Реферат по предмету "Экономика"


Рынок олигополии

Содержание:
I. Тема: Рынок олигополии… 3
1. Диагностирование степенимонополизации рынка… 3
2. Антимонопольное законодательство встранах с рыночной экономикой   5
3. Особенности антимонопольнойполитики в Республике Беларусь… 7
II. 1.Ответьте на следующие вопросы… 12
2. Задача 1… 14
3. Задача 2… 16
Список использованной литературы… 18

I. Тема: Рынок олигополии.
 
1. Диагностированиестепени монополизации рынка.
 
Таккак монополизация экономики наносит ущерб потребителю и ухудшает условияфункционирования экономики, то во всех странах существуют меры, направленные наборьбу с монополией. Но, прежде чем принять эти меры, необходимо определить,какие фирмы можно считать монополистами, какие рынки монополизированными.
В настоящее времясуществуют следующие подходы к определению монополизации экономики:
1) Уровень концентрации.В связи с этим подходом исследуется доля рынка, которая принадлежит 1,2,3фирмам. Рынок считается монополизированным, если доля крупных фирм превышаетопределенный показатель. Отрасли, в которых 4 фирмы контролируют более 75%рынка, считаются сильно концентрированными. В Германии одна фирма может владетьне более 30% рынка продукции, 2-3 фирмы – не более чем 50%. 4-5 – не более 70%.В России и Беларуси фирма считается монополистом, если она контролирует более30% объема продаж на рынке. Источником для определения уровня концентрацииявляются статистические данные об объеме производства и продаж на рынке за год.
2) ИндексГерфиндаля-Хиршмана. Он показывает степень монополизации рынка. Данныйпоказатель также основан на учете доли рынка, контролируемого фирмами,действующими на этом рынке. В этом случае необходимо определить долю рынка,которую контролирует каждая фирма
H = S12+ S22 + S32 + …+Sn2
Если на рынке одна фирма,то есть рынок чистой монополии, то этот показатель равен 10000 (1002).Считается, что рынок монополизирован, если индекс больше 1850.
При определении индексанеобходимо четко определяться с понятием отрасли, так как в зависимости оттрактовки отрасли можно рассчитать различные значения данного показателя.
3) ИндексЛернера показывает степень монопольной власти отдельной фирмы. Существуетнесколько методик расчета данного показателя:
/>= (Р — МС)/Р = />
Чем больше индексЛернера, тем выше монопольная власть фирмы, так как считается, что фирма можетувеличить объем прибыли, прежде всего, за счет роста цены, а цену она можетувеличить лишь в том случае, если занимает господствующее положение на рынке.
В настоящее времяантимонопольное законодательство представлено двумя направлениями:
1)   Против фирмы как структурной единицы. Первый подход означает контрольгосударственных органов над слияниями и поглощениями фирм, которые могутпривести к монополизации рынка. Увеличение размеров фирмы может осуществлятьсяс помощью концентрации и централизации производства и капитала.
Под концентрациейпонимают расширение фирмы за счет вложения собственных средств в производство. Централизацияпредполагает объединение нескольких фирм в одну добровольно или принудительно.Добровольное слияние фирм происходит за счет обмена акций или создания новойфирмы. Принудительное объединение означает, что более сильная фирма приобретаетконтрольный пакет акций более слабой фирмы и включает ее в свою структуру.
2)   Против отдельных действий фирмы, которые нарушают условия справедливойконкуренции. Антимонопольное законодательство запрещает и признаетнедействительными вступление в объединения, заключение и осуществление в любойформе соглашений между конкурирующими хозяйствующими субъектами, если это имеетцелью или результатом:
— раздел рынка потерриториальному признаку, по объему продаж или закупок, по ассортименту или покругу потребителей;
-   исключение или ограничение доступа на рынок другиххозяйствующих субъектов в качестве продавцов или покупателей;
-   необоснованное повышение, снижение цен на аукционах иторгах;
-   использование операций с ценными бумагами, кредитнымиресурсами, иностранной валютой для сохранения или усиления доминирующегоположения на рынке.
2. Антимонопольноезаконодательство в странах с рыночной экономикой.
Отсутствие рынка иконкуренции, политика гигантомании, бюрократические перекосы в управленииэкономикой, развитие ведомственности приводят к формированиюсверхмонополизированной системы. Так, в 1990 г. в СССР из 600 укрупненных товарных групп промышленной продукции по 219 группам доля одного крупнейшегопроизводителя превышала 50% общего производства данной продукции, а по 215товарным группам единственные крупнейшие производители монополизировали 100%общего объема производства.
Негативные последствиямонополизации экономики проявились в торможении использования результатов НТП,сужении номенклатуры и низком качестве выпускаемой продукции, необоснованномросте цен, сокращении производства, подрыве трудовой активности, нанесенииущерба окружающей среде.
Конкуренция есть наиболееэффективное средство достижения целей рыночной экономики. Монополизм,препятствуя конкуренции, подавляя ее, действует в обратном направлении. Чтобыизбежать отрицательных последствий монополизма, государство вмешивается врыночные процессы, используя антимонопольное регулирование. В него входят:
1)             административныйконтроль над монополизированными рынками;
2)             организационныймеханизм;
3)             антимонопольноезаконодательство.
Антимонопольныйконтроль монополизированных рынков объединяет способы воздействия на монополизированноепроизводство. Сюда входят финансовые санкции в случае нарушенияантимонопольного законодательства. Бывают случаи, когда фирма, уличенная всистематическом использовании методов нечестной конкуренции и проигравшаясудебный процесс, подвергается прямому расформированию.
Организационныймеханизмантимонопольного регулирования имеет своей целью профилактическими методамипротивостоять монополии. Не затрагивая монополию как форму производства,способы и методы такой политики государства нацелены на то, чтобы сделатьмонополистическое поведение для крупного бизнеса невыгодным. Среди такихметодов можно выделить регулирование таможенных пошлин, отмена количественныхквот, поддержка малого бизнеса, упрощения процедуры лицензирования, оптимизацияпроизводства, продукция которого может конкурировать с товарами монополий ит.д.
Наиболее эффективной иразвитой формой государственного регулирования монопольной власти является антимонопольноезаконодательство.
Антимонопольноезаконодательство- это нормативныеакты, определяющие организационно-правовые основы развития конкуренции, меры попредупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности инедобросовестной конкуренции. Такое законодательство в США называютантитрестовским законодательством. В этом плане наиболее известным являютсязаконы Шермана (1890 г.), Клейтона (1914), закон Селлера-Кефовера (1950 г.).
Антимонопольноезаконодательство объявляет вне закона ценовую дискриминацию покупателей, когдатакая дискриминация не оправдана разницей в издержках. Антитрестовскоезаконодательство запрещает приобретение акций конкурирующих корпораций, еслиэто может привести к ослаблению конкуренции. Законами запрещаются тайныесговоры, имеющие целью ограничение производства или торговли, объявляютсяпреступными попытки монополизировать какую-нибудь часть производства илиторговли.
Для защиты правпотребителей от монополистической деятельности и развития конкуренциизаконодательством запрещается: ограничивать или прекращать производствотоваров, а также производство и поставку сырья, материалов, комплектующихизделий без предварительного согласования с основными потребителями; сокращатьпоставку или задерживать реализацию товаров в целях создания, поддерживания илиувеличения дефицита и повышения цен. Запрещается понуждение потребителявключать в предмет договора ненужные ему товары, выставление другихпредварительных дискриминационных условий, запрещается прекращать илизадерживать поставки товаров или выполнение услуг в ответ на претензиипокупателя к качеству товаров.
В антимонопольномзаконодательстве устанавливаются формы предупреждения, ответственность икомпенсации в случае совершения запрещенных действий.
В целях ограничениямонополистической деятельности и поощрения конкуренции в странах с рыночнойэкономикой создаются государственные антимонопольные органы. В СШАантимонопольное регулирование осуществляют антитрестовское управлениеминистерства юстиции и Федеральная торговая компания, в Японии — комиссия посправедливым сделкам, во Франции — Совет по делам конкуренции. В РеспубликеБеларусь в 1992 году принят закон о противодействии монополистическойдеятельности и развитии конкуренции.
Антимонопольнаядеятельность — этопрямая поддержка предпринимательства и развития рыночной конкуренции вэкономике.
 
3. Особенностиантимонопольной политики в Республике Беларусь.
Антимонопольноезаконодательство можно определить как систему нормативных правовых актов,содержащую правила регулирования воспроизводства и содействия добросовестнойконкуренции, предотвращения, ограничения и пресечения монополистическойдеятельности и недобросовестной конкуренции.
Антимонопольноезаконодательство в Республике Беларусь состоит из:
КонституцииРеспублики Беларусь (статья 13), норм Гражданского кодекса Республики Беларусь,Закона от 10 декабря 1992 года № 2034—XII (в редакции Законов РеспубликиБеларусь от 10 января 2000 года № 364—З, от 2 декабря 2002 года № 154—З) «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции»; ЗаконаРеспублики Беларусь от 16 декабря 2002 года № 162—З «О естественных монополиях» и других актов законодательства, а также международных договоров, участницейкоторых является Республика Беларусь.
Актыантимонопольного законодательства Республики Беларусь действуют в соответствиис вертикальной иерархией норм о конкуренции и ограничении монополистическойдеятельности. Первое место в этой иерархии занимает Конституция РеспубликиБеларусь, имеющая высшую юридическую силу и прямое действие на всей территорииБеларуси.
Статья 13Конституции Республики Беларусь гарантирует всем равные права для осуществленияхозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом, гарантируетравную защиту и равные условия для развития всех форм собственности.Государство гарантирует всем равные возможности свободного использованияспособностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной закономэкономической деятельности. Государство осуществляет регулированиеэкономической деятельности в интересах человека и общества; обеспечиваетнаправление и координацию государственной и частной экономической деятельностив социальных целях.
Эти гарантиитесным образом связаны с основополагающими конституционными правами исвободами. Государство обязано не только провозгласить их («все равны передзаконом, и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту прав изаконных интересов») (статья 22), но и обеспечить условия для их практическойреализации в частноправовых и публичных отношениях.
Такимобразом, Конституция Республики Беларусь ориентирует законодателя, что закономможет быть запрещена социально опасная деятельность, в том числе экономическаядеятельность, которая направлена на монополизацию и недобросовестнуюконкуренцию. Но этот общий конституционный принцип здесь не конкретизирован.
Другое законодательствоРеспублики Беларусь содержит запрет конкретной экономической деятельности,которая направлена на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Вчастности, указанный запрет материализован в части 2 пункта 1 статьи 9 ГК,которая не допускает использование гражданских прав в целях ограниченияконкуренции, а также злоупотребления своим доминирующим положением на рынке.
Так, в статье3 Закона «О противодействии монополистической деятельности» предусмотрено, чтоон действует на всей территории Республики Беларусь и распространяется наотношения, в которых участвуют хозяйствующие субъекты, государственные органы,их должностные лица в процессе деятельности на товарных рынках. Он применяетсяк тем правоотношениям, в которых участвуют хозяйствующие субъекты,государственные органы, их должностные лица, которые имеют или могут иметьсвоими последствиями ограничение конкуренции на товарных рынках, в том числе врезультате совершения сделок с акциями (долями), приобретения имущественных паевыхвзносов в имущество кооперативов (паев), долей уставных фондов хозяйствующихсубъектов.
Отношения,связанные с монополистической деятельностью и недобросовестной конкуренцией нарынках ценных бумаг и финансовых услуг, за исключением случаев, когдаскладывающиеся на этих рынках отношения оказывают влияние на конкуренцию натоварных рынках, регулируются иными актами законодательства.
ПравилаЗакона «О противодействии монополистической деятельности» применяются котношениям, связанным с монополистической деятельностью на товарных рынках, гдетовары имеют ограниченную гражданскую оборотоспособность лишь постольку,поскольку иное не установлено законодательными актами, содержащими правовыенормы об обращении этих видов товаров, а также, если иное не определеносоответствующими нормами международного права.
Деятельностьхозяйствующих субъектов Республики Беларусь, занимающих доминирующее положениена товарных рынках других государств (групп государств, международныхорганизаций), а также хозяйствующих субъектов других государств, осуществляющихмонополистическую деятельность на товарных рынках или в отношении потребителей,хозяйствующих субъектов Республики Беларусь, регулируется на основании норм национальногоправа, а также норм международного права.
Доминирующееположение хозяйствующих субъектов Республики Беларусь на товарных рынках другихгосударств (групп государств, международных организаций) и хозяйствующихсубъектов других государств на товарных рынках Республики Беларусь определяетсяв соответствии с нормами международных договоров, действующих для РеспубликиБеларусь, и иными нормами международного права.
Положениястатьи 9 ГК являются, по сути, бланкетными (легальные определения понятий«конкуренция» и «доминирующее положение» и других приводятся в статье 1 Закона«О противодействии монополистической деятельности»). Их применение зависит отдефиниций и правил антимонопольного законодательства.
Например,понятие «доминирующее положение» раскрывается как «исключительное положениехозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке товара,не имеющего заменителей, либо взаимозаменяемых товаров, дающее ему (им)возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара насоответствующем товарном рынке или затруднять доступ на товарный рынок другимхозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующегосубъекта:
1) долякоторого на рынке определенного товара превышает предельную величину,установленную уполномоченным республиканским органом государственногоуправления, за исключением случаев осуществления государственной илиестественной монополии;
2) долякоторого на рынке определенного товара не превышает установленную предельнуювеличину, если уполномоченным республиканским органом государственногоуправления, исходя из стабильности доли хозяйствующего субъекта на товарномрынке относительно размера принадлежащих конкурирующим хозяйствующим субъектам(далее — конкуренты) долей на товарном рынке, возможности доступа на этот рынокновых конкурентов или иных критериев, характеризующих товарный рынок, будет установлено,что положение хозяйствующего субъекта является доминирующим». А понятие«конкуренция» как состязательность хозяйствующих субъектов, при которой ихсамостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из ниходносторонне воздействовать на общие условия обращения товаров насоответствующем товарном рынке. Недобросовестная конкуренция — любые,направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности,действия хозяйствующих субъектов, которые противоречат Закону «Опротиводействии монополистической деятельности», требованиям добросовестности иразумности и могут причинить или причинили убытки другим хозяйствующимсубъектам — конкурентам либо нанести ущерб их деловой репутации.
Реализациязапрета, предусмотренного статьей 9 ГК, осуществляется в судебном порядке. Вслучае несоблюдения этого запрета общий или хозяйственный суд вправе отказатьлицу в защите принадлежащего ему права.
Следующими виерархии нашего национального антимонопольного законодательства стоят названныевыше законы (Закон «О противодействии монополистической деятельности» и Закон«О естественных монополиях»).
Ключевоеместо среди них занимает Закон «О противодействии монополистическойдеятельности», который является первым белорусским антимонопольнымзаконодательным актом (первая его редакция была принята в декабре 1992 года). Внем содержится понятийный аппарат антимонопольного законодательства, положенияо функциях и компетенции антимонопольных органов, характеризуются основные видымонополистической деятельности и признаки составов нарушений антимонопольногозаконодательства, приводится система предупреждения, ограничения и пресечениямонополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, а также положенияо принятии, обжаловании и исполнении решений и предписаний антимонопольныхорганов.
Закон «Опротиводействии монополистической деятельности» по своим целям и методуправового регулирования содержит элементы как европейской моделиантимонопольного законодательства (основополагающий принцип — контроль зазлоупотреблениями рыночной властью), так и американской системы антитрестовогозаконодательства (принцип запрета монополий). Так, в статье 9 данного Законаустановлено, что в случае, когда положение на товарном рынке хозяйствующегосубъекта или нескольких хозяйствующих субъектов признается доминирующим,устанавливается специальный государственный контроль за объемом производства икачеством товаров, уровнем цен и иными показателями деятельности данного хозяйствующегосубъекта (субъектов) с целью установления факта злоупотребления такимположением.
Правовой иэкономической базой Закона «О противодействии монополистической деятельности»является структурно-регулятивный принцип. Это означает, что с помощью данногоЗакона государство предполагает комплексно решать возникающие в этой сферепроблемы: не только противодействовать происходящим противоправныммонополистическим проявлениям, но и предотвращать возникновение хозяйствующихсубъектов или организационных связей между ними, монополизирующих экономику инегативно влияющих на структуру рынка.
Многовнимания уделено в Законе «О противодействии монополистической деятельности»разнообразным формам недобросовестной конкуренции (статья 14). Например,запрещаются и признаются в установленном порядке неправомерными:
1) вседействия, способные вызвать смешение в отношении хозяйствующих субъектов,товаров или предпринимательской деятельности конкурентов (незаконноеиспользование хозяйствующим субъектом не принадлежащего ему фирменногонаименования, товарного знака (знака обслуживания) и так далее);
2)утверждения при осуществлении предпринимательской деятельности, способныедискредитировать хозяйствующий субъект, товары или предпринимательскуюдеятельность конкурента (распространение хозяйствующим субъектомнепосредственно или через других лиц в средствах массовой информации, рекламныхи иных изданиях, через любые электронные средства массовой информации и инымиспособами ложных, недостоверных, искаженных сведений о предпринимательскойдеятельности, финансовом состоянии, научно-технических и производственныхвозможностях, товарах конкурента и так далее);
3) указанияили утверждения при осуществлении предпринимательской деятельности, которыемогут ввести в заблуждение относительно характера, свойств, способа и местаизготовления, пригодности к применению или количества товаров конкурента, в томчисле осуществляемые посредством некорректного сравнения производимогохозяйствующим субъектом товара с товаром конкурента путем распространенияхозяйствующим субъектом в любой форме и любыми способами сведений, содержащихложные или неточные сопоставительные характеристики собственного товара итовара конкурента, способные повлиять на свободу выбора потребителя приприобретении товаров или заключении сделки;
4) действия,противоречащие требованиям Закона «О противодействии монополистическойдеятельности» и иных актов законодательства о конкуренции, при осуществлениипредпринимательской деятельности (призывы, обращения к другим хозяйствующим субъектамв целях бойкотирования или препятствования предпринимательской деятельностиконкурента, действующего на данном рынке или стремящегося в него вступить, итому подобное).
В Законе «Оестественных монополиях» указано, что естественная монополия — системаобщественных отношений, санкционированная государством, при которойудовлетворение спроса на товарном рынке эффективнее в отсутствие конкуренции всилу технологических особенностей производства (в связи с существеннымпонижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объемовего производства), а соответствующие товары не могут быть заменены впотреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке вменьшей степени зависит от изменения цены, чем спрос на другие товары (статья1).
Следовательно,запреты Закона «О противодействии монополистической деятельности» и его санкциимогут применяться и к субъектам естественных монополий, если последние нарушаютантимонопольное законодательство Республики Беларусь. Параллельно с этимдеятельность субъектов естественной монополии подвергается регулированию и всоответствии с Законом «О естественных монополиях». Можно отметить иопределенную общность форм и методов правового регулирования в этих Законах.
Нельзя незаметить и такого достоинства Закона «О естественных монополиях», какустановление судебного разрешения конфликтов между антимонопольнымгосударственным органом и субъектами естественных монополий.

II. Ответьте на следующие вопросы.
 
1. Предположим, чтокривая предельного продукта труда имеет постоянный наклон вниз. Может ликраткосрочная кривая предельных издержек в таком случае иметь наклон вниз,вверх ли U-образнуюформу?
Насколькобыстро затраты растут с увеличением объема производства, зависит от характерапроизводственного процесса и особенно от того, в какой степени ему присущаубывающая производительность переменных факторов производства. Предположим,фирма ведет производство с помощью двух факторов - капитала и труда, объемприменяемого капитала фиксирован в коротком периоде, и единственным переменнымфактором является труд. Чтобы произвести больше продукции, фирма должна нанятьбольше рабочих. Убывающая производительность переменного фактора означает, чтопредельный продукт труда уменьшается с каждым дополнительным рабочим. Как будутизменяться предельные затраты на единицу продукции? Мы знаем, что предельныезатраты равны изменению в величине переменных затрат при увеличении объемапроизводства на единицу. Пусть каждая единица труда стоит фирме одной и той жезаработной платы (W). Для увеличения объема производства на единицуфирме необходимо дополнительно ΔL единиц труда. Из этого следует,что
MC =ΔVC/ΔQ= W(ΔL / ΔQ)
Предельныйпродукт труда (MPL) - это приращение объема производства,вызванное увеличением на единицу количества труда. Поэтому дополнительноеколичество труда, необходимое для увеличения выпуска продукции на единицу,равно ΔL/ΔQ = 1/MPL. Отсюда
MC = W / MPL
Следовательно,если предельный продукт труда уменьшается, то предельные затраты производстваувеличиваются, и наоборот.
Таким образом, есликривая предельного продукта труда имеет постоянный наклон вниз, тократкосрочная кривая предельных издержек в таком случае имеет наклон вверх.
 
2. Когда вы принимаетемеры, чтобы избавить ваш сад от сорняков, вы приносите пользу своим соседям,уменьшая опасность того, что семена сорняков будут перенесены ветром к ним.Покажите, почему каждый садовод в дачном кооперативе будет вести борьбу ссорняками в объеме, меньшем эффективного.
Коллективное равновесие дляобщественных благ основано на положении, что потребители не скрывают сведений освоих предельных полезностях. Если такая информация не предоставляется, товозникает проблема «зайца», т.е. субъекты вносят средств на производствообщественных благ меньше, чем получают полезность от потребления этих благ. Онипоступают так в расчете на то, что другие субъекты внесут достаточно средствдля производства определенного объема данного блага.
Таким образом, каждыйсадовод в дачном кооперативе будет вести борьбу с сорняками в объеме, меньшемэффективного, надеясь на то, что эффективную борьбу с сорняками будут вести ихсоседи.
 
Задача 1.
Предельная полезностьмасло для горожанина зависит от его количества: Mum=40-5Qm.Предельная полезность хлеба для него равна: MUx=20-3Qx.Цена 1 кг масла – 5 ден. ед., цена одной буханки хлеба – 1 ден. ед. Общий доходгорожанина – 20 ден. ед. в неделю. Какое количество хлеба и масла в неделюпотребляет горожанин?
Решение:
Центральное место втеории потребления занимает концепция предельной полезности. Ее основыбыли разработаны в середине XIX в. Г. Госсеном и У. Джевонсом. Исходнымпонятием данной концепции является полезность — это способность благаудовлетворять одну или несколько потребностей человека. Или, другими словами, полезность– это то удовлетворение, которое получает потребитель в процессе использованияблага.
Полезность, которуюизвлекает потребитель из каждой дополнительной единицы потребленного блага,называется добавочной или предельной полезностью. Онаобозначается MU (marginal utility). Полезность каждой последующей единицы блага меньшеполезности предыдущей единицы. Уменьшение предельной полезности блага сувеличением потребляемого его количества называется законом убывающейпредельной полезности.
На потребительский выборнаряду с предпочтениями потребителя влияют его доход и цены на товары. Когдавыбор осуществляется из двух товаров А и В, то потребитель может приобрестилюбой набор товаров, который удовлетворяет следующему условию:
РаА + РвВ£ J ,
где Ра и Рв— цены товаров А и В;
А и Б — количество данныхтоваров;
J — доход потребителя.
Приведенное уравнениеотражает бюджетные ограничения потребителя.
В условиях рынкаосновными ограничителями потребительского выбора выступают цены товаров и доходпотребителя. В связи с этим значение имеет уже не только сама по себеполезность товара, но и ее соотношение с ценой данного товара. Такоесоотношение называют взвешенной предельной полезностью.
Условием максимизацииполезности является равенство взвешенных предельных полезностей: MU1/P1= MU2/Р2. Это и есть правило максимизации полезности.
Взвешенные предельныеполезности будут выглядеть следующим образом:Количество блага Предельная полезность масла (Mum) Предельная полезность хлеба (Mux/Px) Взвешенная предельная полезность масла (Mum/Pm) Взвешенная предельная полезность хлеба (Mux/Px) 40 20
8 20 1 35 17 7 17 2 30 14 6 14 3 25 11
5 11 4 20 8 4
8 5 15 5 3
5 6 10 2
2
2 7 5 1 8
Из условия максимизацииполезности равенство взвешенных предельных полезностей: MUm/Pm=MUx/Рx и учитывая бюджетное ограничение потребителяс доходом 20 денежных можно утверждать, что потребитель будет употреблять 3 кг. масла и 5 буханок хлеба, при этом его расходы составят 20 ден. ед.: 3*5+5*1=20(ден.ед.)
 
Задача 2.
Используя график,ответьте на следующие вопросы:
1. Будет ли фирмапроизводить товар в краткосрочном периоде при его цене 7 р.? Объясните почему.
2. Будет ли фирмапроизводить товар в краткосрочном периоде при цене товара 10 р.? Объяснитепочему.
3. Если цена составит 30р., получит ли фирма экономическую прибыль?
4. Предположим, что ценаравновесия в краткосрочном периоде 25 р. и общие постоянные издержки фирмысокращаются так же, как и для всех остальных фирм отрасли. Будут ли изменятьсяв краткосрочном периоде цена и равновесный объем производства отрасли врезультате этих изменений? Объясните почему.
Исходные данные:
Решение:
В зависимости от объёмапроизводства, издержки бывают:
1. Общие  (ТС) — показывает затраты фирмы на производство и реализацию всей произведённойпродукции. Они распадаются на общие постоянные (TFC) и общие переменные (TVC).
2. Средние (AC), которые показывает затраты напроизводство и реализацию единицы продукции. Распадаются средние издержки насредние постоянные (AFC) и средниепеременные (AVC).
3. Предельные издержки(МС) – это дополнительные затраты на производство и реализацию дополнительнойединицы продукции.
 
/>
Рисунок 2 – Поведениесредних и предельных издержек
Если МС АVС, то АVС, соответственно, будут увеличиваться.
Средние издержки вкраткосрочном периоде ведёт себя следующим образом: Средние постоянные издержки(AFC) по мере роста объема производстваубывают. Средние переменные издержки (AVC) первоначально убывают, а затем растут, что связывает с действием законаубывающей предельности производительности. АС первоначально убывает, так каксокращаются AFC и AVC, достигнув минимального размера начинают расти и чембольше объем производства, тем ближе значение АС и AVC
Предельные издержки (MC) первоначально убывают, а затемначинают возрастать, при этом они пересекают кривые AVC и AC вточках их минимальных значений. Такое поведение связывают с действием законаубывающей предельности производительности
1. Фирма не будетпроизводить товар в краткосрочном периоде при его цене 7 р., т.к. такая цена непокрывает даже минимальных средних переменных издержек (min AVC при P=8р.)
2. Фирма не будетпроизводить товар в краткосрочном периоде при его цене 10 р., т.к. хоть такаяцена и покрывает минимальные средние переменные издержки, однако она ниже, чемминимальные средние издержки (min AC при P=20 р.).
3. Если цена составит 30р., фирма получит экономическую прибыль, т.к. эта цена значительно вышеминимальных средних издержек (min AC при P=20 р.). При этом фирма должна выбратьтакой объем производства, при котором средние издержки не превышают 30 р. Фирмадолжна стремиться к объему производства, при котором АС минимальны: это 25 единицпродукции.
4. Если же ценаравновесия в краткосрочном периоде 25 р. и общие постоянные издержки фирмысокращаются так же, как и для всех остальных фирм отрасли, то в краткосрочномпериоде цена и равновесный объем производства отрасли будут изменяться.

Список использованнойлитературы.
 
1.        Гражданскийкодекс Республики Беларусь. – Мн.: Национальный центр правовой информацииРеспублики Беларусь, 2004
2.        Закон от 10 декабря 1992 года № 2034—XII (в редакции Законов Республики Беларусь от 10 января 2000 года № 364—З, от 2 декабря 2002 года № 154—З) «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции».
3.        Закон РеспубликиБеларусь от 16 декабря 2002 года № 162—З «О естественных монополиях».
4.        Гальперин В.М.,Игнатьев С.М. Микроэкономика. С-Пб.: Экономическая школа, 1998
5.        Добрынин А. И.Экономическая теория. М.: Инфра-М, 1999
6.        Микроэкономика:курс лекций. / Под ред. А.С.Головачев, И.В. Головачева, Э.А. Лутохина– 2-е изд.– Мн.: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2005
7.        Общаяэкономическая теория: Учебник. / Под общ. ред. В.И. Видяпина. М.: ПРОМО-Медиа,1995
8.        Теориянациональной экономики: Учебное пособие. В 3-х частях / Под ред. И.М.Лемешевского – Мн., 1994


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.