Реферат по предмету "Экономика"


Сущность, функции и задачи розничной торговли в условиях рынка

ТЮМЕНСКИЙТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ
КУРСОВАЯ РАБОТА
по предмету:
ЭКОНОМИКАОРГАНИЗАЦИИ
ТЕМА:«Сущность, функции и задачи розничной торговли в условиях рынка»

СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1.Розничная торговая сеть
1.1.Функции и классификация розничного торгового предприятия
1.2.Специализация и типизация розничного торговогопредприятия
1.3.Основные принципы размещения розничного торговогопредприятия
2.Торговое предприятие – основное звено розничной торговойсети
3.Правила работы предприятий розничной торговли
4.Т/о – основной показатель предприятий торговли
5.Практическая часть
Заключение
Список литературы

ВВЕДЕНИЕ
 
Розничнаяторговля – торговля товарами народного потребления, как правило, за наличныйрасчет через розничную торговую сеть за удовлетворения личных потребностейнаселения. В розничной торговли происходит завершение процессов обращения, таккак товары переходят в собственность потребителя выпадая из сферы обращения.Потребляются или образуют потребительский фонд.
Предприятиерозничной торговли предназначено для продажи товаров населению. Основнымизадачами этого предприятия являются: удовлетворение спроса населения, как поассортименту, так и по качеству товаров; организация соответствующего уровняобслуживания покупателей с предоставлением разнообразных услуг.
Целькоммерческой деятельности розничного торгового предприятия – получение прибыли.
Торговлявлияет на развитие производства, обеспечивает его непрерывность исогласованность. Дает возможность наиболее эффективно использовать материальныересурсы для удовлетворения потребностей населения. Важную роль торговля играетв экономических связях между городом и деревней, между промышленностью исельским хозяйством.
Торговляявляется одной из крупнейших отраслей потребителей кредита. Она тесна, связанас денежным обращением страны, поскольку преобладающая часть наличных денегнаходится у населения.
Объемпродажи товаров народного потребления через розничную торговую сеть ипредприятий общественного питания, а также объем предоставленных услугназывается розничным т/о.
Розничный т/о– важнейший показатель хозяйственной деятельности торгового предприятия. Результатвыполнения плана т/о влияют на многие экономические показатели. Анализхозяйственной деятельности торгового предприятия начинают с изучения розничногот/о.
Дляосуществления хозяйственной деятельности на коммерческой основе торговоепредприятие должно располагать материально – технической базой, котораяпредставляет собой совокупность материально – вещественных ценностей. Этоосновные производственные фонды и технологии производственных процессов.

1.РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВАЯ СЕТЬ
 
Розничная торговая сеть — это совокупностьторговых предприятий (магазинов и других пунктов продажи товаров), размещенныхна определенной территории (город, поселок, населенный пункт) для организацииобслуживания населения и оказания услуг покупателям.
Розничную торговую сеть делят на следующие виды: стационарную,передвижную и посылочную.
Основным видом розничной торговой сети является стационарная.Она включает магазины и мелкорозничную торговую сеть (палатки, киоски,павильоны, ларьки, торговые автоматы).
Основу розничной торговли составляют магазины (наих долю приходится примерно 90% всей сети). Они размещены в капитальныхзданиях, располагают системой специальных помещений, оснащенных торгово-технологическимоборудованием, применяют различные формы продажи товаров в широкомассортименте, оказывают покупателям дополнительные услуги, обеспечивают высокуюкультуру торговли.
Мелкорозничная торговая сеть организует торговлютоварами частого спроса (мороженое, табачные изделия, овощи, фрукты, соки, безалкогольныенапитки и так далее) через павильоны, палатки, ларьки и киоски. Сюда же относяти торговые автоматы, устанавливаемые на улицах, площадях, в местах отдыханаселения, на вокзалах. В отличие от магазинов эти сооружения легкой конструкциине требуют больших капитальных затрат, но недостатком их является более узкийассортимент товаров (нет подсобных помещений) и меньше удобств при обслуживаниипокупателей. Однако в летнее время, в период проведения массовых мероприятий имассового поступления в город овощей, ягод, фруктов роль мелкорозничной торговлиповышается.
Торговые автоматы применяются для продажи штучныхтоваров, пива, соков, газированной воды, табачных изделий, горячих и холодныхнапитков, хлебобулочных изделий и др. Возможности использования их разнообразны.Их можно использовать для оснащения магазинов или отдельных секций, кафе-автоматов,торговли через витрины-автоматы (витроавтоматы), установки отдельных автоматовна улицах, в метро, на вокзалах.
Увеличение численности торговых автоматовпозволяет сократить численность торговых работников, занятых обслуживаниемпокупателей, дает возможность населению приобретать товары в любое время сутокс минимальными затратами времени, повышает культуру торговли.
Передвижнуюрозничную торговую сеть делят на развознуюк разносную.
Развознаясеть включает сельские и городские автомагазины,магазины-вагоны, магазины-суда. Она имеет большое значение для населенияотдаленных районов, сельской местности, а также работников сельского хозяйствана полевых станах, отгонных пастбищах и т. д. Ассортимент товаров в данномслучае формируется с учетом спроса определенного контингента покупателей.
Торговля через автомагазины получила более широкоераспространение в крупных городах, чему способствовало развитие сет и автомагазиновна предприятиях, производящих молочные, мясные и некоторые другие продовольственныетовары. Это современные, хорошо оснащенные холодильным и кассовым оборудованиемавтомагазины, имеющие привлекательный вид. Их устройство и оборудованиепозволяют покупателям беспрепятственно знакомиться с ассортиментом продаваемыхтоваров. Они ведут торговлю в наиболее оживленных местах,
Разноснаяторговля осуществляется с лотков, корзин идругих простейших устройств. Ее организуют для продажи цветов, газет, книг,лотерейных билетов, мороженого, кондитерских и табачных изделий.
Передвижная торговая сеть обладает большой мобильностью.Она следует за покупателем и обслуживает его там, где не может бытьорганизована стационарная торговля.
Посылочнуюторговлю в стране осуществляют конторыПосылторга Комитета торговли Российской Федерации, Посылторг Центросоюза,магазины «Книга — почтой», специальные секции некоторых крупных универмагов.Посылочная торговля является дополнительной формой торгового обслуживаниянаселения.
Розничную посылочную торговлю осуществляют базы,отправляя посылки на основании заказов покупателей. Чтобы оформить заказ,покупатели заполняют специальные бланки, имеющиеся в почтовом отделении иливысылаемые базами по запросу покупателей. Информацию о наличии товаров на базахпосылочной торговли можно получить из специальных каталогов или перечня товаров.В каталогах и перечнях помещают также правила покупки товаров посредствомпосылочной торговли.
Посылторг имеет базы в Москве, Подольске, Туле,Ростове-на-Дону, Новосибирске, Иркутске и других городах. В перспективенамечается строительство крупных посылочных предприятий, оснащенных современнымтехнологическим оборудованием и электронно-вычислительной техникой. Посылочнаяторговля продовольственными товарами занимает незначительное место.
Также различают розничную торговую сеть:
·         смешанную(торгующую продовольственными и непродовольственными товарами на одном рабочемместе продавца);
·         специализированную(торгующую товарами одной или двух-трех групп или комплексов);
·         узкоспециализированную(торгующую отдельными подгруппами и видами товаров);
·         универсальную(торгующую всеми группами или про­довольственных, или непродовольственныхтоваров).
В настоящеевремя существует большое количество разнотипных и разномасштабных предприятий,которые можно классифицировать по ряду следующих признаков.
По масштабудеятельности розничные торговые предприятия делят на малые, средние и крупные.
В России кмалым розничным торговым предприятиям относятся предприятия с численностьюработающих не более 15 человек. Численность работающих как критерий дляподразделения предприятий по масштабам деятельности широко используется также взарубежной практике. Например, в соответствии с этим критерием все предприятияв США делятся на: наимельчайшие (численность не более 10 человек); мельчайшие(не более 20 человек); мелкие (не более 99 человек); средние (не более 500человек); крупные (свыше 500 человек).
За рубежомшироко распространены такие типы крупных розничных предприятий, каксупермаркеты и гипермаркеты. Супермаркет, например во Франции, представляетсобой крупный по объемам продаж и ассортименту товаров магазин. Размер торговойплощади такого супермаркета составляет примерно 1 500 – 1 800 м2,осуществляющее продажу продовольственных и непродовольственных товаров с оченьшироким ассортиментом – до 50 000 наименований, из которых 4 000 – 5 000наименований составляют продовольственные товары. Кроме того, в таких магазинахможно купить сопутствующие товары. Гипермаркеты размещаются, как правило, наокраинах города. Подобные виды крупных розничных предприятий имеются и вРоссии, прежде всего в Москве и Санкт-Петербурге.
По товарнойспециализациирозничные торговые предприятия подразделяют на узкоспециализированные,специализированные, универсальные.
Узкоспециализированныерозничные предприятия – это магазины, в которых реализуется один какой-либотовар, например магазины «Хлеб», «Колбасы».
Специализированныерозничные торговые предприятия осуществляют продажу целой группы товаров. Ктаким предприятиям могут быть отнесены магазины «Мебель», «Хозяйственныетовары» и т.п.
Розничныеторговые предприятия, специализирующиеся на торговле потребительскимикомплексами, включающими товары многих товарных групп, — «Все для дома»,«Товары для детей» и т.д.
Универсальныерозничные торговые предприятия – универмаги, универсамы, супермаркеты,гипермаркеты – должны располагать универсальным ассортиментом товаров.
По методуобслуживания покупателейразличают розничные торговые предприятиясамообслуживания, предприятия обслуживания покупателей через прилавки,предприятия торговли по каталогам, по почте и т.д. К предприятиямсамообслуживания относятся прежде всего универсамы, супермаркеты, гипермаркеты.При этом следует отметить, что отнесение предприятия к той или инойклассификационной группе по методу обслуживания во многом условно. Предприятие,используя преимущественно какой-либо один метод обслуживания, применяет в то жевремя, если это целесообразно, и другие методы обслуживания.
По группамобслуживаемых потребителей с учетом их возможностей приобретения товаров–еще один признак классификации розничных предприятий.
В последнеевремя в нашей стране в связи с большой дифференциацией доходов разных слоевнаселения сформировались три основные группы потребителей:                                                                             
·         группа лиц, чьи среднедушевые доходы во много раз превосходят прожиточныйминимум;
·         часть населения, среднедушевые доходы которого находятся науровне прожиточного минимума или незначительно превышают его;
·         основная масса населения, чьи среднедушевые доходы ниже и, какправило, значительно ниже прожиточного минимума.
Расслоениенаселения по возможности приобретения товаров на отмеченные выше три группыимеет место в большинстве развитых стран. Однако в России в отличие от нихабсолютно преобладающей является треть группа потребителей и совсем небольшойчастью населения представлена вторая группа.
Процессформирования указанных групп потребителей вызвал во внутренней розничнойторговле России тенденцию к становлению и развитию торговых предприятий,специально ориентированных на обслуживание покупателей одной из этих групп. Аименно:
·         предприятий розничной торговли, обслуживающих покупателей свесьма большими возможностями приобретения товаров. Это розничные предприятия сассортиментом высококачественных (престижных), дорогостоящих товаров и высокимуровнем торгового обслуживания;
·         розничных торговых предприятий, ориентирующихся на обслуживаниесоциально незащищенных слоев населения.
1.1.Функции и классификация розничных торговыхпредприятий
Процесс обращения товаров и доведения их до непосредственныхпотребителей завершается в розничной торговой сети, составляющей основуматериально-технической базы торговли и представляющей собой совокупностьторговых предприятий.
Под торговым предприятием понимают имущественныйкомплекс, используемый организацией для купли-продажи товаров и оказания услугторговли.В основу классификации розничных торговых предприятий положеныследующие признаки:
·         видыи особенности устройства;
·         типпредприятия;
·         форматоргового обслуживания;
·         типздания и особенности его объемно-планировочного решения;
·         функциональныеособенности предприятия.
По видам и особенностям устройства предприятия розничнойторговли подразделяют на магазины, магазины-склады, павильоны, киоски,автомагазины, торговые автоматы и др.
Магазины располагают земельным участком, капитальнымстационарным зданием или его частью, набором помещений, оборудования иинвентаря, необходимых для выполнения разнообразных торгово-технологических операций.
Магазины — склады осуществляют торговлю топливом,строительными материалами и т. п. Они имеют благоустроенные площадки, навесы искладские помещения для топлива и строительных материалов, а также помещениядля товарных образцов, торговли хозяйственными товарами и оформления продажистроительных материалов и других товаров.
Павильоны и киоски представляют собой сооружениялегкой конструкции и относятся к мелкорозничной торговой сети. В отличие отмагазинов они предлагают более узкий ассортимент товаров и меньше удобств приобслуживании покупателей:
Павильон — оборудованное строение, имеющееторговый зал и помещения для хранения товаров. Может быть рассчитан на одно илинесколько рабочих мест.
Киоск — оснащенное торговым оборудованием строение,не имеющее торгового зала и помещений для хранения товаров. Рассчитан на однорабочее место продавца, на площади которого хранится рабочий запас товаров.
К мелкорозничной торговой сети относятся ипередвижные средства развозной и разносной торговли (автомагазины, тележки,лотки), палатки, а также торговые автоматы.
Автомагазины и другие средства передвижнойторговли используют для обслуживания жителей небольших населенных пунктов, атакже работников сельского хозяйства на полевых станах, отгонных пастбищах и т.д. Они широко используются и производственными предприятиями для реализациисвоей продукции в городах.
Палатка — легко возводимая сборно-разборнаяконструкция, оснащенная прилавком, не имеющая торгового зала и помещений дляхранения товаров. Товарный запас, рассчитанный на один день торговли,размещается на площади одного или нескольких рабочих мест продавца.
Торговые автоматы устанавливают в магазинах, наприлегающих к ним территориях, а также в местах массового скопления людей (в парках,на вокзалах и т. п.).
В зависимости от ассортимента реализуемых товарови размера торговой площадимагазины подразделяют на типы (универмаг,универсам и т. п.), а внутри каждого типа (в зависимости от величины торговойплощади) — на типоразмеры.
По формам обслуживанияразличают салонное обслуживаниепокупателей, индивидуальное обслуживание через прилавок илипродавцом-консультантом в магазине самообслуживания, Форма торгового обслуживания— организационный прием, представляющий собой сочетание методов обслуживания.
С учетом типа здания и особенностей егообъемно-планировочного решенияпредприятия розничной торговли подразделяют наотдельно стоящие, встроенно-пристроенные и торговые комплексы, они также бываютодноэтажные, многоэтажные, с подвальными помещениями или без них.
По функциональным особенностямрозничные торговыепредприятия делятся на стационарные, передвижные, сезонные, посылочные икомиссионные.
Завершая комплексный торгово-технологический процесстовародвижения, магазины выполняют ряд торговых (коммерческих) итехнологических функций.
Основные торговые функции магазинов следующие:
·         изучениепокупательского спроса на товары;
·         составлениезаявок на завоз товаров;
·         формированиеассортимента товаров;
·         рекламатоваров и услуг.
К технологическим функциям (операциям) относят:
·         приемпоступивших в магазин товаров по количеству и качеству;
·         обеспечениехранения товаров;
·         выполнениеопераций, связанных с производственной доработкой товаров (фасовка, упаковка идр.);
·         внутримагазинноеперемещение, размещение и выкладка товаров в торговом зале;
·         продажатоваров (предложение товаров и оказание помощи покупателям в их выборе,выполнение расчетных операций).
Кроме того, магазины выполняют функции, связанныес оказанием покупателям дополнительных услуг (предварительный прием заказов натовары, доставка купленных в магазине товаров на дом покупателю и т. д.).
Объем и характер выполняемых магазином функцийбудут зависеть от его типа и размера, хозяйственной самостоятельности, техническойоснащенности, места расположения и других факторов. Например, магазин, обладающийполной хозяйственной самостоятельностью, кроме перечисленных выше функцийвыполняет также функции, связанные с оптовыми закупками товаров и расчетами заних, осуществляет управление и хозяйственное обслуживание подчиненных ему торговыхединиц. Здесь, как правило, имеется больше возможностей для оказания широкогокруга дополнительных услуг.
 
1.2. Специализация и типизация розничноготоргового предприятия
Одно из перспективных направлений совершенствованиярозничной торговой сети — ее специализация.Она способствует облегчениютруда торговых работников и росту его производительности, более эффективномуиспользованию материально-технической базы торговли и оказывает положительноевлияние на качество обслуживания покупателей.
Специализация магазинов может осуществляться по:
·         товарномупрофилю (признаку);
·         формамторгового обслуживания;
·         функциональнойроли.
Ведущим направлением специализации является специализациямагазинов по товарному признаку, предусматривающая ограничение их деятельноститорговлей отдельными видами или группами товаров при одновременном расширенииассортимента каждой группы.
Необходимость специализации розничных торговыхпредприятий — следствие постоянного изменения ассортимента товаров, которыйнуждается в глубоком расчленении всей товарной массы на группы. В специализированныхмагазинах имеются лучшие условия для более тщательного изучения покупательскогоспроса, повышения квалификации торговых работников. Здесь имеется большевозможностей для предложения покупателям широкого ассортимента товаров впределах одной или нескольких родственных товарных групп, для болееэффективного воздействия на производство товаров.
В то же время чрезмерно узкая специализациямагазинов может отрицательно сказаться на торговом обслуживании населения, таккак она может привести к территориальному удалению их от потребителей, что, всвою очередь, вызовет увеличение затрат времени на приобретение товаров. Крометого, рассредоточенность товаров по нескольким магазинам усложняет совершениеединой комплексной покупки.
С учетом товарной специализациимагазины делят наследующие группы:
·         универсальные— реализующие универсальный ассортимент продовольственных илинепродовольственных товаров (универсам, универмаг и т. п.);
·         специализированные,в основу построения ассортимента которых положены товары одной товарной группыпли ее части (узкоспециализированные);
·         комбинированные— реализующие несколько групп товаров, связанных общностью спроса и удовлетворяющихотдельные потребности (мясо-рыба, трикотаж-галантерея), а также специализирующихсяна продаже потребительских комплексов (товары для женщин, для детей, для дома ит. д.).
·         смешанные,ведущие торговлю как продовольственными, так и непродовольственными товарами, Кэтой группе относят магазины «Товары повседневного спроса».
Специализация магазинов по товарному признаку нашлаболее широкое распространение в городах, где довольно высокий уровеньконцентрации предприятий розничной торговли.
В потребительской кооперации специализированныемагазины создаются, как правило, на основе использования или реконструкциидействующих торговых предприятий. Рост их численности сдерживается из-зарассредоточения магазинов по небольшим населенным пунктам.
Для определения уровня специализации розничнойторговой сети рассчитывают коэффициент специализации (Ксп)поформуле:
Ксп = Qсп/Qо
где Qсп —количество специализированных магазинов внаселенном пункте (районе);
Q0— общее количество магазинов в населенном пункте.
Уровень специализации может быть определен ипутем отношения торговой площади специализированных магазинов к общей торговойплощади магазинов:
Ксп = Sт.сп/Sт.о
или отношения  розничного товарооборотаспециализированных магазинов к товарообороту всех магазинов
Ксп =Vт.сп/Vт.о
Рассчитав этот показатель приведенными тремяспособами, можно составить более четкое представление об уровне специализациирозничной торговой сети в населенном пункте, районе и т. д.
На рациональное развитие розничной торговой сети,ее построение и размещение большое влияние оказывает типизацияпредприятийрозничной торговли.
Под типизацией понимают систему мероприятий,направленных на отбор технически совершенных и экономически эффективным типовмагазинов.
Типизация позволяет устранить излишнеемногообразие типов магазинов и способствует более рациональному управлениюрозничной торговой сетью. Благодаря ей можно шире применять типовые решения потаким направлениям, как формирование товарного ассортимента, выборторгово-технологического оборудования, внедрение рациональной организации трудаи т. д.
К основным признакам, определяющим тип магазина,относятся ассортиментный профиль и размер торговой площади.
В зависимости от применяемых форм торгового обслуживанияи размера торговой площадипредприятия розничной торговли можно разделить нанесколько групп, каждая из которых включает в себя различные типы магазинов:
·         универсальныемагазины (Гипермаркет, Универсам (супермаркет), Универмаг, Универмаг «Детскиймир», Магазин-склад, Гастроном и т. п.);
·         специализированныепродовольственные магазины (Рыба, Мясо, Сыры, Минеральные воды и т, п.);
·         специализированныенепродовольственные магазины (Одежда, Обувь, Мебель, Хозяйственные товары и т.п.);
·         магазиныпрочей товарной специализации (Природа, Семена, Книги и т. п.);
·         неспециализированныепродовольственные магазины (Продукты и т. п.);
·         неспециализированныенепродовольственные магазины (Дом торговли, Все для дома, Товары для женщин,Промтовары, Комиссионный магазин и т. п.).
При организации сети магазинов в городах ипоселках городского типа пользуются Номенклатурой типов магазинов. Она включаетосновные и дополнительные типы магазинов.
Основные типы магазиновпредставляют собой предприятия,на основе которых и перспективе должна быть создана рациональная систематоргового обслуживания населения. Магазины этой группы создаются за счет новогостроительства и реконструкции действующих предприятий с изменением в случаенеобходимости их ассортиментного профиля.
Дополнительные типы магазинов предназначены дляприменения при реконструкции и использовании действующих торговых помещений.
Действующая номенклатура типов продовольственныхи непродовольственных магазинов предусматривает не только магазины суниверсальным ассортиментом соответствующих товаров (универсамы и универмаги),но и достаточно широкий перечень специализированных и узкоспециализированныхмагазинов, подразделяющихся и зависимости от размеров торговой площади натипоразмеры. Так, например, универсамы, расположенные в городах, могут иметьразмеры торговой площади 400, 650, 1000, 1500 или 2000 м2,универмаги — 3500, 4500, 6500, 8500, 11000, 15500 или 22000м2.
Кроме того, номенклатура предусматриваетсоответствующие типоразмеры магазинов для городов с численностью населения до50 тыс. человек, от 50,1 до 100, от 100,1 до 250, от 250,1 до 500 и от 500,1 до1000 тыс. человек.
Сеть магазинов потребительской кооперациипредставлена широкой номенклатурой, включающей основные типы магазинов дляпроектирования и нового строительства и типы магазинов для переспециализациидействующих предприятий.
Типы магазинов для проектирования и нового строительстватакже делятся на типоразмеры.К группе ведущих типов здесь следует отнестимагазин с универсальным ассортиментом непродовольственных товаров — «Универмаг»и магазин с универсальным ассортиментом продовольственных товаров и отделомнепродовольственных товаров повседневного спроса — «Универсам». Наиболеемассовый тип предприятия этой группы — магазин по продаже товаров повседневногоспроса. В эту же группу включены магазины «Продукты», «Промтовары», торгующиесоответственно продовольственными и непродовольственными товарами различныхгрупп, а также специализированные магазины по торговле продовольственными илинепродовольственными товарами, комиссионные магазины и магазины-заготпункты различнойторговой площади.
Еще более разнообразна номенклатура типовмагазинов для переспециализации, которая не предусматривает деление по размерамторговой площади и включает в основном магазины по продаже отдельныхпродовольственных товаров (молоко и молочные продукты; мясо и мясопродукты ит. д.), а также магазины по продаже отдельных групп непродовольственных товаров(обувь, ткани, бытовые электротовары и т. д.).
В отдельные группы розничных торговых предприятийвыделены мелкорозничные предприятия; павильоны, киоски и передвижные предприятияторговли (автомагазины, суда-магазины и т. д.).
Типы торговых предприятий не являютсянеизменными. Они совершенствуются под влиянием процессов, связанных с переходомк рыночной экономике, а также научно-технического прогресса и других факторов.Так, в последние годы в городах появились супермаркеты — крупные магазинысамообслуживания с широким ассортиментом преимущественно продовольственныхтоваров и большим объемом товарооборота. Магазины оснащены современной торговоймебелью и торгово-тсхнологическим оборудованием. В них применяетсяпрогрессивная технология.
В зарубежной торговле все более широкоераспространение получают гипермаркеты. В них, как и в супермаркетах,применяется самообслуживание. Главное отличие гипермаркетов от других магазинов— очень большие (не менее 5000м2) торговые площади и огромные объемыпродаж. Кроме того, в них применяется политика низких цен и небольших наценок.Оплата за товары производится в едином контрольно-кассовом узле магазина привыходе. У гипермаркетов устраиваются большие стоянки для автомашин покупателей.Их удобно посещать всей семьей и совершать закупки продуктов па длительноевремя. Первые гипермаркеты уже появились и в крупных городах России.
В кооперативной торговле в перспективе могут получитьраспространение кооперативные торговые центры, состоящие из трехинтегрированных предприятии бизнеса: супермаркета с торговой площадью не менее600м2 и ба­зовым ассортиментом из 300 наименований товаров; кафебыстрого питания и пекарни, реализующей свою продукцию через сумермаркет идругие предприятия торговли.
 
1.3.Основные принципы размещения розничнойторговой сети
Постоянное развитие и обновление розничнойторговой сети, совершенствование ее структуры требует рационального размещенияпредприятий торговли. К размещению торговой сети предъявляется ряд требований иметодов.
Методы размещения розничной торговой сети:
·         равномерный- с целью максимального приближения к населению;
·         концентрическийили ступенчатый — общегородской тип, тип жилых районов;
·         групповой- создание торговых улиц, торговых центров.
Факторы, влияющие на размещение розничной сети:
·         градостроительные- величина города, функциональное зонирование территории, плотность населения,размещение мест приложения труда, административных, культурных и спортивныхцентров;
·         транспортные- направление и интенсивность основных потоков движения общественного ииндивидуального транспорта;
·         социальные- возможность снижения затрат времени на посещение предприятий розничнойторговли, достижение высокого уровня обслуживания;
·         экономические- эффективность капитальных вложений, оптимальный уровень их доходности.
Рациональное размещение розничной торговой сети,всех ее видов, с учетом развития, обновления, совершенствования ее структуры,ее специализация и типизация позволяет сократить затраты на строительство яреконструкцию, упорядочить ассортимент, обеспечить высокий уровеньобслуживания.
Показатели, характеризующие качество розничнойторговой сети:
·         плотностьторговой сети — количество торговых единиц, приходящихся на 10 000 жителей;
·         обеспеченностьнаселения розничной торговой сетью — торговая площадь, приходящаяся на 100жителей;
·         доляполустационарной сети в общем количестве розничной торговой сети;
·         уровеньспециализации розничной торговой сети — отношение количества специализированныхпредприятий торговли к общему количеству предприятий торговли;
·         общаячисленность торговых предприятий;
·         средняяторговая площадь магазина;
·         соотношениеторговой к неторговой площади магазина.
Итак, характеристику розничной торговой сетиопределяют термины и определения.
Розничная торговая сеть — это совокупность розничныхторговых предприятий и других торговых единиц, размещенных на определеннойтерритории с целью продажи товаров и обслуживания покупателей.
Функции розничной торговой сети: закупка товаров;продажа товаров; транспортировка; хранение; принятие риска; финансоваядеятельность; маркетинговая деятельность; подсортировка, подработка, приведениек товарному виду.
Классификация розничной торговой сети по двум признакам:
·         постационарности;
·         потоварно-ассортиментному профилю.
Специализация розничной торговой сети — это ограничениедеятельности отдельных предприятий по торговле отдельными группами товаров.
Типизация торговых предприятий — это системамероприятий, направленных на отбор технически совершенных и экономическиэффективных типов магазинов, используя следующие показатели: торговую площадь,товарный ассортимент, форму продажи товаров.

2.ТОРГОВОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ – ОСНОВНОЕ ЗВЕНО РОЗНИЧНОЙТОРГОВОЙ СЕТИ
 
Торговое предприятие на современном этапе рыночнойэкономики является самостоятельным хозяйствующим субъектом, который с целью удовлетворенияпотребностей рынка и получения прибыли осуществляет закупку, хранение иреализацию покупателям товаров.
Сущность предприятия торговли рассматривается втрех аспектах: юридическом, хозяйственном и отраслевом.
Юридический аспект имеет наиболее общий характер,присущий всем предприятиям независимо от отраслевой принадлежности. Всеторговые предприятия являются юридическими лицами с правовой точки зрения.Значение законодательного оформления торгового предприятия проявляется в том,что оно:
·         позволяетопределенным образом организовать, упорядочить внутренние отношения между участниками(учредителями) предприятия, объединить интересы каждого в общую цель;
·         являетсяоптимальной формой для долговременного объединения капиталов;
·         позволяетограничить имущественный риск участни­ков суммой вклада в капитал конкретногопредприятия;
·         создаетоснования для гибкого управления капиталом.
Все юридические лица в России должны проходитьгосударственную регистрацию, иметь печати и открывать счета в банках. Но этивнешние атрибуты не отражают сущности торгового предприятия как юридическоголица. Выделяются четыре основополагающих признака, на основании которых торговоепредприятие признается юридическим лицом:
·         первыйпризнак — организационное единство, которое предполагает наличие определеннойиерархии, соподчиненности органов управления предприятием (единоличных иликоллегиальных), составляющих его структуру, четкую регламентацию отношениймежду его участниками;
·         второйпризнак — имущественная обособленность, которая создает материальную базудеятельности торгового предприятия, т. е. для организации торгового процессатребуется наличие материальных, финансовых и других ресурсов, принадлежащихтолько данному предприятию;
·         третийпризнак — самостоятельная гражданско-правовая ответственность юридического лицаозначает, что каждое торговое предприятие самостоятельно несет гражданско-правовуюответственность по своим обязательствам на основе имеющегося обособленногоимущества, которым оно может отвечать перед кредиторами (статья 56, ГК РФ);
·         четвертыйпризнак — выступление в гражданско-правовом обороте от собственного имениозначает возможность приобретать и осуществлять гражданские права, нестиобязательства, выступать истцом и ответчиком в суде.
Юридическое лицо приобретает гражданские права иобязательства через свои органы управления. Оно может иметь как один орган (директор),так и одновременно несколько органов (директор и дирекция) управления. Органыуправления могут назначаться, если у предприятия единственный учредитель, или избираться,если участников (учредителей) несколько.

3.ПРАВИЛА РАБОТЫ ПРЕДПРИЯТИЙ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ
В целях улучшения работы розничных торговых предприятийи усиления защиты интересов покупателей с учетом региональных особенностей натерриториях крупных городов, областей и т. п. утверждены и действуют правилаработы предприятий, осуществляющих розничную торговую деятельность. Они определяютв соответствии с действующим законодательством, постановлениями ПравительстваРоссийской Федерации, а также постановлениями и распоряжениями региональныхорганов власти порядок розничной торговли на предприятиях, осуществляющихторговую, деятельность на соответствующей территории независимо от ихорганизационно-правовых форм, форм собственности и форм торговли.
В общих положениях этих Правил определеныосновные задачи предприятий розничной торговли, их обязанность иметь лицензиюна право торговли определенными группами товаров. Торговое предприятие должноиметь вывеску с указанием товарного профиля и его организационно-правовойформы, фирменного наименования.
Правилами работы предприятий розничной торговлиустановлено, что товарный профиль и тип предприятия определяются его уставом.Изменение товарного профиля должно осуществляться по согласованию с органамиместной администрации. По согласованию с последними устанавливается и режим работымуниципальных предприятий.
При закрытии предприятия на обеденный перерыв илипо окончании рабочего дня кассиры прекращают работу в точном соответствии сустановленными часами работы торгового предприятия, но покупатели, имеющие наруках кассовые или товарные чеки, должны быть обслужены.
В магазине самообслуживания все покупатели,находящиеся в торговом зале при закрытии их на обед или по окончании работы,должны быть обслужены.
Закрытие предприятия на санитарный день, ремонт,переоборудование и т. п. должно согласовываться с органами местной администрации,о чем покупатели заблаговременно (обычно за 5 дней) оповещаются специальнымобъявлением, в котором следует указать адрес ближайшего предприятия, торгующегоаналогичным товаром.
Средства измерений в соответствии сустановленными требованиями и в установленном порядке должны подвергатьсяобязательной поверке органами Государственного комитета Российской Федерации постандартизации и метрологии не реже одного раза в год и удостоверятьсяспециальным клеймом и свидетельством о поверке на каждый прибор.Соответствующие документы должны нахо­диться у администрации магазина ипредъявляться по первому требованию покупателей, а также лиц, уполномоченныхдля проверки.
В магазине должна быть представлена следующая информация:
·         указателирасположения отделов, секции или продаваемых товаров;
·         фамилиии инициалы работников торгового зала на рабочих местах или нагрудных знаках;
·         переченьи стоимость оказываемых покупателям услуг;
·         текстЗакона Российской Федерации «О защите прав потребителей»;
·         правила,регламентирующие торговую деятельность и продажу отдельных видов товаров;
·         овнеочередном обслуживании отдельных категории граждан;
·         адресаи телефоны местных органов администрации.
На доступном для покупателей месте должнанаходиться книга отзывов и предложений, пронумерованная, прошнурованная,заверенная соответствующей подписью и печатью.
В правилах работы розничных торговых предприятийследует также определить:
·         основныеположения, связанные с приемкой, хранением и подготовкой товаров к продаже;
·         порядокпродажи товаров;
·         требования,предъявляемые к продавцам;
·         контрольза работой розничных торговых предприятий.
Принятые по количеству и качеству товарыприходуются в день их поступления по фактическому наличию. В случаеневозможности оприходования товара датой его фактического поступления из-завызова эксперта, проверки цены, качества в товарном отчете должна быть сделанаотметка о поступлении товара с указанием поставщика, посредника (продавца), общейстоимости товара в отпускных (оптовых) или закупочных ценах, а также причиныневозможности оприходования.
Хранение товаров должно быть организовано сучетом строгого соблюдения основных принципов товарного соседства, санитарных идругих правил, а также соответствующих режимов.
Перед поступлением в торговый зал товары должныбыть подготовлены к продаже.
Продажа товаров должна осуществляться всем гражданампа общих основаниях. Отдельные категории населения должны обеспечиватьсяльготами, предоставленными законодательством.
Запрещается продажа несовершеннолетним алкогольныхнапитков, пива, табачных изделий и игральных карт.
Продажа продовольственных и непродовольственныхтоваров, для которых установлены специальные правила торговли, должнаосуществляться с соблюдением этих правил.
В магазинах самообслуживания (кроме специализированныххлебных и овощных) отбор товаров покупателями должен производиться только винвентарные корзины и тележки, размещаемые при входе в зал самообслуживания.
Работникам магазина или отдела самообслуживанияне разрешается требовать от покупателей предъявления при входе в торговый залтоваров, приобретенных в других магазинах. Нельзя ставить на них штампы илиделать другие отметки, а также обязывать оставлять личные вещи. Если покупательизъявил желание оставить при входе в торговый зал хозяйственную сумку, портфельи т. п., то магазин обязан обеспечить их сохранность.
На все реализуемые товары, подлежащие сертификации,предприятия торговли должны иметь сертификаты установленной формы, выданные уполномоченнымина то органами. Они должны удостоверять качество товаров, их безопасность дляжизни и здоровья людей.
Запрещена продажа товаров с истекшими сроками реализации.
Товары, на которые органами местной администрацииустановлены нормы отпуска, должны продаваться с соблюдением этих норм.
Запрещается обусловливать продажу одних товаровобязательным приобретением других.
В магазинах, торгующих продовольственными, надоступном месте в торговом зале должны установлены контрольные весы,контрольные мерные устройства (кружки, мензурки и т.п.), а в торгующих тканями,— контрольные метры.
Покупателю должно быть предоставлено правопроверки правильности цены, веса и меры отпущенных ему товаров, а также сроковхрапения продовольствен и наличие сертификата. Администрация мага: создать дляэтого необходимые условия.
Отобранные покупателем непродовольственные товарымогут храниться на контроле (с обязательной отметкой в товарном чеке о времениих выписки) до оплаты не более часа.
Магазин должен предоставлять покупателю возможностьоставлять на храпение оплаченные крупногабаритные и тяжеловесные товары па срокдо 3-х суток.
Контрольно-кассовые машины, используемые напредприятиях торговли, должны быть зарегистрированы в налоговых службах вустановленном порядке.
В правилах работы предприятий розничной особоеместо уделяется требованиям, предъявляемым к продавцам, которые должны бытьтерпеливыми, внимательными, предупредительными, вежливыми и корректными.
Продавец должен хорошо знать ассортимент товаров,их характеристику, назначение, способы использования и ухода за ними. Он долженуметь предложить или помочь выбрать товар покупателю и т. п. В правилах жесформулированы и другие профессиональные требования к продавцам, а такжепредусмотрен раздел, касающийся контроля за их соблюдением.

4.Т/О – ОСНОВНОЙПОКАЗАТЕЛЬ ПРЕДПРИЯТИЙ ТОРГОВЛИ
 
Розничный т/о называетсявыручка от продажи товаров непосредственному потребителю – населению. Розничныйт/о включает в продажу товары непосредственно из товарной сети за наличныйрасчет и в кредит с рассрочкой платежа. Т/о характеризуется емкостью и конъектуройрынка. Емкость рынка представляет собой общий платежеспособный спрос ирассчитывается путем сложения покупательных фондов населения, закупков товаровприезжих населения, организаций и предприятий.
Е = ПФ + ИС + МО
Где Е –емкость рынка
ПФ – покупательские фонды
ИС – инарайонный спрос
МО – мелкий опт
ПФ = Д – НР
Где Д – доход населения
НР – нетоварные расходы
Предприятие должноизучать изменения емкости рынка и знать долю предприятия емкости рынка. Дляпредприятия емкость рынка является ориентиром для определения прогнозатоварооборота.
Розничныйтоварооборот выражает экономические отношения, возникающие на конечной стадиидвижения товаров из сферы обращения в личное потребление путем обмена наденежные доходы населения.
Подрозничным товарооборотом понимается объем реализации товаров народногопотребления населению и другим потребителям в денежном исчислении.Ассортиментный состав проданных товаров по группам или отдельным товарным наименованиямхарактеризует структуру розничного товарооборота и служит его качественнойхарактеристикой.
Розничныйтоварооборот – один из важнейших показателей социально-экономического развитиястраны, характеризующий заключительный этап движения товаров в сферупотребления. Розничный товарооборот находится в тесной взаимосвязи с денежнымобращением: в нем участвует преобладающая часть обращающихся денег; увеличениеили снижение объема реализации товаров народного потребления вызываетсоответствующие изменения в поступлении денег в кассы банков.
Вместе с темрозничный товарооборот, как и любой другой стоимостный показатель, имеет инекоторые недостатки. На его размеры непосредственно влияет уровень цен натовары. Он может увеличиться за счет изменения ассортимента: сокращение продажии «навязывания» покупателю дорогих изделий и т.п. Это нужно учитывать прианализе.
В составрозничного товарооборота государственной и кооперативной торговли включаются:
·         выручка от продажи продовольственных и непродовольственных товаровв магазинах, палатках, автоматах, развозной и разносной торговле, аптеках и надругих подобных предприятиях;
·         товарооборот предприятий общественного питания, который включаетпродажу продукции собственного производства и покупных товаров;
·         выручка от продажи: сахара с сахарных заводов при государственныхзакупках сельскохозяйственной продукции; книг, газет, журналов, в том числе поподписке; горючесмазочных материалов индивидуальным владельцам транспортныхсредств и т.п.;
·         выручка мастерских за пошив и ремонт одежды, белья, головныхуборов, обуви, услуги по ремонту товаров культурно-бытового назначения ихозяйственного обихода, индивидуальных транспортных средств;
·         выручка мастерских за химическую чистку и крашение одежды, ремонти строительство жилых помещений и домов;
·         выручка от продажи топлива, стандартных домов, лесоматериалов и других строительных материалов со складов торговых, промышленных и транспортныхпредприятий и организаций, а также леса на корню;
·         выручка от продажи форменного обмундирования и спецодежды изрозничной сети и со складов материально-технического снабжения,непродовольственных товаров из комиссионных магазинов государственной торговли,а также из комиссионных магазинов Союза художников, Союза охотников ирыболовов;
·         выручка от торговых кооперативов, созданных при предприятиях, вкооперативах общественного питания, и наценка;
·         выручка магазинов за доставку товаров населению на дом, стоимостьневозвращенной в магазины порожней стеклопосуды, приобретенной населением вместес наполнением, выручка магазинов за раскрой тканей при продаже их населению;выручка от продажи торгующими организациями прокатным пунктам товаровкультурно-бытового назначения и хозяйственного обихода; выручка от продажисельскохозяйственных продуктов, скота, птицы и других товаров непосредственноиз совхозов, а также из подсобных хозяйств, принадлежащих организациям,учреждениям и предприятиям; посылочных ящиков (к моменту отпуска их)тароприемными и лесозаготовительными предприятиями; стоимость товаров,разыгрываемых в денежно-вещевых лотереях; выручка от продажи потребительскойкооперацией сельскохозяйственных продуктов, закупленных у колхозов, совхозов,колхозников и других граждан по ценам согласно договоренности, а также товаров,выработанных на промышленных предприятиях потребительской кооперации из этихсельхозпродуктов;
·         продажа населению товаров в кредит с рассрочкой платежа. При этомв товарооборот включается полная стоимость товаров в момент фактической покупкиих населением независимо от времени уплаты денег;
·         мелкооптовый товарооборот – выручка от продажи товаров рыночногофонда из розничной торговой сети и со специально организованных мелкооптовыхбаз кооперативам, организациям, учреждениям и предприятиям для обслуживаемыхими контингентов населения и для текущих хозяйственных нужд.
Величинатоварооборотаскладывается из суммы торговой выручки, сданной в Госбанкили кассу вышестоящей торговой организации; суммы мелкооптовых продаж (побезналичному расчету); расходов, произведенных за счет кассовой выручки (подокументам). При продаже продовольственных товаров из сумм кассовой выручкиисключают стоимость стеклянной посуды, которая поступила от поставщика (позалоговым ценам) в отчетном году.
Всоответствии с Инструкцией по заполнению унифицированных форм федеральногогосударственного статистического наблюдения № П-1 «Сведения о производстве иотгрузке товаров и услуг», утвержденной постановлением Госкомстата России посогласованию с Минэкономики России от «17» ноября 1997 года № 76 в редакциипостановлений Госкомстата РФ от «20» мая 1998 года № 56, от «08» декабря 1998года № 122 и от «23» февраля 1999 года № 14 в состав товарооборота розничнойторговли включается:
1.        Стоимость проданных населению потребительских товаров:
·         за наличный расчет;
·         по кредитным карточкам;
·         по расчетным чекам банков;
·         по перечислениям со счетов вкладчиков (что также учитывается какпродажа за наличный расчет);
2.        Стоимость проданных товаров по почте с оплатой по безналичному расчету(по моменту сдачи посылки отделению связи);
3.         Стоимость товаров, проданных в кредит (по моменту отпуска товаровпокупателю) в объеме полной стоимости товара;
4.        Стоимость товаров, сданных на комиссию (по моменту продажи) в объемекомиссионных вознаграждений, если торговое предприятие не являетсясобственником товаров; в размере полной стоимости, если торговое предприятиеявляется собственником товаров;
5.        Стоимость проданных по образцам товаров длительного пользования (повремени выписки счета-фактуры, и доставки покупателю независимо от временифактической оплаты товара покупателем);
6.        Полная стоимость товаров, проданных отдельным категориям населения соскидкой (лекарственных средств, топлива и т.п.);
7.        стоимость проданных по подписке печатных изданий (по моменту выпискисчета без учета стоимости доставки);
8.        стоимость упаковки, имеющий продажную цену, не входящую в цену товара;
9.        стоимость проданной порожней тары.
Невключается в оборот розничной торговли: стоимость проданных товаров, невыдержавших гарантийных сроков службы; стоимость проездных билетов, талонов навсе виды транспорта.
Розничныйтоварооборот может быть использован для расчета трудоемкости, фондоемкости,затратоемкости, капиталоемкости ресурсов. С помощью этих показателей можно впервом приближении определить потребность предприятия в дополнительных ресурсахдля обеспечения прироста товарооборота.
Развитиерозничного товарооборота должно быть тесно увязано с такими экономическимипоказателями, как спрос, поступление товаров, товарные запасы, прибыль,численность работников, расходы на оплату труда. При этом оптимальным считаетсятакое соотношение в развитии этих показателей, которое представлено в моделяхстратегического регулирования товарооборота.

5.ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Рассмотрим выполнение плана т/омагазина «Спортмастер» за год и по кварталам по данным:
Таблица1
Анализвыполнения т/о магазина за год и по кварталамКвартал план Факт Индекс цен Сопоставимый т/о, тыс.р. % выполнения Сумма, тыс.р. Удел. вес, % Сумма, тыс.р. Удел. вес, % В дейст. ценах В соп. ценах 1 11070 23,6 11050 23,5 1,162 12863,3 99,8 85,9 2 11540 24,6 11660 24,8 2,241 25861,1 101 45,1 3 11960 25,5 12040 25,6 4,465 53401,4 100,7 22,5 4 12340 26,3 12270 26,1 6,315 77927,1 99,4 15,7 итого 46910 100 47020 100 170052,9 100,2 27,7
1.Удельный вес = часть объема/весь объем×100     
1 кв. 11070/46910 = 23,6%
 11050/47020 = 23,5%
2 кв. 11540/46910 = 24,6%
 11660/47020 = 24,8%
3 кв. 11960/46910 = 25,5%
 12040/47020 = 25,6%
4 кв. 12340/46910 = 26,3%
 12270/47020 = 26,1%
2.Сопост. т/о = план × индекс цен
1 кв. 11070×1,162 = 12863,3 тыс. р.
2 кв. 11540×2,241 = 25861,1 тыс. р.
3 кв. 11960×4,465 = 53401,4 тыс. р.
4 кв. 12340×6,315 = 77927,1 тыс. р.
3.% выполнения в действ. ц. = факт/план×100
1 кв. 11050/11070×100 = 99,8 тыс. р.
2 кв. 11660/11540×100 = 101 тыс. р.
3 кв. 12040/11960×100 = 100,7 тыс.р.
4 кв. 12270/12340×100 = 99,4 тыс. р.
Итого: 47020/46910×100 = 100,2 тыс. р.
4.% выполнения в сопост. ц. = факт/соп. т/о×100
1 кв. 11050/99,8×100 = 85,9 тыс. р.
2 кв. 11660/101×100 = 45,1 тыс.р.
3 кв. 12040/100,7×100 = 22,5 тыс.р.
4 кв. 12270/99,4×100 = 15,7 тыс.р.
Итого: 47020/100,2×100 = 27,7 тыс.р.
В целом за год план т/о в действительных ценах перевыполнен на 0,2 тыс.р. (100,2 – 100) за счет повышения цен. Фактически в сопоставимых ценах план вцелом за год не выполнен на 72,3 тыс. р. (100 – 27,7). В том числе в 1 кв. план не выполнен на 14,1 тыс. р. (100 – 85,9), во 2 кв. не выполнен на 54,9 тыс. р.(100 – 45,1), в 3 кв. не выполнен на 77,5 тыс. р. (100 – 22,5), в 4 кв. невыполнен на 84,3 тыс.р. (100 – 15,7).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Розничнаяторговая сеть обеспечивает возможность быстро, удобно, с минимальной затратойсил и времени, приобретать нужные товары и услуги в условиях свободного выбораиз широкого и глубокого ассортимента, недалеко от места работы и жилья, вудобном количестве. Также повышается культура обслуживания населения, создаетсямаксимальные удобства для покупателей и сокращается время на приобретениетоваров.
Розничный т/оявляется завершающей стадией процесса обращения предметов личного потребления.В результате розничной продажи дальнейшее движение товара прекращается, онстановится предметом удовлетворения потребностей отдельных членов общества.
На практикев розничный т/о включается также продажа из торговой сети товаров учреждениям,организациям, предприятиям для коллективного потребления или текущиххозяйственных нужд, но не для производственного потребления.
Розничный т/оявляется важным звеном в общем процессе осуществления требований экономическогозакона распределения по труду. Денежные доходы отдельных членов общества,полученные в соответствии с количеством и качеством затраченного труда,обмениваются через розничный т/о на потребляемые товары.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Аванесова Ю.А.Экономика предприятия торговли и сферы услуг. М., 1996.
2.Гребнева А.И. Экономикаторгового предприятия. М., 1996.
3.Греховодова М.Н.Экономика торгового предприятия. Р-н-Д., 2001.
4.Дашков Л.П. Коммерция итехнология торговли. М.,2002.
5.Каплина С.А. Технологияоптовой и розничной торговли. Р – н — Д., 2002.
6.Памбухчиянц О.В.Организация и технология коммерческой деятельности. М., 1999.
7.Раицкий К. А. Экономикапредприятия. М., 2002.
8.Соломатина А.Н.Экономика и организация деятельности торгового предприятия. М., 2000.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.