Реферат по предмету "Экономика"


Рынок: сущность, структура, механизмы функционирования, типы

Содержание
Введение
1. Понятие рынка
1.1    Экономическая сущность рынка
1.2    Функции рынка
1.3    Спрос. Факторы спроса. Закон спроса. Эластичностьспроса.
1.4    Факторы предложения. Закон предложения. Эластичностьпредложения
1.5    Рыночная цена и ее виды
2. Структура рынка
2.1 Рынок предметов потребления
2.2 Рынок труда
2.3 Рынок инвестиционных товаров
2.4 Информационный рынок
2.5 Рынок земли
2.6 Система финансов
2.7 Рынок ценных бумаг
2.8 Денежный рынок
3.      Инфраструктура рынка
3.1 Основные элементы инфраструктуры рынка.
3.2    Анализ структуры рынка
Заключение
Список литературы
Введение
Актуальность темызаключается в том, сто рынок представляет собой не только общеэкономическуюкатегорию, присущую в той или иной степени всем этапам развития цивилизации, ноэто одновременно сложное социально-философское понятие. Оно вовсе неограничивается экономической сферой. Как результат естественноисторическогоразвития человеческого общества рынок включает исторические, национальные,культурные, религиозные, психологические особенности развития народов,вобравших в себя все богатства многовековых традиций совместного устройствакультурной и экономической жизни. Это определяет особенности современного рынкаи рыночной системы в различных странах. Рынок имел место во всех цивилизациях,но его роль в них значительно различается. Тот факт, что рыночные отношения исегодня далеки от совершенства, возможно, объясняется тем, что в природесовершенство вообще недостижимо.
Целью данной работыявляется анализ сущности рынка и его основных понятий.
В связи с поставленнойцелью выделяются следующие задачи:
- дать определениерынку,
- изучить егофункций, инфраструктуру;
- подготовитьграфики понятий спрос и предложение
- проанализироватьфакторы необходимые при анализе структуры рынка.
1. Понятие рынка
Нам известно, что подвоздействием объективных закономерностей развития общественного разделениятруда в экономике постоянно происходит в тех или иных формах обособлениеотдельных видов хозяйственной деятельности. Одновременно этот процессзакрепляется отношениями, порождаемыми институтом собственности. Поиск наиболееэффективного использования имеющихся ресурсов на путях становленияразнообразных форм сотрудничества — специализации и кооперации, концентрации икомбинирования, диверсификации производства — всегда требовал установлениямежду обособившимися производственными единицами, как равноправными партнерами,хозяйственных связей на основе обмена. 1.1 Экономическаясущность рынка
Рынок — место, гдепродают и покупают товары (услуги). Это самое простое понятие рынка. Внастоящее время существует множество определений рынка. По мере развитияобщественного производства понятие «рынок» становилось все более емким ивоспринималось, по существу, синонимом сферы обращения.[1]В словаре В. Даля рынок трактуется как сфера товарного обращения.
Рынок — это место гдевстречаются покупатели и продавцы определенного товара или услуги. В наукепонятие рынок определяется как совокупность условий, благодаря которым продавцыи покупатели товара (услуг) по оговоренной цене совершают сделку с цельюпокупки или продажи этого товара (услуги).
В широком значениирынок—это такая организация общественного производства, при которойпроизводители товаров ориентируются на спрос покупателей, сами решают:
- в какое время, вкаком количестве и какие виды товаров (услуг) производить;
- каким образомпроизводить эти товары производить и с помощью каких ресурсов и технологий);
- для какогонеобходим тот или иной товар или услуга.
Существует ряд условий,которые необходимы для нормального функционирования рынка:
- свобода предпринимательскойдеятельности;
- конкуренция(совершенная и несовершенная);
- наличие различныхформ собственности;
- свободноеценообразование;
- наличиенеобходимых структурных элементов рынка, таких
- как спрос,предложение, цена;
- развитиеинфраструктуры рынка;
- стабильныефинансовая и кредитно-денежная системы.
Таким образом, можносделать вывод: рынок представляет собой систему экономических отношений междухозяйствующими субъектами, которая основана на обменных отношениях и платностивсех благ и услуг. 1.2 Функции рынка
Утвердившиеся в обществерыночные отношения оказывают существенное воздействие на все стороныорганизации жизни, и таким образом выполняют следующие функции, показанные нарис 1.[2]

/>
Рис 1 Функции рынка
Посредническая функциярынка предоставляет возможность продавцу выбрать наиболее подходящегопокупателя, а потребитель имеет возможность выбрать подходящего поставщика.
Информационная функцияпроявляется в том, что через регулярно меняющиеся цены, процентные ставки накредит рынок предоставляет участникам производства объективную и актуальнуюинформацию о необходимом качестве, количестве и ассортименте тех товаров иуслуг, которые поставляются на рынок.
Ценообразующая функцияоказывает содействие установлению подвижной связи между стоимостью и ценой,отчетливо реагирующей на изменения в производстве, в потребностях покупателей,в конъюнктуре.
Регулирующая функциясвязана с влиянием рынка на все сферы экономики и прежде всего производство.Конкуренция способствует снижению затрат на продукции, мотивирует повышениепроизводительности труда, повышение качества продукции. Она создает наиболееоптимальную структуру экономики.
Санирующая функция. Спомощью конкуренции рынок освобождает общественное производство от экономическинеустойчивых, неконкурентоспособных хозяйственных единиц и, напротив, даетзеленый свет более предприимчивым и эффективным участникам рынка. Таким образомповышается средний уровень устойчивости всего хозяйства в целом.
1.3 Спрос. Факторыспроса. Закон спроса. Эластичность спроса
Спрос — это количествотоваров и услуг, которые покупатели готовы приобрести по данной цепе в данное время.Необходимо четко разграничить два экономических понятия «спрос» и «потребности».
Спросом является не всякаяпотребность в данном товаре, а только платежеспособная. Кроме того, спрос количественноне совпадает с потребностью, ибо цена и доход всегда ограничивают объем покупок.
Спрос — это объем возможнойпокупки товара в зависимости от установившейся цены на него. Объем спроса — этоколичество товара, которое покупатели желают приобрести за некоторый период(например, день или год). Объем спроса зависит от цены данного товара, ценыдругих товаров (товаров-заменителей), доходов покупателей и их вкусов.
Зависимость между ценой(Р) и количеством товаров (Q), на которые будет предъявляться спрос при каждом уровнецен, может быть представлена в виде графика (рис.2).
Рис.2 График кривойспроса
/>
Графическое выражение междуценой товара и величиной спроса, предъявляемого покупателями на этот товар,называется кривой спроса. Кривая спроса обычно является убывающей.
Под воздействием прочих(неценовых) факторов кривая может смещаться вправо или влево. Если спросувеличится, кривая спроса сдвинется вправо, если спрос уменьшится, криваяспроса сдвинется влево.
Итак, между ценой товараи объемом спроса на него существует обратная зависимость (между величинойпокупки и уровнем цены — зависимость обратная). Такая зависимость вэкономической теории получила название закона спроса: чем выше цена, тем меньшевеличина спроса.
Закон спроса гласит: припрочих равных условиях спрос на товары в количественном выражении изменяется вобратной зависимости от цены.
Закон спроса недействует:
1.  при ажиотажном спросе, вызванном ожидаемымповышением цен;
2.  для некоторых редких и дорогостоящихтоваров (золота, драгоценностей, антиквариата и др.), являющихся предметомроскоши;
3.  при переключении спроса на болеекачественные и дорогостоящие товары.
В экономическойлитературе выделяют три эффекта, объясняющих обратную зависимость междуизменением цены товара и спросом на него.
1. Эффект роста выгоды. Любойтовар обладает полезностью для покупателя. Покупатель всегда сопоставляет объемзатрат (в виде цены на покупку) и объем полезности приобретаемого товара. При изменениицены изменяется состояние расходов на товар и его полезность к большей выгоде покупателя.
2. Эффект дохода. При постоянномобъеме располагаемого дохода снижение цены на данный товар означает для покупателяотносительное расширение его дохода по отношению к данному товару, т.е. при снижениицены на товар потребитель хочет приобрести больше товара.
3. Эффект замещения. Еслиупала цена на определенный товар, это вызывает подорожание других товаров принеизменности их цен, т.е. товар при снижении цены на него дешевле относительнодругих товаров, поэтому его приобретение становится относительно более выгодным.
Это происходит по двумпричинам: при снижении цены потребитель хочет приобрести больше товара (действуетэффект дохода); товар при снижении цены на него дешевеет относительно других товаров,поэтому его приобретение становится относительно более выгодным (действует эффектзамещения).
На изменение спроса влияютнеценовые факторы:
1.  число покупателей;
2.  изменение в денежных доходах населения.Например, рост доходов увеличивает спрос на дорогие виды товаров: мебель,бытовую технику, высококачественные продукты питания;
3.  изменение цен на другие товары,особенно на товары заменители. Так, рост цен на сливочное масло повысит спрос намаргарин;
4.  изменение структуры населения, напримерстарение населения. Увеличение количества пенсионеров увеличивает спрос налекарства, медицинское обслуживание.
Итак, величина спросазависит от цены товара, доходов потенциальных потребителей, от цены на товары,которые являются либо взаимо дополняемыми (например, автомобиль и бензин), либовзаимозаменяемыми (масло и маргарин, отдельные сорта мяса и т.п.), на спрос влияюти другие факторы.
Степень реакции однойэкономической величины на изменение другой называется эластичностью.Эластичность показывает, на сколько процентов изменяется одна переменная экономическаявеличина при изменении другой на 1%. Примером может служить эластичность спросапо цене, или ценовая эластичность спроса, которая показывает, насколькоизменилась в процентном отношении величина спроса на товар при изменении егоцены на 1%.
Эластичность спроса —степень чувствительности спроса к изменению цены товара. Мерой такого измененияслужит коэффициент эластичности спроса. Он определяется как изменение объема спросак изменению его цены. Коэффициент эластичности спроса определяется какотношение процента изменения спроса к проценту изменения цены.
Если обозначить цену Р, авеличину спроса Q, то показатель
(коэффициент) ценовой эластичностиспроса Кэс равен:
/>
Эластичность спросахарактеризует степень зависимости объема покупаемого товара от колебаниярыночных цен.
1. Спрос эластичентогда, когда при изменении цены на 1% спрос увеличивается больше чем на 1%. Ценарастет (падает) меньше, чем спрос: Кэс >1
2. Спрос имеетединичную эластичность, когда при изменении цены на 1% спрос меняется на 1%.Спрос и цена изменяются в равной степени: Кэс =1
3. Спрос неэластичен(имеет низкую эластичность), когда при изменении цены на 1% спрос меняетсяменьше, чем на 1%. Цена растет (падает) больше, чем спрос. Кэс
4. Спрос совершеннонеэластичен, когда потребители приобретают фиксированное количество товаров независимоот цены. Цена растет (падает), спрос постоянен Кэс =0
5. Спрос совершенноэластичен — при усилении совершенной конкуренции. Абсолютная величина показателяценовой эластичности спроса может изменяться от нуля до бесконечности. Спросрастет (падает), цена постоянна: Кэс =µ
Факторы, влияющие наэластичность спроса:
1. наличиетоваров-заменителей. Чем больше на рынке продуктов-субститутов, призванныхудовлетворить одну и ту же потребность, тем больше возможностей у покупателяотказаться от приобретения данного конкретного продукта в случае повышения егоцены, тем выше эластичность спроса на данный товар;
2. размер дохода;
3. значимостьтовара. Спрос на предметы первой необходимости неэластичен, спрос на товары, неиграющие важной роли в жизни потребителя, обычно эластичен.
В современной экономическойнауке используются также показатели эластичного спроса по доходу;
1. размеры доходапокупателей. При этом цена может не меняться, изменяется платежеспособность.Чем дороже товар, тем эластичней спрос на него;
2.  качество товара.Чем выше качество, тем менее эластичен спрос.1.4 Факторы предложения. Закон предложения. Эластичность предложения
Предложением называетсяколичество товаров и услуг, которое производители готовы продать поопределенной цене, в определенном объеме, за определенный период времени.
Объем предложения товара —это количество товара, которое продавцы желают продать за некоторый период(например, день или год). Объем предложения зависит от цены товаров, от ценыиспользуемых в производстве ресурсов, имеющихся в распоряжениитоваропроизводителей, и других факторов.
Важно отличать объемпредложения от объема производства: не все, что создано производителем,предлагается к продаже, и не все, что продается, обязательно покупается. Объем предложенияопределяется только поведением продавцов, тогда как объем продаж определяется ипродавцами, и покупателями.
Кривая предложения показываетв графическом виде количество предлагаемого товара при каждом значении цены,другие факторы предполагаются неизменными (рис.3). Кривая предложения можетперемещаться влево и вправо под воздействием определенных факторов.
/>
Рис. 3 График кривойпредложения
Реакция предложения на цену объясняется тем, чтофирмы при повышении цены задействуют резервные или быстро вводимые мощности,что приведет к повышению предложения; в случае продолжительного или устойчивогоповышения цен в эту отрасль устремятся другие производители, что еще большеувеличит производство и предложение.
Неценовые факторы,оказывающие влияние на предложение:
1. изменениеиздержек производства в результате технических нововведений, измененияисточников ресурсов, налоговой политики, стоимости факторов производства;
2. увеличениепредложения вне зависимости от цен при выходе на рынок новых фирм;
3. изменение цен надругие товары, приводящее к переливу ресурсов (уход фирм из отрасли). Уход фирмиз отрасли уменьшит предложение;
4. технологическиевозможности производства;
5. уровень налогов идотации;
6. перспективыразвития отрасли;
7. влияние природныхкатастроф, политических действий, войн на сокращение предложения.
Закон предложения гласит:при прочих равных условиях предложение на товары и услуги в количественныхвыражениях изменяется в прямой зависимости от их цены.
По мере роста цен производителипредлагают к продаже большие количества товаров, а по мере их падения —меньшие.
Эластичность предложения— это степень изменения объема предложения товаров в зависимости от измененияцены.
Коэффициент эластичностипредложения определяется как отношение процента изменения объема предложения кросту или снижению цен (в процентах) по формуле:
Довольно частоэкономистов интересует эластичность предложения по цене. Главный фактор,влияющий на ценовую эластичность предложения какого-либо блага, — мобильностьэкономических ресурсов: чем быстрее может производитель организоватьдополнительные поставки товара на рынок, тем эластичнее его предложение. Отсюдаследует: эластичность предложения по цене увеличивается на долгосрочныхвременных интервалах. Поэтому важным фактором, влияющим на эластичностьпредложения, является время.
Обычно при оценкеэластичности предложения рассматриваются три временных периода: краткосрочный,среднесрочный и долгосрочный.
1. Под краткосрочнымпериодом понимается период, слишком короткий для осуществления фирмойкаких-либо изменений в объеме выпускаемой продукции. Предложение в том случаеявляется неэластичным. Мгновенное изменение спроса — предложение неэластично.
2. Среднесрочныйпериод достаточен для расширения или сокращения производства на ужесуществующих производственных мощностях, но недостаточен для введения новыхмощностей. Эластичность предложения в этом случае повышается. Относительноменьшее изменение цены, чем в краткосрочном периоде. Производственные мощностипроизводителей и всей отрасли остаются неизменными.
3. Долгосрочныйпериод предполагает расширение или сокращение фирмой своих производственныхмощностей, а так же приток новых фирм в отрасль в случае расширения спроса илиуход при условии сокращения спроса на данную продукцию. Эластичностьпредложения будет выше, чем в двух предыдущих случаях.
Кроме этого, эластичностьпредложения товара зависит от структуры издержек на разных предприятиях,степени загрузки производственных мощностей, наличия свободной рабочей силы,быстроты перелива капитала из одной отрасли в другую.
Ценовая эластичностьпредложения имеет важное значение при определении налоговой политикиправительства. С помощью этого показателя можно определить, какую часть налогаот продажи реально выплачивает предприниматель (из своей прибыли), а какую —потребитель (соглашается на более высокую цену товара). Если предложениеэластичное, большая часть налога падает на потребителей, а если неэластичное —на производителей.
спроспредложение инфраструктура рынок1.5 Рыночная цена иее виды
В условиях свободногорынка взаимоотношение цена и ее виды собственников товаров и денег складываютсяестественным порядком и никем не регулируются. Рынок превращается в аренусвоеобразной экономической демократии, чем он решительно отличается от всякогонормированного распределения продуктов (по талонам и карточкам). В свободнойоценке товаров, учитывая их стоимость и полезность, участвуют все продавцы ипокупатели. Они проводят своего рода «голосование», но вместобюллетеней в ход идут рубли, доллары и иные деньги. Таким способом открываетсяили закрывается путь всякому продукту в сферу потребления. Итоги этогоголосования отражаются в рыночных ценах.[3]
Рыночная цена — этофактическая цена, которая определяется в соответствии со спросом и предложениемтоваров. В зависимости от разных условий купли-продажи благ и услугустанавливаются неодинаковые виды цен. Их можно классифицировать наопределенные основные группы.
С учетом способоврегулирования выделяются такие виды цен.
Свободные цены. Ониформируются в зависимости от состояния рынка и устанавливаются безгосударственного вмешательства, на основе свободной договоренности продавца ипокупателя.
Договорные иликонтрактные цены. Контрагенты устанавливают их по взаимному согласию до моментакупли-продажи товара. В контракте могут оговариваться не абсолютные величиныцен, а лишь верхний и нижний уровень их изменений. Допускается пересмотр ценвследствие инфляции и других оговоренных обстоятельств.
Регулируемые цены. Дляотдельных групп товаров государство устанавливает верхний предел цен, превышатькоторый запрещено. В условиях рыночной экономики такое управление ценамикасается жизненно важных товаров и услуг (стратегического сырья,энергоносителей, общественного транспорта, потребительских продуктов первойнеобходимости).
Государственные твердоустановленные цены. Государственные органы фиксируют такие цены в плановых ииных документах. Ни производители, ни продавцы не имеют права их изменять.
В зависимости от форм исфер торговли подразделяются следующие виды цен.
Оптовые, по которымтовары реализуются в оптовой торговле. В нашей стране по таким ценампредприятия-производители сбывают свою продукцию иным предприятиям или торговымпосредникам.
Розничные, по которым врозничной торговле продукты продаются потребителям.
Тарифы на услуги — цены(расценки), определяют уровень оплаты коммунальных и бытовых услуг, запользование телефоном, радио и др.
Биржевые и аукционныецены образуются на разных конкретных формах рынков, относящихся к типусвободного рынка.
Об их характере и способахобразования подробно поговорим в дальнейшем.
Цены мирового рынка — цены, которые: а) фактически установились на товары данной группы на всемирномрынке и б) признаны организациями, ведающими международной торговлей, наопределенный период.
Мы рассмотрели основныевиды реально действующих цен. Кроме государственной, твердо фиксированной цены,все другие их виды в той или иной мере имеют общее свойство — они изменяютсяпод воздействием конъюнктуры (стечения разных обстоятельств) рынка. В своюочередь, цены закономерно влияют на экономическое положение продавцов ипокупателей, их заинтересованность в купле-продаже товаров.
2. Структура рынка
Приступая к анализуструктуры рынка, следует заметить, что принципы ценообразования имеютуниверсальный характер, ибо на каждом рынке действуют законы спроса ипредложения, под влиянием которых складывается цена. В свою очередь цена влияетна спрос и предложение. Однако цена на различных рынках приобретает самыеразнообразные модифицированные формы. Если на любых товарных рынках действуетцена, то на рынке труда она приобретает форму заработной платы, на рынкекапиталов и денежном рынке — форму процента, на рынке земли — форму ренты.
Рынок в целомхарактеризуется весьма сложной структурой. Описание его структуры зависит отвыбранных критериев классификации. Наиболее важным критерием являетсяэкономическое назначение объектов рыночных отношений. В соответствии с даннымкритерием в национальном рынке можно выделить три основных вида рынков: потребительскихтоваров и услуг, факторов производства и финансовый.2.1 Рынок предметов потребления
Рынок потребительскихтоваров и услуг представляет собой сферу обращения, посредством которойреализуются товары народного потребления и услуги. Эта сфера обеспечиваетудовлетворение потребностей различных социальных групп, каждой семьи, каждогочеловека. Данный рынок наиболее подвержен колебаниям спроса и предложения,денежного обращения, инфляции. Здесь в наибольшей степени находят своепроявление вышеприведенные формы денежного обращения. Этот рынок оказываетнепосредственное воздействие на благосостояние различных слоев населения. Дляфункционирования рынка товаров и услуг требуется развитие оптовой и розничнойторговли, маркетинговых служб. В рамках рынка потребительских товаров и услугнеобходимо выделить рынок продовольственных товаров и рынок промышленных, илинепродовольственных товаров. Каждый из них обладает собствен-. ной спецификой всилу различий как сфер, их выпускающих, так и способов и форм их продвижения отпроизводства до потребителей. 2.2Рынок труда
Самое яркое, хотя,возможно, и не самое заметное проявление рыночной экономики — это рынок рабочейсилы. Его можно было бы назвать и рынком труда, но, согласно классикам, живойтруд сам по себе еще не обладает стоимостью.
Ею обладает рабочая сила,т.е. способность работника к труду. Однако, если не вдаваться вполитэкономические нюансы, термин «рынок труда» вполне приемлем.
Основой трудовых отношенийв условиях рынка рабочей силы является свободный, добровольно заключаемыйконтракт между работником и его нанимателем на условиях взаимного соглашения ив соответствии с действующим законодательством о труде. Наниматель вправе послеокончания контракта или при его нарушении работником принимать решение опродолжении или прекращении трудовых отношений. С социальных,морально-этических в этом есть нездоровое начало, но с экономических позицийэто целесообразно. Эффективной экономике более импонирует наличие избыточнойрабочей силы, побуждающей ценить труд, чем наличие избыточных рабочих мест,подавляющее заинтересованность в продуктивном труде в связи с легкойвозможностью сменить рабочее место. Так что правомерно говорить и о рынкерабочих мест.
Рынок труда или рабочейсилы находится в прямой связи с проблемой занятости. В условиях рыночныхотношений уровень трудовой занятости прежде всего соотношением спроса ипредложения рабочей силы. Известно, что рыночное равновесие достигается иподдерживается при некотором избытке предложения по отношению к спросу. Отсюдаимеет место безработица уровень которых изменяется в широких пределах, примерноот двух до пятнадцати процентов от числа занятых, в зависимости от состоянияэкономики и характера государственного регулирования процессов занятости.2.3 Рынок инвестиционных товаров
Другой составной частьюрынка факторов производства является рынок реального капитала; к нему следуетотнести прежде всего товары и услуги производственного назначения, или тстовары и услуги, которые непосредственно не предназначены для удовлетворенияпотребностей населения, но используются для решения задач по удовлетворениюпотребностей общества в необходимых благах. Для данного рынка характернаустойчивость производственных связей, крупномасштабность коммерческих операцийи долгосрочный характер отношений между партнерами, ибо, как правило, с этимрынком сопряжено решение проблем инвестиций, капитальных вложений.
К разновидности данноготипа рынка, по нашему мнению, следовало бы отнести продукцию научногопроизводства. В условиях НТП она становится определяющим фактором в отношениисовершенствования технологий; техники, систем организации и управленияхозяйственными и социально-экономическими процессами. Это тот рынок, длякоторого характерны самый высокоинтеллектуальный и творческий труд,сверхсовременные инвестиционные товары и материалы, а также с которым связанавысокая степень риска, особенно в области фундаментальных и прикладныхисследований. На этом рынке объектами купли-продажи являются патенты, лицензии,ноу-хау (знание и опыт), инжиниринг, опытные образцы и т.п. Многомерность имногоплановость воздействия продукции данного рынка на состояние и качествоинвестиционных товаров, рабочей силы, любых конечных товаров и услугобусловливает необходимость привлечения внимания к условиям функционированиясистемы образования, высшей школы и науки, которые в единстве с культурой,духовностью являются отправной точкой истинного социально-экономическогопрогресса.2.4 Информационный рынок
Этот рынок выступает вроли предвестника будущего состояния прочих рынков. Информационный рынокобъективно связан с обеспечением самых разнообразных и многоплановых сведений осостоянии дел на том или ином рынке, с целью принятия адекватных решений всоответствии со складывающейся ситуацией. Поэтому информационный рынок в прямомего функциональном назначении сводится к обеспечению хозяйственных субъектовсамой разнообразной информацией краткосрочного и среднесрочного характера.
При расширительнойтрактовке информационного рынка в него можно включить как одну из составныхчастей рынок научно-технической продукции. Однако подобная интеграция вряд липринесла бы пользу, так как рынок продукции научного производства — предвестникбудущего состояния прочих товарных рынков, включая информационный рынок в узкомсмысле этого слова. В долгосрочном плане не могут приниматься решения безинформации о достижениях в области науки и техники, без знания тенденций развитияразделения труда, рыночной ситуации.2.5 Рынок земли
Одним из структурныхподразделений рынка ресурсов является рынок земли. Под землей в данном случаепонимаются не просто земельные участки для сельскохозяйственного производства,строительства или других нужд, а и недра земли, полезные ископаемые. Поэтому нарынке земли встречаются представители и сельского хозяйства, и строительнойиндустрии, и промышленности прежде всего добывающих отраслей, и государственныхструктур. При этом было бы неправильно предполагать, что на данном рынкепроисходят сделки, связанные исключительно с куплей-продажей земли, т.е. спереходом права собственности на землю из одних рук в другие. Большинствосделок на данном рынке имеет совершенно иной характер: происходит передачаземли на определенный срок в аренду. В данном случае исключительное правособственности остается за собственником, который реализует экономическоеотношение владения посредством присвоения ренты. Новый хозяин — арендаторполучает лишь абсолютное право собственности на срок арендного соглашения, ноза это он вынужден ежегодно платить действительному собственнику ренту. Такимобразом, присвоение земельной ренты представляет собой экономическую формуреализации собственности на землю. Следовательно, на рынке земли рентавыступает своеобразной ценой земли.
Понимая содержаниеарендных отношений, связанных рентными платежами, можно с полным основаниемсказать, что, даже если в той или иной стране законодательно не закрепленоправо частной собственности на землю и устанавливается единая государственнаясобственность на нее, то это не значит, что в этой стране не может быть рынказемли. В данном случае единственным арендодателем выступает государство,которое передает землю либо в срочное, либо в бессрочное распоряжение, новсегда в той или иной форме взимает в государственный бюджет рентные платежи. Втаком случае в лице государства мы видим единственного «продавца», тогда как«покупателями» могут выступать любые хозяйственные субъекты — физические илиюридические лица.
2.6 Система финансов
Важное место в рыночнойэкономике занимает финансовая система. Под ней понимается система формирования,распределения и использования денежных ресурсов в процессе общественного воспроизводства.Финансовые ресурсы необходимы всем хозяйственным субъектам независимо от сферыдеятельности. Финансовые отношения пронизывают все уровни народного хозяйства.На микроуровне, т.е. на уровне непосредственно хозяйственных единиц, формируютсяи действуют финансовые фонды предприятий, отражающие движение денежных ресурсовпредприятия в различных формах (заработная плата, прибыль, налоги, кредиты).
На макроуровне, т.е. науровне национальной экономики, важную роль играют централизованные фонды финансовыхресурсов. Это — федеральные, региональные и местные бюджеты. При этомнеобходимо подчеркнуть, что бюджетные финансовые ресурсы не имеют рыночногохарактера. Бюджеты всех уровней, а также некоторые внебюджетные финансовыефонды образуются посредством безвозмездного (рынок предполагает непременнуювозмездность) изъятия части как доходов граждан, так и предпринимательскогодохода в виде налогов, отчислений, взносов и используются в соответствии сзадачами экономической и социальной политики страны путем бюджетныхассигнований. Эти ассигнования в конечном счете оказываются в руках тех илииных юридических или физических лиц, которые с полученными на безвозмезднойоснове денежными ресурсами опять-таки отправляются на рынок и предъявляют спросна необходимые им те или иные материальные или духовные блага.
Благодаря системегосударственных финансов происходит решение многих социально-экономическихпроблем, которые не могут быть решены с помощью рыночного механизма:обеспечения обороноспособности страны, развития образования, здравоохранения,науки, защиты окружающей среды и т.п. Важнейшим составным звеном системыгосударственных финансов является налоговая система, благодаря которойформируется доходная часть федеральных и местных бюджетов.2.7 Рынок ценных бумаг
Рынок ценных бумаг тесновзаимосвязан с рынком капитала, ибо он представляет реально существующийкапитал в титулах собственности — акциях, облигациях, векселях. Фактическипроисходит раздвоение капитала на реальный и фиктивный, каждый из которых,несмотря на взаимную предопределенность, получает самостоятельное движение,обращение. Реальный капитал — это фонды предприятий (здания и сооружения,машины и оборудование, сырье и материалы). Фиктивный капитал отражает реальныйкапитал в ценных бумагах; они получают хождение как самостоятельный товар иобладают, как и любой другой товар, ценой, которая называется курсом ценныхбумаг.
На рынке ценных бумагсуществуют две организационные формы: торговли этими бумагами: фондовые биржи,где обращаются ценные бумаги (главным образом акции) прежних выпусков, ивнебиржевой оборот, где идет первичное размещение новых эмиссий (выпусков)акций и облигаций, а также продаются и покупаются акции и облигации прошлыхвыпусков не самых крупных корпораций. Движение ценных бумаг вызывает переливкапиталов из одних производств и отраслей в другие на основе более выгодного ихвложения и, следовательно, структурные сдвиги в экономике.2.8 Денежный рынок
Особое место занимает денежныйрынок. Если на обычном товарном рынке деньги выполняют посредническую функцию вобмене товарами и выступают мерилом их цены, то на финансовом рынке они самистановятся полноправным товаром; при этом цена за их использование согласнозаконам рынка устанавливается на основе спроса и предложения. Она принимаетформу процента, т.е. дохода, получаемого за предоставленные в ссуду деньги.Предложение денег прежде всего формируется за счет сбережений населения, атакже накоплений предприятий и организаций. Причем предложение денегобусловлено стремлением их владельцев к получению процента. Следовательно,можно заключить, что предложение денег связано с наличием временно свободныхденежных средств. Спрос на деньги возникает у хозяйственных агентов, а также угосударства, когда собственных средств оказывается недостаточно дляфинансирования тех или иных социальных или хозяйственных проектов и программ.
Таким образом, денежныйрынок — это сфера, в которой соединяются два противоположных полюса иуравниваются их интересы. На одном полюсе концентрируются свободные денежныересурсы, на другом — испытывается их дефицит. Вступая в кредитную сделку, обестороны находят взаимное удовлетворение интересов: одни получают стольнеобходимые им денежные ресурсы, другие — доход в форме процента запредоставленную ссуду, которую к тому же через определенный срок им должныбудут вернуть заемщики.
Рынки можноклассифицировать и по другим критериям. В частности, по отраслевойпринадлежности продукта (рынки автомобилей, стали, нефти, компьютеров), похарактеру продаж (рынки оптовой и розничной торговли), по пространственномуразмещению (местный, региональный, национальный, мировой), по характеруконкуренции (совершенной и несовершенной конкуренции). Как ранее рассмотренныетипы рынков, так и эти их виды будут анализироваться по мере прохождения курсаэкономической теории.
3. Инфраструктура рынка
Инфраструктура рынкапредставляет собой комплекс отраслей, подотраслей и сфер деятельности, главнаязадача которых заключается в обеспечении бесперебойного функционированиярыночного механизма и непрерывности воспроизводственного процесса приреализации товаров и услуг на основе цен, достигаемых на рынке путем равновесияплатежного спроса и предложения. Развитая инфраструктура рынка создаетпредпосылки для ускорения оборачиваемости средств в экономике, а также процессареализации вновь созданной стоимости.[4] 3.1 Основныеэлементы инфраструктуры рынка
1. Рынок. В настоящеевремя сложилось огромное число различных видов рынка. Главное место среди нихотводится рынкам капиталов, валюты рынка ресурсов и труда. Кроме того,различают государственный, монопольный и свободный рынки.
На развитие рынка влияютследующие факторы:
- изменение уровняцен;
- маневрированиетоварными запасами;
- регулированиеденежных доходов потребителей.
Вместе с этим, в долгосрочномпериоде эти факторы зависят:
- динамикипроизводительности общественного труда и эффективности общественногопроизводства;
- уровняпропорциональности экономики в целом;
- изменения вструктуре личного потребления.
2. Торговля.
Инфраструктура рынкавключает в себя оптовую и розничную торговлю, торговые предприятия, аукционы,товарные биржи, ярмарки, коммерческие посреднические центры.
3. Рыночные институты —фондовые биржи, коммерческие банки, страховые агентства, аудиторские фирмы,биржи труда, юридические конторы, информационные центры, рекламные агентства,маркетинговые агентства.
Условно рыночнуюинфраструктуру можно подразделить по видам объединений субъектовинфраструктуры, главная задача которых заключается в обеспечениифункционирования рынка. Среди таких объединений выделяют:
- организационныеобъединения рыночной инфраструктуры — посреднические фирмы, биржи, оптовые,брокерские, дилерские и другие, коммерческие структуры крупных объединений,концернов, предприятия розничной и мелкооптовой и торговли;
-  материальнуюбазу рыночной инфраструктуры, это складское и тарное хозяйство, различныетранспортные логистические системы;
- информационныебазы рыночной инфраструктуры — информационные и справочные системы,классифицирующиеся по видам продукции, производителям и потребителям продукции
- кредитно-расчетнуюбазу – страховые и банковские учреждения, кредитные структуры;
- кадровую базу — специалисты различных квалификаций и специальностей, необходимые дляпредприятий и организаций;
- организации,осуществляющие обучение подготовку и переподготовку кадров определенныхспециальностей;
- органытрудоустройства;
- нормативно-правовуюбазу — нормы и правила регламентации отношений субъектов рыночного хозяйства впроцессе реализации товаров и услуг, гарантирующие на рынке правопорядок и учетинтересов общества.
Рыночная инфраструктураоблегчает проведение товарообменных операций и таким образом повышаетрезультативность работы всех структурных звеньев рыночной экономики. 3.2 Анализ структуры рынка
Нобелевский лауреат поэкономике Г.Саймон (США) опроверг считавшиеся ранее классическими вэкономической теории представления о фирме, как о рационально действующемпредприятии, целью которого является лишь максимизация прибыли. В его работахбыло установлено, что главным является не максимизация прибыли, а достижениеопределенного уровня или нормы прибыли, удержание определенной доли на рынке иопределенного уровня продаж.[5]
Рыночные исследованияявляются основой достижения таких целей, как реализация определенного объемапродаж, создание и выведение на рынок новых товаров, увеличение рыночной доли.Постановка этих целей предполагает, что речь идет о рынке конкретного товара. Впервую очередь необходимо остановиться на изучении товарной структуры рынка.Нужно определить, что и как необходимо исследовать и какие задачи должны бытьрешены.
Рыночные исследованиятребуются, если производитель товаров хочет сориентироваться относительнорынков, на которых он м реализовать свою продукцию, ифакторов, воздействующих на данные рынки. Производителей и маркетинговые службымногих предприятий интересует рынок сбыта продукции.
Комплексный подход крешению производственно-сбытовых проблем обеспечивает исследовательская и управленческаядеятельность маркетинга. Исследовательская деятельность — это всестороннийанализ факторов внешней и внутренней среды.
Комплексное исследованиевнешних факторов рынка (макросреда):
- маркетинговойсреды;
- совокупныххарактеристик рынка, конъюнктуры, прогнозов;
- спроса (выявлениеи изучение рыночных сегментов: индивидуальных и коллективных потребителей);
- конкуренции(выявление потенциальны и действующих конкурентов: анализ показателей ихдеятельности, целей, стратегии, слабых и сильных сторон);
- экономического итехнико-технологического состояния отрасли (подотрасли);
- общих условийсбытовой деятельности (развитие рыночной инфраструктуры: транспорт, хранение,переработка, система связи и т.д.).
Комплексное исследованиевнутренних факторов рынка (микросреда):
- показателейпроизводственно-сбытовой деятельности;
- тактики истратегии в товарной, ценовой, сбытовой, и коммуникационной политике;
- организационнойструктуры управления;
- производственныхиздержек;
- результатовфинансовой деятельности;
- направленийпроизводственно-сбытовой деятельности, включая диверсификацию;
- сильных и слабыхсторон деятельности предприятия для изыскания вариантов повышения эффективностии прибыльности операций.
Маркетинг пронизываетвсе сферы деятельности предприятия — управление, планирование, организациюпроизводства, финансы, сбыт, материально-техническое обеспечение, создаваямежду ними тесную организационно-функциональную связь. При этом ответственностьза выполнение функций маркетинга ложится на систему принятия управленческихрешений. Стержнем системы является непрерывный, циклический процесс приведениявозможностей предприятия в строгое соответствие с требованиями рынка по схеме:анализ — стратегия — реализация — регулирование — анализ.
Предметом исследованиярынков отдельных товаров является соотношение спроса и предложения этих товаровпри определенных социальных и экономических условиях.
Исследование любоготоварного рынка всегда исходит из существования на нем определенной проблемы инаправлено на ее решение. От этого зависит достижение намеченного результата ирациональность проведенных затрат.
Рыночные проблемы помасштабу можно разделить на общие и частные. Общие рыночные проблемыхарактеризуются нарушением соответствия между спросом и предложением в пределахвсего рынка, т.е. соответствия между общими размерами товарного предложения исовокупным платеже- способным спросом населения. В настоящее время общиерыночные проблемы являются результатом нарушения народнохозяйственныхпропорций, инфляции и миграции населения.
Частные рыночныепроблемы характеризуются несоответствием спроса и предложения на рынкеотдельных товаров. В их основе лежит несоответствие ассортимента и качествапредлагаемых товаров, структуры платежеспособного спроса населения, нарушениесоответствия спроса и предложения на различных территориях (республиках,экономических районах, городах).
Недостаточноконстатировать возникновение на том или ином товарном рынке проблемной ситуации- диспропорции между спросом и предложением. Следует поставить конкретныевопросы относительно причин возникшей ситуации с учетом факторов, определяющихразвитие спроса и предложения данного товара. От фиксации проблемы в ее общемвиде исследователь должен перейти к специфическим, частным проблемам и проанализироватьвозможность их решения.
Заключение
Рынок возникает вусловиях общественного разделения и экономической обособленноститоваропроизводителей. При этих условиях единственно возможной формой связистановится товарообмен, т.е. купля-продажа.
Рынок — это совокупностьэкономических отношений, возникающих по поводу купли-продажи товаров и услуг вденежной форме.
Рынок — это способкоординации действий экономических субъектов, обеспечивающих согласование ихэкономических интересов на основе ценовой системы и конкуренции.
Инфраструктура рынкаобеспечивает доведение готового товара до потребителя, снабжение производстваресурсами, распределение ресурсов и конечных товаров.
Рыночная система весьмаэффективна, т.к. способствует рациональному распределению экономическихресурсов, разработке и внедрению новых технологий в производство. Однакорыночная система не идеальна, она не может обеспечить полной занятости, решитьпроблему экологии, социальной защиты населения и многие другие проблемы.
Список литературы
1. Янова В.В.Экономика. Курс лекций: Учебное пособие для вузов, 2005 г.
2. Войтов А. Г.Экономика. Общий курс. 2003 г.
3. Седов В.В.Экономическая теория: В 2 ч. Ч. 1. Введение в экономическую теорию: Учеб.пособие / 2002.
4. Николаева Л.А., Черная И.П. Экономическая теория:Учебно-методическое пособие. — Владивосток: ВГУЭС, 1999
5. Радаев В.В.«Анализ рынков в современной экономической социологии»/2008 г.
6. Бродская Т.Г,Видяпин В.И. Учебное пособие по экономической теории/ 2008 г.
7. Экономическая теория под ред Грязновой А.Г, Чечелевой Т.В / 2005 г.
8. Е. Ф. Борисов,Курс лекций по экономической теории/ 1999 г.
9. Вестник Академииуправления № 3 2007 год www.tisbi.ru/
10. Нуреев Р. М. Курсмикроэкономики: Учебник для вузов./ 2002 г.
11. Кочетков А.А.Основы экономической теории М. 2004.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат 1. Понятие и структура общественного сектора
Реферат Древний Рим. Путь к мировому господству
Реферат Технология анализа конкурентов
Реферат Понятие коммереческого права
Реферат Экономическая эффективность отрасли мясного скотоводства в хозяйстве ТНВ "Дружба"
Реферат Методы оценки бизнеса в условиях слияния и поглощения
Реферат Ухилення від повернення виручки в іноземній валюті
Реферат Авиационное страхование 2
Реферат Правильный выбор марзана для бумагорезальной машины
Реферат Морфологічні особливості медулобластом мозочка
Реферат Семитские языки
Реферат Анализ внешнеэкономических связей России с развитыми странами
Реферат Изображение чиновников в комедии Ревизор и в поэме Мертвые души
Реферат Антология мировой философии: Антич­ность
Реферат «Отже, почнемо! Коли ми дочитаємо цю книжку до кінця, то будемо знати більше, ніж тепер»