицемерная, по видимости только священная мораль Л. Фейербах Избранные философские произведения, М. Политиздат, 1955 г т.1, стр. 624. Эгоизм этики
Фейербаха направлен против религиозно-идеалистической морали, приписывающей человеку чуждые ему нормы поведения, отрицающей правомерность его стремления к благополучию. В эгоистической морали Фейербах видел утверждение человеческой личности, ее достоинства, ее права и свободы, бесчестно растоптанных религиозно-феодальной моралью. В этом отстаивании буржуазного гуманизма, в противопоставлении его религиозному ханжеству заключается
прогрессивное значение этического учения Фейербаха. Доказывая, что мораль должна основываться на стремлении человека к удовлетворению своих потребностей, Фейербах был далек от грубого эгоизма. Он разъясняет, что слово эгоизм употребляется им не в обывательском смысле, но имеет значение философского принципа. Фейербах полагает, что этот род эгоизма не противоречит эгоизму социальному. Настоящая мораль, говорит он, не знает никакого изолированного, обособленного и
независимого от других людей счастья. Но как же достигнуть этой гармонии интересов людей, гармонии долга и счастья Фейербах видел разорванность современного ему общества на различные социальные группы, классы. Фейербах не сумел объяснить царившее в современном ему обществе социальное неравенство, противоречия, классовую борьбу. Верный своему антропологическому принципу, Фейербах полагает, что все иго следует считать скорее случайным отклонением от истинной природы человека,
чем закономерным явлением. Правилом же должна быть мораль, которая базируется на человеческой природе, на любви людей друг к другу. Фейербах считает, что при помощи такой морали любви может быть преодолено все зло действительной жизни. ФЕЙЕРБАХ О ДУХЕ И МАТЕРИИ. Фейербаховская реформа философии выразилась в материалистическом решении основного философского вопроса об отношении духа к материи. Философ последовательно материалистически решал этот вопрос, доводя свой
антропологизм до материализма. Философия, требовал Фейербах, должна окончательно отрешиться от ложных исходных положений идеализма. Для этого, полагал он, она должна, сделать своим принципом самую сущность человека, это самое положительное, реальное начало Л. Фейербах Избранные философские произведения, М. Политиздат, 1955 г т.2, с.19. Я выдвигаю, говорил
Фейербах, лишь один кардинальный пункт, вокруг которого все вертится, это понятие индивидуума. Но индивидуум, в понимании Фейербаха, коренным образом отличается от идеалистического понимания субъекта, Я. Я утверждаю, писал Фейербах, что субъект, из которого исходит идеалист, есть лишь мыслимый, а не действительный субъект. Действительный субъект это Я, которому противостоит Ты, Я, являющийся объектом для другого
Я. Я мыслит, но Я это человек, обладающий телом и мыслящей головой. Я есть реальное пространственно-временное существо, и только в качестве такового оно обладает способностью созерцать и мыслить. Идеалист раздваивает это целостное существо, создавая вечный конфликт между духом и плотью. Мало того, идеалист не только отрывает духовную деятельность от е материальной основы, но и сущность человека видит в мышлении, в сознании. Антропологический принцип выражал у
Фейербаха единство человеческой природы. Фейербах был глубоко убежден, что все ухищрения идеалистов основаны на отрицании этого единства. Мышление превращается в божественную силу, творящую материю, говорит Фейербах, когда идеалисты берут его в отрыве от телесного организма. Источник тела и духа один природа, материя. Философ считал, что откуда орган, то есть тело, оттуда и его функция, то есть дух. Дух и тело нельзя отделять друг от друга.
Только теоретически, указывал Фейербах, можно представить себе дух отдельно от тела, в действительности же первый неразрывно связан со вторым и зависит от него. Поскольку сущность человека в реальной целостности, а не в призрачном и абстрактном духе, все философии, все религии, все учреждения, которые противоречат этому принципу, не только в корне ошибочны, но и пагубны Л. Фейербах Избранные философские произведения,
М. Политиздат, 1955 г т.1, стр. 232. Фейербах непосредственно отождествляет душу и тело, а значит, идеальное и материальное доказывая, что на уровне головного мозга это одно и то же. Тем самым Фейербах, отказавшись от идеализма, игнорирует и те открытия, которые были сделаны Фихте, Шеллингом и Гегелем. Ведь серьезным завоеванием немецкого идеализма явилась трактовка души как системы деятельных способностей человека. Мозг есть орудие мыслящего субъекта, доказывали они, и как
раз при помощи мозга и других телесных и культурных органов субъект создает идеальные образы внешнего мира. Таким образом, только в своей деятельности мозг становится органом идеального. И не любая, а только культурно-историческая деятельность рождает в нашем мозгу мысли о прекрасном, возвышенном и многом другом. А животные, общаясь с природой, довольствуются повадками, привычками, элементарными психическими образами. Что касается мозга самого по себе, то в нем, конечно, нет ни грана идеального.
Сказать о нем, что он и есть идеальное, это все равно, что сказать камень есть идеальное. Разница в сложности этих тел здесь непринципиальна. Значение антропологического принципа Фейербаха заключается в том, что он устраняет разрыв между духом и телом, созданный идеалистической и дуалистической философией. Опровергнув приоритет сознания, который идеализм устанавливает по отношению к материи, и, признав сознание
особым свойством материального субстрата мозга, Фейербах утверждает, что действительное отношение мышления к бытию таково бытие субъект, мышление предикат Там же, стр. 128. Поэтому философия, по Фейербаху, должна делать своим принципом не просто человека. Новая философия, писал он, превращает человека, включая и природу как базис человека, в единственный, универсальный и высший предмет философии, превращая, следовательно, антропологию, в том числе и физиологию,
в универсальную науку Л. Фейербах Избранные философские произведения, М. Политиздат, 1955 г т.1, стр. 202. Природа и человек вот единственный объект философии. Созерцайте же природу, созерцайте человека Здесь перед вашими глазами вы имеете мистерии философии Там же, стр. 129. ФЕЙЕРБАХ О ПРИРОДЕ. Приступая к характеристике природы, Фейербах указывает, прежде всего, на е материальный характер.
Природа телесна, материальна, чувственна Л. Фейербах Избранные философские произведения, М. Политиздат, 1955 г т.2, стр. 665. Материя не сотворена, а всегда была и всегда будет, то есть вечна, не имеет начала и конца, то есть бесконечна. Причину природы, доказывает Фейербах, следует искать в самой же природе. Он утверждает, что природа не творение, не существо, сделанное или созданное из ничего, а существо
самостоятельное, объяснимое лишь из себя и производимое лишь из себя Там же, стр. 685. Природа предшествовала духу, бессознательность сознанию, бесцельность цели. Фейербах делал вывод и о начале философии. Философия должна начать не с бога, не с абсолютного духа, не с бытия как предиката идеи, а с природы. Безжизненным схемам идеалистической абстракции Фейербах противопоставлял природу как конкретную, чувственно воспринимаемую качественную сущность.
Эта реабилитация многокачественности мира отделяет материализм Фейербаха от старых механистических форм материализма. Природа, согласно Фейербаху, есть многообразная, доступная человеку, всеми чувствами воспринимаемая сущность. Это свет, электричество, магнетизм, воздух, вода, огонь, земля, растение и т. д. Качество неотделимо от бытия предмета, оно составляет его действительное бытие.
Материя, природа уже с самого начала есть существо дифференцированное, ибо только определенное, отличимое, индивидуальное существо есть существо действительное. Как нелеп вопрос, почему вообще что-либо существует, так же нелеп и вопрос, почему нечто является именно данным, определенным существом Л. Фейербах Избранные философские произведения, М. Политиздат, 1955 г т.2, стр. 635. Реальность свойства, отмечал
Фейербах, есть залог существования предмета. Если я, например, говорит он, отрицаю свойство кислорода, отличающее его от других элементов, то я тем самым уничтожу его бытие, уничтожу его самого Там же. Фейербах отстаивал объективное существование не только материи, но и ее закономерностей. Необходимость, причинность, закономерность не вводятся в природу богом. В природе управляют не боги, а только естественные силы, естественные законы, естественные элементы
и существа Там же, стр. 645. Необходимость, причинность и закономерность не вводятся в природу также человеческим рассудком. Не рассудок диктует свои законы бытию, природе, а, наоборот, законы действительности представляют собою также законы мышления Л. Фейербах Избранные философские произведения, М. Политиздат, 1955 г т.1, стр. 194. Природа действует согласно присущей ей внутренней закономерности.
Ничего в ней не происходит без естественной необходимости. В природе господствует всеохватывающая причинная связь. Нет в природе одностороннего следствия и предшествующей ему односторонней причины. Все в природе находится во взаимодействии, все относительно, все одновременно является действием и причиной, все в ней всесторонне и взаимно Л. Фейербах
Избранные философские произведения, М. Политиздат, 1955 г т.2, стр. 602. Каждое явление в природе необходимо происходит тогда, когда имеются условия для его возникновения. Деревья зимой не цветут и не дают плодов, так как для этого не хватает требуемой температуры. В природе нет не обусловленных другими процессами, изолированных от естественной необходимости явлений, вещей, предметов. Природа есть результат существ или сил, взаимно друг в друге нуждающихся и производящих,
совместно действующих Там же, стр. 642. Материализм Фейербаха своим острием направлен против идеализма, но отнюдь не против метафизики. Несмотря на то, что Фейербах прошл школу Гегеля, ему была чужда диалектика как метод познания. В центре внимания Фейербаха доказательство объективности природы, но не ее изменчивости, объективного значения закономерности и необходимости, но не их историчности.
Фейербах не преодолел метафизичности своих предшественников, материалистов XVII XVIII веков. Его антропологический материализм разновидность метафизического материализма. Материалист Фейербах отрицает утверждение идеалистов о том, что существует непроходимая грань между неорганической природой и органическим миром, человеком в особенности. Он доказывал, что жизнь не может происходить не из материи.
Он высказывал твердое убеждение о естественном зарождении жизни, о том, что человек своим первоначальным появлением обязан не богу, а природе. Мышление могло возникнуть только из природы. У Фейербаха мы находим ряд положений, идущих прямо в направлении исторического, эволюционного взгляда на возникновение жизни на земле. Фейербах утверждал, что теперь природа не производит жизнь из неживого вещества не потому, что она вообще не может, а потому, что земля сейчас не та, какой она была при первом
зарождении жизни. Природа приобрела современный вид в результате ряда революций и катастроф. На различных ступенях развития земли существовали различные виды растений и животных, ныне исчезнувшие вследствие того, что исчезли условия, нужные для их существования. Но если жизнь исчезает вместе с исчезновением необходимых условий, то начало жизни, ее возникновение должно совпадать с возникновением этих условий. Жизнь, по
Фейербаху, появилась необходимо как непосредственный результат появления некоторых химических элементов при определенных условиях температуры воздуха и воды на земле. Следовательно, если природа теперь не производит жизнь путем самопроизвольного зарождения, то это не значит, отмечает Фейербах, что она не могла этого сделать прежде. Земля, по его мнению, проявляла свою зоологическую, продуктивную силу, по всей вероятности, во время
больших геологических революций, когда все ее силы и все ее вещество были охвачены величайшим, брожением, волнением и напряжением Л. Фейербах Избранные философские произведения, М. Политиздат, 1955 г т.2, стр. 437. Вместе с тем Фейербах не сомневается, что человеческое познание в своем развитии дойдет до понимания сложного процесса возникновения жизни. Природа не только создала простую мастерскую желудка, она воздвигла также храм
мозга Л. Фейербах Избранные философские произведения, М. Политиздат, 1955 г т.1, стр. 96. Фейербах со всей силой подчеркивал обусловленность психических явлений физиологическими, а также зависимость физиологического и психического процессов внутри человека от предметов внешнего мира. Существует необходимое взаимоотношение, указывал он, между органическим существом и природой. Мало того, это взаимоотношение само есть основа, есть сущность жизни
Л. Фейербах Избранные философские произведения, М. Политиздат, 1955 г т.2, стр. 632. Что такое пищеварение, как не постоянный процесс превращения материалов природы в кровь, в мускулы, в нервы Реальная основа физиологического акта для нас обнаруживается не только в объективном факте зависимости нашего организма от природы, но и в том, что мы чувствуем свой желудок, когда он пуст или полон, свое сердце, которое бьется, и воспринимаем их работу как независимые
от нашей воли и сознания объективные процессы. В физиологии объект и субъект различны. Совершенно другую картину, отмечал Фейербах, мы имеем в психологии. Здесь нет ощущения нервов, мозговых оболочек, мозговых извилин, желчи, желудка, сердца. Человек может думать, не зная, что у него есть мозг, или, не зная, что он мыслит при помощи мозга. Но заключать из этого субъективного отсутствия нервов и мозга об объективном, лишнном само по себе
мозга и нервов так же неправильно, как заключать, что я происхожу от себя самого и не обязан своим существованием своим родителям, на том основании, что про свое рождение я не знаю из себя самого Л. Фейербах Избранные философские произведения, М. Политиздат, 1955 г т.1, стр. 212. В психологии мысли и ощущения кажутся нам самобытными продуктами. Отсюда субъективная возможность отделить мышление от мозгового акта и мыслить первое как нечто самостоятельное.
В действительности же мышление неразрывно связано с мозгом. Надо заметить, что значение природы Фейербах видел и в связи с религией. Но об этом аспекте природы в жизни человека речь пойдт далее. ФЕЙЕРБАХ О РЕЛИГИИ. Значительное место в творчестве Людвига Фейербаха занимает критика религии. Этот вопрос он разрабатывал всю свою жизнь.
Ещ будучи гегельянцем, он уже не принимает гегелевскую трактовку религии. Она у Фейербаха не объективное предшествие философии, а враждебная ей сила, несовместимая с разумом и чуждая теоретическому мышлению. Происхождение религиозных чувств и верований он пытался объяснить с позиций антропологического материализма. Фейербах писал я во всех моих сочинениях никогда не упускаю из виду проблем религии и теологии они были всегда главным предметом моего мышления и моей жизни
Л. Фейербах Избранные философские произведения, М. Политиздат, 1955 г т.2, стр. 498. Фейербах ставил себе задачу осветить тмную сущность религии факелом разума, дабы человек мог, наконец, перестать быть игрушкой фантастических сил, которыми пользуется религия для угнетения людей. Его постоянно занимала мысль о том, чтобы превратить людей из верующих в мыслителей, из молельщиков в работников, из кандидатов потустороннего мира в исследователей этого мира, из христиан,
которыеявляются наполовину животными, наполовину ангелами в цельных людей. Если мы не просто верим в лучшую жизнь, а хотим ее, говорил Фейербах, то мы общими усилиями создадим эту жизнь, устраним грубую, вопиющую несправедливость и бедствия, от которых страдает человек. Однако средства, выдвинутые Фейербахом для преодоления несправедливости и осуществления свободы и счастья, были крайне абстрактными,
вследствие этого не действенными, но реальными. Тем не менее, замечательная фейербаховская критика религии и теологии, в которой он стремился к эмансипации человека от всех надземных и земных сил угнетения и порабощения, сыграла выдающуюся историческую роль. Необходимым условием всякой критики религий, говорит Фейербах, является отрицание в человеке какого-либо врожденного религиозного чувства.
Признанием такого чувства, якобы изначально присущего человеку, теологи стремятся доказать, что основы религии вечны, незыблемы. Если принять точку зрения врожденности религиозного чувства, замечает Фейербах, то придется признать, что в человеке существует особый орган для суеверия, невежества и лености. Но в человеке нет особого религиозного чувства. Религия возникла исторически. С другой стороны, продолжает он, не правы те, которые считают, что религия случайное явление и не имеет
глубоких оснований. Если принять этот взгляд, то борьба с религией теряет всякий теоретический интерес. Признание того, что религиозные иллюзии и заблуждения имеют реальные причины в человеческой жизни, является необходимым условием для их серьезной научной критики. Корень религиозных представлений, по Фейербаху, следует искать в условиях жизни людей и в их своеобразном преломлении в сознании человека. Здесь высказана общая материалистическая программная установка
Фейербаха относительно корней религии. Однако в своих исследованиях Фейербах не сосредоточивает основного внимания на анализе конкретно-исторической обстановки, порождающей религию, а стремится вскрыть главным образом антропологические и психологические основы религиозных представлений. Основной методологический принцип Фейербаха состоит в том, что тайна и истина религии в антропологии. Истинный смысл теологии есть антропология
Л. Фейербах Избранные философские произведения, М. Политиздат, 1955 г т.2, стр. 21. Отсюда его цель выяснить антропологическую сущность религии, низвести всемирную сверхъестественную, сверхчеловеческую сущность бога к антропологической сущности человека, низвести теологию на степень антропологии. Религия есть сон человеческого духа, но и во сне человек находится не на небе, а на земле, в царстве действительности.
Фейербаховский человек существует в гармоническом единстве с собственной сущностью, собственными качествами, внешней и внутренней природой. Высшее единство проявляется в моральном наполнении в этой гармонии. Она реализуется в императиве, высшем законе для человека. Состоит же этот закон, или императив, в требовании относиться к человеку как к высшей ценности, как к Богу. Человек относится к себе как к Богу, когда он видит божественное в другом человеке.
Видеть в другом божественное значит реализовывать в жизни, в собственном моральном сознании основной стереотип религиозного отношения человека к Богу. Этот стереотип, взятый Фейербахом из христианской религии, состоит в любви к Богу, в преклонении, высшем доверии. Именно любовь наделена у Фейербаха родовым смыслом это любовь половая, родосозидающая, включающая в себя и любовь к детям, то
есть к продолжению Я и Ты. У Фейербаха простая заповедь любви к ближнему превращается в основной моральный закон. Отношения людей должны включить в себя этот закон как некую сверхценность, дать ему войти в сердце людей, заменяя влияние религии. Возвращаясь к представлению Фейербаха о человеке, надо заметить, что все они были получены особым образом посредством критического переистолкования христианских идей. Фейербах отдал или приписал человеку только те предикаты, которые
религия приписывала Богу. По Фейербаху, Бог это отчужденная и объективированная сущность человека. Или, другими словами, Бог есть некое символически зашифрованное изображение чисто человеческих свойств и качеств. В том, что боги созданы по образу и подобию людей, коренится смысл и ценность религиозного сознания, основа его действенности в истории. Однако недостаточно понимать природу религии критиковать ее, по Фейербаху, означает сводить, или редуцировать, религиозные образы и ценности к их земным прообразам.
Переистолкованное таким образом содержание религии дат главные моменты для фeйepбaxoвcкoгo понимания человека. Понятно, что содержание это в основном морально этического плана. Сделав исходным пунктом своего понимания религии антропологию, вернее анализ психологических основ религии, Фейербах предупреждает, что его метод не следует смешивать с методом субъективистов. Субъективисты не выводят содержание нашей психики из воздействия на нас вещей и явлений действительности.
Фейербах же брал психологию в соединении с предметами Там же, стр. 882. Он не отрывал психическое, субъективное переживание человека от окружающей его среды. Причины религиозных образов, представлений, сознания он постоянно искал в независимом от человека объективном мире, в воздействии этого мира на человека. Но явления действительности, согласно Фейербаху, становятся объектом религии не в силу их адекватного, правильного отображения в психике человека.
Как раз наоборот, они почитаются человеком лишь постольку, поскольку они искажаются, извращаются сознанием человека. Природа, реальность, говорит Фейербах, дат лишь материал, вещество для идеи бога, но форма, преобразующая это сырое вещество в божественную сущность, порождается фантазией, силой воображения. Поэтому фантазия, сила воображения есть теоретическая причина, или источник, религии Там же, стр. 690. Характерная особенность религиозной силы воображения состоит в том, что она связана
с чувством зависимости, понимаемым в самом широком смысле, обнимающим не только чувство страха, но и любовь, благодарность, почитание и т. д. Наконец, обратную сторону чувства зависимости Фейербах видел в эгоизме, в стремлении человека к удовлетворению своих потребностей, в стремлении к счастью. Только бедный человек имеет богатого бога. Только люди несчастные нуждаются в религии. Находящийся в нужде, в невзгоде человек жаждет спасения,
помощи, и бог для него есть осуществление его желания. В религии, говорил Фейербах, человек, удаляясь от себя и сосредоточиваясь в боге, постоянно возвращается к самому себе удаляясь от настоящей жизни, он, в конце концов, приходит к ней. Таким образом, человек есть начало, человек есть середина, человек есть конец религии Там же, стр. 219. Теперь стоит вернуться к значению природы в жизни человека.
Природа есть причина, основа, источник существования человека. Природе человек обязан своим происхождением и своим существованием. Человек часть природы и может существовать только в природе и благодаря природе. Природа мать - кормилица человека. Это значение природы для человека, говорит Фейербах, и было причиной того, что она стала первым предметом религии, первым богом человека.
Старейшая религия людей это религия, обожествляющая природу, естественная религия, язычество. Для первобытного человека только природа была предметом религиозного поклонения. Первобытная религия выражает ощущение человеком своего единства с природой, своей зависимости от природы. Поэтому человек делает объектом своей религии окружающую его конкретную природу. В числе богов первобытных и древних народов находятся не только могущественные силы природы, но и многие
представители животного мира. Причина культа животных, по мнению Фейербаха, та же самая, что и причина почитания физической природы, чувство зависимости. Первобытный человек любит и почитает животных, приносящих ему пользу. По Фейербаху, не только животные, но и природа в целом становится объектом религиозного почитания лишь тогда, когда она приобретает для человека культурное значение.
Лишь там, доказывает Фейербах, где культурно-исторический элемент в предмете вступает в поле зрения человека, лишь там и религия составляет характерный исторический момент, объект, интересующий исследователя истории и религии Л. Фейербах Избранные философские произведения, М. Политиздат, 1955 г т.2, стр. 542. Здесь Фейербах вплотную подходит к очень важному выводу о социальной обусловленности религии. Человек, по мнению Фейербаха, обожествляет природу лишь постольку, поскольку
он переносит на не свои собственные свойства и очеловечивает ее. Религия изображает не действительное солнце, а бога солнца, не действительное небо, а бога небес, она изображает лишь то, что фантазия привносит от себя в чувственный предмет, что реально не существует. Фейербах пишет Верующий человек обладает глазами только для того, чтобы не видеть, чтобы быть совсем слепым, он обладает разумом только для того, чтобы не мыслить, чтобы быть совсем глупым
Там же, стр. 456. Религия, доказывает Фейербах, связана не только с умственным застоем и духовной косностью она неизбежно обрекает человека на пассивность и бездеятельность. Как может человек насильственно изменить окружающий его мир, приспособить его к своим намерениям, если, по утверждению религии, бог сотворил этот мир хорошо и мудро Как человек может подчинять божественное начертание своим человеческим целям
Как может человек воздвигнуть плотину перед потоком воды, не рискнув этим своим действием опровергнуть религиозную теорию предопределения Религия не может не противиться прогрессу, культуре. А между тем человек не может существовать без поступательного движения. Религиозному предопределению и смирению Фейербах противопоставляет активность человека. Человек должен уметь отстаивать свою жизнь, защищать ее против враждебных сил, устранять те многочисленные
неудобства и бедствия, которые он хотел, но не мог устранить при помощи религиозных средств. Не в религии, делает вывод Фейербах, а в своей деятельности, в созидании человек становится независимым от угнетающих его сил и достигает удовлетворения своих желаний и потребностей. Религия противоречит культуре, науке, технике. Из обычного явления современной жизни, говорит Фейербах, когда разум уживается с суеверием, политические свободы с религиозным рабством, естественно-
научное и промышленное движение с религиозным застоем, люди делают вывод, будто религия совершенно безвредна для практической жизни. Фейербах решительно не согласен с этим выводом. Он заявляет, что не дал бы ни гроша за политическую свободу, если бы оставались при этом рабы религиозных предрассудков. Настоящая свобода лишь там, говорит он, где человек и религиозно свободен настоящее образование лишь там, где человек сделался господином над своими религиозными предрассудками и представлениями.
Лишь бесхарактерный или непоследовательный человек может сочетать веру в бога с естественно-научным взглядом на мир. Нельзя выйти из этого противоречия путем проведения различия между ложной и истинной религией. Всякая религия, по мнению Фейербаха, ложна, всякая религия вредна. Образование и культура должны господствовать в наших мыслях и в практике безраздельно и абсолютно. Человек, который имеет науку, не нуждается в религии.
Отсюда основное требование философа не религиозным делать человека, а просвещать его, распространять образование среди всех людей, классов и сословий. В этом он видел задачу времени. Борьба Фейербаха против религии является крупным завоеванием материалистической философии. Заслуга Фейербаха по сравнению со всеми его предшественниками заключается в том, что он не удовлетворился общим, хотя и резким, осуждением религии, объявлением е результатом невежества и суеверия.
Он вскрыл сложный механизм религиозной психики и свел содержание сверхъестественного мира к мыслям, чувствам, желаниям человека. Перенеся источник религиозной фантастики с неба на землю, на человеческую жизнь, на человека, Фейербах создал предпосылку подлинно научной материалистической критики религии. 4. Философия Н.Г. Чернышевского. Гораздо лучше, нежели от меня самого, Вы можете узнать общий характер моего мировоззрения от
Фейербаха. Это взгляд спокойный и светлый Н.Г. Чернышевский Деятельность Николая Гавриловича Чернышевского отличалась необычной многогранностью. Это был воинствующий философ - материалист и диалектик, он был также оригинальным историком, социологом, крупнейшим экономистом, критиком, выдающимся новатором в эстетике и литературе. Философия для Чернышевского была не отвлеченной теорией, а орудием изменения российской действительности.
Материализм Чернышевского и его диалектика служили теоретическим обоснованием политической программы революционной демократии. Философские взгляды Чернышевского сложились в теснейшей связи с формированием его революционно-демократических убеждений. В годы учбы в Петербурге Чернышевский изучает произведения выдающихся ученых и мыслителей своего времени историков, социологов, экономистов, философов. К моменту окончания университета он был уже убежденным революционером
и материалистом. Как было сказано, к такому развитию Чернышевского вл, прежде всего, весь ход общественной жизни и передовой общественной мысли России. Впервые Чернышевский учился философии у Герцена и Белинского. Это они зажгли в нем пламя свободы и наполнили его душу глубокой ненавистью к самодержавно-крепостническим порядкам и ко всем формам эксплуатации и угнетения человека.
Вслед за Белинским и Герценом Чернышевский сосредоточил свое внимание на критике немецкой идеалистической философии. В тех условиях последняя представляла, как известно, серьзную опасность, и Чернышевский смотрел на е разоблачение, как на важнейшую боевую задачу. Вместе с тем следует отметить, что Чернышевский в общем правильно понимал классовую природу немецкого идеализма как идеологического оправдания политического консерватизма немецкой буржуазии и феодальной
отсталости Германии, как реакцию на материализм. Чернышевский материалистически решал основной вопрос философии, вопрос об отношении мышления к бытию. Он, отвергая идеалистическое учение о превосходстве духа над природой, утверждал первичность природы, обусловленность человеческого мышления реальным бытием, которое имеет свою основу в самом себе. Наряду с критикой идеалистической философии и материалистическим решением вопроса об отношении мышления к бытию, Чернышевский вл борьбу против агностицизма, всевозможных
теорий, утверждавших непознаваемость мира, явлений, предметов. Неудовлетворенный философской системой Гегеля, Чернышевский обратился к сочинениям виднейшего философа того времени Людвига Фейербаха. Чернышевский был очень образованным человеком, он изучил труды очень многих философов, но своим учителем называл только Фейербаха. Если Вы хотите иметь понятие о том, что такое, по моему мнению, человеческая природа, узнавайте
это из единственного мыслителя нашего столетия, у которого были совершенно верные, по-моему, понятия о вещах. Это Людвиг Фейербах Н.Г. Чернышевский Избранные философские сочинения, М. Политиздат, 1950 г т.3, с. 714 писал Чернышевский. Философ неоднократно объявлял себя фейербахианцем. Когда Чернышевский писал свою первую крупную научную работу, диссертацию по эстетике, он уже в области
философии был вполне сложившимся мыслителем - фейербахианцем, хотя в самой диссертации своей не разу не упомянул имени Фейербаха, тогда запрещенного в России. Прочитав Сущность христианства Фейербаха, Чернышевский отметил в своем дневнике, что она ему понравилась своим благородством, прямотой, откровенностью, резкостью. Он узнавал о сущности человека, как е понимал Фейербах, в духе естественно научного материализма, узнавал
о том, что совершенному человеку свойственны разум, воля, мысль, сердце, любовь. Истинное существо - любит, мыслит, хочет. Высший закон - любовь к человеку. Философия должна исходить не из некой абсолютной идеи, а из природы, живой действительности. Природа, бытие - субъект познания, а мышление производно. Природа - первичное, идеи - е порождения, функция человеческого мозга.
Это были для молодого Чернышевского настоящие откровения. Он находил то, что искал. Особенно поразила его главная мысль, показавшаяся совершенно справедливой что человек всегда воображал себе бога человеческим по своим собственным понятиям о себе. Хорош ли он, или плох, это как угодно но он без всякого сравнения лучше всехТам же, с. 714 так говорил Чернышевский о Фейербахе. АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ
ПРИНЦИП В ФИЛОСОФИИ. Одним из важнейших аспектов в философии Чернышевского является антропологический материализм. Он считал, что в качестве научного мировоззрения трудящихся может служить лишь материалистическая философия. Чернышевский сознательно причислял себя к идеологам трудящихся масс он развивал в своих сочинениях систему философского материализма, будучи убежден, что именно такая система в состоянии духовно вооружить
людей, борющихся против режима насилия и угнетения за социализм. Основы философского материализма Чернышевского наиболее полно выражены в его знаменитой работе Антропологический принцип в философии, вышедшей в 1860 году. Вокруг этой работы, явившейся теоретическим манифестом русской революционной демократии, разгорелась одна из самых ожесточенных идеологических битв, какие когда-либо до того имели место в истории борьбы
материализма с идеализмом. Чтобы правильно понять и оценить характер материализма Чернышевского, надо, прежде всего, выяснить, что представляет собой его основной философский принцип, названный им самим антропологическим принципом в философии. Объясняя сущность антропологического принципа, Чернышевский писал На человека надобно смотреть, как на одно существо, имеющее только одну натуру, чтобы не разрезывать
человеческую жизнь на разные половины, принадлежащие разным натурам.Н.Г. Чернышевский Избранные философские сочинения, М. Политиздат, 1950 г т.3, стр. 115. Антропологический взгляд на человека это цельный взгляд на человека, это представление о единстве человеческого организма. Согласно антропологическому принципу Чернышевского, в основе единства человеческой природы лежит его
телесный организм. Первичное есть тело, то есть материя. Естествознание, отмечает Чернышевский, достигло такой степени развития, когда можно показать обусловленность ощущения и психики человека физиологическими процессами, происходящими в нем, не прибегая к помощи других, посторонних сил. Сознание, мышление является для Чернышевского лишь особым свойством высокоразвитой материи. Чернышевский лишает сознание того независимого, субстанциального существования, которое приписывали
ему идеалисты, и объявляет его продуктом развития материи. Антропологический принцип Чернышевского был принципом решения основного вопроса философии вопроса об отношении сознания и материи в духе материализма, поскольку он брал за основу телесный организм и считал психические явления результатом работы мозга. Но что представляет собой, с точки зрения антропологического принципа Чернышевского, сам человек, его организм Физиология и медицина находят, писал
Чернышевский, что человеческий организм есть очень многосложная химическая комбинация, находящаяся в очень многосложном химическом процессе, называемом жизнью Н.Г. Чернышевский Избранные философские сочинения, М. Политиздат, 1950 г т.3, стр. 90. Человек находится в общей цепи развития материи. От камня до растения, от дерева до животного мира, включая и человека, существуют различные комбинации
материи. Таким образом, антропологический принцип, развиваемый Чернышевским, приводит к материалистическому взгляду на человека, а через рассмотрение человека как части природы к материалистическому взгляду на весь совокупный, вне сознания существующий, объективный материальный мир и его закономерности. Несмотря на то, что на этом пути Чернышевский иногда сбивается на механицизм, он выступает как последовательный материалист в понимании
явлений природы. Антропологический принцип в философии был в его руках сажным средством развенчивания идеологических оплотов старого эксплуататорского мира религии и идеализма. В этом основное прогрессивное значение антропологического принципа Чернышевского в тогдашних условиях России. Отстаивая антропологический принцип в борьбе против идеализма и религии, Чернышевский, как известно, ссылался на
Фейербаха, как на мыслителя, проводившего этот принцип в своей философии. Однако нельзя на этом основании отождествлять позиции Чернышевского и Фейербаха, не видеть существенного, большого различия между философией Фейербаха и Чернышевского. Фейербах, как известно, специально занимался исследованием религии, особенно христианской. Утверждая, что в основе представления о боге лежит сущность человека, он доказывал, что
содержанием сверхъестественного, религиозного мира являются искаженные, мистифицированные чувства, желания и мысли человека. Отсюда его главный вывод о том, что тайна религии есть антропология. Антропологизм Фейербаха облекается в теологическую форму и объявляется новой религией. Материализм Чернышевского совершенно свободен от идеалистических и религиозно-этических наслоений, характерных для философии Фейербаха. Чернышевскому было глубоко чуждо стремление придать своей философии
религиозную окраску. Он прекрасно представлял себе коренную противоположность материалистического и религиозного мировоззрения. Отстаивая антропологический принцип в философии, Чернышевский, однако, был далек от мысли считать, что его философия находится где-то между идеализмом и материализмом, как это можно наблюдать у Фейербаха. Наоборот, он, безусловно, и самым решительным образом причислял себя к сторонникам материалистического
лагеря и основной водораздел в философии проводил именно между материализмом и идеализмом. Чернышевский был тем мыслителем, который вел наиболее острую и последовательную борьбу против идеализма, в какой бы форме он ни проявлялся. Чернышевским не был философом в узком смысле слова. Он был человеком революционного дела, революционной практики. В отличие от Фейербаха, обнаруживавшего крайнее безразличие к политической деятельности,
Чернышевский глубоко оценил могущественную роль революционной политики, прямо и непосредственно связывая философию и практику революционной демократии. ТЕОРИЯ РАЗУМНОГО ЭГОИЗМА. Данная теория сложилась также под влиянием некоторых идей Фейербаха. Она направлена против идеализма, религии, богословской морали. В своих философских построениях Чернышевский пришел к выводу, что человек любит прежде всего сам себя.
Он эгоист, и эгоизм побуждение, управляющее действиями человека. И он указывает на исторические примеры человеческого бескорыстия и самопожертвования. Эмпедокл бросается в кратер, чтобы сделать научное открытие. Лукреция поражает себя кинжалом, чтобы спасти свою честь. И Чернышевский говорит, что, как раньше не могли объяснить из одного научного принципа одного закона,
падение камня на землю и поднятие пара вверх от земли, так не было научных средств объяснить одним законом явления, подобные приведенным выше примерам. И он считает необходимым сведение всех, часто противоречивых, человеческих поступков к единому принципу. Чернышевский исходит из того, что в побуждениях человека нет двух различных натур, а все разнообразие человеческих побуждений к действию, как и во всей человеческой жизни, происходит из одной и той же натуры,
по одному и тому же закону. И этот закон разумный эгоизм. В основе разнообразных человеческих поступков лежит мысль человека о его личной пользе, личном благе. Чернышевский так аргументирует свою теорию Если муж и жена жили между собой хорошо, рассуждает он, жена искренне и глубоко печалится о смерти мужа, но как она выражает свою печаль На кого ты меня покинул Что я буду без тебя делать
Без тебя мне тошно жить на свете В словах меня, я, мне Чернышевский видит смысл жалобы, истоки печали. Подобно же, по мнению Чернышевского, еще более высокое чувство, чувство матери к ребенку. Е плач о смерти ребенка такой же Как я тебя любила Эгоистическую основу видит Чернышевский и в самой нежной дружбе.
И когда человек ради любимого предмета жертвует своей жизнью, то и тогда, по его мнению, основанием служит личный расчт или порыв эгоизма. Учные, называемые обычно фанатиками, безраздельно предавшие себя исследованиям, совершили, конечно, как думает и Чернышевский, великий подвиг. Но и здесь он усматривает эгоистическое чувство, удовлетворить которое приятно. Сильнейшая страсть берет верх над влечениями менее сильными и приносит их себе в жертву.
Исходя из фейербаховских абстрактных представлений о человеческой природе, Чернышевский полагал, что своей теорией разумного эгоизма он возвеличивает человека. Он требовал от человека, чтобы личные, индивидуальные интересы не расходились бы с общественными, не противоречили им, пользе и благу всего общества, а совпадали с ними, соответствовали им. Только такой разумный эгоизм он принимал и проповедовал.
Он возвышал тех, кто хотел быть вполне человеком, кто, заботясь о собственном благосостоянии, любил и других людей, вел полезную для общества деятельность и стремился бороться против зла. Он рассматривал теорию разумного эгоизма как моральную теорию новых людей. 5. Заключение. Таким образом, изучив основные положения трудов Людвига Фейербаха можно сделать вывод о том, что антропологический материализм является главным принципом
его философии. Человек есть органическое существо, которое живт чувствами, а знания получает из опыта. Людвиг Фейербах сделал антропологию своим универсальным философским принципом. На его основе он создает и свою социологию. Не менее важно, что он вскрыл связь идеализма с религией, показав, что их корень заключается в отрыве мышления от бытия и в превращении идей в самостоятельные сущности. Фейербах подверг глубокому и яркому анализу происхождение и сущность религии.
Однако он сводил е корни к психологии человека, к его сознанию, чувствам, прежде всего к чувству любви. Сам человек есть бог для другого человека. А человек относится к себе, как к Богу, когда он видит божественное в другом человеке. По Фейербаху, природа основа духа. Она же должна явиться основой и новой философии, призванной раскрыть земную сущность человека, которого природа наделила чувствами и разумом и психика которого зависит от
его телесной организации, обладая вместе с тем качественной спецификой, несводимой к физиологическим процессам. Антропологизм Фейербаха имел большое значение и в борьбе против идеалистических концепций трактовки человека, против дуалистического противопоставления в человеке духовного начала телесному, а также против вульгарного материализма. Рассмотрев позицию Н.Г. Чернышевского, можно говорить о том, что философия
Людвига Фейербаха оказала непосредственное влияние на творчество революционера демократа. Взяв в качестве методологической основы антропологический принцип в философии, Чернышевский поставил своей задачей понять посредством его по возможности глубже также и явления общественной жизни. Он стремился проводить этот принцип в области эстетики, этики, политэкономии и социологии. Антропологический принцип Чернышевского есть материализм, поскольку он обращен к природе, и идеализм,
поскольку он должен объяснить переход к истории. В своей теории разумного эгоизма Чернышевский оправдал человека, который любит прежде всего себя и делает вс ради собственной выгоды. В основе разнообразных человеческих поступков лежит мысль человека о его личной пользе, личном благе. Данная теория направлена против идеализма и религии. 6. Список использованной литературы 1. Аникин А.В.
Путь исканий, М. Политиздат, 1990 г. 2. Бертран Рассел История западной философии, Новосибирск Издательство Новосибирского университета, 2001 г. 3. Богомолов А.С. Немецкая буржуазная философия после 1865 года, М. Издательство Московского университета, 1969 г. 4.
Волкова А.И Горнев В.С Данильченко Р.Н. История философии, М. ПРИОР, 1997 г. 5. Галактионов А.А Никандров П.Ф. Русская философия XI-XIX в. Ленинград Наука, 1970 г. 6. Голобоков В.Г. Краткая история философии, М. Олимп, 1996 г. 7. Евграфов В.Е. История философии, М. Наука,
1986 г. 8. Зеньковский В.В. История русской философии, т.1, Ростов-на-Дону Феникс, 1999 г. 9. Кириллов В.И Попов С.И Чумаков А.Н. Философия. Часть I М. Юристъ, 1996 г. 10. Кохановский В.П Яковлев В.П. История философии, Ростов-на-Дону Феникс, 1999 г. 11. Курбатов В.И. История философии,
Ростов-на-Дону Феникс, 1997 г. 12. Невлева И.М. Русская философия, М. РДЛ, 2000 г. 13. Фейербах Людвиг Избранные философские произведения, М. Политиздат, 1955 г. 14. Чернышевский Н.Г. Избранные философские сочинения, М. Политиздат, 1950 г. 15. Шичалина Ю.А. История философии, М. Греко-латинский кабинет, 1996 г.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |