Министерство культуры РоссийскойФедерации
Кемеровский государственныйуниверситет культуры и искусств
Курсовая работа
Современные проблемы коммерциализациисферы досуга
Кемерово, 2010
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава 1. Сфера досуга
1.1 Досуг: реализация потребностей, содержание, цели, мотивы
1.2 Современные проблемы развития социально-культурной сферы
1.3 Предпринимательская деятельность в сфере досуга
Глава 2. Опыт организации коммерческой деятельности вдосуговых учреждениях г. Прокопьевска
2.1 Коммерческая деятельность клуба «Искорка»
2.2 Описание фирмы «ValenTime PolyStudiy». Сущность деятельности
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
Современные процессыобновления жизни нашего общества изменили и социокультурную ситуацию. Практикаи социологические исследования показывают наличие самых разнообразных интересову населения, которое является потенциальной аудиторией культурно-досуговыхучреждений. Духовные потребности очень динамичны и в связи с этим постоянноизменяются, переходя на качественно новый уровень.
В современнуюперспективную модель социально-культурной сферы наряду с государственнымиструктурами, где долгое время преобладало гипертрофированноеадминистративно-командное начало, органично вписывается самоуправляемый,саморазвивающийся частный (коммерческий) сектор, представленный множествомфирм, компаний, предприятий, кооперативов, акционерных обществ. Вместе сгосударственными звеньями этот сектор активно включился в регулированиепроцессов социально-культурной сферы, рынка досугового спроса.
Частный сектор целиком иполностью зависит от культурно — досуговых потребностей. Он достаточнооперативно улавливает малейшие колебания моды и предложений досугового рынка.Постоянная ориентация на спрос и конъюнктуру даёт возможность коммерческимпредприятиям, фирмам безошибочно находить и «закрывать» экономически выгодные«ниши» в социально-культурной сфере. Именно этим объясняется огромноеразнообразие современных коммерческих самоокупаемых клубов и досуговых центров.
В условиях рыночнойэкономики коммерческий сектор и инновационная политика взаимосвязаны ивзаимозависимы. Нововведения помогают коммерческим учреждениям культуры выжитьв конкурентной борьбе и получить прибыль. В то же время ресурсы коммерческогосектора способствуют возникновению и развитию инновационных форм досуга.
Таким образом, объектомданной курсовой работы является сфера досуга, а предметом –коммерциализация сферы досуга.
Цель данной курсовой работы – изучениесовременных проблем коммерциализации сферы досуга.
В соответствии споставленной целью предстоит решить следующие задачи:
1.рассмотреть понятие «досуг»с точки зрения реализации потребностей, содержания, целей, мотивов;
2.изучить современныепроблемы развития социально-культурной сферы;
3. рассмотреть предпринимательскуюдеятельность в сфере досуга;
4.изучить коммерческуюдеятельность клуба «Искорка» г. Прокопьевска;
5. описать сущностьдеятельности фирмы «ValenTime PolyStudiy».
Структура курсовой работы состоит из введения,двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Сфера досуга
1.1 Досуг: реализация потребностей,содержание, цели, мотивы
Современная наукасвязывает сущность досуга с одним из полюсов человеческой деятельности, носящейв целом двухфазовый характер: «усилие — расслабление», «работа — отдых»,«утомляющий вид активности — восстанавливающий вид активности» и т.п.Представление об отдыхе формируется как о деятельности, имеющеймногофункциональное назначение, приобретающей сложное содержание, многообразныеформы организации.
Важно уяснить характердосуговой деятельности в связи с теми потребностями, которые человек реализуетв ее процессе. Известно, что потребности человека условно можно разделить натри типа:
— первичные, иливрожденные, — физиологические потребности в отдыхе, пище, продолжении родаи др.; физические — в чистом воздухе, геоландшафтных и климатических условияхжизни; материальные — в товарах повседневного спроса, пищевых продуктах и др.;
— социальные — потребности в общении, социальном обслуживании, транспортном передвижении идр.;
— культурные — потребности в образовании, духовном развитии, освоении художественных ценностейи др.
Если с первичнымипотребностями человек рождается, и они могут давать о себе знать спонтаннымсостоянием организма, то социальные и культурные потребности во многомформируются культурной средой, тесно соотносятся с его разумом, социальнымстатусом, уровнем образования, общим развитием личности. В отличие от первичныхзапросов, которые более устойчивы в своих проявлениях, социокультурныепотребности формируются только в социокультурной среде и по мере воспитания ивзросления человека. Социокультурные потребности исключительно многообразны,сопровождают человека в течение всей его сознательной жизни. Многие из нихприобретают весьма пластичный характер, будучи зависимыми, от общественныхтрансформаций — новых условий жизни, уровня образования, социального окружения,моды и др.
В досуге человекреализует все три указанных типа потребностей либо в тесном переплетении, либов некоторой последовательности. Например, в туристическом путешествии человекодновременно испытывает нужду в физиологическом отдыхе (первичная потребность),общении (социальная), художественном развитии (культурная) и др. (11, С. 34 — 35).
Под содержаниемдосуговой деятельности подразумеваются:
непосредственныепереживания, впечатления и состояния, которые испытывает человек, включенный вконкретный вид досугового занятия и тем самым удовлетворяющий свои потребности.Осмысление человеком воспринимаемой информации, художественных образов, общегокультурного контекста, который в этой время оказывается в фокусе его внимания.Его оценки, которые возникают у него по поводу качества отдыха, а также услуг,если они ему оказываются в этом процессе (10, С. 23).
Естественно, что в периоддосуга человек стремится испытать положительные эмоции, сосредоточиться наконструктивных мыслях, получить качественный сервис — словом, добиться техсостояний, которые связаны с рекреационным эффектом.
Другой фактор,позволяющий добиться желаемого содержания, связан с реализацией человеком надосуге своих устремлений, воплощения собственной жизненной позиции. Этонаправление досуга можно обозначить как обращение человека к любимому делу(хобби). Тот, кто не в состоянии реализовать себя на работе, кого угнетаетоднообразие повседневного существования, в свободное время стремитсявосстановить баланс между напряжением и рекреацией в любимом занятии, в которомможно проявить себя с наибольшей свободой и широтой. Занятия-хобби позволяютразным людям сохранять чувство самоидентичности, ощущать состояние творческогоподъема, самореализации.
В силу глубокогопогружения человека в предмет увлечения хобби наделено исключительно высокимрекреационным эффектом, хотя со стороны порой может показаться, что человекзанят пустяками. Однако организаторы досуга давно поняли, что такие увлеченияоткрывают для бизнеса поистине безграничные возможности. Изучив наиболеемассовые виды самодеятельных досуговых занятий, они предлагают на рынке услугии товары, которые работают на потребительский спрос.
Укажем еще однуособенность содержательного досуга — восприятие произведений искусства.Люди обращаются к искусству по разному с неодинаковыми целями, затрачиваяразный объем времени и т.п. Обычно человек проявляет интерес не к искусству вцелом, а к некоторым его видам и жанрам, которые привлекают его в наибольшейстепени (6, С. 45).
В проведении досуга иосвоении искусства особо важна роль средств массовой информации (СМИ).Технические каналы связи, а также разнообразная техника предоставляютмногомиллионной аудитории почти неограниченные возможности знакомиться сискусством, получать художественные впечатления не только в домашних условиях,но и в различных ситуациях практически в любое время суток (12, С. 17).
Цели и мотивы человека, обращающегося к тем илииным досуговым занятиям, как правило, формируются на основе привычек,склонностей характера, жизненного опыта. Вместе с тем человек стремится надосуге познакомиться с чем-то любопытным, узнать что-то для себя новое. Онспособен ошибаться, оценивая те или иные досуговые занятия и свое отношение кним, ведь он судит об этом субъективно. Поэтому организаторы досуга не должныпереоценивать его мотивацию относительно того или иного занятия. Но нельзя инедооценивать ее. Только сам человек может выступать экспертом своего досуга.
Под целями досуга понимаютсяпредставления о совокупном результате, которого хочет добиться человек в техили иных досуговых занятиях и которые осознаются им как предпочтительные,желаемые. Субъективные цели человека специфически обусловлены, нежели целипрагматических занятий. Если в трудовой деятельности, в домашнем хозяйствечеловек руководствуется в основном целями, связанными с практической пользой,экономией физических сил, материальным эффектом своей работы, то цели досугачеловек пытается вывести за утилитарные рамки. В конечном счете, цели,безусловно, выполняют положительные или негативные функции, связанные срекреацией, хотя сам человек видит в них возможность получить удовольствие.
Главное в досуге — гедонистический,неутилитарный характер проведения свободного времени, свобода от привычныхобязанностей, реализация тех аспектов внутреннего развития, которыезатруднительно осуществить в других областях практики. Поэтому досуг впредставлении человека контрастен рабочим будням, общественным обязательствам,домашним нагрузкам.
Мотивы досугаимеют более сложный характер, чем цели. Если цели досуга чаще всегоформулируются самим человеком, то мотивы (совокупность внутренних предпосылок ивнешних причин) не всегда им осознаются в полной мере и во всем объеме. Онимогут приобретать как открытый, так и неявный для других и для человекахарактер, оцениваться как вынужденные (внешние), так и добровольно принятые(внутренние).
Мотивацию досуга далеко не всегдаможно определить по высказываниям человека. Здесь, как правило, сложно переплетеныпотребности, рациональные цели, бессознательные влечения, неявные желания икомплексы человека. Мотивы обращения к тому или иному виду досуга исключительноразнообразны, весьма гибки, подчас прихотливы, отображая субъективныепредпочтения, внешние обстоятельства, а также скрытые установки, которые самчеловек не всегда может рационально осмыслить.
Например, врачи предписываютбольному человеку провести отпуск в профильном санаторно-лечебном учреждении.Но он выбирает для отдыха модный курорт, где трудно найти специалиста по егозаболеванию, уверяя окружающих, что быстро поправит здоровье. В этом случаемотивы его поведения не связаны с желанием лечиться; они в большей степениориентированы на новые знакомства и свободу действий.
Мотивация, направленная на обретениесвободы в условиях досуга и отдыха, по мнению исследователей, одна избазовых характеристик досуга. Свободное время и досуг рассматриваются многимилюдьми как антипод принуждения, как противоположность общественным и семейнымобязанностям. Действительно, сравнительно с обязанностями на работе, сфункциональными нагрузками в домашнем хозяйстве человек на отдыхе может вполной мере ощутить добровольность своего выбора того или иного занятия. Факторсвободы действий весьма важен для человека, позволяя ему компенсировать ееотсутствие, которое он ощущает на работе и дома, в условиях динамичной инасыщенной жизни в современных городских условиях.
Однако исследователи и организаторыдосуга обязаны подходить к свободе выбора досуговых занятий критически.Американский социолог Г. Маркузе считает досуг несвободным в той мере, в какойон регулируется бизнесом, а также зависит от экономического положения обществаи конкретного человека. Если семье сложно выделить деньги на отдых, то вряд липравомерно говорить о свободе выбора досуговых форм.
Кроме того, формы как домашнего,так и организованного досуга могут иметь весьма стандартные формы,которые способны свести к нулю достоинства досугового времяпрепровождения.«Свобода стандартного, шаблонного досуга — мнимая свобода. Вместо обогащениячеловека культурой она усугу6ляет процесс его обезличивания». Особеннонесвободным может стать обращение человека к компьютерным играм и телевидению,где изобилуют однотипные, развлекательные игры и материалы, не затрагивающиеум, душу. Такой досуг усугубляет автоматизм повседневной практики.
Кроме мотивов, связанных срекреационными целями, с достижением свободы действия, культурно-досуговаядеятельность содержит важные для внутреннего развития личности возможности: расширениежизненного опыта, осмысление собственного и чужого существования, умножениесоциальных коммуникаций и индивидуальных форм общения, наличие творческогоначала, получение тактильных, зрительных и вкусовых ощущений и др.
Дж. Дюмазедье считает, что досугпредставляет собой единство трех мотивационных устремлений, играющих важнуюроль в развитии индивида: а) желание добиться релаксации и разнообразияпереживаний; б) увеличить объем своих знаний, создать условия для игры эмоций ипамяти; в) расширить возможности своего участия в спонтанном социальном участиии непосредственном индивидуальном общении.
Это означает, что человек,добиваясь состояния бодрости и рекреационного эффекта в процессе досуговойактивности, способен одновременно реализовать сразу ряд своих потребностей.Таким образом, досуговые занятия способны создавать у человека ощущениецелостности своего внутреннего мира, полноты собственного бытия, особенно засчет наполнения досуга позитивным и конструктивным содержанием (15, С. 45 — 46).
Представления о мере этой полноты ицелостности у разных людей неодинаковы. Если одни стремятся в свободное времяпополнить свое образование, расширить кругозор и круг знакомств, то другиехотели бы хорошо выспаться или провести время в кругу близких родственников. Нодаже с учетом разных мотивов, неодинаковых целей и содержания досуговых занятийбыло бы ошибкой недооценивать их значимость, как для самого человека, так и дляобщества.
1.2 Современные проблемы развитиясоциально-культурной сферы
Культурно-досуговая сфераиспытывает в наши дни существенные трудности и проблемы.
Современные проблемы развитиясоциально-культурной сферы (культура, образование, туризм, спорт) во многомсвязаны с совершенствованием управления, основой которого является планированиекак центральное звено, главный элемент не только хозяйственного механизма, но истратегии действий. Проводимая в стране экономическая реформа, появление новыхформ собственности, в том числе и в отраслях «Культура», «Образование»,усиление самостоятельности экономической и хозяйственной деятельностиучреждений социально-культурной сферы, изменение всей сформировавшейся всоветское время системы ценностей, норм, представлений о мире привели кобретению социально-культурной сферой свободы, как в творческом, так и ворганизационном отношении.
Предоставление самостоятельностиучреждениям социально-культурной сферы, в том числе и финансовой, потребовалоориентации органов управления всех уровней на новые подходы в планировании. Наширокое внедрение в практику программно-целевых и иных современных методовпланирования, которое представляет собой превентивное определение процессадействий и решений, предпринимаемых руководителем учреждения для того, чтобыучреждение смогло достичь поставленных целей по удовлетворению потребностейпользователей услуг. План является универсальным инструментом, который помогаетпринять правильное управленческое решение или целый их комплекс (1, С. 34).
Остро стоит вопрос о целевом использованиисредств. Никому сейчас не дано права «пускать деньги на ветер», не важно,являются ли эти средства госбюджетными или предоставлены каким-либо инвестором,меценатом или спонсором (32, С. 14).
Далее на повестке дня стоит вопрос о поиске ивыборе наиболее оптимальных организационно-методических форм культурно-досуговойдеятельности, прежде всего организационных, массовых, групповых, коллективных ииндивидуальных. Только дифференциацией аудитории успех не достигается, ноименно с нее начинается предметный и конструктивный подход к отдельнымпотребителям услуг культуры, их группам и целым коллективам — производственным,учебным, воинским и т.п. Быть может, имеет смысл вернуться к уже известным намформам: университетам, школам, курсам, лекториям? В конце концов, в самих этихформах ничего плохого нет, дело, скорее, в другом — зачем, с какой целью ониорганизованы, каково содержание совместной работы людей, на что она направлена(9, С. 12).
Отдельная проблема — поиск методических формкультурно-досуговой деятельности. Первое, над чем здесь следует подумать, этооптимальное сочетание традиционных (устных, печатно-наглядных, театрализованныхи т.д.) и инновационных форм. Многообразие форм культурно-досуговойдеятельности неизбежно ставит работника культуры перед необходимостью выбораоптимального решения: какую именно форму в том или ином случае предпочесть.Аксиоматическое утверждение «форма должна соответствовать содержанию» не всегдаявляется ключом к конкретному решению. При этом замечено: чем опытнееспециалист культурно-досугового учреждения, тем сложнее ему выбирать конкретнуюформу проведения какой-либо работы, тем требовательнее он к окружающим егоколлегам и к самому себе.
Принятие решения о форме осуществления той илииной культурно-досуговой акции целесообразно было бы проводить в таком порядке.Анализ ситуации (изучение спроса потребителей, сбор информации, изучениедемографических характеристик аудитории); в случае, когда речь идет окоммерческом проекте или платной программе, полезно провести маркетинговоеисследование, изучить потенциальный рынок, выбрать интересующий сегмент ипозиционировать планируемую услугу на избранном сегменте. Далее следует выбратьоптимальную форму проведения мероприятия. Потребуется оценить возможныеальтернативы с точки зрения критериев и ограничений. Последние могут носитьэкономический, социально-демографический и даже личностный характер.Принимаются во внимание такие условия и факторы, как наличие ресурсов,квалификация исполнителей, имеющееся в распоряжении организаторов мероприятиявремя и др.
Остаются актуальными проверенные временемрекомендации относительно активного характера планируемого мероприятия, участияв нем общественности, широты и разнообразия используемых средств раскрытия темыи др.
Центральным моментом в выборе формы являетсяокончательная оценка выбранной формы, однако на этом процесс принятия решенияне завершается. Самое хорошее решение — это выполненное решение, в нашем случае- состоявшееся мероприятие. Здесь уместно говорить о необходимости установленияобратной связи. Мероприятия ради мероприятий давно ушли в прошлое.
Поскольку только массовыми мероприятиями неисчерпывается содержание культурно-досуговой деятельности, в равной мере важнозаботиться и о других видах занятий: репетициях, занятиях в кружках и студиях,включая и индивидуальную справочно-консультационную, и образовательную работу.
Совершенствовать технологию какой-либо работы — это еще и обоснованно и эффективно использовать имеющиеся в нашем распоряжениисредства: живое слово, иллюстративный материал, аудиовизуальные средства,искусство, компьютерную и лазерную технику, многообразные средствавспомогательного характера — транспорт, инструменты, материалы и т.п. Важны неколичество и объем используемых средств, а их разумное использование в полномсоответствии с решаемыми воспитательными, развлекательными или управленческимизадачами.
Самая хорошая культурно-досуговая программадолжна начинаться, как уже отмечалось, с изучения аудитории, ее интересов ипотребностей. Уместно напомнить: запросы личности и спрос на услугу — этодалеко не одно и то же. Запрос — это возможный уровень удовлетворения возникшейпотребности, который отражается в сознании потребителя услуги в идеальной,воображаемой фирме. Спрос же — то, за что потребитель готов реально заплатитьили, по крайней мере, воспользоваться возможностью получить желаемое на самомделе, а не в мечтах и предположениях.
В коммерческой и хозрасчетной деятельностипоследнее условие имеет особо важное значение.
С переводом культурно-досуговых учреждений нановые условия хозяйствования заметно снизилась культурная активность населения.Культработники чаще полагаются только на собственные силы, не стремясь создатьклубный актив, дать ему «досуговую квалификацию» (10, С. 32 — 33).
Разумеется, профессиональный культработникбыстрее волонтера поставит и решит административно-управленческую илихудожественно-творческую задачу, нежели активист-общественник. Но ведьсущностный смысл профессий культработника как раз и кроется в умении привлечьлюдей и помочь им в самоорганизации, самоопределении, самовоспитании исамообразования. В этом одна из сложностей нашей профессии, в этом ееотличительная особенность. Более того, прежде чем культурная потребность будетудовлетворена, она должна быть целенаправленно сформирована тем жекультработником. Когда же придет время для удовлетворения конкретнойпотребности, потребитель услуги не просто присутствует при ее производстве иреализации (нельзя оказать услугу в отсутствие ее потребителя), но собственнымиусилиями эту услугу создает. Да еще и платит за это! Это очень важнаяинформация к размышлению.
/>/>Как и прежде, работниккультурно-досугового учреждения редко реализует свои задачи в одиночку.
При любом учреждении культуры найдется хотя быодин спонсор или инвестор, партнер или смежник, поставщик или конкурент, не говоряуже о потребителях услуг.
А ведь есть еще органы управления, профсоюзные ииные организации и движения, творческие союзы, средства массовой информации ит.п. Отрыв от этих «контактных аудиторий» чреват большими потерями в работе.
В условиях рыночной экономики немаловажноезначение имеет реклама. Информационно-рекламной деятельностью учреждениякультуры занимались и прежде.
Другое дело, что работа эта велась бессистемно,на ощупь, а эффективность рекламы никто всерьез не изучал. Оставляли желатьлучшего и рекламные средства. На сегодняшний день недостатка в специальнойлитературе по проблемам рекламной работы достаточно, необходимо еювоспользоваться.
Прямо противоположные задачи у «паблисити», иначеговоря -пропаганды. Любое культурно-досуговое учреждение может и должноспособствовать собственному закреплению на рынке услуг культуры (22, С. 24).
Для этого вполне подойдут презентации, газетныерепортажи о состоявшихся мероприятиях, радиопередачи о коллективах иобъединениях и др.
Оптимизация деятельности культурно-досуговыхучреждений лежит на пересечении нескольких направлений: критический анализопыта наших предшественников и необходимость взять из него все, что еще можетработать в современных условиях и способствовать решению сегодняшних задач; творческоеиспользование зарубежного опыта (в равной мере годится опыт и ближнего, идальнего зарубежья) организации досуга населения и, наконец, собственныенеустанные поиски каждого культурно-досугового учреждения, каждого творческогоколлектива и каждого творчески мыслящего работника культуры.
1.3 Предпринимательская деятельность в сфере досуга
В настоящеевремя в любой стране финансовое обеспечение сферы культуры, информации и досугаформируется на основе многоканальных источников. Определенную часть расходовберут на себя органы власти, реализующие государственную, региональную имуниципальную политику. В разных странах выработаны неодинаковые подходы исложились неодинаковые традиции разделения расходов на культуру между указаннымибюджетными уровнями.
Но почтивсюду в мире культурная политика, проводимая органами власти, не являетсяединственным источником финансирования организации культурно-досуговой деятельности.В этих процессах участвуют такие важные субъекты, как финансовые ипредпринимательские структуры, население, а также доноры (спонсоры, меценаты).Сами разновидности культурно-досуговой практики и особенно способы ее организациизаметно разнятся между собой по уровню прибыльности, возможностямсамоокупаемости. На одном полюсе практики работает немало организаций и фирм,которые способны самостоятельно формировать свою доходно образующую часть черезпредпринимательскую активность, существуя преимущественно за счетпотребительского рынка. К таким организациям принадлежат организациишоу-бизнеса, игорного бизнеса, многие фирмы индустрии развлечений, туристскаядеятельность и др. На другом полюсе действуют учреждения культуры, которыеполностью зависят от учредителей и доноров (библиотеки, детские клубы,просветительские учреждения и др.). Между ними размещается значительное числоучреждений и организаций культуры, финансовая база которых формируется насмешанной основе.
Зарубежныеисследователи на основе анализа деятельности культурных учрежденийзападноевропейских стран разработали приблизительную схему, которая отображает долюсобственных доходов у организаций культуры разного типа за счетпотребительского рынка, т.е. за счет населения.
Однакоглавное в том, что в современных условиях доходно образующая часть ворганизациях культуры и досуга складывается из многообразных источников, т.е.имеет смешанную природу. Она формируется на основе:
— бюджета(государственного и регионального уровня), а также иных поступлений отучредителей (государственных и местных органов власти, юридических и физическихлиц);
— основныхплатных видов деятельности учреждений культуры;
— платежей заоказание услуг по договорам с юридическими и физическими лицами;
— кредитовбанков;
— донорскихвзносов (добровольных пожертвований, спонсорской помощи и др.);
— другихдоходов и поступлений, в том числе доходов от различной предпринимательскойдеятельности, включая ту, которая не относится к профильной деятельности (21,С. 14).
Частьматериально-технической и финансовой основы, которая обеспечиваетсягосударством, местными властями, а также учредителями, донорами, формируетсоответствующий объем культурно-досуговых услуг некоммерческих учреждений и организацийкультуры, для потребителей либо полностью, либо частично бесплатных. Такимобразом, происходит нейтрализация рыночных издержек развития культуры и досуга.Это направление оказания услуг населению позволяет охватывать обслуживаниемсоциально незащищенные слои, в первую очередь детей и подростков, многодетныесемьи, низкооплачиваемых работников, инвалидов и др.
Значительныйобъем культурно-досуговых услуг формируется также за счет предпринимательскойактивности организаций культуры и досуга. В этом случае услуги для потребителейоплачиваемые, хотя их ценообразование в данном случае может либо полностьюисходить из конъюнктуры спроса, либо приобретать щадящий характер благодаряподдержке организаций культуры и досуга извне (льготного налогообложения,договора о некоммерческом партнерстве с органами власти, помощи разных фондов идр.).
Чем болеедеятельность конкретной организации досуга (театра, музея, досуговой фирмы идр.) носит коммерческий характер, тем в меньшей степени ее персоналрассчитывает на финансовую помощь извне, но больше ориентируется на потребительскийспрос. Поэтому в мировой практике учитывается, к какому типу организациикультуры и досуга относится конкретное учреждение: коммерческому, некоммерческомуили смешанному. Такое разделение связано с разными целями этих групп,неодинаковыми источниками получения доходов.
На этой основе,у органов власти в разных странах по отношению к каждой из этих группвыработаны различные подходы и методы культурной политики, в частности, вобласти прямой и косвенной поддержки, налогообложения, льгот и т.п.
Рассмотриммногообразие источников доходно образующей части организаций культуры напримере США. Известно, что большую долю во внешнем финансированиинекоммерческих организаций культуры здесь составляют взносы (иногда малые)большого числа частных лиц. На втором месте — средства благотворительныхфондов; на третьем — пожертвования коммерческого сектора; на последнем — государственные вложения (субсидии, распределяемые правительственнымиагентствами).
Именно в СШАпоиск денежных средств для развития культурной деятельности, включая досуговыемероприятия населения, стал разновидностью профессиональной управленческойдеятельности — фандрейзингом. Фандрейзинг — это работа с донорами культурнойдеятельности, умение привлечь ресурсы в некоммерческие организации культурысверх финансовых обязательств учредителя, доходов от основной и дополнительнойуставной деятельности.
Государственноеи дополнительное финансирование некоммерческих культурно-досуговых учрежденийпозволяет нейтрализовать или в значительной степени смягчать давление,оказываемое нестабильным спросом и рыночной конъюнктурой на культурно-досуговыезанятия. Некоммерческие учреждения культуры и досуговые организации невыключены из рыночной среды, но осуществляют некоторые виды своей деятельностина коммерческой основе (22, С. 34).
Особенностиформирования российской системы многообразных источников финансированияструктур культуры и досуга рассмотрим сначала применительно к некоммерческимпредприятиям и организациям, так как именно они оказываются наименее готовымиразвиваться в рыночных условиях.
За прошедшеедесятилетие финансовые поступления, связанные с бюджетным финансированием,оставались уязвимым звеном российской сферы культуры и досуга. В условияхинфляции и экономического кризиса фактическая доля расходов на культуру вфедеральном бюджете составляла значительно меньшую часть, чем предусмотренозаконодательством и плановыми заданиями. В особенно сложном положении оказалисьучреждения культуры, которые переходили из федерального в региональноеподчинение и финансировались из местных бюджетов. В новых условиях онихронически недополучают финансовые средства на свое развитие. Заработная платаработников сферы культуры остается наиболее низкой среди других отраслейотечественной экономики (3, С. 21).
В условияхбеспрецедентного падения активности многих традиционных учреждений культурыорганы власти идут на расширение возможностей увеличения их доходно образующейчасти и вводят возможность организации для многих из них учредительства.Учредители обязаны принимать на себя обязанности по частичному или полномуфинансированию работы коллектива, но не имеют права вмешиваться в еготворческие процессы. Многие аспекты отношений, которые выстраиваются междуучредителями и организацией культуры, регулируются законодательством, а такжедоговорными отношениями между ними. Институт учредительства в сфере культурысыграл немалую роль в преодолении наиболее сложных моментов переходногопериода.
Есть еще однавозможность расширения доходно образующей части российских некоммерческихучреждений культуры — поиск доноров (фандрейзинг), готовых предоставить финансовыесредства на его текущую работу, на разработку и внедрение творческих проектов,на реализацию специальных внедренческих программ.
Ниже приведенпример, отображающий структуру доходов в %, полученных из разных источников в современнойдеятельности Государственной Третьяковской галереи:
5% — выездныевыставки;
18% — входнаяплата, экскурсии, лекции;
33% — гранты,пожертвования, благотворительные взносы;
35% — бюджетное финансирование;
7% — предпринимательская деятельность;
2% — прочиеисточники.
В нашейстране, по существу, еще не сложились институты и структуры донорствадемократического типа (органы власти, коммерческие кампании, благотворительныефонды), а также не появились в достаточном количестве общественно значимыефигуры (крупные бизнесмены, известные общественные деятели), которые способнывыделить ресурсы для поддержки деятельности учреждений культуры. Зарубежный жерынок доноров (в частности, благотворительных фондов) остается для работниковроссийской сферы культуры малодоступным (30, С. 75).
В развитииотечественного фандрейзинга большое значение приобретает опыт деятельностиучреждений культуры крупных городов, в первую очередь двух столиц.
Новоезаконодательство стимулирует развитие предпринимательской деятельностине-коммерческих учреждений, формирования доходно образующей части на смешаннойоснове. В этом случае предпринимательство может иметь различные формы иразворачиваться на разных рынках. Работу коллектива некоммерческого учреждениякультуры с учредителями, донорами, по существу, также можно считатьразновидностью предпринимательства. Одно из важных направленийпредпринимательства — работа на рынке потребителей. Это направление позволяетнекоммерческим учреждениям культуры (музеям, библиотекам, театрам и др.) помимоосновной деятельности развивать вторичные услуги, которые могут быть (могут ине быть) связаны с ведущей деятельностью, но которые востребованы населением.
С этой цельюмногие библиотеки вводят услуги ксерокопирования, подбор для читателейопределенной литературы, составление библиографических обзоров; музеиорганизуют производство сувениров со своей символикой, заказывают и продаютсоответствующую искусствоведческую литературу и изобразительную продукцию.Театральные коллективы проводят специальные художественные мероприятия, вечера,встречи на платной основе.
Предпринимательскаядеятельность некоммерческих учреждений культуры может быть успешной лишь наоснове принципов рыночного хозяйства с опорой на соответствующие технологии иприемы деятельности. Речь идет о сборе информации, изучении потребителей, проведениимаркетинговых исследований, рекламных кампаний и т.п. Именно эти аспектыпредпринимательской деятельности осваиваются работниками отечественныхучреждений культуры и досуга с немалыми трудностями.
В крупныхкультурных центрах России предпринимательская деятельность может формировать вструктуре доходов от 10-15% (в клубных учреждениях, библиотеках) до 45-55%(филармонии, парки культуры и отдыха, наиболее посещаемые театры) финансовыхсредств.
Организациикультуры и досуга коммерческого типа изначально строят свою деятельность иначе,нежели некоммерческие. Создаваемые при этом товары, культурные продукты иуслуги, безусловно, рассчитаны на потребности людей, но в большей степени приэтом учитываются такие виды спроса, как массовый, эксклюзивный, ситуативный,ажиотажный. Производители культурного продукта ориентированы преимущественно наполучение прибыли и могут устанавливать ту ценовую планку, посредством которойрассчитывают достигнуть своей цели.
Вместе с темпредприниматель для реализации своих проектов часто нуждается в крупныхсредствах, которого у него не оказывается. Ради нахождения ресурсов онобращается к инвесторам, ищет надежных партнеров, берет банковские ссуды,используя любую возможность для достижения поставленных задач. В связи с этимон совмещает в себе такие противоположные качества, как осторожность иготовность идти на риск. Его предпринимательская деятельность подчиненасозданию конкурентоспособного культурного продукта, который позволит достичьсверхвысокой нормы прибыли.
Дажекоммерчески благополучные сегменты индустрии развлечений (игровой и шоу-бизнес)в России пока не окрепли настолько, чтобы стать источниками инвестирования вкрупные проекты культурно досугового плана. Бюджетное распределение средств ипомощь государства продолжают оставаться ведущими каналами поступления финансовв сферу культуры и досуга, хотя этих средств крайне не хватает для ее развитияв современном виде (22, С. 58).
Совершенствованиекультурной политики федерального и регионального уровней в переходных условияхостается основным фактором, позволяющим сформировать условия для эффективногоперераспределения финансовых средств на рыночной основе в сфере культуры и организациидосуга. Органы власти в первую очередь призваны создать прочные правовые,административно-организационные предпосылки многоканального финансирования какнекоммерческих, так и коммерческих сегментов этой сферы. Центральные и местныевласти страны еще не освоили богатый опыт и множество возможностей мировойпрактики. Немало вопросов вызывает беспрепятственный отток из страны свободныхкапиталов за рубеж. Подобные издержки государственной политики в переходныйпериод активно обсуждаются представителями российского бизнеса в сферекультуры, творческими работниками, исследователями, потребительскойобщественностью.
Глава 2. Опыт организациикоммерческой деятельности в досуговых учреждениях г. Прокопьевска
2.1 Коммерческая деятельность клуба«Искорка»
Эта часть курсовой работы посвящена опыту организациикоммерческой деятельности в досуговых учреждениях г. Прокопьевска на примереклуба «Искорка» и фирмы «ValenTimePolyStudiy».
Клуб «Искорка» является учреждением культуры городаПрокопьевска и осуществляет свою деятельность под контролем управления культурыАдминистрации г. Прокопьевска.
Население г. Прокопьевска насчитывает 294000человек. На территории города находятся следующие промышленные предприятия – «Ремонтно-тепловоехозяйство» (РХТ), «Ремонтное дорожно-эксплуатационное управление» (РДЭУ),«Ремонтный трамвайно-троллейбусный завод» (РТТЗ), «Ремонтное жилищноехозяйство» (РЖХ).
Бюджетная сфера г. Прокопьевска представленаследующими учреждениями: несколько общеобразовательных средних школ, 5дошкольных образовательных учреждений, детский дом, реабилитационный центр,детская туберкулезная больница, кадетский интернат и др. В городе развит малыйи средний бизнес, представленный торговлей и сферой услуг.
Центром культурной жизни г. Прокопьевска являетсяклуб «Искорка».
Цели и задачи клуба «Искорка»: развитие культурыгорода, изучение, предоставление населению разнообразных услугсоциально–культурного, просветительского, эстетического, оздоровительного иразвлекательного характера. Воспитание всесторонне развитой, общественноактивной личности. Обеспечение свободы творчества, повышение профессиональногоуровня самодеятельных коллективов, развитие творческого потенциала исамовыражения их участников.
В клубе работают следующие кружки:танцевальный кружок «Миллениум», класс игры на гитаре, «Дошколенок».
Одно из важнейших направленийработы учреждений культуры – это удовлетворение духовных потребностейнаселения, предоставление разнообразных услуг социально–культурного,просветительского, оздоровительного и развлекательного характера.
В клубе «Искорка» эти услугипредставлены разнообразными мероприятиями, проводимыми для всех категорийнаселения г. Прокопьевска. В среднем, в течение года, проводится около 200мероприятий различных форм и технологий: массовые праздники, концерты,театрализованные представления, вечера отдыха, конкурсы, познавательные иразвлекательные программы, дискотеки, кинолектории, выставки, спортивныесоревнования и т.д.
Все вышеперечисленные мероприятия,за исключением благотворительных, проводятся на платной основе, что являетсяосновным источником дохода клуба «Искорка», то есть платными услугами.Полученные денежные средства расходуется на практические нужды и улучшениематериально-технической базы клуба.
Выполнение годового финансовогоплана клуба напрямую зависит от стабильного поступления доходов от реализацииплатных услуг. В 2009 финансовом году клубом было заработано 190000 рублей.
Стабильность и приумножениедоходов, прежде всего, зависят от грамотного, профессионального планированияработы клуба, направленного на максимальное удовлетворение духовной потребностинаселения, дифференцированного подхода к проведению мероприятий, качестваоказываемых услуг, рекламы.
В заключение отметим, что присоставлении плана, в обязательном порядке, необходимо анализировать работуклуба за предшествующие периоды, проводить социологические исследования рынкаспроса в сфере досуга, которые позволят определить приоритетные направлениявидов деятельности, следовательно, увеличить доход клуба.
2.2Описание фирмы «ValenTimePolyStudiy».Сущность деятельности
Частное предприятие «ValenTime PolyStudio» — основано в 2007 году выпускникомКемГУКИ в городе Прокопьевск. Эта фирма занимается:
— Профессиональная видеои фотосъёмка
— Монтаж
— Изготовлениеэксклюзивных фильмов и рекламных роликов
— Оформление дисков иобложек DVD и мн. др.
— Подбор ведущих,музыкантов, клоунов
— Предоставляет услугидизайнера по оформлению залов, а также услуги парикмахеров – стилистов,визажистов.
Разнообразие услуг,предоставляемые фирмой приносит немалый доход и позволяет развиваться ирасширять виды услуг.
Я работаю ведущейпраздников, тамадой, клоуном. Сама работаю с клиентами по сценарию, организуюпроведение, предлагаю дополнительные услуги – фото, видео, музыка, оформление.Моя задача не только провести и написать сценарий, но и дать рекламу остальныхуслуг, объясняя их необходимость.
Индивидуальный подход ккаждому заказчику, разработка и организация. Учитывается количество гостей, ихвозраст, вкусы, интересы, достаток заказчика, гибкий подход к каждому. Принаписании сценария утверждается заказчиком, учитывая пожелания, по несколькураз организуется встречи с каждым из задействованных работников. Все ктоработает, стараются выполнить качественно свою работу, от этого зависит доход ипрестиж фирмы и конкретно каждого.
В фирме работаюткруглосуточно, при желании заказчика, а также оплата зависит от количествамероприятий и в дальнейшем от качества предоставленных услуг.
В настоящее время,проработав в сфере культуры с 1998 года, я знакома с деятельностью частных фирмпо организации досуга населения, а также муниципальных учреждений культуры. Вомногих Дворцах культуры появились новые виды услуг, но всё же они не полностьюотвечают спросу. Ситуация не меняется, так как государственное учреждение неимеет разрешения на некоторые виды услуг. Зато частные фирмы заполнили эту«нишу».
В государственныхучреждениях больше оклада не получишь – хоть весь месяц работай, хоть сиди иредко делай. Оклады маленькие, заинтересованности нет. Очень редко встречаютсяте, кто истинно «болеет» своим делом, в основном в ДК работают «случайные»люди, которым просто нужно, где-то работать.
В нашем городе на данныймомент семь учреждений культуры, кроме библиотек. Два из них имеют первуюкатегорию, остальные вторую и третью категории. От этого зависит количество икачество мероприятий, творческих коллективов, а также оплата труда.
Организациикультуры и досуга коммерческого типа изначально строят свою деятельность иначе,нежели некоммерческие. Создаваемые при этом товары, культурные продукты иуслуги, безусловно, рассчитаны на потребности людей, но в большей степени приэтом учитываются такие виды спроса, как массовый, эксклюзивный, ситуативный,ажиотажный. Производители культурного продукта ориентированы преимущественно наполучение прибыли и могут устанавливать ту ценовую планку, посредством которойрассчитывают достигнуть своей цели.
Вместе с тем,предприниматель для реализации своих проектов часто нуждается в крупныхсредствах. Ради нахождения ресурсов он обращается к инвесторам, ищет надежныхпартнеров, берет банковские ссуды, используя любую возможность для достиженияпоставленных задач. В связи с этим он совмещает в себе такие противоположныекачества, как осторожность и готовность идти на риск. Его предпринимательскаядеятельность подчинена созданию конкурентоспособного культурного продукта,который позволит достичь сверхвысокой нормы прибыли.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Услуги коммерческогосектора весьма разнообразны и трудно поддаются классификационным рамкам. Такназываемая «индустрия развлечений», всемерно развиваемая коммерческимиорганизациями, является существенной статьёй доходов её владельцев.Потребителям предоставляется широкий выбор всевозможных развлечений и зрелищ,рассчитанных на все вкусы. Индустрия развлечений включает множество направлений:проведение различных фестивалей, конкурсов, праздников, созданиеспециализированных концертных и спортивно-зрелищных комплексов, появляютсякоммерческие услуги, связанные с новыми информационными технологиями, такими,как Интернет — услуги. Можно сделать вывод, что с переходом на рыночныеотношения клубная культура России стала намного богаче и разнообразнее.
В даннойкурсовой работе нами были решены следующие задачи:
-рассмотрено понятие«досуг» с точки зрения реализации потребностей, содержания, целей, мотивов;
-изучены современныепроблемы развития социально-культурной сферы;
-рассмотренапредпринимательская деятельность в сфере досуга;
-изучена коммерческаядеятельность клуба «Искорка» г. Прокопьевска;
-описана сущностьдеятельности фирмы «ValenTime PolyStudiy».
Таким образом, целькурсовой работы достигнута.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Актуальные проблемы социально-культурной деятельности[Текст]: сб. ст. — М.: МГУК, 1995.- 121 с.
2. Большой толковый социологический словарь [Текст]: В 2 т.Т. 1. – М.: Вече, 1999. – 544 с.
3.Воронова, Е.Н. Экономика культуры [Текст]: учебное пособие / Е.Н. Воронова. –Рязань: Узорочье, 1997. – 192 с.
4.Галуцкий, Г.М. Экономика культуры [Текст]: учебное пособие / Г.М. Галуцкий. — М.: Изд-во РУМК Министерства культуры РСФСР, 1991. — 208 с.
5. Досуг: вопросы теории и социальнойтехнологии [Текст]: сб. ст. /Под ред. В.В. Туева. — Кемерово: КГИК, 1995. -106с.
6. Досуг в кругу семьи [Текст]. – М., 1989. – 302 с.
7. Досуг в Москве [Текст]. – М., 1989. – 383 с.
8. Досуг в парке [Текст]. – М., 1988. – 147 с.
9. Дуликов, В.З. Организационныйпроцесс в социокультурной сфере: учебное пособие [Текст] / В.З. Дуликов. – М.,2003. – 88 с.
10. Ерошенков, И.Н. Культурно–досуговая деятельность всовременных условиях [Текст]: лекция / И.Н. Ерошенков. — М.: МГИК, 1994. — 43с.
11. Жарков, А.Д. Технологиякультурно–досуговой деятельности [Текст]: учеб. пособие / А.Д. Жарков. – М.:МГУК, 1998. – 246 с.
12. Жаркова, А.С. Культурно-досуговаядеятельность: теория, практика и методика научных исследований [Текст]: учеб.пособие /А.С. Жаркова, А.Д. Жарков, В.М. Чижиков. — М„ 1994. -112 с.
13. Иванов, Г.П. Предпринимательскаядеятельность в сфере культуры. Теоретический курс [Текст] / Г.П. Иванов, Е.Л.Игнатьева. — М: МЭГУ, 1994 – 312 с.
14. Иванов, Г.П. Экономика культуры [Текст]: учеб. пособиедля вузов / Г.П. Иванов, М.А. Шустров. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2001. – 184 с.
15. Киселева, Т.Г. Основы социально–культурной деятельности:учебное пособие для студентов вузов культуры [Текст] / Т.Г. Киселева, Ю.Д.Красильников. – М.: МГУК, 1995. – 136 с.
16. Киселева, Т.Г. Теория досуга за рубежом [Текст]: курслекций / Т.Г. Киселева. – М., 1992. – 208 с.
17. Ковальчук, А.С. Социально культурная деятельность [Текст]/ А.С. Ковальчук. – Орел, 1997.- 172 с.
18. Культурно–досуговая деятельность [Текст]: учебник. – М.:МГУК, 1998. – 419 с.
19. Культурно–досуговая деятельность в современных условиях[Текст]. – М., 1991. – 236 с.
20. Культурно–досуговая деятельность: Перспективы развития ипроблемы регулирования [Текст]. – Свердловск, 1991. – 302 с.
21. Маркова, В.Д. Маркетинг услуг [Текст] / В.Д. Маркова. — М.: Финансы и статистика, 1996. — 128 с.: ил.
22. Морозова, Е.Я. Экономика иорганизация предприятий социально-культурной сферы [Текст]: учебное пособие /Е.Я. Морозова. — СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2002. — 318 с.
23. Мосалев, Б.Г. Досуг: методологиясоциологических исследований [Текст] / Б.Г. Мосалев. — М.: Изд-во МГУК, 1995. — 92 с.
24. Никитина, Г.Я. История культурно- досуговой деятельности [Текст]: учебное пособие / Г.Я. Никитина. — М.: МГУК,1999. -65 с.
25. Новаторов, В.Е. Маркетинг всоциально-культурной сфере [Текст] / В.Е. Новаторов. — Омск: Омич, 2000. — 288с.
26. Пича, В.М. Ваше свободное время [Текст] / В.М. Пича. –Киев, 1988. – 69 с.
27. Помпеев, Ю.А. Экономика культуры [Текст]: учебное пособие/ Ю.А. Помпеев. — СПб.: КультИнформПресс, 1999. — 80 с.
28. Социально-культурная деятельность: поиски, проблемы,перспективы [Текст]: сб. ст. — М.: МГУК, 1995. -121 с.
29. Управление социальной сферой [Текст]: учебник / Под ред.В.Э. Гордина. — СПб: Изд-во СПбГУЭФ, 1998. — 289 с.
30.Экономика культуры: Учебник. — М.: Слово/SLOVO,2005. — 608 с.
31.Экономика культуры [Текст]: учебное пособие /Под ред. Ф.Ф. Рыбакова, А.3.Алейника. — СПб.: Изд-во СПбГИК, 1992. — 73 с.
32.Якобсон, Л.И. Экономические методы управления в социально-культурной сфере[Текст] / Л.И. Якобсон. — М.: Экономика, 1991. — 176 с.