БЕЛОРУССКИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯИ СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Кафедра экономики и управления бизнесом
КУРСОВАЯ РАБОТА
На тему: СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯБЕЗРАБОТИЦЫ
Студенткагруппы 913, Специальности
“Менеджмент"Матяева Ю.А.
Научныйруководитель
к.э. н., доцент Л.В. Воробьёва
Минск 2010
Содержание
Введение
1. Теоретические основы макроэкономического анализапоследствий безработицы
1.1 Безработица: понятие, показатели, особенности измерения
1.2 Оценка последствийбезработицы в неоклассической и кейнсианской моделях
1.3 Формы государственного регулирования последствийбезработицы
2. Анализ безработицы в Республике Беларусь и оценка еёпоследствий
2.1 Масштабы и динамика безработицы с 2000 по 2009гг.
2.2 Структура и продолжительность безработицы
2.3 Проблемы безработицы и методы их преодоления вРеспублике Беларусь
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Введение
В современную эпоху занятость стала одной из острых социально-экономическихпроблем, волнующих и государство, и общество, и отдельных людей. И с каждым новымдесятилетием ее острота не только не ослабевает, но, наоборот, все более нарастает.Одни государства решают эту проблему более или менее успешно, другие же испытываютв ее решении значительные трудности. Чем больше людей занято общественно полезнойи эффективной работой, тем больше в стране валовой внутренний продукт (при прочихравных условиях). Наличие высокой и растущей безработицы не позволяет произвестипотенциально возможный ВВП (выпуск продукции при полной и эффективной занятости),что создает значительные трудности для государства в решении социальных проблем.В особенно тяжелом положении оказываются лица, длительное время не работающие ине имеющие источников существования, кроме пособий, выделяемых в соответствии стеми или иными государственными программами. Это толкает их на поиск жизненных средствнезаконным путем, усиливает криминальную ситуацию и другие негативные явления вобществе.
Безработица оказывает прямое и сильное воздействие на каждогочеловека. Потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровняи наносит серьезную психологическую травму.
По признанию западных экономистов, безработица сегодня — центральнаяпроблема стран с развитой рыночной экономикой. Американские исследователи установили,что один год безработицы отнимает у человека пять лет жизни.
Актуальность темы курсовой работы в том, что эта проблема нуждаетсяв глубоком научном исследовании, всестороннем теоретическом анализе и выработкена этой основе практических рекомендаций, которые могли бы быть использованы дляразработки и реализации эффективной экономической и социальной политики, направленнойна обеспечение занятости трудоспособного населения страны, снижение безработицыдо минимального, социально допустимого уровня. Политика занятости должна формироватьсяс учетом возможности трудиться разных категорий населения. Более пристальное вниманиеследует уделить группе риска, т.е. занятости женщин, молодежи, инвалидов, и т.д.,стабильности получении ими доходов, исключению дискриминации в этих вопросах. Последнееотносится также к мигрантам, людям иной расы, цвета кожи, религии, политическихвзглядов и социального происхождения. Поэтому такую политику, как относительно самостоятельнуюможно осуществлять только при тесном взаимодействии, координации экономической исоциальной политики по обеспечению полной, продуктивной и свободно избираемой занятости.
Объектом изучения является безработица и её социально-экономическиепоследствия.
Целью данной курсовой работы является исследование социально-экономическихпоследствий безработицы
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
1) проанализировать безработицу в Республике Беларусь;
2) оценить последствия безработицы в Республике Беларусь
1. Теоретические основы макроэкономического анализапоследствий безработицы1.1 Безработица: понятие, показатели, особенности измерения
Безработица — это социально-экономическое явление, при которомчасть рабочей силы (экономически активного населения) не занята в производстве товарови услуг. Безработные наряду с занятыми формируют рабочую силу страны. В реальнойэкономической жизни безработица выступает как превышение предложения рабочей силынад спросом на нее.
К безработным, зарегистрированным в органах государственной службызанятости, относятся лица, не имеющие работы, ищущие работу и в установленном порядкеполучившие официальный статус безработного в органах государственной службы занятости.
Безработица возникает тогда, когда часть активного населенияне может найти работу, становится резервной армией труда. Безработица усиливаетсяво время экономических кризисов и последующих депрессий в результате резкого сокращенияспроса на рабочую силу [1, с.68].
Как и всякое социально-экономическое явление, безработица имеетзакономерные и случайные черты, сущностные и поверхностные характеристики, позитивныеи негативные стороны. Их интенсивность зависит от масштабов, уровня, региональнойспецифики, формы безработицы.
Современные экономисты рассматривают безработицу как естественнуюи неотъемлемую часть рыночного хозяйства. В этой связи большое внимание уделяетсяанализу типов безработицы. Критерием разграничения видов безработицы, как правило,служат причина ее возникновения и продолжительность, а основными типами безработицыявляются фрикционная, структурная и циклическая. Рассмотрим каждый из этих типовбезработицы.
Фрикционная безработица — безработица, обусловленная увольнениемпо собственному желанию с целью поиска новой, более подходящей работы. Этот видбезработицы характеризуется краткосрочным периодом, необходимым для нового трудоустройстваи существует всегда и везде. Причинами фрикционной безработицы могут быть получениенового образования, перемена места жительства, выход из отпуска по уходу за ребенком,предложение работать по смежной, более выгодной профессии в иной организации и другие.Наличие фрикционной безработицы подтверждает существование постоянной связи междунесовпадением увольнения с одних организаций и наймом работников другими организациями,перемещений от одних профессий к другим, из одних отраслей, регионов в другие. Повышениеблагосостояния может способствовать росту фрикционной безработицы. Ее снижению можетслужить совершенствование информированности ищущих работу о наличии вакансий, характереи особенностях свободных рабочих мест.
Фрикционная безработица имеет место прежде всего в рыночной экономике,а также в любых иных экономических системах. Четкой организацией системы информированиянаселения и его трудоустройства можно свести до минимума фрикционную безработицу,однако ликвидировать ее как экономическое явление в принципе невозможно. Фрикционнаябезработица считается неизбежной и в какой-то мере желательной. Потому что получениеболее высокооплачиваемой работы означает более высокие доходы для рабочих и болеерациональное распределение трудовых ресурсов, а, следовательно, и больший реальныйобъем национального продукта [1, с.72].
Более сложная форма безработицы — структурная безработица — какправило, связана с периодом поиска работы теми работниками, чья специальность иликвалификация не позволяют им быстро найти необходимую работу. Такое положение обусловленонесоответствием спроса и предложения на труд. И это несовпадение связано с технологическимиизменениями в производстве, которые порождают и структурные изменения в спросе нарабочую силу. По этой причине структурную безработицу еще иногда называют технологической.Под влиянием технологических изменений спрос на некоторые виды профессий прекращается,и работодатели ищут специалистов с новыми профессиями. Кроме того, происходят изменениятерриториального распределения рабочей силы, в результате чего в отдельных регионахможет накапливаться незанятое население.
В результате роста структурной безработицы возникает необходимостьформирования эффективной системы переквалификации высвобождаемых работников, оперативногообеспечения профессионально-квалификационной переориентации, подготовки и адаптацииработников к новым потребностям рынка. Как составная часть политики занятости структурнаябезработица определяет направления и пути формирования профессионально-квалификационной,отраслевой, территориальной, демографической и иных структур занятости населения,сопоставляя их с социальными целями, задачами и перспективой экономического развитиястраны, региона, экономической зоны.
Структурная безработица отличается от фрикционной тем, что имеетболее продолжительный характер. Фрикционные безработные, как правило, имеют возможностьполучить работу без дополнительной переподготовки, так как на рынке труда спросна и профессии сохраняется. Напротив, структурным безработным требуется иногда нетолько переподготовка, но и смена места жительства.
Наличие в экономике лишь фрикционной и структурной безработицыэкономисты характеризуют таким понятием, как естественная безработица. Оно быловведено в экономическую науку М. Фридменом в 1968 году и независимо от него разработанодругим американским ученым — Э. Фелпсом.
Естественную безработицу еще называют нормальной, предельно допустимой.Она представляет собой совокупность тех форм безработицы, которые неустранимы ипредопределяют долговременное устойчивое равновесие рынка труда.
По существу, естественная безработица — это доля безработных,которая соответствует целесообразному уровню полной занятости в экономике, то естьпотенциальному ВНП. Понятие полной занятости не означает, что все люди трудоспособноговозраста заняты в общественном производстве, поскольку наличие в экономике фрикционнойи структурной безработицы неизбежно. Уровень безработицы при полной занятости определяетсяпрежде всего минимальной заработной платой. Ее низкий уровень способствует тому,что удлиняются сроки поиска работы молодежью, впервые ищущей работу, а также темибезработными, которые ищут более высокооплачиваемую работу. На естественный уровеньбезработицы влияют также существующая система социального страхования по безработице,авторитет профсоюзов, склонность людей к трудовой деятельности, различия в темпахроста по секторам экономики, налоги и т.д.
Для расчета естественного уровнябезработицы может быть использована динамическая модель устойчивого уровня безработицы(«модель динамики рабочей силы»), предложенная М. Фридменом, который исходилиз того, что основной причиной безработицы является несовершенство информации. Частьзанятых теряет работу, становясь безработными, а часть безработных трудоустраиваютсяи становятся занятыми. Эти перемещения (потоки) изображены на рис.1.
/>
Рис.1. Модель динамики рабочей силы
В устойчивом состоянии количество занятых, потерявших работуи ставших безработными, равна количеству безработных, нашедших работу и ставшихзанятыми.
Уровень естественной безработицы иногда называют полной безработицейимея в виду, что уровень безработицы никогда не бывает нулевым, потому что по естественнымпричинам люди постоянно покидают ряды безработных и пополняют их. Кто-то, например,впервые ищет работу, кто-то занят поисками лучшего места работы, то есть люди затрачиваютвремя на поиски работы, являясь в этот период безработными.
Циклическая безработица — циклообразный, постоянно меняющийсяпо масштабам, продолжительности и составу незанятых вид безработицы, связанный сциклом деловой конъюнктуры. По величине представляет собой разницу между фактическимуровнем безработицы и естественным.
Пиковые уровни по масштабу и продолжительности циклической безработицыимеют место в периоды спада (кризиса) экономики и достигают минимальных значенийпри подъеме производства. Данный вид безработицы считается самым болезненным длянаселения и характеризует состояние рынка труда в целях, а также по конкретно рассматриваемымрегионам, критериям населения.
Наличие циклической безработицы свидетельствует о неполном использованиипроизводственных ресурсов. В этом случае фактический объем национального производстваниже потенциального. Если же фактический уровень ВНП равен потенциальному, то естественныйуровень безработицы равен фактическому. В этом случае циклическая безработица отсутствует,то есть равна 0. Следовательно, чем ниже фактический ВНП по сравнению с потенциальным,тем больше циклическая безработица [1, с.73].
Таким образом, анализ форм безработицы показывает, что безработицуна естественном уровне следует рассматривать как положительное явление в экономике,в то время как циклическую безработицу — как крайне негативное явление. Циклическаябезработица ведет к снижению благосостояния индивидов из-за падения их доходов.Однако общество в целом несет большие потери, чем отдельные его индивиды. Это объясняетсятем, что работающий человек платит обществу налоги, в то время как безработный нетолько их не платит, но еще и находится на иждивении у общества, так как ему необходимовыплачивать пособие по безработице. В целом для общества потери от появления каждогобезработного сверх естественного уровня складывается из трех элементов:
1) уменьшения дохода индивида;
2) пособия по безработице;
3) уменьшения налоговых поступлений.
Еще один из видов безработицы — сезонная безработица, котораяпорождается временным характером выполнения тех или иных видов деятельности и функционированияотраслей хозяйства. К ним относятся сельскохозяйственные работы, рыболовство, сборягод, сплав леса, охота, частично строительство и некоторые другие виды деятельности.В этом случае отдельные граждане и даже целые предприятия могут интенсивно работатьнесколько недель или месяцев в году, резко сокращая свою деятельность в остальноевремя. В период напряженной работы происходит массовый набор кадров, а в периодсвертывания работ — массовые увольнения. Этот вид безработицы по отдельным характеристикамсоответствует циклической безработице, по другим — фрикционной, так как она носитдобровольный характер. Прогноз показателей сезонной безработицы можно определитьс большой степенью точности, поскольку она повторяется из года в год, и, соответственно,есть возможность подготовиться к решению проблем, вызванных ею [1, с.76].
А.И. Рофе в книге “Экономика труда" выделяет еще и так называемуюинституциональную безработицу — безработица, обусловленная правовыми нормами, состояниемрынка труда, факторами, влияющими на его спрос и предложение. Примером институциональнойбезработицы может служить наличие чрезмерных социальных выплат, которые вызываютснижение предложения труда, а также способствуют увеличению масштабов безработицы.Практика свидетельствует, что чем больше размер пособия по безработице, тем длительнеепоиск нового рабочего места и продолжительность безработицы. Институциональная безработицаможет быть вызвана и введением гарантированного минимума заработной платы. Причинойинституциональной безработицы может быть и несовершенная налоговая система. Слишкомвысокие ставки подоходного налога, сокращая доходы и приближая их к суммам выплатпо социальным программам, ограничивают предложение труда, так как нет смысла работать,и удлиняют сроки безработицы.
Наконец, скрытая безработица. Суть ее в том, что в условиях неполногоиспользования ресурсов предприятия, вызванного экономическим кризисом, предприятияне увольняют работников, а переводят их либо на сокращенный режим рабочего времени(неполная рабочая неделя или рабочий день), либо отправляют в вынужденные неоплаченныеотпуска. Формально таких работников нельзя назвать безработными, однако фактическиони являются таковыми. Следовательно, скрытая безработица является скорее даже небезработицей, а неэффективной занятостью.
Таким образом безработица является характерной чертой рыночнойэкономики. Поэтому полная занятость — нонсенс, не совместимый с идеей рыночногохозяйства. В то же время понятие “полная занятость" не означает полного отсутствиябезработицы. Экономисты считают фрикционную и структурную безработицу совершеннонеизбежной, следовательно, уровень безработицы при полной занятости равен суммеуровней фрикционной и структурной безработицы [1, с.81].
Состояние безработицы характеризуется двумя показателями, которыедополняют друг друга. Такими показателями являются уровень безработицы и продолжительностьбезработицы. Уровень безработицы (u) определяется отношениемофициально зарегистрированных полностью безработных (U)кобщей численности рабочей силы (сумме количества занятых и безработных:E+U), выраженной в процентах (1.1).
/> (1.1)
Однако сам по себе показатель уровня безработицы не позволяетполучить достоверное представление о состоянии рынка труда с точки зрения занятости.Это вызвано тем, что данный коэффициент, отражая долю безработных в самодеятельномнаселении, не учитывает фактор времени, т.е. продолжительность пребывания людейбез работы. Поэтому более высокий показатель уровня безработицы может оказатьсядля экономики предпочтительнее по сравнению с менее низким показателем, если в первомслучае сроки продолжительности безработицы окажутся значительно короче по отношениюк безработице во втором случае [2, с.59].
Споры по поводу определения уровня безработицы при полной занятостиусугубляется тем, что на практике трудно установить фактический уровень безработицы.Статистическое управление министерства труда пытается установить количество работающихи безработных, проводя в масштабе всей страны ежемесячные выборочные опросы примерно60 тыс. семей. Точная оценка уровня безработицы осложняется из-за следующих факторов:
1) Частичная занятость. В официальной статистике все занятыенеполный рабочий день входят в категорию полностью занятых. Считая их полностьюзанятыми, официальная статистика занижает уровень безработицы.
2) Рабочие, потерявшие надежду на получение работы. Не включаярабочих, потерявших надежду на получение работы, в категорию безработных, официальнаястатистика занижает уровень безработицы.
безработица беларусь экономический последствие
3) Ложная информация. Уровень безработицы может быть завышенв том случае, когда некоторые неработающие утверждают, что они ищут работу, хотяэто и не соответствует действительности, а также теневая экономика способствуетзавышению официального уровня безработицы.
Таким образом, нельзя считать безработицу безошибочным барометромздоровья экономики, несмотря на то, что её уровень является одним из важнейших показателейэкономического положения страны [2, с.62].1.2 Оценка последствий безработицы в неоклассическойи кейнсианской моделях
Существует множество концепций, объясняющих причины возникновениятакого социально-экономического феномена, как безработица. Рассмотрим два основныхнаправления в исследовании причин безработицы: неоклассическое и кейнсианское.
Неоклассическая концепция безработицы в наиболее последовательномвиде была представлена известным английским экономистом А. Пигу в его книге«Теория безработицы», вышедшей в 1933г.
Основные положения А. Пигу сводятся к следующему:
а) число рабочих, занятых в производстве, находится в обратнойзависимости к уровню заработной платы, т.е. занятость тем ниже, чем выше заработнаяплата;
б) существовавшее до первой мировой войны 1914-1918 гг. равновесиемежду уровнем заработной платы и уровнем занятости объясняется тем, что заработнаяплата устанавливалась в результате свободной конкуренции между рабочими на такомуровне, который обеспечивал почти полную занятость;
в) усиление после первой мировой войны роли профсоюзов и введениесистемы государственного страхования от безработицы сделали заработную плату негибкой,удерживаемой на слишком высоком уровне, что и явилось причиной массовой безработицы;
г) для достижения полной занятости необходимо снижение заработнойплаты [2, с.70].
Неоклассическое направление рассматривает безработицу, как добровольное,вызванное слишком высокими требованиями к оплате труда временное явление. Сторонникиданной концепции Дж. Перри, Р. Холл полагают, что рынок труда, как и все прочиерынки, действуют на базе условного равновесия, то есть основным рыночным регуляторомслужит цена, в данном случае заработная плата. Именно с помощью заработной платы,по их мнению, регулируется спрос и предложение рабочей силы и поддерживается рыночноеравновесие. Если заработная плата вследствие требований работников поднимется вышекакой-то равновесной ставки, то возникает превышение предложения рабочей силы надспросом. Это означает, что на рынке труда ищущих работу оказывается больше, чемимеется рабочих мест, то есть появляется безработица.
На любом товарном рынке в условиях совершенной конкуренции подвоздействием рыночных сил превышение предложения над спросом будет способствоватьснижению цен до равновесного уровня. Поскольку рынок труда в неоклассической концепциифункционирует, как любой товарный рынок, то избыток предложения труда на этом рынкетакже понизит заработную плату до равновесного уровня. В результате понижения ставокзаработной платы, с одной стороны сократит количество претендующих на рабочие места,а с другой. Из-за сокращения издержек на наем, увеличит спрос предпринимателей нарабочую силу.
Таким образом, гибкость заработной платы обеспечивает достиженияустойчивого равновесия на рынке труда при полной занятости. Стабильная, неэластичнаяв направлении понижения заработная плата является основной причиной безработицыв неоклассической теории. Не соглашаясь с пониженной заработной платой, работникиделают выбор между занятостью и безработицей в пользу последней: безработица, еслии возможна, то в качестве добровольной. Если же государство будет регулировать уровеньзаработной платы, то нарушится конкурентный рыночный механизм. Отсюда и требованияэкономистов неоклассического направления — для устранения безработицы надо добиватьсяконкуренции на рынке труда, гибкости заработной платы [3, с.40].
Однако представители неоклассической школы признают, что некотораячасть безработицы имеет вынужденный характер, называя ее безработицей ожидания(рис.2). Причиной безработицы ожидания является неравновесие на рынке труда, связанноес установлением реальной ставки заработной платы на уровне, выше равновесного рыночногоуровня (при котором спрос на труд равен предложению труда).
/>
Рис.2. График безработицы ожидания
При ставке заработной платы (W/P) 0(рис.2) рыноктруда находится в равновесии на уровне полной занятости рабочей силы (Lf). Однакоесли ставка заработной платы будет установлена на уровне (W/P) 1, топредложение труда L1 превысит спрос на труд, и нанято будет только количество рабочих,равное L1. Разница между L1 и L2 составит безработицу ожидания, которая может исчезнутьтолько тогда, когда ставка заработной платы будет снова равна равновесной (W/P)0[3, с.47].
Причинами безработицы ожидания и «залипания» ставкизаработной платы выше равновесного уровня (жесткости заработной платы) являются:
1) деятельность профсоюзов и подписание коллективных договоров,в которых оговаривается ставка заработной платы, ниже которой предприниматели неимеют права нанимать рабочих. Профсоюз — это ассоциация рабочих, которая вовлеченав коллективные договоры с нанимателями (фирмами) в отношении заработной платы иусловий труда. Если профсоюз и фирма не могут прийти к соглашению, профсоюз можетобъявить забастовку и перестать предоставлять фирме услуги труда. Из-за угрозы забастовкирабочие в профсоюзах зарабатывают на 10-20% больше рабочих, не объединенных в профсоюз.Профсоюз обеспечивает выгоды инсайдерам (членам) за счет аутсайдеров (нечленов).Когда профсоюз добивается повышения заработной платы, и она становится выше равновеснойзаработной платы, то результатом является безработица как среди инсайдеров, таки особенно среди аутсайдеров.
2) законодательное установление государством минимальной ставкизаработной платы, которая служит нижним пределом ставки при приеме на работу. Посколькуравновесная заработная плата для большинства рабочих превышает минимальную ставку,то это обстоятельство оказывает влияние на уровень безработицы только либо срединизкоквалифицированных рабочих, либо среди не имеющих опыта и трудовых навыков подростков.
3) широкое распространение теории стимулирующей (или эффективной)заработной платы. Дело в том, что предприниматели сами не заинтересованы в сниженииставки заработной платы и могут специально держать заработную плату выше равновеснойс тем, чтобы удержать своих лучших и наиболее производительных рабочих. Эффективнаязаработная плата аналогична закону о минимуме заработной платы и деятельности профсоюзов,поскольку во всех трех случаях безработица является результатом того, что ставказаработной платы устанавливается выше равновесной рыночной. Однако отличие эффективнойзаработной платы состоит в том, что она добровольно выплачивается фирмами. [4, с.65]
Существует 4 причины, почему фирмы могут считать для себя эффективнымвыплачивать заработную плату, более высокую, чем равновесная:
1) увольнение рабочих (текучесть рабочей силы) могут быть уменьшены,если выплачивать им более высокую заработную плату, потому что рабочие обнаружат,что им трудно найти альтернативную работу по более высокой ставке. Фирмам выгодносократить увольнения рабочих, потому что существуют издержки, связанные с наймоми обучением новых рабочих и потому что новые рабочие не имеют необходимого опыта,знаний и навыков и трудятся гораздо менее производительно, чем опытные работники.
2) производительность (усердие) рабочих может быть увеличенапри более высокой заработной плате. Так как усердие рабочих контролировать нелегко,рабочие могут уклоняться от добросовестного выполнения своих обязанностей. Это явлениеназывается моральным риском или риском недобросовестного (оппортунистического) поведенияи демонстрирует проблему несимметричной информации. Рабочие знают свое собственноеусердие и качество, а фирмы не знают. Выплата рабочим низкой заработной платы можетпривести к тому, что рабочие будут прилагать мало усердия, относиться к своей работенедобросовестно. Будучи пойманными на этом и уволенными, рабочие, получающие равновеснуюставку заработной платы, могут легко найти другую работу по этой же ставке. Болеевысокая заработная плата может заставить рабочих держаться своего места работы иработать с большим усердием.
3) качество рабочих (рабочей силы) может быть улучшено при выплатеим более высокой заработной платы. Фирмы не могут точно измерить качество рабочих,обратившихся с просьбой о найме. Каждый рабочий представляет себе минимальную сумму,за которую он согласен работать. Чем выше качество (квалификация) рабочих, тем вышеэта сумма. Если фирма установит низкую ставку заработной платы, то это приведетк тому, что квалифицированные рабочие не будут обращаться в такую фирму, чтобы ихнаняли, поскольку их минимальная сумма, по их оценке, выше ставки заработной платы,которую им предлагает фирма, и с просьбой о найме в такую фирму будут обращатьсярабочие с низкой квалификацией, имеющие низкую самооценку и поэтому согласные работатьза низкую заработную плату. Это явление также служит формой проявлением асимметрииинформации и называется отрицательным (или неблагоприятным) отбором. Выплачиваязаработную плату выше равновесной, фирмы имеют больше вероятность привлечь болеекачественных (более квалифицированных и производительных) рабочих.
4) здоровье рабочих будет лучше и, следовательно, работоспособностьи производительность будет выше, если платить им более высокую заработную плату.Более высоко оплачиваемые рабочие лучше питаются и являются более производительными.Этот довод в наибольшей степени относится к фирмам в развивающихся странах [4, с.69]
Исследователи неоклассического направления отмечают, что умереннаябезработица имеет ряд позитивных последствий: формирует мобильный резерв рабочейсилы, который можно задействовать при расширении производства; сдерживает требованияпрофсоюзов в части повышения заработной платы, а значит, снижает предполагаемыйуровень инфляции. Кроме того, она усиливает трудовую мотивацию занятых, так какгарантии занятости и опасения потерять работу начинают выступать в качестве самостоятельногостимула к труду. Вместе с тем несомненны и негативные последствия безработицы, преждевсего циклической. Главный негативный экономический эффект — это недоиспользованиеэкономического потенциала общества, когда реальный ВНП существенно меньше потенциального[4, с.57].
Отрицательная зависимость между уровнем безработицы и объемомВНП названа законом Оукена, так как первым исследовал эту связь в начале1960-х годов американский экономист Артур Оукен. Согласно Оукену, при неизменномуровне безработицы существует закономерность, согласно которой темп роста реальногоВНП, обусловленный ростом населения, накоплением капитала и техническим прогрессом,составляет порядка 2,7-3%. Именно такой ежегодный прирост реального ВНП необходим,чтобы уровень безработицы не возрастал. На основе эмпирических исследований Оукенвыявил, что каждые дополнительные 2 процентных пункта прироста реального ВНП уменьшаютдолю безработных на 1 процентный пункт, и напротив, каждое сокращение темпов егоприроста на 2 процентных пункта ниже уровня 3%, увеличивает на 1 процентный пунктуровень безработицы.
Иными словами, каждый процентный пункт увеличения уровня безработицыпо сравнению с ее естественным уровнем обусловливает снижение реального объема ВНПотносительно его потенциальной величины на 2 процентных пункта (1.2).
Изменение реального ВНП = 3% — 2 х Изменение уровня безработицы
(1.2)
Так называемое «правило 2 к 1» имеет существенное значение,так как дает ориентиры роста реального ВНП, необходимого для снижения уровня безработицы.Так, если стоит задача снижения уровня безработицы с 8 до 6% (∆U1 = — 2 %),то рост ВНП (∆Q1) должен составить 3% — 2 х ( — 2%) = 7%. Напротив, если безработицавозросла с 6 до 8% (∆U2 = +2%), то это вызовет снижение реального ВНП (спадв экономике) ∆Q2 = 3% — 2 х (2%) = — 1 %. Отметим, что изменение уровня безработицыявляется результатом кумулятивного эффекта экономического роста: повышение уровнябезработицы может быть вызвано как экономическим спадом, так и медленным (ниже 3%)темпом роста реального ВНП в течение ряда лет [5, с.304].
Избыток предложения труда (циклическая безработица) ведет и кснижению уровня жизни населения: создаются предпосылки для снижения цены труда,а значит, доходов занятых, работающих по найму; доходы потерявших работу сокращаютсядо уровня пособия по безработице. Как следствие сокращается потребительский спрос,уровень сбережений. Это способствует дальнейшему экономическому спаду. На этом фоневозрастают бюджетные расходы на выплаты социальных трансфертов — пособий по безработицеи материальной помощи длительно безработным.
Длительно безработные теряют квалификацию, профессиональные знанияи навыки, что затрудняет возможность трудоустройства в будущем. Потеря работы (дажепри удовлетворительном уровне пособий) является серьезной моральной травмой, преждевсего потому, что человек превращается в индивида с крайне низким социальным статусом,чьизнания, опыт, способности не нужны, не востребованы обществом.Социально-психологический стресс, вызванный безработицей, обусловливает связь ростаее уровня с ростом числа психических заболеваний и самоубийств, смертности от сердечно-сосудистыхзаболеваний, алкоголизма и наркомании. Отчаявшись в поисках работы, люди пополняютмаргинальные слои населения, возрастает преступность.
Быстрый рост безработицы, а также снижение заработной платы ипенсий в сочетании с высочайшей инфляцией привели к тому, что миллионы людей оказалисьза чертой бедности. Отличительной чертой этого процесса был резкий рост неравенства.
Общепринятый способ измерения неравенства — использование коэффициентаДжини. Его значение для всех стран находится в пределах от нуля (абсолютное равенство)и до единицы (один человек получает все). За период с 1987 по 1993г. в большинствестран неравенство возросло. В Болгарии, Чешской Республике, Эстонии, Киргизии иРоссийской Федерации коэффициент Джини увеличился на 40% и более.
Еще большую тревогу вызывают неденежные показатели бедности.Например, если рассмотреть проблему питания, то окажется, что миллионы семей нев состоянии нормально питаться. Недавнее исследование в Польше показало, что 60%детей страдают от недостаточности питания [6, с.63].
Информация по другим аспектам здоровья населения не всегда имеетсяв наличии, отчасти потому, что многие люди не пользуются услугами учреждений здравоохранения,где такая информация собирается. Но, похоже, что многие болезни представляют сейчасбóльшую угрозу, чем раньше. К ним, в частности, относятся и стандартные заболевания,которые легко поддаются контролю посредством иммунизации, например дифтерия, заболеваемостькоторой в настоящее время приближается к эпидемическому порогу в некоторых странахбывшего СССР. Снова появился туберкулез, полиомиелит, возрастает заболеваемостьвенерическими заболеваниями и СПИДом. Эти явления приводят к увеличению бремени,ложащегося на плечи женщин. Закрытие медицинских учреждений и ухудшение системыухода за престарелыми означает, что многие женщины должны проводить больше временидома, ухаживая за членами семьи и, не имея заработка, производить самим предметыпотребления, например, заниматься шитьем одежды.
Во многих странах велико количество ранних смертей среди мужчин.В РФ в 1980-1995 гг. продолжительность жизни мужчин снизилась более чем на 4 года.В 2000г. средняя продолжительность жизни мужчин в России составила всего 58,9 года,т.е. на 9 лет меньше, чем в Китае. Женщины демонстрируют большую жизнестойкость,их средняя продолжительность жизни даже несколько возросла. Отсутствие защищенностиведет также к росту числа случаев суицида. Процент самоубийств у мужчин в 45 развыше, чем у женщин [6, с.68].
Потеря работы может привести к финансовым трудностям, которыемогут способствовать преступному поведению. Психологические эффекты безработицывключают депрессию, тревогу и апатию, возникающие, возможно, вследствие снижениясамооценки или потери субъективного контроля над происходящим; естественно, этозависит от возраста и от позиции на рынке рабочей силы. Например, Джексон и Уоррустановили (Jackson, Warr, 1984), что безработные мужчины по сравнению с работающимиимели более высокие показатели по Опроснику общего здоровья (General Health Questionnaire),оценивающему степень психологической дисфункции. Однако влияние безработицыбыло слабее у тех, кто недавно закончил школу, и сильнее у тех, кто работал ужедостаточно давно. Насколько такие эффекты способствуют криминальному поведению средибезработных — неизвестно, однако в традиционных криминологических теориях предполагаетсясвязь между занятостью и преступлением. Теория напряжения предсказывает, что отсутствиевозможностей для трудоустройства повышает привлекательность преступного образа жизни,а теория контроля рассматривает постоянную занятость как необходимое условие усилениясоциальной связи за счет повышения «ставок» на подчинение нормам иправилам.
Отмечается неодинаковое распределение «бремени безработицы»в обществе. Наибольшие социально-экономические издержки несут наименее конкурентоспособныена рынке труда группы экономически активного населения: молодежь, люди предпенсионноговозраста, женщины, лица, имеющие значительный перерыв в работе, национальные, религиозныеи прочие меньшинства. В меньшей мере негативные последствия высокого уровня безработицыощущают мужчины трудоспособного возраста, лица с высшим образованием, высококвалифицированныеспециалисты. Уровень и длительность безработицы, потери доходов во второй группе,как правило, ниже [6, с.73].
Неоклассическая концепция добровольной безработицы стала предметомсерьезной критики Дж.М. Кейнса в его фундаментальной работе «Общая теория занятости,процента и денег».
Кейнсианское направление опирается на то, что цена рабочей силы(заработная плата) институционально фиксирована и не подвергается изменениям, особеннов сторону уменьшения. А рынок труда рассматривается, как явление постоянного экономическогоравновесия. В кейнсианской концепции последовательно и обстоятельно доказывается,что в рыночной экономике безработица носит не добровольный характер, а вынужденный.Он не отрицал, что понижение заработной платы может привести к повышению занятости,а ставил под сомнение действенность такого подхода. Дж.М. Кейнс предлагал, чтобыгосударство противостояло безработице путем активной финансовой политики (налоги,государственные инвестиции), направленной на увеличение совокупного спроса, чтов итоге должно привести к повышению спроса на рабочую силу, следовательно, уменьшениюбезработицы.
Недостаток эффективного спроса ведет к низким темпам производства,кризисным явлениям и безработице. Кейнс показал, что объем занятости определеннымобразом связан с объемом эффективного спроса, а наличие неполной занятости, то естьбезработицы, обусловлено ограниченностью спроса на товары. Кейнс утверждал такжето, что 3-4% населения остаются без работы в силу противоречивого характера экономики,ее структурной перестройки, обновления технологии [7, с.47].
В кейнсианской концепции делается два важных вывода: во-первых,гибкость заработной платы на рынке труда не является условием полной занятости,даже если бы она и снижалась, это не привело бы к сокращению безработицы, как считалинеоклассики, так как при снижении цен падают ожидания владельцев капитала относительнобудущих прибылей. Во-вторых, для повышения уровня занятости в обществе необходимоактивное вмешательство государства, поскольку рыночные цены не в состоянии поддержатьравновесие при полной занятости. Лекарство от безработицы — политика государства.Изменяя налоги и бюджетные расходы, государство может влиять на совокупный спроси на уровень безработицы [8].
Лауреатами Нобелевской премии в области экономики за 2010 годстали американцы Питер Даймонд, Дейл Мортенсен и британец с Кипра Кристофер Писсаридес.Об этом сообщается в обнародованном решении Шведской королевской академии наук.Как отмечается в пресс-релизе, трое лауреатов получили премию «за проведенныйими анализ рынков с поисковыми помехами». Иногда ее называют «теориейрынков, которым сложно отыскать друг друга». Суть в том, что на многих рынкахвзаимодействие потребителя и продавца происходит не моментально, а с определеннымвременным лагом. При этом Даймонд проанализировал основные факторы таких рынков,а Мортенсен и Писсаридес расширили теорию и применили ее к рынку труда. Как выразилсябританский лауреат, давая совет властям, «мы должны следить за тем, чтобы безработныйне был безработным слишком долго, мы должны ему дать опыт работы, чтобы он не потерялощущение причастности к рабочей силе». К примеру, работодатель ищет сотрудников,а работники — свободные вакансии. Тем не менее процесс поиска требует времени иресурсов с обеих сторон, что создает на рынке определенные помехи. Следовательно,могут одновременно наблюдаться безработица и свободные вакансии. Модели нобелевскихлауреатов объясняют, каким образом безработица, вакансии и зарплата зависят от правили экономической политики. Один из выводов: более высокие пособия по безработицемогут привести ее к росту. С точки зрения здравого смысла, этот вывод очевиден.Нет сомнений, что можно придумать модели, которые его подтвердят. Вопрос в другом:какой смысл в этой работе с точки зрения современной кризисной ситуации?
Нобелевский комитет считает, что их модель помогает, в том числе,понять, каким образом государственное регулирование и экономическая политика влияютна безработицу, свободные рабочие места и заработные платы. При этом концепция П.Даймонда, Д. Мортенсена и К. Писсаридеса работает не только применительно к рынкутруда, но и к другим рынкам (в частности, рынку недвижимости), что делает эту теориюуниверсальной и актуальной [9].
1.3 Формы государственного регулирования последствийбезработицы
Государственная политика в области занятости должна строитьсяпрежде всего из определения типа безработицы. Поскольку единого способа борьбы сбезработицей не существует, любой стране для решения этой проблемы приходится использоватьразличные методы [10, с.104].
Уровень фрикционной безработицы может быть снижен за счет:
1) улучшения информационного обеспечения рынка труда. Во всехстранах эту функцию выполняют организации по трудоустройству (биржи труда). Онисобирают у работодателей информацию о существующих вакансиях и сообщают ее безработным;
2) устранения факторов, снижающих мобильность рабочей силы. Дляэтого необходимо, прежде всего:
а) создание развитого рынка жилья;
б) увеличение масштабов жилищного строительства;
в) отмена административных преград для переезда из одного населенногопункта в другой [11, с.68].
Сокращению структурной безработицы более всего способствуют программыпрофессионального переобучения и переквалификации. Такого рода программы должныпривести к тому, чтобы рабочая сила наилучшим образам соответствовала имеющимсярабочим местам. Эта задача достигается программой профессиональной подготовки, информациейо рабочих местах. Программы профессиональной подготовки обеспечивают как подготовкуна рабочих местах, так и в специальных учебных заведениях для безработной, молодежи,а также для рабочих старших возрастов, чья профессия оказалась устаревшей [12, с.71].
Наиболее трудно бороться с циклической безработицей. Для её сниженияи увеличения занятости государство использует следующие методы:
1) совершенствование системы информации о свободных рабочих местах;
2) создание и улучшение деятельности бирж труда;
3) развитие системы переподготовки кадров;
4) создание условий для развития малого и среднего бизнеса;
5) разработка особых целевых программ трудоустройства молодежи,женщин и работников реструктурируемых отраслей [13, с.43].
Также государство должно принять все меры по созданию новых рабочихмест, на которых могли бы работать неконкурентоспособные группы населения. Необходимоспособствовать их трудоустройству, создавать различные программы, клубы людей, которыеищут работу.
Для снижения безработицы среди подростков и выпускников учебныхзаведений государством предусматривались различные меры по профессиональной ориентациимолодежи, сезонной занятости молодежи, в том числе при самих учебных заведениях,развитие молодежных бирж труда, центров социально-психологической адаптации выпускников,особенно для инвалидов и детей, которые остались без попечения родителей. Зачастуюмолодые люди разочаровываются в своем выборе, если работа не оправдывает возложенныена нее надежды, и вынуждены увольняться, пополняя армию безработных. В силу своегомолодого возраста эти люди не имеют должного опыта, навыков, и, нередко, знаний,чтобы правильно сделать выбор. И в этом им нужно всячески помогать, чтобы, с однойстороны, полученное ими образование не оказалось не востребованным, а с другой стороны- рабочие места, требующие высокого уровня квалификации, не занимались людьми неимеющими его. Также очень важна сегодня нерегистрируемая безработица среди подростковдо 16 лет, которая чревата серьезными последствиями. Необходимо вводить обязательноеполное среднее образование и выплачивать стипендии для школьников из малообеспеченныхсемей [14, с.68].
2. Анализ безработицы в Республике Беларусь и оценкаеё последствий2.1 Масштабы и динамика безработицы с 2000 по 2009гг.
Беларусь — страна, в которой теоретическинет безработицы. Это тот случай, когда теория не совпадает с практикой. Естественно,благополучие на рынке труда определяется макроэкономическими показателями развитиянародного хозяйства. Как и любой рынок, рынок труда регулируется согласно законамспроса и предложения. Ситуация на рынке труда Беларуси нуждается в постоянномконтроле, она более напряженная, чем в докризисные времена. Вместе с тем масштабынедозанятости в республике постепенно снижаются — это позитивная тенденция. За минувшее десятилетие безработица значительно сократиласьво всех регионах Беларуси. Так, в Брестской области — соответственно с 1,7% до 1%,в Витебской и Гомельской областях — 2,6% до 1,1%, в Гродненской — с 2,2% до 1,1%,в Минской — с 1,9% до 0,8%, в Могилевской области — с 2,6% до 1%, а в столице республики- с 1,5% до 0,4%. По словам представителя министерства Республики Беларусь,прогнозный показатель по уровню безработицы к концу 2010 года — 1,2-1,5% [15].
Становление рынка труда в РеспубликеБеларусь происходит как логический результат объективного развития общества, застрявшегомежду демократическими преобразованиями (в данном случае — трансформацией экономическойсистемы государства). В настоящее время переходный период белорусской экономикик рыночным отношениям обусловливает особенный, инфляционный тип поддержки занятости,при котором безработица носит скрытый характер. Сложно прогнозировать развитие безработицына ближайшие годы. Совершенно ясно, что в случае отсутствия каких-либо измененийв лучшую сторону в народном хозяйстве страны, ситуация с безработицей будет толькообострятся.
Наша республика обладает значительнымтрудовым потенциалом, формирование которого предопределяется динамикой численноститрудоспособных граждан. Рост их численности обусловил увеличение трудовых ресурсов:6004,6 тыс. в 2000г. и 6241,4 тыс. человек в 2007г. При этом в городах наблюдаетсяустойчивая тенденция роста, в то время как село теряет свой трудоспособный потенциалвследствие миграционного оттока молодежи в города (см. приложение Д).
Численность занятых в экономикедо 2005г. имела устойчивую тенденцию к сокращению. Начиная с 2005г. эта численностьначала расти.
В январе-июне 2006г. имела местопозитивная динамика тенденций в области занятости населения, а именно: увеличениеприема работников, уменьшение масштабов высвобождения рабочей силы, улучшение использованиярабочего времени, увеличение спроса на рабочую силу. Прием работников восполнилих выбытие на 103,1% (за январь-июнь 2005г. — на 98,7%), принято работников на 12,2тыс. больше, чем уволено. В связи с сокращением уволено 6,7 тыс. работников, чтосоставило 75,3% к аналогичному периоду 2005г. Число работающих в режиме вынужденнойнеполной занятости сократилось на 23,6% и составило 133,9 тыс. человек, при этомчисленность работавших в режиме неполного рабочего времени сократилось на 29,7%,число находившихся в отпусках по инициативе нанимателя на 15,2% [16].
В 2007г. в Республике Беларусьнаблюдаются положительные тенденции в области занятости населения. За январь-сентябрь2007г. прием работников восполнил их выбытие на 101,9%, принято работников на 12,7тысяч больше, чем уволено. Оборот рабочей силы составил 1363,4 тыс. человек или38,6% от среднесписочной численности работающих (в аналогичном периоде 2006г.38,4%).В связи с высвобождением уволено 8,1 тыс. человек, что составило 82,4% к уровню2006г. Сократились масштабы вынужденной неполной занятости и составили 107,2 тыс.человек или 75,3% к соответствующему периоду 2006г. Численность работавших в режименеполного рабочего времени сократилась на 20,2%, численность находившихся в отпускахпо инициативе нанимателя — на 30% [17, с.7].
В Республике Беларусь показательрегистрируемой безработицы, достигший максимального значения — 4% — в 1996г., снизилсядо 0,8% в 2008г. В январе-ноябре 2008г. численность занятых в экономике достигла4 519 тыс. человек, увеличившись по сравнению с аналогичным периодом 2007 года на2,2%. Численность зарегистрированных безработных на конец декабря 2008г. составила37,3 тыс. человек, что на 15,4% меньше, чем в декабре 2007г.
В январе-июле 2009г. в экономике республики было занято 4582,5тыс. человек, что на 0,01% больше, чем в январе-июле 2008г. В общей численностизанятого в экономике населения 3535 тыс. человек, или 77,1%, составляли работникиорганизаций (кроме субъектов малого предпринимательства негосударственной формысобственности). Организациями (кроме субъектов малого предпринимательства негосударственнойформы собственности) в январе-июле 2009г. было принято на работу 487,1 тыс. человек,уволено по различным причинам 490,7 тыс. человек. Из общей численности уволенных77,6% выбыло по собственному желанию и соглашению сторон, 7,4% — за прогул и другиенарушения трудовой дисциплины, 1% — в связи с сокращением численности или штатаработников, ликвидацией организаций.
В январе-июле 2009г.288,6 тыс. работников организаций (8,2% среднемесячнойчисленности) работали в режиме вынужденной неполной занятости (в январе-июле 2008г.- 1,9%). В июле 2009г. по сравнению с июнем 2009г. численность работников, переведенныхна работу с неполной рабочей неделей (днем), увеличилась на 16,6% и составила 71,8тыс. человек, численность работников, которым были предоставлены отпуска по инициативенанимателя, уменьшилась на 3,5% и составила 33,5 тыс. человек.
Уровень безработицы удерживается в социально допустимых пределахна 1 октября 2009г.0,9% к численности экономически активного населения (заданиеПрограммы — 1,1-1,2 %).
По состоянию на 1.10.2009 из 118 районов и 12 городов областногоподчинения в 76 регионах уровень безработицы составлял 1% и ниже, в 46 регионах- от 1,1% до 1,5%; в восьми регионах — от 1,6% до 2,0% [18, с.12].
По данным Белстата, численность занятых в экономике республикив январе-сентябре 2009г. составила 4594,3 тыс. человек при прогнозе на 2009г. впараметрах 4580 — 4650 тыс. человек [Приложение Е].2.2 Структура и продолжительность безработицы
Позитивная тенденция укрепляется не только в масштабах безработицы,но и в уменьшении продолжительности безработицы. Например, в 2000 году безработныйоставался без трудоустройства в среднем 6,4 месяца, в 2005-м — 5,8 месяца, а в 2009году — 4 месяца.
В структуре безработных традиционнопреобладают женщины. Но их удельный вес с каждым годом снижается: если в 2000 годуданный показатель равнялся 60,7%, то в 2009-м — 57%. Уменьшается и численность безработныхженщин: с 58,1 тыс. человек в 2000-м до 23 тыс. в 2009 году.
На рынке труда молодежи складываются две противоположные тенденции.В одних сферах деятельности молодым людям трудоустроиться на работу практическиневозможно (юриспруденция, аудит), т.к. они не обладают глубокими профессиональнымизнаниями. Зато в других областях (торговля, маркетинг, информационно-вычислительноеобслуживание) их молодость, энергичность весьма положительно воспринимаются нанимателямии молодежи отдается предпочтение.
В экономике республики, по информации Национального статистическогокомитета Республики Беларусь (Белстат), удельный вес работающей молодежи в возрастедо 30 лет увеличился незначительно и составил на конец 2008г.24 %.
Среди безработных, состоявших на учете в органах по труду, занятостии социальной защите, в 2008г. молодежь составила 45,7%. При содействии органов потруду, занятости и социальной защите в 2008г. было трудоустроено 55,5 тыс. человекв возрасте 16-29 лет [19].
В I квартале 2009г. безработная молодежь составила 40,1%. Трудоустроено1,7 тыс. человек в возрасте 16-29 лет.
Проблемы трудоустройства и трудовой реабилитации инвалидовв нашей стране решаются путем создания и бронирования для них приспособленных рабочихмест, организации профессионального обучения, поддержки специализированных предприятийинвалидов.
В прошлом году оказано содействие в трудоустройстве 2,6 тыс.инвалидам, в том числе 1,2 тыс. человек устроено на забронированные рабочие места;на профессиональное обучение направлено 463 инвалида; организована трудовая реабилитация509 безработных из числа инвалидов. При этом государственной службой занятости компенсированызатраты за приобретенное оборудование для создания 134 рабочих мест инвалидов [20].2.3 Проблемы безработицы и методы их преодоления в РеспубликеБеларусь
Независимый институт социально-экономических и политических исследованийпровел социологический опрос, в результате которого выяснилось, что, по мнению населениястраны, безработица в Беларуси является одной из самых острых проблем. Такого мненияпридерживается 40% опрошенных. На 1 декабря 2009 года в Беларуси зарегистрированов качестве безработных 41,4 тыс. человек. По сравнению с ноябрём 2009 года уровеньбезработицы в Беларуси снизился на 0,1 %.
Эксперты считают, что статистические данные не отражают реальныйуровень безработицы, поскольку при подсчёте количества безработных в Беларуси неучитывается скрытая безработица. Человек, потерявший работу, не торопиться вставатьна учет в службу занятости. Связано это с низким размером пособия по безработицеи обязанностью участвовать в общественных работах. По подсчетам председателя РЭПГ. Федынича уровень скрытой безработицы в Беларуси около 20 %.
Руководство страны запретило работодателям увольнять работников.В результате работодатели вынуждены задействовать работников в режиме неполной занятостиили отправлять в отпуска. Самая плачевная ситуация в этом плане наблюдается в организациях,подведомственных Министерству промышленности РБ. У большинства предприятий нет инновационныхтехнологий, отсутствуют инвесторы, готовые поднять уровень производства. Поэтому,по мнению экспертов, уровень безработицы в промышленности будет увеличиваться.
Одним из способов решения проблемы скрытой безработицы являетсяувеличение пособия по безработице. Сейчас разрабатывается законопроект, согласнокоторому размер пособия будет определять в процентном отношении к бюджету прожиточногоминимума. На данный момент размер пособия в Беларуси равен 42 тысячам рублей и являетсяодним из самых низких. Например, в России величина пособия зависит от размера заработнойплаты на последнем месте работы. Минимальное пособие, выплачиваемое безработнымв России, составляет 997 рублей [21].
Заключение
Проблема роста безработицы обостряется сегодня в большинствестран мира. Например, в наиболее благополучных странах, входящих в организацию поэкономическому сотрудничеству и развитию, средний уровень безработицы в 2000г. составлялоколо 7%, в странах ЕС — около 9%.
Необходимо отметить, что отношение к безработице, как к социально-экономическомукритерию состояния общества, с течением времени менялось. Так, в начале XX века, когда размеры безработицы в мировоммасштабе были достаточно велики, длительное время считалось, что безработица — этосоциальное зло, с которым необходимо бороться всеми силами и методами, в том числеи с обязательным использованием методов государственного регулирования. Позже, всередине XX веков, в условиях дальнейшегоразвития социально-трудовых отношений и построения обществ с социальной рыночнойэкономикой сложился принципиально новый взгляд на безработицу — она рассматриваласьуже как социальное явление, которое носит эпизодический характер и не представляетсерьезных проблем для государства. В настоящее время большинство экономистов считают,что безработица, являясь устоявшейся социально-экономической категорией, бываеткраткосрочной, долгосрочной и застойной. Причем последняя наносит обществу значительныйэкономический, моральный и социальный ущерб, в силу чего необходимы исследованияи принятие активных мер для недопущения застойной безработицы или сокращения ееуровня.
Несмотря на объективный характер безработицы, социально-экономическиепотери, которые она порождает, очевидны. Во-первых, не производится какая-то частьтоваров и услуг, которые могли бы быть произведены, если бы человек работал. Во-вторых,снижаются налоговые поступления: работающий получает доход (заработную плату), которыйоблагается налогом. В-третьих, снижается уровень жизни семьи безработного, так какпособие по безработице меньше, чем заработная плата. В-четвертых, ухудшается психологическоесостояние безработного, становятся частыми конфликты в семье и т.д.
В этой связи одной из функций государства становится регулированиезанятости, устранение негативных последствий безработицы. В частности, в каждомгороде или районе созданы центры занятости, которые выполняют следующие функции:выплачивают пособия по безработице, помогают безработным найти работу, ведут переобучениеновым, пользующимся спросом профессиям. В этих центрах оказывается и психологическаяпомощь людям, оставшимся без работы. Государство, кроме того, может оказывать финансовуюподдержку тем предприятиям, где планируется массовое увольнение, с целью сохраненияили модернизации рабочих мест. Далее, государство может вводить налоговые льготыдля тех предприятий, которые принимают на работу наименее защищенные группы населения(инвалиды, многодетные матери, “чернобыльцы”, “афганцы”).
Понятно, что безработица была, есть и будет и поэтому задачагосударственных органов занятости должна состоять в том, чтобы не допустить длительнойбезработицы конкретного человека. Следовательно, основной упор должен быть сделанна профориентационную работу со школьниками, переквалификацию специалистов, содействиев предпринимательской деятельности.
Как я уже отмечала, безработица представляет собой макроэкономическуюпроблему, которую оценить, как социально-экономическое явление, однозначно нельзя.С точки зрения безработного это весьма негативное явление, так как потеря работыдля большинства людей означает снижение жизненного уровня и наносит серьезную психологическуютравму. Однако с точки зрения экономической динамики данное явление является простообъективной необходимостью. Другое дело, что государство должно регулировать занятость,устранять негативные последствия безработицы, а работники в свою очередь должныбыть готовы к профессиональной и трудовой мобильности ради получения работы, чтопозволит им не остаться в рядах безработных и продолжить свою трудовую деятельность.
Список использованных источников
1. Макроэкономика: Учеб. пособие / Н.И. Базылев, М.Н. Базылева, С.П. Гурко идр.; Под ред.Н.И. Базылева, С.П. Гурко.2-е изд., перераб. — Мн.: БГЭУ, 2005. — 214с.
2. Макроэкономика: Учебное пособие / Галаева Е.В., Корсакова А.А., МарыгановаЕ.А., Назарова Е.В., Юрьева Т.В. — М.: Московский международный институт эконометрики,информатики, финансов и права, 2003. — 267 с.
3. Лоскутов В.И. Основы современной экономической теории. — М.: ИНФРА-М, 2003.- 543 с.
4. Макроэкономика: Учеб. пособие / Т.С. Алексеенко, Н.Ю. Дмитриева, Л.П. Зеньковаи др.; Под ред. Л.П. Зеньковой. — Мн.: Новое знание, 2002. — 244 с.
5. Макконнелл К.Р., Брю С.Л., Пер. с 14-го англ. изд. — М.: ИНФРА-М, 2003.- XXXVI, 972 с.
6. Макроэкономика: учебное пособие / Под ред. Плотницкого М.И.: Новое знание,2002.
7. Кейнс Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег. — М., 2008.
8. Гребенников П.И., Леусский А.И., Тарасевич Л.С. Макроэкономика: Учебник.- 6-е изд., испр. и доп. — М.: Высшее образование, 2007. — 395 с.
9. Нобелевская премия за безработицу [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.vsesmi.ru/news/4562249/ — Датадоступа: 22.11.2010.
10. Экономика труда. /Под общей ред.В. В. Адамчука. — М.: ЗАО “Финстатинформ”,2009
11. Селищев А.С. Макроэкономика. — 2-е изд., испр. — СПб.: Питер, 2006. — 440с.
12. Рынок труда, занятость населения, экономика ресурсов для труда. / Под ред.А.И. Рофе. — М.: Издательство “МИК”, 2007.
13. Ивашковский С.Н. Экономика: микро- и макроанализ. — М.: Дело, 2009-360 с
14. Агапова Т. А Макроэкономика/ Т.А. Агапова, С.Ф. Серегина — 6-е изд., стереотип.- М.: Дело и Сервис, 2004. — 448 с.
15. Борисова Н. Рынок труда Беларуси. // Белорусский банковский бюллетень.- 2006. — №30.
16. Мониторинг рынка труда Республики Беларусь. 2000 г. Мн.: Комитет по занятости населения при министерстве труда Республики Беларусь, 2006.
17. Работа есть. Но не для всех и не везде. // Национальная экономическая газета.- 2007. — №9.
18. Ванкевич Е.В. Безработица в Беларуси: особенности изучения и управления.// Белорусский экономический журнал. — 2009. — №11
19. Состояние рынка труда в РБ [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.infobank.
by/327/itemid/2340/Default. aspx — Дата доступа: 20.11.2010.
20. О Государственной программе содействия занятости населения Республики Беларусьна 2009-2010 годы [Электронный ресурс]. Режим доступа: mintrud.gov. by/ru/min_progs/prog5- Дата доступа: 20.11.2010.
21. Безработица одна из самых острых проблем в Беларуси [Электронный ресурс].Режим доступа: www.url. by/article/7856 — Дата доступа: 22.11.2010.
Приложения
Приложение А
Статистические данныео численности и структуре экономически активного населения
/>
Источник: Статистический ежегодник Республики Беларусь 2010.С.94
Приложение Б
Статистические данные о трудовых ресурсах, занятости и безработице
/>
Источник: Статистический ежегодник Республики Беларусь 2010.С.92
Приложение В
Прием и увольнение работников по отраслям экономики
/>
Источник: Статистический ежегодник Республики Беларусь 2010.С.100
Приложение Г
Трудоустройство гражданорганами по труду, занятости и социальной защите
/>
Источник: Статистический ежегодник Республики Беларусь 2010.С.106
Приложение Д
Уровень официальнозарегистрированной безработицы по областям (на конец года; в процентах к экономическиактивному населению) 1995 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 Республика Беларусь 2,9 2,1 2,3 3,0 3,1 1,9 1,5 1,2 1,0 0,8 0,9 Области: Брестская 3,0 1,7 2,0 3,1 3,8 2,1 1,8 1,5 1,2 1,0 1,1 Витебская 3,0 2,6 3,1 4,1 4,0 2,3 2,0 1,5 1,3 1,1 1,1 Гомельская 3,3 2,6 2,7 3,3 3,5 2,2 1,7 1,3 1,2 1,0 1,1 Гродненская 3,1 2,2 2,4 2,9 3,1 1,9 1,6 1,4 1,3 1,0 1,1 г. Минск 1,6 1,5 1,5 1,8 1,6 1,0 0,8 0,5 0,4 0,4 0,4 Минская 3,9 1,9 2,0 2,7 2,9 1,9 1,5 1,1 0,9 0,8 0,9 Могилевская 3,4 2,6 2,8 3,6 3,6 2,2 1,8 1,5 1,1 0,8 1,0
Приложение Е
Численность занятого населения Республики БеларусьЧисленность занятого населения
период всего, тыс. человек в % к соответствующему периоду предыдущего года 2008г. Январь 4560,9 101,6 Январь-февраль 4566,0 101,7 Январь-март 4571,5 101,7 Январь-апрель 4572,2 101,7 Январь-май 4575,0 101,8 Январь-июнь 4577,7 101,9 Январь-июль 4582,1 101,9 Январь-август 4587,0 102,0 Январь-сентябрь 4589,5 102,0 Январь-октябрь 4592,1 102,0 Январь-ноябрь 4594,2 102,0 Январь-декабрь 4594,4 102,0 2009г. Январь 4573,0 100,3 Январь-февраль 4578,9 100,3 Январь-март 4581,0 100,2 Январь-апрель 4582,3 100,2 Январь-май 4578,9 100,1 Январь-июнь 4579,7 100,04 Январь-июль 4582,5 100,01 Январь-август 4587,3 100,01 Январь-сентябрь 4594,3 100,1
Источник: www.belstat.gov. by/
Приложение Ж
Диаграмма вынужденной неполной занятости
/>