Реферат по предмету "Экономика"


Сущность мирового рынка товаров и услуг и его характеристики

--PAGE_BREAK--Субъектами мирового рынка могут выступать государства, отдельные организации и предприятия, а также частные лица. Так же как и внутри страны, в структуре мирового рынка можно выделить рынки товаров и услуг, рынки труда, капитала и, кроме того, рынки достижений науки и техники. В составе последних все большее значение в современных условиях приобретают информационные рынки. Кроме того, можно выделить и отдельные рынки по региональному признаку — евро­пейский, азиатский, южноамериканский, дальневосточный и пр.
Для того чтобы страна могла выйти на мировой рынок, ей необходимо иметь экспортные ресурсы, т.е. запасы конкурентоспособных товаров и услуг, пользующихся спросом, валюту или иные средства оплаты импорта, а также развитую внешнеторговую инфраструктуру: транспортные средства, складские помещения, средства связи и пр. Расчеты по внешнеторговым операциям производятся банковскими организациями, а страховой бизнес стра­ны осуществляет страхование грузов и перевозок. Конечно, при необходимости можно воспользоваться услугами инфраструктуры других стран, но, как правило, это дорогие услуги, и каждая стра­на, задействованная на мировом рынке, стремится создать свою собственную инфраструктуру.

Два встречных потока товаров и услуг образуют экспорт и импорт каждой страны. Экспорт — это продажа и вывоз товаров за границу, импорт — покупка и ввоз товаров из-за рубежа. Разность стоимостных оценок экспорта и импорта образует торговое сальдо, а сумма этих оценок является внешнеторговым оборотом.

На мировом рынке, как и на любом рынке, формируется спрос и предложение и поддерживается стремление к рыночному равновесию. Для того чтобы понять, как это происходит, рассмотрим условный пример. Предположим, две страны вы­пускают и потребляют один и тот же товар, но ресурсы для его производства и потребности в нем различны. Соответственно на внутреннем рынке будут складываться разные рыночные цены и  разные условия равновесия (рис. 3).

По  горизонтальной оси располагаем объемы производства товара, а по вертикальной — цены. Для страны Х спрос будет показан кривой D1 D1, а предложение — кривой S1 S1. Соответ­ственно для страны У спрос отразится кривой D2D2, а предложение – кривой S2S2. В этом случае внутреннее рыночное равновесия будет от­ражать соответственно точки Ех и Еу, а равновесные цены — Рх и Ру. Поскольку Ру больше Рх, данный товар дешевле в стране Х. Его выгоднее производить больше, чем внутренний спорс на него, и по более высоким ценам продавать в страну У. Стране У выгодно его покупать у страны Х по любым ценам ниже  Ру, и страны договариваются о торговле данными товарами.
                                                                                                                 D2       S2

                   P                                         D           S                                               E

                   D1                S1                           E

             Py                                                                                                                            

               Po         Ey                                                                 S2             D2

                     S1       D1                                 S             D

             Px                                   Q                                                 Q                                                   Q




Рис. 3. Спросвпредложение на мировом рынке

Равновесная цена, существующая на рынке страны Х, говорит о том, что спрос равен предложению, и избытка предложения, который можно предложить для экспорта, не существует. Увеличить объем предложения можно только при возрастании цены. Поэтому цена Рxслужит нижней границей, при которой экспорт невозможен. В стране У равновесная цена Рy,также говорит о равенстве спроса и предложения и о том, что в данных условиях импорт не нужен. Но если цена снизится, то возникнет избыточный спрос, который по данным ценам можно удовлетворить только за счет импорта. Таким образом, цена Ру служит верхней границей, определяющей объем импорта в страну У.


Мировой спрос и мировое предложение — соответственно показаны на графике  кривыми DDи SS.Таким образом, на мировом рынке всегда балансируются спрос и предложение на экспортируемые и импортируемые товары, а мировая цена находится между минимальной и максимальной внутренними равновесными ценами [1, с. 187-189].

В настоящее время в развитии мирового рынка на­блюдаются следующие существенные изменения:

— количество развивающихся стран в международ­ной торговле постоянно растет;

— увеличился внешнеторговый потенциал ведущих индустриальных стран;

— наукоемкая продукция является основным продук­том товарооборота.

Сущность мирового рынка раскрывается в его ос­новных функциях. Функциями мирового рынка являются:

·        Ценообразующая — определение мировой рыноч­ной стоимости товаров и услуг и цен их реализа­ции.

·        Репродуктивная — обеспечение непрерывности воспроизводственного процесса (в частности, свя­зи между производством и потреблением), форми­рование целостности мировой экономической си­cтемы и ее связей с другими национальными эко­номиками в масштабе мирового хозяйства.

·        Регулирующая — оказывающая влияние на соотно­шение между различными сферами и отраслями экономики разных стран, приведение в соответст­вие платежеспособного спроса и предложения, на­копления и потребления, других пропорций.

·        Контролирующая — определяет рациональность производства уровнем мировых цен.

·        Конкурентная — формирующая отношения сопер­ничества между производителями товаров и услуг в пределах мирового хозяйства.

·        Санирующая — обеспечивающая выбраковывание из международного обмена неэффективных и не­жизнеспособных товаров, которые не соответству­ют международным стандартам качества при кон­курентных ценах.

·        Балансирующая — балансирует спрос и предложе­ние через мировую цену.

·        Информационная — через постоянно меняющиеся мировые цены, процентные ставки на кредит ры­нок дает своим участникам объективную инфор­мацию о необходимом количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые поставляют­ся на мировой рынок. Стихийно протекающие опе­рации превращают мировой рынок в гигантский компьютер, собирающий и перерабатывающий обобщенные данные по всему глобальному хозяйст­венному пространству, которое он охватывает.

Основные черты мирового рынка:

— является высшей ступенью развития товарного производства;

— характеризуется структурированностью сегмен­тов;

— включает множественность применяемых цен;

— опирается на действие системы экономических законов, с одной стороны, и различных торгово-по­литических и коммерческих факторов — с другой;

— главным внешним признаком выступает мировая торговля, т. е. перемещение товаров и услуг между странами;

— создает предпосылки к оптимальному использова­нию факторов производства;

— применяет международные стандарты качества то­варов и услуг, повышая тем самым качество про­дукции.

Одной из основных характеристик мирового рын­ка является его конъюнктура.

Конъюнктура — это конкретное состояние на рын­ке в определенных временных, географических и иных рамках, складывающееся под воздействием целого ряда факторов (экономических, научно-технических, политических, социальных и др.).

В качестве источников информации при исследо­вании конъюнктуры мирового рынка используются данные статистических отчетов и публикаций между­народных организаций, к наиболее значимым из кото­рых можно отнести ВТО, ЮНКТАД ООН, МВФ, МБРР, ОЗСР и др.

Конъюнктура мирового рынка постоянно изменя­ется под воздействием конъюнктурообразующих фак­торов, которые можно условно подразделить следующим образом:

— циклические и нециклические;

— стимулирующие развитие рынка и сдерживающие его;

— постоянные и переменные;

— кратко-, средне- и долгосрочные — по срокам [5, c.66 – 71].
Международная торговля: структура и динамика

Международная торговля является наиболее раз­витой формой международных экономических отно­шений. Исходя из общепринятого определения в миро­вом сообществе (ООН, ОЭСР, ВТО), международная торговля понимается как трансграничный обмен това­рами и услугами, а также совокупность внешней тор­говли всех стран в мировом хозяйстве.

Основу международной торговли составляет меж­дународное разделение труда, которое проявляется в специализации отдельных стран, национальных отрас­лей экономики, предприятий и организаций на произ­водстве товаров и услуг для международного обмена.

Международная торговля зародилась в глубокой древности в период формирования первых националь­ных государств (в Месопотамии и Египте в IV — III вв. до н. э.), претерпевала под воздействием НТП значи­тельные изменения и отражала переход к новым ступе­ням развития мирового хозяйства. Основным факто­ром, способствующим развитию международной тор­говли вот уже на протяжении 100 лет, считается вывоз капитала и роль современных государств. В целом все это во многом определяет основные тенденции в разви­тии международных экономических отношений.

Развитие международной торговли тесно связано с процессом глобализации мировой экономики, в котором международные товарные потоки приобретают огромные масштабы и охватывают все регионы мира.

В свою очередь деятельность ТНК на современном этапе оказывает существенное воздействие на разви­тие международной торговли путем формирования собственных внутренних рынков, которые определяют масштабы и направления товарных потоков, цены на товары и общую стратегию развития.

В качестве предпосылок развития международной торговли можно отметить неравномерность распреде­ления ресурсов и их обеспеченности, а также разную эффективность производства отдельных товаров и пре­доставления услуг. Последняя оказывает влияние на валютный курс и способствует удлинению жизненного цикла товаров.

На международную торговлю оказывают влияние следующие факторы:

— особенности внешнеэкономической политики на­циональных государств (либерализм или протек­ционизм) и международных организаций;

— уровень конкурентоспособности товаров и услуг;

— особенности и способы продвижения товаров и услуг на внешние рынки;

— условия и механизмы действия валютного законо­дательства.

Главными функциями международной торговли являются:

·        Определение объема и структуры мирового производства;

·        Развитие международного разделения труда;

·        Посредничество в различных видах международного сотрудничества (совместная производственная деятельность рыночных субъектов различных стран, международного обмена технологиями и т.д.) [4, c. 224].

Международная торговля товарами складывается из противоположно направленных потоков — экспор­та и импорта, а также реэкспорта и реимпорта.

Экспорт, как упоминалась выше, это  вывоз за границу товаров для их последу­ющей реализации на внешнем рынке. К экспорту также относится вывоз капиталов в форме инвестиций или кре­дитов, а также предоставление различного рода услуг.

Импорт — приобретение у иностранных лиц това­ров для их реализации на внутреннем рынке, а также платное пользование потребительскими и производст­венными услугами, вывоз товаров на выставки и яр­марки, капиталов в форме займов и инвестиций.

Реэкспорт — вывоз ранее ввезенных товаров, не подвергшихся переработке в данной стране.

Реимпорт — приобретение ранее вывезенного за границу товара, который не подвергался там значи­тельной обработке (возврат товаров, от которых по различным причинам отказался покупатель).

Фактическое совершение экспортно-импортных операций фиксируется в момент пересечения тамо­женной границы и отражается в таможенной и внеш­неторговой статистике государства.

При оценке масштабов международной торговли различают понятия номинального и реального объема международной торговли.

Номинальный объем международной торговли — ­стоимость международной торговли, выраженная в те­кущих ценах в долларах США, которая зависит от со­стояния и динамики обменного курса доллара к нацио­нальным валютам.

Реальный объем международной торговли — это ее номинальный стоимостной объем, пересчитанный в постоянные цены с помощью избранного дефлятора (коэффициента пересчета в неизменные цены).

Международная торговля товарами и услугами ­один из важнейших и динамических факторов разви­тия глобализации мирового хозяйства и участия в нем национальных экономик. В современных условиях ни одна страна не может рассчитывать на получение кон­курентных преимуществ без участия в международной торговле.

Основными показателями участия страны в международной торговле являются: экспортная, импортная и внешнеторговая квоты, «чистый» экспорт, и внешнеторговый оборот.

Стоимостные показатели, как правило, рассчиты­ваются в национальной валюте и затем переводятся в доллары США для целей международного сопоставле­ния. Однако имеются примеры отдельных стран (преж­де всего тех, для которых характерна высокая инфля­ция), где данные показатели рассчитывают сразу же в долларах США

Стоимостные показатели, как правило, рассчиты­ваются в национальной валюте и затем переводятся в доллары США для целей международного сопоставле­ния. Однако имеются примеры отдельных стран (преж­де всего тех, для которых характерна высокая инфля­ция), где данные показатели рассчитывают сразу же в долларах США

1. Экспортная квота отражает долю экспорта стра­ны в ее ВВП и рассчитывается по формуле:

Кэ =        х100 %,         

где Э — экспорт; ВВП — валовой внутренний продукт.

Этот показатель реально отражает участие страны в МРТ, т. к. отражает долю ресурсов страны, вовлечен­ных в МРТ, свидетельствует о степени зависимости процесса реализации произведенной национальной продукции от внешних рынков и о возможности дан­ной страны производить определенное количество продукции для мировых рынков.

2. Импортная квота отражает долю импорта стра­ны в ее ВВП и рассчитывается по формуле:

Ки=        х100 %,

где И — импорт.

Импортная квота свидетельствует о зависимости внутреннего потребления страны от внешнего мира.

3. Внешнеторговая квота определяется как соот­ношение совокупной стоимости экспорта и импорта, деленной пополам, к стоимости ВВП в процентах:

К =          х100 %.

4. Сальдо торгового баланса (чистый экспорт) представляет собой разницу стоимостных оценок меж­ду экспортом и импортом страны:



5. Внешнеторговый оборот представляет собой сумму стоимостных оценок экспорта и импорта страны и может рассчитываться по формуле:

ОВТ= Э +И. 

6. Анализ динамики экспортных и импортных цен позволяет определить их индексы. Соотношение этих индексов позволяет определить показатель «условие торговли». Он характеризует степень благоприятности конъюнктуры внешней торговли для отдельных стран: 

T=       ,     

где Т — условия торговли; РХ— индекс экспортных цен; Р — индекс импортных цен.

Условия торговли являются одним из важных пока­зателей эффективности внешней торговли. Если экс­портные цены для данной страны снижаются медлен­нее или растут быстрее, чем импортные цены, то усло­вия торговли считаются благоприятными.

Основные торговые державы — это экономически высокоразвитые страны, в первую очередь США, Гер­мания, Япония, Франция и Великобритания.

На ускоренный рост обмена услугами влияют со­циально-экономические изменения в странах («пост­индустриальное развитие») и научно-технический про­гресс в мире. В 2003 г. мировой экспорт услуг составил порядка 1,8 трлн долл. (против 155 млрд долл. в 1975), или почти 20 % мировой торговли товарами и услугами. Основными участниками этого обмена выступают эко­номически развитые страны.

По классификатору ООН существуют 160 видов услуг, которые поделены на 12 основных разделов:

·        Деловые услуги — 46 отраслевых видов услуг.

·        Услуги связи — 25 видов.

·        Строительные и инжиниринговые услуги — 5 видов.

·        Дистрибьюторские услуги — 5 видов.

·        Общеобразовательные услуги — 5 видов.

·        Услуги по защите окружающей среды — 4 вида.

·        Финансовые услуги, включая страхование — 17 видов.

·        Услуги по защите окружающей среды – 4 вида.

·        Финансовые услуги, включая страхование – 17 видов.

·        Услуги по охране здоровья и социальные услуги — 4 вида.

·        Туризм и путешествия — 4 вида.

·        Услуги в области организации досуга, культуры и спорта — 5 видов.

·        Транспортные услуги — 33 вида.

·        Прочие услуги.

Товарная структура мировой торговли отражает сдвиги, происходящие в экономике стран-участниц и в процессе глобализации хозяйственной жизни. Веду­щее место в мировом экспорте занимает продукция об­рабатывающей промышленности, доля которой в 2000 г. достигла 75 % (70 % в 1990 г.). При этом на долю машин, оборудования и средств транспорта приходит­ся более 41 % (36 % десятилетие назад), среди которых наиболее динамичной статьей является офисное и телекоммуникационное оборудование — более 15 % (9 %), тогда как торговля продукцией автомобилестроения стабилизировалась на уровне 9 %. Следующей по зна­чению товарной позицией является продукция добыва­ющей промышленности 13 % (14 %), в которой главное место занимает топливо. Значение сельскохозяйствен­ных товаров продолжает уменьшаться — 9 % (12 %), так же как и текстильных изделий — 2,5 % (3 %), при сохра­нении удельного веса одежды на уровне 3 % и прочих потребительских товаров — около 9 %.

Современная международная торговля, по мнению В.В. Полякова, может быть представлена следующей иерархической структурой:

— рынок базовых товаров — продукция сельского хозяйства и добывающей промышленности;

— полуфабрикаты и трудоинтенсивные готовые из­делия, т. е. продукция низких и средних техноло­гий (черная металлургия, строительные материалы, текстиль и другая продукция легкой промышлен­ности). К среднетехнологичным товарам относятся станки, средства транспорта, продукция основной химии, резинотехнические и пластмассовые изде­лия, продукция деревообработки;

— товарами «высоких технологий», или наукоемких отраслей промышленности, и отраслей нематери­ального производства (офисное и телекоммуника­ционное оборудование, электроника, электрообо­рудование, точные измерительные приборы, аэро­космическая техника, медицинское оборудование и фармацевтика).

Развитые страны занимают лидирующие позиции в международной торговле благодаря своей специали­зации на продукции высоких технологий. В 2000 г. дан­ной группе стран принадлежало 3/4 мирового экспорта такой продукции на сумму около 1, 1 трлн долл.

В современной международной торговле на первое место выходит электронная торговля, в основе которой лежит использование возможностей современных компьютерных систем для осуществления сделок по реализации товаров и услуг и перевода финансовых ресурсов. Это упрощает механизм совершения сделок, сокращает трансакционные издержки и ускоряет про­цесс реализации товаров и услуг.

В последние годы усиливается роль новых индуст­риальных стран за счет увеличения доли высокотехно­логичных товаров, экспорт которых в странах Юго­ — Восточной Азии составил более 30 %, что подтверждает поддержание курса целенаправленной политики дан­ных стран на развитие экспортоориентированных эко­номик и углубления международной производствен­ной кооперации. Например, Филиппины, Малайзия, Сингапур увеличили долю продукции высоких техно­логий до 60 % в общей стоимости экспорта обработан­ных товаров, а в Таиланде и Южная Корее данный по­казатель превышает 30 %.

Многие развивающиеся страны продолжают серь­езно зависеть от экспорта продукции добывающей промышленности (75 % вывоза стран Ближнего Восто­ка) и сельского хозяйства (страны Латинской Америки и Африки).

Однако и среди развитых государств есть примеры высокой зависимости от сырьевого экспорта, что объ­ясняется наличием у них естественных конкурентных преимуществ (60 % экспорта Норвегии — нефть и газ, 60 % вывоза Новой Зеландии и 2/3 Исландии — сельскохозяйственные товары).

Из стран переходной экономики наибольшие объ­емы внешнеторговых операций приходятся на страны Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) и: Россию, хотя в целом их доля в международной торговле продолжает оставаться незначительной (в 2003 г. — менее 4 %).

Cамoe скромное положение в системе междуна­родной торговли занимают наименее развитые страны, к которым принадлежит 50 государств мира, на долю которых приходится лишь 0,6 % мирового экспорта. Разрыв в доходах этих стран по сравнению со странами «золотого миллиарда» составляет 1:150, а продолжаю­щаяся их маргинализация чревата опасностями для процесса глобализации.

Крупнейшими товарными рынками (производство плюс обмен), определяющими характер мировой тор­говли, являются рынок машин и транспортного обору­дования (с объемом экспортных поставок до 2,5 трлн долл.), рынок минерального топлива (более 400 млрд долл.), а также рынок черных и цветных металлов (око­ло 350 млрд долл.).

Специфика современного мирового рынка машин и оборудования состоит в том, что он сегодня во мно­гом определяет материальное содержание процесса глобализации, называемого в современной литературе глобальным производством. В основе этого явления ле­жат устойчивые связи производственного коопериро­вания на базе средне- и долгосрочных контрактов в рамках внутриотраслевой специализации. Здесь в пол­ной мере проявляются преимущества международного разделения труда и межстрановых перемещений фак­торов производства, включая движение огромных фи­нансовых средств и инвестиций, использование пере­довых инноваций, информационных технологий, ори­гинальных предпринимательских решений. Именно в этой сфере, составляющей важный элемент развития всей мировой цивилизации, удерживают свои позиции промышленно развитые страны «золотого миллиарда» благодаря перекрестным внутриотраслевым связям, прибыльность которых является постоянной заботой транснациональных корпораций и транснациональных банков.

В международной торговле услугами, как и товара­ми, ведущее место принадлежит промышленно разви­тым странам, в первую очередь странам ЕС. Однако в последнее время доля этих стран в торговле услугами несколько снизилась из-за расширения поставок услуг филиалами ТНК в развивающихся странах. На страны Западной Европы сегодня приходится более 40 % экс­порта и импорта услуг, на Северную Америку — более 20 % и примерно столько же на азиатские страны.

Главными поставщиками услуг остаются США и Великобритания (соответственно 16 и 7 % мирового экс­порта в 2003 г.), а также Франция, Германия (по 6 %). Крупнейшими импортерами выступают США (13 %), Германия (10 %), Япония (6 %). На долю России в 2003 г. пришлось около 0,9 % экспорта и 1,5 % импорта услуг в мире[2, c.227].

Определение места России в системе международ­ной торговли весьма противоречиво. В настоящее время в стране активно протекают процессы либерализа­ции внешнеэкономической деятельности.

В 2007 г. положение России в системе внешнетор­говых связей значительно улучшилось. Ее внешнетор­говый оборот составил 578 млрд долл.

Международная торговля товарами является ста­рейшей и наиболее важной формой мeждyнapoдныx экономических отношений. К наиболее распространен­ным и традиционным организационным формам международной торговли относятся: междyнapoдныe товар­ные биржи, международная аукционная торговля, тен­деры, а также междунapoдныe выстави и ярмарки.

Особое место в торговле занимают товарные биржи. Публичная биржевая торговля основана на принципах двойного аукциона, когда при совпадении цен покупателя и продавца заключается сделка. Каждый заключенный контракт публично регистрируется и доводится до общественности через прессу и каналы связи.

Существует несколько видов товарных бирж:

1. Открытые или доступные для всех. На них тор­гуют реальными товарами, поэтому в сделках не­посредственно участвуют продавцы и покупате­ли. Посредники между ними возможны, но не обязательны. Деятельность таких бирж регламен­тируется слабо.

2. Открытые биржи смешанного типа, уже с по­средниками — брокерами, действующими за счет клиента, и дилерами, действующими за свой счет.

3. 3акрытые, которые торгуют также реальным товаром, но на них продавцы и покупатели в данном случае не вправе входить в «биржевое кольцо» и тем непосредственно контактировать друг с другом.

В настоящее время биржи peaльного товара сохрани­шь лишь в некоторых странах и имеют незначительные обороты. Они являются, как правило, одной из форм оптовой торговли товарами местного значения, рынки которых отличаются низкой концентрацией производства, сбыта и потребления, или создаются в развитых странах в попытке защитить национальные интересы при экспорте важнейших для этих стран товаров. В развитых странах бирж реального товара почти не осталось. Их заменили фьючерсные биржи.

Сочетание в торговых сделках элементов купли прода­жи и кредита, а также заинтересованность торговца скорее получить деньги на как можно большую часть стоимости товара, независимо от его фактической реализации, яви­лись важнейшими стимулами для нового типа биржевой торговли — фьючерсной.

Фьючерсные (срочные) биржи — биржи, где торгуют не товаром, а контрактами на поставку товаров в будущем. Это могут быть:

1. закрытые срочные биржи, где торгуют лишь про­фессионалы и преобладают сделки страхования цен контрактных товаров от риска и снижения, или, наоборот, роста в будущем;  

2. открытые срочные биржи, где, кроме профессиона­лов участвуют продавцы и покупатели контрактов.

Фьючерская биржевая торговля — один из наиболее динамичных секторов мирового хозяйства. В современных условиях именно фьючерсная торговля является господ­ствующей формой биржевой торговли.

Ярмарка представляет собой обширную выставку, где стенды с товарами и услугами распределены согласно тематике товаров, отрасли, назначения и т.п. Соответ­ственно и производитель встречает на ярмарке аудиторию, интересующуюся именно его товаром. Чаще всего функци­онируют специализированные ярмарки, что позволяет по­требителю сравнить и выбрать наиболее подходящий по потребительским качествам и цене товар, не затрачивая громадных усилий на поиск информации о необходимых ему товарах. Роль ярмарок в будущем не уменьшится, а напротив, возрастет, по мере развития и углубления международного разделения труда.

Организация ярмарочного дела в различных странах Европы весьма различна. Так, в Германии ярмарки, как правило, принадлежат государству или коммунам. Крупнейшие из них имеют годовой оборот от 200 до 400 миллионов марок. Для немецкого ярмарочного дела характерно также интенсивное сотрудничество между тремя сторонами — устроителями, участниками и посетителями. В целом ярмарки в Германии занимают ведущее место в Европе. Одной из старейших является Лейпцигская. Она стала одним из крупнейших и самых динамичных торговых центров Европы[3, c.37 -40].     продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.