--PAGE_BREAK--1.Анализ концепций финансовой стабилизации 1.1. Кейнсианская концепция финансовой стабилизации
Одна из наиболее известных и признанных школ экономической теории, предложившая свои рецепты регулирования экономики, неразрывно связана с именем и работами англичанина Джона Кейнса. Эта модель разрабатывалась в 30-х годах и была опубликована как «Общая теория занятости, процента и денег». Проблема состояла в том, чтобы найти методы, обеспечивающие выход из глубокого кризиса, создать условия для роста производства и преодоления массовой безработицы.
Сущность данной концепции заключается в следующем.
Во-первых, ее именуют теорией эффективного спроса. Идея Кейнса состоит в том, чтобы через активацию и стимулирование совокупного спроса воздействовать на расширение производства и предложения товаров и услуг. Во-вторых, это теория, придающая решающее значение инвестициям. Чем выше их прибыльность, ожидаемый от них доход и чем значительнее размеры инвестиций, тем больше масштабы и выше темпы производства.
В-третьих, это теория, согласно которой государство может воздействовать на инвестиции, регулируя уровень процента либо осуществляя инвестиции в общественные работы и другие сферы. Теория Кейнса предусматривает активное вмешательство государства в экономическую жизнь. Кейнс не верил в саморегулирующийся рыночный механизм и считал, что для обеспечения нормального роста и достижения экономического равновесия необходимо вмешательство извне. Сама рыночная экономика «вылечить» себя не сможет. Инструменты регулирования предлагались следующие.
Во-первых, предлагалось снизить проценты на кредиты, что увеличит разрыв между стоимостью кредитов и ожидаемой прибыльностью капиталовложений, поднимет их «предельную эффективность». Предприниматели будут вкладывать денежные средства не в ценные бумаги, а в развитие производства.
Во-вторых, чтобы стимулировать активный спрос, Кейнс рекомендовал увеличить государственные расходы, инвестиции и закупки товаров. Расчет делался на то, что государство «будет брать на себя все большую ответственность за прямую организацию инвестиций». Предполагалось, что расширение инвестиционной деятельности государства будет направлено, прежде всего, на организацию общественных работ – строительство шоссейных дорог, освоение новых районов, сооружение предприятий.
В-третьих, намечалось перераспределение доходов в интересах социальных групп, получающих наиболее низкие доходы. Такая политика была призвана увеличить спрос этих социальных групп, получающих низкие доходы.
В итоге, утверждал Кейнс, расширится производство, будут привлечены дополнительные работники, сократится безработица. Рассматривая два инструмента регулирования спроса – денежно-кредитный и бюджетный, Кейнс отдавал предпочтение второму.
В кейнсианской теории важную роль играет концепция мультипликатора. Мультипликатор множит, усиливает спрос в результате воздействия инвестиций на рост дохода. Говоря об эффекте мультипликации, Кейнс имел ввиду прежде всего расходы из государственного бюджета, например на организацию общественных работ.
Последователи Кейнса дополнили и конкретизировали его положения и рекомендации. Концепцию мультипликатора они дополнили концепцией акселератора. Акселератор показывает зависимость прироста инвестиций от прироста дохода. Каждый прирост дохода вызывает больший в процентном отношении прирост инвестиций. Исходя из взаимосвязи мультипликатора и акселератора, неокейнсианцы разработали схему непрерывного, динамичного роста экономики. Разработано положение о регулировании ее через госбюджет с использованием стабилизаторов, призванных в известной степени автоматически реагировать на циклические колебания и смягчать их. В качестве стабилизаторов выступают налоги, выплаты по социальному страхованию, пособия и т.д.
1.2. Монетаристская концепция финансовой стабилизации (М. Фридмен, Дж. Сэвидж)
Со второй половины 70-х – начала 80-х годов шел интенсивный поиск подходов к регулированию экономики. Если при разработке теории Кейнса центральным вопросом была безработица, то затем ситуация изменилась. Главной стала проблема инфляции при одновременном снижении производства. Эта ситуация получила название стагфляция. Немаловажное влияние в процессе разработки новой концепции и пересмотра экономической политики получили рекомендации монетаристов под руководством Милтона Фридмена.
В соответствии с количественной теорией денег на первый план выдвигается их стабильная эмиссия независимо от экономического положения и состояния конъюнктуры. Объем денежной массы становится главным объектом денежно-кредитной политики.
Основные концепции Фридмена заключаются в следующем.
1. Устойчивость частного рыночного хозяйства. Монетаристы считают, что рыночное хозяйство в силу внутренних тенденций стремится к стабильности, самоналаживанию. Если имеют место диспропорции, нарушения, то это происходит в результате внешнего вмешательства. Данное положение направлено против идей Кейнса, призыв которого к государственному вмешательству ведет, по мнению монетаристов, к нарушению нормального хода хозяйственного развития.
2. Число государственных регуляторов сокращается до минимума, исключается или снижается роль налогового, бюджетного регулирования.
3. В качестве главного регулятора, воздействующего на хозяйственную жизнь, служат «денежные импульсы», денежная эмиссия. Фридмен утверждал, ссылаясь на «монетарную» историю США, что между динамикой денежной массы и динамикой национального дохода существует самая тесная корреляционная связь и денежные импульсы – самая надежная настройка экономики. Денежная масса влияет на величину расходов потребителей, фирм; увеличение массы денег приводит к росту производства, а после полной загрузки мощностей – к росту цен.
4. Поскольку изменения денежной массы сказываются на экономике не сразу, а с некоторым опозданием и это может вести к неоправданным нарушениям, то следует отказаться от краткосрочной денежной политики. Ее следует изменить политикой, рассчитанной на длительное, постоянное воздействие на экономику, имеющее целью рост производственного потенциала. Данное положение, как и другие, также направлено против кейнсианского курса на текущее регулирование конъюнктуры.
Фридмен исходил из того, что денежная политика должна быть направлена на достижение соответствия между спросом на деньги и их предложением. Рост денежного предложения должен обеспечивать стабильность цен. Фридмен считал, что маневрировать с различными показателями прироста денег весьма сложно. Прогнозы центрального банка нередко ошибочны.
При выборе темпа роста денег Фридмен предлагает руководствоваться правилом «механического» прироста денежной массы, которое отражало бы два фактора: уровень ожидаемой инфляции и темп прироста общественного продукта. Применительно к США и некоторым другим странам Запада Фридмен предлагает устанавливать среднегодовой темп прироста денежной массы в размере 4-5%.
Итак, согласно взглядам монетаристов деньги являются главной сферой, определяющей движение и развитие производства. Спрос на деньги имеет постоянную тенденцию к росту, и чтобы обеспечить соответствие между спросом на деньги и их предложением, необходимо проводить курс на постепенное увеличение денег в обращении. Государственное регулирование должно ограничиваться контролем над денежным обращением.
продолжение
--PAGE_BREAK--1.3. Сравнение концепций и соответствие их инструменту стабилизационного фонда.
Итак, при всем разнообразии экономических доктрин, составляющих в совокупности теоретическую основу экономического неоконсерватизма, не представляющих единства ни в организационном, ни в теоретическом планах, имеющих собственные объекты исследования, методологию и инструменты анализа, их объединяет негативная оценка роста государственного экономического регулирования путем проведения активной бюджетной и монетарной политики стимулирования спроса и перераспределения доходов. Общим для всех этих направлений являются их ориентация на схемы неоклассической экономической теории.
Безусловно, представители этих школ по-разному анализируют основные проблемы современной смешанной экономики, предлагают различные пути их разрешения. Наиболее близкими друг к другу являются монетаризм и экономика предложения, базирующиеся на общих постулатах неоклассического анализа, предлагающие в значительной мере схожие рецепты для экономической политики государства.
«Следует отметить, — пишет П.Хейне, — что и монетаристы и кейнсианцы придают главное значение совокупному спросу. Поскольку те и другие теоретики видят путь к стабильности в контроле над совокупным спросом, мы можем дать им общее название: теоретики совокупного спроса»[1]. Напротив, теория экономики предложения — это микроэкономическая теория стимулирования предложения, о чем говорит само ее название. Основным мотивом работ теоретиков экономики предложения является тезис о том, что «именно совокупное предложение определяет национальный доход. А потребление (спрос) является следствием, а не причиной производства»[2].
Выдвинув ключевой принцип «деньги имеют значение», монетаристы трактуют деньги не просто как важный экономический фактор, а как главный, центральный элемент экономики, определяющий общее состояние экономической системы и весь ход экономического роста.
Цель экономической науки Фридман видит в разработке основ позитивной экономической теории, под которой он понимает абсолютно объективную, лишенную каких-либо оценочных суждений концепцию, призванную ответить на вопрос «Что происходит?», а не «Как должно быть?»
Характеризуя монетарную доктрину, М.Фридман писал: «Это был теоретический подход, утверждавший, что деньги действительно важны и, что любая оценка краткосрочных сдвигов в хозяйственной активности, по-видимому, будет содержать серьезные ошибки, если она игнорирует монетарные сдвиги»[3]. Важным выводом монетаризма является положение, что величина ВНП, отражающая уровень хозяйственной активности в экономике, в итоге следует с некоторым временным лагом за динамикой объема денежной массы. Данное утверждение соответствует методологии количественной теории денег, которая доказывает наличие причинной связи «деньги—цены» или «деньги — доход».
После изучения двух концепций финансовой стабилизации – кейнсианства и монетаризма, я считаю, что концепция монетаристов является наиболее близкой к инструменту стабилизационного фонда, так как она является более прогрессивной и революционной.
2. Стабилизационный фонд России. 2.1 Создание Стабилизационного фонда РФ, стабилизационные фонды других стран.
1 января 2004 года был создан Стабилизационный фонд Российской Федерации, который является частью федерального бюджета. Фонд призван обеспечивать сбалансированность федерального бюджета при снижении цены на нефть ниже базовой[4]. «Цену отсечения», то есть тот уровень цены нефти, начиная с которой дополнительные доходы поступают в Стабилизационный фонд, устанавливают в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, глава 13.1, статья 96.1, 96.2. С 1 января 2006 года цена отсечения установлена на уровне 27 долларов США за баррель сорта Юралс[5].
Фонд способствует стабильности экономического развития страны, является одним из основных инструментов связывания излишней ликвидности, уменьшает инфляционное давление, снижает зависимость национальной экономики от неблагоприятных колебаний поступлений от экспорта сырьевых товаров.
Фонды подобные российскому Стабилизационному фонду существуют во многих странах. По некоторым оценкам, в мире существует около 35 таких фондов. Основные цели этих фондов в целом совпадают. Во-первых — это снижение зависимости бюджета и экономики в целом от поступлений от экспорта сырьевых товаров (Чили, Норвегия, Казахстан, Азербайджан, Аляска, канадская провинция Альберта и т.д.). Во вторых — обеспечение равномерного распределения доходов от использования невозобновляемых природных ресурсов во времени, т.е. их сбережение (Норвегия, Чили, Казахстан, Азербайджан, Аляска, канадская провинция Альберта, Австралия). И в третьих- снижение инфляционного давления на экономику страны (во всех фондах). Существование фондов способствует поддержке долгосрочной макроэкономической устойчивости стран, однако не полностью решает задачу рационального использования бюджетных средств. Для этого должна проводиться разумная и эффективная политика в области бюджетных расходов.
Различия между существующими фондами обычно находятся в деталях. Так, существует несколько распространенных способов формирования и использования фондов: способ «полного сбережения», способ «постоянного потребления» и правило «средней цены».
«Способ полного сбережения» предполагает сбережение всех поступлений от невозобновляемых ресурсов с переводом части средств на покрытие дефицита «несырьевого» бюджета, то есть бюджета без учета поступлений от сырьевых товаров. Обычно этот перевод или трансферт эквивалентен доходу от управления средствами фонда. Средства фонда за исключением трансферта сберегаются и инвестируются в иностранные финансовые активы. Этот способ используется в Норвегии[6].
«Способ постоянного потребления» заключается в том, что ежегодно расходуется только постоянный доход от сырьевого сектора, то есть трансферт в бюджет из фонда остается постоянным по отношению к ВВП. Остальные средства сберегаются и инвестируются в иностранные ценные бумаги. Этот способ используется в Казахстане.
«Способ средней цены» предполагает, что поступления от нефти в части, не превышающей цену отсечения, направляются в бюджет, все что свыше — в Стабфонд. Подобная практика, так называемый способ «средней цены», существует в ряде подобных фондов, наиболее яркий пример — Медный стабилизационный фонд в Чили[7]. Механизм его формирования следующий: правительство ежегодно определяет долгосрочную цену на медь и рассчитывает объем перечисляемых в фонд средств по определенной формуле, в зависимости от превышения фактической цены по экспортным контрактам над базовой долгосрочной. Особенность в том, что эти правила применяются к государственной медной компании и по сути являются для нее дополнительным налогом. Средства фонда приравниваются к золотовалютным резервам и управляются ЦБ. Правительство может их использовать, в случае если цена меди ниже базовой. Средства фонда направляются на выплату внешнего долга и субсидирования цен на бензин.
продолжение
--PAGE_BREAK--2.2 Стабилизационный фонд как стратегический резерв РФ
Средства Стабилизационного фонда являются стратегическим резервом государства, который необходим для обеспечения бюджетных обязательств правительства в неблагоприятных экономических ситуациях. Очевидно, что в случае резкого падения цен на нефть может произойти резкое сокращение доходов государства от ее реализации, что может неблагоприятно отразится и на курсе рубля к иностранной валюте. Таким образом, с экономической точки зрения, наиболее обосновано накапливать средства Стабилизационного фонда в иностранной валюте.
В текущих условиях использование средств Стабилизационного фонда внутри страны приведет к подрыву макроэкономической сбалансированности, ускорению роста внутреннего спроса, превышающего рост предложения, либо перераспределению средств фонда в пользу спекулятивного сегмента национального финансового рынка. Это усилит и без того нарастающее инфляционное давление и значительно повысит темпы укрепления рубля, а также усилит зависимость национального финансового рынка от мировой конъюнктуры цен на нефть.
Направление средств Стабилизационного фонда на приобретение ценных бумаг российских эмитентов является крайне опасным, поскольку масштабное изъятие в случае неблагоприятной конъюнктуры средств фонда из обращающихся на национальном фондовом рынке финансовых инструментов приведет к дестабилизации последнего. С другой стороны, возможные кризисные явления на российском рынке ценных бумаг могут вызвать падение стоимости активов Стабилизационного фонда, то есть могут подорвать его способность исполнять роль стратегического резерва государства.
2.3 Управление стабилизационным фондом России
В соответствии со статьей 96.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:
1) Установить, что управление средствами Стабилизационного фонда Российской Федерации (далее — Стабилизационный фонд) может осуществляться:
а) путем приобретения за счет средств Стабилизационного фонда иностранной валюты в долларах США, евро и английских фунтах стерлингов (далее — разрешенная иностранная валюта) и ее размещения на открытых в Центральном банке Российской Федерации банковских счетах в разрешенной иностранной валюте (далее — счета по учету средств Стабилизационного фонда). За пользование денежными средствами на счетах по учету средств Стабилизационного фонда Центральный банк Российской Федерации уплачивает проценты, установленные договором банковского счета по учету средств Стабилизационного фонда (далее — договор банковского счета);
б) путем приобретения за счет средств Стабилизационного фонда долговых обязательств иностранных государств, в которые могут размещаться средства Стабилизационного фонда.
2) Утвердить прилагаемый перечень требований к долговым обязательствам иностранных государств, в которые могут размещаться средства Стабилизационного фонда Российской Федерации.
3) Управление средствами Стабилизационного фонда осуществляется Министерством финансов Российской Федерации.
4) Министерству финансов Российской Федерации в месячный срок разработать и утвердить:
а) нормативную валютную структуру средств Стабилизационного фонда, порядок приведения фактической валютной структуры средств Стабилизационного фонда в соответствие с нормативной;
б) нормативы минимального и максимального сроков до погашения выпусков долговых обязательств, указанных в подпункте «б» пункта 1 настоящего постановления;
в) порядок расчета и зачисления процентов, начисляемых на остатки средств на счетах по учету средств Стабилизационного фонда, и иные условия договора банковского счета;
г) порядок взаимодействия с Федеральным казначейством при
проведении операций по счетам по учету средств Стабилизационного фонда.
5) Федеральному казначейству в месячный срок после утверждения нормативных актов, указанных в пункте 4 настоящего постановления, заключить с Центральным банком Российской Федерации договор банковского счета.
6) Министерству финансов Российской Федерации представлять в Правительство Российской Федерации в составе отчетности об исполнении федерального бюджета квартальные и годовые отчеты о размещении средств Стабилизационного фонда. При этом:
а) в квартальном отчете по состоянию на 1 апреля, 1 июля, 1 октября отражаются:
- объем приобретенной разрешенной иностранной валюты и разрешенной иностранной валюты, размещенной на счетах по учету средств Стабилизационного фонда;
- расчетные ставки процентов за пользование денежными средствами на счетах по учету средств Стабилизационного фонда;
- расчетные суммы дохода за пользование денежными средствами на счетах по учету средств Стабилизационного фонда;
- наименования и основные характеристики приобретенных за счет средств Стабилизационного фонда долговых обязательств иностранных государств;
- доход, полученный от размещения средств Стабилизационного фонда в долговые обязательства иностранных государств по видам долговых обязательств иностранных государств;
б) в годовом отчете, кроме информации, предусмотренной подпункте «а» настоящего пункта, отражаются:
- сведения об остатках средств на счетах по учету средств
Стабилизационного фонда;
- сведения о процентах, уплаченных за истекший год за пользование денежными средствами на счетах по учету средств Стабилизационного фонда;
- годовой доход, полученный от размещения средств
Стабилизационного фонда в долговые обязательства иностранных государств по видам долговых обязательств иностранных государств[8].
продолжение
--PAGE_BREAK--2.4 Правила инвестирования средств Фонда
Фонд аккумулирует поступления средств вывозной таможенной пошлины на нефть и налога на добычу полезных ископаемых (нефть), при цене на нефть сорта Юралс, превышающей базовую цену[9].
Согласно предназначению Фонда — служить стратегическим финансовым резервом государства, его средства могут размещаться в долговые обязательства иностранных государств, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации наделило Министерство финансов Российской Федерации полномочиями по распределению активов Фонда в разрезе валют, весов и сроков и утвердило порядок управления средствами Фонда.
В соответствии с утвержденным порядком управление средствами Фонда может осуществляться следующими способами (как каждым по отдельности, так и одновременно):
1) путем приобретения за счет средств Фонда долговых обязательств иностранных государств;
2) путем приобретения за счет средств Фонда иностранной валюты и ее размещения на счетах по учету средств Стабилизационного фонда в иностранной валюте в Банке России. За пользование денежными средствами на указанных счетах Банк России уплачивает проценты. Порядок расчета и зачисления указанных процентов утверждается Министерством финансов Российской Федерации[10].
При этом согласно утвержденному Министерством финансов Российской Федерации порядку расчета и зачисления процентов, начисляемых на счета по учету средств Стабилизационного фонда в иностранной валюте, Банк России уплачивает на остатки на указанных счетах проценты, эквивалентные доходности портфелей, сформированных из долговых обязательств иностранных государств, требования к которым утверждены Правительством Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации определило, что к долговым обязательствам иностранных государств, в которые могут размещаться средства Фонда, относятся:
1) долговые обязательства в форме ценных бумаг правительств Австрии, Бельгии, Финляндии, Франции, Германии, Греции, Ирландии, Италии, Люксембурга, Нидерландов, Португалии, Испании, Великобритании и США, номинированные в долларах США, евро и английских фунтах стерлингов;
2) долговые обязательства, страны-эмитенты которых имеют рейтинг долгосрочной кредитоспособности не ниже уровня «ААА» по классификации рейтинговых агентств «Фитч Рейтинг» или «Стандарт энд Пурс» (Fitch-Ratingsили Standard& Poor's) либо не ниже уровня «Ааа» по классификации рейтингового агентства «Мудис Инвесторе Сервис» (Moody’sInvestorsService);
3) долговые обязательства, срок погашения которых является фиксированным, условия выпуска и обращения не предусматривают права эмитента осуществить досрочно их выкуп (погашение) и права владельца долговых обязательств досрочно предъявить их к выкупу (погашению) эмитентом;
4) долговые обязательства, ставка купонного дохода (в случае купонных долговых обязательств) и номиналы которых являются фиксированными;
5) долговые обязательства, объем выпуска которых, находящийся в обращении, составляет не менее 1 млрд. долларов США для долговых обязательств, номинированных в долларах США, не менее 1 млрд. евро- для долговых обязательств, номинированных в евро, и не менее 0,5 млрд. фунтов стерлингов для долговых обязательств, номинированных в фунтах стерлингов;
6) долговые обязательства, выпуски которых не являются выпусками, предназначенными для частного (непубличного) размещения.
Срок до погашения долговых обязательств иностранных государств на день их приобретения (день формирования портфеля) находится в диапазоне, ограниченном следующими сроками (в годах)[11]:
1) Минимальный срок — 0,25;
2) Максимальный срок — 3
Утвержденная Минфином России нормативная валютная структура средств фонда обеспечивает минимизацию влияния высокой волатильности международных валютных рынков на финансовые результаты размещения его средств. Данное соотношение валют соответствует текущей тенденции снижении веса доллара США и увеличении веса других валют при формировании иностранными центральными банками своих валютных резервов. В то же время доллар также будет сохранять важную роль в мировой экономике, и его рано сбрасывать со счетов.
По состоянию на 1 марта 2007 г. совокупный объем Стабилизационного фонда Российской Федерации составил 2 708,85 млрд. рублей, что эквивалентно 103,55 млрд. долларов США. Указанный объем средств соответствует сумме остатков на счетах Федерального казначейства в Центральном банке Российской Федерации по учету средств Стабилизационного фонда в рублях и иностранной валюте по состоянию на конец предыдущего дня, пересчитанных по официальным курсам иностранных валют, установленным Банком России на эту дату. Остатки средств на отдельных счетах по учету средств Стабилизационного фонда в иностранной валюте по состоянию на 1 марта 2007 г. составили[12]:
44,31 млрд. долларов США;
34,60 млрд. евро;
5,19 млрд. фунтов стерлингов Соединенного королевства.
продолжение
--PAGE_BREAK--2.5 Анализ доходности размещения средств Стабилизационного фонда
Для анализа нами был выбран отчетный период с 01.01.06 по 31.12.06.
Данные для анализа получены с официального сайта Минфина Российской Федерации. Котировки курса валют получены с официального сайта Центробанка Российской Федерации.
Перечень операций и суммы начислений и списаний за данный период указаны в таблице 1.
Таблица 1
Перечень операций и суммы начислений и списаний
Дата
операции
Содержание операции
Сумма операции (руб.)
Зачислено
Списано
Остатки на 01,01,06
1237034969628,31
27,01,06
Зачисление дополнительных доходов от НДПИ и вывозной таможенной пошлины
176488634900,00
31,01,06
Зачисление остатков средств федерального бюджета на 01,01,06
45551639000,00
09,02,06
Возвратизлишне перечисленных средств
40000000,00
28,02,06
Зачисление дополнительных доходов от НДПИ и вывозной таможенной пошлины
103632042900,00
27,03,06
Зачисление дополнительных доходов от НДПИ и вывозной таможенной пошлины
114773280600,00
27,04,06
Зачисление дополнительных доходов от НДПИ и вывозной таможенной пошлины
122592102500,00
30,05,06
Зачисление дополнительных доходов от НДПИ и вывозной таможенной пошлины
128936640400,00
02,06,06
Зачисление дополнительных доходов от НДПИ и вывозной таможенной пошлины
2243342000,00
27,06,06
Зачисление дополнительных
доходов от НДПИ и вывозной
таможенной пошлины
135583980100,00
26,07,06
Зачисление дополнительных
доходов от НДПИ и вывозной
таможенной пошлины
140236707100,00
15,08,06
Досрочное погашение части
внешнего долга РФ перед
странами-членами Парижского
клуба
616769271300,00
25,08,06
Зачисление дополнительных
доходов от НДПИ и вывозной
таможенной пошлины
138921652900,00
22.09,06
Зачисление дополнительных
доходов от НДПИ и вывозной
таможенной пошлины
157093234200,00
29,09,06
Зачисление дополнительных
доходов от НДПИ и вывозной
таможенной пошлины
12053753200,00
25,10,06
Зачисление дополнительных
доходов от НДПИ и вывозной
таможенной пошлины
152971738600,00
24,11,06
Зачисление дополнительных
доходов от НДПИ и вывозной
таможенной пошлины
135243246400,00
22,12,06
Зачисление дополнительных
доходов от НДПИ и вывозной
таможенной пошлины
131409807000,00
ИТОГО ПРЯМЫЕ ДОХОДЫ СТАБФОНДА РФ
2317957500128,31
22,12,06
Зачисление доходов от
размещения средств
Стабилизационного фонда
Российской Федерации
22987528874,43
Таким образом, наглядно видно, что за отчетный год на счет Стабилизационного фонда было сделаны начисления дополнительных доходов от Налога на добычу полезных ископаемых и от вывозной таможенной пошлины. Также были произведены списание средств на досрочное погашение части внешнего долга РФ перед странами-членами Парижского клуба и возврат излишне перечисленных средств[13].
На конец периода объем средств Стабилизационного фонда составил 231795500128 руб. 31 коп. С этих средств был начислен доход от их размещения в размере 22987528874 руб. 43 коп., что составило 9,9% суммы от объема средств конца периода.
С 24 июля 2006 г. на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 21.04.2006г. №229 в целях управления средствами Стабилизационного фонда Российской Федерации стали приобретать иностранную валюту за счет рублевых накоплений Стабилизационного фонда. К концу отчетного периода все средства Стабилизационного фонда были переведены в иностранную валюту. Объем средств на валютных счетах приведен в таблице 2.
Таблица 2
Объем средств Стабилизационного фонда на валютных счетах
Наименование
иностранной
валюты
Остаток на счете, у. е.
Курс Центробанка РФ на 22.12.2006 (руб. за 1у.е.)
Остаток на счете, руб. по курсу Центробанка РФ
Доллар США
39008325809,61
26,2928
1025638108846,94
Евро
30525238290,75
34,7065
1059424182737,86
Фунт стерлингов
4590176797,76
51,7048
237334173292,90
ИТОГО:
2322396464877,69
При пересчете объема инвалютных средств в рублевый эквивалент видно, что существует разница между итогами доходов Стабилизационного фонда в размере 4438964749 руб. 38 коп., но эта разница составляет всего лишь 0,2% от объема денежных средств Фонда. Величина дохода от размещения средств Стабилизационного фонда составила 1%.
На совещании президента и правительства России Г. Греф сообщил, что инфляция в 2006 г. составила 9%. Таким образом, средства, накопленные в Стабилизационном фонде, обесценились на 8%. И потери в результате инфляции составили 185791717190,22 руб.
На основании проведенного анализа можно сделать вывод, что Стабилизационный фонд в 2006 г. понес убытки.
продолжение
--PAGE_BREAK--3. Распределение стабилизационного фонда Российской Федерации 3.1 Распределение средств в соответствии с законодательством
В соответствии с законодательством РФ средства Фонда могут быть использованы на покрытие дефицита федерального бюджета при снижении цены на нефть ниже базовой цены. Если накопленный объем средств Фонда превышает 500 млрд. рублей, сумма превышения может быть использована на иные цели. Объем использования средств Фонда определяется федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год[14].
В начале 2006 г. Счетной палатой была проведена проверка по вопросам формирования и использования Стабилизационного фонда Российской Федерации и по вопросам эффективности размещения средств Стабилизационного фонда.
По результатам проверки Счетной палаты работы Стабилизационного фонда в 2005 г. было определено, что механизм, обеспечивающий юридическую безопасность средств Стабилизационного фонда при их инвестировании в долговые обязательства иностранных государств не утвержден, и по этому операции по управлению средствами Стабилизационного фонда не проводились.
В 2005 году средства Фонда превысили уровень в 500 млрд. рублей, и их часть была направлена на выплату внешнего долга Российской Федерации и покрытие дефицита Пенсионного фонда Российской Федерации в следующих объемах:
1) 93,5 млрд. рублей (эквивалент 3,3 млрд. долларов США) было направлено на погашение долга перед Международным валютным фондом;
2) 430,1 млрд. рублей (эквивалент 15 млрд. долларов США) — на погашение долга перед странами-членами Парижского клуба;
3) 123,8 млрд. рублей (эквивалент 4,3 млрд. долларов США) — на погашение долга перед Внешэкономбанком по кредитам, предоставленным Министерству финансов Российской Федерации в 1998-1999 годах для погашения и обслуживания государственного внешнего долга Российской Федерации;
4) 30 млрд. рублей (эквивалент 1,04 млрд. долларов США) направлено на покрытие дефицита Пенсионного фонда Российской Федерации[15].
Счетная палата РФ 24 мая 2007 г. включила в план проверок на этот год проверку расходования средств Стабилизационного фонда в 2006 г. Об этом заявил на заседании комиссии Совета Федерации по взаимодействию со Счетной палатой зампред Счетной палаты Александр Семиколенных. По мнению Счетной, палаты: средства Стабилизационного фонда расходуются нецелесообразно. «Деньги там лежат без движения, то что при этом наше государство еще и заимствует деньги — это мы не одобряем», — подчеркнул А. Семиколенных[16].
Счетная палата уже предлагала различные варианты инвестирования средств из Стабилизационного фонда. Она считает, что деньги, накопленные государством, необходимо инвестировать.
Стерилизуемая Стабилизационным фондом денежная масса является одним из основных факторов сдерживания инфляции. Средства фонда разрешено тратить на два приоритетных направления — покрытие дефицита Пенсионного фонда и выплату внешних долгов. Так, правительство собирается в ближайшие несколько лет погасить долг в 43 миллиарда долларов Парижскому клубу кредиторов. Средства, необходимые для этого, будут изыскиваться, в том числе и из Стабилизационного фонда.
3.2 Основные направления повышения эффективности использования Стабилизационного фонда
Благодаря высоким ценам на нефть российское правительство постоянно пополняет Стабилизационный фонд. Как следовало бы распорядиться этими деньгами?
25-26 июня 2005 г. ВЦИОМ был проведен Всероссийский опрос. Опрошено 1594 человека в 153 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4 процента[17]. Данные опроса приведены в таблице 3.
Таблица 3
Данные Всероссийского опроса на тему: « Как распорядиться сбережениями Стабфонда»
Благодаря высоким ценам на нефть российское правительство постоянно пополняет стабилизационный фонд. Как следовало бы распорядиться этими деньгами?
Вложить в реформу системы здравоохранения
213 чел
Повысить пенсии
184 чел
Вложить в сельское хозяйство
178 чел
Повысить зарплаты бюджетникам
171 чел
Вложить в промышленность, построить современные предприятия
158 чел
Вложить в реформу системы образования
125 чел
Построить современные дороги
118 чел
Повысить другие социальные выплаты (инвалидам, сиротам и т. д.)
99 чел
Погасить досрочно внешний долг страны
92 чел
Вложить в фундаментальную науку и в сферу высоких технологий
86 чел
Профинансировать перевооружение российской армии
39 чел
Стабилизационный фонд трогать нельзя, это неприкосновенный запас на случай резкого падения цен на нефть
33 чел
Профинансировать улучшение экологической обстановки
26 чел
Вложить в дорогостоящие проекты, поднимающие мировой престиж страны (освоение космоса, проведение Олимпиады в России, постройку высокоскоростной магистрали Москва- Петербург и т. п.)
13 чел
Профинансировать модернизацию электроэнергетической системы России
6 чел
Другое
7 чел
Затрудняюсь ответить
46 чел
Причем по данным того же опроса большинство людей хотят, чтобы эти деньги работали внутри страны, а не уходили на досрочное погашение внешнего долга страны. Данные приведены в таблице 4.
Таблица 4
Данные опроса на тему: « Правильно ли поступает правительство?»
Как Вы считаете, правильно ли поступает правительство, которое готово расходовать средства стабилизационного фонда только на досрочное погашение внешнего долга?
Ответ
Всего опрошенных
Сторонники политических партий
«Единая Россия»
КПРФ
ЛДПР
«Родина»
Да
23%
29%
18%
22%
22%
Нет
61%
57%
72%
62%
69%
Затрудняюсь ответить
16%
14%
11%
16%
9%
По моему мнению, что если уж и использовать активы Стабилизационного фонда, то использовать их надо в нашей стране, вкладывая в акции, ценные бумаги наших компаний.
Так же я думаю, что сверхдоходы от экспорта нефти, которые формируют стабилизационный фонд, можно было потратить гораздо более эффективно, резко снизив налогообложение. Причем, снижать налоги избирательно, прежде всего, стимулируя рост высокотехнологичных отраслей, отраслей, имеющих экспортный потенциал, не сырьевой, и за счет этого как раз снизить зависимость экономики нефтяного фактора, ведь запасы нефти даже в нашей стране не безграничны.
На что нужно тратить деньги? Я считаю, что это вопрос, который зависит от того, какие общество цели ставит. Если мы ставим цель, например, повышение здоровья нации, снижение смертности, повышение продолжительности жизни, то тогда, в первую очередь, на медицину. Потому что резкое сокращение расходов на медицину привело сегодня к катастрофическому состоянию.
Если ориентироваться на развитие российского производителя то не надо изымать эти деньги из экономики, а путем снижения налогообложения оставить их конкретным хозяйствующим субъектам, которые используют эти деньги на те же самые инвестиции, но в своем конкретном производстве. Например, оставить их малому бизнесу; оставить их оборонному комплексу, у которого есть экспортный потенциал; оставить их отраслям, которые в состоянии обеспечить инновации. А то, что бюджет страны не доберет за счет снижения налоговых сборов покрыть средствами Стабилизационный фонда, ведь он и предназначен для покрытия дефицита бюджета. Хотя из-за снижения налоговых ставок собираемость налогов может увеличиться или остаться на том же уровне, ведь кто-то из производителей решиться выйти из «тени».
Что касается того, как средства фонда инвестируются, о том, как они должны быть защищены от инфляции, на этот счет окончательного решения нет. И это, кстати, один из упреков, который регулярно и совершенно справедливо предъявляется авторам идеи Стабилизационного фонда. Эти деньги фактически обесцениваются, как минимум, в меру российской инфляции, потому что в лучшем случае и то частично они размещаются в западные ценные бумаги, доходность которых сейчас чрезвычайно низка.
4. Итог существования Стабилизационного фонда
4.1.
Стабилизационный фонд перед распадом
Любая экономика должна иметь запас прочности. История финансовой прочности в России завершила очередной цикл. Стабилизационный фонд РФ создан в 2004 году, как продолжение бюджета развития, который впервые появился в истории российского бюджета 5 ноября 1998 года. Основной идеей «бюджета развития» было финансирование государством крупных проектов в промышленности (главным образом в ВПК), которые должны были стать «локомотивами развития» российской промышленности в условиях кризиса.
Новая идея стабилизационного фонда поначалу была прямой противоположностью идеи «бюджета развития». Она предполагала, в первую очередь, формирование финансового резерва для финансирования дефицита бюджета в случае падения цен на нефть, во вторую очередь — стерилизацию избыточных долларовых доходов от экспорта нефти и облегчение, таким образом, контроля над инфляцией, благодаря тому, что сверхдоходы будут вложены в иностранные активы. Наконец, стабилизационный фонд должен был стать резервом для решения проблем финансирования системы государственных пенсий в среднесрочной перспективе.
Идея была поддержана практически всеми — успешная практика функционирования таких фондов во множестве государств мира, от Норвегии до Катара, говорила сама за себя.
1. Стабилизационный фонд Российской Федерации— часть средств федерального бюджета, образующаяся за счет превышения цены на нефть над базовой ценой на нефть, подлежащая обособленному учету, управлению и использованию в целях обеспечения сбалансированности федерального бюджета при снижении цены на нефть ниже базовой.
(Согласно БК РФ, ст. 96.1)
2. Стабилизационный фонд Российской Федерации, основанный 1 января 2004 года, является частью федерального бюджета.
Фонд призван обеспечивать сбалансированность федерального бюджета при снижении цены на нефть ниже базовой(установлена с 1 января 2006 года на уровне 27 долларов США за баррель сорта Юралс (Urals); первоначально “цена отсечения” была установлена на уровне $20 за баррель).
Фонд способствует стабильности экономического развития страны, является одним из основных инструментов связывания излишней ликвидности, уменьшает инфляционное давление, снижает зависимость национальной экономики от неблагоприятных колебаний поступлений от экспорта сырьевых товаров.
3. Стабилизационный фонд РФ перед разделением
Совокупный объем Стабилизационного фонда РФ на 1 января 2008 года составил 3 трлн. 849,11 млрд. руб., что эквивалентно 156,81 млрд. долларов США (по данным Министерства финансов РФ).
Более детально, денежные активы (monetary assets) Стабилизационного фонда состоят: 66,85 млрд. долл. США (USD), 59,95 млрд. евро (EUR) и 7,7 млрд. фунтов стерлингов Великобритании (GBP). Изначально закладывались следующие пропорции между мировыми валютами: USD — 45%, EUR — 45% и GBP — 10%.
Размер стабилизационного фонда РФ предостален в таблице 5.
Таблица 5
Размер Стабилизационного фонда РФ
4. Средства Стабилизационного фонда Российской Федерации могут быть использованы:
2005 г.
· на покрытие дефицита бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации в ходе его исполнения;
· на погашение государственного внешнего долга Российской Федерации.
(ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О ФЕДЕРАЛЬНОМ БЮДЖЕТЕ НА 2005 ГОД» от 23 декабря 2004 года №173-ФЗ Статья 3)
2006 г.
Средства Стабилизационного фонда сверх базового объема должны направляться исключительно на замещение источников внешнего финансирования дефицита бюджета и (или) досрочное погашение государственного внешнего долга.
(БЮДЖЕТНОЕ ПОСЛАНИЕ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОМУ СОБРАНИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «О БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКЕ В 2007 ГОДУ» от 30 мая 2006 года) 2007 г.
n имущественного взноса Российской Федерации в уставный капитал государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» в сумме 180 000 000,0 тыс. рублей;
n имущественного взноса Российской Федерации в государственную корпорацию «Российская корпорация нанотехнологий» в сумме 30 000 000,0 тыс. рублей;
n формирования Инвестиционного фонда Российской Федерации в сумме 90 000 000,0 тыс. рублей.
(ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О ФЕДЕРАЛЬНОМ БЮДЖЕТЕ НА 2007 ГОД» от 19 декабря 2006 года №238-ФЗ)
4.2.
Доходность Стабфонда
Расчетная доходность Стабфонда с начала операций по его размещению (с 24 июля 2006г.), взвешенная в соответствии с его валютной структурой, составила 10,75% годовых в долларах США.
Расчетная доходность от размещения средств Стабфонда на счете в долларах составила 6,23% годовых, на счете в евро — 3,62% годовых, на счете в фунтах стерлингов — 5,52% годовых. Курсовая разница от переоценки остатков средств на данных счетах с 15 декабря 2007г. по 31 января 2008г. составила 2,53 млрд. руб.
При этом расчетная сумма дохода от размещения средств фонда с 15 декабря 2007г. по 30 января 2008г. составила 1,17 млрд. долл., что эквивалентно 28,63 млрд. руб. Как отметил П.Казакевич, данные средства будут перечислены в Резервный фонд.
Как Были распределены средства Стабилизационного фонда РФ представлено в таблице 6.
Таблица 6
Распределение средств Стабфонда
На 30 января 2008г. совокупный объем Стабфонда составил 3 трлн 851,8 млрд руб., что эквивалентно 157,38 млрд долл. Остатки средств на счетах по учету средств Стабфонда в иностранной валюте на 30 января составили 66,85 млрд долл., 50,95 млрд евро и 7,7 млрд фунтов стерлингов.
Совокупный объем Резервного фонда на 31 января 2008г. составил 3 трлн 069 млрд руб., или 125,4 млрд долл. Остатки средств на счетах по учету средств Резервного фонда в иностранной валюте составили 56,43 млрд долл., 38,21 млрд евро и 6,31 млрд фунтов стерлингов.
Объем Фонда национального благосостояния на 31 января составил 782,8 млрд руб., или 31,98 млрд долл. Остатки средств на счетах фонда в иностранной валюте составили 10,42 млрд долл., 12,73 млрд евро и 1,39 млрд фунтов стерлингов.
Как отметил П.Казакевич, «с прекращением существования Стабфонда завершается важный этап эволюции учета средств, полученных от благоприятной внешней конъюнктуры».
4.3.
Резервный фонд.
Резервный фонд является частью средств федерального бюджета. Фонд призван обеспечивать выполнение государством своих расходных обязательств в случае снижения поступлений нефтегазовых доходов в федеральный бюджет.
Резервный фонд способствует стабильности экономического развития страны, уменьшая инфляционное давление и снижая зависимость национальной экономики от колебаний поступлений от экспорта невозобновляемых природных ресурсов.
Резервный фонд фактически заменил собой Стабилизационный фонд Российской Федерации. В отличие от Стабилизационного фонда Российской Федерации помимо доходов федерального бюджета от добычи и экспорта нефти источниками формирования Резервного фонда также являются доходы федерального бюджета от добычи и экспорта газа.
Максимальный размер Резервного фонда закреплен на уровне 10 % прогнозируемого на соответствующий финансовый год объема валового внутреннего продукта Российской Федерации, что является гарантией исполнения расходов федерального бюджета в течение трех лет при снижении мировых цен на энергоресурсы. Указанный временной горизонт связан с трехлетним периодом бюджетного планирования и необходимостью адаптации бюджетной политики к изменяющимся внешнеэкономическим условиям.
Начиная с 2008 года нефтегазовые доходы учитываются отдельно от других доходов федерального бюджета. Нефтегазовые доходы федерального бюджета формируются за счет:
— налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (нефть, газ горючий природный из всех видов месторождений углеводородного сырья, газовый конденсат из всех видов месторождений углеводородного сырья);
— вывозных таможенных пошлин на нефть сырую;
— вывозных таможенных пошлин на газ природный;
— вывозных таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти.
Определенная часть указанных нефтегазовых доходов в виде нефтегазового трансферта ежегодно направляется на финансирование расходов федерального бюджета. Величина нефтегазового трансферта утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Объем нефтегазового трансферта установлен в процентах от прогнозируемого на соответствующий год объема валового внутреннего продукта:
— в 2008 году — 6,1 %;
— в 2009 году — 5,5 %;
— в 2010 году — 4,5 %;
— начиная с 2011 года и далее – 3,7 %.
После формирования нефтегазового трансферта в полном объеме нефтегазовые доходы поступают в Резервный фонд. Нормативная величина Резервного фонда утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в абсолютном размере, определенном исходя из 10 % прогнозируемого на соответствующий год объема валового внутреннего продукта. После наполнения Резервного фонда до указанного размера нефтегазовые доходы направляются в Фонд национального благосостояния.
Другим источником формирования Резервного фонда являются доходы от управления его средствами.
Средства нефтегазовых доходов федерального бюджета, Резервного фонда и Фонда национального благосостояния учитываются на отдельных счетах по учету средств федерального бюджета, открытых Федеральным казначейством в Центральном банке Российской Федерации.
Расчеты и перечисления средств в связи с формированием и использованием нефтегазовых доходов федерального бюджета, нефтегазового трансферта, средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния осуществляются Министерством финансов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Средства Резервного фонда могут использоваться на финансовое обеспечение нефтегазового трансферта и досрочное погашение государственного внешнего долга.
Использование средств Резервного фонда на формирование нефтегазового трансферта происходит в случае недостаточности для этих целей нефтегазовых доходов федерального бюджета, поступивших за соответствующий финансовый год.
Такое использование средств Резервного фонда в периоды неблагоприятной конъюнктуры мировых цен на энергоносители позволит проводить сбалансированную бюджетную политику, обеспечить стабильное социально-экономическое развитие страны, снизив его зависимость от колебаний на мировых товарно-сырьевых рынках.
Министерство финансов Российской Федерации в ходе исполнения федерального бюджета вправе использовать без внесения изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период средства Резервного фонда на финансовое обеспечение нефтегазового трансферта в случае недостаточности для его осуществления фактически поступивших в текущем финансовом году нефтегазовых доходов.
Предельный объем использования средств Резервного фонда для финансового обеспечения нефтегазового трансферта утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Использование средств Резервного фонда на досрочное погашение государственного внешнего долга Российской Федерации ориентировано на снижение долговой нагрузки федерального бюджета за счет незапланированных доходов федерального бюджета и экономию средств федерального бюджета за счет сокращения расходов на обслуживание долговых обязательств Российской Федерации.
4.4.
Фонд национального благосостояния.
Фонд национального благосостояния является частью средств федерального бюджета. Фонд призван стать частью устойчивого механизма пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации на длительную перспективу. Целями Фонда национального благосостояния являются обеспечение софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации и обеспечение сбалансированности (покрытие дефицита) бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.
Начиная с 2008 года нефтегазовые доходы учитываются отдельно от других доходов федерального бюджета. Нефтегазовые доходы федерального бюджета формируются за счет:
— налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (нефть, газ горючий природный из всех видов месторождений углеводородного сырья, газовый конденсат из всех видов месторождений углеводородного сырья);
— вывозных таможенных пошлин на нефть сырую;
— вывозных таможенных пошлин на газ природный;
— вывозных таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти.
Определенная часть указанных нефтегазовых доходов в виде нефтегазового трансферта ежегодно направляется на финансирование расходов федерального бюджета. Величина нефтегазового трансферта утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Объем нефтегазового трансферта установлен в процентах от прогнозируемого на соответствующий год объема валового внутреннего продукта:
— в 2008 году — 6,1 %;
— в 2009 году — 5,5 %;
— в 2010 году — 4,5 %;
— начиная с 2011 года и далее – 3,7 %.
После формирования нефтегазового трансферта в полном объеме нефтегазовые доходы поступают в Резервный фонд. Нормативная величина Резервного фонда утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в абсолютном размере, определенном исходя из 10 % прогнозируемого на соответствующий год объема валового внутреннего продукта. После наполнения Резервного фонда до указанного размера нефтегазовые доходы направляются в Фонд национального благосостояния.
Другим источником формирования Фонда национального благосостояния являются доходы от управления его средствами.
Средства нефтегазовых доходов федерального бюджета, Резервного фонда и Фонда национального благосостояния учитываются на отдельных счетах по учету средств федерального бюджета, открытых Федеральным казначейством в Центральном банке Российской Федерации.
Расчеты и перечисления средств в связи с формированием и использованием нефтегазовых доходов федерального бюджета, нефтегазового трансферта, средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния осуществляются Министерством финансов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Средства Фонда национального благосостояния могут быть использованы только на софинансирование добровольных пенсионных накоплений граждан России и обеспечение сбалансированности (покрытие дефицита) бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации. Объем средств Фонда национального благосостояния, направляемых на указанные цели, устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной год и плановый период.
Порядок софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации определен в Федеральном законе от 30 апреля 2008 г. № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений».
продолжение
--PAGE_BREAK--